Научная статья на тему 'Интерьер русской усадьбы'

Интерьер русской усадьбы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1599
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерьер русской усадьбы»

С. Т. Махлина

Интерьер русской усадьбы

Усадьба - это дом вне городской черты вместе с хозяйственными постройками и некоторой частью земли, находящейся под огородами, садами и иными сельскохозяйственными интенсивными культурами.

В последней четверти XVIII века в России в глухой провинции еще существовали помещичьи деревянные рубленые дома. В центре таких домов по традициям седой старины находились сени, а справа и слева -жилые комнаты с встроенными в бревенчатые стены лавками. После указа 1775 года, который укреплял роль дворянства на местах, так как все местное управление сосредоточивалось в губернских правительственных учреждениях, начинают отстраиваться дома губернаторов, а за ними дворянства и крупного купечества. Указ 1762 года об освобождении дворян от обязательной службы усилил ощущение свободы и возможности заняться своим благосостоянием. В усадебных домах стали белить стены по городскому образцу, обивать их расписным холстом, бумажными обоями281, иногда даже штофом. Строят каменные барские дома с колоннами и портиками, как правило, в духе классицизма. Много в таких домах парадных комнат. Естественно, что для залов, гостиных, столовых, кабинетов, спален требуется многочисленная мебель. Мебель делали не только в Петербурге и Москве, но и в других городах, многие предметы выполняли крепостные мастера. Т.М. Соколова приводит описание А.Т. Болотова, который в связи с празднованием своих именин выломал все старинные лавки и полки и привел свой дом в соответствие с наступившей модой - выбелил потолок, стены, печь, выкинул дубовый стол, отыскал модный, вместо лавок сделал канапе и дюжину стульев282.

К концу XVIII века усадьба становится хранителем семейной истории, вот почему здесь появляются отдельные комнаты, в которых висят портреты предков, так называемые портретные или портретные галереи. Аристократические усадьбы во многом подражали царскому двору, что проявлялось и в мебели, и в увеселениях и зачастую носило показной характер. Здесь были театры, концерты, крепостные актеры и музыканты. Не всегда это оказывалось возможно. Типичным дворянским гнездам приходилось умерять роскошества умеренностью введения хозяйства.

281 Кони А. Ф. На жизненном пути. Т. 1. СПб., 1913. С. 13-14.

282 Соколова Т. М. Очерки по истории художественной мебели XV—XIX вв. Л., 1967. С. 125.

© С. Т.Махлина, 2006

Но мебель часто была превосходной, фанерованная красным деревом, карельской березой и тополем.

Уникальное произведение искусства - усадьба Шереметевых в Останкино. Дворец выстроен в конце XVIII века из дерева и точно воспроизводит все стилистические особенности каменных дворцов эпохи классицизма. Лепнина, стенные панно, люстры, курильницы, а также декорирующие стены фигуры выполнены из дерева. Мебель в этом дворце -кресла, консоли, треножники, торшеры - безупречна. Ряд блистательных залов окружают главный Театральный зал. Большое значение уделено цвету, именно он определяет название помещений - Голубой зал, Пунцовая гостиная. В Голубом зале голубой и синий цвет присутствуют в окраске стен, штофной атласной обивке мебели, в стеклянных стержнях люстр и в керамических медальонах фабрики Дж. Веджвуда, в светильниках. Наборные полы из палисандра, пальмы, карагача, красного и черного дерева, отечественных дуба и березы и др. Останкинская усадьба -шедевр русского классицизма конца XVIII века.

