Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ И СРЕДСТВ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ'

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ И СРЕДСТВ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова Зульфия Мирсайжановна, Галямова Эльмира Хатимовна, Бурханова Юлия Николаевна

Развитие цифровых технологий в последнее десятилетие позволило ввести в систему образования большое количество онлайн-курсов на базе специализированных программ. Применение элементов электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий и вместе с ним и облачных технологий создают дополнительные возможности для творческого подхода к проектированию и организации занятий в современном образовательном пространстве. Комбинирование цифровых инструментов и сервисов, рассмотренных в данной статье, как средства для реализации электронного образовательного ресурса, обеспечивает учебный процесс разнообразной уникальной методикой, влияющей на мотивацию и познавательный интерес обучающихся. Представлена классификация цифровых сервисов с указанием краткой характеристики прямого назначения инструмента. На примере сервиса Zoom, предназначенного для проведения видеоконференций, рассмотрена технология организации учебного занятия по конкретной теме урока геометрии для обучающихся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Математика и информатика». На базе цифрового инструмента LearningApps и других подобных сервисов продемонстрированы способы организации дидактического материала в рамках учебного занятия. В практической части статьи даны некоторые рекомендации для работы в виртуальных средах при разработке интерактивных заданий. Рекомендации по организации электронного обучения и использованию дистанционных образовательных технологий основаны на опыте преподавателей факультета математики и информатики Набережночелнинского государственного педагогического университета. Материалы статьи ориентированы на пользователя, реализующего электронный учебный курс в соответствии с учебным предметом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филатова Зульфия Мирсайжановна, Галямова Эльмира Хатимовна, Бурханова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A TRAINING SESSION USING DIGITAL LEARNING TOOLS AND TOOLS

The combination of digital tools and services considered in this article, as a means for the implementation of an electronic educational resource, provides the educational process with a variety of unique methods that affect the motivation and cognitive interest of students. We presented a classification of digital services with an indication of a brief characteristic of the direct purpose of the tool. The material of the article is based on the experience of teachers of Mathematics and Informatics Department of Naberezhnye Chelny State Pedagogical University (Russian Federation). The example of the Zoom service, designed for video conferencing, is used to examine the technology of organizing a training lesson for students on a specific topic of a geometry lesson. On the basis of the digital tool LearningApps and other similar services there are demonstrated methods of organizing didactic material within the framework of a training session. The practical part of the article gives some recommendations for working in virtual environments when developing interactive tasks. Recommendations for the organization of e-learning and application of distance learning technologies are focused on a user who implements an e-learning course in accordance with the academic subject. The use of various digital services and tools allows us to minimize the labor costs of educational organizations and provides a sufficient range of new opportunities to increase the level of information competence of a teacher.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ И СРЕДСТВ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ»

Психологическая структура творческого компонента профессиональной компетентности социального работника представлена в единстве и взаимодействии мотивационного, когнитивного, операционально-креативного, инициативно-эвристического, эмоционально-побудительного и оценочного элементов.

В качестве психологических детерминант, оказывающих влияние на формирование и развитие творческого компонента профессиональной компетентности социального работника, выступают интуитивность, децентрированность, гибкость мышления, автономность и эмпатия.

Литература:

1. Студми. Учебные материалы для студентов. Профессиограммы социального работника. - URL: https://studme.org/61831/sotsiologiya/professiogrammy_sotsialnogo_rabotnika (дата обращения: 06.07.2022).

2. Грузенберг, С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. - Изд. 2. - М.: КРАС АНД, 2010 - 264 с.

3. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфра-М, 2009. - 384 с.

4. Теория социальной работы: Учебник для магистров / Е.И. Холостова [и др.]; Под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студёновой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. - 474 с.

5. Богданов, Н.Н. «...И меж детей ничтожных мира...» (психопатология и творчество) / Н.Н. Богданов // Вопросы психологии. - 2006. - №4. - С. 115-121.

6. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

7. Пономарев, Я.А. Психология творчества: перспективы развития / Я.А. Пономарев // Психологический журнал. -1994. - № 6. - С. 38-50.

8. Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 534 с.

