УДК 376
Фертикова Д. О. магистрант 1 курс ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» Россия, г. Магнитогорск ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Аннотация: Проблема неподготовленности к самостоятельной жизни детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, сегодня достаточно актуальна. В статье описываются особенности использования интерактивных технологий при обучении детей.
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, школа-интернат, социализация, обучения, интерактивные технологии.
Fertikova D. O. master's degree, 1 course Magnitogorsk state technical University of G. I. Nosov
Russia, Magnitogorsk
INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A PROMISING THE METHOD OF FORMATION OF SOCIAL SKILLS IN CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE Abstract: The problem of lack of training for independent life of children raised in residential institutions, quite topical today. The article describes the peculiarities of using interactive technologies when teaching children.
Key words: children-orphans, children left without parental care, boarding school, socialization, learning, interactive technology.
В современных условиях человеку необходимо учитывать постоянно возрастающие требования государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства. Личностные качества, необходимые для успешной социализации человека, формируются в детстве. Семейное воспитание играет в этом процессе ключевую роль, ведь семья является не только институтом, выполняющим социальное воспроизводство населения, в семье формируется определенный образ жизни, мышления, мировоззрения ребенка[4, с. 172].
Дети, которые по какой-либо причине, были лишены родительского воспитания, относятся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы численность детей, оставшихся без попечения родителей, снижается. Так, на конец 2015 года это 481 921 ребенок (в 2014 г. - 493071 ребенок), но, несмотря на уменьшение количества детей, оставшихся без попечения родителей, цифра, по-прежнему достаточно высока[3].
Таким образом, в связи с отсутствием у данной категории детей, основного института социализации, проблема подготовки воспитанников
интернатных учреждений к самостоятельной жизни становится важнейшей задачей социальной защиты. То есть в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна систематически поэтапно вестись работа по формированию у детей социальных навыков, которые необходимы им в самостоятельной жизни. Возникает вопрос, каким образом стоит обучать детей, чтобы сформировать у выпускников социальные навыки.
Общение между учеником и педагогом подразделяется на пассивное и активное, а также в последнее время активно применяется интерактивная технология обучения [1,С. 75].
При пассивной модели освоение материала учеником происходит только со слов учителя, а также материала, данного в учебниках, дети в такой модели являются просто пассивными слушателями. Связь учащихся с учителем при таком методе осуществляется посредством контрольных или самостоятельных работ, тестов, а также опросов.
Активный метод является такой формой взаимодействия учителя с учащимися, при которой обе стороны учебного процесса общаются друг с другом. Дети становятся активными участниками урока, имея равные права с педагогом. Это стимулирует познавательную деятельность детей и их самостоятельность. При этом в процессе получения знаний возрастает роль творческих заданий. Однако при использовании этого метода дети общаются с педагогом, но не ведут диалога друг с другом.
Интерактивная методика ориентируется на широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и между собой, учит детей обмену знаниями, помогает набраться опыта взаимодействия в группе. Преподаватель в такой модели направляет деятельность учащихся к выполнению поставленных задач.
В переводе с английского слово «интерактив» означает «взаимный» (inter) и «действовать» (act), так понятие интерактивный можно объяснить как способность находиться в состоянии диалога, беседы, взаимодействия [1, C.74].
Интерактивные технологии предполагают организацию урока, посредством ролевых игр, мозговых штурмов, конференций, работы в малых группах, проектирования. Данные методы способствуют [2]:
- активизации умственных способностей и творческого потенциала учащихся;
- пониманию передаваемой информации;
- субъектной позиции ребенка;
- побуждению внутреннего диалога;
- осуществлению индивидуализации педагогического взаимодействия;
- обеспечения двухсторонней связи, т.е. обмен информации ребенка с педагогом и детьми между собой.
При применении данной технологии педагог должен выявлять и принимать многообразие точек зрения, обращаться к личному опыту всех
участников диалога, поддерживать активность учащихся и поощрять творчество у детей. Педагог в данной ситуации не передает ученикам готовые знания, а учит детей самостоятельно находить эти знания.
Несомненно, учреждения, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, стремятся в полной мере сформировать у выпускников все необходимые навыки, и в учреждениях активно внедряются интерактивные формы передачи информации.
Например, в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Школа-интернат "Семья" г. Магнитогорска функционирует проект «Ты не один». В рамах проекта за каждой семьей, проживающей в учреждении, закрепляется шефствующая организация, которая организует для воспитанников экскурсии, конференции, походы, праздники и многое другое. Таким образом, воспитанники обучаются социальным навыкам в группе сверстников, что способствует обмену опытом в данной сфере. Не менее важно, общение детей со взрослыми, которые направляют детей и делятся с ними опытом [5].
Таким образом, интерактивные технологии в настоящее время имеют особое значение при обучении детей в целом, и обучение социальным навыкам воспитанников интернатных учреждений, в частности. Однако внедрение данных технологий ещё требует совершенствования на практике и повсеместного внедрения.
Использованные источники:
1.Букатов В. М. Интерактивные технологии обучения: появление, характеристики, признаки и функции / Новое в психолого-педагогических исследованиях //Научно-практический журнал «Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики». - №4. - 2014. - С. 73 -80
2.Интерактивное образование: материалы всероссийской научно-практической конференции (МГУ, 29 июня 2012 г.). — М., 2012
3.Количество детей-сирот в России за прошлый год сократилось на 2,3% URL: https://ria.ru/adaptation/20160601/1441503135.html (дата обращения: 07.03.2017)
4.Фертикова Д.О. Проблема семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 172-174
5.Школа-интернат "Семья" - Магнитогорск. Официальный сайт URL: http://school-int7-ya.ucoz.ru (дата обращения: 08.03.2017).