Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организаторы здравоохранения / технология интерактивных методов обучения / деловая игра / healthcare organizers / technology of interactive teaching methods / business game

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анпилова Наталья Георгиевна, Гетман Наталья Александровна, Пасечник Оксана Александровна, Бурашникова Ирина Павловна

В данной статье авторы рассмотрели основные подходы к использованию технологии интерактивных методов обучения, способствующих формированию универсальных компетенций, без которых задача повышения качества жизни и удовлетворенности от взаимодействия пациента с медицинской организацией оказывается трудно выполнимой. Цель исследования – описание различных вариантов использования интерактивных технологий в образовательном процессе медицинского вуза. Данная работа является частью более широкого исследования эффективности компетентностно-ориентированных технологий обучения, которое проводится на лечебном факультете ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России. Методологическая основа исследования – системный и компетентностный подходы. Используются следующие теоретические методы: анализ научнопедагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анпилова Наталья Георгиевна, Гетман Наталья Александровна, Пасечник Оксана Александровна, Бурашникова Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING UNIVERSAL COMPETENCIES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

In this article the authors examined the main approaches to the use of technology of interactive teaching methods that contribute to the formation of universal competencies, without which the task of improving the quality of life and satisfaction from the interaction of a patient with a medical organization turns out to be difficult to achieve. The aim of the study was to describe various options for using interactive technologies in the educational process of a medical university. This work is part of a broader study of the effectiveness of competency-based training technologies, which is being conducted at the Faculty of Medicine of Omsk State Medical University. The methodological basis of the study is systemic and competency-based approaches. Theoretical methods are used: analysis of scientific and pedagogical literature, systematization, generalization; empirical methods: diagnostic (questionnaires, observation, testing, survey); prognostic (expert assessment).

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Анпилова Н.Г., Гетман Н.А., Пасечник О.А., Бурашникова И.П.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 644099, г. Омск, Российская Федерация

В данной статье авторы рассмотрели основные подходы к использованию технологии интерактивных методов обучения, способствующих формированию универсальных компетенций, без которых задача повышения качества жизни и удовлетворенности от взаимодействия пациента с медицинской организацией оказывается трудно выполнимой.

Цель исследования - описание различных вариантов использования интерактивных технологий в образовательном процессе медицинского вуза. Данная работа является частью более широкого исследования эффективности ком-петентностно-ориентированных технологий обучения, которое проводится на лечебном факультете ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России. Методологическая основа исследования - системный и компетентностный подходы. Используются следующие теоретические методы: анализ научно-педагогической литературы, систематизация, обобщение; эмпирические методы: диагностические (анкетирование, наблюдение, тестирование, опрос); прогностические (экспертная оценка).

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Анпилова Н.Г., Гетман Н.А., Пасечник О.А., Бурашникова И.П. Интерактивные технологии в процессе формирования универсальных компетенций студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 3. С. 8-20. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-8-20

Статья поступила в редакцию 08.07.2023. Принята в печать 13.10.2023.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING UNIVERSAL COMPETENCIES OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Anpilova N.G., Getman N.A., Pasechnik O.A., Burashnikova I.P.

Omsk State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 644099, Omsk, Russian Federation

In this article the authors examined the main approaches to the use of technology of interactive teaching methods that contribute to the formation of universal competencies, without which the task of improving the quality of life and satisfaction from the interaction of a patient with a medical organization turns out to be difficult to achieve. The aim of the study was to describe various options for

Ключевые слова:

организаторы здравоохранения; технология интерактивных методов обучения; деловая игра

using interactive technologies in the educational process of a medical university. This work is part of a broader study of the effectiveness of competency-based training technologies, which is being conducted at the Faculty of Medicine of Omsk State Medical University. The methodological basis of the study is systemic and competency-based approaches. Theoretical methods are used: analysis of scientific and pedagogical literature, systematization, generalization; empirical methods: diagnostic (questionnaires, observation, testing, survey); prognostic (expert assessment).

Keywords:

healthcare organizers; technology of interactive teaching methods; business game

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Anpilova N.G., Getman N.A., Pasechnik O.A., Burashnikova I.P. Interactive technologies in the process of forming universal competencies of medical university students. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2023; 14 (3): 8-20. DOI: https://doi. org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-8-20 (in Russian) Received 08.07.2023. Accepted for publication 13.10.2023.

