Научная статья на тему 'Интермеццо эпохи posth. Джованни Аллеви, Юлиан Барышников, Ян Тьерсен, Рик Уэйкман, Дмитрий Явтухович'

Интермеццо эпохи posth. Джованни Аллеви, Юлиан Барышников, Ян Тьерсен, Рик Уэйкман, Дмитрий Явтухович Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поджанр / posth-рок интермеццо / культурная глобализация / пост-глобализационная эра / Джованни Аллеви / Юлиан Барышников / Ян Тьерсен / Рик Уэйкман / Дмитрия Явтуховича. / Beethoven / piano style / note text / manuscript / performer / interpretation / authenticity / polyvariance.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виниченко Андрей Анатольевич

В статье рассматривается поджанр, сформировавшийся в течение последних десятилетий эпохи культурной глобализации и получивший продолжение в пост-глобализационную эру — интермеццо эпохи posth. Он стал репрезентантом развития стиля chill out, как специфики эмоционального выказывания. В то же время замечается связь данного поджанра с искусством иного типа — вокально-инструментальными балладами Дэйва Грусина, Элтона Джона, Билли Джоэла, Кита Джеррета, и других музыкантов. В тексте анализируются пьесы Джованни Аллеви, Юлиана Барышникова, Яна Тьерсена, Рика Уэйкмана, Дмитрия Явтуховича. Раскрывается специфика формирования и развития музыкального материала, истоки и диалог стилевых параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Posth-era Intermezzo. Giovanni Allevi, Julian Baryshnikov, Jan Tiersen, Rick Wakeman, Dmitry Yavtuhovich

The article studies the subgenre of posth-rock intermezzo formed during the last decades of the period of cultural globalization. The subgenre represents the development of emotional specific of chill out style; also it is connected with art-ballads of Dave Grusin, Elton John, Billy Joel, Keith Jarret and other musicians. The author analyzes works of Giovanni Allevi, Julian Baryshnikov, Yan Tiersen, Rick Wakeman, Dmitry Yavtuchovich focusing on the specific of formation and development of music material, origins and dialogue of styles.

Текст научной работы на тему «Интермеццо эпохи posth. Джованни Аллеви, Юлиан Барышников, Ян Тьерсен, Рик Уэйкман, Дмитрий Явтухович»

Виниченко Андрей Анатольевич, кандидат искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Vinichenko Andrey Anatolievich, PhD (Arts), Professor at the Department of Special Piano of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: yuzer1965@mail.ru

ИНТЕРМЕЦЦО ЭПОХИ POSTH. ДЖОВАННИ АЛЛЕВИ, ЮЛИАН БАРЫШНИКОВ, ЯН ТЬЕРСЕН, РИК УЭЙКМАН, ДМИТРИЙ ЯВТУХОВИЧ

В статье рассматривается поджанр, сформировавшийся в течение последних десятилетий эпохи культурной глобализации и получивший продолжение в пост-глобализационную эру — интермеццо эпохи posth. Он стал репрезентантом развития стиля chill out, как специфики эмоционального выказывания. В то же время замечается связь данного поджанра с искусством иного типа — вокально-инструментальными балладами Дэйва Грусина, Элтона Джона, Билли Джоэла, Кита Джеррета, и других музыкантов. В тексте анализируются пьесы Джованни Аллеви, Юлиана Барышникова, Яна Тьерсена, Рика Уэйк-мана, Дмитрия Явтуховича. Раскрывается специфика формирования и развития музыкального материала, истоки и диалог стилевых параметров.

Ключевые слова: поджанр, posth-рок интермеццо, культурная глобализация, пост-глобализационная эра, Джованни Аллеви, Юлиан Барышников, Ян Тьерсен, Рик Уэйкман, Дмитрия Явтуховича.

