Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ'

НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / MORAL POTENTIAL / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / FRIENDLY RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нажалова Н.С.

В статье обоснована важность раскрытия нравственного потенциала интерактивных технологий и предложена программа и методика его реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral potential of interactive educational technologies

The article is focused on the importance of revealing moral potential of interactive educational technologies; the scheme and methods of its implementation have been devised.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.001 Н.С. Нажалова

Нравственный потенциал интерактивных технологий образования

Дагестанский государственный университет; 4oh@mail.ru

В статье обоснована важность раскрытия нравственного потенциала интерактивных технологий и предложена программа и методика его реализации.

Ключевые слова: нравственный потенциал, интерактивные технологии, доброжелательные отношения.

Во всех исторически сложившихся типах образования нравственное воспитание, формирование молодежи на идеях добра и справедливости считались основными задачами воспитания личности. При этом доброжелательность считается одной из базовых категорий нравственного сознания человека, помыслы и намерения которого направлены на содействие благу, совершение добра, признание, понимание и уважение других людей. Однако при этом надо иметь в виду, что доброжелательность, с одной стороны, является душевным свойством человека, которое он вправе проявить к другим людям, а с другой стороны, она выступает как предписанное правило, требование общества к человеку [1, с. 50].

Поиск причин реальных явлений, негативно влияющих на нравственное здоровье школьников, постоянно является прерогативой научных исследований. Но анализ научных исследований и образовательной практики показывает, что проблемы воспитания рассматриваются в отрыве от обучения и интерактивных технологий современного образования [2, с. 6]. Специалисты считают, что более «глубокий смысл интерактивности проявляется в педагогическом открытом взаимодействии учащихся, студентов между собой при работе группы над общим заданием» [3, с. 223]. В нашей позиции интерактивность больше направлена на формирование доброжелательных отношений, чем на сам познавательный процесс. Успешность познавательных действий в групповых и ролевых проектах закономерно обусловлена характером возникающего в этом процессе взаимодействия учащихся. В связи с этим целями нашего исследования стали выявление и использование потенциала интерактивных технологий в воспитании нравственных отношений учащихся.

Методологическим основанием исследования стали научные труды, посвященные проблемам соотношения обучения и воспитания в разных типах образовательных систем. Проведенный нами ретроспективный теоретический анализ показал, что приоритета воспитания в образовании придерживаются Аль-Газали Абу-Хамид, Ш.А. Амона-швили, Л.Е. Балашов, А.А. Гусейнов, Н.Г. Дебольский, В.С. Ключевский, И.С. Кон, Ф. Ницше, А.Н. Нюдюрмагомедов и др.

Психологические аспекты интеграции обучения и воспитания рассмотрены в исследованиях А.И. Захарова, А.Г. Ковалева, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Р.К. Немова, К.Н. Поливановой, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Хрипковой и др.

Интерактивные технологии рассматривают как средство воспитания учащихся на учебных занятиях М.П. Выходцева, И.А. Куличева, Т.И. Лойко, А.Н. Нюдюрмагомедов, Ю.Г. Семенов и др., во внеурочных мероприятиях - И.Ю. Городчикова, Г.Г. Зеленцова, В.И. Нефедова, Е.Н. Переверзева, Е.Б. Ялымова и др.

В одной из работ Т.Г. Жарковской, которая близка к проблеме нашего исследования, рассмотрен аспект формирования нравственных понятий добра и зла, жизни и смерти, любви и красоты, национального сознания на уроках добра [4, с. 269-272].

Проведенный анализ педагогической теории показал, что проблеме взаимосвязи интерактивных технологий с воспитанием доброжелательных отношений учащихся пока не уделяется должного внимания. Эта проблема определила основные направления Центра современных образовательных технологий им. С.М. Омарова в университете. По результатам разработанных в центре интерактивных технологий и мастер-классов инициативных преподавателей опубликовано методическое пособие для преподавателей и учителей с описанием методик восемнадцати интерактивных технологий [5].