Цель данной работы - описание подготовки, проведения и оценки итогов деловой игры «Пресс-конференция» на тему «Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению», направленной на формирование универсальных компетенций,таких как способность организовывать работу команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели; способность применять современные коммуникативные и цифровые технологии, улучшение коммуникационных навыков, развитие социально-профессиональной мобильности выпускников.

Идея внедрения деловой игры «Пресс-конференция» появилась благодаря анализу проблем, возникающих на пресс-конференциях на уровне Министерства здравоохранения субъекта. К сожалению, ответы медицинских работников и организаторов здравоохранения на вопросы журналистов на подобных конференциях не всегда удачны; возникают трудности с конкретными

аргументами для отстаивания своей точки зрения. Так возникла идея создания деловой игры, которая максимально приближена к действительности: не только организаторов здравоохранения привлекают к пресс-конференциям, но и врачей различных специальностей, поэтому хотелось максимально подготовить студентов к реальной ситуации. Для успешной подготовки организаторов здравоохранения важно показать студентам проблемы, с которыми сталкиваются в своей профессиональной деятельности организаторы здравоохранения различного уровня: руководители структурных подразделений, главные врачи медицинских организаций, представители Министерства здравоохранения субъекта. На кафедре общественного здоровья и здравоохранения деловая игра «Пресс-конференция» внедряется впервые, в статье описан опыт ее реализации.

Деловая игра относится к методам активного обучения, она способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументированно отстаивать свою точку зрения,анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в команде [1, 2].

Метод деловых игр известен с XVII-XVIII вв. и впервые упоминается в литературе как «военные шахматы», а в последующем как «маневры на карте». Однако широкое распространение деловые игры получили в нашей стране с 1970 г., когда появились целые школы обучающих игр: Таллинская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и медицине [2, 3]. В настоящее деловые игры в мире очень популярны. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования. В настоящее время насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги, справочники по деловым играм, проводятся регулярные семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм [2, 3]. В нашей стране медицинские вузы активно используют технологию деловой игры [1, 4-7].

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В статье представлены материалы исследования эффективности интерактивной технологии «Деловая игра», применяемой в ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России на практическом занятии. В данной работе приняли участие 4 эксперта из числа преподавателей кафедр общественного здоровья и здравоохранения, педагогики и психологии дополнительного профессионального образования, 104 студента лечебного факультета IV курса. Участие в деловой игре приняли студенты 9 групп лечебного факультета, изучавших дисциплину «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения, особенности регионального здравоохранения. Основы диспансеризации населения» на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.

Мы выделили 3 этапа игры: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе преподаватель объяснял основные правила игры, распределял роли и задания для каждой роли, было получено согласие студентов на участие в исследовании.

Роли соответствовали профессиональной деятельности, моделируемой в деловой игре. В основной части деловой игры студенты должны были самостоятельно провести пресс-конференцию. На заключительном этапе проводился разбор ошибок, проблем, возникших в ходе игры. Накануне деловой игры проводили оценку исходного уровня знаний по теме (тестирование студентов). По итогам проведения деловой игры было осуществлено тестирование студентов, которое состояло из 3 блоков, описанных более подробно в тексте статьи. Сформированные компетенции студентов оценивали по следующим критериям: умение и владение способами целеполага-ния и планирования; сбора информации, ее полнота, спектр источников; обоснование актуальности презентации, анализ использованных аргументов, алгоритмов в выступлении;творческий подход; коммуникативная культура.

Контекст. В ходе проведения игры «Пресс-конференция» на тему «Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь взрослому населению» студенты продемонстрировали сформированность таких универсальных компетенций, как способность организовывать работу команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели; способность применять современные коммуникативные

и цифровые технологии и т.д. Это было выявлено с помощью итогового тестирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты использования технологии «Деловая игра» заключаются в выявлении ее эффективности. По итогам деловой игры проводили блиц-опрос, который позволил оценить отношение студентов к проведенному мероприятию и степень сформированно-сти основных универсальных компетенций. 104 (100%) респондента выразили удовлетворение от полученного опыта проведения деловой игры и порекомендовали ее для использования на практических занятиях; 100% участников продемонстрировали способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели; 100% студентов подтвердили на практике способность применять современные цифровые образовательные, коммуникативные технологии, 78,8% участников показали способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций; способность управлять проектом по медицинскому страхованию, контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

