Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OPEN EDUCATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / ОТКРЫТОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / OPEN COMMUNICATION / ФАСИЛИТАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / FASILITATIVNY TRAINING / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ / METASUBJECT KNOWLEDGE / МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюдюрмагомедов А.Н.

В статье раскрываются сущность, свойства и особенности методики реализации трех типов интерактивных образовательных технологий. На основе сравнительного анализа сделан вывод, что наиболее перспективной является технология открытого взаимодействия учащихся.The article reveals the essence, properties and characteristics of the three types of implementation techniques of interactive learning technologies. It has been revealed on the basis of comparative analysis that the most promising technique is presented by the students' open interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нюдюрмагомедов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТКРЫТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 001.895: 371 А.Н. Нюдюрмагомедов

Интерактивные образовательные технологии открытого взаимодействия

Дагестанский государственный университет; nudurmagomedov@mail.ru

В статье раскрываются сущность, свойства и особенности методики реализации трех типов интерактивных образовательных технологий. На основе сравнительного анализа сделан вывод, что наиболее перспективной является технология открытого взаимодействия учащихся.

Ключевые слова: открытое образование, интерактивная технология, открытое взаимодействие, фасилитативное обучение, метапредметные знания, методика интерактивного обучения.

The article reveals the essence, properties and characteristics of the three types of implementation techniques of interactive learning technologies. It has been revealed on the basis of comparative analysis that the most promising technique is presented by the students' open interaction.

Keywords: open education, interactive technology, open communication, fasilitativny training, meta-subject knowledge, interactive methodology.

В последние годы все сильнее проявляется глубинная зависимость цивилизации и культуры от способностей и инициативы личности, развиваемых в системе образования.

Параллельно с этим наблюдается ряд негативных явлений в сфере образования: функциональная некомпетентность специалистов, утрата духовно-нравственных ценностей, пробелы в базовых знаниях обучающихся, слабые связи образования с наукоемкими технологиями, чрезмерное увлечение молодежи электронными средствами информации.

Как мы видим, в сфере образования существует множество проблем. Чтобы их решить, требуется пересмотреть представления об образовании. Это не просто процесс и результат «усвоения определенной суммы знаний в интересах человека, общества и государства» [1, с. 47], а условие воспитания и развития человека. А это возможно только в том случае, если человек будет открыт влиянию образования. Интерактивность («активность вовне») имеет несколько аспектов своего проявления в образовании.

На уровне индивидуальности она проявляется как присущие человеку любопытство, любознательность, интерес к отдельным областям знаний или деятельности. Это является естественной характеристикой любого человека. Проблема здесь связана с разным пониманием интерактивности учителями, родителями и учениками. К тому же избирательность активности учащихся становится помехой общему развитию и социализации, в которых человеку желательно иметь широкие познания и компетентности в разных сферах деятельности. В новых стандартах общего образования они названы ме-тапредметными знаниями и умениями учащихся. Однако метапредметность в образовательных стандартах ограничена общеучебными умениями. Метазнания и метадеятель-ность скорее имеют характер методологических и герменевтических сведений, которые объясняют природу, структуру и логику знаний и деятельности независимо от области их реализации [2, с. 16-17]. Модернизация образования в последние годы ориентирует ученых, методистов и учителей на поиск разных форм, методов и технологий обучения, помогающих сформировать собственные параметры, индивидуальные программы, дифференцированные задания для учащихся. Широко используются в таких целях разнообразные компьютерные программы, доступные даже через индивидуальные мобильные телефоны. Но при этом надо иметь в виду, что между компьютерными программами и учебными заданиями есть существенная разница. В компьютерных играх

подача информации преимущественно опирается на внешний эффект, на захват внимания, манипулирование и развлекательный характер действий. Как правило, используется метод проб и ошибок, механический перебор вариантов. При этом никаких существенных преобразований в мышлении учащихся не происходит. В учебных заданиях развитие конкретных умений заранее планируется, под них создаются познавательные конструкции с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей, а также темпа работы учащихся. Можно предусмотреть ожидаемую степень активных усилий учащихся при выполнении данных заданий или при взаимодействии с учителем как консультантом.

К этому аспекту интерактивности можно отнести работу учащихся с заданной учителем или самостоятельно выбранной информацией. При этом также возможны вариации, начиная с механического восприятия, запоминания и воспроизведения данной информации до активного поиска способов реализации собственных замыслов, идей или проектов. Интерактивными мы склонны считать только такие технологии, которые способствуют ориентации учащихся на поиск своего смысла, понимания или новых идей и проектов. Их нельзя задавать заранее. Они, как правило, возникают по ходу диалога на основе неожиданных идей и флуктуационных мыслей, которые учащийся обнаруживает в используемой информации. Однако такого типа интерактивные технологии, способствуя стимулированию индивидуальных познавательных усилий учащихся, не помогают их взаимодействию между собой. Из известных интерактивных технологий к ним можно отнести: дифферецированные задания, интеллектуальные игры, индивидуальные проекты, портфолио, тьюторское сопровождение, электронный учебник, тренинги, контекстное обучение и др.

