Научная статья на тему 'Кабинет в жилом интерьере'

Кабинет в жилом интерьере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
626
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ / БЮРО / СЕКРЕТЕР / КРЕСЛО / СТУЛ / ДИВАН / КНИЖНЫЙ ШКАФ / КОНТОРКА / ЭКРАН / WRITING DESK / BUREAU / SECRETAIRE / ARMCHAIR / CHAIR / SOFA / BOOKCASE / WRITING CABINET / SCREEN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевна

В статье описаны кабинеты разных стран Европы – от XVII до XX века. Кабинет – (фр. cabinet – рабочая комната) – 1) комната для занятий; 2) помещение, в котором хранится к.-л. научные или художественные редкости, а также самое собрание этих редкостей; 3) род мебели. Кабинет как род мебели. Сначала, в XVII веке, это был особый шкафчик, который отделывался с изысканной роскошью. Впоследствии кабинет состоит из двух частей. Главная из них содержит в себе множество ящичков и ниш, которые прячутся за ставнями и держится либо на двух колонках черного дерева, либо на кариатидах, либо на столе. Кабинет как помещение для занятий и для хранения редкостей. В XVII веке комната, обставленная несколькими кабинетами (предметами мебели), получила название кабинета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CABINET IN HOUSEHOLD INTERIORS

In the article the cabinets of different European countries from XVIIc. to XXc. are described. Cabinet is (Fr. cabinet – study room) – 1) arch. – a room; 2) a collection of specimen, especially of biological or numismatic character; 3) piece of furniture. Cabinet is a piece of furniture. In the beginning, in XVIIc, it was a small richly decorated cupboard. Then the cabinet consisted of two parts. The main part contains drawers and niches which are hidden behind the shutters and stand on either two ebony columns, or on caryatids or on a table. Cabinet as a room. In XVIIc. a room furnished with a number of cabinets (pieces of furniture) was called a cabinet.

Текст научной работы на тему «Кабинет в жилом интерьере»

УДК 749

КАБИНЕТ В ЖИЛОМ ИНТЕРЬЕРЕ

© 2012 С.Т.Махлина

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 23.11.2011

В статье описаны кабинеты разных стран Европы - от XVII до XX века. Кабинет - (фр. cabinet - рабочая комната) - 1) комната для занятий; 2) помещение, в котором хранится к.-л. научные или художественные редкости, а также самое собрание этих редкостей; 3) род мебели. Кабинет как род мебели. Сначала, в XVII веке, это был особый шкафчик, который отделывался с изысканной роскошью. Впоследствии кабинет состоит из двух частей. Главная из них содержит в себе множество ящичков и ниш, которые прячутся за ставнями и держится либо на двух колонках черного дерева, либо на кариатидах, либо на столе. Кабинет как помещение для занятий и для хранения редкостей. В XVII веке комната, обставленная несколькими кабинетами (предметами мебели), получила название кабинета.

Ключевые слова: письменный стол, бюро, секретер, кресло, стул, диван, книжный шкаф, конторка, экран.

Кабинет как род мебели. В XVII веке кабинет стал самым характерным предметом обстановки дворцов и замков знати. Это был особый шкафчик, который отделывался с изысканной роскошью. Кабинеты очень ценились, их посылали в подарок. Как пишет Т.М.Соколова, они «в ряде случаев являлись законченными художественными произведениями»1. Кабинет состоит из двух частей. Главная из них содержит в себе множество ящичков и ниш, которые прячутся за ставнями. Орнаментация этой части может быть очень разной - слоновой костью, бронзовыми пластинками и инкрустациями, колоннами и выемками (желобками) и пилястрами. Эта главная часть держится либо на двух колонках черного дерева, либо на кариатидах. Но вначале они представляли собой просто ларцы, поставленные на стол. Правда, ларцы эти были не простые, в них были две створки, за которыми скрывались маленькие выдвижные ящички. Среди бесчисленных ящиков кабинетов часто бывали и потайные, которые служили хранилищем денег, документов, некрупных драгоценных предметов.

