УДК 371.001 Н.С. Нажалова
Нравственный потенциал интерактивных технологий образования
Дагестанский государственный университет; 4oh@mail.ru
В статье обоснована важность раскрытия нравственного потенциала интерактивных технологий и предложена программа и методика его реализации.
Ключевые слова: нравственный потенциал, интерактивные технологии, доброжелательные отношения.
Во всех исторически сложившихся типах образования нравственное воспитание, формирование молодежи на идеях добра и справедливости считались основными задачами воспитания личности. При этом доброжелательность считается одной из базовых категорий нравственного сознания человека, помыслы и намерения которого направлены на содействие благу, совершение добра, признание, понимание и уважение других людей. Однако при этом надо иметь в виду, что доброжелательность, с одной стороны, является душевным свойством человека, которое он вправе проявить к другим людям, а с другой стороны, она выступает как предписанное правило, требование общества к человеку [1, с. 50].
Поиск причин реальных явлений, негативно влияющих на нравственное здоровье школьников, постоянно является прерогативой научных исследований. Но анализ научных исследований и образовательной практики показывает, что проблемы воспитания рассматриваются в отрыве от обучения и интерактивных технологий современного образования [2, с. 6]. Специалисты считают, что более «глубокий смысл интерактивности проявляется в педагогическом открытом взаимодействии учащихся, студентов между собой при работе группы над общим заданием» [3, с. 223]. В нашей позиции интерактивность больше направлена на формирование доброжелательных отношений, чем на сам познавательный процесс. Успешность познавательных действий в групповых и ролевых проектах закономерно обусловлена характером возникающего в этом процессе взаимодействия учащихся. В связи с этим целями нашего исследования стали выявление и использование потенциала интерактивных технологий в воспитании нравственных отношений учащихся.
Методологическим основанием исследования стали научные труды, посвященные проблемам соотношения обучения и воспитания в разных типах образовательных систем. Проведенный нами ретроспективный теоретический анализ показал, что приоритета воспитания в образовании придерживаются Аль-Газали Абу-Хамид, Ш.А. Амона-швили, Л.Е. Балашов, А.А. Гусейнов, Н.Г. Дебольский, В.С. Ключевский, И.С. Кон, Ф. Ницше, А.Н. Нюдюрмагомедов и др.
Психологические аспекты интеграции обучения и воспитания рассмотрены в исследованиях А.И. Захарова, А.Г. Ковалева, И.С. Кона, В.А. Крутецкого, Р.К. Немова, К.Н. Поливановой, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Хрипковой и др.
Интерактивные технологии рассматривают как средство воспитания учащихся на учебных занятиях М.П. Выходцева, И.А. Куличева, Т.И. Лойко, А.Н. Нюдюрмагомедов, Ю.Г. Семенов и др., во внеурочных мероприятиях - И.Ю. Городчикова, Г.Г. Зеленцова, В.И. Нефедова, Е.Н. Переверзева, Е.Б. Ялымова и др.
В одной из работ Т.Г. Жарковской, которая близка к проблеме нашего исследования, рассмотрен аспект формирования нравственных понятий добра и зла, жизни и смерти, любви и красоты, национального сознания на уроках добра [4, с. 269-272].
Проведенный анализ педагогической теории показал, что проблеме взаимосвязи интерактивных технологий с воспитанием доброжелательных отношений учащихся пока не уделяется должного внимания. Эта проблема определила основные направления Центра современных образовательных технологий им. С.М. Омарова в университете. По результатам разработанных в центре интерактивных технологий и мастер-классов инициативных преподавателей опубликовано методическое пособие для преподавателей и учителей с описанием методик восемнадцати интерактивных технологий [5].
Но известно, что интерактивные технологии часто возникают по инициативе учителей, воспитателей, которые вызывают особый интерес у учащихся. Для выявления состояния практики реализации таких связей мы протестировали более трехсот учащихся и учителей. Анализ результатов тестирования по характерным признакам доброжелательных отношений (отзывчивость, милосердие, сострадание, самокритичность, справедливость) показал, что степень доброжелательности учащихся к одноклассникам, к себе и родным людям недостаточно высок: к сверстникам их отношение снисходительно, по отношению к посторонним людям наблюдается безразличие, даже агрессия.