9. Шепелева, Л.Н. Программы социально-психологических тренингов / Л.Н. Шепелева. - СПб.: Питер, 2007. - 160 с.

10. Гусельцева, М.С. Культурно-аналитический подход к феноменам креативности, неадаптивности и гениальности / М.С. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 17-29.

11. Кайдановская, И.А. Факторы креативности / И.А. Кайдановская // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. - Т. 2. - М., 2007. - С. 79.

Педагогика

УДК 004.853

кандидат педагогических наук Филатова Зульфия Мирсайжановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Галямова Эльмира Хатимовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук Бурханова Юлия Николаевна

Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)» (г. Набережные Челны)

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ И СРЕДСТВ ЦИФРОВОГО

ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Развитие цифровых технологий в последнее десятилетие позволило ввести в систему образования большое количество онлайн-курсов на базе специализированных программ. Применение элементов электронного обучения, использования дистанционных образовательных технологий и вместе с ним и облачных технологий создают дополнительные возможности для творческого подхода к проектированию и организации занятий в современном образовательном пространстве. Комбинирование цифровых инструментов и сервисов, рассмотренных в данной статье, как средства для реализации электронного образовательного ресурса, обеспечивает учебный процесс разнообразной уникальной методикой, влияющей на мотивацию и познавательный интерес обучающихся. Представлена классификация цифровых сервисов с указанием краткой характеристики прямого назначения инструмента. На примере сервиса Zoom, предназначенного для проведения видеоконференций, рассмотрена технология организации учебного занятия по конкретной теме урока геометрии для обучающихся направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль «Математика и информатика». На базе цифрового инструмента LearningApps и других подобных сервисов продемонстрированы способы организации дидактического материала в рамках учебного занятия. В практической части статьи даны некоторые рекомендации для работы в виртуальных средах при разработке интерактивных заданий. Рекомендации по организации электронного обучения и использованию дистанционных образовательных технологий основаны на опыте преподавателей факультета математики и информатики Набережночелнинского государственного педагогического университета. Материалы статьи ориентированы на пользователя, реализующего электронный учебный курс в соответствии с учебным предметом.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, система управления обучением, цифровые инструменты, цифровые сервисы, электронное обучение.

Annotation. The combination of digital tools and services considered in this article, as a means for the implementation of an electronic educational resource, provides the educational process with a variety of unique methods that affect the motivation and cognitive interest of students. We presented a classification of digital services with an indication of a brief characteristic of the direct purpose of the tool. The material of the article is based on the experience of teachers of Mathematics and Informatics Department of Naberezhnye Chelny State Pedagogical University (Russian Federation). The example of the Zoom service, designed for video conferencing, is used to examine the technology of organizing a training lesson for students on a specific topic of a geometry lesson. On the basis of the digital tool LearningApps and other similar services there are demonstrated methods of organizing didactic material within the framework of a training session. The practical part of the article gives some recommendations for working in virtual environments when developing interactive tasks. Recommendations for the organization of e-learning and application of distance learning technologies are focused on a user who implements an e-learning course in accordance with the academic subject. The use of various digital services and tools allows us to minimize the labor costs of educational organizations and provides a sufficient range of new opportunities to increase the level of information competence of a teacher.

Key words: distance learning technologies, learning management system, digital tools, digital services, e-learning.

Введение. В настоящее время можно наблюдать значительное развитие цифровых технологий, которые естественным образом влияют на электронное обучение. Внедрение в современный учебный процесс элементов электронного обучения требует разработки новых методических рекомендаций. Преподавателю важна простата и доступность образовательного процесса при использовании необходимых инструментариев для организации к нему электронной поддержки. Также важно учитывать, чтобы непосредственное обучение работе с платформой электронного обучения было мало затратным по приложенным усилиям и времени. Необходимо принимать во внимание доступность всех участников образовательного процесса не только к выложенным на платформе заданиям, но и к системе управления учебным процессом через электронные устройства (мобильные телефоны, планшеты и пр.). При построении обучения в электронном формате в учреждениях образования в первую очередь необходимо наладить инженерно-технологическую поддержку. Чаще всего организации останавливается на такой системе управления обучением как (LMS) Moodle. Установка Moodle в дальнейшем может потребовать не только свой домен (или оплату домена), но и компетентный технический персонал для ее поддержки. Имеют место и другие платформы для организации электронного обучения (ЭО) на базе дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Дадим понятие электронного обучения основополагаясь на статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No 273-Ф3: «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [5]. В данной статье также приводится понятие дистанционных образовательных технологий, реализуемых в основном с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Для осуществления образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий используются современные электронные (цифровые) образовательные ресурсы. Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) будем понимать «совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет» [3].