Интерактивность (взаимодействие) всего класса, студенческой аудитории с преподавателем или другим источником информации можно усилить через четкую организацию, структурную обработку, привлечение вспомогательных учебных средств, использование динамической наглядности, реакцию учащихся на живую эмоциональную речь педагога. В этом аспекте стали популярны Интернет-ресурсы, интерактивные доски, демонстрационные имитирующие эксперименты, бинарные лекции, структурные и динамические модели, схемы, макеты или иные конструкции. Они позволяют значительно увеличить интерес аудитории к изучаемому материалу. Эти средства оказались настолько новыми, неожиданными для консервативного образования, что значительная часть педагогов неоправданно считает только их интерактивными технологиями образования. Использование разного типа видеоматериалов, обеспечивая высокую степень непроизвольного внимания при восприятии учебной информации, не позволяет учитывать особенности мыслительных процессов и уровень понимания учащимися изучаемого материала. Сторонникам такого типа технологий необходимо иметь в виду, что внешняя привлекательность и эмоциональность могут не только способствовать восприятию, но и отвлекать от сущности изучаемого предмета, если при завершении не обобщать основные знания, полученные учащимися на таких занятиях, и не фиксировать их.

К технологиям такого типа можно отнести: проблемное изложение, говорящее размышление, обучение «зигзагом», динамическую наглядность (наложение, кэширование), интегрированное обучение, визуализированные лекции, демонстрационные эксперименты, конференции, круглые столы, игровые формы занятий, «мозговой штурм», синектику и др.

Более глубокий смысл интерактивности проявляется в педагогическом взаимодействии учащихся и студентов между собой при работе группы над общим заданием. Такую форму взаимодействия можно назвать открытой интерактивностью. В педагогической теории она получила название открытого образования (обучения), в основу кото-Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. Вып. 4 223

рого заложена постнеклассическая парадигма развития науки. Специалисты в области саморазвивающихся систем считают, что в открытых системах настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, а будущее не может быть с точность предопределено. Человек в таких условиях учебного познания постоянно будет находиться в ситуации выбора подходов и способов действий, построения своих отношений с партнерами, сравнения своего мнения с иными, возникшими у других участников диалога, поиска оптимального решения проблемы в соответствии с изменяющимися условиями. Переходя к внутренним существенным механизмам взаимодействия в открытом обучении, можно сказать, что в нем даже отдельная флуктуация может стать настолько сильной, что будет способна перестроить всю сложившуюся систему или налаженную методику. В числе таких бифуркаций может выступать даже неожиданное спонтанное мнение отдельного участника обсуждения проблемы. В этот переломный момент (точка бифуркации) невозможно предсказать, в каком направлении дальше будет развиваться система, каковы будут функции ее компонентов и степень активности ее участников в общем деле [3, с. 17]. Открытое взаимодействие в обучении создает для педагога, решившегося на его организацию, много подводных камней и неожиданных затруднений:

- если учащимся разрешено свободно высказывать свои мысли и идеи, то нужно быть готовым к неожиданным и даже неразрешимым в рамках известных знаний ситуациям и проблемам;

- свобода в высказывании мнений требует признания разных способов объяснения и понимания изучаемых явлений и процессов;

- на вопросы учащихся учитель может непосредственно не иметь своих ответов, что требует публичного признания своего «незнания»;

- в условиях интерактивных технологий педагогу нельзя торопиться с обобщением и оценкой ограниченного количества ответов, мнений, надо стараться растягивать обсуждение, стимулируя, а иногда и провоцируя новые идеи и мысли учащихся;

- сравнение разных идей при групповом обсуждении и на этапе обобщения вариативных групповых решений проблемы должно давать учащимся, студентам возможность уточнить свое первоначальное мнение, выдвинуть новую идею, предложить новые способы решения проблемы;

- в групповом взаимодействии желательно использовать свободный выбор партнеров с разным уровнем компетентности, чтобы возникли условия для взаимного обмена информацией или совместной работы;

- эстафетные формы работы групп над открытыми проблемами позволяют мобилизовать и индивидуальную интерактивность каждого участника в условиях состязания между группами.

К интерактивным открытым технологиям можно отнести имитационные ролевые и деловые игры, деловой театр, дебаты по корпоративным группам, групповые проекты, учебные эстафеты, ситуативный (кейс) метод, учебные встречи.

