Научная статья на тему 'Интерес к политике как форма политического участия'

Интерес к политике как форма политического участия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
951
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зоркая Наталия

The author continues the research in problems of political participation in Russia, started in Issue 1 (1999) of the Bimonthly. The specific realisation of democratic principles in the present-day Russia is estimated by a considerable part of the population fairly low. This also negatively affects the very possibilities of citizens' participation in current processes, their assessment of the role and efficiency of voting in elections. Consideration is paid to passive, 'contemplative', forms of Russian citizens' participation in contemporary politics. Nowadays it is hardly possible to speak about the availability of serious political forces in the country, which could act as a new guarantor to the continuation of democratic reforms in Russia and would simultaneously have a sufficiently wide and stable support in society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interest in Politics as a Form of Political Participation

The author continues the research in problems of political participation in Russia, started in Issue 1 (1999) of the Bimonthly. The specific realisation of democratic principles in the present-day Russia is estimated by a considerable part of the population fairly low. This also negatively affects the very possibilities of citizens' participation in current processes, their assessment of the role and efficiency of voting in elections. Consideration is paid to passive, 'contemplative', forms of Russian citizens' participation in contemporary politics. Nowadays it is hardly possible to speak about the availability of serious political forces in the country, which could act as a new guarantor to the continuation of democratic reforms in Russia and would simultaneously have a sufficiently wide and stable support in society

Текст научной работы на тему «Интерес к политике как форма политического участия»

В электорате коммунистов возросла доля лиц 25-40 лет. Среди готовых голосовать за демократов уменьшился процент москвичей и петербуржцев, но возросла доля жителей крупных городов. В электорате центристов меньше доля столичных жителей, больше удельный вес малых городов и людей старших возрастов. Электорат жириновцев стал старше, в нем больший процент жителей малых городов и не имеющих среднего образования.

Неизбежность "середины"? Рассматривая принципиальные итоги президентских выборов 1996 г., приходилось отмечать, что населению предлагался строго дихотомический выбор между лицами (и силами, которые они выражали) как двумя крайностями, фактически не оставлявшими места "третьей силе". Это в российских исторических условиях вело к тому, что в центре избирательной конкуренции оказывалась проблема возврата/невозврата к прошлому; проблема выбора пути к будущему практически оставалась за пределами обсуждения. Сейчас повторение такой структуры выборов представляется маловероятным. Для думских выборов 1999 г. это важно, поскольку сами выборы будут проходить как бы в тени надвигающейся смены президента — как личности, как роли и как структуры властного механизма.

Конечно, рассматривавшиеся выше материалы и соображения, относящиеся к предвыборным ситуациям 1935 и 1999 гг., не дают оснований для построения даже ориентировочных предположений относительно конкретных результатов предстоящих выборов. Можно лишь представить с их помощью примерные соотношения политических направлений и оценить возможные ресурсы их поддержки. Налицо признаки неизбежного ослабления, "осыпания" краев политического спектра -как "левого", коммунистического (независимо от таких деталей его организованности, как отношения между КПРФ и группами Макашова-Илюхина и др.), так и "правого", радикально-реформаторского (опять-таки вне прямой зависимости от удачи или неудачи прохождения в Думу блока "неяблочных" демократов и умеренных реформаторов). Борьба за политический центр и центристски ориентированных избирателей, видимо, может стать осью электоральной конкуренции, а ее результат определит эффективность дальнейшего движения страны.

Наталия ЗОРКАЯ

Интерес к политике как форма политического участия

В современной отечественной ситуации участие в выборах - при общей неразвитости партийной системы, отсутствии механизмов ее формирования, "зачаточной" форме развития демократических и гражданских институтов - единственная реальная и активная форма политического участия населения в происходящих в стране событиях*. Вместе с тем преимущественно мобилизаци-

0 других формах политического участия см.: Зоркая Н. Политическое участие и доверие населения к политическим институтам и политическим лидерам// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. №1. На материале западных стран проблема политического участия рассматривалась в классической работе Дж. Олмонда и С. Вербы (Almond G., Verba S. The Civic culture revisited. Boston, 1980). См. также: Barnes S.H. et al. Political action. Mass participation in five Western democraties. Beverly Hills, 1979.

онный характер электорального поведения россиян оборачивается тем, что в периоды между выборами наступает все более сильный спад политического интереса, размывание политических позиций, так или иначе проявленных на выборах, и все это - на фоне нарастающего негативизма в отношении деятельности как избранных представительных институтов власти, так и других ее ветвей.

При этом по сей день сохраняется достаточно высокий уровень готовности к участию в выборах, но не столько местных органов власти, сколько основных федеральных - Государственной Думы и президента. Об этом свидетельствуют как данные опросов о намерениях участвовать в выборах, так и показатели реального голосования. По данным майского мониторинга, только одна пятая опрошенных заявляла о своем твердом намерении не участвовать в будущих президентских выборах, тогда как половина опрошенных, напротив, была уверена, что будет голосовать (при этом четверть из них еще не знала, за кого). Сходная картина складывается и в отношении выборов в Государственную Думу, хотя здесь готовность участия в них несколько ниже - 24% опрошенных по данным этого же опроса не намерены участвовать в выборах, а 45% уже в мае выразили уверенную готовность. Но в данном случае еще выше доля намеревающихся голосовать, но не знающих за кого: она составляет 36% от этой группы.

