Научная статья на тему 'Моделирование эпидемического процесса в подготовке врача-эпидемиолога'

Моделирование эпидемического процесса в подготовке врача-эпидемиолога Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
151
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпидемиология / моделирование / эпидемический процесс / обучение / симуляция / epidemioLogy / modeLing / epidemic process / training / simuLation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Блох Алексей Мгоревич, Пасечник Оксана Александровна, Котенко Евгения Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 644099, г. Омск, Российская Федерация Для качественной подготовки современных врачей-эпидемиологов необходимо обучение навыкам моделирования эпидемического процесса, знания особенностей возникновения и распространения инфекционных болезней. цель исследования разработка интерактивного педагогического подхода для симуляции и моделирования случайной вспышки инфекционного заболевания в реальном времени. Материал и методы. Проведено физическое моделирование вымышленного инфекционного заболевания («Омская математическая лихорадка») среди обучающихся IV, V и VI курсов медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России по адаптированной методике S.E. BeLLan. Результаты. Особенность интерактивного педагогического подхода участие студентов в симуляции вспышки инфекционного заболевания, которую они впоследствии анализируют под руководством преподавателя. Заключение. Успешное применение интерактивного подхода позволяет формировать готовность будущих врачей-эпидемиологов к самостоятельной научно-исследовательской работе, повышает мотивацию к использованию методов матем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Блох Алексей Мгоревич, Пасечник Оксана Александровна, Котенко Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

modeliing of epidemic process in epidemiologist training

Training in modeling the epidemic process and knowledge of the characteristics of infectious diseases occurrence and spread are necessary for the high-quaLity training of modern epidemioLogists. The aim of the study was to develop an interactive pedagogical approach for simulation and modeling of a random outbreak in real time. Material and methods. Physical modeling of a fictional "infectious disease" (Omsk mathematical fever) among students of 4th, 5th and 6th courses of the Preventive Medicine Faculty in the Omsk State Medical University was carried out using the adapted methodology of S.E. BeLLan. Results. The feature of this interactive pedagogical approach is participation of students in the simulation of an outbreak of an infectious disease, which they subsequently analyze under the guidance of a professor. Conclusion. The successful application of this interactive approach allows to form the readiness of future epidemiologists for independent research work as well as to increase motivation to use mathematical modeling methods in future professional activities.

Текст научной работы на тему «Моделирование эпидемического процесса в подготовке врача-эпидемиолога»

моделирование эпидемического процесса в подготовке врача-эпидемиолога

Блох А.И., Пасечник О.А., Котенко Е.Н.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 644099, г. Омск, Российская Федерация

Для качественной подготовки современных врачей-эпидемиологов необходимо обучение навыкам моделирования эпидемического процесса, знания особенностей возникновения и распространения инфекционных болезней. цель исследования - разработка интерактивного педагогического подхода для симуляции и моделирования случайной вспышки инфекционного заболевания в реальном времени.

Материал и методы. Проведено физическое моделирование вымышленного инфекционного заболевания («Омская математическая лихорадка») среди обучающихся IV, V и VI курсов медико-профилактического факультета ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России по адаптированной методике S.E. BeLLan. Результаты. Особенность интерактивного педагогического подхода - участие студентов в симуляции вспышки инфекционного заболевания, которую они впоследствии анализируют под руководством преподавателя. Заключение. Успешное применение интерактивного подхода позволяет формировать готовность будущих врачей-эпидемиологов к самостоятельной научно-исследовательской работе, повышает мотивацию к использованию методов математического моделирования в будущей профессиональной деятельности.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Блох А.И., Пасечник О.А., Котенко Е.Н. Моделирование эпидемического процесса в подготовке врача-эпидемиолога // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 21-28. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13002

статья поступила в редакцию 08.07.2020. принята в печать 07.09.2020.

ключевые слова:

эпидемиология, моделирование, эпидемический процесс, обучение, симуляция

modeliing of epidemic process in epidemiologist training

Blokh A.I., Pasechnik O.A., Kotenko E.N.

omsk state Medical University, 644099, omsk, Russian Federation

Training In modeling the epidemic process and knowledge of the characteristics of infectious diseases occurrence and spread are necessary for the high-quality training of modern epidemiologists.

The aim of the study was to develop an interactive pedagogical approach for simulation and modeling of a random outbreak in real time. Material and methods. Physical modeling of a fictional "infectious disease" (Omsk mathematical fever) among students of 4th, 5th and 6th courses of the Preventive Medicine Faculty in the Omsk State Medical University was carried out using the adapted methodology of S.E. Bellan.