Деловая игра представляет собой эффективный инструмент по обучению студентов медицинского вуза. В ходе деловой игры «Пресс-конференция» на тему «Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» имитируется пресс-конференция со специалистами системы здравоохранения различного уровня (Министерством здравоохранения субъекта, представителями Территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций, руководителями

медицинских организаций, представителями медицинского вуза: кафедры общественного здоровья и здравоохранения, кафедры терапии) и корреспондентами СМИ, интер-нет-блогерами, группой граждан, имеющих претензии, жалобы, обращения к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. Роли распределяются среди студентов.

Накануне преподаватель объясняет цели, задачи,основную идею и гипотезу проведения деловой игры, распределяет роли, готовит бейджи для участников, схему рассадки президиума, раздает студентам план проведения (сценарий), таблички участников с указанием ФИО и должности.

Накануне на кафедре общественного здоровья и здравоохранения готовится учебная комната, имитируется конференц-зал. Готовится президиум для медицинских специалистов, столы для размещения корреспондентов СМИ, интернет-изданий, интер-нет-блогеров и группы граждан, имеющих жалобы в адрес медицинских организаций, которые размещаются напротив президиума со специалистами.

Накануне в соответствии с ролями студенты проводят подготовку к деловой игре. Готовят аргументы по конкретным ситуациям, которые они разбирали на занятиях. Представители СМИ, граждане, имеющие претензии, жалобы, обращения к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, готовят по 4 вопроса, а представители медицинского сообщества - презентацию и выступление. Изюминка такого занятия заключается в том, что студенты не ограничиваются вопросами и ответами; не зная точного ответа, они вынуждены импровизировать, использовать имеющиеся знания, полученные на других дисциплинах.

Источники основной информации определяет преподаватель, предоставляет ссылки на сайт Министерства здравоохранения субъекта, Территориального фонда субъекта для анализа в динамике основных показателей деятельности на основании годовых отчетов; ссылки на правоприменительную практику в системе «Консультант плюс» и другие источники. Студенты самостоятельно могут использовать социальные сети, сайты медицинских организаций для выявления проблемных вопросов, связанных с качеством и доступностью оказания медицинской помощи. Регламент выступления с презентацией - не более 5 мин каждому участнику. В табл. 1. представлены роли участников пресс-конференции и регламент их выступления.

Общее время проведения деловой игры составляет 1 ч 30 мин.

В табл. 2 представлены этапы проведения игры и сценарий с участниками, а также длительность проведения каждого этапа.

По завершении пресс-конференции проводится подведение итогов, на которых преподаватель вместе с участниками обсуждают достигнутые результаты, проблемы и явления, которые имели место в игре, анализируют, могут ли иметь место в реальной жизни образцы поведения участников, что нужно изменить в игре и в реальной жизни.

По итогам деловой игры проводили оценку участников, состоящую их 3 блоков:

1) письменной самооценки (вопросник, в котором студенту требуется оценить в баллах степень проявления у себя ряда показателей по параметрам деловой игры «Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»);

2) оценки преподавателем каждого студента по критериям: целеполагание и планирование; сбор информации, ее полнота, спектр источников; обоснование актуальности презентации, анализ использованных аргументов, алгоритмов в выступлении; творческий подход; коммуникативная культура, наличие лидерских качеств. Оценка осуществляется в ходе пресс-конференции, преподаватель методом наблюдения оценивает вовлеченность в работу, владение учебной информацией, умение работать в команде и т.д.;

3) тестового задания по теме: «Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Пункты вопросника (критерии) оцениваются определенным количеством баллов в зависимости от важности и приоритетности выполнения каждого этапа. Результаты ответов сравнивают с изложенными в столбце «Балл» с последующим суммированием набранных баллов и трансформацией в отметку: г90% - «отлично», 80-89% - «хорошо», 70-79% - «удовлетворительно», «69% -«неудовлетворительно» (табл. 3).

