Научная статья на тему 'Интернационализация и этноконфессиональная социализация как превентивные механизмы преодоления межэтнических конфликтов осужденных'

Интернационализация и этноконфессиональная социализация как превентивные механизмы преодоления межэтнических конфликтов осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / CORRECTIONS / INTERETHNIC RELATIONS / ETHNIC CONFLICTS / INTERNATIONALIZATION / INTERNATIONALISM / LEGAL SOCIALIZATION / RESOCIALIZATION / ETHNIC SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиев Рафаиль Газизуллович, Гилязетдинов Марат Рамилевич

Исходя из противоречий практики межэтнических конфликтов, детерминированной неоднородным этническим и религиозным составом контингента осужденных, в статье актуализируется востребованность механизмов, позволяющих обеспечивать процесс мирного взаимодействия осужденных с разной этнической и религиозной идентичностью и предупреждать возникновение межэтнических конфликтов. Руководствуясь методологией дуализма, предполагающего соотношение парных категорий, авторами показано значение интернационализма как антипода этнонационализму и религиозной нетерпимости. В контексте динамики конфликтогенной практики межэтнических отношений выявлены закономерности конфликтогенности межэтнических отношений, обозначены основные тенденции и проблемы ресоциализации осужденных, представляющих различные этнические группы в органах и учреждениях ФСИН России. В рамках теории правовой социализации актуализируется роль ее этноконфессионального аспекта в решении задачи формирования этноконфессиональной толерантности осужденных и предупреждения межэтнических конфликтов в исправительных учреждениях. Отмечается значение этноконфессиональной толерантности для личного состава исправительного учреждения, призванного выступать проводником интернационального воспитания осужденных в рамках процесса их ресоциализации. Формулируется вывод о позитивной роли интернационализации и этноконфессиональной социализации в формировании позитивного этноконфессионального сознания как условия мирного межэтнического взаимодействия и потенциала гармоничного развития межэтнических отношений осужденных, а также их успешного включения в общественные отношения полиэтноконфессионального общества после их освобождения. В заключение авторы отмечают необходимость правовой институционализации идеи интернационализма как идеологической основы этноконфессиональной социализации осужденных в порядке дополнения правовых основ социализации и ресоциализации осужденных соответствующими правовыми нормами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONALIZATION AND ETHNOCONFESSIONAL SOCIALIZATION AS PREVENTIVE MECHANISMS FOR OVERCOMING INTERETHNICAL CONFLICTS OF CONVICTS

Based on the contradictions of the conflictogenic practice of interethnic relations, determined by the heterogeneous ethnic and religious composition of the contingent of convicts, the article actualizes the demand for mechanisms to ensure the process of peaceful interaction of convicts with different ethnic and religious identity and prevent the occurrence of interethnic conflicts. Guided by the methodology of dualism, involving the ratio of paired categories, the authors show the importance of internationalism as an antipode of ethno-nationalism and religious intolerance. In the context of the dynamics of the contentious practice of inter-ethnic relations, the regularities of conflict inter-ethnic relations, identified the main tendencies and problems of re-socialization of prisoners from different ethnic groups in the organs and institutions of the Federal penitentiary service of Russia. Within the framework of the theory of legal socialization the role of its ethno-confessional aspect in solving the problem of formation of ethno-confessional tolerance of convicts and prevention of interethnic conflicts is actualized. The importance of ethno-confessional tolerance for the personnel of the correctional institution, designed to act as a conductor of international education of convicts in the process of their resocialization, is noted. The conclusion is formulated about the positive role of internationalization and ethno-confessional socialization in the formation of positive ethno-confessional consciousness as a condition for peaceful interethnic interaction and the potential for harmonious development of interethnic relations of convicts, as well as their successful inclusion in social relations of a multi-ethnic and confessional society after their release. In conclusion, the authors note the need for the legal institutionalization of the idea of internationalism as the ideological basis of ethno-confessional socialization of convicts in order to supplement the fundamentals of socialization and re-socialization of convicted phenomena with legal norms.

