Научная статья на тему 'ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПУТИ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПУТИ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ОТЧИЗНА / РОДИНА / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кесамирова Саодат Рустамовна

В данной статье, на основе теоретического и фактического материала, раскрываются пути и средства интернационалистского воспитания студенческой молодёжи в педагогических вузах. Успешное формирование и подготовка интернационалиста требуют нового мышления, знания и понимания особенностей патриотизма, национализма, интернационализма, их отличительных качеств и взаимосвязи. Успех воспитания, который нашёл отражение в данной статье, зависит от интернационалистского сознания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIST EDUCATION: WAYS AND MEANS OF IMPROVING

In this article on the theoretical and factual material reveals the ways and the means of internationalist education of the students in pedagogical institutes. The successful formation and training of internationalist requires new thinking, knowledge and understanding of patriotism, nationalism, internationalism, their distinctive characteristics and relationships. The success of education depends on internationalist consciousness, which is reflected in this article.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПУТИ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

5. Стресс и тревога в спорте [Текст] / сост. Ю. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983.- 170 с.

6. Тревога и тревожность [Текст] / сост. и общая редакция В.И. Остапова. - СПб.: Питер,

2001. - 256 с.

АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

В статье рассматриваются причины возникновения ситуативной тревож-ности старшеклассников в процессе их публичных выступлений. Приводится анализ данных литературного обзора об особенностях психолого- педагогических и социальных причин тревожности старшеклассников. Обобщены результаты опытно-экспериментальной работы автора.

Ключевые слова: страх, тревога, тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность, подросток, старшеклассник, публичные выступления.

ANALYSIS OF THE SENIOR PUPILS' SITUATIONAL ANXIETY CAUSES IN THEIR PUBLIC APPEARANCE

This article is dealt with the causes of senior pupils' situational anxiety in their public appearance. The analysis of literature review data about the peculiarities of psycho-pedagogical and social causes of senior pupils' anxiety is presented. The results of the author's research and experimental work are summarized as well as.

Keywords: fear, anxiety, situational anxiety, personal anxiety, teenager, senior pupil, public appearance.

Сведения об авторе: Челеби Маруф, соискатель Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, директор Международной школы Душанбе, e-mail: director@dis.tj

About а^^г: Celebi Maruf, researcher of the Tajik State Pedagogical University named after S. Aim, director of the Dushanbe International School

ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПУТИ И СРЕДСТВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Кесамирова С. Р.

Таджикский государственный институт языков имени С. Улугзода

В многогранной деятельности вуза по воспитанию студенческой молодёжи особое место занимает интернационалистское воспитание, которое берёт своё начало в национальных, патриотических традициях многих народов. Та форма работы, которая существует на современном этапе в вузе, себя исчерпала. Сегодня возникает необходимость осуществления воспитания будущих специалистов на качественно новом уровне и обретает особую значимость, что способствует выработке правильного понимания патриотизма, национализма, интернационализма. Интернационалистское воспитание предполагает формирование интернационалистского сознания и его роли в воспитании гражданина. Чтобы стать интернационалистом, отмечает Дюкмель, необходимо иметь Родину.

Важная роль в этом направлении принадлежит педагогическим вузам, перед которыми стоит задача формирования будущего педагога, отвечающего требованиям выбранной профессии с учётом специфики обучения и воспитания учителя. У будущего учителя необходимо совершенствовать качество знаний, умений и навыков поведения патриота-интернационалиста. Оценка качества воспитательной работы в этом направлении зависит от главного показателя преподавательской деятельности- глубины усвоения студентом научного материала, умению теоретически мыслить и применять приобретённые знания в формировании гражданской позиции студентов.

В деле успешного формирования и подготовки интернационалиста необходимо новое мышление, знание и понимание особенностей патриотизма, национализма, интернационализма. Новые мышления могут быть применены и с традиционными в зависимости от истории того ли иного общества, но при этом необходимо изучать

соответствующую научную литературу в данном направлении. Значительным же успехом воспитательной работы в этой сфере является разработка и использование механизма трансформации теории в практику.

Одной из ведущих ценностей национально-государственной идеологии является патриотизм.