Среди причин, объясняющих нежелание участвовать в парламентских выборах, лидирует общее недоверие: 39% среди не намеренных голосовать на парламентских выборах выбрали высказывание "не верю никому из действующих политиков", примерно равные по величине группы выбрали объяснения "не вижу ни одной партии, отражающей мои интересы" (20%), "парламент ничего не решает, выборы в него бесполезны" (20) и "выборы будут нечестными, результаты все равно подтасуют" (21%). Но при этом более одной пятой не намеренных голосовать (27%) затрудняются ответить на вопрос о причинах своего решения, что может указывать, с одной стороны, на индифферентность по отношению к событиям политического ряда, невключенность в них, а с другой - на неумение или нежелание обсуждать эту проблему на существующем языке политиков и политических комментаторов. Эти данные подтверждают выводы, к которым мы пришли исходя из предыдущего опыта изучения электорального поведения как в моменты самих выборов, так и в периоды между ними. Электоральное поведение носит весьма противоречивый, слабо дифференцированный и во многом навязанный, вынужденный характер. Последнее в особенности связано с тем, что при значительном одобрении самого института демократических выборов (около двух пятых опрошенных в марте 1998 г. соглашались с суждением, что "партийная система дает гражданам возможность участия в политической жизни") у населения растет разочарование в реальном воплощении принципа многопартийной системы, в ее эффективности.

Это проявляется в сложившихся и постепенно укрепившихся в постсоветский период, по сути, довольно аполитичных или, скорее, политически не дифференцированных, аморфных или очень грубо структурированных формах электорального поведения. В основе такого выражения своей политической воли (имеются в виду только структурообразующие факторы) лежит, как правило, либо мотивация "выбора из двух зол" (так это было для значительной части электората на президентских выборах 1996 г.), либо специфическая форма “про-

тестного голосования", имеющая довольно стихийный и нептрефлектированный, а потому чаще всего непредсказуемый характер (персонификациями такого типа голосования были на первых выборах в Государственную Думу В.Жириновский и ЛДПР, затем, во многом, А.Лебедь, более мелкой фигурой этого ряда для самых “низов” электората был некоторое время В. Мавроди).

Реализация принципов демократического устройства в политической реальности современной России значительной частью населения оценивается весьма низко. Это с неизбежностью отбрасывает тень и на сами возможности политического участия граждан в этих процессах. на оценку ими роли и эффективности голосования на выборах. Именно так, как нам кажется, следует понимать неутешительную динамику оценок населением введения многопартийных выборов, которая, на первый взгляд, противоречит достаточно распространенному и в целом позитивному отношению к демократическому принципу выборности властей, к расширению возможностей непосредственного политического участия в целом (табл. 1).

Таблица 1

Как Вы считаете, многопартийные выборы принесли России больше пользы или больше вреда?

_____________(в % к числу опрошенных) ___________

Варианты ответов 1994 г. N=2938 1999 г. N=2000

Больше пользы 29 21

Больше вреда 32 50

Затрудняюсь ответить 28 30

Общий негативизм в отношении многопартийной системы. выборов в целом (50% опрошенных в третьей волне исследования "Советский человек", в марте 1999 г., считают, что выборы последних десяти лет "скорее раскалывают общество"; с противоположной позицией -"скорее сплачивают" - согласны только 9% опрошенных). а также в отношении избранных представителей власти и формируемых ими политических структур, конечно. связан и с практически полным отсутствием реальных работающих механизмов "обратной" связи" -действенных форм контроля над властными структурами со стороны избирателей, возможностей влиять на результаты и эффективность осуществления власти, что неизбежно ведет к разочарованию и апатии, параличу политической и гражданской воли (оставляем сейчас за скобками проблемы личной ответственности самих избирателей, их гражданской и политической ангажированности, включенности в политические события, компетентности и зрелости).

Интерес к политике, его формы и динамика. В результате сегодня (в отличие от периода сравнительно широкого политического подъема начала 90-х годов, во многом носившего - по крайней мере для наиболее активной. социально и политически ангажированной части электората - эйфорический и даже романтический характер) политическое участие приобретает все более размытый и неструктурированный характер - разрыв между российским электоратом и, казалось бы, представляющими его интересы политическими структурами становится все ощутимее. В этом плане характерны данные опросов ВЦИОМ о том, насколько существенным препятствием для выражения своих политических взглядов является декларируемое опрошенными полное отсутствие интереса к политике (табл. 2).

Вы не выражаете свои политические взгляды потому, что политика Вас совершенно не интересует?

______________(в % к числу опрошенных)1_____________

Варианты ответов 1994 г. 1995 г. 1997 г.

Да, это существенная причина 24 28 8

Это не очень существенная причина 30 27 30

Это совсем не существенная причина 34 32 31

Затрудняюсь ответить 12 13 12

1 По данным репрезентативных российских опросов, проведенных по заказу Roper Starch Research: октябрь 1994 г., N=1699 человек; июль 1995 г., N=1699 человек; август 1997 г., N=1693 человека.

В условиях такой, исключительно "зрительской" демократии "участия со стороны" практически единственным значимым показателем политической вовлеченности (пассивной формой политического участия, или ангажированности) оказывается общий "интерес к политике", к политическим событиям в стране. Ниже мы будем анализировать влияние этого интереса, его интенсивности и устойчивости на общие политические позиции и установки, сопоставляя при этом данные опросов, проводившихся по общей исследовательской программе "Советский человек" в ноябре 1994 г. и в марте 1999 г.

Хотя доля респондентов, которые заявляли о своем интересе к политике, на протяжении 1990-х годов неуклонно сокращалась (в начале 1990-х годов она составляла до четверти опрошенных, в настоящий момент таких чуть более одной десятой), однако именно эта группа относительно ангажированных размечает сегодня календарь значимых политических, экономических, социальных событий и обстоятельств в стране. Кроме того, введение такого фактора анализа, как интерес к политике, позволяет, на наш взгляд, выделить основные векторы динамики общественных мнений, настроений и оценок, их содержание и ценностную направленность, общую расстановку политических позиций, а значит, приблизиться к пониманию политического поведения, к его прогнозированию.