Текст научной работы на тему «Интернационализация и этноконфессиональная социализация как превентивные механизмы преодоления межэтнических конфликтов осужденных»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

Валиев Рафаиль Газизуллович

кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, e-mail: raf.val.111@yandex.ru

Rafail' G. Valiev

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of theory and history of state and law, Kazan (Volga region) Federal University, Kremlevskaja str., 18, Kazan, Russia, 420008, e-mail: raf.val. 111 @yandex.ru

Гилязетдинов Марат Рамилевич

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Пермский институт ФСИН России, 614012, Россия, г. Пермь, ул. Карпинского, 125, аспирант кафедры теории и истории государства и права,

Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, e- mail:maratozz@mail.ru

Marat R. Gilyazetdinov

Lecturer of the Department of state and legal disciplines, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Karpinskogo str., 125, Perm, Russia, 614012, Post-graduate at the Department of theory and history of state and law,

Kazan (Volga region) Federal University, Kremlevskaja str., 18, Kazan, Russia, 420008, e-mail:maratozz@mail.ru

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация. Исходя из противоречий практики межэтнических конфликтов, детерминированной неоднородным этническим и религиозным составом контингента осужденных, в статье актуализируется востребованность механизмов, позволяющих обеспечивать процесс мирного взаимодействия осужденных с разной этнической и религиозной идентичностью и предупреждать возникновение межэтнических конфликтов.

Руководствуясь методологией дуализма, предполагающего соотношение парных категорий, авторами показано значение интернационализма как антипода этнонационализму и религиозной нетерпимости. В контексте динамики конфликтогенной практики межэтнических отношений выявлены закономерности конфликтогенности межэтнических отношений, обозначены основные тенденции и проблемы ресоциали-зации осужденных, представляющих различные этнические группы в органах и учреждениях ФСИН России.

В рамках теории правовой социализации актуализируется роль ее этноконфессионального аспекта в решении задачи формирования этноконфессиональной толерантности осужденных и предупреждения межэтнических конфликтов в исправительных учреждениях.

Отмечается значение этноконфессиональной толерантности для личного состава исправительного учреждения, призванного выступать проводником интернационального воспитания осужденных в рамках процесса их ресоциализации.

Формулируется вывод о позитивной роли интернационализации и этноконфессиональной социализации в формировании позитивного этноконфессионального сознания как условия мирного межэтнического взаимодействия и потенциала гармоничного развития межэтнических отношений осужденных, а также их успешного включения в общественные отношения полиэтноконфессионального общества после их освобождения.

В заключение авторы отмечают необходимость правовой институционализации идеи интернационализма как идеологической основы этноконфессиональной социализации осужденных в порядке дополнения правовых основ социализации и ресоциализации осужденных соответствующими правовыми нормами.

Ключевые слова: исправительные учреждения, межэтнические отношения, межэтнические конфликты, интернационализация, интернационализм, правовая социализация, ресоциализация, этноконфесси-ональная социализация.

© 2019 Валиев Р. Г., Гилязетдинов М. Р.

THE INTERNATIONALIZATION AND ETHNOCONFESSIONAL SOCIALIZATION AS PREVENTIVE MECHANISMS FOR OVERCOMING INTERETHNICAL CONFLICTS OF CONVICTS

Summary. Based on the contradictions of the conflictogenic practice of interethnic relations, determined by the heterogeneous ethnic and religious composition of the contingent of convicts, the article actualizes the demand for mechanisms to ensure the process of peaceful interaction of convicts with different ethnic and religious identity and prevent the occurrence of interethnic conflicts.

Guided by the methodology of dualism, involving the ratio of paired categories, the authors show the importance of internationalism as an antipode of ethno-nationalism and religious intolerance. In the context of the dynamics of the contentious practice of inter-ethnic relations, the regularities of conflict inter-ethnic relations, identified the main tendencies and problems of re-socialization of prisoners from different ethnic groups in the organs and institutions of the Federal penitentiary service of Russia.

Within the framework of the theory of legal socialization the role of its ethno-confessional aspect in solving the problem offormation of ethno-confessional tolerance of convicts and prevention of interethnic conflicts is actualized. The importance of ethno-confessional tolerance for the personnel of the correctional institution, designed to act as a conductor of international education of convicts in the process of their resocialization, is noted.

The conclusion is formulated about the positive role of internationalization and ethno-confessional socialization in the formation of positive ethno-confessional consciousness as a condition for peaceful interethnic interaction and the potential for harmonious development of interethnic relations of convicts, as well as their successful inclusion in social relations of a multi-ethnic and confessional society after their release.

In conclusion, the authors note the need for the legal institutionalization of the idea of internationalism as the ideological basis of ethno-confessional socialization of convicts in order to supplement the fundamentals of socialization and re-socialization of convicted phenomena with legal norms.

