Научная статья на тему 'Интерактивные онлайн-сервисы как неотъемлемый компонент образовательного процесса в сфере IT'

Интерактивные онлайн-сервисы как неотъемлемый компонент образовательного процесса в сфере IT Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
IT / цифровые технологии / интерактивные технологии / цифровая грамотность / цифровые компетенции / образовательные программы / онлайн-сервисы / Интернет / IT / digital technologies / interactive technologies / digital literacy / digital competencies / educational programs / online-services / Internet

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Сорочан В. В., Ратников Р. Е.

В статье предпринята попытка проанализировать условия, практику и тенденции внедрения и использования интерактивных онлайн-сервисов как инструментов по повышению эффективности образовательного процесса при подготовке специалистов для IT-сферы. С учетом того, что попытки формирования информационно-образовательной среды в учебных заведениях зачастую сводятся лишь к решению технических проблем, взаимодействию отдельных средств и технологий информатизации, наша задача, через исследование истории развития интерактивных технологий и эволюции понятия интерактивности в образовании, перечисление и детальный анализ различных платформ, информационных ресурсов, интерактивных онлайн-сервисов для реализации системы смешанного обучения, подготовить и предложить, для внедрения в образовательный процесс, максимально широкий набор инструментов для качественной подготовки специалистов в сфере IT.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive online-services as an essential component of the educational process in the field of IT

The article attempts to analyze the conditions, practices and trends in the introduction and use of interactive online-services as tools to improve the efficiency of the educational process in the preparation of specialists for the IT field. Taking into account the fact that attempts to form an information and educational environment in educational institutions often come down only to solving technical problems, the interaction of individual means and technologies of informatization, our task, through the study of the history of the development of interactive technologies and the evolution of the concept of interactivity in education, listing and detailed analysis of various platforms, information resources, interactive online-services for the implementation of a blended learning system, to prepare and offer, for implementation in the educational process, the widest possible range of tools for high-quality training of specialists in the field of IT.

Текст научной работы на тему «Интерактивные онлайн-сервисы как неотъемлемый компонент образовательного процесса в сфере IT»

Сорочан В.В.

Кандидат физико-математических наук. Доцент кафедры информатики и информационных технологий Инженерно-технологического института Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Ратников Р.Е.

Студент направления подготовки «Информационные системы и технологии» Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского.

Интерактивные онлайн-сервисы как неотъемлемый компонент образовательного процесса в сфере IT

Экономика XXI века характеризуется жесткой конкуренцией, непрерывными изменениями, повышенными рисками и уязвимостью, а общество требует изменений в установках, ценностях, поведении, социальных отношениях и образе жизни. В этом контексте образование играет существенную роль, и проблемы исследователей в этой области становятся все более многочисленными - определяются новые образовательные стратегии, выдвигаются инновационные решения, внедряются новые стратегии обучения, новые информационные технологии и образовательные платформы и т. д.

В эпоху цифровых технологий требования компаний больше не ориентированы на дипломы, а на глобальное понимание, знание культур и различных языков, технологическую грамотность, предпринимательские навыки и способность руководить все более сложными организациями. Сейчас важны цифровые навыки, профессиональные компетенции, предпринимательское мышление, креативность и динамизм, подтвержденные дипломом. Салман Амин Хан, основатель Академии Хана, считает, что современному обществу необходимо переосмыслить понятие образования, используя новые информационные и коммуникационные технологии. Исследователь связывает будущее образования с виртуальным образованием, которое будет бесплатным на уровне мировых стандартов для всех и везде. В этом контексте заслуживают внимания специалисты в области образования, применяющие новые информационные и коммуникационные технологии по принципу «преподавание - обучение - оценка»1.