По итогам деловой игры проводили блиц-опрос, который позволил оценить отношение студентов к проведенному мероприятию и степень сформированности основных универсальных компетенций. 100% респондентов выразили удовлетворение от полученного опыта проведения деловой игры и порекомендовали ее для использования на практическихзаняти-ях; 100% участников продемонстрировали способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной

Таблица 1. Участники (роли) деловой игры «Пресс-конференция» на тему «Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»

Участники пресс-конференции Количество участников Регламент выступления

1.1. Первый заместитель министра здравоохранения субъекта Модератор (ведущий) 1.2. Заместитель министра здравоохранения субъекта - начальник правового управления Министерства здравоохранения Омской области 2 Участие в дискуссии Презентация (5 мин) Участие в дискуссии

Первый заместитель директора Территориального фонда ОМС 1 Презентация (5 мин) Участие в дискуссии

Представитель страховой компании 1 Презентация (5 мин) Участие в дискуссии

Главный врач медицинской организации, оказывающей помощь взрослому населению 1 Презентация (5 мин) Участие в дискуссии

Главный врач медицинской организации, оказывающей помощь детскому населению 1 Презентация (5 мин) Участие в дискуссии

Представители медицинского вуза 5.1. Кандидат медицинских наук кафедры общественного здоровья и здравоохранения 5.2. Кандидат медицинских наук кафедры судебной медицины, правоведения 2 Презентация (5 мин) Участие в дискуссии Презентация (5 мин) Участие в дискуссии

Группа граждан, имеющих жалобы, обращения в адрес медицинских организаций 2-3 Участие в дискуссии

Корреспонденты СМИ, интернет-блогеры 4-5 Участие в дискуссии

цели; 100% участников подтвердили на практике способность применять современные цифровые образовательные, коммуникативные технологии, >78,8% участников показали способность осуществлять критический

анализ проблемных ситуаций; способность управлять проектом.

Участие студентов в деловой игре способствовало развитию и закреплению лидерских навыков, необходимых будущим

Таблица 2. Сценарий деловой игры «Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь»

Этап Участники Время, мин Результат

Изложение преподавателем исходной информации Преподаватель, все участники 5 Актуализация имеющихся знаний, мотивация на изучение нового материала

Вступительное слово Первый заместитель министра здравоохранения субъекта, кандидат медицинских наук Модератор (ведущий) 5 Привлечение внимания к информации и ее актуальности

Презентация Заместитель министра здравоохранения субъекта -начальник правового управления Министерства здравоохранения Омской области, кандидат юридических наук 5 Получение информации для анализа по ситуации в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) по Омской области

Презентация Первый заместитель директора Территориального фонда ОМС 5 Получение информации для оценки работы медицинских организаций системе ОМС по Омской области

Презентация Представитель страховой компании 5 Получение информации для оценки жалоб и обращений граждан в части ОМС по Омской области

Презентация Главный врач медицинской организации, оказывающей помощь взрослому населению 5 Получение информации для анализа организации работы с обращениями граждан, профилактике жалоб в части ОМС по Омской области

Презентация Главный врач медицинской организации, оказывающей помощь детскому населению 5 Получение информации для анализа организации работы с обращениями граждан, профилактике жалоб в части ОМС по Омской области

Презентация Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, кандидат медицинских наук 5 Получение информации для анализа нормативной документации в части ОМС по Омской области

Презентация Кафедра судебной медицины, правоведения, кандидат медицинских наук 5 Получение информации для анализа судебных решений в части ОМС по Омской области

Дискуссия Все участники 25 Обсуждение возможности минимизации обращений граждан за счет совершенствования качества и доступности медицинской помощи в рамках ОМС по Омской области

Подведение итогов Общее время Внутренняя оценка работы каждого участника группы. Внешняя оценка работы группы 20 1 ч 30 мин Обсуждение проблем и возможных решений

Таблица 3. Вопросник для оценки преподавателем студента по результатам деловой игры

№ п/п Критерий оценивания Балл Результат

1 Целеполагание и планирование

1.1 Определение и формулирование цели 5

1.2 Описание вектора ее достижения 2

2 Сбор информации, определение ресурсов 5

2.1 Полнота информации 2

2.2 Спектр подходящих источников 3

3 Обоснование актуальности презентации, анализ использованных аргументов, алгоритмов в выступлении

3.1 Целостность, доступность, наглядность, логичность построения презентации 5

3.2 Уместность аргументов

3.3 Эффективность использования анализа информации при выступлении 5

4 Анализ и творчество 8

4.1 Собственное видение проблемы, отношение к ней 3

4.1 Самостоятельно найденные пути решения проблемы 5

5. Анализ процесса и итогового результата 5

5.1 Критический анализ проблемы, полнота обзора проблемы, анализ цели, результата и проблемных ситуаций

