Научная статья на тему 'Интересы государства, бизнеса, населения как основа для формирования новой модели социальной политики российской Федерации'

Интересы государства, бизнеса, населения как основа для формирования новой модели социальной политики российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Предраг Мичович

В ходе реализации социальной политики, помогая региону своего нахождения или отзываясь на призывы власти, бизнес соотносит свои интересы и свои инвестиции. И только в этом случае бизнес перестает быть обязанным власти или быть благодетелем, а становится настоящим партнером общества и власти. Следуя своим интересам, можно создать систему в осуществлении социальных программ, которые отвечали бы интересам региона и его населения. В данной статье анализируется процесс формирования новой социальной политики в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы сокращения степени участия государства в реализации социальной политики и усиления роли негосударственных институтов. Также определены модели взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере и проанализированы негативные тенденции, оказывающие влияние на реализацию социальной функции бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интересы государства, бизнеса, населения как основа для формирования новой модели социальной политики российской Федерации»

Интересы государства, бизнеса, населения как основа для формирования новой модели социальной политики Российской Федерации

Предраг Мичович,

соискатель, кафедра труда и социальной политики, РАНХиГС при Президенте РФ, Институт Государственной службы и управления, pm@predragmichovich.com

В ходе реализации социальной политики, помогая региону своего нахождения или отзываясь на призывы власти, бизнес соотносит свои интересы и свои инвестиции. И только в этом случае бизнес перестает быть обязанным власти или быть благодетелем, а становится настоящим партнером общества и власти. Следуя своим интересам, можно создать систему в осуществлении социальных программ, которые отвечали бы интересам региона и его населения. В данной статье анализируется процесс формирования новой социальной политики в Российской Федерации. Рассмотрены вопросы сокращения степени участия государства в реализации социальной политики и усиления роли негосударственных институтов. Также определены модели взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере и проанализированы негативные тенденции, оказывающие влияние на реализацию социальной функции бизнеса.

Ключевые слова: социальная политика, социальное государство, социальная ответственность бизнеса.

В последние годы, ознаменовавшиеся многими социальными реформами, в России начала формироваться новая модель социальной политики, которая ориентирована на активную роль государства, бизнеса, населения. Все предпринимаемые усилия осуществляются ради того, чтобы все граждане страны имели равные возможности для реализации своих политических, экономических и гражданских прав и свобод. Этот процесс идет весьма быстро, в исторически небольшой период времени, и имеет как успехи, так и не работающие или не эффективные решения.

Общество - это очень сложная структура, ее отдельные сферы развиты неодинаково, между разными социальными группами присутствует социальное неравенство. У разных слоев общества присутствуют свои интересы, они могут в некоторой политической ситуации сблизиться, а иногда могут стать диаметрально противоположными. Если мы видим, что все социальные группы общества демонстрируют единство в своем интересе, можно говорить о формировании национального интереса. Но очевидно, что главным национальным интересом страны должен стать акцент на социальную сферу, с целью увеличения благосостояния населения. Если ставить во главу угла принцип социальной справедливости, то в рыночной экономике его можно претворить в жизнь только с помощью эффективной социальной политики, которая направлена на то, чтобы была создана работающая система социальных гарантий и равных условий для каждого гражданина.

Смотря о ком мы будет говорить - об отдельном человеке, о сообществе людей или о государстве, мы увидим разницу интересов личных, общественных или государственных.

Общество складывается из объединения людей, у которых есть общие цели, они находятся в определенном историческом контексте. Все общественные интересы формируются исходя из личного интереса каждого члена общества, поскольку действия каждого человека в обществе диктуются его личным интересом. Общество формирует свой экономический интерес, он будет состоять из тех частей интересов каждого человека, которые совпадают. Таким образом, можно предположить, что главным интересом общества становится квинтэссенция всех тех реальных личных интересов членов общества, которые объективно ведут к прогрессу и к социально-экономической гармонизации общества.

Но общественный интерес не может отразить всю палитру личных интересов членов общества, так же как и индивидуальный интерес не может вместить в себя всю гамму интересов общества. Следовательно, некорректно будет утверждать, что экономический интерес общества представляет собой совокупность экономических интересов отдельных людей.