Появились кабинеты в XVI веке, вероятнее всего, в Испании. Отсюда они распространились в Италию (именно здесь делались крохотные кабинетцы величиной с ладонь, отделанные тисненной или золоченой кожей или лепной мастикой), а из Италии начали победное шествие по всем странам Европы. Поскольку их часто делали во Фландрии, Италии, Германии, трудно различить, где они были созданы. Ка-

Махлина Светлана Тевелъевна, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории кулъту-ры, член Международной ассоциации критиков искусства (AICA). E-mail: makhlina@pochta. tvoe. yv

1 Соколова Т.М. Очерки по истории художественной

мебели XV - XIX веков. - Л.: 1967. - С. 41.

бинет - самая характерная мебель эпохи Людовика XIII.

В Испании кабинеты были очень своеобразной формы: они обрабатывались ажурными металлическими накладками на цветном бархате, иногда выполнялись из черного дерева с мелким орнаментом в виде арабесок из слоновой кости. В Италии, особенно во Флоренции, кабинеты также делались из черного дерева, украшались так называемой «флорентийской мозаикой». Интерес представляют великолепные североитальянские кабинеты из черного дерева. Они ставились на подстолья с ножками в виде витых колонн. Передняя поверхность их отделывалась в виде фасада каменного здания, где с помощью мозаики из слоновой с гротескными мотивами воспроизводились тяги, карнизы, парапетами, крохотными балюстрадами со статуэтками из кости.

В Германии центром производства кабинетов был Аугсбург. Мастера применяли флорентийскую мозаику, хотя здесь делались и кабинеты, обложенные серебром и черепахой. Как и в Италии, кабинеты напоминали архитектурные композиции. Вместо черного дерева использовали мореную грушу. Иногда они декорировались резным ормушлем. Часто применялась живопись. Тогда поверхность кабинета трактовалась как фасад с окнами, за которыми видны пейзажи.

В отличие от аугсубргских кабинетов, в Ре-генсбурге, городе Баварии, считавшимся вольным городом, кабинеты делались более строгими: гладкие поверхности набирались из цветного дерева, представляя своими фасадами глубокие архитектурные перспективы. В городе Эге-ре кабинеты делались с барельефными композициями из цветного дерева, которые вставлялись в черные волнистые рамки. Такие рамки

были распространены не только в Германии, но и в Голландии, Фландрии, Англии.

В конце XVII века кабинеты проникли и в Россию. Здесь они назывались флемованные дорожники - от нем. Flammen-leisten. Они использовались и во Фландрии, где кабинеты делались больших размеров из черного дерева, покрытого изысканными гравированными орнаментами и сценами на мифологические темы. Поля разбивались волнистыми рамками. Разновидность кабинета - полушкаф в Голландии.

В эпоху Людовика XIV (вторая полвина XVII в) кабинеты достигали колоссальных размеров. Чаще всего они делались из черного дерева. Опирались они на группы колонн или кариатиды. Створки кабинетов богато орнаментировались. За ними находились изысканно отделанные выдвижные ящички, обрамлявшие помещенные в центре портал. Использовалась мозаика, живопись, ценные породы дерева, создавая иллюзию уходящего в глубь громадного зала или архитектурного пейзажа. «В Эрмитаже хранится исключительной красоты кабинет, исполненный из черного дерева по рисункам Антуана Лепотра, с изображением библейских сцен из истории Иосифа на дверцах с великолепным порталом из кости и черепахи внутри»2.

Кабинет как помещение для занятий и для хранения редкостей. В древнегреческом доме такое помещение называлось простас. В древнеримском доме кабинет назывался таблиний. Он выполнял те же функции, что и простас. Это была небольшая комната, где хозяин дома проводил время и принимал гостей. Она находилась между атриумом и перистилем. Если хозяин занимал общественную должность, в этой комнате хранили официальные бумаги, т.е. архив, что и дало название комнате - таб-линум - от архива. От остальных комнат такой кабинет отделялся подвижными досками, занавесями и коврами. Обычно эту комнату обставляли самым роскошным образом. На стены вешали картины, пол выстилали искусной мозаикой. В XVII веке комната, обставленная несколькими кабинетами (предметами мебели), получила название кабинета. В эпоху Людовика XIII это была роскошная, элегантная комната. Как правило, была обита тканью с цветными узорами. Обязательная принадлежность этой комнаты - стол, покрытый тканью, на котором пара подсвечников и какая-нибудь декоративная вещь. На полу мог быть коврик восточного стиля, вазы с цветами дополняли обстановку.

