Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МЕЖСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева М.В.

Статья посвящена проблеме формирования языковых навыков при работе с худо- жественным текстом на языковых занятиях в неязыковых вузах с использованием методов технологии интерактивного обучения. В статье дается определение технологии интерак- тивного обучения; раскрываются понятия «межсубъектное взаимодействие», «педагогиче- ское взаимодействие», «интерактивное педагогическое взаимодействие»; подробно описы- ваются и характеризуются особенности, признаки и инструменты интерактивного педагоги- ческого взаимодействия; приводятся классификации интерактивных методов по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ»

УДК 378.147

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ НА ЯЗЫКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Interactive methods of work with literary text in language classes in non-linguistic universities М.В. Румянцева, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 24) Рецензент: Л.А. Нефёдова, доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного университета

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования языковых навыков при работе с художественным текстом на языковых занятиях в неязыковых вузах с использованием методов технологии интерактивного обучения. В статье дается определение технологии интерактивного обучения; раскрываются понятия «межсубъектное взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «интерактивное педагогическое взаимодействие»; подробно описываются и характеризуются особенности, признаки и инструменты интерактивного педагогического взаимодействия; приводятся классификации интерактивных методов по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии.

Ключевые слова: технология интерактивного обучения, интерактивные методы, межсубъектное взаимодействие, педагогическое взаимодействие, интерактивное педагогическое взаимодействие, формирование навыков чтения.

Abstract

The article is devoted to the problem of the formation of language skills in working with the artistic text in language classes in non-linguistic universities using methods of interactive learning technology. The article defines the technology of interactive learning; the concepts of "intersubject interaction", "pedagogical interaction", "interactive pedagogical interaction" are disclosed; detailed features and characteristics of interactive pedagogical interaction are described and characterized; classifications of interactive methods are given according to their leading function in pedagogical interaction.

Keywords: interactive learning technology, interactive methods, intersubject interaction, pedagogical interaction, interactive pedagogical interaction, formation of reading skills.

Цель и методика исследования.

На сегодняшний день перед преподавателями иностранного языка в неязыковом вузе остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса студентов к изучению иностранного языка, укрепления положительной мотивации в обучении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии интерактивного обучения. Многие педагоги стали отказываться от традиционных методов обучения, например, от простых лекционных уроков в пользу интерактивных занятий. В интерактивных методиках много положительных моментов, о них и пойдет речь в данной статье.

Термин «интерактивный» - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью. Следовательно, интерактивное обучение - это освоение реальных жизненных ситуаций, посредством взаимодействия с окружающими, направленное на выработку умений необходимых для улучшения качества самой жизни. Интерактивное обучение дает возможность приобретать каждый раз новый навык, новую способность (способность как умение, а не как талант), поэтому человек учится с удовольствием [5].

Интерактивное обучение позволяет включать в процесс обучения всех участников. При этом создаются условия, где каждый обучающийся взаимодействует с учебным окружением, которое служит областью осваиваемого им жизненного опыта. Обучающийся при этом является полноправным и активным участником учебного процесса, а его опыт служит источником учебного познания.

В интерактивном обучении меняется и сама роль педагога, потому что он не дает готовых ответов на обсуждаемые вопросы, так, как это принято в традиционном обучении, а побуждает учащихся к самостоятельному, осознанному поиску решений. Следовательно, активность педагога постепенно замещается активностью обучающихся, при этом создаются условия, направленные на развитие их личной инициативы, интеллектуальной состоятельности, уверенности, способности к эффективному общению, анализу альтернативных мнений, а также формируется навык принятия продуманных решений.

Технологию интерактивного обучения определяют как «совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучающихся, последовательная реализация которых создает оптимальные условия для их развития». Основополагающим понятием, определяющим содержание интерактивных методов, является «взаимодействие». Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой считается способность человека «принимать роль

другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [6].

Педагогическое взаимодействие - это обмен деятельности между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливается деятельностью других.

Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивное педагогическое взаимодействие, реализация интерактивных педагогических методов направлены на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

• пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

• совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

• согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

• совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Ведущими признаками и инструментами интерактивного педагогического взаимодействия являются: полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др.

В педагогической интерпретации полилог - это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; готовность и возможность для участников высказать эту точку зрения; причем любая точка зрения, какой бы она ни была, имеет право на существование.

Диалог предполагает восприятие участниками педагогического процесса себя как равных партнеров, субъектов взаимодействия.

Мыследеятельность как сущностный признак интерактивных методов заключается в организации интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся; не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности; организация проблемного обучения; самостоятельное выполнение учащимися разнообразных мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.; сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического взаимодействия.

Смыслотворчество является процессом осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений окружающей действительности по обсуждаемой проблеме; это восприятие участниками педагогического процесса окружающей действительности через призму своей индивидуальности, выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

Свобода выбора учащихся и педагога состоит в их сознательном регулировании и активизации своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют оптимальному развитию, саморазвитию.

