Научная статья на тему 'Интерактивные технологии формирования научной грамотности в зарубежных библиотеках'

Интерактивные технологии формирования научной грамотности в зарубежных библиотеках Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PUBLIC LIBRARY / FOREIGN COUNTRIES / SCIENTIFIC LITERACY / POPULARIZATION OF SCIENCE / INTERACTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Павличенко И.А.

Формирование научной грамотности населения является одной из ключевых практических и исследовательских направлений деятельности публичных библиотек зарубежных стран. В статье рассматриваются теоретико-методологические и организационные вопросы, связанные с популяризацией науки. Представлен широкий спектр интерактивных технологий, используемых библиотеками для повышения научной грамотности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR SCIENTIFIC LITERACY DEVELOPMENT IN FOREIGN LIBRARIES

Scientific literacy development of different strata of society is one of the key practical and research trend in public libraries activity in foreign countries. Theoretical, methodological and organizational issues aiming a popularization of science in public libraries are underlined. Wide spectrum of interactive technologies used for scientific literacy development is represented.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии формирования научной грамотности в зарубежных библиотеках»

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ПАВЛИЧЕНКО И.А. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

Формирование научной грамотности населения является одной из ключевых практических и исследовательских направлений деятельности публичных библиотек зарубежных стран. В статье рассматриваются теоретико-методологические и организационные вопросы, связанные с популяризацией науки. Представлен широкий спектр интерактивных технологий, используемых библиотеками для повышения научной грамотности населения.

Ключевые слова: публичная библиотека, зарубежные страны, научная грамотность, популяризация научных достижений, интерактивные технологии

PAVLICHENKO A.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR SCIENTIFIC LITERACY DEVELOPMENT IN FOREIGN LIBRARIES

Scientific literacy development of different strata of society is one of the key practical and research trend in public libraries activity in foreign countries. Theoretical, methodological and organizational issues aiming a popularization of science in public libraries are underlined. Wide spectrum of interactive technologies used for scientific literacy development is represented.

Key words: public library, foreign countries, scientific literacy, popularization of science, interactive technologies

ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ПАВЛИЧЕНКО И.А. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

В современных условиях перехода способность человека к генерированию, обновлению и использованию научного потенциала является ключевым фактором устойчивого развития общества. Понимание сущности научных достижений и возможностей их использования для решения личных, общественных и профессиональных задач способствует повышению качества жизни. Научная грамотность населения, и особенно молодежи, способствует не только благополучной адаптации к цифровой эпохе , но и формирует мотивацию к выбору исследовательской деятельности как вектора своего профессионального самоопределения^].

Термин «научная грамотность» в трактовке Дж. Миллера получил наиболее широкое распространение в среде представителей социальных и гуманитарных наук. По мнению ученого, научная грамотность включает четыре основные составляющие: а) знание основных научных фактов; б) понимание методов, таких, как вероятностное суждение и постановка эксперимента; в) понимание общественного значения достижений науки и техники; г) отказ от предрассудков.[3]

В США изучением научной грамотности занимается Национальный научный фонд, в Великобритании - Министерство бизнеса, инноваций и науки, во Франции-Центр изучения политической жизни, в Японии - Национальный институт научной и технической политики, в России большое внимание данной проблеме уделяет Высшая школа экономики (Москва). В ряде стран, например, в КНР разработана государственная программа научной грамотности населения, входящая в качестве самостоятельного раздела в стратегический план развития страны.

В фокусе внимания ученых находятся теоретико-методологические и организационные проблемы, связанные с изучением научной грамотности.

Проведенный анализ публикаций по базе данных EBSCO Publishing показывает, что в 1980-1990 гг. достаточно острой в дискуссионном плане являлась проблема соотношения понятий «информационная грамотность» и «научная грамотность». Большая часть исследователей полагала, что «информационная грамотность» в содержательном плане является более широким понятием и вбирает в себя научную грамотность в качестве компонента. В последующие три десятилетия проблематика значительно усложнилась за счет ввода в научный оборот социальных дисциплин таких терминов, как финансовая грамотность, медицинская грамотность, юридическая грамотность, историческая грамотность и др. В результате в настоящее время отсутствует единство мнений относительно соотношения вышеназванных понятий. Однако можно выделить две основные позиции. Первая - заключается в том, что информационная грамотность является основой формирования всех других видов

грамотности. Вторая точка зрения основана на предположении, что все вышеназванные виды грамотности (в том числе информационная) являются составляющими гражданской грамотности.

Важной в теоретико-методологическом отношении является активно обсуждаемая научным сообществом проблема выбора исследовательских методов для определения научной грамотности населения. Как правило, в большинстве стран мира используются методы анкетирования и интервьюирования, имеющие свои ограничения и не позволяющие в полной мере составить представление о реальном положении дел с научной грамотностью населения, а также выявить ее основные показатели и пороговые значения. Это не только не обеспечивает получение надежных и верифицируемых результатов по дифференцированным стратам общества, но и затрудняет проведение сравнительных исследований по определению уровня научной грамотности в национальном и глобальном масштабах.

Нерешенность данных вопросов не снижает остроту проблемы, которая рассматривается в качестве социального вызова, стоящего перед организациями сферы науки (национальные академии, исследовательские институты и лаборатории, университеты), культуры (библиотеки, музеи, творческие студии), бизнеса (в том числе книгоиздательского, книгораспространительского и др. ), СМИ.