В XIX веке усадьба - неотъемлемая часть городской культуры России. Она представляла собой целый мир, «микрокосмос», который соединял в единое целое дом, хозяйственные постройки, сад, пашню, лес, речку, пруд, живущих здесь людей283. Каждая усадьба представляла собой образ уникального микромира, ибо строилась в соответствии с личностью владельца, его отношений с окружающими, нередко отражая его чудачества. Как правило, все владельцы усадеб оставили в прошлом активную карьеру, шумную столичную жизнь и строили свое частное домашнее пространство, защищенное от вторжения государственной политики. Если в XVIII веке усадебная жизнь была в целом скромной и почти одинаковой по всей России, то в XIX веке усадьба меняется. «Хоромы наши были маленькие... обыкновение тогдашних времен приносило то с собой, что состояли они по большей части в пустых и нежилых покоях. Например, было в них двое превеликих сеней, из которых... были передние совсем пусты, а в задних был только один ход наверх. Из сеней. был вход в переднюю, или, по-нынешнему, залу. все украшение ее состояло в образах простых и в киотах. Как окошки были небольшие. то царствовала в сей комнате сущая темнота. За ней следовала. самая та комната, которая была у матери моей и гостиною, и столовою, и спальней, и жилой. Что принадлежит до мебелей, то нынешних соф, канапе, кресел, тамбуров, комодов, ломберных и других разноманерных столиков и прочего тому подобного тогда еще не было в обыкновении, гладенькие и чистенькие лавочки вокруг стен и много-много полдюжен-

283 Березовская Л. Г. Введение в историю русской культуры / Л.Г. Березовская, И.П. Берлякова. М., 2002. С. 226.

ки стульев»284. В богатых дворянских усадьбах, где жили обученные крепостные мастера, «не скованные ценой или жесткими требованиями заказчика, не ограниченные во времени, создавали оригинальные произведения, призванные в рамках общеевропейской культуры удовлетворять присущую русскому барству тягу к повышенному удобству, комфорту, безмятежно-созерцательному времяпрепровождению»285. Помимо дворянских усадеб были распространены усадьбы всех сословий. В сибирских городах, например, усадьбы купцов, крестьян, казаков, поселенцев мирно соседствовали друг с другом. Они не отличались от дворянских усадеб, но, понятно, давали представление о материальном достатке хозяев. Как правило это были деревянные двухэтажные дома, реже одноэтажные, часто с мезонином.

Усадьба, где прошло детство В.Г. Белинского, находилась в небольшом уездном городке Чембаре Пензенской губернии. В 1948 году город был переименован в Белинский, к 90-летию со дня смерти В. Г. Белинского здесь был открыт мемориальный музей. Отец критика, Григорий Никифорович Белынский (так писалась фамилия), родился в семье священника. Музей дает представление о характере интерьера усадьбы первой половины XIX века. Дом имел обширный двор и хозяйственным строением, амбарами, погребом, каретным сараем, конюшней и особой кухней, примыкающей к заднему входу в дом и отделенной от него сенями. Позади двора - обширный огород, на лето его засеивали овощами. На огороде стояла баня с двумя предбанниками, настолько вместительная, что здесь размещали гостей и использовали ее как временный лазарет для привозимых из деревни больных. В доме семь комнат: прихожая, кабинет отца, гостиная, детская, буфетная, столовая и спальня. В кабинете отца хранились медицинские инструменты (он в 1809 году закончил Петербургскую медико-хирургическую академию и работал штаб-лекарем). Комнату украшал портрет Вольтера, отражая атеистические воззрения хозяина. На письменном столе - бронзовая чернильница, изображающая кока с кастрюлькой - память о службе в морском ведомстве, гусиные перья, футляр для лекарского карманного набора, книги, в комнате - кресла, стулья. В гостиной небольшой книжный шкаф из карельской березы у двери, овальный столик у окна, кресла, овальный преддиванный стол, диван, в углу - кадка с растением. В детской - кресла, стулья, шифоньер, ломберный стол перед диваном, комнатные растения в кадке и на окнах, стены украшают портреты и пейзажи. В столовой - напольные часы работы пензенского крепостного

284 Русские дворянские усадьбы // Наследие, 1994, № 29-30. С. 8.

285 Гусева Н. Русская мебель в стиле «жакоб» // Пинакотека, 1998, № 4.

С. 5. 182

мастера, буфет, большой стол, стулья. На стенах две картины, вышитые матерью В. Г. Белинского.