Но известно, что интерактивные технологии часто возникают по инициативе учителей, воспитателей, которые вызывают особый интерес у учащихся. Для выявления состояния практики реализации таких связей мы протестировали более трехсот учащихся и учителей. Анализ результатов тестирования по характерным признакам доброжелательных отношений (отзывчивость, милосердие, сострадание, самокритичность, справедливость) показал, что степень доброжелательности учащихся к одноклассникам, к себе и родным людям недостаточно высок: к сверстникам их отношение снисходительно, по отношению к посторонним людям наблюдается безразличие, даже агрессия.

Характеристика программы и модели формирования доброжелательных отношений подростков показала, что для их реализации необходимо разработать технологии, адекватные основным направлениям доброжелательности. В связи с этим по каждому направлению программы были разработаны конкретные мероприятия и коллективные дела для учащихся.

Особенностью нашей методики является поэтапное приучение подростков к доброжелательным отношениям, начиная со знакомства и раскрытия сущности самих отношений, изучения опыта человечества в проявлении и понимании значимости доброжелательности, организации интерактивных технологий по утверждению доброжелательных намерений и социальной закалки этих отношений.

В каждом из этих направлений и этапов работы - в определении тематики мероприятий, подборе материала по содержанию, определении формы организации занятий - происходило равноправное взаимодействие педагогов и учащихся. А технологии взаимодействия и оценку результатов степени влияния проведенной работы на характер отношений подростков предполагалось оставить в руках классных руководителей, студентов, привлеченных к эксперименту, и исследователя как куратора всей работы по формированию доброжелательных отношений.

При подготовке и организации каждого мероприятия определялись актуальность темы, цель и основные задачи, используемые средства и технологии, характер взаимодействия с подростками и ожидаемые результаты.

Кроме того, в содержании и технологиях в целях повышения убедительности использовались сравнения категорий и свойств доброжелательности в каждом из формируемых отношений. В методике также была предусмотрена вариативность проведения мероприятий на одну тему в зависимости от школы, класса, замысла организатора.

Для эксперимента были выбраны восемь экспериментальных и контрольных классов. Работа в контрольных группах проводилась по программе духовно-нравственного воспитания с широким охватом разных проблем нравственности. В экспериментальных классах акцент был сделан на реализации программы нравственного потенцала интерактивных технологий. Для удобства сравнения результатов в каждой школе были выбраны параллельные классы с адекватными возрастными и содержа-

тельными условиями учебного и воспитательного процесса. Выборка школ (общеобразовательная, гимназия, школа-интернат для сирот) и параллельных классов должна была обеспечить чистоту и достоверность результатов эксперимента.

В начале эксперимента во всех классах было проведено тестирование по методике, использованной при массовом исследовании отношений подростков к проявлениям доброжелательности. После этого был организован семинар для учителей и классных руководителей экспериментальных классов с целью их ознакомления с программой формирования доброжелательных отношений и методикой ее реализации.

Содержание и ход самого эксперимента включали четыре этапа. На первом этапе проводилось изучение сущности, свойств и значимости доброжелательности в различных формах интерактивных занятий. Содержательно были разработаны уроки и внеклассные мероприятия: «О добре», «О сострадании», «О сочувствии», «О милосердии», урок благотворительности «Огромное море - миллионы мельчайших капель», этические беседы «Доброта - уважительное отношение к людям», «Кто такие добрые люди», «Долг и совесть», «Давайте будем милосердны», «Доброжелательность, в чем она выражается, чем ее мерят», конференции «Доброта в нас и вокруг нас», «Самокритика идет от совести», «Доброта истинная и ложная», «Без сострадания и милосердия нельзя жить в мире», конкурсы эрудитов этики «Поговорим о доброжелательности», «Борьба добра со злом», «Доброжелательные отношения в традициях дагестанцев», «Быть добрым и человечным», «Презентация традиций этноса» и др.

На втором этапе проводились наблюдения и оценка доброжелательных отношений по реальным событиям, ситуациям из художественной литературы, по примерам из жизни праведников, известных в истории людей, взаимоотношений в семье и в школе со сверстниками, по импровизациям ситуаций доброжелательности, организуемым в школе.