Приведем данные по динамике интереса населения России к политике, начиная с 1990 г. - пика политической мобилизации (табл. 3).

Таблица 3

Динамика интереса к политике в 1990-1999 гг.1

] ЫЫСп I. іиа L т. ms i. l№ j. ]ilM г L 'bl У Id- L'. 1999 i.

X X 5- X £ X X 3? X £ J X a 4 3. if ■;

X ■ к і ї KJ X і lT E І Р s. &

J! \ ї ■3 J u 5 ■u Я ! с n u и I Ё

] .4 ].5 2.9 ].T -4,5 ■T.fj Т.4 P.4 f.h А.г

1 В таблице приводится соотношение процентных долей респондентов, интересующихся политикой в "большой", "очень большой степени" и интересующихся ею в "малой степени", "совершенно не интересующихся".

Как видно из табл. 3, перелом политической вовлеченности в рассматриваемой нами "пассивной" форме приходится на 1994 г. По-видимому, здесь сыграли роль как минимум два фактора. Во-первых, социальные и политические последствия событий октября 1993 г., вызвавшие на массовом уровне шоковую реакцию (хотя и слегка запоздалую или ускользнувшую от внимания как ведущих политических элит, так и аналитиков, включая социологов, что, в частности, отразилось на "неожиданности" итогов голосования на выборах в Государствен-

ную Думу 1993 г. для указанных групп). Во-вторых, относительная стабилизация экономической ситуации в 1094 г., о чем сейчас ретроспективно говорят экономисты. политологи и другие специалисты.

Именно в этот период, по-видимому, начинается процесс. который мы со всей очевидностью наблюдаем сегодня, - процесс декларативного, даже демонстративного разгосударствления, деполитизации человека в условиях кризиса властных структур, политических элит и ин-статутов. Предельная поляризованность политического пространства в период президентских выборов 1996 г., решавших и решивших, по сути, кардинальную проблему выбора пути (откат к прошлому или продолжение реформ), к настоящему моменту практически потеряла свою значимость. Полюса "сошлись", крайние позиции смешались, и сегодня, говоря об электорате (а не о борьбе властных элит), мы не можем уже с определенностью выделить никакого явного, однозначного противостояния общественных сил. После провала демократических партий и движений, практически полной дискредитации в общественном мнении их лидеров, с одной стороны, но и после фактического поражения на выборах 1996 г. коммунистов, - с другой, в общественном мнении начинает просматриваться тяготение к центру, к некоему компромиссному среднему пути (мы не будем здесь останавливаться на его содержании и идеологической направленности).

Об этом, в частности, косвенно свидетельствует тяготение россиян к политическим лидерам такого типа, как в первую очередь Е.Примаков, во многом Ю.Лужков, а в последнее время и новый премьер С. Степашин. Та скорость, с которой бывший и нынешний премьеры (а также С.Кириенко до своей отставки) завоевывали у россиян очень высокий - в особенности в сравнении с другими персонами политической авансцены - уровень доверия, причем еще до принятия каких бы то ни было конкретных мер, указывает на совершенно иную конфигурацию соотношения политических сил, самого политического пространства сегодня, его иную разметку по сравнению с 1996 г.* При этом, однако, ни одна парламентская фракция, ни один ее лидер за минувший период практически не набрали (если не потеряли) очков, так и не сформировав в Государственной Думе конструктивной, действенной оппозиции. Хроническое противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти при практически полной утрате в общественном мнении кредита доверия к главному прежде действующему лицу в этой борьбе - президенту Ельцину, полностью растратившему свой личный ресурс мобилизующей политической фигуры, перестало быть актуальным для общественного мнения. Фокус политических ожиданий потенциальных избирателей сместился в сторону лидеров правительства, все более воспринимаемых населением как некий гарант возможной консолидации политических сил и утверждения стабильности в стране.

Предположение, что период относительной поляризации общественного мнения в отношении кардинальных для дальнейшего развития страны политических проблем миновал, подтверждает, на наш взгляд, и то обстоятельство, что мнения, политические оценки и установки, политические и ценностные ориентации приобретают сегодня в обществе более консистентный характер. В частности, это выражается в том, что позиции, мне-

* Ю.А.Левада (см. его статью в настоящем номере) рассматривает подобные сдвиги, сравнивая канун парламентских выборов 1995 и 1999 гг.

ния, оценки и ориентации наиболее политически ангажированных респондентов (в данном случае тех, кто выказывает к политике значительный "зрительский" интерес) структурно не слишком отличаются от таковых у групп, менее включенных в переживание политических событий. В группе "ангажированных" характерные для общества в целом политические пристрастия, настроения и оценки выражены несколько интенсивнее, чуть сильнее поляризованы - но и только.

Обратимся теперь к социально-демографическому портрету респондентов, проявляющих различную степень интереса к политике. Сравним социальнодемографические характеристики этих групп в 1994 и 1999 гг. (табл. 4)

Таблица 4

В какой мере Вас интересует политика?1 (в % к соответствующей соииалъно-демогуасЬической группе)

Значи- тельный интерес Средний интерес Малый интерес Отсутствие интереса

Год 1994 1999 1994 1999 1994 1999 1994 1999

В целом 9 13 2 СО 33 34 29 2 СО 25

Возраст

До 24 лет 6 8 27 32 38 36 29 25

25-39 лет 7 12 27 35 42 30 24 23

40-54 года 8 14 35 39 31 '-О сч 26 21

55 лет и старше 13 15 25 27 27 28 34 29

Образование

Высшее 18 25 33 42 35 17 14 15

Среднее 9 14 32 35 35 30 24 21

Ниже среднего 5 7 22 26 33 33 39 33

Макрорегионы

Москва +С.-П6. 15 15 29 41 31 24 25 20

Большие города 10 15 33 35 32 30 25 21

Малые города 8 14 27 30 36 27 28 28

Села 6 8 25 32 37 35 32 25

1 В группе “значительный интерес" объединены респонденты, давшие ответ: интересуюсь политикой в “очень большой" и “большой’’степени.