Keywords: corrections, inter-ethnic relations, ethnic conflicts, internationalization, internationalism, legal socialization, re-socialization, ethnic socialization.

Современное развитие исправительных учреждений (далее - ИУ) преисполнено всевозможными угрозами, предопределяющими усилия государства, Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), администрации органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, по поиску адекватных мер по их отражению и нейтрализации. Практика функционирования ИУ характеризуется определенными противоречиями, обусловленными неоднородностью этнического и религиозного состава спецконтингента. Эти противоречия представляют угрозу стабильности развития межэтнических отношений и безопасности ИУ в целом.

Одной из наиболее драматичных по своим последствиям для стабильности развития и безопасности исправительных учреждений является угроза межэтнических конфликтов. В исправительных учреждениях Российской Федерации, как впрочем, и во всем мире, система исполнения наказаний не предусматривает их содержание по этническому или конфессиональному принципу. В практике межэтнических отношений именно крайние формы этнического эгоизма, религиозного фанатизма и экстремизма оказываются непосредственной причиной межэтнических конфликтов или обретают значение конфликтогенного фактора развития межэтнических отношений. Такие тенденции обусловливают востребованность механизмов оптимизации современной правовой социализации, позволяющих обеспечивать процесс мирного сосуществования осужденных с разной этнической и религиозной идентичностью. Представляется, что в таких условиях актуальным механизмом преодоления межэтнических и религиозных конфликтов среди осужденных выступает интернациональное и этнокультурное воспитание осужденных в рамках единого процесса их правовой социализации и ресоциализации. С этой точки зрения является плодотворной идея интернационализации межэтнических отношений в этноконфессиональном аспекте правовой социализации и ресоциализации осужденных.

При этом мы исходим из того, что преодоление (преодолевать - одолевать, осиливать что-либо [1]) межэтнических и религиозных конфликтов среди осужденных - не одномоментный акт, а перманентный процесс, который может осуществляться в таких формах, как предупреждение (превенция), урегулирование и разрешение. В этом процессе, как представляется, могут использоваться превентивные и оперативные механизмы. Иными словами, «преодоление», как представляется, более широкая категория, охватывающая собой предупреждение, урегулирование и разрешение в качестве его элементов. В этом контексте интернационализация и этноконфессиональная социализация являются механизмами превентивного характера. Они рассчитаны на постепенное замещение этнического эгоцентризма и крайне радикальных форм религиозного сознания

осужденных межэтническим интернационализмом и этноконфессиональной толерантностью, которые являются составляющими правовой социализации, так как ресоциализация и социализация осужденных осуществляется в рамках правового режима.

Конфликтогенная природа этнически неоднородного состава контингента осужденных обусловлена его этнокультурной фрагментацией, которой характерны противоречия, обусловленные противоположностями языковой, этнокультурной и религиозной идентичности, негативными издержками которой выступают крайние формы этнического эгоцентризма. Исходя из обусловленности этнического эгоцентризма элементами общественного сознания, следует согласиться с тезисом о том, что этнический конфликт является результатом рациональной деятельности актора [2]. На наш взгляд, эмоции так или иначе опосредуют человеческое поведение и являются элементом его структуры. Они часто находят выражение в конфликтных действиях человека. И именно посредством юридических форм регулирования человеческого поведения эмоции управляются и контролируются, что в полной мере относится и к поведению осужденных. С этой точки зрения правовая социализация в случае межэтнических конфликтов может рассматриваться одной из мер профилактики в непрерывном процессе их преодоления.

Изучение динамики конфликтогенной практики межэтнических отношений позволяет обозначить некоторые закономерности, которые объясняют конфликтогенность межэтнических отношений. Одна из закономерностей связана с динамикой развития общественного сознания в условиях полиэтнического и поликонфессионального общества. В определенной мере конфликто-генность межэтнических отношений связана и с проявлениями дискриминационной этнополити-ческой практики. Этнополитическая практика свидетельствует о том, что проявления религиозной нетерпимости или языковой дискриминации могут иметь своим следствием этнокультурное размежевание по этническому и конфессиональному признаку. Как это ни парадоксально, но рост этнонационализма зависит и от развития либерально-демократических основ общественного развития как детерминанты этнического ренессанса. Формированию конфликтного потенциала этно-национализма способствует отсутствие механизмов единения и сплочения полиэтнического общества. Более того, поликонфессиональный характер общества является фактором разобщения представителей основных вероисповеданий.