Изложение основного материала статьи. За последние несколько лет можно было наблюдать значительное количество опубликованных аналитических статей, статей-прогнозов о преобразованиях и развитии цифровых ресурсов в образовательной среде. Подтверждение того, что общество положительно относится к цифровизации обучения, повышению мультимедийности, геймификации содержится в анализе обозреваемых источников.

В исследованиях [10, 11] отмечено, что за последние десятилетия разработано и введено в систему образования большое количество перспективных онлайн-курсов на базе специализированных программ. Произошло расширение сферы дополнительного образования с использованием дистанционных технологий. Ключевая идея такой трансформации заключается в создании единой информационной платформы, в которой могут храниться данные об успеваемости обучающихся, полученном образовании и их достижениях в процессе обучения. Новое образовательное пространство, сформированное технологиями, предъявляет новые требования к школьному образованию, к трудовым функциям преподавателя (учителя). В результате, основной задачей учителя стало умелое вовлечение обучающихся в современный образовательный процесс с учетом всех цифровых разработок.

В работе [12] говорится о, что на момент исследования с помощью онлайн-опросов было выявлены преимущества электронного образования. Были выделены такие факторы, как гибкость по времени обучения, отсутствие транспортных расходов и возможность обмениваться идеями для улучшения образования, повышения его уровня. Ресурсы глобальной сети Интернет, а вместе с тем и социальные медиа представляют достаточно широкие возможности в сфере образования, способствуют предоставлению новых навыков и знаний. В тоже время перспективы, которые дают цифровые технологии, должны помочь минимизировать трудозатраты образовательных организаций и предоставить достаточный спектр для повышения информационной компетентности преподавателя.

Создание ЭОР преподавателями обусловлено необходимостью предоставлением свободного доступа к различным электронным ресурсам учебного назначения в глобальной сети. В этой связи ЭОР выступает как один из инструментов педагога для передачи учебной информации обучающимся в условиях электронного обучения. Для разработки ЭОР большинство педагогов выбирают общедоступные цифровые инструменты и сервисы, которые размещены в сети Интернет и не требуют как финансовых, так и временных затрат на их установку и настройку дополнительных функций. Рассмотрим некоторые цифровые инструменты и сервисы, которые могли бы в некотором роде «облегчить» создание ЭОР с целью их дальнейшего применения в учебном процессе.

Цифровые инструменты и средства можно условно разделить на следующие группы.

1 группа цифровых сервисов предназначена для проведения встреч участников образовательного процесса в рамках реального времени. Практика организации и использования такого рода занятий во время пандемии COVID-19 [1, 2, 8], показала, что наиболее востребованными на рынке образовательных услуг являются: 1) Zoom - сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. 2) Яндекс-телемост - средство для организации видео встреч. 3) WhatsApp - система обмена сообщениями в виде текста, графики и мультимедиа, которая помимо персонального компьютера может использоваться и на мобильных платформах.

2 группа цифровых сервисов позволяет организовать отправку и\или передачу материала образовательного назначения. Перечень наиболее часто используемых сервисов в образовательной среде: 1) Документы Google (текстовые, табличные, в виде презентаций и пр.), организованные для совместного использования несколькими пользователями. 2) Онлайн доска (Miro.com, Bitpapor.io, Witeboard.io) - инструмент для совместного построения и использования несколькими пользователями диаграмм, рисунков, схем, стикеров и других визуальных объектов. 3) Встроенная функция захвата видео с монитора компьютера, ноутбука или планшета позволяет осуществить передачу контента в виде учебного фильма.