Франсуа Ватель, вошедший в историю как символ чести французских кулинаров, на

2 Соколова Т.М. Очерки по истории художественной мебели.... - С. 58.

службе у Конде получил «квартиру» в две комнаты, одна из которых использовалась как кабинет. Это была «маленькая комната, украшенная куском бергамских штофных обоев пятнадцати или двадцати локтей в длину и полтора локтя (локоть - старинная мера длины: сначала равнялась 1,18 м, затем 1,20 м; упразднена в 1840 году) в высоту, где. господин Ватель держал свое бюро, восемь стульев, обитых трипом; и ковер с бахромой из зеленой саржи»3. В кабинете, как правило, стояли письменные столы, бюро, секретеры, кресла, стулья и диваны разного типа, книжные шкафы, конторки, экраны и др.

В начале XVII века в Европе стали модными «кабинеты курьезов». Помимо того, что это были комнаты, в которых собирали разного рода редкости и произведения искусства, для них стали изготовлять и специальную мебель. Так, для Густава Адольфа шведского был создан кабинет, который ему подарили во время его посещения Аугсбурга в 1632 году. Это был строгой архитектурной формы кабинет с многочисленными скульптурными накладками. Фасад этого типа мебели украшали пластины поделочных камней, рисунок каменной поверхности которых использовался как фон для живописных фигур, нанесенных на его поверхность. Наверху была создана декоративная композиция, которая состояла из Атланта, держащего на своих плечах кокосовый орех, изображающий Афродиту в лодке, разного рода минералов, раковин, кораллов, вызолоченного серебра. Такого же типа, но менее сложными были кабинеты у Филиппа II Померанского (преподнесен ему в Аугсбурге в 1617 году) и у герцога Брауншвейг-Люнденбургского (преподнесен в 1630 году - ныне в Рейксмузеуме в Амстердаме). В ящиках таких кабинетов хранились многие разнообразные предметы, сделанные из драгоценных материалов или выполненные в миниатюре. Такие кабинеты широко изображались в живописи того времени. Как правило, такие кабинеты выполнялись из эбенового дерева, украшались мозаикой из поделочных камней, композициями из минералов и бронзовой пластикой.

В конце XVIII века распространение получили женские кабинеты. «Графиня сидела на диване у мраморного камина, уставленного бронзами. Кругом ее, на столиках, на этажерках разбросаны все роскошные безделки моды: старый саксонский фарфор, малахиты, веера, дантановские бюсты, кипсеки и целая куча воспоминаний о Карлсбаде, о Вене, о Париже, в виде альбомов, граненых стаканов, китайцев и

3 Мишель Доменик. Ватель и рождение гастрономии. -М.: 2002. - С. 145.

чернильниц без чернил. Комната вообще отделана с великолепием. В окна вставлены настоящие стекла средних веков с изображениями из католических легенд и рыцарской жизни; роскошные обои покрыты картинами знаменитых художников; на ковре разбросаны в разных направлениях гениальные творения Гам-бса; наконец, на письменном столике, украшенном письменными излишествами венского мастера, разбросано несколько французских романов и, прошу заметить, единая русская книга, весьма удивленная тем, что находится впервые в столь блестящих чертогах. Против дивана, на котором небрежно наклонилась графиня, на маленькой кушетке в виде буквы С. полусидел, полулежал Щетинин, в сюртуке, и занимался с графиней светской болтовней.»4.

Однако могли быть и более невзрачные кабинеты в том же социальном слое, том же сословии. У того же Владимира Александровича Соллогуба находим: «На больших уродливых креслах сидела молодая женщина у письменного столика, заставленного малахитами и китайцами. Тщательно загибала она углы розовой надушенной бумажки, а на губах ее дрожала золотая облатка с графским вензелем»5.

