Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимзода С.К.

В данной статье раскрывается, что одной из ведущих ценностей национально-государственной идеологии является патриотизм. Также объясняется, что патриотическое и интернационалистское воспитание студентов содействует формированию активного отношения, поведения и деятельности, направленное на любовь к Родине, преданности к ней, на укрепление дружбы между народами и на борьбу против любых проявлений национализма, национальной ограниченности, местничества, терроризма, в каких бы формах они не проявлялись, вырабатывая у молодежи четкую позицию в оценках явлений прошлого и настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хакимзода С.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC AND INTERNATIONALIST EDUCATION

This article reveals that one of the leading values of national-state ideology is patriotism. It is also explains that patriotic and internationalist education of students promotes active attitude, behavior and activity aimed at love of the motherland, devotion to it, strengthening friendship between people and fighting any manifestations of nationalism, national narrow-mindedness, localism, terrorism, in which no matter how forms they manifested, developing a clear position among young people in assessments of the past and present.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Хаким-зода С.К.

Таджикский аграрный университет им. ШШотемура

В многогранной деятельности вуза по воспитанию студенческой молодежи особое место занимает патриотическое и интернационалистское воспитание, которые неразрывно связаны между собой и берут свои начала в национальных, патриотических традициях многих народов. Патриотическое и интернационалистское воспитание студентов содействует формированию активного отношения, поведения и деятельности, направленное на любовь к Родине, преданности к ней, на укрепление дружбы между народами и на борьбу против любых проявлений национализма, национальной ограниченности, местничества, кичливости, терроризма, в каких бы формах они не проявлялись, вырабатывая у молодежи четкую позицию в оценках явлений прошлого и настоящего.

С распадом СССР некогда могущественная коммунистическая идеология, имевшая статус государственной, перестала определять приоритеты в массовом сознании. Так в глубоком кризисе находятся чрезвычайно важные и традиционные для сознания представления о патриотизме. Государственный патриотизм советского образца сегодня имеет мало приверженцев из-за доминирования диктата государства, а не идеала свободы, самостоятельности и ответственности граждан. Поэтому при совершенствовании политического сознания студенческой молодежи, необходимо акцентировать внимание на формирование патриотического сознания, соединенного с идеями гражданственности, индивидуальной свободы и ответственности перед обществом.

При ведении внеаудиторной работы по формированию политического сознания, поведения и деятельности необходим учет:

- традиционных ценностей таджикского общества;

- ценностей, представляющих наследие советского общества;

- ценностей постиндустриального общества.

Эти три направления развития идеологии, будучи относительно самостоятельными, в современном Таджикистане взаимодействуют друг с другом.

Одной из ведущих ценностей национально-государственной идеологии является патриотизм. Патриотизм - (от греч. patriotes - соотечественник, patiis - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [4, с.467].

Чувство патриотизм, сопричастности молодого человека к повседневным событиям и героическим поступкам предков является элементом исторического сознания, которое наполняет смыслом человеческое существование. Патриотизм несовместим ни с национализмом, ни с космополизмом. Для национализма характерны идеи национального превосходства, понимание нации как высшей в неисторической и надклассовой формы общественного устройства.

Истинный патриотизм несовместим с неосознанной любовью к родине. Как отмечал И.А. Ильин, такая любовь постепенно и незаметно вырождается, она унижает человека, так как обретение родины есть акт духовного самоопределения, определяющий для человека его собственную творческую основу и потому обусловливающий духовную плодотворность его жизни [2, с.120-121].

Правильное ведение внеаудиторной работы по формированию чувства патриотизма должно привести к осознанию каждым гражданином, принадлежащим к единому социокультурному пространству, как чувству преемственности поколений. Идея духовного единства личности и общества, выступающая в образе Родины (её исторического прошлого, настоящего и будущего), позволяет консолидировать общество вокруг решения общей проблемы сохранения и обустройства страны.

Идея патриотизма первоначально формируется как чувство патриотизма, выражающееся в любви к своим родным, ближним, к своей малой родине, границы которой со временем расширяются до Родины с большой буквы.

