Научная статья на тему 'Интернализация норм международного права о трансграничной торговле людьми во вьетнамском уголовном законодательстве'

Интернализация норм международного права о трансграничной торговле людьми во вьетнамском уголовном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Вьетнам / уголовное законодательство / торговля людьми / международное сотрудничество / права и законные интересы / несовершеннолетний / репатриация / Vietnam / criminal law / human trafficking / international cooperation / rights and legitimate interests / minor / repatriation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нгуен Фыонг Тхао

В статье автором проанализированы особенности интернализации норм международного права о трансграничной торговле людьми во вьетнамском законодательстве. Автор отмечает, что для репатриации пострадавших государство создает условия для возвращения пострадавших — иностранцев. Меры, применяемые в процессе репатриации, основываются на нормах права, соглашениях между Вьетнамом и другими странами, обеспечивающих безопасность их жизни, здоровья, защиту чести и достоинства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internalization of international law on cross-border human trafficking in Vietnam criminal legislation

In this article, the author analyzes the features of internalization of international law on cross-border human trafficking in Vietnamese legislation. The author notes that for the repatriation of victims, the state creates conditions for the return of foreign victims. The measures applied in the process of repatriation are based on the rules of law, agreements between Vietnam and other countries that ensure the safety of their life, health, honor and dignity.

Текст научной работы на тему «Интернализация норм международного права о трансграничной торговле людьми во вьетнамском уголовном законодательстве»

Закон и право. 2024. № 8. С. 209-212. Law and legislation. 2024;(8):209-212.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-209-212 EDN: https://elibrary.ru/LNWOBP

NIION: 1997-0063-8/24-433 MOSURED: 77/27-001-2024-8-633

Интернализация норм международного права

о трансграничной торговле людьми во вьетнамском уголовном законодательстве

Нгуен Фыонг Тхао

Народная Полицейская Академия,

Вьетнам, nguyenthaohvcs@gmail.com

Аннотация. В статье автором проанализированы особенности интернализации норм международного права о трансграничной торговле людьми во вьетнамском законодательстве. Автор отмечает, что для репатриации пострадавших государство создает условия для возвращения пострадавших — иностранцев. Меры, применяемые в процессе репатриации, основываются на нормах права, соглашениях между Вьетнамом и другими странами, обеспечивающих безопасность их жизни, здоровья, защиту чести и достоинства.

Ключевые слова: Вьетнам, уголовное законодательство, торговля людьми, международное сотрудничество, права и законные интересы, несовершеннолетний, репатриация.

Для цитирования: Нгуен Фыонг Тхао. Интернализация норм международного права о трансграничной торговле людьми во вьетнамском уголовном законодательстве // Закон и право. 2024. № 8. С. 209—212. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-8-209-212 ЕБЫ: https://elibrary.ru/LNWOBP

Original article

Internalization of international law on cross-border human trafficking in Vietnam criminal legislation

Nguyen Phuong Thao

People's Police Academy, Vietnam, nguyenthaohvcs@gmail.com

Abstract. In this article, the author analyzes the features of internalization of international law on cross-border human trafficking in Vietnamese legislation. The author notes that for the repatriation of victims, the state creates conditions for the return of foreign victims. The measures applied in the process of repatriation are based on the rules of law, agreements between Vietnam and other countries that ensure the safety of their life, health, honor and dignity.

Keywords: Vietnam, criminal law, human trafficking, international cooperation, rights and legitimate interests, minor, repatriation.

For citation: Nguyen Phuong Thao. Internalization of international law on cross-border human trafficking in Vietnam criminal legislation // Law and legislation. 2024;(8):209—212. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-8-209-212 EDN: https://elibrary.ru/LNWOBP

В последнее время деятельность правоохранительных органов Вьетнама по противодействию преступности в сфере трансграничной торговли людьми заметно совершенствуется. По данным Министерства обществен© Нгуен Фыонг Тхао. М., 2024.

ной безопасности, с 1 января 2012 г. по 15 февраля 2023 г. общее количество оконченных производством уголовных дел о торговле людьми составило 1744 дела в отношении 3059 обвиняемых. На момент подготовки данной статьи в производстве следственных органов находилось 1661 уголовное дело в отношении 3209 обвиняемых.

LAW & LEGISLATION • 08-2024

В целях пресечения трансграничной торговли людьми правоохранительные органы Вьетнама (Министерство общественной безопасности, Пограничная служба) взаимодействуют с властями других стран. Например, в рамках реализации Соглашения между Социалистической Республикой Вьетнам и Китайской Народной Республикой об укреплении сотрудничества в предотвращении и борьбе с торговлей людьми на период 2016 — 2020 гг. пограничные органы северных провинций Вьетнама и Китая активно обменивались информацией о перемещении лиц, причастных к торговле людьми, взаимодействовали в вопросах возвращения жертв преступной деятельности.