По данным последнего опроса, всего 13% опрошенных заявили, что они интересуются политикой в значительной мере. Если говорить о самых ангажированных (4%) опрошенных, то они, в отличие от замеров пятилетней давности, сейчас не сильно выделяются по своим социально-демографическим характеристикам по сравнению с данными 1994 г., когда в этой группе заметнее были представлены не только более пожилые высокообразованные респонденты, но и пожилые респонденты с низким уровнем образования. Причем значимым фактором в то время (осень 1994 г.) были и партийные преференции. Так, повышенное внимание к политике в 2 раза чаще среднего выражали респонденты, заявлявшие, что их интересы представляют такие политические силы, как "Яблоко", КПРФ и ЛДПР. Иными словами, группа интересующихся политикой была тогда в значительной мере

поляризована и по оси партийных преференций (к выборам 1996 г. это, как мы уже указывали, вылилось в противостояние сторонников Зюганова и Ельцина).

В сравнении с замером 1994 г. группа выражающих значительный интерес к политике за пять лет несколько выросла. В социально-демографическом аспекте это выразилось в относительном увеличении доли респондентов прелых и старших возрастов, а также респондентов с высшим и средним уровнем образования. В группах, политически наименее ангажированных, среди респондентов с низким уровнем образования, а также проживающих на селе отмечается некоторое увеличение доли опрошенных, испытывающих к политике, по их словам, “средний интерес" (в особенности этот ответ характерен для самых молодых респондентов и сельских жителей); соответственно, в указанных группах сократилась доля опрошенных, испытывающих к политике "малый интерес" пли заявляющих о его отсутствии. Но еще более заметен этот сдвиг к позиции "средний интерес" (при сокращении доли тех, кто интересуется политикой в “малой степени") в группе высокообразованных респондентов. жителей столиц. Значимым фактором, влияющим на больший интерес к политике, оказывается и наличие у респондентов крупных домашних собраний книг: среди владельцев крупных библиотек (т. е. тех, кто обладает культурным ресурсом, предполагающим и более рефлексивные, выраженные мнения и оценки; они же, как правило, и старше) доля относительно ангажированных в 2-3 раза выше, чем в среднем по выборке.

Новый феномен - повышение за пять лет уровня интереса к политике за пределами столиц, которые прежде в этом отношении лидировали. Так, доля респондентов, выразивших "очень большой" и "большой" интерес к политике, составила как в "столицах", так и в других городах России около 15%. Для "столиц" это совпадает с данными 1994 г., в то время как для жителей крупных городов и в особенности городов малых, свидетельствует о росте интереса. Вероятно, это служит еще одним косвенным признаком "размывания" определенности и по-ляризованности политических позиций и пристрастий среди ангажированных политикой. Кроме того, сдвиг к периферии указывает, видимо, и на изменение самой мотивации интереса к политике. Можно предположить, что доминировать при этом будут резкая неудовлетворенность собственным положением, прежде всего материальным, и преимущественно негативная оценка перемен в целом. Иными словами, этот сдвиг указывает на общий рост напряжений во всем обществе и в особенности - на его периферии: интерес к политике сегодня говорит в первую очередь о неудовлетворенности конкретной политикой определенных политиков*.

Подтверждением того, что интерес к политике выступает именно как пассивная норма политического участия, служат данные о том, как респонденты реализуют

Другим признаком роста напряжений в обществе служит, на наш взгляд, значительная ангажированность политикой со стороны респондентов, относящих себя к мусульманам: 20% этой группы интересуется политическими событиями в "большой" и "очень большой" степени. По-видимому, это ответная реакция не ТОЛЬКО на общий рост ксенофобических настроений среди русского населения, стимулированный такими противоположными факторами, как война в Чечне и негативное отношение к предпринимательской активности представителей Кавказа в России, но и на ревитализацию державного сознания у значительной части русских, не говоря уж об определенных кругах политических элит.

свой интерес. Сравним данные 1994 и 1999 гг. по группе политически ангажированных (табл. 5).

Таблица 5

Если Вы интересуетесь политикой, то в чем выражается Ваш интерес?

(В % к числу опрошенных, выражающих к политике "значительный интерес")

Варианты ответов 1994 г. 1999 г.

Внимательно слежу за информацией о политических событиях 81 82

Обсуждаю политические события с друзьями 56 57

Участвовал в течение года в демонстрациях, митингах, забастовках 8 10

Участвовал в организации и проведении предвыборной кампании 8 8

Присутствовал на собраниях партии, движения 4 4

Не интересуюсь политикой 1 2

Затрудняюсь ответить 2 1

Если говорить о наиболее характерных чертах группы ангажированных респондентов, то следует выделить следующие существенные моменты. Половина этой группы выступает за продолжение экономических реформ (при средней по выборке 37%), но доля полагающих, что их нужно прекратить, в этой группе практически не отличается от среднего показателя - соответственно 31 и 29%. Отвечая на вопрос о причинах неуспеш-ности реформ, эта группа, с одной стороны, значительно чаще среднего указывает на коррумпированность власти (66% при 56% в среднем), но особенно выделяет такое объяснение, как "отсутствие у властей продуманной программы" (37% при средней 20%).