Патриотизм может стать творческой идеей для членов общества лишь тогда, когда каждый из них, будучи в едином социокультурном пространстве, начнет воспринимать свой внутренний духовный мир как составляющий элемент духовной культуры данного сообщества. Патриотизм охватывает чувство ответственности за свою судьбу, судьбу своих ближних и своего народа.

Патриотизм - это более высокий уровень идентификации личности, поднимает каждого отдельного индивида над этническими корнями и выдвигает на первый план его принадлежность к конкретной стране, который охватывает все государство, объединяет его граждан вне зависимости от национального происхождения.

Патриотизм представляет государство (Родину) как ценность, заслуживающую совместных усилий граждан. Патриотизм - это не просто любовь к своей стране, это «деятельная любовь», которая проявляется в том, что забота о стране становится заботой о себе. Ставя процветание государства на первое место, патриотизм снимает акцент с этничности. Патриотизм делает возможным само существование политического государства, поскольку граждане объединены не этнической принадлежностью, а

принадлежностью к конкретной стране. За понятием же «страна» стоит конкретная политическая система, которую они принимают, конкретная история, культура, которой они гордятся.

Однако патриотизм не предполагает отказа личности от своих этнонациональных особенностей, своих традиций и обычаев, этнонациональной гордости и этнонациональной идентичности. Он включает их в себя как один из множества элементов. Патриотизм - это есть совмещение этнической множественности политического единства [3, с.93].

«Чувство единого Отечества было и остается неиссякаемым источником духовных сил людей, их трудовых и ратных подвигов во все времена и во всех обществах. Истинный патриотизм не ограничивается словесными заверениями, а включает в себя сознательное начало, выражаясь в конкретных делах и поступках.

Не будь этого чувства единого Отечества не произошло бы исторического межтаджикского национального примирения, не вернулись бы на Родину сотни тысяч таджикских беженцев» [1, с.140].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафарова М.К., Фомина В.А Общественное сознание. - Душанбе: Ирфон. 2001. - С. 140

2. Ильин И.А. Собр. соч т.4. - М. 1993. - C120-121.

3. Селиванова ВЮ. Национализм - патриотизм: попытка переосмысления понятий. // Вестник Московского ун-та. Серия 18. Социология и политология. 2003. - N°1. -С. 93.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. -С.467.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В данной статье раскрывается, что одной из ведущих ценностей национально-государственной идеологии является патриотизм. Также объясняется, что патриотическое и интернационалистское воспитание студентов содействует формированию активного отношения, поведения и деятельности, направленное на любовь к Родине, преданности к ней, на укрепление дружбы между народами и на борьбу против любых проявлений национализма, национальной ограниченности, местничества, терроризма, в каких бы формах они не проявлялись, вырабатывая у молодежи четкую позицию в оценках явлений прошлого и настоящего.

Ключевые слова: Национализм, патриотизм, патриотическое воспитание, интернационалистское воспитание, политическое государство, политическое сознание.

PATRIOTIC AND INTERNATIONALIST EDUCATION

This article reveals that one of the leading values ofnational-state ideology is patriotism. It is also explains that patriotic and internationalist education of students promotes active attitude, behavior and activity aimed at love of the motherland, devotion to it, strengthening friendship between people and fighting any manifestations of nationalism, national narrow-mindedness, localism, terrorism, in which no matter how forms they manifested, developing a clear position among youngpeople in assessments ofthe past andpresent.

Key words: Nationalism, patriotism, patriotic education, internationalist education, political state, political consciousness

Сведения об авторе

Хаким-зода С.К. - кандидат политических наук, доцент кафедры философии и политологиТаджикский аграрный университет им. Ш.Шотемура Тел.:(+992) 935828651

About the author

Hakim-zoda S.Q. - Candidate of Political Sciences of the Department of Philosophy and Political Science Tajik Agrarian University named after Sh Shotemur Assistant Professor Tel.:(+992) 935828651

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИИ ЭМОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Умаров А. С, Курбонова З.Б.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

В настоящее время уделают особое внимание на изучению английского языка при эмоциональной устойчивости студентов высших учебных заведений сказалось на качестве образования в Республике Таджикистан.

Принцип эмоциональной устойчивости образования английского языка в значительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения и практической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включая высшую школу. Педагогическое и политехническое образование позволяет обеспечить широту кругозора будущих специалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие их способности быстро ориентироваться в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.