POSTH-ERA INTERMEZZO. GIOVANNI ALLEVI, JULIAN BARYSHNIKOV, JAN TIERSEN, RICK WAKEMAN, DMITRY YAVTUHOVICH

The article studies the subgenre of posth-rock intermezzo formed during the last decades of the period of cultural globalization. The subgenre represents the development of emotional specific of chill out style; also it is connected with art-ballads of Dave Grusin, Elton John, Billy Joel, Keith Jarret and other musicians. The author analyzes works of Giovanni Allevi, Julian Baryshnikov, Yan Tiersen, Rick Wakeman, Dmitry Yavtuchovich focusing on the specific of formation and development of music material, origins and dialogue of styles.

Key words: subgenre, posth-rock intermezzo, cultural globalization, posth-globalization era, Giovanni Allevi, Julian Baryshnikov, Yan Tiersen, Rick Wakeman, Dmitry Yavtuhovich.

С конца XX столетия в музыкальной культуре формируется новый поджанр лирической миниатюры, характеризующийся отстранённой, интровертной эмоциональностью лирического типа, принципиальным отсутствием выраженной драматургической контрастности, относительной инвариантностью трактовки художественного смысла, в большинстве случаев присутствующей програмностью в названии, нарочитой упрощённостью фактуры. Фактически эти произведения представляют собой пост-переживания полученных впечатлений, знаний, о которых повествуется в нарративно-описательном ключе — интермеццо эпохи роБ

сформированный в последний отрезок 1970-х годов и в дальнейшем получивший повсеместное развитие.

Определить этот ряд как интермеццо нам позволила некоторая нейтральность, обобщённость эмоционального тонуса, интермедийность звуковых образов. Считать его поджанром нам позволило нахождение этих миниатюр «в ряду прочих» произведений жанра, соответствующих традиционно описываемым в этом случае признакам, но обладающих свойствами, характерными именно для данного ряда.

В этой музыке слышится корреспонденция к типу экспонирования, получившего название chill out2. Эти

1 Введение термина «posth» опирается на аналогичный смысл слова, используемый В. Мартыновым в книге «Зона opus posth, или рождение новой реальности» [8], а также А. Любимовым и Т. Гринденко для названия своего ансамбля «OPUS POSTH».

2 Chill out («отсутствие возбуждения») — метафорическое определение лёгкой ненавязчивой музыки (часто написанной с точки зрения академических традиций), не требующей обязательности активного слушательского соучастия и характеризующейся принципиальным отсутствием драматургического напряжения в развитии. Специфика эмоциональности этого ряда позволяет отнести его к стилевой линии, в определённой мере развивающей основы течения ambient, которому свойственны такие качества, как фоновость, интровертная самодостаточность, необязательность активной связи со слушательским восприятием. Ambient сформировался в конце 1970-х годов в творчестве выдающегося рок-музыканта, композитора, звукоинженера, инструменталиста, культуртрегера Брайана Ино [7]. Им же и был впервые применён определительный термин. Музыка этого течения основана на игре тембровых модуляций и сравнивается с творчеством минималистов. Среди её поэтических описаний присутствуют такие метафоры, как «застывшая в янтаре нота или музыкальная версия детской присказки "морская звезда замри"». Музыкальный стиль сравнивается с «музыкальными обоями» [7]. «В отличие от джаза или рок-музыки, эмбиент не доминирует и ничего не требует, его можно не замечать» [6]. Термином chill out также часто обозначают фоновую электронную музыку. И то и другое слово стало метафорой, используемой в определении лёгкой ненавязчивой музыки любой музыкально-профессиональной традиции. Однако словосочетание chill out чаще применяется, когда речь идёт не об электронном саунде.

пьесы отличаются деликатном и ненавязчивом мелодической красотой, их интонационность не требует активного слушательского вмешательства, напряжённого внутреннего диалога. Эмоциональная палитра подобных сочинений часто статична, но при этом разнообразна и, в каждом случае уникальна, несмотря на известного рода унификацию.

