Научная статья на тему 'Интерактивный подход в управлении процессом развития двигательной сферы младшего школьника'

Интерактивный подход в управлении процессом развития двигательной сферы младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дойняк И. П.

В статье анализируется интерактивный подход в управлении процессом развития двигательной сферы младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the theoretical aspects of interactive approach in the management of motor sphere of primary school children.

Текст научной работы на тему «Интерактивный подход в управлении процессом развития двигательной сферы младшего школьника»

УДК 373.3:37.037.1

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

И. П. Дойняк

старший преподаватель кафедры физического воспитания

УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, РБ

В статье анализируется интерактивный подход в управлении процессом развития двигательной сферы младшего школьника.

Введение

Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется базовая характеристика, обеспечивающая сохранение и улучшение здоровья.

В ряде исследований установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся факторов внутришкольной среды, в том числе на его двигательную активность. Количественная величина двигательной активности, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка, признается гигиенической нормой. Она регламентирует объем и интенсивность движений и служит научной основой при решении оздоровительных задач физического воспитания детей.

Дифференцирование гигиенической нормы суточной двигательной активности в зависимости от пола предлагается только в старшем школьном возрасте. Регламентируются как нижняя граница, так и верхняя. Двигательная активность в пределах этих границ считается допустимой, так как не оказывает существенного воздействия на здоровье детей.

Важным условием рационально построенного двигательного режима младших школьников является качественное разнообразие движений. Занятия физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными, но сбалансированными в количественном отношении с потребностями и возможностями растущего организма. В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения создают условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе способна обеспечить дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности младших школьников. Необходимым условием успешного сбережения и укрепления здоровья младших школьников является систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение

Физическое воспитание имеет целью формирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для человека занятий физкультурой и спортом; во-вторых, в привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, в выработке потребности регулярно и систематически использовать физические упражнения для укрепления здоровья.

Для всех этапов физкультурно-оздоровительной работы необходим путь формирования интереса к физическим упражнениям у школьников, учитывая при этом возраст, физические и умственные способности, семейные отношения и профессию родителей, традиции, материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса [1].

Двигательная деятельность младшего школьника становится многофункциональной. Предметом деятельности мы выделяем овладение пространством предстоящих действий, движений. Это пространство осваивается ребенком с помощью взрослого. Двигательная

активность является производной не только от индивидуальных особенностей младших школьников, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

В самом общем виде система физкультурно-оздоровительной работы является составной частью общегосударственного физического воспитания младших школьников. Элементы спортивной деятельности позволяют повысить эффективность мероприятий. Однако в оздоровительной работе с детьми спорт может быть использован только с учётом возможностей детского организма, правильной методической организации занятий.

Многие традиционные формы занятий физическими упражнениями заменяются новыми -интерактивными, учитывающими интересы и возможности учащихся. Главная цель - способность гармонического развития и укрепления здоровья средствами физического воспитания. Разнообразие форм и средств физического воспитания дает возможность, с одной стороны, достичь наибольшего эффекта, а с другой - учитывать интересы, желание и индивидуальные психофизиологические особенности школьников. В целях взаимосвязи всех форм и средств создаются комплексные программы, включающие уроки физкультуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и в режиме свободного времени, внеклассные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Кроме того, существуют дополнительные научно обоснованные программы внешкольной спортивной подготовки по отдельным видам спорта [2].

Повлиять на традиционный процесс обучения, повысить его эффективность, направить его на развитие личности ученика поможет использование интерактивных технологий в обучении.

В теории и практике образования широко используются термины «интерактивный подход», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие».

Слово «интерактив» произошло от слова «интеракт», где «интер» - взаимный и «акт» -действовать. Таким образом, интерактивный - способный к взаимодействию. Мы основываемся на том, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предвиденную цель - создать комфортные условия обучения, в которых каждый обучаемый почувствует свою успешность.

При этом учебный процесс осуществляется при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. В самом общем виде организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, вырабатыванию ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность учителю стать настоящим лидером детского коллектива. Хорошо подобранная и правильно руководимая игра является сильным средством воспитания детей младшего школьного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть исполнительным. Я. А. Коменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в коллективе. Во время интерактивного обучения учащиеся учатся общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать решения [3].

Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно-эпидемиологические правила и нормы для дошкольных учреждений образования, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования младших школьников составляет в среднем 6 часов. Особенностью гигиенического нормирования двигательной активности школьника является учет не только предельно допустимой и максимально необходимой границы активности. Колебания активности между данными величинами считаются оптимальными и оказывают благоприятное воздействие на организм детей. Идеальная модель двигательной активности младших школьников представлена диаграммой на рисунке 1. Проектируя модель двигательного режима с оздоровительной направленностью, мы выбрали пять приоритетных форм двигательной активности. При этом придерживались апробированной методики расчета времени на двигательную активность: 135 мин + 70 мин + 250 мин + 30 мин + 1400 мин = 1885 мин. Таким образом, если 1885 мин разделить на 45 мин (продолжительность одного занятия) и на 7 дней недели, получим 5,98 академических часа в день, что соответствует максимальной

продолжительности непрерывного бодрствования детей. Анкетирование, опрос и наблюдение за двигательной активностью младших школьников позволили нам составить реальную модель двигательной активности младших школьников, которая представлена диаграммой на рисунке.

