УДК 364.6
Фертикова Д. О. магистрант 1 курс ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова» Россия, г. Магнитогорск СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: ОПЫТ РЕГИОНОВ Аннотация: Проблема неподготовленности к самостоятельной жизни детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, сегодня достаточно актуальна. В статье описывается опыт подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к выпуску.
Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, школа-интернат, социализация.
Fertikova D. O. master's degree, 1 course Magnitogorsk state technical University of G. I. Nosov
Russia, Magnitogorsk SOCIALIZATION OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE: THE EXPERIENCE OF THE REGIONS Abstract: The problem of lack of training for independent life of children raised in residential institutions, quite topical today. The article describes the experience of training of children-orphans and children left without parental care.
Key words: children-orphans, children left without parental care, boarding school, socialization.
Детство является очень важным этапом в жизни человека, ведь в это время формируются навыки, необходимые человеку для успешной социализации. Дети, которые по какой-либо причине были лишены родительского воспитания, относятся к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей [2, с. 193].
В настоящее время в интернатных учреждениях проводятся различные мероприятия, имеющие цель - подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. К примеру, комплексная подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к выпуску из интерната ведется в ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №1» [1].
Вся воспитательная работа, проводимая в интернате, носит выраженную практическую направленность и соответствует требованиям повседневной жизни детей. Дети выполняют поручения взрослых, имеют определенные обязанности. Каждый ребенок включен в трудовую деятельность. Это забота о младших, уборка помещений, дежурство по столовой, уход за цветами, оказание посильной помощи рабочим по зданию и другим сотрудникам интерната.
В среднем и старшем школьном возрасте закрепляются правила личной гигиены, практические навыки ухода за одеждой и обувью, умение различать праздничную, повседневную и рабочую одежду, умение одеваться
аккуратно и в зависимости от ситуации, времени года и погоды, закрепляются правила стирки, глажения, использования и хранения вещей. Дети сами наводят порядок в спальне, делают ее уютной и комфортной для проживания.
Дети-сироты старшего школьного возраста принимают посильное участие в ремонте спален. Это развивает в них бытовые навыки, бережливое отношение к своему жилищу и уважение к людям труда.
Воспитатели ходят с детьми за покупками, учат их правильно выбрать товар, проследив его качество и срок годности, учат правильно рассчитывать и рационально расходовать денежные средства и оплачивать товар в кассе.
Особую значимость имеет обучение воспитанников строить взаимоотношения в семье, так как многие дети, в процессе взросления, не наблюдают образца семейных отношений. В СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат УП-УШ видов» в 2008 году разработана программа клуба «Моя семья» [4].
Клуб «Моя семья» организован на базе помещения кабинета социально-бытового обслуживания, где созданы необходимые условия для приобретения воспитанниками позитивного социального опыта. Форма работы - партнерское занятие социального педагога и учителя социально-бытового обслуживания.
На занятиях организовывается совместная деятельность воспитанников и взрослых. Программа предусматривает знакомство с бытом семьи, обустройством, семейными традициями, праздниками и применением полученных знаний на практике, способствует формированию у воспитанников установок на полноценную семью, на здоровый, активный образ жизни
На занятиях ребята активно участвуют в ролевых играх на сюжеты, связанные с жизнью в семье: определяют права и обязанности членов семьи, учатся строить гармоничные взаимоотношения, решают типичные конфликтные ситуации, так часто возникающие в обычной семье. Они учатся планированию времени и места досуга, традиционному распределению семейных обязанностей между членами семьи. Составляют меню на день, неделю, планируют семейный бюджет, изучают правила экономии. На практике ребята занимаются приготовлением различных блюд, сервировкой праздничного, повседневного стола. Условия на занятиях максимально приближены к домашним, способствуют полноценному психологическому настрою.
Для формирования социальных навыков у детей, проживающих в МОУ «Школа-интернат «Семья» реализуется ряд проектов [5]. Так клуб «Хозяюшка» помогает детям овладеть необходимыми для самостоятельной жизни социальными навыками (уборка, готовка). А проект «Ты не один» помогает воспитанникам в социализации через организацию совместной деятельности. В рамках проекта шефствующая организация, организует экскурсии, походы, сплавы, праздники и другое. Данная деятельность не
только знакомит детей с городом и окрестностями и организует досуг, но и формирует важные коммуникативные навыки.
За рубежом необходимость в реализации таких программ не так необходима, так как чтобы поместить сироту в специальное государственное воспитательное учреждение, нужна очень веская причина, связанная либо с его преступной деятельностью, либо с физическим и психическим состоянием. Даже лишённым родительских прав родителям стараются возвращать детей. Если же это невозможно, ребёнка всё равно пытаются отдать на воспитание в семью - будь то патронатная семья, семейный детский дом или семья новых приёмных родителей [3].
На Западе дети-сироты, которые воспитываются в семейных детских домах или интернатах, обязаны проходить курсы «независимого проживания» и получать по выходе из воспитательного учреждения сертификат об их окончании. Это является одним из условий самостоятельного проживания. Обычно с детьми занимаются педагоги, обучающие их домоводству, планированию семейного бюджета и другим необходимым вещам, и психологи, которые помогают детям справляться с собственной агрессией, общаться с друзьями, учителями, коллегами, прививают им чувство ответственности.
Таким образом, в интернатных учреждениях ведется целенаправленная деятельность по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Однако для большей результативности необходимо внедрять комплексные образовательные программы и инновационные методы.
Использованные источники:
1.Вышневолоцкая школа-интернат №4. Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vvinternat.ru (дата обращения: 12.04.2016)
2.Горнова Т.С. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология Социокинетика. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. № 2. С.191-196
3.Потепалов, Д. В. Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Д.В. Потепалов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 2. - С. 21-26
4.СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов». Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://f-sk.ru/pochinok/ (дата обращения: 02.04.2017)
5.Школа-интернат "Семья" - Магнитогорск, официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://school-int7-ya.ucoz.ru (дата обращения: 12.04.2017).