Отнести эти произведения к единому ряду нам позволила описанная выше общность характеристик, несмотря на естественные различия художественно-смысловых свойств этих произведений. Однако заметим явное различие природы их появления и определим её в связи с классификаций Д. Варламова, о которой он пишет в статье «Типология академизации искусства»: «в ходе исследования академических процессов в искусстве были выявлены два типа академизации, различающиеся художественной парадигмой. В естественном процессе парадигмой является виртуальный идеал — еще не созданное художественное произведение, существующее только в воображении творческой личности (как композитора, так и исполнителя) и обусловленное потенциальными потребностями общества; в искусственном — образцом для творчества выступают уже созданные ранее произведения, стилевые направления, художественные идеалы и даже технологии. В процессе естественной академизации парадигма складывается спонтанно под воздействием социальных факторов и индивидуальных поисков художников, в искусственной — уже сформированная парадигма заимствуется в иной культуре, исторически или национально своеобразной. При этом оба типа академизации демонстрируют единую сущность — стремление к идеальной художественной парадигме, что позволяет утверждать общность закономерностей и тенденций их эволюции» [3, с. 7]. В данной статье анализируются сочинения Юлиана Барышниковаз, Яна Тьерсена4, Рика Уэйкмана5, Джовани Аллеви6, Дмитрия Явтуховича, принадлежащие к этому ряду. Этимологию появления такой музыки можно связать в единую линию, проследив её в двух направлениях: берущую начало в балладно-романтической музыке Элтона Джона и Билли Джоэла в первом случае, и формирование собственных уникальных интонационных свойств в другом. Представляется, что именно она породила множество киномузыки, определяемой нами как «портрет состояния», а также треки к компьютерным играм, кино- и мультсериалам и т. д. В нашем случае произведения Р. Уэйкмана и им подобные принадлежат к первому ряду, опираясь на уже созданное ранее, остальные миниатюры — ко второму.

Все они созданы в течение 1990-2017 годов.

Миниатюра Юлиана Барышникова «В Металло-

строе» (2017). Кажется, что средства выражения здесь тщательно отобраны. На самом деле немногочисленность композиторских проявлений и некоторое единообразие течения музыкальной материи рождает ограниченность необходимости выявления художественной идеи. Эта музыка, обладая достаточно выразительной интонационностью, как будто не требует её восприятия, не направлена к слушательской активности. Некоторым образом это «вещь в себе», довольствующаяся самодостаточностью и некоторой замкнутостью намерений диалога. Музыкальный язык классичен, его можно было бы назвать и школьным, если бы неясная избирательная направленность выразительных средств на озвучание конкретной образности. В данном случае уместно вспомнить высказывание В. Н. Грачёва: «Традиция лучится неумирающей новизной», почерпнутое в статье «О возрождении традиционных смыслов в отечественном музыкознании и композиции» [6, с. 31].

Первый раздел состоит из двух почти неконтрастных построений, основной позицией развития которых является соединение дуолей и триоли, залигованной с «оставшейся» восьмой в пятидольном размере (прим. 1), и перемена размера на % и тональности в последнем трёхтакте (прим. 2).

Пример 1

Пример 2

ú,

Следующая затем середина-восьмитакт репрезентует кардинальную смену фактурного абриса и появление более активного движения, а также орнаментики, характерной для клавирной музыки. Однако акустическое оживление не призвано привнести действенный момент в музыкальную материю, эмоциональный тонус остаётся по-прежнему созерцательным, интровертным и неактивным драматургически (прим. 3).

Миниатюра Яна Тьерсена «Окно» — один из номеров альбома Rue de Cascades (1996), представляет собой характерный пример творчества композитора. Это минималистическая композиция, как и многие другие его произведения, существующая во многих тембровых

3 Композитор, автор камерно-инструментальной музыки, песен. Девиз композитора: «Поближе к прекрасному, поближе к освежающему и одухотворяющему» [1].

4 Бретонский композитор, мультиинструменталист, вокалист. С автобиографическими сведениями о композиторе мы ознакомились здесь: [2].

5 Выдающийся рок-музыкант, одна из знаковых фигур рок-культуры. Входил в состав одной из самых выдающихся рок-групп — Yes. Основные вехи творческого пути выдающегося музыканта содержатся на сайте «Рок-энциклопедии» [9].