Keywords:

epidemiology, modeling, epidemic process, training, simulation

Results. The feature of this interactive pedagogical approach is participation of students in the simulation of an outbreak of an infectious disease, which they subsequently analyze under the guidance of a professor.

Conclusion. The successful application of this interactive approach allows to

form the readiness of future epidemiologists for independent research work as

well as to increase motivation to use mathematical modeling methods in future

professional activities.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Blokh A.I., Pasechnik O.A., Kotenko E.N. Training General physicians

in otoscopy skills applying simulator. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe

razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 21-8.

DOI: 10.2441 1/2220-8453-2020-13002 (in Russian)

received 08.07.2020. Accepted for publication 07.09.2020.

Эпидемиология - «диагностическая дисциплина общественного здравоохранения», а эпидемиологические исследования служат инструментом, помогающим принимать управленческие решения в сфере общественного здравоохранения, основанные на научных данных, вскрытых причинно-следственных связях и здравом смысле [1].

Специфика деятельности будущего врача-эпидемиолога предъявляет особые требования к уровню подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Только хорошо подготовленные выпускники с наибольшей вероятностью смогут успешно работать в отрасли на протяжении длительного времени. Современный профессиональный стандарт требует от врача-эпидемиолога компетенций выполнения функций по организации и проведению эпидемиологического мониторинга при инфекционных болезнях, по стратификации полученных данных при выявлении групп, территорий и факторов риска, по анализу и интерпретации данных эпидемиологического мониторинга, умений выявлять основные закономерности развития эпидемического процесса для выбора эффективных профилактических мероприятий [2].

Актуальность этих требований определяется наблюдаемыми в последние десятилетия вспышками особо опасных инфекционных заболеваний - атипичной пневмонии (SARS), лихорадки Эбола, лихорадки Зика, пандемического гриппа А/H1 N1/pdm09, ближневосточного респираторного синдрома (MERS), новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которые продемонстрировали высокий эпидемический потенциал к пандемическому распространению и значительную нагрузку на системы здравоохранения стран [3]. Современные специалисты должны хорошо понимать возможность регионального и международного распространения инфекционных болезней и брать на себя общую ответственность за глобальную биологическую безопасность населения, окружающей среды, сельскохозяйственных животных [4].

Помимо знаний теоретических основ классической эпидемиологии, важно понимание динамики развития эпидемического процесса для прогноза заболеваемости населения, определения наиболее приоритетных профилактических и противоэпидемических мероприятий, оценки их эффективности и необходимости корректировки мероприятий с течением времени.

Множество современных исследований как в мире, так и в нашей стране посвящены вопросам создания математических моделей развития эпидемических процессов различных актуальных инфекционных заболеваний, что диктует необходимость дополнительной подготовки специалистов по вопросам информатики, биологии, молекулярной эпидемиологии, статистики, в области цифровых технологий [1, 4].

Обучение математическому моделированию эпидемического процесса ставит значительные методологические проблемы. Традиционный репродуктивный подход к обучению не позволяет в полной мере овладеть компетенциями,позволяющими моделировать эпидемический процесс, анализировать и правильно интерпретировать полученные результаты [3, 5].

Цель исследования - разработка интерактивного педагогического подхода для симуляции и моделирования случайной вспышки инфекционного заболевания в реальном времени среди участников-студентов, обучающихся на кафедре эпидемиологии.

материал и методы

Нами адаптирован разработанный S.E. ВеНап педагогический подход, позволяющий «объединить классическую и динамическую эпидемиологию» [5]. Было проведено физическое моделирование вымышленного инфекционного заболевания, которое условно получило название «Омская математическая лихорадка» (ОМЛ), среди обучающихся IV, V и VI курсов медико-профилактического факультета нашего университета. Исследование проводили в период февраль-март 2020 г.

В качестве «инфекционного агента» использовался «заразный листок» (небольшой лист бумаги, маркированный термином «заразный»).