В условиях неоднородного этнического состава спецконтингента исправительных учреждений одной из судьбоносных и непреходящих задач выступает предупреждение межэтнических конфликтов и обеспечение стабильности в развитии межэтнических отношений осужденных. Сегодня очевидна необходимость превентивных механизмов, способных обеспечить компромисс в развитии межэтнических отношений осужденных и предупредить возникновение межэтнических конфликтов. Один из таких механизмов предопределяется методологией дуализма, в котором исследование явления предполагает сравнительную характеристику его антипода. Для этнонациона-лизма таким антиподом является интернационализм. В этом контексте разработка проблемы межэтнических конфликтов и оптимизации межэтнических отношений предполагает использование метода дихотомии, предполагающего характеристику парных категорий - антиподов по их противоположным признакам.

Исходя из значимости интернационализации и его аксиологической сущности неизбежно возникает вопрос о содержании его понятия, которое может интерпретироваться в зависимости от тех целей, которые преследуют его интерпретаторы. Этимологический подход к интерпретации интернационализации позволяет увидеть природу данного феномена, связанную с контекстом эт-нополитической практики.

Интернационализация генетически связана с интернационализмом, который выступает антиподом национализма. Поэтому сущность интернационализации нельзя рассматривать без обращения к категориям «интернационализм» и «национализм». Содержание интернационализма как принципа межэтнического взаимодействия образуют следующие требования: равенство и свобода этносов; непримиримость к великодержавному шовинизму и всякой форме этнической дискриминации, этнического превосходства; дружба и взаимное уважение в межэтнических взаимоотношениях. Позитивное в интернационализме то, что он предполагает единство различных этносов. Интернационализм может рассматриваться как результат интернационализации и как принцип или идеология этнополитики, ориентированные на интернационализацию полиэтнического сообщества. Для целей настоящего исследования представляется логичным исходить из идеологического аспекта трактовки интернационализма, в рамках которого он представляет идеологию и политику, провозглашающую равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным этносам или нациям. Критический подход к оценке понятия интернационализма

позволяет актуализировать его восприятие в современном аспекте как цивилизационной формы развития отношений между этносами.

Интернационализм является антиподом национализма. В словаре С. И. Ожегова «национализм» определяется как «...идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.» [3, с. 396]. Поэтому в этнически моногенном обществе явление национализма вряд ли актуально. Тем не менее Г. Кон определяет национализм с точки зрения этатиста как «состояние ума, при котором индивид ощущает свою высшую преданность национальному государству» [4, с. 9]. Следует отметить, что актуализация национализма в полиэтнических обществах предстает в форме этнонационализма. Именно в полиэтнических обществах имеется основание для сравнительного восприятия одних культур наряду с другими, вследствие которого могут иметь место критические оценки и суждения, входящие в содержание понятия этнонационализма. В отличие от проявлений в этнически моногенном обществе национализм в полиэтническом обществе характеризуется конфликтогенным потенциалом, что актуализирует востребованность этнополитических механизмов его долговременной профилактики. Указанные проявления конфликтогенности этнонационализма в полной мере аналогичны применительно к условиям ИУ с этнически разнородным составом спецконтингента.

Динамика конфликтогенной практики межэтнического взаимодействия осужденных предполагает меры по оптимизации межэтнических отношений, выражающейся в поиске и реализации наиболее благоприятных вариантов взаимодействия в этническом контексте, что является важной задачей государственного управления для любого полиэтнического государства [5]. Одним из таких исключительно актуальных вариантов оптимизации, на наш взгляд, выступает исторически апробированная идея интернационализации межэтнических отношений.