6 Итальянский композитор и мультиинструменталист.

26

Пример 3

обличиях — фортепиано соло, трио в составе клавесин, карильон и рояль и др.

По сравнению с рассмотренной выше «В Металло-строе» Ю. Барышникова эта музыка отлична по характеру — он более оживлён, а эмоциональная шкала предполагает какие-то минимальные её определения, — большее или меньшее оживление исходного материала. Здесь наличествует разность тембров, развитие интона-ционности, явны приёмы аддитивной техники (прим. 4).

Пример 4

J = 100 La Fenetre

Однако музыка столь же не-открыта для слушателя. Характер интровертности, совмещение простейших рит-моинтонационных фигур в единую скомбинированную линию с чертами неявной, имитационного склада полифонии позволяет предположить, что и в том, и в другом случае музыка является внутренне закодированным знаком некоего личного момента, всё содержание которого до конца известно только автору, но общность восприятия, основанная на слушательской памяти, позволяет каждому осмыслить художественный смысл этой музыки. Таким образом, перед нами иная внутренняя подоплёка создания музыкального сюжета. На наш взгляд, появление подобных произведений отражает возникновение слушательской потребности в иной му-

7 Один из выдающихся рок-ансамблей ([5]).

зыкально-профессиональной ситуации — стремление к примитивной простоте, неактивно и ненавязчиво существующей «вместе, рядом» в некоем полуавтономном диалоговом режиме. Созданию такой «отодвинутости» способствует название пьесы — «Окно». События как будто проходят в неспешном движении, не привлекая пристального внимания, хотя сами по себе несут черты оживлённости.

В этом отношении характерным представляется появление произведений, подобных Stair Way To Heaven Р. Уэйкмана, написанных на ином, не авторском материале. В его основе одноимённая композиция Led Zeppelin7, ставшая одним из наиболее ярких знаков эпохи 1970-х годов. Из всего многообразия музыкального материала Р. Уэйкман отобрал первую тему, на основе которой создал прелюдию ностальгического характера (что частично соответствует эмоциональному строю первого раздела первоисточника). В музыке Уэйкмана принципиально удалена композиционная идея Led Zeppelin, никак не отображена разработочная линия, которой свойственно множество пластичных поворотов и неожиданных решений. Прекрасная балладная тема не остаётся неизменной, однако варьирование не затрагивает сути её интонационности и становится репрезентацией знака-символа, рассматриваемого во всех подробностях (прим. 5).

Пример 5

Tempo J = 72

sa. ш sa. sa.

3

В музыке сочинения можно заметить интересный композиционный приём: некоторые характерные узнаваемые моменты сохранены, другие переформатированы в иной материал, сохраняя свои позиции в вертикали или формируя новые ритмоинтонационные комплексы по всему её срезу. Так, сохранён общий абрис движения начала, но соединены экспозиция темы и её первое варьирование, музыка которого изменена. Дальнейшее развитие темы Led Zeppelin частично купируется, как мы считаем, именно в связи с моментом разработочности, которого Уэйкман избегает, создавая портрет первоначального состояния этой музыки, рассматривая его. Отметим, что Stair Way To Heaven у Р. Уэйкмана находится в альбоме Piano Portraits (2017), где в аналогичном ключе воссоздаётся и другая музыка — классическая (Чайковский), народная (Amazing Grace), рок (Д. Боуи, Beatles). На основе идеи портретности возникает новая

вариация, узнаваемая в соотнесении с первоисточником, но представляющая собой по преимуществу новый музыкальный фрагмент (прим. 6).

Пример 6

5

ЙЬ. * λ.

Выдающимися образцами подобной музыки можно назвать миниатюры Джованни Аллеви — итальянского мультиинструменталиста и композитора, частично следующего творческой парадигме минимализма, претворяющего идею создания пост-роковых интермеццо, соединённых в концептуальные альбомы и изданных параллельно в виде нотных сборников. Отметим, что у него есть и другие сочинения, примером которых может служить развёрнутая «Концертная фантазия» для фортепиано и камерного оркестра, а также поражающая трагически зловещим образом сияния солнечных лучей сквозь несущиеся над горами тучи композиция «Листья Беслана», динамически и образно активный скрипичный концерт «Танец ведьмы». Сам композитор определяет свою музыку словами «современная классика» [7].