Эта классификация только дает возможность для разных подходов к интерактивным технологиям, что помогает определить цель предстоящей работы, исходя из функций той или иной технологии. Она же может стать основанием выбора технологии, адекватной содержанию изучаемого материала или развитию тех или иных качеств или компетентностей учащихся, студентов. Но при этом надо иметь в виду, что одни технологии могут быть адекватны всему занятию, а другие больше подходят как частные методы и средства в комплексе технологий учебного занятия. Например, технология «Учебная встреча» реализуется в форме КВН: формируются разные команды, каждая со своим названием, эмблемой, девизом, приветствием и презентацией. В ходе работы каждая команда участвует в четырех конкурсах: на глубокое понимание знаний, на 224 Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. Вып. 4

владение способами деятельности по использованию знаний, на проявление сообразительности и оперативности реакции в неожиданных ситуациях и на способность строить свои проекты с использованием изученных по теме знаний и способов деятельности. Каждая команда старается демонстрировать свои возможности в состязании с другими. В итоге определяется победитель и обобщаются основные знания по изученному разделу учебного предмета. Все перечисленные процедуры в приведенной последовательности составляют технологию учебной встречи, которая занимает целое занятие. Иногда она требует даже объединения двух-трех занятий, поскольку имеет целью обобщение большого раздела предмета. Одновременно внутри этой технологии взаимодействуют более локальные, но имеющую свою специфическую задачу интерактивные технологии, которые усиливают и поддерживают интерактивность всей технологии и атмосферы взаимодействия учащихся между собой на занятии. В данной технологии используются групповая работа при формировании команд, «мозговой штурм» при подготовке группового ответа на вопросы, креативные технологии при подготовке проекта по четвертому конкурсу, рейтинговая технология при оценке результатов, технология критического мышления при оппонировании и защите позиций группы по своим ответам.

Кроме того, часто наблюдается вариативность использования одной технологии. Тогда порядок и характер действий учащихся, студентов на занятии также меняются. Например, технология эстафеты предполагает создание соперничающих групп, подготовку для них равносильных заданий, требующих взаимодополняющих последовательных действий, установку временных норм их выполнения, последовательное выполнение каждого действия разными членами группы и порядок представления результатов. Она совмещает в себе возможности кооперации в группе, конкуренции между группами и интеграции при формулировке конечного результата.

Но эта же технология может быть использована со следующими вариантами изменения условий или порядка реализации:

- задание одинаковое, а каждая группа старается выполнить его раньше других;

- задание одинаковое, и каждая группа должна выполнить его разными способами и средствами;

- задания разные, и выполняют их на время;

- задание общее, а каждая группа продолжает работу другой группы на следующем этапе решения;

- задание общее, а каждая группа на этапе логического продолжения старается запутать работу другой группы;

- команды задают друг другу логическую цепочку вопросов по теме и требуют ответов от любого члена команды.

Как видно из вариантов технологий, каждая из них направлена на развитие разных умений и компетентностей учащихся, студентов.

Учитель, преподаватель при этом выполняет функции фасилитатора, поддерживающего взаимодействие участников, обсуждение информации друг с другом и с разнообразными источниками и поощряющего их инициативу в общем деле. В фасилита-тивном обучении педагог помогает группе выбрать, модифицировать или принять ряд учебных задач и приобрести новые навыки и знания, связанные с этими задачами [4]. Но он не должен забывать об учебных целях по формированию общекультурных, интеллектуальных и профессиональных компетентностей обучающихся. В связи с этим к реализации технологий открытого взаимодействия предъявляется ряд требований:

- интерактивные технологии являются новым явлением, поэтому использующий их педагог не должен бояться экспериментировать, использовать разные подходы, методы и средства;

- открытое взаимодействие можно построить только на доверительных отношениях и взаимном уважении;

- основой интерактивности является стимулирование педагогом инициативы обучаемых через сомнения, противоречия, неожиданности в вопросах и ситуациях, которые он ставит перед аудиторией;

- любая инициатива или спонтанная мысль учащихся должна быть замечена и поддержана позитивной реакцией педагога;

- групповое взаимодействие способствует возникновению потока мыслей учащихся, который может быть остановлен нетерпеливым вмешательством и неосторожной и преждевременной оценкой педагога;

- для поддержки потока идей учащихся в открытой интерактивности педагогу необходимо периодически подбрасывать новую информацию или неожиданные предложения;

- степень реализации основной учебной цели, которую выполняла интерактивная технология, преподаватель демонстрирует при обобщении основных знаний, добытых совместными усилиями взаимодействовавших на занятии групп учащихся.

Сравнительная оценка разных типов интерактивных технологий показывает эффективность и перспективность технологий открытого взаимодействия учащихся, студентов в группе при совместной работе над учебным материалом.

Литература

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001. - 218 с.

2. Омаров О.А., Гасанов М.М., Нюдюрмагомедов А.Н. Методологическая культура преподавателя высшей школы. - Махачкала: Лотос, 2008. - 192 с.

3. Шевелева С.С. Открытая модель образования. - М.: Магистр, 1997. - 48 с.

4. Фасилитативное обучение // www. Metodmacter. ru/articles/fasilitativnoe -obuchenie.

Поступила в редакцию 20 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.