Дашкина И.В.
аспирант МГУ
dashkina_irina@mail. ru
ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ И КАРИБСКОМ БАССЕЙНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И СОВРЕМЕННАЯ
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Ключевые слова: внешняя политика, национальные интересы, межгосударственные отношения, интеграционные объединения.
Keywords: foreign policy, the national interests, international relations, intégration associations.
События второй половины ХХ века изменили расстановку сил на международной арене: Вторая мировая война, противостояние капиталистического лагеря во главе с Соединенными Штатами Америки и НАТО с одной стороны и социалистического лагеря во главе с Советским Союзом с другой, получившее название «холодная война», а позднее -распад СССР, ознаменовали переход к новым форматам дипломатических отношений. Как следствие этих событий целый ряд государств, в их числе и Россия, вышли на мировую арену в качестве самостоятельных субъектов международных отношений. В новых условиях Российской Федерации пришлось заново выстраивать свою внешнеполитическую линию и налаживать отношения как с бывшими противниками, так и с союзниками распавшегося Советского Союза.
Основными внешнеполитическими партнерами России стали западные государства, а также главный противник в период «холодной войны» - Соединенные Штаты Америки. Государство отказалось от масштабных геополитических амбиций, предпочтя им локальное воздействие на новых партнеров путем договоренностей и выстраивания дипломатических отношений со странами бывшего социалистического лагеря, ориентируясь на нормы и принципы международного права. Но из-за изменений приоритетов международной политики Россия стала уделять меньше внимания странам-союзникам бывшего Советского Союза. К их числу относились страны Центральной Америки и Карибского региона (в частности Куба, основой политического устройства которой все еще является социалистическая идеология).
Куба является наиболее интересным представителем данной группы стран. Во-первых, она отличается своим политическим устройством: господство однопартийной системы с марксистско-ленинской идеологией и полным контролем государства над экономикой и общественной жизнью. Во-вторых, Куба является самым крупным островом данного региона. В-третьих, «Остров Свободы» имеет самую развитую промышленность (никелевая промышленность, легкая промышленность), развитое сельское хозяйство, страна активно развивает и туристический сектор. В-четвертых, отдельного внимания заслуживает социальная политика государства: на Кубе бесплатная медицина, образование, действуют различные социальные программы поддержки населения.
Необходимо упомянуть о том, что взаимоотношения СССР и Кубы достигли своего пика в период «Холодной войны», когда происходило противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки и в то же время противостояние Кубы и США.
Необходимо выявить и преимущества сотрудничества России со странами Центральноамериканского и Карибского региона.
Никарагуа ведет серьезную работу в группе АЛБА, ЦАИС. Страна имеет договор о свободной торговле, который подписан с Соединенными Штатами, странами Латинской Америки; развивает политическую интеграцию в рамках Организации Американских Государств.
Активную внешнюю политику ведет Гватемала: в 2012-2013 гг. страна являлась непостоянным членом Совета Безопасности ООН, она также член СЕЛАК, Группы-24, Группы-77, ЦАИС, множества специализированных органов ООН, ВТО.
Коста-Рика - одна из стран-основателей ООН, с 2007 г. активно развивает отношения с азиатскими государствами, прежде всего с КНР, с прицелом на вступление в АТЭС. Одним из приоритетов внешней политики Коста-Рики является развитие отношений с Евросоюзом, с которым в рамках ЦАИС было заключено Соглашение об ассоциации. Также она активно участвует в деятельности Содружества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК). Имеет статус наблюдателя в Движении неприсоединения.
Куба является признанным лидером Движения неприсоединения, она успешно завершила свое председательство в 2013 г. в СЕЛАК, играет важную роль в формировании повестки дня АЛБА. Наиболее значимым является тот факт, что Куба уделяет большое значение развитию отношений с островными государствами в рамках деятельности КАРИКОМ (Карибское сообщество), благодаря этой деятельности Гавана имеет дипломатические отношения (и по-
сольства) в каждой стране региона. Кроме того, Куба является членом ООН, ВТО, входит в международную организацию АКТ (страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана).
Практически все страны Центральной Америки и Карибского бассейна являются членами Центральноамериканской интеграционной системы, а одно из направлений внешней политики Российской Федерации - это получение статуса нерегионального наблюдателя в ЦИАС. Страны Северной, Центральной, Южной Америк и Карибского региона входят в «Сообщество стран Латинской Америки и Карибского региона» и, по мнению некоторых исследователей (И. Эррехона и А. Серрано)1, СЕЛАК претендует на роль лидера Латинской Америки, которую до настоящего момента играла ОАГ.