Стиль бидермайер получил наиболее яркое претворение в дворянских помещичьих усадьбах.

Особый тип усадеб - фабричные. Когда стали зарождаться фабричные промышленные текстильные производства, возникали они сначала в обычной крестьянской избе, затем рядом с жилым домом крестьянина-предпринимателя стали появляться специальные производственные постройки. Примером такого рода является усадьба Ефима Ивановича Грачева, «одного из первых фабрикантов Иваново-Вознесенска»286 Эта усадьба уже не похожа на крестьянский дом, несмотря на то, что, когда ее строили, хозяин был крестьянином графа Шереметьева, а скорее напоминала усадьбу дворянина третьей четверти XVIII века. Такой тип жилой и одновременно промышленной крестьянско-купеческой усадьбы существовал до середины XIX века. Быт этих людей был без признаков роскоши, что, безусловно, отражалось на интерьерах. Несмотря на то, что хозяева этих усадеб сумели выкупиться из крепостной зависимости, они поначалу оставались основными работниками своих мастерских и сохраняли крестьянские привычки. «Подобно тому, как средневековый феодал любовался из своего замка на красивый вид подчиненного ему города, так и в фабричных селах жилая усадьба предпринимателя нередко строилась так, чтобы от нее открывался наиболее эффектный вид на мануфактуру»287.

Во второй половине XIX века усадьба могла представлять собой небольшой двухэтажный домик, хозяйственные постройки, 162 десятины земли. Такова усадьба Н.А. Некрасова, купленная им в 1871 году. Здесь была прихожая, гостиная с камином, кабинет хозяина дома, комната его спутницы жизни, комната для гостей.

Представление об усадьбе конца XIX — начала XX века дает дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне.

В доме имеются передняя, маленькая комната для прислуги, зал, гостиная, кабинет, спальня, комната С. А. Толстой, «ремингтонная» или секретарская комната, библиотека, комната под сводами и комната для приезжающих. Из небольшой передней, где стояли и экспонируются сейчас березовые шкафы с книгами и шкаф у печки с ружьями и охотничьими принадлежностями, направо ведет дверь в небольшую комнату для прислуги, а налево находится лестница, ведущая на второй этаж. По вечерам лестница освещалась керосиновой лампой.

286 Шорбан Е. Архитектура фабричных поселений в русской провинции на рубеже XIX—XX в. // Модерн и европейская художественная интеграция / Материалы международной конференции. М., 2004. С. 423.

287 Там же. С. 425.

На площадке второго этажа стоят напольные часы, книжный шкаф и шкаф с посудой. В современной экспозиции представлено больничное кресло, выписанное из Москвы в Крым, когда Толстой тяжело болел в 1901—1902 годах и которым он пользовался в Ясной Поляне в 1908 году, когда у него было растяжение связок на ноге. Здесь же расположены четыре двери в зал, гостиную, библиотеку и на чердак. На стене висят портреты.

Направо с площадки дверь ведет в залу - так эта комната называлась при жизни писателя, - где за большим обеденным столом ежедневно собирались семья Толстого, посетители, молодежь. На стенах фамильные портреты в тяжелых золоченых рамах, старинные зеркала в резных рамах начала XVIII века, мебель красного дерева, «вольтеровское кресло», ломберные столы с инкрустацией, подсвечники (все это было связано с детскими годами), наряду с ними - венские стулья, обитая клеенкой кушетка, простые столы работы домашних столяров и живописные портреты современников Льва Николаевича - И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В. А. Серова. В этой зале были уютные уголки по моде середины XIX века. Большой круглый стол красного дерева с лампой под большим бумажным плиссированным абажуром, с чернильницей и картами расположен в левом углу комнаты. Рядом диван и кресла. В противоположном углу венские кресла, два дивана и круглый стол (место для молодежи). Шахматный столик напоминает о приверженности Толстого к этой игре. О любви к музыке свидетельствуют два рояля, на которых играли и сам Лев Николаевич, и многие музыканты - С.И. Танеев, А. С. Аренский, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Ванда Ландовска, этажерка с нотами. Интерьер позволяет проследить историю смены стилей, оставивших след в жизни усадьбы.