Государство - это форма организации населения, которое проживает на определенной территории, имеет общий общественный интерес, руководимо одной властью, стремится создать благоприятные условия для развития своих граждан и всего общества. Но и в интересах государства первичны интересы его граждан, которые формируют интересы разных социальных групп, составляющих это государство.

Для того, чтобы государство успешно развивалось, важно определить приоритеты и степень согласованности интересов личности, общества и государства. Это вызывает необходимость действующей власти постоянно находить разумный, устраивающий все социальные группы компромисс. Вообще в мировой истории не известно ни одной страны, которая бы исключала поддержку в социальном секторе и не воплощала в жизнь никакую социальную политику.

Наряду с государственными надо отметить и наличие национальных интересов. Они объединяют жизненно важные общие интересы и потребности всего населения,

О £

ю

5

V 2

сч сч

£

Б

а

2 ©

всех социальных слоев, и касаются самых разных областей: это и экономика, и международная сфера, и социальная и многие другие. Именно национальные интересы государства будут определять, какую внешнюю политику оно будет проводить, и какова будет его внутренняя политика, какими будут его главные цели и задачи.

Высшее проявление национального интереса страны - это развитие социальной сферы, в результате которого благосостояние населения должно расти, должен быть достигнут высокий уровень и качество жизни. Все это можно реализовать с помощью взвешенной, продуманной социальной политики. Воплощая национальные интересы через реализацию социальной политики, можно объединить и гармонизировать интересы отдельного человека, общества и государства в целом.

Один из важнейших показателей эффективной новой модели социальной политики - насколько успешно с ее помощью возможно воплотить в жизнь принципы социальной справедливости, чтобы сокращать уровень расслоения среди разных социальных групп по уровню доходов, чтобы установить такую систему социальных гарантий государства, чтобы все группы населения имели равные стартовые начальные условия, а так же не допустить возникновения социальных конфликтов, которые могли бы возникнуть на экономической почве.

Для того, чтобы эти цели достичь, требуется устойчиво развивающаяся национальная экономика, которая поддерживает национальную безопасность.

С экономической точки зрения новая социальная политика одновременно исполняет две роли. С одной стороны, с повышением степени развития общества и роста национального богатства, цель новой социальной политики - создать благоприятные социальные условия для населения,что отвечает интересам и экономической деятельности и интересам национальной безопасности. А с другой стороны - социальная политика сама становится важным стимулом и фактором экономического роста, поскольку если нет роста благосостояния граждан, то снижается эффективность экономики и повышается угроза национальной безопасности.

Существующая и реализуемая сегодня в Российской Федерации социальная политика, являясь, несомненно, одним из ведущих векторов внутренней политики государства, направлена в первую

очередь на формирование стабильно развивающейся общественной системы. Одна из важнейших обязанностей государства - создать такие условия для жизни людей, чтобы повышались экономический рост общества, социальная устойчивость общества, росли безопасность и благополучие людей.

Безусловно, именно государство ответственно за предоставление и осуществление социальных гарантий членам общества. Но и социальная активность бизнеса также играет значительную роль в этом процессе.

Активная бизнес-деятельность прямо влияет на степень и состояние социальных проблем, потому что полученная в ходе хозяйственной деятельности предприятия прибыль - это налогооблагаемая база, с которой оплачиваются в бюджет налоги и социальные взносы. Вместе с тем, от деятельности предприятий зависит занятость населения в конкретном регионе, уровень заработной платы и то, каким будет уровень социального обеспечения занятых на предприятии работников.

Поскольку ресурсы и доступные возможности для осуществления государством намеченной социальной политики часто ограничены в количестве, необходимо среди большого круга национальных интересов выделить такие, которые были бы обеспечены всеми ресурсами в первую очередь. А в такой ситуации на первый план выходит национальная специфика, ведь разный уровень развития стран определяет, что в какой-то стране необходимо осуществлять социальные программы, а в другой еще необходимо создать современную конкурентную среду и помогать становлению рынка.