В доме Г.Р.Державина был кабинет его второй жены, воспетой им под именем Милены. Этот кабинет замыкал небольшую анфиладу комнат второго этажа восточного корпуса. Но главное место в доме занимал его собственный кабинет, занимавший самое просторное помещение второго этажа. Главное место в комнате занимал письменный стол. Он был больших размеров с налоем, продуманный для интенсивной работы, которой Г.Р.Державин отдавал большую часть времени. Но работа мыслителя, писателя, требует отхода от стола для осмысления своих трудов. Поэтому, как правило, в кабинете всегда был диван. В доме Державина он особой формы, придуманный Г.Р.Державиным и Н.А.Львовым, почему о нем вспоминали многие мемуаристы. Диван этот имел по бокам многочисленные ящички, в которых можно было хранить рукописи, что важно для поэта. На диване - аспидная доска с грифелем, которой поэт мог пользоваться в минуты вдохновения. По эскизам Н.А.Львова для этого кабинета было сделано и девять книжных шкафов, которые разместились по его стенам. Мебель для этой комнаты была сделана из красного дерева столяром-краснодеревщиком Иоганном Гратцем. На каждом из них - бюсты «мудрецов, философов, и великих людей древности». Очень интересный прием применен в декоре этой комна-

4 Соллогуб В.А. Большой свет // Соллогуб В.А. Повести и рассказы. - М.: 1988. - С. 107 - 108.

5 Он же. Сережа // Там же. - С. 21.

ты. Три шкафа - «обманки», скрывающие двери, через которые можно выйти в другие комнаты и на лестницу, ведущую на первый этаж.

В XIX в. изменилось назначение кабинета и соответственно его облик. Если в XVIII в. кабинет был преимущественно местом размещения редкостей, которыми тогда назывались «японские», «китайские» кабинеты, то в XIX веке -это место работы. Пример первого - картина Ф.С.Рокотова «Кабинет Шувалова» (1779, ГИМ). Здесь шпалерная развеска картин, столы, шкафы, места для работы не показаны. В XIX веке исчезает плотная развеска картин, возникает мода на украшение кабинетов маленькими картинами, силуэтами, миниатюрами. Вместо коллекции редких произведений искусства появляются предметы, вызывающие личные воспоминания. В Елагином дворце в кабинете стоит гарнитур из волнистого клена с бронзовыми накладками. На выставке в Государственном Эрмитаже представлен этот гарнитур. Здесь уже находится ряд новых предметов, ранее не встречавшихся: помимо дивана, столик с креслами, уютно разместившимися на ковре, дамское бюро с зеркалами и точеными колонками, на котором поставлены часы, шкатулочка, несколько миниатюр, кушетка с подушкой и небольшой скамеечкой для ног. Рядом находится треножник - декоративная вазочка для цветов. Дополняют интерьер низкие шкафчики, которые использовались для книг. На них ставили вазы, подсвечники, кашпо.

В начале XIX века, вслед за гостиной и диванной комнатами, находился кабинет. Здесь, как правило, были шкафы с книгами, камин, над которым было широкое зеркало. Не всегда книжные шкафы использовались под книги. Там могли быть «тетрадь расхода, .наливок целый строй, кувшины с яблочной водой.»6. Могли здесь быть чайная посуда и статуэтки, выставленные в верхней, застекленной части шкафа. Все же во многих домах того времени библиотек - отдельных комнат не было, поэтому книги находились в кабинете. Вот каким, например, был К.Жуковского 1827 г. «Кабинет Жуковского был огромен, но низок, и вначале Василий Андреевич не знал, как его можно обставить. В конце концов, она нашел решение. Длинное помещение перегородила изящная конторка красного дерева; несколько книжных шкафов вместили большую библиотеку; посреди стены, находящейся напротив окон, на каминной доске, были поставлены мраморные бюсты. Мрамор словно излучал свет. По обе стороны камина стояли удобные кожаные дива-

6 Пушкин А.С. Евгений Онегин. Описание кабинета дядюшки Онегина.

ны, а над ними в два ряда были повешены картины: по четыре с каждой стороны»7.

