Е.В. Семкина
ИНТЕРЕСЫ РОССИИ И КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
INTERESTS OF RUSSIA AND CHINA IN CENTRAL ASIA:
ENERGY ASPECT
В статье рассматривается энергетическая политика России и Китая в Центральной Азии. Доказывается отсутствие серьезных противоречий интересов двух государств в этой сфере. Делается вывод о снижении роли России в энергетической отрасли стран Центральной Азии.
Ключевые слова: Китай, Россия, Центральная Азия, энергоресурсы, газопроводы, нефтепроводы.
In the article the energy policy of Russia and China in Central Asia is considered. Lack of serious contradictions in the interests of the two states in this sphere is proved. The conclusion on the decrease of Russia's role in energy branch of Central Asia countries is drawn.
Key words: China, Russia, Central Asia, energy resources, gas pipelines, oil pipelines.
Существенную роль в современных экономических отношениях по-прежнему играет добыча энергоресурсов. На мировых рынках появляются новые акторы, занимающиеся разработкой месторождений нефти и газа. Среди них и независимые республики Центральной Азии (ЦА). Интерес к энергетическим ресурсам региона активно проявляют Европейский союз, США, Иран, Китай, а также Россия.
Рассматривая данный аспект российско-китайских отношений, стоит отметить, что речь идет, прежде всего, о т.н. «ископаемых энергоносителях»: нефти и газе. Именно они составляют основу экономических интересов России и Китая в Центральной Азии. При этом ресурсы распределены между пятью центральноазиатскими республиками весьма неравномерно. Основная доля приходится на три государства - Казахстан, Туркмению и Узбекистан.
По запасам нефти Казахстан входит в первую десятку и занимает 9-ю строчку с показателями 3,9 млрд т [1]. Запасы газа в стране равняются 1,5 трлн куб. м. В 2013 г. добыча нефти и газа в РК достигла 81 млн т, из них на экспорт ушло 68 млн т [2].
Запасы энергоресурсов Туркмении значительно уступают казахстанским (нефть - 0,1 млрд т, газ - 17,5 трлн куб. м [3]), основную долю экспорта составляет природный газ, который в 2011 г. равнялся 40 млрд куб. м (из добытых 65 млрд куб. м).
Узбекистан имеет более скромные запасы: такие же показатели нефти, как и Туркменистан, а газа - 1,1 млрд куб. м. На экспорт идет около 30 % энергоресурсов, однако одной из тенденций последних лет является сокращение этой отрасли промышленности [4].
Географически только Казахстан и Туркменистан имеют выход к богатому ресурсами Каспийскому морю. В этом отношении вполне очевиден интерес Китая в налаживании сотрудничества именно с этими странами.
Пекин стремится расширить круг поставщиков за пределами стран Персидского залива, на долю которых приходится более половины импортируемой Китаем нефти [5]. Диверсификация импорта энергоресурсов является стратегической необходимостью: традиционные маршруты из стран Ближнего Востока и Северной Африки подвержены угрозам политической нестабильности и военных конфликтов.
Разумеется, нефть и газ из Центральной Азии не смогут полностью удовлетворить потребности КНР. Тем не менее, за последние десятилетия Китаю удалось достигнуть серьезных успехов в этом направлении.
Большинство контрактов с центральноазиатскими республиками заключает Китайская национальная нефтяная компания (КННК), которая является инициатором строительства трубопроводов и инвестиционных проектов. На данный момент КННК владеет несколькими казахстанскими компаниями -«Актобемунайгаз», «Узеньмунайгаз», «Петроказахстан». В 2005 г. завершилось строительство нефтепровода «Атасу-Алашанькоу» от Карагандинской области Казахстана до китайской границы с пропускной способностью в 10 млн т [6]. Спустя 4 года в эксплуатацию был введен еще один нефтепровод -«Кенкияк-Кумколь», что позволило увеличить поставки казахстанской нефти в Китай. Важно отметить, что эти нефтепроводы не проходят через российскую территорию и непосредственно соединяют Казахстан и Китай.
Если энергетическое сотрудничество с Астаной в основном касается нефти, то диалог с Туркменистаном - поставок газа. Обсуждение прокладки газопровода в Китай началось еще в 1990-е гг. Окончательное соглашение подписано в 2006 г. Всего за 2,5 года Китайская национальная нефтегазовая корпорация построила Центральноазиатский газопровод от своей концессии в Багтыярлыке на севере Туркмении - через Узбекистан и Казахстан - в Синь-цзян-Уйгурский автономный район (СУАР) на северо-западе Китая [7].