Одна из основных целей наказания, предусмотренная п. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, - «исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений» [6]. Эта цель достигается в процессе решения задачи воспитания осужденных в духе уважительного отношения к правам и свободам других граждан. Она реализуется в рамках деятельности по правовой социализации и ресоциализации осужденных. В качестве одного из важнейших направлений социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными, предусмотренных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года», называется «совершенствование духовно-нравственного воспитания осужденных, развитие у осужденных стремления к общественно полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения» [7]. Концепция содержит в себе довольно большой набор форм, приемов и методов ресоциализации осужденных. Приказ Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» [8] разъясняет порядок и процедуру организации как общей, так и индивидуальной профилактики правонарушений среди всех категорий осужденных. Однако он не содержит в себе норм, касающихся превентивных мер по профилактике межэтнических конфликтов как особой формы конфликта в исправительных учреждениях. Таким образом, в системе мер духовно-нравственного воспитания и профилактики правонарушений среди осужденных отсутствует такое направление деятельности, которое было бы ориентировано на преодоление духовно-нравственных причин межэтнических конфликтов. Между тем совершенствование духовно-нравственного воспитания осужденных в условиях этно-конфессионального многообразия контингента осужденных невозможно без такой составляющей, как их этноконфессиональная социализация и ресоциализация, предполагающая формирование этноконфессиональной толерантности. Этнически неоднородный состав контингента и межэтнические конфликты среди осужденных обусловливают актуальность этноконфессионального аспекта в решении задачи их правовой социализации и формирования этноконфессиональной толерантности как факторов предупреждения межэтнических конфликтов. Представляется, что на роль судьбоносной составляющей правовой социализации осужденных с разной этнической и религиозной идентичностью может претендовать принцип интернационализма и интернационализации этноконфессионального сознания осужденных.

Актуализация интернационализма как принципа межэтнического взаимодействия осужденных имеет позитивное значение вследствие ее ориентированности на дружественный характер межэтнических отношений и толерантность по отношению к представителям иных этносов и вероисповеданий. Такой опыт имел место в условиях функционирования ИТУ в эпоху их советского развития. Идея интернационализма была возведена в ранг государственной политики и выступала в качестве объединяющей идеи, которая сплачивала и объединяла народы бывшего СССР.

Между этнонациональным и интернациональным сознанием этносов существует продуктивная корреляция, имеющая результатом интернационально просвещенный уровень этнической идентичности личности. При этом этнонациональное сознание отражается в интернациональном, но не теряет своей идентичности. «Каждая национальная общность в процессе интернационализации усваивает инонациональное (свойственное другой общности), а также возникшее интернациональное, превращая их из внешнего условия развития во внутреннее, национальное содержание» [9, с. 9]. Советская практика интернационализации имела значение фактора интеграции полиэтнического общества. В этом имеется важный смысл - соподчинение общенациональным интересам этнических интересов позволяло преодолеть противоречия межэтнического взаимодействия, обусловленные этнокультурными различиями.

Концепция интернационализации в современной ситуации имеет более широкий контент [10]. По замечанию Найт, «ключевым элементом интернационализации является идея отношений между нациями или культурными идентичностями, подразумевая сохранение национального государства и культуры» [11]. В таком контексте феномен интернационализации имеет все основания быть рассмотренным в качестве важнейшей детерминанты цивилизованного этнонационального правосознания. Действительно, развитие межэтнических отношений зависит от уровня развития этнического сознания, индивидуальных взглядов и убеждений личности. Поэтому важно то, какими эти взгляды и убеждения формируются. Очевидно, если в сознании у людей «нездоровый» национализм, неприязнь по отношению к представителям других этносов, то склонность к провокациям на межэтнической основе и межэтническим конфликтам у таких людей будет достаточно высокой. Поэтому в вопросах этнокультурного взаимодействия этносов нужна толерантность, основанная на просвещенности в знании принципов равенства и равноправия, права на самоопределение народов, свободы языка общения и других идейных начал, образующих правовую основу интернационализации. Формирование интернациональной культуры предполагает воспитание интернационально мыслящей элиты и граждан на основе ценностей добра, коллективизма, глубокого уважения к этническим и конфессиональным началам культуры этносов. Этому призваны способствовать этнополитические институты гражданского общества и государства, призванные выступать агентами - проводниками интернациональной социализации.

Таким образом, проблема межэтнических конфликтов предопределяет иное содержание понятия интернационализации - этноконфессиональную социализацию и этнокультурную толерантность.

Именно в таком ракурсе, как представляется, интернационализация имеет прикладное значение для оптимизации межэтнического взаимодействия и преодоления проблемы межэтнических конфликтов среди осужденных. В таком контексте интернационализация может стать основой для нового вектора правовой социализации этнически неоднородного состава контингента осужденных. С этой точки зрения в решении задачи формирования толерантности и предупреждения межэтнических конфликтов представляется актуальным этноконфессиональный аспект ресоциализа-ции спецконтингента, содержащегося в ИУ. В свете изложенного аспекта проблематики представляется актуальной идея интернационализации как судьбоносной составляющей этноконфессио-нальной социализации осужденных и фактора стабильности в развитии межэтнических отношений в системе ИУ.