Через зал входили в светлую, в два окна, небольшую гостиную, в которой в холостяцкую пору писателя жила его дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Лев Толстой описал эту комнату: «Комната была такая: в левом углу была шифоньерка с бесчисленными вещицами, ценными только для нее, в правом - кивот с иконами и большим, в серебряной раме Спасителем; посредине диван, на котором она спала; перед ним стол. Направо дверь к ее горничной. Между окнами под зеркалом был ее письменный столик с баночками и вазочками, в которых были сладости: пряники, финики, которыми она угощала меня. У окна два кресла и направо от двери вышитое покойное кресло, на котором она любила, чтобы я сидел, и я часто сидел на этом кресле по ве-черам.»288. Когда Лев Николаевич стал жить здесь со своей семьей,

288 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 34. М., 1992. С. 367. 184

комната приобрела иной вид (представлен в современной экспозиции). Налево от двери из зала в кабинет стоял круглый стол красного дерева, возле него диван 1850-х годов и два кресла из персидского ореха. У стены, отделявшей гостиную от кабинета - кушетка. Рядом с ней бамбуковый столик с майоликовой доской. Около окна небольшой шкафчик в «русском стиле». На стенах - портреты членов семьи Толстого и близких им лиц, пейзажи. Висит здесь и фотография, изображающая гостей семьи за чайным столом.

В кабинете великого писателя - вещи, которые были спутниками его жизни. Старинный письменный стол со шкатулками для бумаг, пресс-папье - бронзовая собачка не круглом постаменте из красного мрамора (принадлежала Т. А. Ергольской) - и пресс-папье из зеленого стекла, подаренная работниками Дятьковского Мальцевского хрустального завода в 1901 году, фотопортреты трех братьев Толстых - Николая, Дмитрия и Сергея. Перед столом детское кресло дочери писателя Татьяны Львовны (писатель из-за близорукости любил сидеть на низких стульях). Над письменным столом полка с книгами. У стены обитый клеенкой, а в былые времена кожей диван, на котором родились Л. Н. Толстой, его братья, сестры, дети и на котором он отдыхал после работы. В ящиках дивана Л.Н. Толстой хранил рукописи, к которым не разрешал прикасаться. У противоположной стены круглый стол и кресло, в углу «рогатое кресло» начала XVIII века. У двери в спальню - фонограф. Рядом простой стол и этажерка, соседствующие со старинными креслами с решетчатыми спинками, принадлежавшими отцу Льва Николаевича. На стенах портреты, гравюры, фотографии.

Рядом с кабинетом комната, служившая спальней писателю в 1862— 1910-х годах. Налево от двери из кабинета шкаф-бюро красного дерева от отца. «Вот из этой самой шифоньерки отец рассыпал золотые, а мы, дети, их собирали», - вспоминал в 1902 году писатель289. Рядом с умывальником два ведра, в которых сам Лев Николаевич приносил себе чистую воду и уносил грязную. На вешалке палка-стул - неизменный спутник во время пеших прогулок. Против двери из кабинета железная, окрашенная в коричневую краску кровать с двумя волосяными матрацами, покрытая вязаным одеялом с греческим узором работы С. А. Толстой. На кровати маленькая подушечка, вышитая сестрой Толстого Марией Николаевной. У кровати тумбочка, принадлежавшая Ергольской, на ней салфетка, часы с подставкой, колокольчик, подсвечник. Около окон старинные отцовские кресла, под зеркалом ломберный стол, на стенах портреты.

289 Там же.