3 группу цифровых сервисов можно рекомендовать как для проведения мониторинга (системы постоянного наблюдения за происходящим явлением или процессом), так и организации контрольных мероприятий: 1) LearningApps -инструмент, предназначенный для разработки интерактивных заданий. 2) Kubbu - сервис, позволяющий пользователю создать ЭОР в виде кроссвордов, тестов и опросов. 3) Quizlet - сервис для разработки флэш-карт и игр.

Применение ЭОР, разработанных с использованием возможностей цифровых инструментов и сервисов, как показывает образовательная практика [4, 6-9] позволяет мотивировать обучающихся в рамках электронного обучения и применения цифровых технологий. Использование возможностей цифровых инструментов и средств позволяют преподавателю достаточно быстро разработать дидактический материал для самостоятельной и\или индивидуальной работы обучающимся. Рассмотрим некоторые аспекты технологической разработки ЭОР для проведения учебных занятий на базе общедоступных цифровых сервисов и инструментов.

Определим, что для видео встречи в рамках электронного обучения мы воспользуемся сервисом Zoom. В качестве примера рассмотрим возможность организации групповой работы исследовательского характера по дисциплине «Геометрия». Предположим, что на учебном занятии планируется изучить теорему о вписанном в окружность угле. В соответствии с деятельностным характером проектируемого занятия, запланируем самостоятельное открытие доказательства теоремы обучающимися. Как известно, доказательство данной теоремы, представленное в учебных пособиях, является примером применения в геометрии метода полной индукции. В доказательстве теоремы необходимо рассмотреть три случая: одна из сторон вписанного угла проходит через центр; центр окружности находится внутри угла; центр окружности находится вне вписанного угла.

Соответственно группу обучающихся можно разбить на 3 подгруппы, либо дифференцировав их по результатам входного тестирования, либо автоматически. После визуального изучения инструкции и постановки учебной задачи, распределяем группу обучающихся на 3 подгруппы и отправляем в сессионные залы. В чате каждой подгруппе отправляем QR-код или ссылку на виртуальную стену, например, Miro.com, где заранее для каждой подгруппы размещен чертеж под каждый случай расположения центра окружности. Рядом с чертежом находится прямое указание преподавателя - найти доказательство частного случая теоремы. Затем преподаватель, переходя из одного зала в другой, просматривает работу каждой подгруппы, задает наводящие вопросы при необходимости.

При разработке структуры учебного занятия можно воспользоваться цифровым сервисом Bitpapor.io. Данный сервис в своем арсенале имеет достаточно большой спектр шаблонов для создания схем, диаграмм, стикеров и комментарий. On-lain доска (стена) позволяет создавать образовательное пространство и по мере необходимости наполнять содержимое различными проектами и заметками. Виртуальный аналог классической доски можно рекомендовать к использованию для организации проектной и\или командной работы. Для работы в данной электронной среде необходимо первоначально пройти регистрацию, указав цель использования on-lain доски. Далее пользователю предоставляется пространство для создания схемы и определения шаблона для создания ЭОР.

На базе цифрового сервиса LearningApps рассмотрим технологию создания интерактивного задания. Перед созданием ЭОР необходимо пройти процедуру регистрации нового пользователя. После этого разработчик имеет возможность воспользоваться готовыми заданиями или разработать авторский вариант информационного ресурса.

При создании нового упражнения откроется окно шаблонов задания, где пользователь выбирает необходимый для разработки упражнения и\или игры. В окне шаблона имеется возможность произвести отбор заданий, условий его выполнения, выбора правильных ответов и предопределенных действий со стороны пользователя. Выбор шаблона позволяет разработчику создать следующего рода задания: найти пару; произвести классификацию по определенному признаку; осуществить ввод текста и сортировку картинок; выстроить простой порядок и хронологическую линейку; разработать викторину с выбором правильного ответа.