Патриотизм - (от греч. patris - соотечественник, родина, отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [9, с. 467].

Патриотизм, будучи природным чувством, соединяется с такими понятиями нравственности, как обязанности и добродетели. Данная категория имела с древних времён и религиозное значение [8, с. 185]. Так, например, патриотизм выступает как национальный, который проявился ещё у многих народов мира. Национальный патриотизм проявился у французской народной героини Жанны д,Арк. У таджикского народа с древнейших времён до настоящего времени все исторические события имеют яркие примеры патриотизма предков: героические сражения предков против завоевания Ахаменидов (IV- VI вв. до н. э.), патриотизм народа, описанный в «Авесте» ( IV в. до н. э.), борьба народа против арабских завоевателей. Идея патриотизма нашла отражение в бессмертном эпосе Фирдауси «Шахнаме» [6, с. 26].

Национальный патриотизм формировался и в других странах под влиянием борьбы с иностранными захватчиками, инакомыслящими элементами и пр. Интерес к патриотизму с наибольшей силой возникал в ситуациях войн, революций и других катаклизмах.

Истинный патриотизм не ограничивается словесными заверениями, а включает в себя сознательное начало, выраженное в конкретных делах и поступках. Не будь этого чувства, не произошло бы исторического межтаджикского национального примирения, не вернулись бы на родину сотни таджикских беженцев.

К началу этого века глобальные изменения в мировом сообществе ведут к необходимости объединения всего прогрессивного человечества в целях спасения цивилизации.

Патриотизм на современном этапе понимается как один из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, как важнейшее духовное достояние личности [5, с. 28]. Патриотизм:

1) развивается первоначально как институциональное явление, определяет отношение гражданина к своему государству, своей стране независимо от его этнического происхождения, выступая как государствообразующее понятие;

2) представляет государство (Родину) как ценность, заслуживающая совместных усилий граждан;

3) делает возможным само существование политического государства, поскольку граждане объединены не этнической принадлежностью, а принадлежностью к конкретной стране;

4) это забота о себе;

5) не просто любовь к своей стране, это «деятельная любовь»;

6) более высокий уровень идентификации личности, который поднимает каждого отдельного индивида над этническими корнями, индивида по его принадлежности к конкретно взятой стране;

7) неотречение личности от своих этнонациональных особенностей, своих традиций и обычаев, этнонациональной гордости и этнонациональной идентичности;

8) позволяет совместить этническую множественность и политическое единство;

9) не исключает возникновения национальных конфликтов;

10) способствует избеганию крайних форм столкновения на национальной почве, объединяет граждан вокруг своего государства.

Непросто выяснить, как и когда появился национализм. Широкое распространение национализма связано с зарождением и утверждением капиталистических общественных отношений. На этом этапе исторического развития буржуазия использовала в качестве орудия создания и завоевания общенационального рынка, установления своего государства в национальных рамках, в борьбе против феодальных сил и отчуждённой буржуазии [11, с. 402]. Так некоторые авторы относят его начало к образованию национального государства в современном виде, то есть к XV-XVI векам (Макиавелли). Другие, например Кон, возводят национализм к первым

великим буржуазным революциям в XVII веке в Англии и в 1789 году во Франции, когда государство перестало быть королевским. Том Нэирн стремился доказать, что национализм возник в XIX веке (как результат неравномерного развития капитализма) в периферийных странах (Германия, Италия, Япония) и только потом достиг «государств центра» (Англии и Франции). Подобная хронология достаточно произвольна и, судя по всему, игнорирует такие известные исторические факты, как патриотическое измерение французской революции и наполеоновских войн. Для многих стран политическим идеалом было не национальное государство, а другие формы социальной и политической организации (клан, город-государство, феодальный сеньор, церковь, династическое королевство и многонациональная империя). И хотя в прошлом можно найти некоторые прецеденты (древние евреи или древние греки), их природа и сущность весьма отличительны от современного национализма. Любовь к Отечеству и любовь к народу не одно и то же. Любовь к Отечеству - это любовь к земле, природе, родному языку, любовь к власти, государству. В патриотизме главное - страна, государство, земля, а любовь к своему народу это другое. Любовь к народу - это национализм. Он первичен по отношению к любви к Отечеству. Он - основа всего в Отечестве, без национализма в Отечестве нечего любить. Национализм и патриотизм понятия близкие, но не идентичные. Они имеют общее, но имеют и различия. Кроме того, национализм первичен, а патриотизм производная от национализма.