1 Salman Khan The One World Schoolhouse: Education Reimagined. Twelve; Reprint edition 2013. 272 р.

ftä i_

С учетом того, что современное высшее образование базируется на компетентностном подходе, ни одна из образовательных программ в вузе не может быть реализована без требований по формированию всего комплекса компетенций, в том числе цифровых. Цифровые компетенции и цифровая грамотность являются неотъемлемой частью не только образовательного процесса, но и научно-исследовательской работы, практики вовлечения в современный рынок труда. Термин «цифровая компетентность», появившийся в 1990 г., получил широкую огласку в работе Пола Гилстера «Цифровая грамотность», опубликованной в 1997 г.2. Одно из последних определений цифровых навыков находим в Рекомендациях Совета Европейского Союза от 22 мая 2018 года: «Цифровые навыки предполагают уверенное, критическое и ответственное использование цифровых технологий, а также их использование для обучения, на работе и для участия в жизни общества. К ним относятся грамотность в отношении информации и данных, общение и сотрудничество, создание цифрового контента (включая программирование), безопасность (включая навыки цифрового благополучия и кибер-безопасности) и решение проблем»3.

В условиях геополитических трансформаций, проникновения информационно-коммуникационных технологий и Интернета в самые отдаленные точки земли, цифровая грамотность, умение ориентироваться в онлайн-пространстве позволяют не только быть активным пользователем всех информационных ресурсов, но и самому влиять на практику формирования профессиональных компетенций, быть максимально мобильным даже при ограниченном передвижении по стране и миру.

Отправной точкой, неким катализатором к пониманию того, что без интерактивных онлайн-сервисов практически невозможно получить желаемый результат, стали события 2020 года, когда в марте месяце кризис COVID-19 предопределил судьбу организаций образования всех уровней, субъектов образовательного процесса, закрыв двери учебных заведений и открыв доступ к различным образовательным и научно-исследовательским платформам через активную практику использования информационно-коммуникационных технологий. За несколько недель, образовательный ландшафт в Европе и во всем мире коренным образом изменился. Пан-

2 Gilster P. Digital Literacy. N.Y.: Wiley Computer Publishing, 1997.

3 Рекомендация Совета Европейского Союза 2018/C 189/01 от 22 мая 2018 г. О ключевых компетенциях, необходимых для обучения в течение всей жизни. // URL: https://demo.garant.ru/#/startpage:0 (Дата обращения: 28.12.2022).

демия COVID-19 привлекла внимание к значительным пробелам и недостаткам в отношении цифровых навыков, подключения и использования технологий в образовании. На тот период времени по Индексу цифровой экономики и общества (DESI), 42% европейцев не имели базовых цифровых навыков, а европейский рынок труда сталкивался со значительной нехваткой специалистов в этой области. Более того, кризис COVID-19 привлек внимание как к возможностям, так и к рискам в условиях жизни онлайн, а также к потребности в лучшей и более безопасной цифровой среде для всех, особенно для молодежи.

С учетом заявленной темы, наша задача заключается в исследовании практики подготовки IT-специалистов, в том числе через призму использования интерактивных онлайн-сервисов. Как показывает практика, переход от интерактивных технологий преподавание - обучение - оценка к интерактивным информационным технологиям требует переосмысления того, как преподносится содержание учебных курсов.

Использование интерактивных учебно-оценочных методов в дидактической деятельности способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса, имеющего деятельностно-участный характер и реальное деятельностно-формирующее значение на личность учащегося.

Интерактивный метод предполагает взаимодействие, присутствие в режиме беседы, диалога с кем-либо. Жак Наймарк определяет интерактивность следующим образом: «Интерактивность - это способность компьютера и его приложений реагировать на действия пользователя, создавая обратную связь»4. Особым её аспектом является обратная связь (реакция на действие). Интерактивность часто ассоциируется с технологиями, которые позволяют осуществлять обмен информацией между человеком и компьютером через приложение, другими словами, восприятие одного другим и вытекающие из этого моменты. Она присутствует во всех формах взаимодействия, в которых поведение и развитие ситуации связаны с процессом обратной связи.