Правовая социализация является важнейшей составляющей в проблеме органичного включения осужденных в систему действующего правопорядка. Она представляет собой «специфический процесс усвоения индивидом правовых норм и ценностей, правовой культуры окружающей среды, вхождение его в эту среду, то есть процесс правового становления личности посредством правового воспитания, изменения и развития ее предметно-практической деятельности» [12, с. 104]. «Главное в правовой социализации - это то, что через этот процесс человек усваивает правовой порядок и учится жить в контексте этого порядка» [13, с. 121]. В таком аспекте понимания правовой социализации деятельность администрации ИУ должна ориентироваться на формирование и поддержание такой социализационной системы, которая обеспечивает формирование законопослушного поведения спецконтингента. Именно в таком аспекте представляется востребованным осмысление проблемы этноконфессиональной социализации осужденных.

Одним из путей укрепления толерантного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям является воспитание этнокультурной толерантности, основанной на уважении законов, норм морали и традиций представителей других этнических групп. В рамках этноконфес-сиональной социализации воспитательная политика может быть ориентирована на опережение конфликтов и их предупреждение. Основной причиной конфликтогенности этнополитической ситуации в ИУ остается вопрос размещения осужденных в режимных помещениях без учета их

этнической или, что чаще всего, конфессиональной принадлежности. Среди факторов, способных дестабилизировать ситуацию и обострить межэтнические отношения, основную роль играют проблемы различного вероисповедания, языка и религиозных ритуалов осужденных, содержащихся в одной камере. Как отмечают С. А. Бажанов и Е. Л. Плющева, «согласно свидетельствам осужденных, конфликты между ними на национальной почве завершаются не только ссорами (27,8 % ответов), но и драками (6,1 %), а в отдельных случаях даже убийством (1,6 %)» [14].

В условиях фактической невозможности размещения осужденных в камерах по этническому или религиозному принципу, на наш взгляд, целесообразным может стать механизм их интернационализации. В рамках его реализации можно предусматривать как групповую, так и индивидуальную формы работы с осужденными. Так, она может выражаться в регулярном чтении лекций, посвященных истории совместного сосуществования этносов, принципам равенства и равноправия всех граждан вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности. Для этой цели целесообразно на регулярной основе привлекать представителей институтов гражданского общества и религиозных конфессий. Эффективным представляется проведение различных групповых тренингов с этнически неоднородным контингентом ИУ, посвященным этнотолерантности, и содержащим в себе выполнение различных творческих работ в составе межэтнической группы. Это могут быть дискуссионные занятия, которые должны проходить в доверительной и невластной форме. На уровне индивидуальной работы воспитательными отделами учреждений возможны регулярные беседы с каждым из осужденных.

Этноконфессиональная социализация, на наш взгляд, должна иметь непреходящий характер, то есть осуществляться на протяжении всего срока заключения осужденного и иметь своим результатом его превращение в толерантную личность. В таком ракурсе интернационализация способна обеспечивать позитивную, интернациональную межэтническую коммуникацию с представителями иных этносов и вероисповеданий. Однако это требует от личного состава ИУ адекватного уровня толерантности. В рамках этноконфессиональной социализации осужденных и проведения профилактики межэтнических конфликтов между ними большое значение играет уровень социализированности и общекультурного развития персонала ИУ. Персонал исправительного учреждения на собственном примере должен прививать осужденному уважение к другим этническим и конфессиональным группам как равноправным по отношению друг к другу вне зависимости от расы, религии или языка. Для этого сотрудник должен обладать достаточным уровнем эт-ноконфессиональной толерантности и уважительно относиться к этнокультурным особенностям осужденного, его вероисповеданию. В условиях изоляции представители малых этнических групп в результате внешнего воздействия могут замкнуться в себе и начать относиться к представителям другим этническим групп враждебно. Поэтому просвещенность в вопросах интернационального воспитания как элемента этноконфессиональной социализации во многом актуальна и для личного состава ИУ. В противном случае эффект от механизма этноконфессиональной интернационализации будет низким. Все это повысит эффективность исправления осужденных и потенциал их правовой культуры, тем самым понизив уровень межэтнических противоречий, влияющих на оперативную обстановку в ИУ.