Актуальность нашего исследования обусловлена процессами трансформации внешнеполитического курса России на современном этапе, которые требуют политического осмысления и анализа. Так в указе Президента «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» сформулированы три основополагающих принципа, которые формируют опору национальных интересов российского государства «в условиях формирования новой
~ 2
полицентричной системы международных отношений» - речь, в данном случае, идет о принципах открытости, мно-говекторности и прагматизма.
Правительства стран Центральной Америки и Карибского бассейна нередко выражают готовность поддержать политические (и не только) инициативы Российской Федерации на международной арене, в частности в Организации Объединенных Наций.
Исследуя формирование внешнеполитического курса изучаемых стран, необходимо затронуть исторический аспект. Исследуемые страны долгое время были колониями, как и весь американский континент и, как следствие этого, страны стремились к отделению от метрополий, к получению независимости. Активную роль в данном процессе играли Соединенные Штаты Америки, именно с их именем связан процесс установления независимости стран, а также такой феномен как «панамериканизм».
В начале XIX в., когда латиноамериканские государства стремились к объединению сил в борьбе за независимость, США под видом поддержки стремились укрепить своё влияние в регионе. В 1823 г. правительством США была провозглашена доктрина Монро, направленная против вмешательства европейских держав в дела американского континента («Америка для американцев»). Эта доктрина стала в дальнейшем толковаться как «Америка для США».
В эпоху империализма США много говорили об «общности интересов» американских государств и тем самым пытались оправдать многочисленные интервенции на Кубе, в Мексике, Гаити, Никарагуа, Колумбии, Панаме, Доминиканской Республике и других латиноамериканских странах. Стремясь закрепить свои позиции в Латинской Америке, США принимали активное участие в создании в 1948 г. Организации американских государств, а в 1961 г. выступили с программой «помощи» странам Латинской Америки, получившей название «Союз ради прогресса». Выступая в роли защитника стран Латинской Америки от «коммунистической угрозы», США участвовали в подготовке вторжения на Кубу контрреволюционеров в 1961 и содействовали исключению Кубы из ОАГ в 1962 г.3.
Многие страны Центральной Америки и Карибского бассейна изъявили желание установить дипломатические отношения с Российской Империей в конце XIX века.
Истоки российско-костариканских отношений восходят к 1870 году, когда министр иностранных дел Коста-Рики Л. Мантуфар в письме к А.М. Горчакову сообщал об обстановке в стране, избрании временным главой республики Бруно Карансы и заявил о желании правительства Коста-Рики установить отношения с теми странами, с которыми ранее таковых не было.
Непосредственную роль А.М. Горчаков сыграл и в решении вопроса о признании Гондураса. 24 октября 1876 года с письмом к Горчакову обратился министр иностранных дел Рамон Роса, который просил передать царю Александру II послание президента Гон Марио Аурелио Сото.
В докладе от 12 января 1877 года министр иностранных дел России указывал, что Гондурас принадлежит к тем республикам Центральной Америки, из числа которых Россия уже признала в 1872 году Коста-Рику4.
Начало отношений между Россией и Гватемалой датируются 1880 годом.
Российско-кубинские отношения имеют давнюю историю. Неофициальные контакты двух стран зародились еще на заре XIX века, а официальные отношения между Российской Империей и Кубой были установлены более 100 лет назад - в 1902 году. Именно тогда российский император Николай II и первый кубинский президент Томас Эстрада Пальма обменялись посланиями. Основой дипломатических отношений того времени послужило формальное признание Россией Республики Кубы. Однако дипломатические отношения между СССР и Кубой официально оформились лишь в середине ХХ века.
Особое значение следует придать ориентации внешней политики Никарагуа. Даже принимая во внимание то, что это слаборазвитая страна, экономика которой завязана ничуть не меньше, чем экономика Гондураса и Эль-Сальвадора на экономике США, все же она тяготеет к сближению с Россией.
Дипломатические отношения с Никарагуа были установлены в 1944 году. Связанно это было с тем, что правительство Республики Никарагуа объявило войну фашистской Германии, и как следствие заключило договор с комму-
1 Перевороты нового типа в Латинской Америке. - http://www.geopolitics.ru/2012/09/perevoroty-novogo-tipa-v-latinskoj-ame
пке
Указ Президента РФ «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», вступает в силу 07.05.2012 года. - http:/www.rg.ru./2012/05/09/vn-polit-dok.html
3 Панамериканизм // Большая советская энциклопедия. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/118184
4 Сизоненко А.И. Дипломатические портреты.- М.: МГИМО-Университет, 2007. - С. 10, 14-15.