Перед Россией в самом начале осуществления структурных реформ остро встала проблема повысить эффективность работы всей экономической системы. Работа в области социальной сферы даже не обозначалась как приоритетная цель. Причиной такой постановки вопроса являлось то, что возможно было отложить на время решение социальных проблем, поскольку расслоение общества по доходам было достаточно невелико, и население с одинаковой степенью тяжести могло нести бремя реформ, у населения имелись некоторые сбережения, которые позволяли пережить трудное время, да и сама социальная сфера по инерции еще обладала некоторым запасом.

Жизнь и полученный в ходе проведения реформ опыт показали, что соци-

альная сфера получила большой урон. И на сегодняшнем этапе ясно, что даже самая лучшая реформаторская стратегия должна учитывать незамедлительное улучшение условий для населения, сохранения человеческого потенциала. Этому может способствовать только активная продуманная и эффективная социальная политика.

К сожалению, в России до сегодняшнего для еще не разработана такая государственная социальная программа, которая отвечала бы общенациональным интересам и свела к минимуму наиболее сложные для населения проявления кризиса. Трудящиеся, власть и бизнес еще не достигли консенсуса, и приходится признать, что проблема рассогласованности ключевых интересов стоит особенно остро. Современное российское общество еще не сформировало механизмы, которые могли бы предотвращать такое положение, когда, считаясь номинально первичными, интересы государства и хозяйственных структур оказываются в подчинении у личных, персонифицированных интересов.

Рассматривая причины, из-за которых Россия не достигла экономического лидерства в прошлом и рискует сегодня также не достичь экономического успеха, многие эксперты называют постоянные уступки тем группам, которые пытаются сохранить свои рентные доходы в ущерб созидательным слоям общества.

Экономическая реформа только тогда будет эффективной, когда она будет выгодна всем социальным слоям общества и отвечать общим интересам. «Весь смысл реформ, в конечном счете, состоит в учете многообразных интересов, в воздействии на них с помощью государственных и общественных институтов» [4].

«При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить, прежде всего, из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования - государственный бюджет. В сложившихся обстоятельствах государству следует сосредоточиться не на поисках мер по сокращению бюджетных расходов, а на выработке разумной политики финансирования социального сектора» [5].

На современном этапе мирового развития стремительно развивается и расширяется область распространения концепции социально-ответственного бизнеса (КСО). Пионерами в этой области были США и Канада, когда в середине XX

века эта концепция стала применяться в корпоративном управлении бизнеса.

Официальное признание КСО в Европе состоялось на Лиссабонском европейском саммите весной 2000 г.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса - это добровольные социальные инвестиции бизнеса в общественное развитие и повышение благополучия общества. В России КСО стало развиваться сравнительно недавно, около 10 лет назад. Внедрение и развитие КСО активно поддерживается на самом высоком государственном уровне. Деятельность компаний с КСО должна быть направлена не только на получение прибыли, хотя это основная задача бизнеса, не только на четкое следование российскому законодательству и этическим нормам общества. Можно отметить, что бизнес и так обязан это делать. Но в случае, если бизнес добровольно возьмет на себя социальные обязательства в дополнительном объеме - это будет означать переход бизнеса на более высокую ступень социальной ответственности.

Участие в благотворительности, помощь образованию, здравоохранению, спонсорское участие в культурных мероприятиях - все это способствует формированию положительного и привлекательного имиджа компании. Но при этом бизнесу необходимо четко понимать, кому и зачем он помогает, каковы потребности получателя помощи, и иметь долгосрочную стратегию, чтобы благотворительная деятельность не была разрозненной и хаотичной.

В первые годы становления КСО в России бизнес в большей степени участвовал в одноразовых проектах, которые приносили единовременный эффект, например, участвуя в сборе средств для лечения конкретного больного ребенка. Но в последние годы пришло понимание того, что социальная ответственность бизнеса - это вклад в развитие своей компании, это выгодно. С одной стороны, это улучшение репутации компании, формирование ее благоприятного имиджа, рост прибыли, а с другой - это помощь обществу. В некоторых странах участие бизнеса в благотворительной деятельности служит основанием для снижения налоговой нагрузки. В России пока такая правовая норма не принята.