Национализм, как и патриотизм, доказал свою жизнеспособность и продуктивность как идеология. Национализм - фр. nationalisme - идеология и политика в национальном вопросе, для которых характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, проповедуещей верность и преданность своей нации, политическую независимость, объединение различных слоев общества, невзирая на классовые интересы. Все служат интересам нации и трудятся на благо собственного народа. Особое внимание уделяется трактовке истории для воспитания чувства отождествления себя с нацией.

Национализм:

1) способствовал процессу формирования государств (национальный и государственный);

2) это объединяющая сила только на первоначальном этапе создания государства, когда нация стремится к формированию собственного государства, но замкнутая на национальной идентичности, что несёт в себе отрицательный заряд, угрожающий разрушению самого государства;

3) охватывает только часть общества, способствуя объединению одних групп, что может провоцировать в целом разобщение государства [10, c. 90-91];

4) требует строго различать чувство национальной идентичности, приверженности национальной культуре, ощущения принадлежности к национальному сообществу, к собственной истории;

5) представляет нацию как первостепенную, фундаментальную и самую важную социальную и политическую ценность, которой — в том или ином виде — подчинены все остальные (Ганс Кон) ;

6) составлял основу начала большинства крупных войн. Вторая половина ХХ века характеризуется освободительными движениями азиатских и африканских стран, к концу ХХ века Европа столкнулась с волной сепаратистских движений за автономию. После распада СССР и Югославии движение за независимость охватило весь европейский континент, на рубеже ХХ и ХХ1 вв. ярко проявило свои охранительные функции, получив новое рождение и став продуктом модернизации;

7) рассматривается как любое недоброжелательное отношение представителей одной нации к представителям другой и разные политические партии называют националистическими [9, c. 129];

8) это преобладание этнокультурной составляющей, его характерное восприятие конкретной нацией самой себя, её внутреннюю самоидентификацию среди множества других наций, то есть национализм - это проявление идентификации на уровне нации; способствуя объединению одних групп, в результате провоцирует разобщение внутри государства в целом. Длительное существование национализма вызывает определённые споры. На современном этапе с зарождением нового националистического движения добавляется новая типология и его новое определение;

Несмотря на выделенные различия, национализм и патриотизм не являются взаимоисключающими крайностями. Они представляют собой две стороны одной медали. Патриотизм- это расширенное понятие любви к родному дому. Национализм -расширение понятия любви к родным людям. Разница между патриотами и националистами только в том, что националисты, мечтающие, подобно патриотам, о великой родине, уже осознали простую и непреложную зависимость: «Нация первична, государство - вторично». А патриоты - еще не успели этого сделать. Как только осознают - превратятся в таких же националистов. Поэтому для националистов существует аксиома: «Нация создает государство». Патриоты же чаще утверждают обратное: «Государство создаёт нацию» [10, с. 91-92].

В самом патриотизме заложена опасность выражения национализма. Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Интернационализм (от лат. inter - между natio - народ) предусматривает уважительное отношение к другим народам, их истории, культуре, традициям, языку, стремлению к взаимопомощи.

