Научная статья на тему 'Центральная Евразия как регион геоэнергетической конкуренции России и КНР'

Центральная Евразия как регион геоэнергетической конкуренции России и КНР Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
326
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ / КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ КНР / ENERGY DIPLOMACY OF PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / ENERGY SECURITY / FOREIGN ENERGY POLICY / THE CASPIAN REGION / NATIONAL INTERESTS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мухаметов Руслан Салихович, Лямзин Андрей Валерьевич

В статье рассказывается об энергетической дипломатии России и КНР. Основная цель Китая состоит в компенсации нехватки собственных ресурсов и в уменьшении энергетической зависимости от морских поставок. Автор приходит к выводу, что внешняя энергетическая политика КНР в каспийском регионе не отвечает национальным интересам РФ. Стратегическая цель России заключается в прямых поставках каспийских углеводородов через территорию страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells upon energy diplomacy of China. The aim of PRC is to compensate for its own lack of resources and over-dependence on sea deliveries. The author comes to a conclusion that China's enhances to cooperation with the Caspian region in the energy sphere to run counter to national interests of Russia. The strategic purpose of Russia is to direct share of the Caspian oil and gas on the world markets through own territory.

Текст научной работы на тему «Центральная Евразия как регион геоэнергетической конкуренции России и КНР»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 21 (236). Политические науки. Востоковедение. Вып. 11. С. 6-10.

ГЕОПОЛИТИКА

И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

/

О

Р. С. Мухаметов, А. В. Лямзин

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРАЗИЯ КАК РЕГИОН ГЕОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ РОССИИ И КНР

В статье рассказывается об энергетической дипломатии России и КНР. Основная цель Китая состоит в компенсации нехватки собственных ресурсов и в уменьшении энергетической зависимости от морских поставок. Автор приходит к выводу, что внешняя энергетическая политика КНР в каспийском регионе не отвечает национальным интересам РФ. Стратегическая цель России заключается в прямых поставках каспийских углеводородов через территорию страны.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, внешняя энергетическая политика, национальные интересы России, Каспийский регион, энергетическая дипломатия КНР..

С начала 90-х гг. ХХ в. Центральная Евразия привлекает к себе все больше внимания мирового сообщества. Стратегическая значимость этого региона определяется его географическим положением: это своего рода мост между Европой и Азией, трансконтинентальный перекресток транспортных коммуникаций в направлении «восток-запад» и «север-юг». То, что данный регион стал объектом активной внешнеполитической деятельности многих государств, связано и с наличием здесь запасов углеводородов. Государства Южного Кавказа и Центральной Азии располагают 3-4 % мировых запасов нефти и 6-7 % мировых запасов природного газа1.

Привлекательность каспийских запасов углеводородов обусловливается, во-первых, их сравнительно удачным географическим положением. Ценность Каспия как одного из центров добычи углеводородов только увеличивается в связи с перманентной нестабильностью в регионе Персидского залива. Кроме того, у каспийских стран есть еще одно серьезное преимущество по сравнению с другими нефтеносными районами. Все они обладают малым уровнем потребления углеводородов в связи с небольшой численностью населения, что позволяет говорить об их жесткой ориентации на экспорт2.

Геоэнергетическим приоритетам России отвечает транспортировка каспийской нефти на мировой рынок через ее территорию. Согласно утвержденной Правительством РФ в ноябре

2009 г. «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», одним из важнейших стратегических направлений внешнеэкономической активности нефтяного комплекса РФ является транзит нефти сопредельных государств через российскую территорию3. В настоящее время по магистральным нефтепроводам России в транзитном режиме транспортируется нефть двух государств Центральной Евразии - Азербайджана и Казахстана. Так, транзит казахстанского «черного золота» происходит по российской территории как через старые советские нефтепроводы (Атырау-Са-мара, Махачкала-Тихорецк-Новороссийск), так и через систему Каспийского трубопроводного консорциума. По системе КТК (Тенгиз-Новороссийск) в 2007 г. транзит нефти, добытой в Казахстане, составил более 25 млн тонн. Транспортировка казахстанского «черного золота» через территорию России осуществляется на основании долгосрочного межправительственного Соглашения от 7 июня 2002 г.: по нефтепроводу Атырау-Самара не менее 15,5

