УДК 378.032.6
Жалолов Ш.У.
преподаватель кафедры узбекского языка, педагогики и
физической культуры факультет защиты растений и агрохимии Андижанского института сельского хозяйства и агротехники
Узбекистан, г. Андижан
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация: Очевидно, что значительное место в системе образования укрепляет позиции любого языка в мире сегодня. Перспектива партнерского сотрудничества с Россией, где русский язык является государственным, создает потребность в практическом изучении русского языка иностранцами. Это также объясняет необходимость существования современного экспорта образовательных услуг в рамках подготовки специалистов для зарубежных стран.
Ключевые слова: интерактивные методы, образовательный процесс, важность, ИКТ, обучение.
Jalolov Sh. U.
teacher of the department of the uzbek language, pedagogy and
physical culture faculty of plant protection and agro chemistry Andijan Institute of Agriculture and Agro technologies
Uzbekistan, Andijan
INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS
Annotation: It is obvious that a significant place in the education system strengthens the position of any language in the world today. The prospect of partnership with Russia, where Russian is the state language, creates a need for the practical study of the Russian language by foreigners. This also explains the need for a modern export of educational services in the training of specialists for foreign countries.
Key words: interactive methods, educational process, importance, ICT, learning.
В настоящее время обучение русскому языку как иностранному активно развивается как актуальное и перспективное направление. Интерес к изучению русского языка во всем мире постоянно
растет. С каждым годом все больше и больше иностранцев, проживающих в России и за рубежом, интересуются русским языком, хотят его изучать и становятся грамотными русскоговорящими.
Знание основ русского языка является обязательным условием для выполнения учебной и профессиональной работы во время обучения в российском вузе. Актуальной проблемой является повышение мотивации иностранных студентов к изучению русских , в частности, биологических исследований, поиск методов, приемов и технологий для повышения эффективности учебного процесса, а также поддержка активного речевого общения во время аудиторной деятельности. Решение этой проблемы требует использования новых технологий обучения.
Методы исследования включали аналитические и описательные методы исследования, обзор теории и текущей педагогической практики, обзор существующих грамотных и интернет ресурсов, а также метод изучения опыта преподавания.
Первая методическая проблема, стоящая перед преподавателем, впервые приступившим к занятиям по иностранному языку (в нашем случае по русскому языку как иностранному), - как можно точнее определить цель обучения с учетом количества часов и распределения этого количества часов (концентрированное или растянутое по времени обучения языку, аспектное или комплексное обучение языку).90
Анализ отличительных особенностей интерактивных технологий обучения русскому языку как иностранному демонстрирует их соответствие современным требованиям обучения, подтверждает эффективность их использования в современных условиях обучения. Проще говоря, учащиеся могут легче понять и запомнить изученный материал благодаря активному участию в процессе обучения. Исходя из этого, сегодня основные методические инновации связаны с интерактивными технологиями обучения.
В современной психолингвистике и социальной психологии коммуникативная деятельность становится ключевым объектом исследования. Существуют новые психолого-педагогические теории, в которых подчеркивается социальное взаимодействие и сотрудничество людей, рассматриваемое как межличностное общение. В межличностном общении человек берет на себя роль, играет ее и получает представление о том, как партнер по общению воспринимает ее, интерпретирует ситуацию и координирует свои действия. Это взаимодействие способствует развитию человека и его творческих способностей, а также способности думать и осознавать себя как особенного человека.
Все вышесказанное становится очень актуальным для лингвистической подготовки. В связи с этим разрабатываются новые
90 Муминова Н.М. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. Международный научный журнал. Экономика и социум. № 6 (73) -с .: 2020.
технологии и формы обучения иностранным языкам, в частности русскому языку как иностранному.
Известно, что технология является наиболее эффективным способом достижения целей. Образовательная технология, являясь целостным понятием, рассматривается как модель учебной деятельности преподавателя и обучающегося (или группы студентов) в рамках подготовки и ведения учебного процесса. Новые образовательные технологии в обучении языкам относятся к современному этапу развития обновленных методов и приемов обучения, используемых для формирования и развития коммуникативной компетенции студентов. Среди современных образовательных технологий -интерактивные технологии, основанные на активном взаимодействии и общении ученика с учителем и другими учениками (умение совместно работать в группе). Они основаны на интеракционизме, который является одной из самых популярных концепций современной социальной психологии.