Когда бизнес осуществляет свою социальную политику, он использует два ее аспекта: первый - это внутренняя социальная политика, проводимая только для сотрудников компании, и поэтому она ограничена рамками компании. В круг

задач внутренней социальной политики обычно входят инвестиции в развитие персонала, его обучение, повышение квалификации, забота об отдыхе работающих и членов их семей, разные виды помощи для ветеранов производства и т.п. Таким образом, внутренняя социальная политика предприятия развивает свой социальный капитал через усиление связей, формальных и неформальных, между работниками, а также увеличивает человеческий капитал через вклад в здоровье и образование персонала. В качестве механизма осуществления внутренней социальной политики используется принимаемый при активном участии профсоюзов коллективный договор, в котором зафиксированы ключевые гарантии для сотрудников.

Второй аспект - это внешняя социальная политика предприятия. В ее рамках осуществляется участие в различных социальных проектах, которые могут быть заданы как властью, так и самим предприятием, на муниципальном или региональном уровне, в зависимости от того, какого рода деятельностью занимается компания. Таким образом складывается особая форма социального сотрудничества и партнерских отношений между бизнесом и властью. Она обычно реализуется через участие бизнеса в материальной поддержке культурных, медицинских или образовательных учреждений региона, помощь в сооружении спортивных, медицинских и других социально-значимых объектов и т.п. Это формирует положительный имидж компании у населения и ведет к снижению социальной напряженности.

В моногородах, которые целиком зависят от деятельности градообразующего предприятия, проведение им активной внешней социальной политики становится особенно актуальным. Финансируется она из дополнительных средств предприятия, помимо отчисляемых им в местный бюджет налогов. А если иметь в виду, что обычно в моногороде проживает большинство работников градообразующего предприятия, то мы видим, как происходит сближение, переплетение внутренней и внешней социальной политики. В такой ситуации, чтобы комфортно работать, предприятию приходится учитывать всю гамму социокультурных интересов всего населения моногорода. Иногда, имея на своей территории сильное богатое предприятие, местная муниципальная власть в особенно провальных направлениях социальной сферы перекладывает большую часть со-

циальной нагрузки на это предприятие по предварительному согласованию с целью улучшения социального положения населения.

К сожалению, пока еще социальное взаимодействие бизнеса и власти, бизнеса и общества не очень широко представлено. Единичные благотворительные акции - это не достаточно для такой большой страны, как Россия. Необходимо планировать и воплощать в жизнь больше длительных социальных проектов.

На сегодняшний день при осуществлении социальной политики муниципальная или региональная власть и бизнес могут пойти по пути реализации одной из нижеприведенных моделей:

A) принуждение к участию в реализации социальных программ с помощью административных рычагов воздействия;

Б) бизнес поддерживает социальные проекты и программы, инициированные местной властью на определенных, выгодных для себя условиях;

B) нейтралитет - когда власть не вмешивается во внутреннюю и внешнюю социальную политику бизнеса, а бизнес проводит свою социальную политику отдельно от власти.

Скорее всего, чем беднее регион, тем больше вероятность того, что бизнес будет стремиться достичь неких неформальных договоренностей с властью для облегчения условий ведения бизнеса в обмен на участие в региональных социальных программах.

Сегодня необходимо использовать положительный опыт экономически развитых стран и наладить в России диалог между тремя его участниками: власть, институты гражданского общества и бизнес. Инициатором такого диалога должна стать власть. Необходимо определить систему, которая предполагала бы возможность взаимных уступок для достижения компромисса, устраивающего все стороны. Власть может внести в эту систему некоторые льготы для бизнеса, институты гражданского общества -обеспечить повышение производительности труда работников, а бизнес - разработать и осуществить различные социальные программы.

На сегодняшний день мы можем наблюдать в регионах следующую ситуацию: для того, чтобы спокойно осуществлять предпринимательскую деятельность, лидер бизнеса, независимо от его статуса - крупный, средний или малый бизнес, должен быть политически лояльным к федеральной и региональной вла-

О £

ю

I

V 2

см см

£

Б

а

2 ©

сти. А так называемое «встраивание» во властную структуру лишает бизнес самостоятельности не только в политическом отношении, но и в социальной сфере. Выбор социальных проектов и реализация социальной ответственности бизнеса осуществляется самим бизнесом, но при активном и часто решающем участии чиновников федерального и регионального уровня, которые имеют право решать, насколько необходимы или насколько эффективны предлагаемые компанией социальные программы.

