Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные мультимедийные материалы / преподавание русского языка как иностранного / цифровые технологии / образовательный процесс / эффективные методы обучения. / interactive multimedia materials / teaching Russian as a foreign language / digital technologies / educational process / effective teaching methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташева Умида Темуровна

статья рассматривает современные тенденции в использовании интерактивных мультимедийных материалов в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Выделяются преимущества такого подхода, приводятся примеры эффективных интерактивных материалов и обсуждаются стратегии их использования в учебном процессе. Статья также подчеркивает важность компетентности преподавателя, адаптации материалов под потребности студентов и постоянного обновления методов в соответствии с последними технологическими тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ташева Умида Темуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE MULTIMEDIA MATERIALS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article examines the current trends in the use of interactive multimedia materials in the process of teaching Russian as a foreign language (RCT). The advantages of this approach are highlighted, examples of effective interactive materials are given and strategies for their use in the educational process are discussed. The article also emphasizes the importance of the teacher's competence, the adaptation of materials to the needs of students and the constant updating of methods in accordance with the latest technological trends.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО Ташева У.Т.

Ташева Умида Темуровна - старший преподаватель, кафедра языков,

Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья рассматривает современные тенденции в использовании интерактивных мультимедийных материалов в процессе преподавания русского языка как иностранного (РКИ). Выделяются преимущества такого подхода, приводятся примеры эффективных интерактивных материалов и обсуждаются стратегии их использования в учебном процессе. Статья также подчеркивает важность компетентности преподавателя, адаптации материалов под потребности студентов и постоянного обновления методов в соответствии с последними технологическими тенденциями.

Ключевые слова: интерактивные мультимедийные материалы, преподавание русского языка как иностранного, цифровые технологии, образовательный процесс, эффективные методы обучения.

INTERACTIVE MULTIMEDIA MATERIALS IN TEACHING RUSSIAN AS A

FOREIGN LANGUAGE Tasheva U.T.

Tasheva Umida Temurovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF LANGUAGES, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: The article examines the current trends in the use of interactive multimedia materials in the process of teaching Russian as a foreign language (RCT). The advantages of this approach are highlighted, examples of effective interactive materials are given and strategies for their use in the educational process are discussed. The article also emphasizes the importance of the teacher's competence, the adaptation of materials to the needs of students and the constant updating of methods in accordance with the latest technological trends. Keywords: interactive multimedia materials, teaching Russian as a foreign language, digital technologies, educational process, effective teaching methods.

УДК: 378.147

Современные тенденции в преподавании русского языка как иностранного (РКИ) неразрывно связаны с инновационными подходами и технологиями. С развитием интернета и цифровых технологий возникает все большая необходимость в использовании интерактивных мультимедийных материалов в образовательном процессе [1]. Актуальность этой темы подтверждается не только ростом числа студентов, изучающих русский язык как иностранный, но и постоянным обновлением цифровых ресурсов и инструментов, способствующих эффективному обучению.

Примеры интерактивных мультимедийных материалов:

1. Образовательные игры и упражнения:

• Игры на лексику: например, кроссворды или онлайн-квизы.

• Игры на грамматику: такие как игры на согласование времен, составление предложений и т.д.

• Игры на развитие навыков говорения: включающие ролевые игры, диалогические упражнения и дебаты [2].

2. Виртуальные экскурсии и туры: студенты могут погрузиться в атмосферу русскоязычных стран, посещая виртуальные музеи, достопримечательности и улицы.

3. Аудио- и видеоматериалы: использование аудио и видеофайлов для тренировки аудирования, обогащения словарного запаса и практики произношения [3].

4. Интерактивные книги и словари [4]: такие материалы обеспечивают интерактивное взаимодействие с текстом, позволяя студентам получать дополнительные объяснения, переводы и упражнения прямо внутри приложения.

При использовании интерактивных мультимедийных материалов в образовательном процессе следует уделить особое внимание подбору соответствующих ресурсов, учитывая не только академический

уровень и предпочтения студентов, но и поставленные перед обучением цели, чтобы обеспечить максимальную эффективность и результативность обучающего процесса. Важно разрабатывать задания и упражнения с учетом их интеллектуальной привлекательности, разнообразия и направленности на стимулирование активного взаимодействия с представленным материалом, что способствует более глубокому усвоению информации и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Эффективная организация работы с интерактивными материалами предполагает их использование как во время уроков, так и во внеурочное время, обеспечивая студентам возможность самостоятельного изучения и практики, что способствует формированию у них навыков самоорганизации и саморегуляции

[5].

Анализ преимуществ и недостатков использования интерактивных мультимедийных материалов в РКИ, выполненный в Таблице 1, позволяет не только получить представление о возможностях новых технологий, но и сделать обоснованные выводы о целесообразности их применения для решения конкретных языковых задач.

Таблица 1. Анализ преимуществ и недостатков использования интерактивных мультимедийных материалов в преподавании РКИ.

Характеристика Преимущества Недостатки

Расширение каналов восприятия Улучшение запоминания материала Малая вариативность учебных средств

Поддержка аудиального восприятия Возможные технические проблемы

Интерактивные задания Активное вовлечение студентов в процесс обучения Необходимость обучения преподавателей в использовании ИКТ

Возможность индивидуализации обучения Риск отвлечения студентов на внешние факторы

Стимуляция визуального мышления Зависимость от доступа к технологиям

Доступ к ресурсам Широкий доступ к авторитетным источникам и образовательным материалам Доступ из любой точки мира Опасность недостоверной информации Необходимость фильтрации и выбора качественных материалов

Таким образом, для достижения максимальной эффективности от использования интерактивных мультимедийных материалов в преподавании РКИ, необходимо грамотно подбирать и использовать интерактивные технологии, сочетая их с другими методами обучения.

В целом, интерактивные мультимедийные материалы представляют собой неотъемлемую часть современного образования и играют важную роль в успешном обучении русскому языку как иностранному. Их использование способствует не только улучшению языковых навыков студентов, но и развитию их критического мышления, творческой активности и самостоятельности, что делает обучение более продуктивным и увлекательным.

Список литературы /References

1. Алленова И.В. Современные методы обучения русскому языку как иностранному // Проблемы современной науки и образования. - 2023. - №. 2 (180). - С. 38-40.

2. Мирзалиева Д.Б. Геймификация в обучении русскому языку как иностранному // Вестник науки и образования. - 2020. - №. 21-1 (99). - С. 38-40.

3. Таранова Т. Н. Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранных студентов русскому языку // Наука и образование сегодня. - 2017. - №. 10 (21). - С. 5962.

4. Шониёзова С.Н., Ахмедова М.А. Использование словаря коммуникативно значимых цитат при обучении русскому языку // Academy. - 2020. - №. 2 (53). - С. 49-51.

5. Ташева У. Т. Роль самостоятельности и творческой активности студентов в профессионально -направленном обучении русскому языку в техническом вузе //Экономика и социум. - 2023. - №. 1-2 (104). - С. 518-521.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.