Общая протяженность газопровода «Центральная Азия - Китай» (ГЦАК) достигает 7 тыс. км, он состоит из 4 линий, строительство последней (линии D) началось в 2014 г. Когда они заработают на полную мощность, газопровод будет обеспечивать более 40 % импортируемого в Китай газа [8]. Кроме того, по газопроводу будет поставляться не только туркменский, но и казахстанский и узбекский газ. Строительство ГЦАК серьезно подорвало монополию России на транспортировку центральноазиатского «голубого топлива».
Таким образом, энергетическая политика Китая в Центральной Азии носит характер, направленный на расширение источников поставок нефти и газа. За последние десятилетия китайские корпорации достаточно успешно реализуют проекты строительства новых газо- и нефтепроводов в Казахстане и Туркмении, которые идут через Центральную Азию в СУАР. Этот регион стратегически важен для Китая, он также может быть транзитной площадкой в другие регионы - на Ближний Восток и в Южную Азию. Китай создает мощные транспортные, энергетические инфраструктуры, которыми он привязывает к себе ЦА, что одновременно обеспечивает ему продвижение в западном направлении, в Европу [9]. Тем не менее, на данном этапе Пекин лишь частично вовлечен в энергетический сектор Центральной Азии.
Россия как преемница Советского Союза имеет довольно прочное экономическое влияние в Центральной Азии, которое в основном касается энергетического сектора.
Транспортировка нефти из Казахстана в Россию ведется по двум маршрутам. Один из них был построен еще в советский период («Атырау-Самара»), другой («Тенгиз-Новороссийск») введен в эксплуатацию в 2004 г. Каспийским трубопроводным консорциумом и имеет пропускную мощность 67 млн т нефти в год. В 2002 г. было создано совместное предприятие «Газпрома» и «КазМунайГаза» под названием «КазРосГаз», целью которого является разработка и освоение месторождений нефти и газа, а также экспорт в Россию казахстанского газа с целью переработки.
Еще одним наследием советского периода является трубопровод «Средняя Азия - Центр» (САЦ). Он проходит через территорию Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. С 2007 г. действует новый проект по строительству «Прикаспийского газопровода» через Туркменистан и Казахстан в Россию. В год планируется транспортировка 40 млрд куб. м газа (30 - Туркменистан, 10 - Казахстан).
В 2003 г. Россия подписала с Туркменистаном соглашение о сотрудничестве в газовой сфере сроком на 25 лет. Его целью являлось увеличение поставок туркменского газа до 70-80 млрд куб. м в год в период с 2009 по
2028 гг. Однако российско-туркменское сотрудничество серьезно осложнил взрыв на участке газопровода САЦ в 2009 г. Противоречия сторон в ценовой политике и объемах поставок вкупе с мировым экономическим кризисом привели к прекращению поставок газа в Россию вплоть до 2010 г. В результате общие объемы поставок решили сократить до 30 млрд куб. м в год.
Характеризуя энергетическую политику России в Центральной Азии, можно сказать, что она имеет множество противоречий. С появлением альтернативной сети транспортных трубопроводов Россия, с одной стороны, понесет экономический ущерб от сокращения объемов транспортируемых с Каспия газа и нефти, с другой - потеряет часть влияния в регионе [10]. Используя наследие советской экономики, Москва стремится дальше развивать торговлю энергоресурсами с Казахстаном, Туркменией и Узбекистаном. Для Казахстана нефтепроводы, проходящие по территории России, пока являются ведущими. Однако Астана стремится расширить круг покупателей своей нефти. Туркмения делает то же самое в отношении газа.
Оценивая присутствие России и Китая в энергетическом секторе Центральной Азии, трудно выделить безусловного лидера. По количеству импортируемых газа и нефти на первом месте стоит Китай: в 2012 г. он занял второе место после Италии (Россия не входит даже в десятку стран-импортеров казахстанской нефти). Пока же первые строчки занимают страны Запада, например, они закупают около 50 % добываемой в Казахстане нефти.
Не стоит забывать о том, что у России, в отличие от Китая, есть собственные нефтегазовые ресурсы. Трубопроводы, проходящие через российскую территорию, являются важным транспортным коридором для поставки центральноазиатских нефти и газа, Россия также занимается их перепродажей странам ЕС.