млн тонн в год, по системе нефтепроводов Ма-хачкала-Тихорецк-Новороссийск - до 5,5 млн тонн в год4. Что касается закавказской республики, то в соответствии с условиями Договора между Россией и Азербайджаном о транзите нефти через территорию Российской Федерации от 18 января 1996 г. азербайджанская сторона осуществляет транспортировку нефти по маршруту Баку-Новороссийск. В 2007 г. в связи с вводом в эксплуатацию маршрута транспортировки нефти «Баку-Тбилиси-Джейхан» и перераспределением экспортных потоков азербайджанской нефти в систему «Транснефти» было подано лишь 2,083 млн тонн нефти, хотя по существующему Договору от 1996 г. должно прокачиваться не менее 5 млн тонн в год. За 11 месяцев 2008 г. поставлено только 1,114 млн тонн азербайджанской нефти5.

Для России транспортировка казахстанского и азербайджанского «черного золота» на мировой рынок по так называемому «северному» маршруту является выгодной, т. к. в этом случае тарифы за прокачку нефти поступают в российскую казну, а не в бюджеты сопредельных государств. Сохранение и увеличение транзита каспийской нефти имеет особую значимость не только для обеспечения экономических интересов, но и геополитических.

Геоэнергетическим интересам России отвечает возможность полного контроля экспорта каспийского газа. Так, в 2008 г. «Газпром» приобрел 66,1 млрд куб. м центральноазиатского газа, в том числе 42,3 млрд куб. м в Туркменистане, 14,2 млрд куб. м в Узбекистане и

9,6 млрд куб. м в Казахстане6. Таким образом, природный газ Центральной Азии является важным элементом формирования общей ресурсной базы ОАО «Газпром», обеспечивающей потребности внутреннего рынка России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

По вышеназванным причинам Москва стала инициатором сооружения Прикаспийского газопровода. 12 мая 2007 г. президентами России, Казахстана и Туркменистана была подписана совместная декларация о его строительстве. Формальная договоренность была достигнута 20 декабря 2007 г., когда было заключено трехстороннее межправительственное Соглашение

о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода. Целью сооружения данного трубопровода является транспортировка природного газа с месторождений Каспийского моря и других месторождений на территориях Туркменистана и Казахстана на территорию

Российской Федерации. Новый трубопровод ежегодной мощностью в 20 млрд куб. м «голубого топлива» пойдет в обход Каспийского моря вдоль его восточного побережья. Трубу решено проложить от компрессорной станции «Белек» в окрестностях Туркменбаши до газоизмерительной станции «Александров Гай», что на казахстанско-российской границе, где она соединиться с газопроводной системой России. Одновременно была достигнута договоренность между Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о расширении построенной еще в советское время трубопроводной системы Средняя Азия-Центр (САЦ).

Что касается Азербайджана, то 14 октября

2009 г. был подписан контракт купли-продажи природного газа между ОАО «Газпромом» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР). В соответствии с контрактом, первоначальные объемы покупки газа «Газпромом» составят 500 млн куб. м, в дальнейшем объемы закупки будут возрастать в соответствии с экспортными возможностями азербайджанской стороны. Поставки начались с января 2010 г.7 3 сентября

2010 года «Газпром» и ГНКАР подписали дополнение к действующему контракту купли-продажи азербайджанского природного газа, согласно которому с 2011 г. объемы закупок возрастут до 2 млрд куб. м в год, с 2012 г. -свыше 2 млрд куб. м7.