Термин интерактивные технологии появился в 90-х годах прошлого века5. Однако, начиная с конца 80-х годов ХХ века, ряд исследователей: В.В. Гузеев, М.В. Кларин, В.А. Сластёнин, определяли не только пассивную (традиционную) и активную модели в обучении,

4 Naymark J. Multimedia et formation. Paris: Editions Retz, 1998. P. 11-17.

5 Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Полоцк, 2012. № 7. С. 11-14.

но и интерактивное обучение. Первое программное обеспечение, с помощью которого вычислительные машины выполняли функцию электронного педагога, появились еще в 70-х годах XX века. Это были первые попытки создать диалоговую программу по взаимодействию специалистов с новичками. Модернизация и усовершенствование вычислительной техники привели к тому, что машины стали носителями и интерпретаторами информации.

Обучение стало по-настоящему «интерактивным» после создания глобальной всемирной сети Интернет (1991 г.) и появления первого веб-браузера (1994 г.). С этого времени и начинается использование термина «интерактивное обучение». Интернет - это средство общения, которое обеспечивает виртуальную среду обучения. Прикладные сервисы сети Интернет предоставляют доступ к учебному контенту из любой точки мира. Данные технологии позволили сделать серьезный рывок в использовании информационных технологий в образовательной сфере6.

Информационно-технологические трансформации, вызванные распространением Интернета, оказал серьезное влияние на организацию и реализацию образовательного процесса и привел к тому, что система образования вооружила учащихся не только необходимыми знаниями и умениями, но и инструментарием для адаптации к быстрым трансформациям, а также сделала легкодоступными различного рода материалы и источники информации, при нахождении в любой точке мира, в любое время.

На современном этапе IT технологии играют важную роль в подготовке молодого поколения к адаптации к новому типу обучения и обеспечивают возможность обучения на протяжении всей жизни. Компьютер стал инструментом обучения, используемым на всех курсах, преподаваемых как в довузовских учреждениях, так и в вузах.

В подавляющем большинстве высших учебных заведений в настоящее время применяется система смешанного обучения (Blended learning)7. Данная система предполагает подход к обучению, при котором сочетаются разные методы обучения, как традиционное очное взаимодействие учащихся с преподавателями, так и разные формы

6 Садыков Т.М. История развития интерактивных технологий // Интернет журнал «Проблемы современного образования». 2016. № 4. С. 158-161. // URL: http:// www.pmedu.ru/images/pso2016-3/pso16-4/158-161.pdf (Дата обращения: 28.12.2022).

7 Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D. et al. Blended learning: the new normal and emerging technologies. Int J Educ Technol High Educ 15, 3 (2018). // URL: https:// doi.org/10.1186/s41239-017-0087-5 (28.12.2022); Friesen Norm Report: Defining Blended Learning, Norm Friesen, August 2012. // URL: https://www.normfriesen.info/papers/De-fining_Blended_Learning_NF.pdf. (28.12.2022).

обучения, основанные на использовании интерактивных технологий. Это метод обучения, который сочетает в себе преимущества традиционных моделей обучения с преимуществами цифровых моделей. Термин «смешанное обучение» был введен в конце XX-го века, одно из самых ранних упоминаний об этом виде обучения приводится в пресс-релизе Interactive Learning Centers за 1999 год. В 2006 г. К.Д. Бонк и Ч.Р. Грейам опубликовали первое «Руководство по смешанному обучению»8. Авторы определяют образовательную систему смешанного обучения как такую, которая «сочетает в себе прямое взаимодействие между учителями и учениками с компьютерным обучением», причем «выбор», предлагаемый пользователям, является ее центральной идеей. Таким образом, преподавателям предлагается выбирать лучшие методы обучения в соответствии со стилем обучения учащихся, что приводит к реализации образования, ориентированного на учащихся. Сильным звеном такой системы является мотивация учащихся. Согласно модели, предложенной Б. Циммерманом9, инициатива, навыки планирования учебного процесса, постановки целей, выполнения требований и оценивания являются основным ключом мотивации к обучению. Модель Мэлоуна и Леппера10 представляет факторы, влияющие на мотивацию: вызов, любопытство, воображение, конкуренция, сотрудничество, признательность.