На последней квартире А.С.Пушкина в кабинете были готические ширмы грушевого дерева с отделкой из темного ореха, приобретенные у Гамбса. Квартира его состояла из семи комнат. Мало найдется людей в России, которые не представляли бы себе кабинет А.С.Пушкина. Как вспоминал один из современников: «Кабинет был просторный, светлый, чистый. Посреди стоял огромный стол простого дерева, заваленный бумагами, письменными принадлежностями и книгами, а сам поэт сидел в углу в покойном кресле». Эта комната в доме-музее квартиры А.С.Пушкина содержит больше всего подлинных вещей, принадлежавших поэту. В центре комнаты - скромный стол длиной в полтора метра и шириной меньше метра, покрытый темной кожей. На столе стояла и экспонируется сейчас чернильница с арапчонком -подарок П.В.Нащокина, бронзовый колокольчик, нож слоновой кости для разрезания бумаг и книг, гусиное перо поэта. Над письменным столом - портреты В.А.Жуковского, А.А.Дельвига и Е.А.Баратынского. И кругом вдоль стен и поперек комнаты - книжные полки, вмещающие четыре тысячи книг. «Я разоряюсь на книги, как стекольщик на алмазы», - говорил Пушкин. На стене - картина Н.Г.Чернецова -«Дарьяльское ущелье». Мраморный камин украшают старинные часы и портреты: Пушкина (акварель П.Ф.Соколова) и Натальи Николаевны (акварель А.П.Брюллова). У противоположной стены на небольшом столике окованный железом старинный ларец, доставшийся Пушкину от его прадеда. Здесь же в кабинете -вольтеровское кресло, диван.

В усадьбах кабинеты того времени не были особо благоустроенными. Все же туда ставили наиболее престижные и импозантные вещи. Там была мягкая мебель, которой не имелось в других комнатах - клеенчатая софа, этажерка с лучшим хозяйским сервизом (работы заводов Ф.Я.Гарднера и А.Г.Попова), рюмки или кубки завода Мальцевых, статуэтки Мейсенского или других германских фарфоровых заводов или бисквиты Севрского завода во Франции.

В те времена не было промокательной бумаги. Поэтому в чернильном приборе была предусмотрена емкость для песка, песочница, песком из которой посыпали свеже написанную страницу. Песок высушивал чернила. Не было в те времена и конвертов. Они появились, и то, как большая редкость, лишь в 1830 г. Письмо складывали и заливали сургучом, на который прижимали медную печать. Все эти принадлежно-

7 Бессараб М. Жуковский. - М.: 1975. - С. 158.

сти находились на письменном столе. Шкафы были разной формы. Некоторые шкафы имели откидную доску для письма и именовались шкаф-бюро. Многие шкафы имели одну, застекленную в верхней части дверцу или решетку. Как правило, в эпоху классицизма мебель делалась из красного дерева, позднее появилась карельская береза. Дверцы шкафов задергивались зеленой тафтой. Использовалась она и в ширмах, и в дамских рабочих столиках. Иногда тафта заменяла стекла. Здесь же в кабинете могли находиться предметы для курения - янтарные турецкие трубки, специальные подставки для них. Однако в ту пору на курившего молодого человека смотрели с неодобрением. Поэтому вскоре появились отдельные курительные комнаты.

Подлинную обстановку кабинета Лермонтова в домике в Пятигорске описал Мартьянов: «В кабинете Лермонтова такое 16-стекольное окно, как и в спальне Столыпина, и дверь в зало. Под окном простой, довольно большой стол с выдвижным ящиком, имеющим маленькое медное колечко, и два стула. У глухой стены, против двери в зало, прикрытая двумя тоненькими дощечками, длинная и узкая о шести ножках кровать... и треугольный столик. В углу между дверями печь, по сторонам дверей четыре сту-ла»8. Главная принадлежность кабинета -письменный стол. В кабинете Некрасова на нем стояли бюсты Пушкина и Гоголя. Здесь же стояли мягкие кресла у камина и между ними -маленький курительный столик. На камине -часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола - этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. Под потолком - люстра «о трех лампах». По стенам - книжные шкафы.