В сравнении с респондентами, совершенно не интересующимися политикой, группа ангажированных чаще говорит, что у них за последнее время окрепло чувство своей свободы (соответственно 12 и 5%), чувство собственного достоинства (12 и 7%), чувство ответственности за происходящее в стране (12 и 2%). И хотя среди значительно интересующихся политикой доминируют, как и в других группах, все-таки негативные чувства - усталость, обида, отчаяние, они выражены у респондентов тем сильнее, чем слабее их интерес к политике. Вместе с тем среди заинтересованных политикой в "очень большой степени" самая высокая в сравнении с другими группами доля дезадаптированных: 39% этой группы утверждает, что они "не могут приспособиться к нынешним переменам". Почти треть группы ангажированных (31%) с определенностью утверждают, что они "не чувствуют себя свободным человеком" (в среднем по выборке 24%), причем еще чаще так считают респонденты, испытывающие к политике "большой интерес", - 37% (в этой подгруппе вообще самая большая доля ощущающих себя так или иначе несвободными - 60%).

Весьма показательными для общей направленности политических установок и интересов являются ответы респондентов о том, какие чувства они испытывают по отношению к разным группам нынешнего российского общества, а также их оценки влиятельности различных политических и социальных сил в сегодняшней России (табл. 6).

Какие чувства у Вас вызывают ...?

А В

Позитивные Негативные Затрудняюсь ответить Позитивные Негативные Затрудняюсь ответить

Люди с портретами Сталина 52 29 22 39 24 38

Люди со свастикой 12 68 17 12 56 23

Разбогатевшие за последние 10 лет банкиры, предприниматели 19 55 12 17 55 22

Ученые, экономисты, начавшие реформы 32 48 23 29 41 31

"А" - респонденты, отмечающие "очень большой' и "большой"интерес к политике.

"В" - респонденты, "совершенно не интересующиеся" политикой.

Позиция "позитивные" объединяет такие чувства, как "уважение", "симпатия", "сочувствие"; позиция "негативные" - "раздражение", "гнев, возмущение"; ответы "зависть"и "страх" здесь не учитывались как выражение более амбивалентных чувств.

Как видим, за исключением отношения к "сталинистам" (при некоторой условности этого определения в данном контексте) соотношение позитивных и негативных оценок среди ангажированных и совершенно не интересующихся политикой практически не отличается. Вместе с тем для наиболее ангажированных респондентов (испытывающих к политике "очень значительный интерес") характерна большая амбивалентность в отношении к перечисленным (в том числе одиозным) фигурам социально-политического пространства. Так, "уважение" к сталинистам испытывают 32% опрошенных в этой группе, к "людям со свастикой, призывающим очистить Россию от инородцев", - 11%. Добавим, что в этой группе сильнее выражено негативное отношение к "разбогатевшим": у 44% они вызывают "гнев и возмущение" (при 27% в среднем), а также к "ученым и реформаторам", инициаторам перестройки, - они вызывают "раздражение" у 33% этой группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерно, что в группе наиболее ангажированных политикой ("очень большой интерес") упомянутые "персонажи" или социально-политические силы чаще среднего вызывают такое чувство, как "страх". Это свидетельствует о дезадаптированности группы. В социальнодемографическом плане это связано с тем, что в данной группе сильнее представлено пожилое образованное население с типичным для него сегодня тревожным, фру-етрированным сознанием.

Что касается оценок влияния отдельных социальных и политических сил на происходящее сегодня в российском обществе, то здесь у политически ангажированных гораздо ярче прослеживается следующая тенденция: "слишком малым" считается влияние таких групп, как "интеллигенция" (60% при средней 52%) и "молодежь" (68% при средней 54%), тогда как резко негативно оценивается степень влиятельности ныне действующих политиков (как "слишком большую" ее оценивают 65% этой группы), "олигархов и банкиров" (76% при средней 6В%), "журналистов" (60% при средней 44%). Вполне типична для нынешнего состояния общества и тема тотального влияния на происходящее в стране со стороны "мафии и организованной преступности" (85% политически ангажированных отметили их "слишком большое влияние" в обществе). В этой типичной и привычной склонности к криминализации власти и демонизации ее ключевых фигур проявляются особенности нынешнего процесса отчуждения масс от реальных рычагов управления, отсутствие реальной конструктивной критики "верхов", недостаточная информированность населения (связанная, кстати, и с характером подачи информации, отсутствием ее объективного и конструктивного анализа и осмысления как в СМК, так и в среде наиболее вос-

требованных сегодня аналитиков и политологов). Все это подталкивает к мифологизации власти (как нынешней, так и прошлой), к трактовке основных властных институтов в стране как "чужих", "враждебных" и "преступных".

Более или менее позитивную оценку вызывают только силы и фигуры, действующие "вопреки" (“протооппозиция”, поскольку "реальная" оппозиция уже оказывается "запятнанной"). Позитивное отношение к "интеллигенции" и "молодежи", в особенности характерное для политически ангажированных групп, выступает здесь фантомом, компенсирующим отсутствие в России действительно новой политической элиты. Вместе с тем это позволяет по-прежнему связывать с властью такие традиционные "человеческие" и этические качества, как "честность", "незапятнанность политикой", "моральный авторитет" (а не такие прагматические и вполне, кстати, верифицируемые характеристики, как, например, эффективность, "прозрачность" процесса принятия решений, информационная открытость или подотчетность, сменяемость).

С другой стороны, в обществе в целом - а среди ангажированных политикой в особенности - сегодня заметно ощущается желание опереться на "последний оплот" государственности, на силовые структуры (как будто бы более организованные, более послушные, менее коррумпированные). Влияние армии как "слишком малое" отмечают 60% группы ангажированных при средней 50% (вина за войну в Чечне при этом явно воспринимается как поражение пропагандистской "машины" или "режима" в целом, но не армии). Значительная часть группы ангажированных считает "слишком малой" и степень влияния на происходящее в стране органов госбезопасности - 44% (при средней 37%). В связи с этим своеобразным этатизмом сегодняшнего массового сознания отметим, что оценка влияния "государственных чиновников" в обществе как "слишком малого" характерна именно для группы политически ангажированных и более образованных россиян, проживающих не в столицах, а в крупных городах России, - 20% при 14% в среднем.