После общего инструктажа студентов, пояснения цели, задач исследования, основных вопросов технологии участия в исследовании студентам курсов были розданы листы, 3 из которых были «заразными». В качестве «источника» инфекции выступал один из преподавателей кафедры, который «контактировал» с каждым обучающимся посредством передачи им листков бумаги, в том числе «заразных». Таким образом происходил «занос» заболевания в организованный коллектив обучающихся. «Заразный листок» содержал минимальные сведения, включающие фамилию, имя, отчество источника (ФИО), дату и время передачи листка. Каждый полученный «заразный листок» регистрировался обучающимися на образовательном портале вуза, в специальной электронной форме. В ходе регистрации «заразного листка» обучающийся получал случайное число, определяющее количество «заразных листков», которое он скрытно должен был передать кому-либо из своих однокурсников по собственному выбору. Биологически правдоподобно в данном случае использование переменной, имеющей распределение Пуассона, но из-за технической сложности реализации такого генератора в среде образовательного портала мы обращались к сайту www.random.org, возвращающей одно равномерно распределенное целое число в диапазоне от 0 до 4. Таким образом, физическое моделирование проводилось со средним показателем репродукции Ш0), равным 2.

Каждый переданный «заразный листок» также регистрировался в отдельной форме для двойного контроля полноты учета (от «передающей» и «принимающей» сторон). Передача «заразных листков» проводилась в течение 4 дней после дня заноса. Через 5 дней после начала исследования из указанного раздела портала выгружались 2 сформированные базы данных регистрации переданных и полученных «заразных листков» по каждому курсу. На их основе формировались единые базы данных о передаче случаев ОМЛ на каждом курсе, которые и подвергались детальному анализу.

Дополнительно каждый обучающийся заполнял небольшую анкету по потенциальным факторам риска ОМЛ, включающую набор утверждений о респонденте, с которыми нужно было согласиться или не согласиться. Полученные данные позволили сформировать базу данных о факторах риска ОМЛ и проанализировать ее.

Базы данных анализировались в 2 направлениях: построение и анализ динамической сети контактов и оценка факторов риска ОМЛ. Динамическая сеть контактов строилась с помощью приложения Gephi [6], для чего по каждой передаче «заразного листка» определялись ФИО источника, ФИО контактного, дата и время передачи, результат передачи. С динамической сетью контактов тесно связан привычный для эпидемиологов способ изображения динамики вспышки - эпидемическая кривая, которую строили с помощью MS Excel. Дополнительно вычисляли важные эпидемиологические параметры: базовый и эффективный показатели репродукции, длительность латентного и заразного пе-

риодов ОМЛ. Данные параметры имеют существенное значение для понимания возможностей управления эпидемическим процессом ОМЛ. Для оценки связи потенциальных факторов риска с заражением ОМЛ полученные данные анализировали по типу исследования «случай-контроль» с вычислением отношения шансов (ОШ): группу «случаев» составляли обучающиеся, в ходе симуляции «заразившиеся» ОМЛ, группу «контроля» -прочие обучающиеся.

результаты

Вводный инструктаж об исследовании проводил один и тот же преподаватель, который затем и осуществлял «занос» случая ОМЛ на соответствующий курс. При этом доля обучающихся, принявших участие в физическом моделировании эпидемического процесса ОМЛ, существенно отличалась: так, приняли участие почти 100% обучающихся V и VI курсов, но лишь около 1/з (21 из 68) обучающихся IV курса. Такой результат может указывать на недостаточный интерес студентов IV курса к исследованию, так как они только приступили к изучению эпидемиологии, в то время как студенты V и VI курсов уже имели определенный опыт изучения дисциплины - 2 и 4 семестра соответственно, получили теоретические знания по разделам общей и частной эпидемиологии инфекционных и паразитарных заболеваний, принимали участие в работе студенческого научного кружка, в научных внеучебных мероприятиях, проводимых вузом.

Анализ полученных данных позволил визуализировать динамику передачи возбудителя в разных организованных кол-

День 1-й День 2-й День 3-й День 4-й День 5-й

Рис. 1. Распространение «Омской математической лихорадки» среди обучающихся V и VI курсов медико-профилактического факультета (выходные дни исключены)

V курс

VI курс

Рис. 2. Эпидемическая кривая распространения обучающихся V и VI курсов медико-профилакти

лективах - среди студентов V и VI курсов меди ко-профилактического факультета (рис. 1).

Продемонстрировано распространение случаев ОМЛ в течение времени исследования (120 ч) с построением графика динамики заболеваемости участников (рис. 2).