Интернационализм возник в условиях капитализма, в ходе освободительной борьбы пролетариата разных стран и объединения рабочего класса. Началом объединения стал 1-ый Интернационал, заложивший фундамент международной организации рабочих всех стран, их борьба против общего врага- капитализма, где провозглашён лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Пролетарский интернационализм, как практика и теория марксизма, возник более ста лет назад. Классики марксизма включали в это понятие солидарность международного пролетариата в борьбе против эксплуататоров и угнетателей за социальное и национальное освобождение, последовательное отстаивания свободы и равноправия для всех наций и народностей, неуклонное выполнение каждым отрядом международного рабочего движения своего интернационалистского долга. Дело интернационалистского сплочения мирового пролетариата было продолжено 2-ым Интернационалом. Дальнейшее развитие пролетарский интернационализм получил в деятельности ленинской партии (3-ий Интернационал), где ставилась задача перед мировым пролетариатом - борьба против своих угнетателей, а с победой Великой Октябрьской социалистической революции в России он становится одним из основополагающих принципов в экономических, политических, идеологических и нравственных отношениях в СССР. С победой социализма в СССР, образованием и функционированием мировой системы социализма пролетарский интернационализм перерос в социалистический. В современную эпоху интернационализм предполагает борьбу как против абсолютизации национальных особенностей, так и против их игнорирования; использования вклада каждой нации, страны в общественный прогресс, решение национальных и интернациональных задач в единстве. Интернационализм не гасит национальное чувство. Однако следует различать передовое национальное чувство от реакционного. Передовое национальное чувство не разъединяет народы, а объединяет их, поскольку в нём заключено и общечеловеческое содержание. Высшим уровнем интернационалистского сознания является уровень идеологический, включающий в себя теоретическое осмысление интернационализма, обобщения опыта интернационалистских отношений. Интернационализм, безусловно, включает в себя уважение к другим нациям. Уважение, основанное на признание того, что разные нации, их представители, как таковые, равны в своих правах. Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, равных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.

Интернационалистское воспитание студентов содействует формированию активного отношения, поведения и деятельности, направленной на укрепление дружбы между народами как внутри страны, так и на международном уровне, на борьбу проявления национальной ограниченности, кичливости, терроризма, в каких бы формах они не проявлялись, вырабатывает у молодёжи чёткую позицию в оценке явлений прошлого и настоящего.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования, культуры и науки с другими странами мира. Развитие

международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Для прогрессивного развития общества необходим выбор первого. Ведь сотрудничество -это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимоуважения, любви, что способствует жизни и развитию. В интернациональном воспитании необходимо опираться на прогрессивный опыт межнационального общения. Каждый человек должен осознать, что и в любой стране, и в его родном городе все успехи зависят от совместного дружного труда людей разных национальностей, что творческий человек — будь то русский, немец, татарин, таджик, белорус, украинец, осетин, грузин, армянин — гордость и слава страны.

С целью успешного ведения интернационалистского воспитания необходимо формировать интернационалистское сознание. Интернационалистское сознание имеет свой объект: действительное социально-экономическое и политическое положение трудового народа различных наций и народностей. Оно возникло с началом революционной борьбы рабочего класса против буржуазии и развитием теории о пролетарском интернационализме. Интернационалистское сознание функционирует на двух уровнях - общественной психологии и идеологии.

Интернационалистское сознание характеризуется тремя основными аспектами: эмоционально-психологическими, обыденно-логическим и интернационалистской идеологией. Формирование интернационалистского сознания весьма сложный социально- психологический процесс, который зависит как от социально-психологических и культурных факторов, так и от воспитательной работы, направленной на формирование общественных черт характера и образа жизни на основе национального сознания и самосознания нации. Интернационалистское сознание не допускает никаких элементов национальной ограниченности, шовинизма, расизма как в повседневном поведении, так и в теории, политике и морали.

Интернациональное выше национального, так как в нём, как в фокусе, собрано всё лучшее, чем обладает каждая нация, народность. Но интернациональное не существует без национального. В то же время оно и сумма различных модификаций проявления национального. В этой связи необходимо обратить внимание на соотношение национального и интернационального сознания. У каждой нации есть свое национальное сознание, национальная гордость. В то же время в ходе совместного решения общих задач у народов, проживающих в той или иной стране, развивается и складывается интернационалистское сознание, которое включает в себя осознание всеми нациями и народностями своей причастности к этой стране [3, а 60].

Говоря о формировании интернационалистского сознания, необходимо отметить и диалектическую взаимосвязь интернационалистского и патриотического воспитания, двух процессов, отражающих тенденцию прогрессирующего сближения наций как объективную необходимость и закономерность сохранения национальной самобытности, особенностей традиций определённой нации, создания возможностей реализации её духовного и культурного потенциала [2, а 130].

Патриотизм, перерастая рамки нации, сливается с интернационализмом. На современном этапе, исходя из этого, следует вести воспитательную работу, понимая, что для формирования личности необходимо также единство патриотического и интернационалистского сознания.