Еще одна существенная тенденция, образующая один из векторов распределения мнений в социальнополитическом пространстве, - это рост изоляционизма и ксенофобии, в том числе ревитализации государственного антисемитизма. В группе наиболее ангажированных "слишком большим" влияние "иностранцев" в России считают 28% ("слишком малым" - 11%), "приезжих с

Кавказа" - 32%, "евреев" - 39% (при средней 24%). Это, на наш взгляд, указывает на сложно преломленную, но в основе своей негативную оценку групповых проявлений экономического активизма, финансового успеха, дейст-

вия достижительских ценностей, отношение к которым в постсоветском обществе по давней традиции амбивалентно. неразрывно связано с завистью. Эта амбивалентность явно усиливается, когда такие качества, как "рациональность", "независимость", "чувство собственного достоинства", "честолюбие", воспринимаемые в отношении "далеких чужих" - к примеру, в обобщенном образе "англичанина" - скорее как позитивные, переносятся на "своих чужих" (в данном случае евреев): здесь они приобретают резко негативную окраску. (Добавим, что доля затруднившихся ответить на все эти вопросы составляет от 40 до 45% опрошенных.)

Общее негативное отношение к компартии в группе политически ангажированных совпадает с оценкой населения в целом: согласных с тем, что "за годы Советской власти компартия окончательно дискредитировала себя", здесь 45% (при средней 42%). Однако не соглашаются с этим суждением в данной группе значительно чаще, чем в среднем, - 41% (при средней 29%). В отношении же к "демократам" (суждение "демократы так ничего и не дали народу") подавляющее большинство согласно с этой негативной оценкой (72%, только у совсем не интересующихся политикой этот показатель еще выше -81%). Доля не согласных с данным суждением составляет здесь лишь 20%, что указывает на доминирующие в обществе настроения.

Показательны и данные о причинах утраты Россией роли великой державы - с этой оценкой чаще соглашаются именно наиболее политически ангажированные респонденты (78% при средней 72%). Так, 17% этой группы (при средней 9%) считают, что это произошло в результате "заговора стран Запада", 48% - "в результате политики Ельцина и его окружения" (при средней 37%). Совершенно не заинтересованные политикой респонденты гораздо чаще других групп склонны винить в стремительном снижении авторитета российской державы "горбачевскую перестройку" (37%, в группе ангажированных - 29%). Наконец 27% ангажированных считают, что Россия утратила роль великой державы, поскольку "демократы, реформаторы повели страну по неверному пути".

Характерны оценки различных перемен в российском обществе, произошедших за последнее десятилетие, в их динамике. Сравним на материалах замеров 1994 и 1999 гг. ответы респондентов, значительно интересующихся политикой и не проявляющих к ней никакого интереса (табл. 7).

Таблица 7

Многопартийные выборы принесли России ...

Свобода предпринимательства принесла России ...

Как видим, в группе политически ангажированных сократилась в сравнении с 1994 г. доля позитивно оценивающих перемены (кроме свободы предпринимательства) и - что наиболее важно для нашей темы политического участия - в 2 раза возросла доля респондентов этой группы, негативно оценивающих введение многопартийных выборов.

Интерес к политике и участие в выборах. Как и в

прежнем замере 1994 г., интерес к политике в значительной мере коррелирует с готовностью к участию в выборах. Сравним эти данные по группам в различной степени ангажированных, сопоставив их ответы с 1994 г. (табл. 8).

Таблица 8

Участие в выборах и интерес к политике1

(в % по столбцу)

Значи- тельный интерес Средний интерес Малый интерес Отсутствие интереса

Год 1994 1999 1994 1999 1994 1999 1994 1999

Голосовали 73 76 60 66 49 52 44 43

Не голосовали 25 19 36 28 45 37 52 43

Затруднились ответить 2 6 4 6 5 11 4 14

1 В опросе 1994 г. приводятся данные по участию выборов 1993 г. в Государственную Думу, в опросе 1999 г. - данные по участию в президентских выборах 1996 г.

Даже при том, что президентские выборы предполагали более активное участие в голосовании, доля голосовавших среди ангажированных политикой, как видим, изменилась незначительно. Однако она несколько заметнее выросла в группах, проявляющих сегодня к политике "средний" интерес, что, если вспомнить об изменениях в социально-демографической структуре этой группы (некоторое возрастание в ней доли 40-55-летних, а также высокообразованных респондентов), служит, на наш взгляд, еще одним подтверждением, с одной стороны, охлаждения к политике в наиболее социально продвинутых группах, ослабления поляризованности их политических позиций, с другой - говорит о сохраняющейся готовности к политическому участию в форме выборов.

Это подтверждается ретроспективной картиной голосования по партийным спискам в Государственную Думу среди нынешних политически ангажированных и политически индифферентных респондентов в 1994 г. Те, кто выказал очень большой интерес к политике, более чем на две трети (70%) участвовали в выборах. При этом им в значительной мере было свойственно так называемое протестное голосование, олицетворением которого на выборах 1993 г. стала фигура В.Жириновского: около четверти всей этой группы (26%, при средней 11%) подала тогда свои голоса за лидера ЛДПР. Вместе с тем несколько выше среднего были здесь и доли подавших свои голоса за только начинавшую набирать силу КПРФ (11% против 6% в среднем) и за потерпевший тогда серьезное поражение "Выбор России" - 13% против 8% в среднем. В 2 раза выше среднего была здесь и доля подавших на выборах голоса за "Яблоко" Явлинского (8% при 4% в среднем).