нистическим Советским Союзом. Вторая мировая война имела негативные последствия для внутренней политики Никарагуа. К власти в стране пришел Анастасио Сомоса, полностью поддерживавший политику США. Длилось его правление до 1979 года, когда власть перешла к Д. Ортеге, именно с его именем связан курс внешней политики, нацеленный на тесное сотрудничество с СССР и противостояние США1.
Таким образом, первые контакты между Российской Империей и странами Латинской Америки восходят еще к XIX веку. Коста-Рика, Гватемала, Гондурас и Куба стали первыми странами Центральной Америки и Карибского бассейна, с которыми Россия установила дружеские, а затем и дипломатические отношения.
Особое значение для истории нашей страны имеет установление дипсвязей с Кубой (1942 г.), Коста-Рикой и Никарагуа (1944 г.), так как данный этап характеризуется антифашистским настроением народных масс Латинской Америки и солидарностью с борьбой Советского Союза. Вступление латиноамериканских республик в войну против держав «оси» отражало стремление народов защитить свою независимость, оказать помощь СССР и покончить с фашизмом.
Отношения России со странами Центральной Америки и Карибского бассейна на современном этапе и интересы Российской Федерации в данном регионе.
Говоря о современности, можно сказать, что отношения России и стран Центральной Америки и Карибского бассейна характеризуются расширением контактов: Так, в 2007 году было открыто посольство России в Гватемале. Расширяются политические контакты с Гондурасом: с 1993 г. в обеих странах аккредитуются послы по совместительству - посол России в Никарагуа и посол Гондураса во Франции. С 1995 г. в Тегусигальпе работает Почётный консул России - крупный предприниматель Ф.А.Нассер Сельман. В октябре 2013 г. в Москве открыто Посольство Гондураса.
Политические отношения России и Кубы, претерпев некоторые изменения после распада СССР, встали на новый путь развития. Визит Е.М. Примакова в Гавану явился началом нового этапа двусторонних отношений.
Можно говорить о том, что дипотношения Российской Федерации со странами Центральной Америки и Карибского бассейна претерпевают заметные изменения в лучшую сторону. Поддерживается постоянный политический диалог, осуществляются визиты президентов, регулярно проводятся встречи министров иностранных дел, активно осуществляются межпарламентские обмены, расширяются контакты на уровне руководителей министерств, усовершенствуется договорно-правовая база, осуществляются контакты по линии силовых структур.
Кроме двусторонних политических отношений между Россией и рассматриваемыми странами следует отметить взаимодействие стран в рамках ООН. «Страны при решении ключевых проблем современности опираются на главенствующие нормы и принципы международного права, выступают за укрепление многосторонних механизмов регулирования международных отношений, также правительства стран выступают за усиление роли ООН в международных делах»2.
Полем для расширения политических контактов между странами является Генассамблея ООН, где происходит взаимодействие министров иностранных дел и директоров Департаментов международных организаций.
Кроме взаимодействия в рамках ООН, Российская Федерация усиливает свое влияние в международных организациях и региональных интеграционных объединениях стран Латинской Америки. Происходит активный диалог между Россией и ЦАИС, Россией и СЕЛАК, Россией и КАРИКОМ, Россией и АЛБА.
Необходимо отметить активную деятельность нашей страны в Латиноамериканском регионе для получения статуса внерегионального наблюдателя ЦАИС, так в 2004 г. был подписан «Меморандум о взаимопонимании создания механизма политического диалога и сотрудничества между Россией и странами ЦАИС». Необходимо упомянуть, что ведется разработка проекта «Меморандума о присоединении Российской Федерации к Центральноамериканской интеграционной системе в качестве внерегионального наблюдателя» и проект «Меморандума о сотрудничестве между Российской Федерацией и ЦАИС».