Из всего вышеизложенного следует, что интернационализм находит свое практическое воплощение в интернационалистском воспитании трудящихся, в том числе и студенческой молодёжи в быту, учёбе, трудовой и общественной жизни. Поэтому необходимо придавать особое значение воспитанию интернационалиста и помнить, что главное не в провозглашении интернационализма, а в умении быть интернационалистом на деле, то есть необходимо судить о реальных личностях по их реальным действиям.

Литература:

1. Базарова С. Ш. Воспитывать, изучая личность. (Куратору на размышление). 1 часть.

(Издание второе, переработанное и дополненное). - Душанбе, 2011.

2. Базарова С. Ш. Куратору на карандаш (Материалы к кураторским часам. 2 часть.)

(Издание второе, переработанное и дополненное). - Душанбе, 2011.

3. Базарова С. Ш. Воспитание - важнейшая стратегическая задача вуза. Программа-пособие по воспитательной работе среди студентов. - Душанбе, 2006.

4. Гафуров Б. Г. Таджики. - Душанбе, 1988.

5. Заробекова Н. М. Патриотическое воспитание учащихся на основе краеведческого материала // Вестник Таджикского национального университета.-2009. - № 2(50). -С. 45-49.

6. Заробекова Н. М Формирование педагогических навыков гражданско - педагогического воспитания учащихся. - Душанбе, 2012.

7. Кострулёва И. В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионального образования: автореф. дис. ... канд.пед.наук. - Ставрополь, 2004.

8. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003.

9. Политическая энциклопедия. Т. 2. Н - Я. - М., 2000.

10. Селиванова В. Ю. Национализм - патриотизм: попытка переосмысления. Понятие // Вестник Московского университета. - 2003. - Серия 18. - С. 67-72.

11. Философский энциклопедический словарь. - М., 1999.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПУТИ И СРЕДСТВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В данной статье, на основе теоретического и фактического материала, раскрываются пути и средства интернационалистского воспитания студенческой молодёжи в педагогических вузах. Успешное формирование и подготовка интернационалиста требуют нового мышления, знания и понимания особенностей патриотизма, национализма, интернационализма, их отличительных качеств и взаимосвязи. Успех воспитания, который нашёл отражение в данной статье, зависит от интернационалистского сознания студентов.

Ключевые слова: интернационалистское воспитание, интернационалист, патриотизм, национализм, национальный патриотизм, интернационализм, государство, отчизна, Родина, этнонациональная идентичность, интернационалистское сознание.

INTERNATIONALIST EDUCATION: WAYS AND MEANS OF IMPROVING

In this article on the theoretical and factual material reveals the ways and the means of internationalist education of the students in pedagogical institutes. The successful formation and training of internationalist requires new thinking, knowledge and understanding of patriotism, nationalism, internationalism, their distinctive characteristics and relationships. The success of education depends on internationalist consciousness, which is reflected in this article.

Keywords: internationalist education, patriotism, nationalism, patriotism, internationalism, state, Fatherland, Motherland, ethno-national identity, internationalist consciousness.

Сведения об авторе: Кесамирова Саодат Рустамовна, аспирант Таджикского государственного института языков имени С. Улугзода, e-mail: mseddiq@mail.ru

About author: Kesamirova Saodat Rustamovna, post-graduate student of the Tajik State Institute of Languages named after S. Ulugzoda

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ

Дайырбекова Г., Дайырбеков С., Саипов А.

Университет «Сырдария», Республики Казахстан Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова

В настоящее время, проводимые государством Республики Казахстан, социально-экономические реформы, создают объективные предпосылки для пересмотра и обновления теоретических основ модернизации системы образования. Преодоление репродуктивного стиля обучения и переход к новой парадигме, обеспечивая познавательную активность и самостоятельность творческой личности как обучающего (учителя), так и обучаемого (учащегося), является одним из стратегических направлений в усовершенствовании современного образования. Поэтому, в психолого-педагогических научных исследованиях, научных работах приоритетное место отдается изучению основ феномена «познания» как эффективного фактора в саморазвитии адекватной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.