Университеты США и Западной Европы широко используют технологию Blended Learning11 для организации процесса преподавания-обучения-оценки по всем курсам, в том числе по курсам IT. Принимая во внимание имеющийся опыт можно рекомендовать для использования студентами обучающимися в IT сфере следующие онлайн ресурсы.

Metanit - сайт, содержащий различные языки программирования, а также технологии программирования для компьютеров, мобильных платформ, в том числе различные руководства и практики, информационные статьи. Сайт имеет простой интерфейс и его мож-

8 Bonk C., Graham C. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs, San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006. 624 p.

9 Zimmerman B.J. Attaining self-regulation: A social cognitive perspective. In: Boekaerts M., Pintrich P.R., Zeidner M. (Eds.). Handbook of self-regulation. San Diego, CA: Academic Press, 2000. P. 451-502.

10 Malone T., Lepper M. Making Learning Fun: A Taxonomy of Intrinsic Motivations for Learning. In: Snow, R., Farr M. J. (Ed), Aptitude, Learning, and Instruction. Volume 3: Conative and Affective Process Analyses. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1987, P. 223-253.

11 Bayne S., Evans P. et al. Manifesto for teaching online. Digital Education at Edinburg University, 2016. // URL: https://opencreativity.trubox.ca/manifesto-for-teach-ing-online-2016/ (Дата обращения: 28.12.2022).

но позиционировать с онлайн-учебником. Примечательно, что информация на сайте переодически обновляется с акцентом на отражение всех новых статей в ленте событий и обновлений. Информация об обновлениях отражается также в социальных сетях, в том числе Telegram канал Metanit. Платформа позволяет обмениваться информацией, давать комментарии, получать обратную связь при размещении своих данных, запрашивать интересующие сведения.

Stack Overflow - это вопрос-ответный сервис для айтишников, где одни пользователи задают вопросы, а другие отвечают. По сути, это огромная база данных, с помощью которой IT-специалисты решают актуальные проблемы. При самых общих подсчетах, пользователями сайта являются более 100 миллионов человек со всего мира. Среди пользователей не только разработчики, но и программисты, в том числе инженеры машинного обучения и тестировщики. К главным возможностям сервиса можно отнести простоту экспертизы кандидата на вакансию в IT сфере12. Если зайти в профиль пользователя на GitHub, то можно увидеть написанный им код и понять, что он владеет практикой программирования и знает его языки. Но рекрутеры часто плохо разбираются в программировании - им трудно точно оценить, что делают кандидаты и в чем они хороши. Эту задачу проще решить на Stack Overflow: здесь можно прочитать обсуждения вопросов, в которых участвуют пользователи. Такая особенность дает возможность лучше и быстрее решить проблему, а также при необходимости поучаствовать в разборе ее решения и получить практический опыт. Однако в целом, это сервис, где IT-специалисты могут обмениваться знаниями и опытом. Вот почему внутренние исследования Stack Overflow сосредоточены на сборе информации по конкретным темам, а не на анализе профилей пользователей. На этом сервисе зарегистрированы модные в комьюнити разработчики, они отвечают на вопросы, принимают участие в дискуссиях, зарабатывают для себя бейджи и репутацию. Если нужен уникальный специалист вы можете найти его на Stack Overflow. Этот сервис подходит для того, чтобы глубже погрузиться в предметную область, осознать, чем живет профессиональное сообщество, какие задачи решает и что обсуждает.

При обучении программированию на начальном этапе сложностей не возникает, но с усложнением кода и началом групповой разработки возникает проблема контроля версий. С этой задачей

12 Ларченков А.Э., Сорочан В.В. Возможности применения модуля искусственного интеллекта для оптимизации деятельности отдела кадров // Вестник Калужского университета. 2021. № 1. C. 81-83.