«Российская сторона подчеркнула, что рассматривает латиноамериканский регион в качестве важного перспективного партнера. Министры высказались в поддержку интеграционных процессов в регионе, в частности в Центральной Америке, укрепления демократии и региональной безопасности, развития разносторонних связей России со странами-членами Центральноамериканской интеграционной системы (ЦАИС). В этом контексте Министр иностранных дел Республики Гондурас Мирейя Агуэро де Корралес сообщила Сергею Лаврову, что правительство Гондураса поддержит присоединение России к ЦАИС в качестве внерегионального наблюдателя», - говорится в заявлении3. Также и глава Центральноамериканской интеграционной системы считает очень перспективным развитие сотрудничества с Россией. «Мы считаем очень важным интеграцию региона и развитие его связей с другими важными партнерами, в качестве которого рассматриваем Россию», - сказал Мартинес4.
Внимание следует обратить и на деятельность России в СЕЛАК.
Кубинцы высказываются за создание механизма диалога и сотрудничества между БРИКС и СЕЛАК. Российское отношение к этой идее положительное.
1 Булычев И.М. Никарагуа на пути национального возрождения. - М.: Знание, 1980. - С. 36.
2
Интервью Министра иностранных дел России С.В. Лаврова РИА «Новости» по вопросам отношений России со странами Латинской Америки и Карибского бассейна. 21.11.2008 г. // Представительство МИД РФ в Оренбурге. - http://orenburg.mid. ruZnews_213.html
3 Гондурас поддержит присоединение России к ЦАИС в качестве внерегионального наблюдателя.14.10.2013 г. // КЕОКЦМ Информационное агентство. - http://www.regnum.ru/news/1719558.html
4 Euronews // Политика: Центрамерика-Россия-Сотрудничество. 27.01.2014 г. - http://ru.euronews.com/newswires/2316152-newswire
Реакция стран Центральной Америки и Карибского бассейна на вхождение Крыма в состав России и реакция этих стран на санкции, введенные США и Западом в отношении Российской Федерации.
На фоне украинского кризиса и последовавшего за ним торгово-экономического конфликта между Россией и Западом у Москвы, помимо геополитических и идеологических интересов в Латинской Америке, появились долгосрочные интересы, связанные с поиском новых поставщиков продовольственных товаров. Это обстоятельство расширяет возможности формирования прочных и основанных на прагматизме механизмов стратегического сотрудничества России и исследуемого региона.
В результате украинского кризиса система международных отношений претерпела существенные изменения, и они, как очевидно уже сейчас, будут иметь далеко идущие последствия. Одним из последствий давления, которое Запад оказывает на Россию с целью ее изоляции, стала необходимость расширить политические контакты с близкими друзьями и союзниками.
Геополитическая задача была решена на Латиноамериканском континенте, который к тому же расположен «под боком» у Соединенных Штатов. В мае 2014 г. состоялся визит С. Лаврова на Кубу, в Никарагуа, Чили и Перу. Важно отметить, что первые две страны (наряду с партнерами по блоку леворадикальных режимов ALBA Венесуэлой и Боливией) разделяют позицию Москвы по Крыму, однако резолюцию ООН о территориальной целостности поддержали Коста-Рика, Гватемала, Гондурас, а Сальвадор воздержался.
В ходе визита позицию России безоговорочно поддерживали Куба, Венесуэла, Никарагуа и Боливия. В заявлениях глав государств подчеркивалось, что Запад, а именно США, Франция и Германия спровоцировали острый кризис и акты насилия на Украине. Представители и главы дружественных России государств признали, что действия Российской Федерации были вполне правомерны. Новое правительство Украины было признано нелегитимным, потворствующим волне насилия и неспособным обеспечить территориальную целостность страны.
Визит В.В. Путина в июле 2014 года в Латинскую Америку оказался как нельзя кстати. Связан он был с проходившим в Форталезе (Бразилия) саммитом БРИКС. Путин посетил Кубу, Никарагуа, Аргентину и Бразилию. В своих комментариях политические деятели и местные средства массовой информации акцентировали внимание на двух ключевых моментах: визит имел очевидный геополитический подтекст и способствовал заметному продвижению экономических интересов России в регионе1.
С точки зрения геополитики он значительно расширил диапазон внешнеполитического взаимодействия Российской Федерации и государств Латинской Америки в условиях растущей изоляции нашей страны на Западе.
Практически все страны Центральной Америки и Карибского бассейна осуждают санкции, которые ввели против России США и ЕС. Из-за санкций Россия начала еще более активно развивать контакты с Латинской Америкой, страны охотно откликнулись на призыв заменить европейские продукты на российском рынке.
1 Сударев В. Россия и Латинская Америка на фоне украинского кризиса / Российский Совет по международным делам. -http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4326#top.