Понятно, почему Азербайджан отдаёт приоритет наращиванию объемов своего экспорта именно в Россию. Территориальная близость, отсутствие транзитных зон и наличие уже существующей газотранспортной инфраструктуры делает расширение сотрудничества по газу между закавказской республикой и Россией наиболее коммерчески выгодным вариантом для обоих партнеров.

Доступ к «голубому топливу» очень важен для России по ряду причин. Главным аргументом в пользу закупок азербайджанского газа являются политические соображения: Россия пытается «перехватить» голубое топливо, которое может быть направлено в газопровод №Ьиссо, который предусматривает поставки природного газа в Европу в обход России и напрямую конкурирует с российским Южным потоком.

Хотя Россия и располагают развитой сетью трубопроводов в Центральной Евразии, но она не обладает монопольным правом на транспортировку углеводородного сырья на мировой рынок. Россия действительно являет-

ся крупнейшим «игроком» на каспийском топливно-энергетическом рынке, но отнюдь не единственным.

Интерес к каспийским энергоносителям проявляет и Китай, который в последние годы заметно усилил здесь свои позиции. Привлекательность данного направления для КНР определяется следующими обстоятельствами: он позволяет уменьшить зависимость от производителей Персидского залива и избежать «малаккской дилеммы», поскольку транспортировка из этих стран относительно безопасна, коротка и осуществляется по наземным трубопроводам.

Росту объемов торговли Китая с Центральной Азией способствует реализация двух энерготранспортных проектов, полностью разрушающих российскую монополию на транспортировку ресурсов региона и меняющих всю геоэкономическую ситуацию в регионе.

15 декабря 2005 года был сдан в эксплуатацию нефтепровод Атасу-Алашанькоу, общая протяженность которого составила 988 км. Проектная пропускная способность трубопровода составит 20 млн тонн в год, в том числе первая очередь - 10 млн тонн в год. Транспортировка нефти в Китай по нему началась с середины 2006 г. Атасу-Алашанькоу - вторая часть межгосударственного проекта строительства нефтепровода из Казахстана в КНР. Первой его частью является введенный весной 2003 г. трубопровод Кенкияк-Атырау протяженностью 448,8 км и с пропускной способностью первой очереди в 6 млн тонн нефти в год. Нефтепровод «Кенкияк-Кумколь» протяженностью 761 км является третьим этапом проекта строительства нефтепровода «Казах-стан-Китай». Проект позволит соединить нефтепровод «Кенкияк-Атырау» с нефтепроводом «Кумколь-Атасу».

Нефтепровод стал основным каналом экспорта казахской нефти в Китай. В 2008 г. через него прошло 5,37 млн т, что составило 94 % всех поставок нефти в Китай и 8,4 % всей экспортной нефти Казахстана8. Всего по нефтепроводу Казахстан-Китай поставлено к началу

2009 г. более 10 млн тонн нефти9.

Достоинством казахстанско-китайского трубопровода является то, что, во-первых, осуществляются прямые поставки нефти из Казахстана в Китай, во-вторых, не нужно осуществлять транспортировку нефти через третьи страны, в-третьих, он позволит освободиться от уязвимого снабжения по морю, наконец,

повышается степень безопасности транспортировки «черного золота».

Вторым энергетическим проектом Пекина в Центральной Азии является газопровод из Туркменистана в Китай через Узбекистан и Казахстан, соглашение по которому было достигнуто в апреле 2006 г. Церемония открытия первой очереди данного газопровода с участием лидеров этих стран состоялась 14 декабря

2009 г. на участке Самандепе на северо-востоке Туркмении. Протяженность газопровода составляет 7 тыс. километров, при этом по территории Туркмении проложено 188 километров, Узбекистана - 525, Казахстана - 1293, Китая -4860 километров. На проектную мощность (40 млрд кубометров) трубу планируется вывести только в 2012 г.