■ позволяет успешно справляться Github. Эта система запоминает, ка-

кое изменение и в каком файле было сделано, а также она способна показать историю этих изменений. В настоящее время существуют разные системы контроля версий, но по признанию более 90% разработчиков самой популярной из них является Git. Она была создана для управления разработкой ядра Linux в 2005 году. Git представляет собой распределённую систему управления версиями: есть один сервер, через который разработчики обмениваются кодом.

Как было отмечено раннее, неотъемлемой составляющей образовательного процесса является научно-исследовательская работа студентов, создание платформ для обмена опытом, знаниями и результатами научной работы. Habr будучи системой тематических коллективных блогов с элементами новостного сайта служит отличной платформой не только для обмена мнениями специалистов, но и служит базой источников информации для студентов, обучающихся в рамках образовательных программ укрупненных групп специальностей: 020000, 090000, 100000, 420000 по различным направлениям и профилям - программисты, журналисты, системные администраторы, рекламщики, аналитики, дизайнеры, менеджеры и т.д. Начиная с 2006 года (запуск проекта) Habr превратился из простой новостной ленты в интересную, мощную платформу с необычными сервисами, привлекающую многомиллионную аудиторию. В условиях цифровизации общества для человека, особенно студенческой аудитории, важно не только делиться информацией, но и получать обратный отзыв, оценку того или иного действия, комментарий на научную статью, проект и т.п. Платформа служит некой дискуссионной площадкой, на которой можно разместить вопрос, получить ответ и комментарий к нему, выяснить, что на сегодняшний день является актуальным и востребованным в части информационных технологий, проанализировать рынок труда на предмет вакансий в интересующей сфере, даже пройти пробное собеседование с потенциальным работодателем. Примечательно, что среди всего многообразия платформ и ресурсов Habr позиционируется как активное сообщество, как площадка, на которой можно найти качественные материалы, подтвержденные высокими показателями по отзывам и положительным комментариям. Регулировать взаимодействие помогают карма и рейтинг. Карма показывает отношение комьюнити к пользователю, а рейтинг показывает его вклад в сообщество. Оригинальный материал многократно просматривают и комментируют. Отмеченные результаты, высокие показатели по

JEkl_

посещаемости и комментариям подтверждает активную вовлечен- ■

ность в этот процесс не только пользователей, но и самой администрация проекта, которое уделяет должное внимание платформе, в том числе через материальное поощрение авторов, чьи материалы набирают наибольшее количество просмотров и положительных комментариев. Редакция помогает с оформлением материалов и аккредитацией на мероприятиях. Отдельного внимания заслуживают блоги, которые ведут известные и авторитетные компании, которые зачастую выступают не только как субъекты, продвигающие свой продукт и ожидающие отзыв на его использование, но и в качестве экспертов, модераторов по проблемным вопросам науки и техники, последних изобретений и т.д.

Все перечисленные сервисы могут существенно повысить эффективность освоения дисциплин из учебных планов IT направлений подготовки и облегчить студентам выполнение заданий по предметам. Они очень эффективно дополняют консультации с преподавателями, так как являются интерактивными, могут быть доступны из любого места и в любое время. Применение данных ресурсов в учебном процессе поможет в реализации системы Blended Learning в вузе.

Библиографический список

1. Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы // Вестник Полоцкого гос. ун-та. Полоцк, 2012. № 7. С. 11-14.

2. Ларченков А.Э., Сорочан В.В. Возможности применения модуля искусственного интеллекта для оптимизации деятельности отдела кадров // Вестник Калужского университета. 2021. № 1. C. 81-83.

3. Рекомендация Совета Европейского Союза 2018/C 189/01 от 22 мая 2018 г. О ключевых компетенциях, необходимых для обучения в течение всей жизни. // URL: https:// demo.garant.ru/#/startpage:0 (Дата обращения: 28.12.2022).

4. Садыков Т.М. История развития интерактивных технологий // Интернет журнал «Проблемы современного образования». 2016. № 4. С. 158-161. // URL: http://www. pmedu.ru/images/pso2016-3/pso16-4/158-161.pdf (Дата обращения: 28.12.2022).