Мы рассмотрим пьесу Regina dei Cristali («Королева кристаллов») из цикла No concept («Вне концепции») (2005). Несмотря на неизбежность наличия клишированности в такого рода произведениях в связи с принципиальной повторяемостью ритмоинтона-ционных формул и, часто, их регистровой привязанностью, пост-роковые интермеццо Аллеви обладают подлинной непосредственностью и красотой. Звание у музыкальных критиков «Моцарт нашего времени» он получил за естественность развития музыкальной материи, рождающейся без какого-либо затруднения, напряжённой работы. Эта музыка вызывает ассоциации с первозданностью свежего ветра со Средиземноморского побережья, вечных струй Чегемских водопадов, неторопливого шествия горных облаков.

Даже диссонантные интервалы — секунды, септимы, тритоны — звучат в его произведениях по-особому неконфликтно, как будто не требуя гармонического разрешения. Отметим общность этой позиции для жанра вообще.

Regina dei Cristali («Царица кристаллов») — трёх-частное монообразное интермеццо. Первая и третья звучат в D-dur, периодически сменяемым появлением локальных тоник. Середина же сформирована интересной, также битональной идеей — чередованием

тонических основ, устойчивость которых колеблется между I и VI ступенями основной тоники и постоянным присутствием доминантового лада. Тип разработочно-сти характерен для жанра — это неактивное варьирование, получающее развитие с первых тактов (прим. 7).

Пример 7

Moderato

Обращает внимание интровертный характер графики записи: отсутствие штрихов, нейтральный нюанс экспрессии (т/), отсутствие видимого динамического развития, ощущение «вынуждености» варьирования как способа разработки, наименее изменяемым тему — «вещь в себе». В связи с названием сочинения возникает образ самодостаточной в своей автономности кристаллической поверхности, сверкающей холодноватым светом лидийского D-duг,а, заключённым в звуках, «не требующих вариантости». На данном этапе варьирование в общем не меняет основных очертаний темы, оно лишь добавляет ритмоформулы квинтового и квартового группетто. Изменение интервального абриса — внедрение в мелодику ч. 4 — воспринимается в условиях минималистической фактуры как значительное событие. Это несколько изменяет облик темы, но главное, перестраивает внутренний «прожектор» лада (прим. 8).

Пример 8

Дальнейшее моделирование приводит к появлению в контексте развития октавной вертикали и синкопированного ритма, придающего музыке оттенок некоторой скерцозности, не нарушающей эмоциональной закрытости. В контрапунктическом ряду появляется новое тематическое образование, построенное по тем же интервальным и тесситурным законам, что незначительно изменяет прорисовку возникшей октавной вертикали. Примечательна здесь ладовая игра: обращение лидийского мажора формирует «отражённый отсвет» гаммообразного построения в натуральном миноре II ступени (прим. 9).

Ещё одним специфическим штрихом становится большая зримость и слышимость ч. 4 как интервальной

Пример 9

Несмотря на взаимодействие элементов и образование новых звуковых данностей, настоящее развитие столь же малозаметно и направлено на поддержание репрезентативного статуса музыкального материала (прим. 12).

Пример 12

основы, ее автономизация в акустическую единицу, противопоставляемую статическим «блеском» общему движению и репрезентующей (на несколько тактов) «новое сияние кристалла» (прим. 10).

Пример 10

(-ЯН— ■Ф-

J 5 fP f f ff * т. .а

Смена тоники на одноименный минор в среднем разделе также сменяет колористический оттенок звуковой палитры, как это ни парадоксально, направленный на сохранение темы в «потенции многоцветия», отсекая любую возможность действенности интонационно-драматургического развития. Лишь на короткое время появляется некоторое оживление эмоционального тонуса, звучание приобретает более экстравертную направленность (прим. 11).