Характеристика программы и модели формирования доброжелательных отношений подростков показала, что для их реализации необходимо разработать технологии, адекватные основным направлениям доброжелательности. В связи с этим по каждому направлению программы были разработаны конкретные мероприятия и коллективные дела для учащихся.
Особенностью нашей методики является поэтапное приучение подростков к доброжелательным отношениям, начиная со знакомства и раскрытия сущности самих отношений, изучения опыта человечества в проявлении и понимании значимости доброжелательности, организации интерактивных технологий по утверждению доброжелательных намерений и социальной закалки этих отношений.
В каждом из этих направлений и этапов работы - в определении тематики мероприятий, подборе материала по содержанию, определении формы организации занятий - происходило равноправное взаимодействие педагогов и учащихся. А технологии взаимодействия и оценку результатов степени влияния проведенной работы на характер отношений подростков предполагалось оставить в руках классных руководителей, студентов, привлеченных к эксперименту, и исследователя как куратора всей работы по формированию доброжелательных отношений.
При подготовке и организации каждого мероприятия определялись актуальность темы, цель и основные задачи, используемые средства и технологии, характер взаимодействия с подростками и ожидаемые результаты.
Кроме того, в содержании и технологиях в целях повышения убедительности использовались сравнения категорий и свойств доброжелательности в каждом из формируемых отношений. В методике также была предусмотрена вариативность проведения мероприятий на одну тему в зависимости от школы, класса, замысла организатора.
Для эксперимента были выбраны восемь экспериментальных и контрольных классов. Работа в контрольных группах проводилась по программе духовно-нравственного воспитания с широким охватом разных проблем нравственности. В экспериментальных классах акцент был сделан на реализации программы нравственного потенцала интерактивных технологий. Для удобства сравнения результатов в каждой школе были выбраны параллельные классы с адекватными возрастными и содержа-
тельными условиями учебного и воспитательного процесса. Выборка школ (общеобразовательная, гимназия, школа-интернат для сирот) и параллельных классов должна была обеспечить чистоту и достоверность результатов эксперимента.
В начале эксперимента во всех классах было проведено тестирование по методике, использованной при массовом исследовании отношений подростков к проявлениям доброжелательности. После этого был организован семинар для учителей и классных руководителей экспериментальных классов с целью их ознакомления с программой формирования доброжелательных отношений и методикой ее реализации.
Содержание и ход самого эксперимента включали четыре этапа. На первом этапе проводилось изучение сущности, свойств и значимости доброжелательности в различных формах интерактивных занятий. Содержательно были разработаны уроки и внеклассные мероприятия: «О добре», «О сострадании», «О сочувствии», «О милосердии», урок благотворительности «Огромное море - миллионы мельчайших капель», этические беседы «Доброта - уважительное отношение к людям», «Кто такие добрые люди», «Долг и совесть», «Давайте будем милосердны», «Доброжелательность, в чем она выражается, чем ее мерят», конференции «Доброта в нас и вокруг нас», «Самокритика идет от совести», «Доброта истинная и ложная», «Без сострадания и милосердия нельзя жить в мире», конкурсы эрудитов этики «Поговорим о доброжелательности», «Борьба добра со злом», «Доброжелательные отношения в традициях дагестанцев», «Быть добрым и человечным», «Презентация традиций этноса» и др.
На втором этапе проводились наблюдения и оценка доброжелательных отношений по реальным событиям, ситуациям из художественной литературы, по примерам из жизни праведников, известных в истории людей, взаимоотношений в семье и в школе со сверстниками, по импровизациям ситуаций доброжелательности, организуемым в школе.
На третьем этапе основной задачей работы уже становится включение подростков в реальные или импровизированные ситуации нравственных отношений. В таких ситуациях предполагалось научить подростков различать добро и зло, определять преимущества доброжелательных отношений по сравнению с равнодушием или злонамеренными умыслами и планами людей.