На третьем этапе основной задачей работы уже становится включение подростков в реальные или импровизированные ситуации нравственных отношений. В таких ситуациях предполагалось научить подростков различать добро и зло, определять преимущества доброжелательных отношений по сравнению с равнодушием или злонамеренными умыслами и планами людей.

На четвертом этапе нашей методики от словесного воздействия, восприятия и усилий в понимании доброжелательности предлагается перейти к работе по утверждению доброжелательных намерений, осознанной решимости совершать добрые дела и строить доброжелательные отношения с другими людьми. В этих целях разработаны дискуссии, круглые столы, ток-шоу, фестивали и презентации народного этикета, импровизированные годеканы, встречи у родника, акции взаимопомощи горцев в трудовых делах, игры - импровизации ситуаций доброжелательных отношений.

В процессе организации этих форм мероприятий предложено использовать интерактивные технологии: диалоги, импровизации, тренинги, ролевые самоактуализации, разрешение нравственных дилемм. Специфика работы на этом этапе состояла в том, что учащиеся становятся как бы выразителями своих планов, авторами возможных действий и отношений, исполнителями импровизированных ролей в ситуации проявления доброжелательных отношений. Такими технологиями можно вырабатывать способность и готовность к доброжелательности, если им придется вступать в отношения с другими людьми разного характера. Участвуя в таких технологиях, они испытывают себя и в реальных отношениях со сверстниками.

На пятом этапе для тренинга доброжелательных отношений (социальной закалки) были организованы периодические посещения дома ребенка, дома престарелых и благотворительных приютов для бездомных. На этом этапе предполагалось задействовать учащихся в реальных жизненных ситуациях людей, действительно нуждающихся в сочувствии, сострадании и исходя из этого - в помощи, поддержке, доброжелательном отношении к себе. При этом подростки выступали в роли волонтеров, добровольно старающихся облегчить жизнь людей, нуждающихся в помощи и сострадании.

В результате эксперимента был собран обширный материал в форме письменных заданий, мини-рассказов и эссе учащихся по обсужденным на диалоговых мероприятиях характеристикам доброжелательных отношений в своем представлении и понимании. Динамика новообразований в готовности учащихся к добрым намерениям и доброжелательным отношениям подтвердила нашу гипотезу о том, что успешность учебных достижений учащихся обусловлена характером взаимодействия детей, складывающимися нравственными взаимоотношениями, возникающими в интерактивных технологиях.

Обобщая результаты исследования, можно считать, что эффективными условиями реализации нравственного потенциала интерактивных технологий являются:

- диагностика состояния и характера взаимодействия учащихся в интерактивных технологиях;

- разработка и реализация программы и адекватной методики реализации нравственного потенциала инноваций;

- разработка интерактивных форм воспитательных технологий в соответствии с потенциальным влиянием на нравственные качества человека;

- подготовка педагогического коллектива к реализации программы, технологий и методики их реализации в динамичном педагогическом процессе;

- объективный мониторинг нравственных новообразований и их влияния на учебные достижения учащихся.

Литература

1. Нажалова Н.С. Технологии формирования доброжелательных отношений подростков // Известия ДГПУ. - 2012. - № 2. - С. 50-54.

2. Рамазанова Л.М. Педагогические условия реализации воспитательной функции инновационных форм учебных занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2013. - 22 с.

3. Нюдюрмагомедов А.Н. Интерактивные образовательные технологии открытого взаимодействия // Вестник ДГУ. Серия «История, педагогика, психология». - 2013. -№ 4. - С. 222-227.

4. Жарковская Т.Г. Медиаобразование и нравственное воспитание школьников // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сб. научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 1999. - С. 269-272.

5. Разработка и внедрение интерактивных технологий в высшей школе: научно-методическое пособие / под ред. А.Н. Нюдюрмагомедова. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - 68 с.

Поступила в редакцию 3 июня 2013 г.

UDK 371.001

Moral potential of interactive educational technologies N.S. Nazhalova

Dagestan State University; 4oh@mail.ru

The article is focused on the importance of revealing moral potential of interactive educational technologies; the scheme and methods of its implementation have been devised.

Keywords: moral potential, interactive technologies, friendly relations.

Received June 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.