Создание ситуации успеха заключается в целенаправленном создании педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, радости, проявления спектра положительных эмоций и чувств. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию. Для создания ситуации успеха используются разнообразные педагогические средства, условия. Ведущее из условий - позитивность, оптимистичность оценивания учащихся.

Позитивность и оптимистичность оценивания участниками педагогического взаимодействия друг друга проявляется в их стремлении к возвышению достижений личности, осуществлению оценки себя и другого как условия саморазвития. Это умение педагога при оценке деятельности учащихся подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость достигнутого результата, индивидуальных достижений личности, стремление отметить и подчеркнуть позитивные изменения в состоянии развития учащегося.

Рефлексия есть самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия. Это актуализация педагогом и учащимися своих знаний, опыта деятельности в той или иной педагогической ситуации. Это их потребность и готовность зафиксировать изменения состояния развития, определить причины таких изменений, дать оценку эффективности состоявшегося педагогического взаимодействия, созданных педагогических условий для своего развития.

Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:

• создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

• организации обмена деятельностями;

• организации мыследеятельности;

• организации смыслотворчества;

• организации рефлексивной деятельности.

Методы организации мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, развитию их положи-

тельной мотивации к учению, с другой — стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение учащимися различных мыслительных операций.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», осуществляемую педагогом в самом начале организуемого педагогического взаимодействия (в начале урока, занятия, внеклассного дела и т.п.) на этапе введения в атмосферу иноязычного общения для оперативного включения в совместную работу каждого учащегося. Методы этой группы способствуют самоактуализации всех учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации.

Методы организации обмена деятельностями предполагают сочетание индивидуальной и групповой совместной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность, как преподавателя, так и студентов. Ведущим признаком этих методов является объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности как доминирующего условия их развития.

Методы организации смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания педагогического процесса, создание учащимися своего индивидуального смысла изучаемых явлений и предметов, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смысла.

Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ и самооценку участниками педагогического взаимодействия, своей деятельности, ее результатов, обычно организуются на завершающем этапе занятия. Методы этой группы позволяют учащимся и педагогу зафиксировать состояние своего развития и определить причины этого.

Технология интерактивного обучения может быть технологической характеристикой отдельного урока, занятия, внеклассного мероприятия. В то же время в интерактивном режиме можно проводить все занятия по какой-либо учебной дисциплине.

Результаты исследований.

Погружение обучающегося в язык как в «царство смысла» и «дом духа» возможно только при деятельностном подходе в преподавании языка. Обращение к литературным произведениям в процессе работы над повышением культуры речи необходимо говорящим и пишущим, так как вершиной речевой культуры, эталоном, осознаваемым в качестве нормативного речевого образца, признан литературный язык художественных произведений. Именно в нём веками исторически устанавливались, закреплялись и накапливались, как в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, под

влиянием которых формировались речь и языковое сознание всех носителей данного языка.

«За» работу на уроке с художественным текстом говорят многие аргументы:

• стихи и песни мотивируют обучающихся;

• художественные произведения скрашивают процесс обучения и борются с его монотонностью;

• стихотворения являются выразителями эмоциональности, которая отсутствует в учебных текстах;

• стихотворения учат воспринимать языковую игру;

• они вносят свой вклад в снятие напряжения и боязни говорить;

• с художественными произведениями можно работать на любом этапе обучения языку;

• во многих художественных произведениях проявляются культурологические особенности носителей языка, раскрываются страноведческие факты, что позволяет читателю приобщаться к культуре изучаемого языка.

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает преподавателя к постоянному творчеству, совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь, знакомясь с тем или иным интерактивным методом, преподаватель определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями учащихся, предлагаемым содержанием, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознает, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения - необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Выводы и рекомендации.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать обучающегося активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность студента. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.

Библиографический список

1. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. Ростов н/Д: Феникс , 2010. 315 с.

2. Ефимова Е.А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально

мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С. 23-24.

3. Малышева Т.В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуни-

кативной компетенции учащихся // Учитель в школе. 2010. № 4. С. 14-16.

4. Карпенко Е., Райс О. Интерактивные методы в обучении. Педагогика нового вре-

мени // Режим доступа: https://www.litres.ru/elena-karpenko-8917501/interaktivnye-tehnologii-v-obuchenii-prakticheskoe-posobie/chitat-onlayn

5. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Мн.: Белорусский верасень,

2005. 176 с.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. / Г.К. Селевко.

М.: «НИИ школьных технологий», 2006. Т. 1. 816 с.

7. Чепыжова Н.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий

для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. 2010. № 6. С. 13-15.

8. Brown D. Teaching by Principles: an Interactive Approach to Language Pedagogy. - 2nd

edition. - Addison Wesley: Longman, 2001. - 480 p.

9. Villar-Rodriguez E.; Del Ser J.; Nekane Bilbao M. & oth. A feature selection method for

author identification in interactive communications based on supervised learning and language typicality // ENGINEERING APPLICATIONS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE. T. 56. Pp. 175-184. NOV. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.