Международное право и вьетнамское законодательство включают в аспект предотвращения трансграничной торговли людьми и борьбы с ней такие вопросы, как: установление механизма предотвращения торговли людьми и борьбы с ней; криминализация действий, связанных с торговлей людьми; вопросы обеспечения прав и законных интересов жертв торговли людьми. Поскольку рассматриваемый вид преступности носит трансграничный характер, взаимодействие в вопросах их предотвращения затрагивает зачастую не только две соседствующие страны, но и более. В связи с этим гармонизация национального и международного законодательства направлена на создание прочной правовой основы в борьбе с торговлей людьми.

Вьетнамское государство имеет особые интересы в противодействии преступности в сфере торговли людьми, в том числе посредством создания правовой базы для защиты прав человека в целом и прав жертв трансграничной торговли людьми, в частности. Так, Вьетнам является участником многих международных договоров, связанных с предотвращением трансграничной торговли людьми и борьбой с ней, таких, как Конвенция ТОП, Конвенция АСЕАН 2015 г. (АСАТ1Р) и т.д., а также участником соглашений о взаимной правовой помощи.

В целях всестороннего участия в противодействии преступности Вьетнам активно участвует в переговорах о присоединении к международным соглашениям, которые прямо и косвенно регулируют проблемы трансграничной торговли, в частности:

Во-первых, проводится интернализация положений международного права по вопросу криминализации трансграничной торговли людьми. В настоящее время Уголовный кодекс Вьетнама [1] регулирует два преступления, непосредствен-

но связанных с торговлей людьми, а именно: торговля людьми (ст. 150) и торговля несовершеннолетними в возрасте до 16 лет (ст. 151).

В то же время в целях разъяснения отдельных положений законодательства Совет судей Верховного народного суда Вьетнама издал Постановление № 02/2019/КО-НБТР от 11 января 2019 г., регулирующее применение статей 150 и 151 Уголовного кодекса на практике, в частности, предусмотрены следующие особенности:

1. Объективная сторона. Уголовный кодекс Вьетнама предусматривает, что объективная сторона преступлений, связанных с торговлей людьми, заключается в совершении следующих действий: захват, прием, перемещение (перевозка), укрывательство людей. Указанные действия совершаются во исполнение определенной цели, например, в целях получения денежных средств, имущества или иных материальных благ; в целях сексуальной эксплуатации, изъятия частей тела жертв или для иных целей.

Объективная сторона преступления торговли людьми до 16 лет требует лишь поведенческих признаков: передача или прием лиц до 16 лет; или вербовка, транспортировка, укрывательство лиц в возрасте до 16 лет.

Согласно положениям п. «а» ч. 1 ст. 151 Уголовного кодекса Вьетнама действие по передаче лица, не достигшего 16 лет, или по приему лица, не достигшего 16 лет, если лицо, совершающее одно из этих действий, имеет цель получения денег, имущества или иной материальной выгоды, но сопровождается косвенными гуманитарными целями, не является преступлением торговли людьми в возрасте до 16 лет. Поэтому в Уголовном кодексе установлено, что одним из составов этого преступления является «передача или прием лиц до 16лет для доставки или получения денег, имущества или других материальных благ» и имеется положение об исключении — «за исключением гуманитарных целей» (п. «а» ч. 1 ст. 151).

2. Способы совершения преступления. Для совершения трансграничной торговли людьми в соответствии с положениями вьетнамского уголовного законодательства преступник использует один из следующих приемов: применение силы или угроза ее применения, обман или злоупотребление доверием.

3. Разграничение составов, предусмотренных статьями 150 и 151 УК Вьетнама. Установление факта захвата, передачи или приема несовершеннолетнего до 16 лет в целях получения денег, имущества или иной материальной выгоды достаточно для квалификации деяния по ст. 151 УК

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

Вьетнама. Вместе с тем наличие гуманитарных целей по передаче несовершеннолетнего не рассматривается в качестве наказуемого деяния.

Во-вторых, проводится интернализация положений международного права по вопросу обеспечения прав и законных интересов жертв преступлений.

Закон Вьетнама «О предотвращении и борьбе с торговлей людьми» 2011 г. [2], а также Циркуляр от 27 ноября 2019 г. № 84/ТТВТС «О регулировании содержания и уровней расходов деятельности по поддержке жертв преступлений» предусматривают следующие особенности:

1. Защита и поддержка интеграции в общество жертв торговли людьми, в том числе вовлеченных в занятие проституцией, попрошайничеством, в отношении лиц, к которым применялся принудительный труд, незаконное изъятие частей тела; принудительно выданных замуж, вовлеченных в занятие преступной деятельностью, в иных противоправных действиях; незаконное изъятие частей тела; вынужденных просить милостыню; принудительный брак; вынужденных рожать детей против их воли; принуждение к совершению действий, нарушающих закон; для других негуманных целей; вербовка, перевозка, укрывательство людей для совершения предусмотренных законом действий или в иных негуманных целях.

2. Поддержка жертв торговли людьми включает предоставление средств на удовлетворение повседневных потребностей, оплату транспортных расходов, медицинское сопровождение, психологическую поддержку, оказание правовой помощи, обеспечение возможности получения профессионального образования, поддержку по выплате кредита.