Пример 11

В репризе как будто производится попытка объединения развивающих позиций в их диалоговый комплекс, также отвечающий всем параметрам экспозиционности.

И ещё один пример музыки posth находим среди опусов Дмитрия Явтуховича8. Это Light intermezzo №49, отличающееся интонационной естественностью и пластикой разворота материала. Интонационность сочинений композитора базируется на полистилистическом комплексе, и, в тоже время, в пьесах Явтуховича не угадывается эксперимент как некая творческая самоцель, желание обретения определённого статуса в музыкальной иерархии. Всё это является чрезвычайно привлекательным и для исполнителей-профессионалов, и для публики.

Если говорить в общих чертах, то безусловными приоритетами его стиля являются струнная стихия звучания, органически сочетаемая с постджазовым и построковым отношением к формированию фактуры, проявляющейся в специфичной для этого типа музыкального высказывания эмоциональной отстранённости, изысканности гармонических перечений, в совмещении с открытой токкатностью и, если так можно выразиться, «аккордово-блочной» красотой крупного гармонического штриха.

Ещё одним важным фактором формирования музыкального языка композитора стала скерцозность, понимаемая в широком смысле этого слова как тип движения музыкальной материи, характеризуемой ненавязчивостью, «необязательностью» изменчивости ритмогармонический структуры произведения и способов его интерпретации.

Название можно перевести двояко: «Лёгкое интермеццо» или «Светлое интермеццо». И то, и другое было бы правильным, сообразуясь с «светло-светящимся» настроем творчества Д. Явтуховича, характерным даже

8 Белорусский композитор. В настоящее время живет в США. Его творчество включает камерную и симфоническую музыку, песни. Сотрудничал с рок-группой «Песняры».

9 Материал раздела опирается на нашу статью [4].

29

для драматических и «зловещих» эпизодов фортепианных трио или сюиты «Жизнь гномов», например.

Как мы и сказали, пьеса не имеет канонически обязательного инструментального состава. Нам известны исполнения интермеццо на скрипке, альте, саксофоне и ударных, всё это в сопровождении фортепиано или других клавишных инструментов.

Сочинение написано в трёхчастной форме с кодой, на коротком временном протяжении которой используется материал как крайних, так и серединного разделов. Несмотря на наличие ритмических контрастов, разницу в полифоническом насыщении разделов, контрастность как таковая в пьесе практически отсутствует, если исключить сгущение прозрачности в конце разработочно-го раздела. Это ненавязчиво-лёгкая струнная пастораль с явным мемориально-ностальгическим оттенком, вызывающим ассоциации со светлым сентябрьским днём, воздух которого наполнен падающей листвой.

Первый раздел основан на интонационно-гармоническом и фактурном развитии одной темы, состоящей из двух элементов, существующих в режиме диалоговой комплементарности. Движение музыкальной материи контрапунктично. Внешняя привлекательность и отсутствие конфликтности делают её неким универсальным объектом для импровизационного развития ad libitum. Ещё до вступления солирующего инструмента атмосфера произведения расцвечивается (рассвечивает-ся) обогащённой хроматикой прозрачного звучащего минорного лада с явным пост-джазовым характером гармонизации. Это первый элемент темы. Основой его интонационного следования становится начальная ненавязчиво-призывная интонация темы — подъём c-a-es, чрезвычайно выразительный сам по себе (прим. 13).

Пример 13

Tranquillo Spirituoso (J= 93-95)

Выразительным моментом мы находим соединение поступенного развития в первом элементе и теме с широкой интерваликой во 2-3 тт. — втором элементе темы. Еще одна звуковая краска — сведение хроматических и диатонических последовательностей в общий фактурный комплекс. К этому добавляется почти незаметное в движении, но тонкое штриховое обрамление музыкального пространства. Мы говорим о появляющемся portamento в т. 6 (прим. 14).