Библиотеки разных стран мира (национальные, публичные, академические, специальные, школьные) активно проводят большую работу по повышению уровня научной грамотности населения[4]. Они рассматривают популяризацию науки как инструмент приобщения к ее достижениям, значимый с точки зрения реализации информационной, образовательной, просветительской функции. Мероприятия, проводимые библиотеками, как правило, являются результатом партнерства с научными, образовательными и бизнес -организациями.

При приобщении к науке библиотеки активно востребуют разнообразные библиотечные, педагогические, социокультурные технологии, исходя из социально - демографических, психологических и др. особенностей адресных групп и их усложняющихся потребностей[2].

В широком спектре используемых технологий наиболее часто используются лекции, а также циклы лекций- «Зимняя школа науки», «Летняя школа науки» проводимые в течение 1-2 месяцев и сопровождаемые презентациями, документальными и видеофильмами («История мировой художественной культуры», «Культурология», «Литературная критика», «Популярная физика», «Популярная математика» и др.) для популяризации научных знаний в интересующих читателей областях.

В публичных библиотеках сложилась практика празднования юбилейных дат ученых региона /города. Как правило, мероприятия в библиотеке входят составной частью в общий план мероприятий, организуемых городскими/муниципальными органами власти.

Международный день науки, ежегодно отмечаемый (10 ноября), и День российской науки (8 февраля) ориентированы на привлечение внимания населения к актуальным научным вопросам современности с приглашением известных ученых, экспертов и общественных деятелей. Как правило, обсуждаются проблемы, волнующие население конкретного территориального образования («Радон и жизнь», Северные черноземы», «Опустынивание Земли» ).

Открытые пространства публичных библиотек, в частности в Северных странах, часто становятся дискуссионными площадками для обсуждения научных вопросов, чаще всего связанных с гражданским здравоохранением, и экологией («Новые технологии в медицине», «Выбросы парниковых газов», «Глобальное потепление», «Материнство и генетическое тестирование»).

Встречи «лицом к лицу», проводимые на базе публичных библиотек (Дания, Аргентина, Бразилия), организуются для обсуждения острых вопросов, которые, как правило, связаны с гражданским и промышленным строительством и нарушением экологического состояния региона («Санитарно-защитные зоны вновь возводимых предприятий», «Охрана атмосферного воздуха», «Сохранение парков» и др.). На встречах присутствуют ученые, эксперты, представители государственной власти.

«Беседы о науке с приглашением известных писателей и журналистов» - формат, получивший распространение и высокую оценку со стороны населения во многих странах мира. Писатели охотно откликаются на приглашения к участию, превращают сущность сложных и труднодоступных научных

достижений в ясное и понятное для неподготовленной аудитории знание. Приглашают ученых и писателей, работающих в разных жанрах, но чаще всего в жанре фэнттези с тем, что они могли более популярно объяснить значимость научных достижений и те риски, которые они потенциально несут.

Научное кафе-формат, который все более активно входит в жизнь публичных библиотек и предполагает неформальное общение с учеными. Примечательно, что участие в таких встречах с пользователями библиотек и в целом с населением достаточно часто вызывает затруднения у исследователей. В этой связи в ряде стран на базе Научных медиацентров (Австралия, Новая Зеландия, Великобритания) для ученых, работающих или планирующих свою деятельность в формате популяризации научного знания, организуются специальные семинары.

Публичные библиотеки организуют кружки (по робототехнике, моделированию), клубы (военно-исторические, историко-родословные, страноведческие, краеведческие), общества (философское, историческое, литературное-критическое).

Донесению научных и научно-популярных знаний до населения способствует проектная деятельность, осуществляемая на партнерских началах с другими организациями. Проекты организуются на уровне отдельных библиотек («Как нанотехнологии меняют нашу жизнь»), отдельных сетей («Биология и будущее Земли»). Примером национального проекта является «Научный автобус», инициированный Национальным физическим обществом Эстонии, который перемещается по школам и библиотекам Эстонии с театрализованными научными шоу.

Особенно большой популярностью у молодежи пользуются организуемые публичными библиотеками экскурсии в исследовательские институты, лаборатории, технопарки, которые расширяют кругозор и помогают познакомиться с работой исследователей.

Необходимо подчеркнуть, что несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной приобщению населения к научным и научно-популярным знаниям в библиотечно-информационных учреждениях, проблематика, касающаяся преимуществ и ограничений используемых технологий, не находит должного отражения.

В заключении следует отметить, что формирование научной грамотности населения в библиотеках является социальным вызовом, которые публичные библиотеки рассматривают как значимое направление своей деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Варганова Г. В., Павличенко И. А. Научная грамотность населения : социальный вызов и институциональные решения // Историческая и образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 1-1. С. 128-133.

2. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учеб. пособие/П.И. Образцов.- Москва :Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015.-288 с.

3.Miller J.D. The measurement of civic scientific Hteracy//Public understanding of science.V.7, P. 203-224

4. Spellman F., Bayer J. In defense of science: why scientific literacy matters. The Scarecrow Press, Inc, Government Institute,UK,2010.-2011 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Павличенко Ирина Андреевна, аспирант кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт-Петербургского государственного института культуры, заведующая Центральной библиотекой СПБ ГБУК МЦБС им. М.Ю. Лермонтова (г. Санкт-Петербург)

irrina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.