3. Обеспечение репатриации жертв преступлений. Государство создает условия для сотрудничества с иностранными правоохранительными органами в спасении и защите жертв. Для репатриации пострадавших государство создает условия для возвращения пострадавших — иностранцев. Меры, применяемые в процессе репатриации, основываются на нормах права, соглашениях между Вьетнамом и другими странами, обеспечивающих безопасность их жизни, здоровья, защиту чести и достоинства.

4. Органы и организации, вовлеченные в деятельность по поддержке жертв торговли людьми. К таковым относятся:

1) народные комитеты на уровне коммуны;

2) полицейские и пограничные органы, выявившие пострадавших и оказывающие им первичную помощь;

3) районные департаменты труда, инвалидов войны и социальных дел;

4) учреждения социальной защиты и службы поддержки пострадавших, оказывающие психологическую и медицинскую помощь;

5) Центр юридической помощи, предоставляющий юридическую помощь.

В-третьих, проводится совершенствование деятельности по интернализации положений международного права о международном сотрудничестве в борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми.

Так, статья 7 Программы по предотвращению и борьбе с торговлей людьми на период 2021 — 2025 гг. и ориентации на 2030 г. предусматривает направления по усилению международного сотрудничества в предотвращении и борьбе с трансграничной торговлей людьми, а именно:

1) необходимо усилить координацию, обмен информацией и исследования по созданию «горячих линий» между правоохранительными органами государств, неправительственными организациями (НПО) для оперативного установления связи и поддержки жертв преступлений за рубежом, координации расследования, защиты и спасения жертв;

2) для стран, имеющих общую границу с Вьетнамом, необходимо разработать и унифицировать критерии выявления жертв торговли людьми и механизмы координации между государствами; одновременно следует усилить и повысить эффективность работы Объединенных офисов, расположенных во вьетнамских провинциях на границе государств;

3) следует укреплять другие виды совместной деятельности, такие, как: периодический обзор и обобщение мероприятий по предотвращению и борьбе с торговлей людьми; следует научно обоснованно подходить к вопросам противодействия преступности, принимая участие и организовывая внутренние и международные конференции и семинары.

В 2011 г. Национальная ассамблея Вьетнама приняла Закон о предотвращении и контроле за торговлей людьми, который является первым юридическим документом, в котором всесторонне рассматриваются вопросы борьбы с торговлей людьми, кодифицируются положения отдельных международных актов. Наряду с этим в Совместном циркуляре от 23 июля 2013 г. № 01/ 2013/ТТЬТ-ТАКБТС-УК8КБТС-ВСА-ВдР-ВТР разъясняются вопросы привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к торговле людьми в корыстных целях.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 08-2024

Также в 2011 г. Вьетнам официально ратифицировал Конвенцию ТОП и присоединился к Дополнительному протоколу 2000 г., создав тем самым правовую основу для деятельности компетентных органов в борьбе с торговлей людьми во всех аспектах.

В дополнение к этим правилам Правительство приняло Указ № 62/2012/КБ-СР от 13 августа 2012 г., регулирующий вопросы выявления жертв торговли людьми и обеспечения их безопасности; Указ от 11 января 2013 г. № 09/3012/ КБ-СР, детализирующий реализацию ряда статей Закона о предотвращении торговли людьми, Совместный циркуляр от 25 сентября 2013 г. № 134/2013/ТТЬТ-БТС-БЬБТБХН, определяющий содержание и уровни расходов на поддержку жертв, Совместный циркуляр от 10 февраля 2014 г. № 01/2014/ТТЬТ-БСА-Б0Р-БЬБТБХН-БКО, устанавливающий порядок, процедуры взаимоотношений при проверке, приеме и возвращении жертв торговли людьми.

Итак, по нашему мнению, для того, чтобы обеспечить права и законные интересы жертв рассматриваемых преступлений, следует развивать правовую и организационную регламента-

цию выделения средств на удовлетворение повседневных потребностей, оплату транспортных расходов, медицинское сопровождение, психологическую поддержку, оказание правовой помощи, обеспечение возможности получения профессионального образования, поддержку по выплате кредита.

Мы считаем, что для репатриации пострадавших государство создает условия для возвращения пострадавших — иностранцев. Меры, применяемые в процессе репатриации, основываются на нормах права, соглашениях между Вьетнамом и другими странами, обеспечивающих безопасность их жизни, здоровье, защиту чести и достоинства.

Список источников

1. Уголовный кодекс Вьетнама 2015 г.

2. Закон Вьетнама «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми» 2011 г.

References

1. Vietnamese Criminal Code 2015.

2. Viet Nam Law on Preventing and Combating Human Trafficking, 2011.

Информация об авторе

Нгуен Фыонг Тхао — преподаватель юридического факультета

Статья поступила в редакцию 02.06.2024; одобрена после рецензирования 08.07.2024; принята к публикации 14.07.2024.

Information about the author

Nguyen Phuong Thao — lecturer, faculty of law

The article was submitted 02.06.2024; approved after reviewing 08.07.2024; accepted for publication 14.07.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.