Вместе с тем политически ангажированные респонденты, характеризовавшие осенью 1994 г. свой интерес к политике более сдержанно - как "большой", наиболее активно голосовали за КПРФ (21% этой группы при 6% в среднем). Что же касается респондентов, которые через год после выборов в Государственную Думу проявляли к политике "средний интерес", то их партийные I преференции практически не отличались от средних, за |

Варианты ответов А В

1994 г. 1999 г. 1994 г. 1999 г.

Больше пользы 40 51 36 48

Больше вреда 27 29 27 21

Свобода слова принесла России ...

Варианты ответов А В

1994 г. 1999 г. 1994 г. 1999 г.

Больше пользы 61 47 20 42

Больше вреда 22 39 34 32

Варианты ответов А В

1994 г. 1999 г. 1994 г. 1999 г.

Больше пользы 41 28 20 15

Больше вреда 26 54 34 52

исключением более низкой доли не участвовавших в выборах 1993 г. (40% при 47% в среднем).

Напомним, что мы не рассматриваем здесь результаты реального голосования на выборах 1993 г., а пытаемся наметить черты "политических портретов" респондентов (опрошенных почти через год после выборов, когда предвыборные страсти уже улеглись, а общая ситуация в стране стала более благополучной и стабильной) в их связи с политической ангажированностью. Анализ этих данных позволяет сделать следующие заключения.

К осени 1994 г. группа респондентов с ярко выраженным интересом к политике (ответ "интересуюсь по-лнтикой в очень большой степени") по своему социально демографическому составу отличалась повышенной в сравнении со средними данными долей респондентов от 40 до 55 лет (28% против 23% в среднем), но особенно пожилых, старше 55 лет (37% против 28%). В 2 с лишним раза выше, чем в среднем по выборке, здесь была доля респондентов с высшим образованием (33%). Причем активнее других была представлена именно подгруппа респондентов старше 40 лет с высшим образованием (24% при 6% в среднем по выборке).

Как в региональном аспекте, так и по урбанизацион-ной оси наиболее политизированными в 1994 г. были "столицы", в несколько меньшей степени - большие города. Доля москвичей и петербуржцев в группе интересовавшихся политикой в "очень большой степени" составляла 26% (доля этих респондентов в выборке - 9%).

Среди тех, кто испытывал к политике "большой интерес", были ощутимей всего представлены более пожилые возрастные группы, соответственно повышенной была среди них и доля голосовавших на выборах 1993 г. за КПРФ. Если иметь в виду, что речь идет о респондентах, сохранивших интерес к политике через год после выборов, то можно зафиксировать в ней начало роста грядущей популярности КПРФ, поскольку в реальном голосовании 1993 г. коммунисты еще не имели такой популярности среди политически ангажированных слоев населения.

Если говорить о нынешней ситуации, то группа наиболее политически ангажированных по-прежнему намерена активно участвовать в предстоящих выборах (табл.

9).

Таблица 9

Интерес к политике и готовность участвовать в выборах 1999 г. в Государственную Думу

Очень большой интерес Большой интерес Средний интерес Малый интерес От- сутст- вие инте реса

Уверен, что не стал бы голосовать 6 8 15 19 32

Сомневаюсь, что стал бы голосовать 3 7 9 14 14

Наверно, стал бы голосовать 10 4 14 16 15

Сс 1вершенно точно стал бы голосовать 58 47 26 19 14

Затрудняюсь оветить 7 12 10 17 13

все более неопределенный, размытый характер. Электорат Зюганова на выборах в 1996 г. и сегодня почти на две трети (64% голосовавших за Зюганова в первом туре) сохраняет верность своему избраннику, собираясь голосовать за него на предстоящих президентских выборах. Чуть большая доля намерена голосовать на парламентских выборах за КПРФ (73% от той же группы). Тем не менее отдельные части прежних “зюгановцев” (если судить по намерениям голосовать на будущих выборах) начинают перетекать в стан зюгановских "противников" - будь то "Отечество" Ю.Лужкова или даже "Яблоко" Г.Явлинского (но ни в коем случае не "Правое дело" и не ЛДПР В.Жириновского!).

Наиболее расколотым - что понятно - оказывается бывший электорат Ельцина, хотя основная его часть (около одной пятой) выражает сейчас намерение голосовать на предстоящих выборах за "Отечество" Ю.Лужкова (среди ангажированных политикой - 20%). Из, условно говоря, демократических сил неким кредитом доверия у этого контингента еще пользуется "Яблоко" (в среднем за него намерены голосовать 15% из явных приверженцев Ельцина на выборах 1996 г. и 19% бывших “ельцинцев”, рассматриваемых здесь как "ангажированные"). Новый блок демократических сил "Правое дело" имеет среди прежних сторонников Ельцина минимальную поддержку (менее 2% от всех опрошенных).

Приведем некоторые данные о характере голосования респондентов, в различной степени интересующихся нынче политикой, на 1-м и на 2-м турах прошлых президентских выборов (табл. 10 и 11).

Таблица 10

Интерес к политике и голосование на 1-м туре президентских выборов 1996 г.1

Очень большой интерес Большой интерес Средний интерес Малый интерес От- сутст- вие инте реса

Ельцин 27 20 23 20 18

Зюганов 36 37 21 11 15

Жириновский 2 2 4 4 3

Лебедь 2 8 И 11 4

Явлинский 8 6 6 3 3

Против всех - 2 1 1 1

Не участвовал в голосовании 15 20 28 37 43

1 Отобраны данные по основным претендентам на пост президента на выборах 1996 г.

Таблица 11

Интерес к политике и голосование на 2-м туре президентских выборов 1996 г.