На наш взгляд, формируется еще одна негативная тенденция: в силу того, что региональные ресурсы, которые могли бы быть пущены на социальное развитие региона, концентрируются в Москве, на разном уровне местных властей становится заметнее конкуренция за участие крупных компаний в социальных проектах на местах.

Эксперты и специалисты на сегодняшний день по разному оценивают социальную политику бизнес-компаний. Одни из них считают, что сегодня бизнес просто вынужден в ней участвовать, поскольку это требуется государством и властью. Другие считают, что социальная ответственность бизнеса - это естественное продолжение внутренних интересов самого бизнеса. В действительности, участвуя в социальной политике, бизнес ориентируется и на экономическую выгоду, и на политическую. Если в регионе представлена авторитетная, эффективная и сильная власть, предпринимательский климат благоприятен, существует компромисс между представителями бизнеса и руководством региона, то бизнес участвует в социальной политике более широко и более значимо. Но все же представители бизнеса предпочитают если и потратить деньги, чтобы помочь власти реализовать какие-то социальные проекты, то взамен получить некоторые дивиденды от власти.

Однако сегодняшнее общество имеет завышенные требования к социальной нагрузке на бизнес, поскольку не относится к созданию рабочих мест, оплаты налогов как к участию в социальной политике, и ожидает большего, чем сегодня бизнес может дать. Но бизнес не может дать больше на социальную политику, ему надо еще заработать эти деньги в нынешних непростых кризисных условиях. Не многие представители бизнес-элиты готовы искать компромисс, а общество раздражено тем, что на его призыв «дайте нам...» нет ожидаемого ответа. Чтобы сохранить политическую стабиль-

ность, власть испытывает соблазн весьма авторитарно и жестко указать бизнесу на необходимость принять на себя социальную ответственность.

У власти на местах есть еще одна стратегия поведения в отношении бизнеса. Имея свое собственное видение, какой должна быть региональная или территориальная экономическая политика, она навязывает бизнесу краткосрочные стратегии и несвязанные шаги в социальной политике. Таким образом, сложно говорить о том, что региональные власти и бизнес могут быть друг для друга долгосрочными партнерами и в реализации социальной политики, и в других сферах социально-экономического развития. Это очень ограничивает возможности для бизнеса как субъекта социальной политики. А нынешние кризисные условия еще более укрепляют подобного рода патерналистские модели.

В будущем наверняка бизнес будет гораздо активнее участвовать в социальной политике, и ему необходима будет некая структура, некие общественные институты, через которые бизнес сможет финансировать социальные проекты не с помощью «денег в конверте», а через формальное финансирование. Вообще-то социальная деятельность для бизнеса не совсем профильная деятельность, следовательно, если будет возможно некоторые функции в области социальной политики передать некоммерческим профильным организациям (НКО), которые были бы подконтрольны компании, то это бизнес бы только приветствовал. В этом случае требуется оптимизация системы НКО, в перспективе на основе НКО может даже сложиться социальный бизнес.

Работа по воплощению в жизнь отдельных проектов может быть дополнена еще одной функцией НКО - участие в качестве общественного эксперта в деятельности некоторых благотворительных фондов. А это уже более высокий уровень, который будет требовать от НКО умения быть профессиональным экспертом, иметь организационные навыки, уметь достигать компромисс с разнообразными организациями и бизнес-компаниями, уметь вести диалог с властью. Если НКО сможет всему этому обучиться, то их деятельность может стать весьма успешной. Если нет - то будет продолжаться их довольная вялая деятельность, власть и бизнес будут относиться к ним по-прежнему, то есть если не с безразличием, то просто мало принимать во внимание гражданскую инициативу. Это

логично, поскольку слабый партнер не вызывает интереса.