Сопоставление сетей передачи с временными рядами случаев инфекции, расчет серийных интервалов распространения инфекции дают представление о

«Омской математической лихорадки» среди еского факультета (выходные дни исключены)

влиянии случайных эффектов, которые различают вспышки одного и того же инфекционного заболевания в разных организованных коллективах.

Среди студентов V курса всего было 48 «заразившихся» из 82 человек, серийный интервал составил 0,07 [доверительные интервал (ДИ) 0,01-1,89] дня. На VI курсе были «заражены» 34 студента из 76, что соответствовало серийному интервалу 0,51 (ДИ 0,07-4,55) дня (рис. 3).

7

6

со 5

о т 4

J 3

2

1

0 -

I

V курс

VI курс

Рис. 3. Распределение серийных интервалов распространения «Омской математической лихорадки» среди обучающихся V и VI курсов медико-профилактического факультета

Для обучения оценке влияния различных факторов риска на возникновение случаев заболевания была разработана анкета для сбора эпидемиологического анамнеза, данные которой позволили в аналитическом эпидемиологическом исследовании «случай-контроль» рассчитать показатель ОШ и его ДИ для каждого фактора и сравнить его величину в разных исследуемых когортах (см. таблицу).

обсуждение

Традиционно на практических занятиях по дисциплине «эпидемиология» со студентами, обучающимися на медико-профилактическом факультете, изучают приемы определения причинно-следственных связей между заболеваемостью населения и различными факторами риска. Студенты получают знания по методике эпидемиологического обследования эпидемических очагов инфекционных заболеваний, обучаются технологиям сбора эпидемиологического анамнеза, расследованию случаев заболевания, выявлению возможных причин и условий формирования эпидемического очага для разработки адекватных противоэпидемических мероприятий.

Вместе с тем инфекционные заболевания представляют собой сложные явления, которые возникают в результате различных взаимодействий и в зависимости от биологии возбудителя, ин-

Факторы риска «Омской математической лихорадки» по итогам моделирования (когорты студентов V и VI курсов медико-профилактического факультета)

Отношения шансов

Фактор (95% доверительный интервал)

V курс VI курс

Мужской пол 1,3 (0,3-5,1) 3,5 (0,4-33,6)

Наличие домашнего животного (кошки, собаки, хомяка и т.п.) 0,3 (0,1-0,8) 1,4 (0,3-6,4)

Питание любым фастфудом 1,0 (0,4-2,5) 0,6 (0,1-2,9)

Посещение библиотеки 0,4 (0,1-1,6) 0,0 (0,0-0,0)

Проживание в общежитии 2,2 (0,8-5,7) 1,9 (0,3-11,2)

Курение 0,0 (0,0-0,0) 0,0 (0,0-0,0)

Употребление алкоголя 2,5 (0,7-8,9) 1,9 (0,3-11,2)

Индекс массы тела >25 кг/м2 0,3 (0,1-1,3) 0,4 (0,0-6,5)

Индекс массы тела <18,5 кг/м2 0,6 (0,2-1,9) 1,2 (0,2-7,7)

Наличие брата или сестры 2,7 (1,0-7,1) 0,7 (0,1-3,3)

Употребление бутилированной воды 1,0 (0,4-2,5) 0,7 (0,1-3,3)

Употребление газированных напитков 0,9 (0,4-2,2) 1,1 (0,2-5,4)

Сдача всех экзаменов с первого раза 0,5 (0,2-1,4) 0,6 (0,1-6,2)

дивидуальных характеристик хозяина, особенностей окружающей среды [7]. Биологические, поведенческие, эволюционные и экологические особенности каждой паразитарной системы «хозяин-патоген» определяют динамику заболеваемости, и их характеристики необходимы для разработки профилактических и противоэпидемических мероприятий и оценки их эффективности [1, 5].

Для понимания будущими специалистами динамики распространения патогена в популяции, цепи передачи возбудителя инфекции, лежащей в основе вспышек и эпидемий, наряду с основными эпидемиологическими терминами (иммунитет, восприимчивость, источник возбудителя, инкубационный период и пр.) важны такие понятия, как время генерации, серийный интервал, базовое число репродукции, фактор роста эпидемии или время удвоения случаев болезни.

В настоящее время существует потребность в разработке учебных модулей, в которых изучается моделирование эпидемического процесса в зависимости от различных условий. Особенность данного педагогического подхода - участие студентов в симуляции вспышки инфекционного заболевания, которую они впоследствии анализируют под руководством преподавателя. Успешное применение указанного подхода позволяет форми-

ровать готовность будущих врачей-эпидемиологов к самостоятельной научно-исследовательской работе, повышает мотивацию к использованию методов математического моделирования в будущей профессиональной деятельности.