Эти технологии успешно используются как в традиционной модели обучения, так и в современной, включая обучение иностранному языку, в частности русскому языку как иностранному. Овладение коммуникативными навыками и социальным взаимодействием иностранных студентов становится основной целью современной методики преподавания русского языка как иностранного. Процесс общения служит не только ведущей целью обучения, но и средством достижения цели обучения. Благодаря такому подходу коммуникативность перестает быть простым явлением, а становится важным принципом построения процесса обучения. Лучшим вариантом развития коммуникативных навыков студентов является сотрудничество. Конечно, чтобы общаться на любом языке, учащиеся должны разговаривать друг с другом. Поэтому языковые классы - очень естественное место для использования стратегий совместного обучения.
Исследования показали, что, когда учащиеся работают в группах, это приводит к повышению их успеваемости, сохранению знаний и социальных отношений, а также к увеличению их внутренней мотивации. Это может уменьшить стресс от участия в ситуации в классе и дать учащимся больше времени для работы в своем собственном темпе. Развитие навыков совместного обучения в университетских условиях помогает подготовить студентов к будущей жизни и работе в команде. Например, работая над групповыми проектами в университете, студенты готовятся к совместной работе с общими целями и коллективной, а также индивидуальной ответственностью, которая требуется на большинстве рабочих мест.
Как показывает наш педагогический опыт, основными задачами использования интерактивных технологий при обучении русскому языку
как иностранному являются формирование и развитие коммуникативных навыков и активности (разговорная речь, письмо, чтение, восприятие на слух), а также эффективное усвоение учебного материала. как повышение и поддержание интереса к изучению русского языка. Используя аналогичные технологии в классе, учащиеся могут обобщить свой учебный и коммуникативный опыт. Основное внимание следует уделять коммуникативным навыкам, совместной деятельности и развитию навыков командной работы. Работа в паре и работа в группе имеют решающее значение в коммуникативном классе. В этом процессе учитель языка берет на себя роль организатора, куратора и непосредственного участника общения, координирует коммуникативную деятельность студентов и помогает им.
Интерактивные технологии обучения требуют специальных методов и приемов учебного взаимодействия, таких как обсуждение вопросов и ответов, поиск аргументов для разных точек зрения, обмен мнениями, взаимная оценка. Интерактивные образовательные технологии полностью отвечают современным требованиям обучения, представляют собой более демократичный подход к организации обучения, направленный на повышение внутренней мотивации студентов, развитие их личности, познавательной активности и творческих способностей. Среди стратегий совместного обучения и технологий интерактивного обучения, используемых в нашей профессиональной практике преподавания русского языка как иностранного, есть: работа в парах или в небольших группах, цепочка, пресс-конференция, мозговой штурм, командные игры, задания, лингвистические игры, головоломки, кроссворды, ролевые и симуляционные игры, тематические исследования, проектные технологии, технология работы с медицинскими документами, тандемный метод, интерактивные туры, квесты и веб-квесты, литература и музыкальные композиции, дискуссии, мультимедийные и интернет-технологии, подкасты, обучающие развлечения технологии, развитие критического мышления, конкурсы чтецов / литературные конференции, фестивали русской речи. Эти виды работы универсальны, поскольку соответствуют различным этапам обучения и могут использоваться для развития социальных, культурных и научных речевых навыков.
Указанные интерактивные формы обучения являются основой для развития навыков иноязычного общения и способствуют формированию коммуникативной и социальной компетентности иностранных студентов. Опыт профессионального преподавания демонстрирует эффективность и актуальность использования интерактивных технологий для улучшения навыков межличностного общения и общения.
Использованные источники:
1. Муминова Н.М. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. Международный научный журнал. Экономика и социум. № 6 (73) -с .: 2020.
2. Энциклопедия переводческих исследований Бейкер М. Рутледж, 2001.
3. Чемберлен Л. Гендерная метафорика в переводе, с. 93, Энциклопедия переводоведения Рутледж, 2001.