6 Коммуникативная культура 7

6.1 Готовность к дискуссии 2

6.2 Умение грамотно и этично отвечать на вопрос 5

6.3 Способность работать в команде 5

7 Лидерский потенциал

7.1 Способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели 5

7.2 Способность решать возникающие проблемы 5

Итоговый балл 63

организаторам здравоохранения для принятия эффективных решений, способствующих успешной интеграции выпускников в медицинском сообществе, адаптации к новым актуальным вызовам и угрозам, навыкам работы в команде и, как итог, повышению качества образования [6, 12-14].

На практических занятиях по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохра-нение,экономика здравоохранения, особенности регионального здравоохранения. Основы диспансеризации населения» по теме «Медицинское страхование граждан РФ. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» традиционно изучается нормативно-правовая база системы оказания медицинской помощи населения. Данную информацию студенты изучают самостоятельно, во внеучебное время, на занятиях обсуждаются спорные вопросы и реальные жалобы пациентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 «Лечебное дело» разработаны на основе компетентностного (практико-ориен-тированного) подхода. Игровые технологии обучения, которые относятся к интерактивным компетентностно-ориентированным технологиям, являются практико-ориенти-рованными. Педагогические технологии, которые основываются на компетентностном подходе, направлены на адаптацию студента-выпускника на будущую профессиональную деятельность [8]. В профессиональном стандарте описаны требования к профессиональным компетенциям организатора здравоохранения, которые заключаются

в выполнении функций по организации и проведению анализа и интерпретации данных в части качества и доступности оказания медицинской помощи, умений выявлять основные проблемы при анализе обращений граждан для выбора эффективных мероприятий с целью совершенствования оказания медицинской помощи населению и повышения удовлетворенности пациентов [9]. В соответствии с ФГОС определены основные общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которые отражены в рабочей программе дисциплины:

• способность проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ОПК-2);

• способность подготавливать и применять научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения (ОПК-11);

• способность применять основные принципы организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-16);

• способность участвовать в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-17). Актуальность этих требований определяется увеличением в последние годы количества жалоб и обращений граждан на качество и доступность медицинской помощи при оказании первичной медико-санитарной помощи. Организаторы здравоохранения должны хорошо знать нормативно-правовую базу при оказании первичной медико-

санитарной помощи населению, основные причины обращений граждан и уметь удовлетворять возросшие запросы пациентов, в рамках существующей законодательной базы в сфере здравоохранения [10]. Мы полагаем,что с использованием деловой игры можно более эффективно подготовить студентов к выполнению их будущих профессиональных обязанностей, усилить их практические навыки и повысить мотивацию студентов к обучению.

Многочисленные обращения граждан на качество и доступность предоставляемой медицинской помощи определяют необходимость подготовки студентов к работе с жалобами пациентов, формированию навыков коммуникации и правоприменительной практики для разработки мероприятий и оценки их эффективности в части выполнения территориальной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, порядков и клинических рекомендаций по соответствующим заболеваниям [8, 11].

Для понимания будущими специалистами особенностей работы с жалобами, обращениями важно знать не только порядок работы с обращениями, но и владеть навыками стрессоустойчивости, коммуникации с пациентами.

В настоящее время существует потребность в разработке технологии интерактивных методов обучения, способствующих формированию универсальных компетенций будущих организаторов здравоохранения.

Интерактивная модель ориентирована не только на взаимодействие «обучающийся-преподаватель», но и на коммуникации друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения [10].

Особенность данного педагогического подхода - создание ситуаций, максимально

приближенных к профессиональной деятельности, которую они впоследствии анализируют под руководством преподавателя. Успешное применение указанного подхода позволяет сформировать готовность будущих организаторов здравоохранения к самостоятельной работе, повышает мотивацию к изучению дисциплины, способности к социальной интеграции, приобретение навыков решения управленческих конфликтов [10].