В ялтинском доме А.П.Чехова кабинет был описан А.И.Куприным: «Кабинет в ялтинском доме у А.П.Чехова был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину, скромный, но дышавший какой-то своеобразной прелестью. Прямо против входной двери - большое. в раме из цветных. стекол окно. С левой стороны от входа, около окна, перпендикулярно к нему - письменный стол, а за ним маленькая ниша. в нише - турецкий диван. С правой стороны, посредине стены - коричневый ... камин; наверху, в его облицовке, оставлено небольшое, не заделанное плиткой местечко, и в нем небрежно, но мило написано красками вечернее поле с уходящими вдаль стогами - это работа Левитана. Стены кабинета - в темных с золотом обоях. Сейчас же возле входной двери направо - шкаф с книгами. На камине

8 Селегей П.Е. Домик Лермонтова. Путеводитель по литературно-мемориальному музею. - Ставрополь: 1978. - С. 170.

несколько безделушек, и между ними прекрасная модель парусной шхуны. Много хорошеньких вещиц из кости и из дерева на письменном столе»9. На письменном столе находились письменные принадлежности того времени -чернильный прибор, свечи, бронзовая шкатулка с тремя женскими фигурами (подарок в честь постановки «Трех сестер» 31 января 1901 г.). Это сохранено в современной экспозиции музея-квартиры А.П.Чехова. Так как А.П.Чехов не отказывался помочь больным, на столе у него находились и медицинские инструменты -стетоскоп, плессиметр, календарь для врачей и печать с надписью: «Врач А.П.Чехов». Рядом у окна на круглом столике - справочники, журналы. На стене - висячий шкафчик, на котором - фотография И.С.Тургенева. Здесь в кабинете много фотографий - Толстого, Книппер-Чеховой, брата - Николая Павловича, отца -Павла Егоровича, актеров Московского Художественного театра вместе с автором пьесы «Вишневый сад», поставленной 29 января 1904 г., И.Левитана, Д.Григоровича, А.Кони и др. На стенах висели картины И.И.Левитана. Примечательностью того времени был телефон, который был установлен в 1899 г. В кабинете стоят также палки (трости), которые писатель хранил.

В кабинете Достоевского, естественно, главное место занимал письменный стол. Как вспоминала его дочь, «Достоевский не любил ламп и предпочитал писать при двух свечах. Во время работы он много курил и пил время от времени очень крепкий чай». При этом «На его письменно столе царил величайший порядок. все должно было лежать на своем месте».

Безусловно, не все люди так серьезно в этот период относились к интеллектуальной деятельности. Вот как описывает дом дворянина того времени В.А.Соллогуб: дом отставного штык-юнкера Карпентова «весь состоял из трех комнат, а жизнь помещика сосредоточилась в одной. В этом безроскошном эрмитаже заключались все удовольствия, все привычки, вся его жизнь. На окошке валялись карты, картузы с табаком; на треножном столике бутылки с настойкой, бутылка с сальным огарком, счеты и засохшая чернильница; в углу - постель, на которой вечно лежала собака; у постели - ружье, сапоги, бритвенница и нагайка»10.

У А.Блока кабинет его последней квартиры на Офицерской улице в доме № 57, где было пять комнат (комната для прислуги, кабинет, столовая, гостиная, комната Любови Дмитриевны) был строгим и рационален. О нем сохра-

9 Пермякова В.Ф. Дом-музей А.П.Чехова в Ялте: Путеводитель. - Симферополь; Таврия: 1984. - С. 59.

10 Соллогуб В.А. Повести и рассказы.. - С. 26.

нилось много воспоминаний в мемуарной литературе. «Приходим в комнату.кабинет его. Оглядываю обстановку: самая оригинальная, какую я когда-либо видывал. В комнате абсолютно не было ничего лишнего.» - вспоминал современник А.Блока поэт А.Д.Сумароков. Кабинет был выдержан в темно-зеленых тонах. По сравнению с прежним кабинетом на малой Монетной, здесь не сохранился обширный диван с выдвижными ящиками, привезенный Блоком из квартиры отца в Варшаве. У окна - старый письменный стол и дедовское кресло, на столе - «маленький белый такс грустит отчаянно», в шкафах - книги. На стенах - фотографии, репродукции. Обогревался кабинет не модным камином, а обычной круглой печью, которую топил сам поэт. В северном городском (архангельском) доме кабинет, как правило, находился неподалеку от залы и прихожей. Он совмещал в себе функции рабочей комнаты, библиотеки, приемной, комнаты отдыха, а также спальни хозяина.