Пример 14

Очень красочен лад с повышением VI и понижением II и V ступеней с-то11 в чередовании с натуральной тональностью и образованием характерных интервалов: d-ges, h-ges.

В тт. 11-14 «сгущение» хроматизмов по всей вертикали вызывает ощущение «светлой затенённости» объёмного светового пространства, подобное возникающему от прозрачного цветного занавеса в большой комнате или внезапно замечаемого летнего заката на открытом воздушном пространстве (прим. 15).

Пример 15

Характерна подробная агогика, свойственная струнному интонированию и, в тоже время, отсылающая исполнителя к произведениям барокко и венского классицизма, что предлагает дополнительный ключ к интерпретации интермеццо.

Своеобразна идея разработки среднего раздела. Он начинается связующей «гирляндой» шестнадцатых, предваряющих эпизод Poco piu mosso — собственно центральный разработочный раздел. Именно активизация шестнадцатых и заметное расширение интервалики в использовавшихся ранее, а также новых ритмоинтона-ционных и ладовых образованиях и является движущей силой этого раздела. Разработочный эпизод занимает

30

22 такта. Он полифоничен: интонационную интенсивность обретают все голоса, полифонизируются и знакомые по первому разделу мелодико-гармонические комплексы (прим. 16).

Пример 16

Росо piu mosso

27 sulG

Заключительный период (8 тактов) — это растворение образа в красоте гармонии, успокоение, угасание. Раздел построен на основе сексто-терцовой интонационной линии в обрамлении знакомых «гирлянд» шестнадцатых. Светлый, сияющий в смешении ладовых структур минор и заканчивает произведение (прим. 19).

Пример 19

Для этого эпизода характерна ритмическая дими-нуция, что создаёт напряжение тонуса высказывания (прим. 17).

Пример 17

Заключительный раздел представляет собой динамизированную репризу.

По сравнению с экспозицией она более полифонич-на, аккомпанирующие голоса приобретают большую активность в развитии движения, здесь часты диалоговые взаимодействия лентообразно движущихся широких интервалов, сообщающие об итоговости раздела (прим. 18).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 18

т/ «г" ~ росо а росо dim. *—_—Г "i , 1 ц—| =" —

г ) м/ росо а росо dim.

* S& *

Яй. *

Мы проанализировали специфику интонационности миниатюр Юлиана Барышникова, Яна Тьерсена, Рика Уэйкмана, Джованни Аллеви, Дмитрия Явтуховича.

В ходе анализа мы пришли к следующим выводам:

— в результате взаимодействия музыкальных традиций вокально-инструментальной рок-баллады, относящихся к творчеству Элтона Джона, Билли Джоэла, джазовой музыки Дэйва Грусина, Кита Джерретта и других выдающихся музыкантов, а также академиза-ции стиля chill out, в результате чего сформировались новые комплексы выразительных средств, в музыке эпохи постглобализации образовался ряд камерных миниатюр, определяемых как звенья одного ряда;

— рассмотренным произведениям свойственны черты, отличные по многим параметрам от иных знаков камерной музыки современной и предшествующих эпох, что позволяет отнести их к формирующемуся ряду нового поджанра — интермеццо эпохи posth;

— жанровое определение этого ряда как интермеццо нам позволила некоторая нейтральность, обобщённость эмоционального тонуса, интермедийность звуковых образов. Считать его поджанром нам позволило нахождение этих миниатюр «в ряду прочих» произведений жанра, соответствующих традиционно описываемым в этом случае признакам, но обладающих свойствами, характерными именно для данного ряда;

— рассмотренные миниатюры обладают рядом факультативных жанровых признаков. В различных случаях это прелюдия, скерцо, импровизация-фантазия на тему и др.;

— каждое из проанализированных произведений обладает значительной степенью уникальности и яв-

31

ляется знаком диалога музыкально-профессиональных традиций, характерного для искусства настоящего времени, — эпохи свершившейся культурной глобализации пост-глобализационной эры;

— значительное, постоянно возрастающее коли-

чество аналогичных произведений, всё более частое включение их в репертуар исполнителей и программы учащихся всех уровней профессионального музыкального образования обуславливает необходимость более пристального научного внимания к данному ряду.