Участие студентов в симуляции вспышки инфекционного заболевания в режиме реального времени с последующим детальным анализом ее развития позволяет лучше понять процесс передачи инфекционных заболеваний, оценить влияние факторов риска, развить навыки моделирования эпидемического процесса.

В ходе организации и проведения исследования были разработаны дидактические материалы - методические рекомендации по моделированию эпидемического процесса для студентов в виде рабочей тетради, алгоритм анализа вспышки, проблемная лекция.

заключение

Описанный адаптированный педагогический подход представляет собой си-муляционное упражнение, позволяющее посредством активных образовательных технологий добиться повышения эффективности обучения студентов актуальным аспектам эпидемиологии, связанным с моделированием эпидемий, оценкой факторов риска, прогнозированием и разработкой адекватных противоэпидемических мероприятий.

сведения об авторах

Блох Алексей Игоревич (Alexey I. Blokh) - ассистент кафедры эпидемиологии ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, Омск, Российская Федерация E-mail: spy-spiritramail.ru https://orcid.org/0000-0002-Q756-2271

пасечник Оксана Александровна (oksana A. Pasechnik)* - кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, Омск, Российская Федерация E-mail: opasechnikramail.ru https://orcid.org/0000-0003-1 144-5243

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

котенко Евгения Николаевна (Evgeniya N. Kotenko) - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, Омск, Российская Федерация E-mail: enkotenko0rambler.ru

литература

1. Брико Н.И. Теоретические обобщения в эпидемиологии: от истории к современности // Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2018. Т. 17, № 5. С. 5-16.

2. Об утверждении профессионального стандарта «Врач-эпидемиолог»: проект Приказа от 27.11.2018 / РФ, Минтруд // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.

3. Cremin i., Watson O., Heffernan A. et al. An infectious way to teach students about outbreaks // Epidemics. 2018. Vol. 23. P. 42-48.

4. Bensyl D.M., King M.E., Greiner A. Applied epidemiology training needs for the modern epidemiologist // Am. J. Epidemiol. 2019. Vol. 188, N 5. P. 830-835.

5. Bellan S.E., Pulliam J.R., Scott J.C., Dushoff J.; MMED Organizing Committee. How to make epidemiological training infectious // PLoS Biol. 2012. Vol. 10, N 4. Article ID e1001295.

6. Bastian M., Heymann S., Jacomy M. Gephi: an open source software for exploring and manipulating networks // International AAAI Conference on Weblogs and Social Media. 2009. URL: https://gephi.org/

7. Galea S., Riddle M., Kaplan G.A. Causal thinking and complex system approaches in epidemiology // Int. J. Epidemiol. 2010. Vol. 39, N 1. P. 97-106.

references

1. Briko N.I. Theoretical Generalizations in Epidemiology: from History to the Present. Epidemiologiya i vaktsinoprofilaktika [Epidemiology and Vaccine Prophylaxis]. 2018; 17 (5): 5-16.

2. About the approval of the professional standard «Doctor-epidemiologist»: project of the Order of 27.11.2018, Ministry of labor of the Russian Federation. In: Konsul'tantPlyus: sprav.-pravovaya sistema [ConsultantPlus: reference and legal system]. (in Russian)

3. Cremin i., Watson O., Heffernan A., et al. An infectious way to teach students about outbreaks. Epidemics. 2018; 23: 42-8.

4. Bensyl D.M., King M.E., Greiner A. Applied epidemiology training needs for the modern epidemiologist. Am J Epidemiol. 2019; 188 (5): 830-5.

5. Bellan S.E., Pulliam J.R., Scott J.C., Dushoff J.; MMED Organizing Committee. How to make epidemiological training infectious. PLoS Biol. 2012; 10 (4): e1001295.

6. Bastian M., Heymann S., Jacomy M. Gephi: an open source software for exploring and manipulating networks. In: International AAAI Conference on Weblogs and Social Media. 2009. URL: https://gephi.org/

7. Galea S., Riddle M., Kaplan G.A. Causal thinking and complex system approaches in epidemiology. Int J Epidemiol. 2010; 39 (1): 97-106.

*Автор для корреспонденции. 28

Медицинское образование и профессиональное развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.