□ уроки физкультуры

□ утренняя гимнастика

□ подвижные игры

□ физкультминутки

□ самостоятельная двигательная активность

Рисунок - Диаграмма «Идеальная и реальная модели двигательной активности младших школьников»

Таким образом, потребность детей младшего школьного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Отдельного внимания требуют вопросы организации подвижных игр в перерывах между уроками, а также работы с родителями по проведению утренней гимнастики по месту жительства. Особого внимания заслуживает вопрос организации самостоятельной двигательной активности.

Как показывают результаты анкетирования, проведенного среди детей 3-4 классов общеобразовательных школ г. Мозыря, компьютерные игры являются приоритетом по сравнению с подвижными играми у подавляющего большинства опрошенных (73%). Возникает вопрос о рациональном использовании времени, отведенного на занятия физической культурой. Несомненно, использование информационно-коммуникационных технологий приведет к мотивации роста и эмоциональной выразительности урока физической культуры. Уроки физической культуры оказывают прямое воздействие на умственное развитие учащегося, так как активизируются все виды умственной работы: аналитическая, обобщающая, закрепление в памяти. Не меньшее значение для стимулирования умственной активности имеет косвенное воздействие физических упражнений через все системы организма на деятельность коры головного мозга. Установлено, что после кратковременных интенсивных нагрузок улучшаются внимание, память и мышление. Чтобы воспитать устойчивую потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, которая должна перейти в прочную привычку, нужно обязательно добиться осознания школьником необходимости таких занятий для достижения успеха в учении, жизни, труде.

Организм 6-9-летнего ребенка имеет целый ряд анатомо-физиологических и психических особенностей, которые должен учитывать учитель при выборе интерактивных игр и их проведении.

Особенности опорно-двигательного аппарата: не закончен процесс окостенения, благодаря большой прослойке хрящевой ткани позвоночник очень гибок и податлив, слабо развита мускулатура.

Особенности деятельности внутренних органов: сердце развито и работает сравнительно хорошо, но иннервация сердца несовершенна, в связи с чем отмечается аритмия сердечной деятельности и легкая быстро наступающая и быстро исчезающая возбужденность. Дыхание затруднено и поверхностно. Учитывая эти особенности, не следует проводить игры с длительными, однообразными движениями, оберегая детей от перевозбуждения и утомления. Игры с прыжками и бегом следует делать более короткими по времени.

Особенности деятельности нервной системы: центральная нервная система (ЦНС) находится в стадии развития. Процесс возбуждения превалирует над процессом торможения, и в связи с этим дети по своему поведению очень импульсивны и неуравновешенны. Мышление у детей образно и конкретно, сильно развиты фантазия и творческое воображение, слабо развита координация движений. Школьники не умеют рационально распределять свои силы и движения.

1400 1300 1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

Разнообразие игр по содержанию и организации позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными целями.

Проведенный эксперимент на базе Горочичской средней школы Калинковичского района Гомельской области позволяет утверждать, что сюжетные подвижные игры наиболее соответствуют реализации интерактивного подхода в управлении процессом развития двигательной сферы младшего школьника. Благодаря многообразию их содержания и использованию технических средств обучения, такие игры помогают организовать процесс закрепления знаний и представлений о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Установлено, что активность детей в играх, основанных на интерактивном подходе, зависит от следующих условий: тематического содержания игры, планируемого характера и интенсивности движений в игре, используемого спортивного инвентаря. Поэтому одной из задач управления процессом организации подвижных игр является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста с учетом обозначенных условий. Несомненно, использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личному росту.

Выводы

Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. Современные педагогические технологии, в частности использование интерактивного подхода в управлении процессом развития двигательной сферы младших школьников, позволяют учителю достичь максимальных результатов в решении следующих задач:

- развитие личности обучаемого (развитие коммуникативных способностей; формирование информационной культуры и др.);

- интенсификация учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий (углубление межпредметных связей; индивидуализация и дифференциация процесса обучения и др.);

- повышение внешней мотивации и интереса к предмету.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности младшего школьника, расширять общий кругозор. Интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой, для создания оптимальных условий для развития младших школьников.

Литература

1. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие / Л. И. Лубышева. -М. : Академия, 2001. - 240 с.

2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физ. культуры, 2000. - 275 с.

3. Коменский, Я. А. Педагогика / Я. А. Коменский. - М. : Педагогика, 1970. - 439 с.

Summary

The article deals with the theoretical aspects of interactive approach in the management of motor sphere of primary school children.

Поступила в редакцию 12.05.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.