Литература

1. Барышников Юлиан Семёнович: Юлиан Барышников и музыканты // Music. Lib.ru [Электронный ресурс] URL: http:// music.lib.ru/j/julian_bar_i/indexdate.shtml.

2. Биография Ян Тьерсен; Тьерсен, Ян (Гийом Ян Тьерсен) // AquaMarinemusic.ru [Электронный ресурс] URL: https:// aquamarinemusic.ru¡biographiya-yann-tiersen¡.

3. Варламов Д. И. Типология академизации искусства // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4. С. 7-11.

4. Виниченко А. А. Дмитрий Явтухович. Light Intermezzo № 4 // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2019. № 1. С. 3.

5. Виниченко А. А. Led Zeppelin: музыкальное простран-

ство // Диалог искусств и арт-парадигм: Статьи. Очерки. Материалы. Т. 2. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2018. С. 40-59.

6. Грачёв В. Н. О возрождении традиционных смыслов в отечественном музыкознании и композиции // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4. С. 31-35.

7. Инопланетный гость. 70 лет Брайану Ино / Сноб. [Электронный ресурс] URL: https://snob.ru/entry/160468/.

8. Мартынов В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. 288 с.

9. Пианист и философ Джованни Аллеви / Different Rome / Livejournal. [Электронный ресурс] URL: https://different-rome. livejournal.com/46490.html.

References

1. Baryshnikov Yulian Semyonovich: Yulian Baryshnikov i muzykanty [Baryshnikov Yulian Semyonovich: Yulian Baryshnikov and musicians] // Music. Lib.ru [Elektronny resurs] URL: http: // music.lib.ru/j/julian_bar_i/indexdate.shtml.

2. Biografiya Yan T'ersen; T'ersen, Yan (Gijom Yan T'ersen) [Byography of Yann Tiersen; Tiersen, Yann (Gijom Yann Tiers-en)] // AquaMarinemusic.ru [Elektronny resurs] URL: https:// aquamarinemusic.ru/biographiya-yann-tiersen/.

3. Varlamov D. I. Tipologiya akademizacii iskusstva [Typology of academization of art] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Vo-prosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 4. Pp. 7-11.

4. Vinichenko A. A. Dmitrij Yavtuhovich. Light Intermezzo № 4 [Dmitry Yavtuhovich. Light Intermezzo № 4] // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2019. № 1. P. 3.

5. Vinichenko A. A. Led Zeppelin: muzykal'noe prostranstvo [Led Zeppelin: the music space] // Dialog iskusstv i art-paradigm: Stat'i. Ocherki. Materialy. T. 2 [Dialogue of art and art paradigms:

Articles. Essays. Materials. Vol. 2]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova,

2018. Pp. 40-59.

6. Grachyov V. N. O vozrozhdenii traditsionnyh smyslov v otechestvennom muzykoznanii i kompozitsii [On the revival of traditional meanings of music in the domestic musicology and composition] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts].

2019. № 4. Pp. 31-35.

7. Inoplanetnyj gost'. 70 let Brajanu Ino / Snob [Alien guest. 70 years of Brian Eno / Snob]. [Elektronny resurs.] URL: https:// snob.ru/entry/160468/.

8. Marty'nov V. I. Zona opus posth, ili Rozhdenie novoj reaFnosti [Opus posth zone, or the Birth of a new reality]. M.: IzdateFskij dom «Klassika-XXI», 2005. 288 p.

9. Pianist i filosof Dzhovanni Allevi / Different Rome / Livejournal [Pianist and philosopher Giovanni Allevi / Different Rome / Livejournal]. [Elektronny resurs.] URL: https://different-rome. livejournal.com/46490.html.

Информация об авторе

Андрей Анатольевич Виниченко E-mail: yuzer1965@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

AndreiAnatolievich Vinichenko E-mail: yuzer1965@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirov Av., 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.