В числе участников реализации социальной политики есть еще один, пока незаметный - профсоюзы. А ведь они имеют отличительные особенности, которые позволяют им влиять на то, какой будет социальная политика. Это статус, который законодательно оформлен; у профсоюзов есть организационная структура и большое количество членов; они исторически выступают в качестве посредника между работодателем и трудящимися; они могут повести за собой протестующие массы; у них есть возможность влиять на социально-экономическое положение и др. Несмотря на это, профсоюзы остаются второстепенным лицом в проведении социальной политики в России. Существует точка зрения, что профсоюзы не смогли адаптироваться к новым условиям и пока не заняли свое место в обществе. Изменить ситуацию профсоюзы смогут только путем серьезной работы по повышению социальной активности.

До сегодняшнего дня не определено, какие социальные функции государства могли бы быть принятыми на себя бизнесом, какие условия могут наибольшим образом заинтересовать российский бизнес выполнять те социальные обязательства, которые он на себя возьмет, что может быть названо социально-ответственным поведением российского бизнеса.

В европейских странах приняты три модели социально-ответственного бизнеса:

- модель «корпоративного эгоизма» предполагает, что самое главное в бизнесе - приносить и увеличивать прибыль для акционеров данного бизнеса, в этом и заключается социальная ответственность бизнеса.

- вторая модель - модель «разумного эгоизма», которая реализует следующий подход: если компания реализовы-вает социальные программы для своих работников, она теряет деньги в настоящем, но это увеличивает ее прибыль в будущей перспективе.

- третья модель - «корпоративный альтруизм», в которой подразумевается, что компания должна и обязана активно участвовать в улучшении качества жизни ее работников.

Именно третья модель пока преобладает в отношениях современной российской власти к российскому бизнесу.

Однако представители малого и среднего бизнеса считают, что их социальная ответственность ограничивается тем, что

они выплачивают заработную плату, создают рабочие места, оплачивают налоги, производят качественные товары или услуги для населения. А основную работу по реализации социальной политики должно проводить государство. При этом хозяин бизнеса имеет возможность как частное лицо, а не как кампания, участвовать в благотворительности, помогать в реализации социальных проектов. Это относится к конкретному человеку, но не к бизнесу. Представители малого и среднего бизнеса уверены, что если власть предложит в форме диалога, без нажима, сотрудничество по реализации социальной политики с понятными задачами, условиями, выгодой для бизнеса и четким пониманием того, что от этого получит общество, и если это им будет интересно - то они могут увеличить свой вклад в социальную политику.

По большей части представители крупного бизнеса распространяют свою социальную ответственность не только на свой коллектив, но и на регион, в котором ведется деятельность. У таких компаний имеется достаточный ресурс, чтобы такую идею не только озвучивать, но и воплотить на практике. Для них социальная ответственность - это инвестиция в трудовой коллектив, вопрос имиджа, реализация серьезных и больших социальных целей на благо региона, которые не относятся к их обычным бизнес-процессам, включая спонсорство и благотворительность, а также забота о том, за счет чего будет развиваться бизнес в будущем.

Есть еще группа бизнесменов, которые участвуют или не участвуют в социальной политике, руководствуясь конкретной ситуацией, и зависит их позиция не столько от их убеждений, сколько от имеющейся базы ресурсов.

Итак, мы видим, все три модели присутствуют и работают в России.

Как пишет в своей работе «Социальная политика в современной России: субъекты и региональные практики» А. Е. Чирикова, «К числу наиболее выраженных направлений социальной политики бизнеса в России относятся: содержание и развитие социальной инфраструктуры, как внутри компании, так и за ее пределами, строительство храмов, развитие образования, предоставление медицинских и рекреационных услуг своим работникам, поддержка социально-незащищенных слоев населения,ветеранов, пенсионеров, инвалидов, сирот, малоимущих и др., поддержка развития детей и молодежи, программы, направленные

против распространения наркомании и алкоголизма, спонсирование культурных и спортивных мероприятий. Круг направлений социальной политики, в которых непосредственно участвует бизнес, достаточно велик, но назвать бизнес системным и осознанным участником социальной политики вряд ли правомерно» [9].