По своим партийным преференциям группа ангажированных по-прежнему остается более "красной", чем другие, хотя эта характеристика и приобретает сейчас

Очень большой интерес Большой интерес Средний интерес Малый интерес От- сутст- вие инте реса

Ельцин 34 32 35 34 22

Зюганов 40 40 27 16 22

Против обоих 3 2 4 4 2

Не участвовал в голосовании 16 23 29 38 42

Появление новых политических фигур и политических сил в массовом сознании, в средствах массовой информации связано в последнее время почти исключительно с "позиционным эффектом" - их вхождением во властные структуры высшего уровня. Еще раз напомним о стремительном росте популярности Б.Немцова, С.Кириенко и особенно Е.Примакова, а также нового премьера С.Степашина, и о столь же стремительном его сокращении, когда выдвинувшиеся лидеры так или иначе вытесняются с политической арены (едва ли не решающим фактором при этом оказывается близость к так называемому "ельцинскому окружению"). Только Е.Примаков и отчасти С.Кириенко в значительной мере сохраняют свою популярность и сейчас. Это связано, на наш взгляд, с тем, что они пришли во власть уже в принципиально иной, уже постчерномырдинской ситуации - иной, может быть, не столько по расстановке политических сил или механизмам их взаимодействия, сколько по восприятию этого властно-бюрократического расклада общественным мнением.

После катастрофического падения доверия к Б.Ельцину, фигуре, которая структурировала все политическое пространство (пусть на самом простейшем уровне), массовое сознание ищет иной консолидирующий центр. Однако это происходит в ситуации, когда прежде приглушенные или до известной степени оттесненные на периферию политического сознания проявления ущемленного державного или имперского менталитета, изоляционизм и недоверие к Западу, ксенофобия и национализм, традиционалистские установки и патерналистский комплекс явно воскрешаются. Причем этот процесс идет при деятельном участии ряда, если не большинства, политических элит, равно как и многих каналов "четвертой власти" (напомним только о действиях военных и внешнеполитических ведомств во время балканской войны, а также о том, как их шаги, интересы и амбиции отражались в средствах массовой информации).

На нынешний день едва ли возможно говорить о наличии в стране серьезных политических сил, которые могли бы выступить новым гарантом продолжения демократических реформ в России и имели при этом достаточно широкую, устойчивую поддержку в обществе, в его наиболее квалифицированных, заинтересованных, политически вменяемых слоях. Накануне выборов такая ситуация представляется весьма тревожной.

Леонид СЕДОВ

Кризис власти в России и пути ее эволюции

Любой кризис власти - это кризис доверия к ней, и ни для кого не секрет, что в этом смысле власть в России с момента последних президентских выборов и по сей день находится в состоянии нарастающего кризиса. Он выражается в крайне низкой оценке деятельности всех избираемых институтов - президента, парламента, политических партий как в плане их эффективности, так и в отношении их честности и добропорядочности. От полного провала властные структуры спасают в последнее время лишь регулярные обновления или смены правительства, всякий раз порождающие у населения смутные надежды на какие-то перемены к лучшему и обеспечивающие каждому новому правительству довольно значительный (от 35 до 60%) аванс доверия. Эти

частности не отменяют, однако, общего негативного восприятия власти.

Это негативное восприятие во многом обусловлено тем, что ни в обществе, ни в его политической элите не сложилось общего понимания того, чем должна быть власть и как должны складываться отношения между властными структурами и подвластным населением. Любая власть - это средство или механизм, с помощью которого формулируются общие для коллектива (в частном случае страны) цели, мобилизуются коллективные усилия и ресурсы для их реализации. Это могут быть мифологические, утопические или идеологические цели, но если они внедрены в сознание масс, власть получает и легитимность, и поддержку. Такой легитимностью в лучшие свои годы располагала тоталитарная коммунистическая власть, и нынешние ностальгические поиски национальной идеи суть не что иное, как завистливые попытки нынешнего правящего слоя обрести недостающий ему источник легитимности.

Другого рода цели преследует власть в современных западных обществах. Это - прагматические цели, формулируемые путем согласования интересов составляющих общество слоев и групп и на основе общепринятых в обществе ценностей. (В отличие от идеологии, предусматривающей существование «проекта» коллективного спасения или процветания или же обоснования своего превосходства над другими коллективами, ценности определяют лишь общие ориентиры желаемого и рамки поведения индивидов и групп.)

Наконец, власть может становиться самодостаточной, корпоративной, работающей сама на себя. В этом случае она действует как посторонняя обществу «оккупационная сила», облагающая остальное население всевозможными данями, а общество отвечает ей отчуждением, дроблением на столь же самодостаточные группы, отношения между которыми приобретают черты «политического бартера», когда вместо определенных узаконенных правил игры в действие вступают голое насилие и произвол. Характерно для такой системы и ожесточенное стремление «прорваться» во власть, приобщиться к дележке сладкого пирога властной добычи.

В нашей стране, находящейся на распутье, отношения между властью и людьми несут на себе характеристики всех этих трех типов, и вектор дальнейшего развития и та модель общественного устройства, которая будет реализована в конечном итоге, во многом зависят от того, какой ее видят живущие в стране люди. Один из недавних опросов ВЦИОМ показал, что 40% отвечающих хотели бы видеть Россию страной, «подобной странам Запада - демократической, рыночной, правовой». О возвращении в социалистический строй с коммунистической идеологией помышляют 22%, еще 22% полагают, что России необходимо «совершенно особое государственное устройство и особый путь развития». Как видим, в обществе налицо глубокий раскол, затрагивающий основные ценности и отталкивающийся от диаметрально различных картин мира. Это делает менее вероятной реализацию первых двух из указанных выше возможностей и толкает общество на путь жестких конфронтации и противоборств.

Число людей, которых можно условно назвать «западниками», довольно велико и могло бы служить опорой для проведения более быстрых и решительных преобразований, если бы не раскалывающее самих этих «западников» сомнение в том, что осуществленные реформы направлены именно в сторону их идеала. К тому же их «западничество» носит противоречивый и непоследовательный характер. Характерным примером такой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.