5. Bayne S., Evans P. et al. Manifesto for teaching online. Digital Education at Edinburg University, 2016. // URL: https://opencreativity.trubox.ca/manifesto-for-teaching-on-line-2016/ (Дата обращения: 28.12.2022).

6. Bonk C., Graham C. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs, San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006. 624 p.

7. Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D. et al. Blended learning: the new normal and emerging technologies. Int J Educ Technol High Educ 15, 3 (2018). // URL: https://doi. org/10.1186/s41239-017-0087-5 (Дата обращения: 28.12.2022).

8. Friesen Norm Report: Defining Blended Learning, Norm Friesen, August 2012. // URL: https://www.normfriesen.info/papers/Defining_Blended_Learning_NF.pdf (Дата обращения: 28.12.2022).

9. Gilster P. Digital Literacy. N.Y.: Wiley Computer Publishing, 1997.

10. Malone T., Lepper M. Making Learning Fun: A Taxonomy of Intrinsic Motivations _

for Learning. In: Snow, R., Farr M. J. (Ed), Aptitude, Learning, and Instruction. Volume 3: Conative and Affective Process Analyses. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. P. 223-253.

11. Naymark J. Multimedia et formation. Paris:Editions Retz, 1998. P. 11-17.

12. Salman Khan The One World Schoolhouse: Education Reimagined. Twelve; Reprint edition 2013. 272 p.

13. Zimmerman B.J. Attaining self-regulation: A social cognitive perspective. In: Boe-kaerts M., Pintrich P. R., Zeidner M. (Eds.). Handbook of self-regulation. San Diego, CA: Academic Press, 2000. P. 451-502.

References

1. Kapranova E.A. Interactive learning: conceptual approaches // Bulletin of the Polotsk State University. university Polotsk, 2012. № 7. P. 11-14.

2. Larchenkov A.E., Sorochan V.V. Possibilities of using the artificial intelligence module to optimize the activities of the personnel department. Bulletin of the Kaluga University. 2021. № 1. P. 81-83.

3. Recommendation of the Council of the European Union 2018/C 189/01 of 22 May 2018 on core competencies for lifelong learning. // URL: https://demo.garant.ru/#/startpage:0 (12.28.2022).

4. Sadykov T.M. History of the development of interactive technologies // Internet journal "Problems of modern education". 2016. № 4. P. 158-161. // URL: http://www.pmedu.ru/im-ages/pso2016-3/pso16-4/158-161.pdf (12.28.2022).

5. Bayne S., Evans P. et al. Manifesto for teaching online. Digital Education at Edinburg University, 2016. // URL: https://opencreativity.trubox.ca/manifesto-for-teaching-online-2016/ (28.12.2022).

6. Bonk C., Graham C. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs, San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006. 624 p.

7. Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D. et al. Blended learning: the new normal and emerging technologies. Int J Educ Technol High Educ 15, 3 (2018). // URL: https://doi.org/10.1186/ s41239-017-0087-5 (28.12.2022).

8. Friesen Norm Report: Defining Blended Learning, Norm Friesen, August 2012. // URL: https://www.normfriesen.info/papers/Defining_Blended_Learning_NF.pdf (28.12.2022).

9. Gilster P. Digital Literacy. N.Y.: Wiley Computer Publishing, 1997.

10. Malone T., Lepper M. Making Learning Fun: A Taxonomy of Intrinsic Motivations for Learning. In: Snow, R., Farr M. J. (Ed), Aptitude, Learning, and Instruction. Volume 3: Conative and Affective Process Analyses. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. P. 223-253.

11. Naymark J. Multimedia et formation. Paris:Editions Retz, 1998. P. 11-17.

12. Salman Khan The One World Schoolhouse: Education Reimagined. Twelve; Reprint edition 2013. 272 p.

13. Zimmerman B.J. Attaining self-regulation: A social cognitive perspective. In: Boekaerts M., Pintrich P. R., Zeidner M. (Eds.). Handbook of self-regulation. San Diego, CA: Academic Press, 2000. P. 451-502.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.