Необходимо отметить, что усилия по обеспечению энергетической безопасности Китай предпринимает с 1993 г. До этого Китай полностью обеспечивал себя собственной нефтью. В настоящее время Китай является одним из мировых лидеров по величине импорта нефти. В 2009 г. в стране было добыто 189 млн тонн нефти, а ввезено из-за рубежа приблизительно 200 млн тонн. Потребление нефти в Китае в

2010 г. достигнет 400 млн тонн, 210 млн из них будет импортироваться из-за рубежа. Зависимость КНР от импорта нефти превысит 50 %10.

Рост зависимости от импорта углеводородов обусловлен беспрецедентным по своим масштабам процессом урбанизации в Поднебесной. Так, к концу 2007 г. уровень урбанизации в Китае достиг 44,9 %, увеличившись на 27 процентных пунктов по сравнению с 1978 г.11 Такая перспектива (зависимости) вызывает у китайского правительства беспокойство, т. к. существует хроническая нестабильность в регионах, экспортирующих энергоносители. Устойчивый и гарантированный импорт нефти и газа рассматривается правительством Китая как жизненно важное условие обеспечения дальнейшего развития страны. Власти КНР осознают, что решение проблемы снабжения углеводородами из надежных источников является необходимым условием сохранения высоких темпов экономического роста (в 2009 г. ВВП Китая увеличился на 9,1 %, в 2008 - на

9,6 %, в 2007 - 13 %, в 2006 г. - 10,7 %), а следовательно, гарантией социально-экономической и политической стабильности страны. Таким образом, почти три десятилетия стремительного развития национальной экономики Китая привели к тому, что потребление энер-

гоносителей в стране значительно превысило объемы внутреннего предложения. В дальнейшем зависимость страны от внешних поставок будет только увеличиваться. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (базовый сценарий), в 2015 г. спрос и производство будут составлять 11,1 и 4,0 млн баррелей в день соответственно, а в 2030 - 16,5 и 3,412. Поэтому неудивительно, что для руководства КНР одной из основополагающих задач является проблема обеспечения энергетической безопасности страны.

В условиях нарастающей зависимости Китая от импорта нефти и газа, программа по обеспечению энергетической независимости КНР включает меры по увеличению поставок углеводородного сырья за счет диверсификации импорта, т. е. обеспечение надежных и стабильных поставок из альтернативных источников - стран и регионов по всему миру. Ввиду резкого увеличения объемов потребления энергоносителей в стране, вызванного высокими темпами экономического роста и углубления процессов индустриализации, в Китае взят курс на поддержку проектов, направленных на географическую и ресурсную диверсификацию источников, поставщиков и маршрутов транспортировки углеводородов.

В настоящее время главным источником энергоносителей для Китая является регион Персидского залива, страны которого обеспечивают до 44 % всех импортных поставок в Поднебесную. Сильная зависимость от ближневосточной нефти вызывает обеспокоенность в Пекине, и причины этого очевидны. Во-первых, транспортировка ближневосточной нефти в Китай осуществляется только через Малаккский пролив, соединяющий Индийский океан и Южно-Китайское море, который характеризуется самым высоким уровнем пиратства. Во-вторых, перманентная напряженность вокруг Ирана означает наличие постоянного риска прекращения поставок из региона Персидского залива.

Африка является вторым крупным поставщиком нефти в Китай, обеспечивая 32 % всего нефтяного импорта страны. При этом необходимо отметить, что «африканский вектор» энергетической политики КНР не уменьшает удельный вес морских поставок углеводородов. Таким образом, география поставок такова. что практически вся транспортировка нефти от стран-производителей в Китай осуществляется по морю на танкерах. Иными словами, «Малакк-

ская дилемма» представляет собой огромную угрозу для энергетической безопасности КНР.

В этой связи Китай взял курс на развитие внутриконтинентальных поставок нефтегазового сырья из России и государств Центральной Азии.