В комнате С.А. Толстой, в которой с 1894 по 1897 год жили дочери Толстых или приезжавшие близкие, на стенах - многочисленные фотографии детей, внуков, родственников и друзей Софьи Андреевны. Между окнами небольшой письменный стол работы местного столяра, на нем два старинных хрустальных подсвечника, принадлежавших некогда матери Льва Николаевича, керосиновая лампа под абажуром. Перед письменным столом рабочее кресло. У окна рядом с письменным столом швейная машинка, около нее дамский рабочий столик. Трельяж второй половины XIX века соседствует с вещами конца XVIII века. Под иконой в углу старинное бюро-шифоньерка красного дерева, принадлежавшее Ергольской, рядом туалет, над диваном портреты семьи Толстых, Берсов и друзей. Здесь же кровать С. А. Толстой, купленная ей сыновьями в 1906 году, над которой висят фотографии умерших детей Толстых, портрет Л.Н. Толстого 1910 года и этюд Н.А. Касаткина, изображающий могилы Алексея и Ивана на Никольском кладбище под Москвой. Многочисленные сундуки, ящики, корзины делают пространство комнаты эклектичным и заполненным.

Во втором этаже расположены в северной стороне ремингтонная (секретарская) комната и библиотечная. Ремингтонная в 1862—1863 годах была комнатой Софьи Андреевны, с 1863 по 1864 - детской и комнатой няни, с 1864 по 1866 - кабинетом, с 1907 - комнатой секретаря писателя. Когда Льву Николаевичу в жаркие летние дни становилось трудно работать в кабинете, он уходил заниматься в «секретарскую» или в библиотеку. Интерьер «секретарской» таков: у окна на маленьком столике пишущая машинка «Ремингтон», диван, простой стол с четырьмя ящиками, старинный полукруглый комод, венские стулья, два кресла. У двери столик, на нем копировальный пресс, с помощью которого снимались копии с писем Толстого. У печи на стене этюд Ю.И. Игумновой - изображение лошади, на которой ездил Л.Н. Толстой, над диваном два пейзажа, у окна гелиогравюра с картины Венцеслава Черного «Сожжение Яна Гуса».

Рядом с «секретарской» комната, которая до 1871 года служила столовой. Дверь из нее вела в малую гостиную, которая одно время была кабинетом писателя. Затем здесь помещались классная, комната гувернанток, детская, а с конца 90-х годов, после смерти Ивана, - библиотека с девятью книжными шкафами, рабочая комната дочерей, комната для приезжающих. Из этой комнаты двойная дверь ведет в «комнату под сводами». В давние времена здесь хранили окорока, затем она была столовой, детской, кабинетом. Музей экспонирует здесь старинное длинное кресло с прямоугольной, слегка отодвинутой назад спинкой и высокими локотниками. У левой стены старинный туалет с тремя зеркалами, принадлежавший тетке Толстого П.И. Юшковой. На письменном столе у

окна принадлежавшая тетке Толстого А.А. Толстой шкатулка красного дерева с инкрустацией черного дерева, изображающей монограмму «А. Т.» под графской короной. На стене около двери в «сундучную» портрет Л.Н. Толстого работы Ю.И. Игумновой (1902).

На первом этаже из передней ведет дверь в комнату для приезжающих. В ней два окна и дверь на террасу с южной стороны дома. Здесь был кабинет Толстого с 1871 по конец 1880-х годов. Комната разделена на две части тонкой деревянной перегородкой, сделанной в 1905 году, до этого она была перегорожена книжными шкафами. А.Ф. Кони описывал ее 1887 году: «Это была обширная комната... разделенная невысокой перегородкой на две неравные части. В первой большей, с выходом на маленькую террасу и в сад, стояли шкафы с книгами. Тут же, у стены, в ящике лежали орудия и материалы сапожного мастерства. В меньшей части комнаты находился большой письменный стол. У полок с книгами в этой части комнаты для меня была поставлена кровать»290. Из этого интерьера сохранились оленьи рога, стенной книжный шкаф, два кресла, преддиванный четырехугольный стол.

Как видим, интерьеры усадеб постоянно изменялись, соответствуя основным течениям и направлениям в осознании удобств и необходимых требований к быту. Эту динамику можно проследить в любой усадьбе.

290 Кони А. Ф. На жизненном пути. Т. 1. СПб., 1913. С. 13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.