ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Ахмедова Ш.О.
Ахмедова Шахло Олимджоновна - преподаватель начальных
классов, школа № 10, г. Каган, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена философии и историческим основам интерактивных образовательных технологий. В статье описывается генезис интерактивных технологий от античности до современности. Подчеркнуто значение интерактивных технологий для практической деятельности.
Ключевые слова: интерактивные технологии; философия образования; учебный процесс; бывшая смена информации; интерактивный.
На сегодняшний день интерактивные технологии неуклонно завоёвывают позиции на поле российского образования. Особенно это стало заметно в образовании высшем после претворения в жизнь новых ГОС. Тем не менее, до сих пор многие преподаватели не понимают положительных сторон таких технологий, зачастую не вникая ни в их методологию, ни в историко-философскую составляющую, ни в психологические особенности.
Важно то, что интерактивные технологии, являясь по своей философской основе глубоко гуманистическими и природосообразными, могут использоваться той или иной степени в любых организационных формах. Ведущими здесь вы-ступают социальные факторы развития, которые так необходимы в современном мире. Понятно, что интерактивные технологии помогают не только внешнему диалогу, но в большей степени возбуждают диалог внутренний.
Г.К. Селевко подчёркивает, что самой общей задачей преподавателя в интерактивном режиме является фасилитация - направление и помощь процессу обмена
информацией. Здесь присутствует и поощрение творчества, и выявление многообразия точек зрения, и взаимообогащение опыта всех участников интерактивного процесса, и, безусловное, крайне важное на сегодняшний день соединение теории и практики [3].
По своей природе интерактивные технологии являются глубоко философскими. Древний сократический диалог, побуждающий умственное развитие, с самого начала был интерактивным. По сути, сам метод Сократа - майевтика - это первая интерактивная технология обучения и воспитания. Помогая рождению правильных мыслей, Сократ активизировал сознание и познавательные потребности индивида.
Ученик Сократа Платон продолжил использование технологии своего наставника. Он видел некую интерактивность даже в такой тонкой категории, как душа: «Мысля, она делает не что иное, как рассуждая, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая» [2].
Впоследствии Аристотель выделил три «интерактивных» фактора, влия-ющих на развитие личности:
- внешние (окружающий мир),
- внутренние (силы, развивающие задатки),
- целенаправленное воспитание.
Широко известен афоризм Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Таким образом, Аристотель подчеркнул важность ориентации образования на практическую деятельность, эпоху средневековья зачатки активного обучения во многом уступают своё место простому заучиванию и зазубриванию. Это было связано с тем, что не требовалось конкретного развития личности, но знание непреложных истин только приветствовалось, в особенности религиозных истин.
Эра Возрождения принесла с собой новое понимание принципов обучения. Возвращалось понимание значимости диалогового общения, следовательно, интерактивных технологий. Ориентация на античные принципы обучения требовали возвращения к методам Аристотеля и Сократа,
когда разум нужно было развивать, а не только заполнять нужными данными.
Новое время вместе с ориентацией на чисто научные знания продолжило во многом в большей степени традицию образования средневекового, ориентированного на фиксирование вновь открытого материала. Только в Новейшее время интерактивность опять вышла на передний план.
Таким образом, интерактивность, постоянное побуждение к решению сложных задач в философии присутствовала практически всегда. Т. Кун в дан-ном контексте подчёркивал, что сама по себе любая нормальная наука есть решение множества головоломок, а такое решение только помогает рождению новых специалистов любых областей [1].
Сам интерактивный режим способствуют появлению творческой личности, которая активно взаимодействует со средой, формируя вокруг себя креативное пространство, ориентированное на профессиональную деятельность.
Список литературы
1. Кун Т. Структура научных революций. М. : АСТ, 2009.
2. Платон Сочинения : в 3 т. М., 1968. Т.1.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т.1. М. : НИИ школьные технологии, 2006.