Поэтому на данный момент нельзя говорить о том, что интересы Москвы и Пекина в Центральной Азии серьезно противоречат друг другу. Китай начал осваивать центральноазиатский рынок совсем недавно, для него нефть и газ из этого региона не станут панацеей и не смогут полностью удовлетворить потребность в энергоресурсах. В то же время для Пекина это стратегически выгодный шаг, который поможет диверсифицировать поток нефти и газа в страну. Поэтому в ближайшем будущем Китай продолжит осуществлять масштабные проекты по строительству новых трубопроводов из Центральной Азии в СУАР, с каждым годом усиливая свое присутствие в регионе.
Для России начинается период трансформации ее роли в Центральной Азии. Вероятнее всего, российская доля в энергетической сфере региона будет уменьшаться. Это связано с конкуренцией западных и китайских компа-
ний. Есть и другие причины. Например, в последнее время появляется информация о том, что «Газпром» вскоре полностью откажется от импорта газа из Туркменистана и Узбекистана, аргументируя свои действия стремлением увеличить добычу газа в России [11]. Если это произойдет, что представляется весьма вероятным, Россия полностью уступит Китаю этот ранее контролировавшийся ею рынок.
Наследие Советского Союза в виде таких трубопроводов, как «Средняя Азия - Центр» и ряда других может способствовать сохранению российского влияния, но лишь на время. Поэтому, кроме традиционных маршрутов, необходимо создавать новые и развивать уже существующие проекты.
Что касается самих республик Центральной Азии, то для них нынешняя ситуация является выгодной. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан не заинтересованы в том, чтобы в их энергетическом секторе лидировала какая-либо одна страна - будь то Китай или кто-то еще. Введение санкций против России и серьезное падение цен на нефть пугающим эхом отозвалось в централь-ноазиатских республиках. Но это не значит, что они переориентируют свои рынки на китайскую экономику. Их цель - получить максимально возможную прибыль от иностранных компаний, сохраняя при этом свой суверенитет и свободу действий.
Рассматривая перспективы России и Китая в Центральной Азии, можно предположить, что вероятнее всего ситуация будет складываться следующим образом. На первом месте по экспорту нефти и газа по-прежнему будут страны Запада; затем Китай, который будет увеличивать поставки ресурсов из региона; замыкать тройку будет Россия. В ближайшие десятилетия главными конкурентами для Китая станут западноевропейские государства. Для России конкурентами будут и Китай, и Запад, но вот насколько Москва готова вести с ними борьбу - вопрос отдельного исследования.
Список использованных источников и литературы
1. Statistical Review of World Energy 2014 // BP Global. - URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report.pdf
2. Экспорт газа из Казахстана в 2013 г. вырос на 0,4 % // РосБизнесКонсалтинг. - 14.02.2014. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140214123515.shtml
3. Statistical Review of World Energy 2014 // BP Global. - URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/statistical-review-
2014/BP-statistical-review-of-world-energy-2014-full-report. pdf
4. Статистика внешней торговли // Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан. - Режим доступа: http://www.mfer.uz/ru/export/statistics/
5. Petersen A., Barysh K. Russia, China and the Geopolitics of Energy in Central Asia. - L.: Centre for European Reform, 2011.
6. Богатуров А.Д., Дундич А.С., Троицкий Е.Ф. Центральная Азия: «отложенный нейтралитет» и международные отношения в 2000-х годах. Очерки текущей политики. Вып. 4. - М.: НОФМО, 2010.
7. Борьба за ресурсы Центральной Азии // Русская служба Би-би-си -04.06.2010. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2010/06/100603_central_asia_resourses.shtml
8. Китай отметил запуск линии газопровода из Центральной Азии // Радио Азаттык. - 16.06.2014. - Режим доступа: http://rus.azattyq.org/content/news/25423034.html
9. Малашенко А.В. Кто бросает вызов России в Центральной Азии? // Независимая газета. - 05.03.2013. - Режим доступа: http://www.ng.ru/courier/2012-03-05/11_challenge.html
10. Юйсинь Чжан. Интересы Китая, России и США в Центральной Азии // Голос России. - 09.07.2013. - Режим доступа: http://glasru.ru/interesyi-kitaya-rossii-i-ssha-v-tsentralnoy-azii/
11. Rickleton C. Gazprom Bails on Buying Central Asian Gas // EurasiaNet. - 10.10.2014. - URL: http://www.eurasianet.org/node/70406
Коротко об авторе
Семкина Екатерина Владимировна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about author
Semkina Ekaterina Vladimirovna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]