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность человека, а умение решать проблемы, возникающие в процессе познания, во взаимоотношении людей, в правовых нормах и административных структурах, при необходимости разрешать собственные проблемы. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, предложенное кем-то, а обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая практико-ориентированный характер, сама становится предметом усвоения. Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения не прямо вытекает из него, а скорее, является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, следствием обобщения личностного опыта [1, 4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное применение интерактивного подхода является новым вектором развития будущих организаторов здравоохранения к самостоятельной работе, обеспечивая их социально-профессиональную мобильность. Разработка такой формы ра-

боты позволяет расширить возможности подготовки специалистов в области организации здравоохранения.

Описанные интерактивные образовательные технологии позволяют добиться повышения эффективности обучения студентов благодаря реализации аспекта практической работы организаторов здравоохранения в целях повышения качества и доступности медицинской помощи населению на уровне медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

ВЫВОДЫ

1. Участие в деловой игре позволяет студентам взаимодействовать между собой, что способствует формированию универсальных компетенций в рамках компетентностно-ориентированного подхода: 100% участников продемонстрировали способность органи-

зовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.

2. 100% участников подтвердили на практике способность применять современные цифровые образовательные, коммуникативные технологии, необходимые будущим организаторам здравоохранения для принятия эффективных решений.

3. Совершенствование подготовки специалистов с высшим медицинским образованием в ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России с использованием интерактивных технологий обучения, способствует успешной интеграции выпускников в медицинском сообществе, адаптации к новым вызовам и угрозам, что соответствует достижению целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, Омск, Российская Федерация: Анпилова Наталья Георгиевна (Natalia G. Anpilova)* - кандидат медицинских наук, доцент, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения E-mail: nata.anp0gmail.com https://orcid.org/0000-0002-2639-5907

Гетман Наталья Александровна (Natalia A. Getman) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО E-mail: gettmann_natali0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-0051-3829

Пасечник Оксана Александровна (Oksana A. Pasechnik) - доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения E-mail: opasechnik@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-1144-5243

Бурашникова Ирина Павловна (Irina P. Burashnikova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения E-mail: irinapburashnikova0gmail.com https://orcid.org/0000-0002-629-3817

*Автор для корреспонденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малыгина О.Г., Лейхтер С.Н., Лепешкин С.Ю., Бажукова Т.А. Опыт использования деловой учебной игры у студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12, № 3. С. 35-42. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-35-42

2. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В, Манерова О.А. Организация и проведение деловой игры по формированию имиджа медицинской организации : практикум. 2- изд. Москва : Издательство Сеченовского Университета, 2020. 36 с.

3. Решетников В.А., Трегубов В.Н., Несвижский Ю.В, Манерова О.А. Организация и проведение деловой игры по подготовке и проведению научно-практической конференции в медицинской организации : практикум. Москва : Издательство Сеченовского Университета, 2017. 44 с.

4. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г., Лопанова Е.В. Рабочих Т.Б., Рыбакова Н.Н. / Под ред. Е.В. Ло-пановой. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе : учебно-методическое пособие. Москва : ФЛИНТА: Наука, 2013. 256 с.

5. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Гевандова М.Г. Инновационные образовательные технологии в медицине. Преимущества и проблемы дистанционного обучения. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Strategicznepytania swiatowejnauki - 2013». 2012. Vol. 24. Medycyna: Przemysl. Naukaistudia. С. 78-82.

6. Пинчук Т.В., Орлова Н.В. Интерактивные методы обучения в высшем медицинском образовании (аналитический обзор] // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 102-116. DOI: https://doi. org/10.2441 1/2220-8453-2020-13009

7. Извин А.И. Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах // Вестник оториноларингологии. 2020. Т. 85, № 2. С. 84-87.

8. Блинкова Л.Н., Мажаров В.Н., Соколова И.Ю. и др. Инновационные обучающие модели профессиональной подготовки врачей новой формации / Здоровье населения и среда обитания: Материалы научно-практической конференции «22-я ежегодная неделя медицины Ставрополья2. Ставрополь : Параграф. 2018. С. 186-191.

9. Зорина Е.В., Мудрова Л.А. Определение наиболее значимых для студентов технологий обучения в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 3. С. 8-14. DOI: https://doi. org/10.2441 1/2220-8453-2019-13001

10. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651

11. Полянская Н.А., Власенко Н.Ю., Гетман Н.А. Современные образовательные технологии формирования профессиональных компетенций студентов-медиков // Успехи современного естествознания. 2015. № 9-1. С. 72-76.