На четвертом этапе нашей методики от словесного воздействия, восприятия и усилий в понимании доброжелательности предлагается перейти к работе по утверждению доброжелательных намерений, осознанной решимости совершать добрые дела и строить доброжелательные отношения с другими людьми. В этих целях разработаны дискуссии, круглые столы, ток-шоу, фестивали и презентации народного этикета, импровизированные годеканы, встречи у родника, акции взаимопомощи горцев в трудовых делах, игры - импровизации ситуаций доброжелательных отношений.
В процессе организации этих форм мероприятий предложено использовать интерактивные технологии: диалоги, импровизации, тренинги, ролевые самоактуализации, разрешение нравственных дилемм. Специфика работы на этом этапе состояла в том, что учащиеся становятся как бы выразителями своих планов, авторами возможных действий и отношений, исполнителями импровизированных ролей в ситуации проявления доброжелательных отношений. Такими технологиями можно вырабатывать способность и готовность к доброжелательности, если им придется вступать в отношения с другими людьми разного характера. Участвуя в таких технологиях, они испытывают себя и в реальных отношениях со сверстниками.
На пятом этапе для тренинга доброжелательных отношений (социальной закалки) были организованы периодические посещения дома ребенка, дома престарелых и благотворительных приютов для бездомных. На этом этапе предполагалось задействовать учащихся в реальных жизненных ситуациях людей, действительно нуждающихся в сочувствии, сострадании и исходя из этого - в помощи, поддержке, доброжелательном отношении к себе. При этом подростки выступали в роли волонтеров, добровольно старающихся облегчить жизнь людей, нуждающихся в помощи и сострадании.
В результате эксперимента был собран обширный материал в форме письменных заданий, мини-рассказов и эссе учащихся по обсужденным на диалоговых мероприятиях характеристикам доброжелательных отношений в своем представлении и понимании. Динамика новообразований в готовности учащихся к добрым намерениям и доброжелательным отношениям подтвердила нашу гипотезу о том, что успешность учебных достижений учащихся обусловлена характером взаимодействия детей, складывающимися нравственными взаимоотношениями, возникающими в интерактивных технологиях.
Обобщая результаты исследования, можно считать, что эффективными условиями реализации нравственного потенциала интерактивных технологий являются:
- диагностика состояния и характера взаимодействия учащихся в интерактивных технологиях;
- разработка и реализация программы и адекватной методики реализации нравственного потенциала инноваций;
- разработка интерактивных форм воспитательных технологий в соответствии с потенциальным влиянием на нравственные качества человека;
- подготовка педагогического коллектива к реализации программы, технологий и методики их реализации в динамичном педагогическом процессе;
- объективный мониторинг нравственных новообразований и их влияния на учебные достижения учащихся.
Литература
1. Нажалова Н.С. Технологии формирования доброжелательных отношений подростков // Известия ДГПУ. - 2012. - № 2. - С. 50-54.
2. Рамазанова Л.М. Педагогические условия реализации воспитательной функции инновационных форм учебных занятий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2013. - 22 с.
3. Нюдюрмагомедов А.Н. Интерактивные образовательные технологии открытого взаимодействия // Вестник ДГУ. Серия «История, педагогика, психология». - 2013. -№ 4. - С. 222-227.
4. Жарковская Т.Г. Медиаобразование и нравственное воспитание школьников // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сб. научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 1999. - С. 269-272.
5. Разработка и внедрение интерактивных технологий в высшей школе: научно-методическое пособие / под ред. А.Н. Нюдюрмагомедова. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. - 68 с.
Поступила в редакцию 3 июня 2013 г.
UDK 371.001
Moral potential of interactive educational technologies N.S. Nazhalova
Dagestan State University; 4oh@mail.ru
The article is focused on the importance of revealing moral potential of interactive educational technologies; the scheme and methods of its implementation have been devised.
Keywords: moral potential, interactive technologies, friendly relations.
Received June 3, 2013