Выводы. В современном образовательном процессе невозможно представить обучение без применения цифровых технологий. Такого рода технологии прочно обосновываются в системе образования, что в свою очередь позволяет преподавателю реализовывать массу интересных и познавательных идей. Эти возможности способствуют более активной деятельности обучающихся. По сравнению с традиционным методом обучения, цифровые сервисы и инструменты при разработке ЭОР существенно меняют роль педагога. Ее задачей становится - увеличение объема самостоятельной работы обучающихся, поддержка в развитие гармоничной личности. Такое обучение позволяет повышать не только мотивацию к обучению, но и значительно увеличить интерес к учёбе, а также даёт хорошие результаты по формированию коммуникативных навыков. Если мотивация обучающихся сравнительно ясна и понятна: они получают набор инструментов, позволяющих приобретать компетенции в интерактивном формате, - то мотивация преподавателей при организации и проведения электронного обучения, а также использования ДОТ в рамках традиционного учебного занятия, достаточно неоднозначна и нуждается в дополнительном изучении. С одной стороны, происходит очевидное упрощение процедуры взаимодействия с обучающимися, с другой - преподаватели старшего поколения сложно адаптируются к применению цифровых технологий, подготовка учебного занятия требует наличие сформированной информационной компетентности и занимает больше времени, по сравнению с традиционным форматом проведения учебного занятия. Применение элементов электронного обучения, использования ДОТ и вместе с ним и цифровых технологий дает дополнительные возможности для самостоятельного творческого подхода к построению учебных занятий современного преподавателя. Комбинирование цифровых инструментов и сервисов, обозначенных в статье, как инструмента для реализации ЭОР обеспечит учебный процесс разнообразной, уникальной методикой, направленной на стимуляцию интереса обучающихся. Расширит рамки для разработки авторских версий электронных курсов в рамках обучения на базе ДОТ.

Литература:

1. Использование цифровых ресурсов и сервисов в системе веб образования / Ж.В. Идрисова, Л.С. Идигова, М.В. Вагапова, М.И. Кудусова // Электронный научный журнал «Инженерный вестник Дона» 1, 2019. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-tsifrovyh-resursov-i-servisov-v-sisteme-veb-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 01.06.2022).

2. Князева, С.Ю. Цифровые инструменты и сервисы для учителя / Д.М. Капелюшник, С.Ю. Пушкарева. - Москва, 2020. - URL: http://pcs.bsu.by/2020_3/1ru.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

3. Лобачев, С.Л. Основы разработки электронных образовательных ресурсов / С.Л. Лобачев. - 3-е изд. - Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 188 с.

4. Панюкова, С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога / С.В. Панюкова. - Учебно-методическое пособие. - Москва: Про-Пресс, 2020. - 33 с.

5. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 29.12.2012: с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021]. - Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации. - 2021. - URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/.

6. Системы виртуальной, дополненной и смешанной реальности / А.А. Смолин, Д.Д. Жданов, И.С. Потемин. [и др.]. -Учебное пособие. - Санкт- Петербург: Университет ИТМО, 2018. - 59 с.

7. Филатова, З.М. Система дистанционного обучения: организация учебного процесса / З.М. Филатова // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. - 2015. - №1(13). - С. 554-559.

8. Филатова, З.М. Цифровые инструменты и сервисы для организации учебного процесса / Б.В. Киселев, Е.Г. Биканова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2021. - №2 (31). -С. 87-91.

9. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений, обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Н. Новгород: Мининский университет. - 2020. - 50 с.

10. Fishman, B. Teaching and technology: New tools for new times. Handbook of Research on Teaching Drew / C. Dede, B. Means // H. Gitomer, C.A. Bell (eds). 5th ed. AERA. - 2016. - Ch. 21.

11. How People Learn. Bridging Research and Practice. M.S. Donovan et al. (eds). Washington, DC: National Academy Press. - 1999.

12. Kao C. Teachers'. Attitudes toward web-based. Professional Development, with Relation to Internet Self-efficacy and Beliefs about Web based Learning / C. Kao, C. Tsai // Computers and Education. - 2009. - № 53. - P. 66-73.