12. Скибицкий В.В., Олейник Н.И., Звягинцева Ю.Г. и др. Использование современных технологий для качественной подготовки врача-терапевта // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 4, прил. № 1. С. 140-141.

13. Цыпленкова И.В. Интерактивное обучение с использованием информационных технологий : интерактивные методы на лекционных и практических занятиях (семинарах] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. Спецвыпуск 2. URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/449-%2000198

14. Неделина М.Г. Деловая игра - как методика улучшенного усвоения теоретического материала // Вестник современных исследований. 2018. № 5.1 (20]. С. 173-174.

REFERENCES

1. Malygina O.G., Leichter S.N., Lepeshkin S. Yu., Bazhukova T.A. Experience of using a business educational game among medical university students. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2021; 12 (3]: 35-42. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-3-35-42 (in Russian]

2. Reshetnikov V.A., Tregubov V.N., Nesvizhsky Yu.V., Manerova O.A. Organization and conduct of a business game to form the image of a medical organization: workshop. 2nd ed. Moscow: Sechenov University Publishing House, 2020. 36 p. (in Russian]

3. Reshetnikov V.A., Tregubov V. N., Nesvizhsky Yu.V., Manerova O.A. Organization and conduct of a business game for the preparation and conduct of a scientific and practical conference in a medical organization: workshop. Moscow: Sechenov University Publishing House, 2017. 44 p. (in Russian]

4. Artyukhina A.I., Hetman N.A., Golubchikova M.G., Lopanova E.V., Rabochikh T.B., Rybakova N.N. In E.V. Lopanova ed. Competence-oriented training at a medical university: educational and methodical manual. Moscow: FLINT: Nauka, 2013. 256 p.

5. Agranovich N.V., Khodzhayan A.B., Gevandova M.G. Innovative educational technologies in medicine. Advantages and problems of distance learning. In Materials of the IX International Scientific and Practical Conference «Strategicznepytania swiatowejnauki - 2013». Medycyna: Przemysl. Naukaistudia. 2013; 24: 78-82.

6. Pinchuk T.V., Orlova N.V. Interactive teaching methods in higher medical education (analytical review]. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2020; 11 (3]: 102-16. DOI: https://doi. org/10.2441 1/2220-8453-2020-13009 (in Russian]

7. Izvin A.I. Traditional and innovative technologies of the pedagogical process in medical universities. Vestnik otorinolaringologii [Bulletin of otorhinolaryngology]. 2020; 85 (2]: 84-7. (in Russian]

8. Blinkova L.N., Mazharov V.N., Sokolova I. Yu., et al. Innovative training models of professional training of doctors of a new formation. In: Zdorovie naseleniya i sreda obitaniya: materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii 22-ya ezhegodnaya

nedelya meditsiny Stavropolya [Population health and habitat: materials of the scientific and practical conference of the 22nd Annual Stavropol Medicine Week]. Stavropol: Paragraf, 2018: 186-91. (in Russian)

9. Zorina E.V., Mudrova L.A. Determination of the most significant technologies of training for students at a medical university. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2019; 10 (3): 8-14. DOI: https://doi.org/10.2441 1/2220-8453-2019-13001 (in Russian)

10. Dvulichanskaya N.N. Interactive teaching methods as a means of forming key competencies. Nauka i obrazovanie: elektronnoe nauchno-tekhnicheskoe obrazovanie [Science and education: electronic scientific and technical edition]. 2011. URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651 (in Russian)

11. Polyanskaya N.A., Vlasenko N. Yu., Hetman N.A. Modern educational technologies for the formation of professional competencies of medical students. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes of modern natural science]. 2015; (9-1): 72-6. (in Russian)

12. Skibitsky V.V., Oleinik N.I., Zvyagintseva Yu.G., et al. The use of modern technologies for high-quality training of a general practitioner. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2009; (4, Appendix No. 1): 140-1. (in Russian)

13. Tsyplenkova I.V. Interactive learning using information technologies: interactive methods at lectures and practical classes (seminars). Elektronniy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo GAU [Electronic scientific and methodological Journal of Omsk State University]. 2016; (Special issue 2). URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/449-%2000198 (in Russian)

14. Pinchuk T.V., Orlova N.V. Interactive teaching methods in higher medical education (analytical review). Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2020; 11 (3): 102-16. DOI: https://doi. org/10.24411/2220-8453-2020-13009 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.