В ходе реализации социальной политики, помогая региону своего нахождения или отзываясь на призывы власти, бизнес соотносит свои интересы и свои инвестиции. И только в этом случае бизнес перестает быть обязанным власти или быть благодетелем, а становится настоящим партнером общества и власти. Следуя своим интересам, можно создать систему в осуществлении социальных программ, которые отвечали бы интересам региона и его населения.

Литература

1. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная Политика. Теория и практика. -М. Инфра-М , 2015

2. Бабич А.М. Социальная политика в современной России: анализ, оценки, взгляд в будущее: Коллективная монография / Под общ. ред. Н.А. Волгина. / Бабич А.М. ,Волгин Н.А. // Москва. 2011

3. Мау, В. А.Кризисы и уроки. Экономика России в эпоху турбулентности /В. А. Мау. [Текст]. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016

4. Рудакова О.В. Социальная политика как императив интересов личности, общества, государства. Вестник ТГУ, выпуск 2 (70), 2009

5. Рубинштейн А.Я. Стратегия «социального императива» // Вопр. экономики. 2008. № 3

6. Социальная политика России. Актуальные проблемы и перспективы их решения. / Под общ.ред.проф.Н.А.Вол-гина и проф. Л.П.Храпылиной. - М.:Кно-рус, 2011

7. Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Доклад / отв. ред. Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015

8. Стенограмма «Открытой трибуны» Председателя Государственной Думы РФ С.Е.Нарышкина на тему: «Российская экономика: уроки кризиса и приоритеты развития». Здание ГД РФ, 14 марта 2016 г.

9. Чирикова А. Е. Социальная политика в современной России: субъекты и региональные практики, Электронный ресурс http://Www.civisbook.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The interests of the state, business, population as the basis for the formation of a new model of social policy of the Russian Federation Predrag Michovich

Russian Academy of Science and Science under

the President of the Russian Federation In the course of implementation of social policy, helping the region of its location or responding to calls of the authorities, business correlates its interests and its investments. And only in this case the business ceases to be obliged to power or to be a benefactor, but becomes a real partner of society and power. Following your interests, you can create a system in the implementation of social programs that would meet the interests of the region and its population. This article analyzes the process of forming a new social policy in the Russian Federation. The issues of reducing the degree of state participation in the implementation of social policy and strengthening the role of non-state institutions are considered. Also, models of interaction between the state and business in the social sphere are defined and negative trends affecting the realization of the social function of business are analyzed. Key words: social policy, welfare state , social responsibility of business.

References

1. Ahinov GA, Kalashnikov S.V. Social politics. Theory

and practice. -M. Infra-M, 2015

2. Babich A.M. Social policy in modern Russia:

analysis, assessments, look to the future: Collective monograph / Under total. Ed. ON. Volgin. / Babich AM , Volgin NA // Moscow. 2011

3. Mau, VA A. Crisis and Lessons. The Economy of

Russia in the Age of Turbulence. A. Mau. [Text]. Moscow: Publishing House of Gaidar Institute, 2016

4. Rudakova O.V. Social policy as an imperative of

interests of the individual, society, state. Bulletin of TSU, issue 2 (70), 2009

5. Rubinshtein A.Ya. The Strategy of the «Social

Imperative» // Vopr. economy. 2008. № 3

6. Social policy of Russia. Actual problems and

prospects for their solution. / Under obs..red.prof.N.A. Volgin and prof. L.P. Khrapylina. - M.: Knorus, 2011

7. Social policy in Russia: long-term trends and

changes in recent years. Report / Resp. Ed. Ya. I. Kuzminov, L. N. Ovcharova, L. I. Yakobson; Nat. Issled. University Higher School of Economics. -M. : Izd. home of the Higher School of Economics, 2015

8. Transcript of the «Open Tribune» by the Chairman

of the State Duma of the Russian Federation S.Naryshkin on the topic: «The Russian Economy: Lessons of the Crisis and Development Priorities». The building of the State Duma of the Russian Federation, March 14, 2016.

9. Chirikova AE Social policy in modern Russia:

subjects and regional practices, Electronic resource http://www.civisbook.ru/

О

3

Ю

5

v 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.