Педагогика

УДК 378.1 +37.026

старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); доцент Малкова Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «ЦИФРОВЫХ АБОРИГЕНОВ» КАК ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье поднимается вопрос об адаптации современного молодого поколения к новым технологическим условиям повседневной жизни для понимания характерных их особенностей как целевой аудитории в учебном процессе. В свете исследуемого вопроса авторы приводят и поясняют частотные в публицистической и научной литературе наименования обозначенной возрастной группы. В качестве основных категорий, позволяющих противопоставить поколение Z и поколение X с точки зрения владения ими цифровой компетенцией, выбраны термины, предложенные К. Робинсоном - «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты». Авторы отмечают, что подобное расслоение особенно очевидно в образовательной реальности, в которой складывается парадоксальная ситуация: технологически продвинутая молодежь (цифровые аборигены) обучается в образовательных организациях цифровыми иммигрантами, зачастую способными применять современные информационно-коммуникативные технологии лишь номинально, в качестве фона традиционным формам работы. Подобная ситуация способствует развитию пассивности в обучении, снижению мотивации и когнитивной инициативы, капсулированию человеческого потенциала в целом. В выводах авторы подчеркивают критичность сложившейся ситуации в образовательном пространстве, заявляют о необходимости модернизации существующих моделей образования.

Ключевые слова: молодые люди, цифровые аборигены, цифровые иммигранты, информационно-коммуникационные технологии, когнитивная деятельность, образовательная среда.

Annotation. The article raises the question of the adaptation of the modern young generation to the new technological conditions of everyday life in order to understand their characteristic features as a target audience in the educational process. In the light of the issue under consideration, the authors cite and explain the young people's names that are frequent in the journalistic and scientific literature. The terms proposed by K. Robinson - "digital aborigines" and "digital immigrants" - are chosen as the main categories that allow us to contrast generation Z and generation X in terms of their possession of digital competence. The authors note that such a stratification is especially evident in the educational reality, in which a paradoxical situation is developing: technologically advanced youth (digital aborigines) are trained in educational organizations by digital immigrants, who are often able to apply modern information and communication technologies only nominally, as a background to traditional forms of work. This situation contributes to the development of passivity in learning, a decrease in motivation and cognitive initiative, encapsulation of human potential in general. Making conclusions, the authors emphasize the criticality of the current situation in the educational space, and declare the need to modernize existing models of education.

Key words: young people, digital aborigines, digital immigrants, information and communication technologies, cognitive activity, educational environment.

Введение. Быстрое и непрерывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к тому, что на сегодняшний день практически каждая человеческая деятельность так или иначе обусловлена их применением. Как никогда ранее в истории человечества, инструменту, влияющему на функционирование общества в целом и на реальность бытия каждого человека в отдельности, потребовалось всего около двух десятилетий не только для того, чтобы получить широкое распространение, но и для того, чтобы пристрастить к себе все сосуществующие поколения. Более того, современные дети дошкольного и школьного возраста, а также молодые люди периода ранней взрослости даже не имели возможности познакомиться с повседневной жизнью без Интернета и цифровых информационных ресурсов. Как следствие, киберпространство являет нынче собой для молодых людей естественную среду обитания; они безболезненно и органично перемещаются между реальным и виртуальным мирами, чувствуя себя «как дома» в каждом из них.

Цель исследования: рассмотреть подробнее социальную группу молодых людей и их адаптацию к новым технологическим условиям повседневной жизни для понимания характерных их особенностей как целевой аудитории в учебном процессе.

Объект исследования: социальная группа молодых людей периода ранней взрослости.

Предмет исследования: психологические и когнитивные особенности представителей обозначенной возрастной категории с целью выявления и обязательного последующего учета их качественных характеристик как целевой аудитории в современном образовательном процессе высшего образования.

Методология исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта.

Изложение основного материала статьи. Информационное пространство пестрит разнообразными наименованиями для данной категории: центениалы или постмиллениалы, Шоколение, линкстеры и т.д. Одни наименования подчеркивают период рождения, другие - функциональные особенности. Наиболее частотными описательными выражениями в европейской научной литературе являются: а) Children of the Network (от англ. 'дети сети'), подчеркивающее свободный способ эффективного функционирования молодых людей в виртуальном мире; б) Thumb Generation ('поколение большого пальца') - термин, который соотносится с наиболее часто используемым физическим способом коммуникации на базе коротких сообщений. Отметим, что подобная практика имеет определенные образовательные последствия, проявляющиеся в трудностях при формулировании длинных речевых конструкций или в злоупотреблении аббревиатурами, специально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.