А сегодня кабинет становится весьма разнообразным в зависимости от нужд хозяина. Вот как, например, описывает кабинет своей жены, писательницы Ясмины Михайлович знаменитый Милорад Павич: «В кабинете Я.М. (Ясмины Михайлович - С.М.) на втором этаже я подвесил к потолку на цепях плетеное кресло, у которого вместо сиденья настоящее лошадиное седло со стременами и передней лукой, за нее Я.М. может держаться, когда, сидя на этой качалке, дает отдохнуть своей шее и спине после работы за компьютером. Одна стена целиком представляет собой монитор компьютера. Свою любимую героиню, свое alter ego, Лару Крофт, Я.М. может увидеть в полный рост. В боковые сумки седла я положил в качестве подарка ноутбук, в который загрузил все опубликованные произведения Я.М. и небольшую библиотеку ее любимых книг. На стене за стеклом покоится на бархате школьная ручка Я.М»11.

Любопытны, целесообразны и приемлемы для современного интерьера рекомендации фэн-шуй. В фэн-шуй кабинет рекомендуют располагать в тех направлениях в квартире, которые способствуют здоровью (юго-запад), профессиональному росту (север), ответственности (северо-запад), знаниям (северо-восток). Все эти части благотворно влияют на работу в кабинете. Можно даже активизировать различные стихии: металл - для придания сил, почву -для расширения познаний, дерево - для укрепления честолюбивых стремлений. Активизировать отдельные части кабинета можно с помощью источников света или кристаллов. Надо

11 Павич Милорад. Тунисская белая клетка в форме пагоды // ИЛ. - 2002. - №2. - С. 129.

поместить в соответствующей части комнаты компьютер и другие электроприборы: север способствует неуклонному профессиональному росту, восток помогает исполнению желаний. В кабинете должно быть равновесие в пользу Ян. Мебель здесь, как правило, этому способствует. Она ведь по большей части угловата: компьютер, телевизор, и т.п. Цвет должен быть скорее броским, чем в пастельных тонах. Здесь жалюзи предпочтительнее, чем шторы. Свет укрепляет энергию ци, поэтому здесь должно быть много света, но не над головой, когда человек сидит за письменным столом, так как это оказывает отрицательное воздействие на его умственную деятельность. За столом человек дол-

жен быть обращен в сторону своего благотворного направления. Нельзя сидеть лицом к голой стене - это создает ощущение замкнутого пространства, препятствует достижению цели. Можно поместить перед собой картинку с пейзажем, статуэтку. Нельзя сидеть спиной к двери - если этого нельзя избежать, надо повесить зеркало на противоположной от двери стене. Книжные шкафы надо закрыть, так как открытые полки - источник разящих стрел, губящих положительную энергию ци, разрезая ее и ослабляя ее силу. На письменном столе должен быть всегда порядок. По правую руку хорошо разместить хрустальное пресс-папье, которое будет отводить отрицательную энергию.

CABINET IN HOUSEHOLD INTERIORS

© 2012 S.T.Makhlina° St.-Petersburg State University of Culture and Arts

In the article the cabinets of different European countries from XVIIc. to XXc. are described. Cabinet is (Fr. cabinet - study room) - 1) arch. - a room; 2) a collection of specimen, especially of biological or numismatic character; 3) piece of furniture. Cabinet is a piece of furniture. In the beginning, in XVIIc, it was a small richly decorated cupboard. Then the cabinet consisted of two parts. The main part contains drawers and niches which are hidden behind the shutters and stand on either two ebony columns, or on caryatids or on a table. Cabinet as a room. In XVIIc. a room furnished with a number of cabinets (pieces of furniture) was called a cabinet. Key words; writing desk, bureau, secretaire, armchair, chair, sofa, bookcase, writing cabinet, screen.

Svetlana Tevelevna Makhlina, Ph.D., professor of history and culture, Member of the International association of critics of art (AICA). E-mail: makhlina&pochta. tvoe.yv

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.