Таким образом, Китай - более новое и крайне перспективное направление поставок углеводородных ресурсов из Каспийского региона. Заключение с государствами Центральной Евразии соглашений о поставках энергоресурсов в Китай и строительство экспортных трубопроводов создают качественно новую геополитическую ситуацию в этом регионе. В частности, трубопровод Туркменистан-Китай стал первым крупным газопроводом, перекачивающим топливо из региона в обход российской территории. Последующее наращивание загрузки и выход трубы на проектную мощность будет фактически означать конец эры российской монополии на центрально-азиатском газовом рынке. Более того, китайское вовлечение на газовый рынок ЦА наносит определенный удар по конкурентам в лице России и Запада, заинтересованных в продвижении собственных трубопроводных проектов (европейский №Ьиссо и российский Прикаспийский газопровод). Строительство нефтепровода Ка-захстан-Китай ознаменовало прекращение монополии России на транзит энергоресурсов из региона. По причине возникновения альтернативной сети транзита нефти, Россия неизбежно понесет экономический ущерб от сокращения объемов транспортируемых с Каспия природного газа и нефти, а также потеряет часть политического влияния в регионе. Препятствовать этому процессу Россия уже не в состоянии, т. к. энергетические интересы Китая отвечают запросам центральноазиатских республик, заинтересованных в новых рынках сбыта.

Текущая динамика процессов диверсификации экспорта центрально-азиатской нефти и газа свидетельствует об усилении «восточного вектора» во внешнеторговом курсе ведущих поставщиков углеводородов региона Центральной Евразии, что значительно снижает возможности осуществления западных проектов и одновременно укрепляет позиции конкурирующих проектов, направленных на долгосрочную привязку центрально-азиатского газа к азиатскому (китайскому) рынку.

Таким образом, проблема выбора маршрутов транспортировки каспийских углеводородов превратилась в главный геополитический

и геоэкономический фактор в данном регионе. Собственно решение этой задачи и составляет ныне главное содержание противоборства РФ и КНР в рассматриваемом регионе. Это обусловлено тем, что география поставок углеводородов, а также маршруты их транспортировки имеют исключительное значение для геополитических и геоэкономических интересов мировых держав.

Примечания

1 См.: BP Statistical Review of World Energy June 2010. URL : http://www.bp.com.

2 См.: Муханов, В. Состояние энергоносителей в Каспийском регионе и роль России в их транспортировки на мировой рынок // Внутренние и внешние факторы в динамике современного развития Кавказа : аналит. зап. М. : МГИМО-Университет, 2008. № 6. С. 22.

3 См.: Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. URL : http://www.energys-trategy.ru.

4 См.: Российско-казахстанские торгово-экономические связи (справочная информация МИД РФ от 26.05.2008). URL : http://www.mid.ru.

5 См.: Российско-азербайджанские отношения (Справка МИД РФ от 18.02.2009). URL : http:// www.mid.ru.

6 См.: Закупки газа в Средней Азии. URL : http://www.gazprom.ru.

7 См.: «Газпром» и ГHКАР подписали контракт купли-продажи азербайджанского газа. URL : http://www.gazprom.ru.

8 См.: Жуков, С. В. Центральная Азия и Китай : экономическое взаимодействие в условиях глобализации / С. В. Жуков, О. Б. Резникова. М. : ИМЭМО РА^ 2009. С. 94.

9 См.: Быстрова, А. К. Проблемы транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе : добыча и экспортные перевозки углеводородов. М. : ИМЭМО РА^ 2009. С. 14.

10 См.: В Китае ожидается продолжительный рост импорта энергоносителей в 2010 году. URL : http://russian.people.com.cn.

11 См.: В Китае коэффициент урбанизации за 30 лет поднялся на 27 %. URL : http://russian. people.com.cn.

12 См.: World Energy Outlook 2007. China and India Insights. URL : http://www.iea.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.