Научная статья на тему 'Интерактивные технологии: историко-философская составляющая'

Интерактивные технологии: историко-философская составляющая Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / БЫВШАЯ СМЕНА ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ахмедова Шахло Олимджоновна

Данная статья посвящена философии и историческим основам интерактивных образовательных технологий. В статье описывается генезис интерактивных технологий от античности до современности. Подчеркнуто значение интерактивных технологий для практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии: историко-философская составляющая»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Ахмедова Ш.О.

Ахмедова Шахло Олимджоновна - преподаватель начальных

классов, школа № 10, г. Каган, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена философии и историческим основам интерактивных образовательных технологий. В статье описывается генезис интерактивных технологий от античности до современности. Подчеркнуто значение интерактивных технологий для практической деятельности.

Ключевые слова: интерактивные технологии; философия образования; учебный процесс; бывшая смена информации; интерактивный.

На сегодняшний день интерактивные технологии неуклонно завоёвывают позиции на поле российского образования. Особенно это стало заметно в образовании высшем после претворения в жизнь новых ГОС. Тем не менее, до сих пор многие преподаватели не понимают положительных сторон таких технологий, зачастую не вникая ни в их методологию, ни в историко-философскую составляющую, ни в психологические особенности.

Важно то, что интерактивные технологии, являясь по своей философской основе глубоко гуманистическими и природосообразными, могут использоваться той или иной степени в любых организационных формах. Ведущими здесь вы-ступают социальные факторы развития, которые так необходимы в современном мире. Понятно, что интерактивные технологии помогают не только внешнему диалогу, но в большей степени возбуждают диалог внутренний.

Г.К. Селевко подчёркивает, что самой общей задачей преподавателя в интерактивном режиме является фасилитация - направление и помощь процессу обмена

информацией. Здесь присутствует и поощрение творчества, и выявление многообразия точек зрения, и взаимообогащение опыта всех участников интерактивного процесса, и, безусловное, крайне важное на сегодняшний день соединение теории и практики [3].

По своей природе интерактивные технологии являются глубоко философскими. Древний сократический диалог, побуждающий умственное развитие, с самого начала был интерактивным. По сути, сам метод Сократа - майевтика - это первая интерактивная технология обучения и воспитания. Помогая рождению правильных мыслей, Сократ активизировал сознание и познавательные потребности индивида.

Ученик Сократа Платон продолжил использование технологии своего наставника. Он видел некую интерактивность даже в такой тонкой категории, как душа: «Мысля, она делает не что иное, как рассуждая, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая» [2].

Впоследствии Аристотель выделил три «интерактивных» фактора, влия-ющих на развитие личности:

- внешние (окружающий мир),

- внутренние (силы, развивающие задатки),

- целенаправленное воспитание.

Широко известен афоризм Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Таким образом, Аристотель подчеркнул важность ориентации образования на практическую деятельность, эпоху средневековья зачатки активного обучения во многом уступают своё место простому заучиванию и зазубриванию. Это было связано с тем, что не требовалось конкретного развития личности, но знание непреложных истин только приветствовалось, в особенности религиозных истин.

Эра Возрождения принесла с собой новое понимание принципов обучения. Возвращалось понимание значимости диалогового общения, следовательно, интерактивных технологий. Ориентация на античные принципы обучения требовали возвращения к методам Аристотеля и Сократа,

когда разум нужно было развивать, а не только заполнять нужными данными.

Новое время вместе с ориентацией на чисто научные знания продолжило во многом в большей степени традицию образования средневекового, ориентированного на фиксирование вновь открытого материала. Только в Новейшее время интерактивность опять вышла на передний план.

Таким образом, интерактивность, постоянное побуждение к решению сложных задач в философии присутствовала практически всегда. Т. Кун в дан-ном контексте подчёркивал, что сама по себе любая нормальная наука есть решение множества головоломок, а такое решение только помогает рождению новых специалистов любых областей [1].

Сам интерактивный режим способствуют появлению творческой личности, которая активно взаимодействует со средой, формируя вокруг себя креативное пространство, ориентированное на профессиональную деятельность.

Список литературы

1. Кун Т. Структура научных революций. М. : АСТ, 2009.

2. Платон Сочинения : в 3 т. М., 1968. Т.1.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т.1. М. : НИИ школьные технологии, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.