На сегодняшний день основы правовой социализации и ресоциализации осужденных закреплены в главах 14, 15 и 22 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [15], а также подзаконных нормативных правовых актах. Все организационные правосоциализирующие мероприятия находятся в компетенции администрации органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. В рамках воспитательной работы за 6 месяцев до освобождения с осужденными организуются постоянные мероприятия по их социальной адаптации в обществе. В этот период ведется активная работа всех заинтересованных подразделений ИУ, способствующая формированию у осужденных законопослушного поведения. Кроме того, согласно Приказу Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262 «Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» сотрудники группы социальной защиты осужденных УИС «с первых дней пребывания осужденных в исправительных учреждениях имеют право осуществлять деятельность, направленную на их подготовку к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и трудовых навыков» [16]. Вместе с тем существующий механизм ресоциализации осужденных не в полной мере способствует социальной адаптации осужденных в обществе. Он не содержит каких-либо мер по решению задачи формирования этноконфессиональной толерантности осужденных и предупреждения межэтнических конфликтов. Между тем формирование у осужденных законопослушного поведения в немалой степени зависит и от решения данной задачи. Поэтому существует потребность в дополнении правовых основ социализации и ресоциализации осужденных соответствующими правовыми

нормами. Правовая институционализация интернационализации и этноконфессиональной социализации как элементов механизма правовой социализации и ресоциализации в определенной мере могла бы, на наш взгляд, способствовать не только преодолению межэтнических конфликтов осужденных и последующей их профилактики в исправительных учреждениях, но и адаптации осужденных в обществе.

Таким образом, исследование позволило выявить пенитенциарную ценность интернационализации и этноконфессиональной социализации в решении задачи преодоления кофликтогенно-го характера развития межэтнических отношений в системе исправительных учреждений ФСИН России. Интернационализация и этноконфессиональная социализация способны противостоять этнокультурному размежеванию и выступать превентивными механизмами противодействия межэтническим конфликтам среди осужденных.

Исследование может служить теоретической основой практической актуализации правовых основ интернационализации и этноконфессиональной социализации как превентивных механизмов преодоления межэтнических конфликтов осужденных. Реализация интернационализации предполагает правовую институционализацию идеи интернационализма как идеологической основы этноконфессиональной социализации осужденных.

Библиографический список

1. Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: // https://gufo.me/dict/ efremova/ (дата обращения: 05.07.2019).

2. Williams D. How Useful are the Main Existing Theories of Ethnic Conflict? // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. Vol 4. 2015. № 1. P. 147-151.

3. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: // https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ogegova (дата обращения: 05.05.2019)

4. Kohn H. Nationalism: Its Meaning and History. Princeton: Von Nostrand, 1955. 192 p.

5. Allahverdiev Kenan National development strategy and ethnopolitical security in the age of globalization // The Caucasus & Globalization. 2008. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/national-development-strategy-and-ethnopolitical-security-in-the-age-of-globalization (дата обращения: 21.05.2019)

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2019).

7. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.05.2019).

8. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 (зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28535) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 05.05.2019).

9. Попков Ю. В. Интернационализация как рефлексия национально-культурных общностей // Вопросы культурологии. 2007. № 4. С. 8-10.

10. Internationalization of Ethnic Conflicts and Impact on Regional and International Security [Электронный ресурс]. URL: www.omicsonline.org/open-access/internationalization-of-ethnic-conflicts-and-impact-on-regional-and-international-security-2332-0761-1000312-97431.html (дата обращения: 29.08.2018).

11. Knight J. Issues and Trends in Internationalisation: A Comparative Perspective // A New World of Knowledge: Canadian Universities and Globalisation. In S. Bond, J.-P. Lemasson (eds.). Ottawa: International Development Research Center, 1999. Р. 201-238.

12. Бабенко А. Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. № 2. С. 104-106.

13. Валиев Р. Г. Политическая и правовая социализация // Взаимодействие политики и права / науч. ред. и сост. Ю. С. Решетов. Казань: Казан. гос. ун-т, 2009. С. 95-133.

14. Бажанов С. А., Плющева Е. Л. Предупреждение межэтнических конфликтов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/76481-preduprezhdenie-mezhehtnicheskikh-konfliktov-ispravitelnykh-uchrezhdeniyakh-ugolovno-ispolnitelnoj (дата обращения: 21.05.2019).

15. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2019).

16. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 30.12.2005 № 262 [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 08.05.2019).

References

1. Tolkovyj slovar' Efremovoj [Efremova explanatory dictionary]. URL: https://gufo.me/dict/ efremova/ (Accessed: 05.07.2019) [in Russian].

2. Williams D.How Useful are the Main Existing Theories of Ethnic Conflict? Academic Journal of Interdisciplinary Studies. Vol. 4. 2015, no. 1, pp. 147-151 [in English].

3. Tolkovyj slovar' Ozhegova [Ozhegov's explanatory dictionary]. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ogegova (Accessed: 05.05.2019) [in Russian].

4. Kohn H. Nationalism: Its Meaning and History. Princeton: Von Nostrand, 1955, 192 p. [in English].

5. Allahverdiev Kenan National development strategy and ethnopolitical security in the age of globalization The Caucasus & Globalization. 2008, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/national-development-strategy-and-ethnopolitical-security-in-the-age-of-globalization (Accessed: 21.05.2019) [in English].

6. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996, no. 63-FZ [Criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996, no. 63-FZ]. URL: https://www.pravo.gov.ru (Accessed: 15.05.2019) [in Russian].

7. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy RF do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14 oktyabrya 2010 g., no. 1772-r [About the statement of the Concept of development of criminal and Executive system of the Russian Federation till 2020: the Order of the Government of the Russian Federation of October 14, 2010, no. 1772-p]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 17.05.2019) [in Russian].

8. Ob utverzhdenii Instrukcii po profilaktike pravonarushenij sredi lic, soderzhashchihsya v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Prikaz Minyusta Rossii ot 20.05.2013, no. 72 (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 27.05.2013, no. 28535) [On approval of Instruction on prevention of offenses among persons held in institutions of criminal-Executive system: the Order of the Ministry of justice of Russia from 20.05.2013, no. 72 (registered in Ministry of justice of Russia 27.05.2013, no. 28535)]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 05.05.2019) [in Russian].

9. Popkov Ju. V. Internacionalizacija kak refleksija nacional'no-kul'turnyh obshhnostej [Internationalization as a reflection of national-cultural communities]. Voprosy kul'turologii [Cultural studies issues], 2007, no. 4, pp. 8-10 [in Russian].

10. Internationalization of Ethnic Conflicts and Impact on Regional and International Security. URL: www.omicsonline.org/open-access/internationalization-of-ethnic-conflicts-and-impact-on-regional-and-international-security-2332-0761-1000312-97431.html (Accessed: 29.08.2018) [in English].

11. Knight J. Issues and Trends in Internationalisation: A Comparative Perspective. A New World of Knowledge: Canadian Universities and Globalisation. In S. Bond, J.-P. Lemasson (eds.). Ottawa: International Development Research Center, 1999, pp. 201-238 [in English].

12. Babenko A. N. Pravovaja socializacija kak process osvoenija pravovyh cennostej [Legal socialization as a process of mastering legal values]. Gosudarstvo i pravo [State and law], 2005, no. 2, pp. 104-106 [in Russian].

13. Valiev R. G. Politicheskaja i pravovaja socializacija [Political and legal socialization]. Vzaimodejstviepolitiki iprava [Interaction of politics and law]. Kazan, 2009, pp. 95-133 [in Russian].

14. Bazhanov S. A., Pljushheva E. L. Preduprezhdenie mezhjetnicheskih konfliktov v ispravitel'nyh uchrezhdenijah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii [Prevention of interethnic conflicts in correctional institutions of the Russian penal system]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/76481-preduprezhdenie-mezhehtnicheskikh-konfliktov-ispravitelnykh- uchrezhdeniyakh-ugolovno-ispolnitelnoj (Accessed: 21.05.2019) [in Russian].

15. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997, no. 1-FZ [Criminal Executive code of the Russian Federation of 08.01.1997, no. 1-FZ]. URL: https://www.pravo.gov.ru (Accessed: 15.05.2019) [in Russian].

16. Ob utverzhdenii Polozheniya o gruppe social'noj zashchity osuzhdennyh ispravitel'nogo uchrezhdeniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: Prikaz Minyusta Rossii ot 30.12.2005, no. 262 [On approval of the Regulations on the social protection of convicted persons correctional institutions criminal-Executive system: the Order of the Ministry of justice of Russia dated 30.12.2005, no. 262]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 08.05.2019) [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.