Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Марина Владимировна

В статье рассматриваются сущность и преимущества интерактивных методов обучения в организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the essence and advantages of interactive teaching methods in the organization of extracurricular independent work of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-126-131

© Кутепова М.В. 2021

INTERACTIVE METHODS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Marina V. Kutepova,

Head of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines Moscow Regional Branch Moscow State University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Biological Sciences, 143100, Moscow region, Ruza city district, Staroteryaevo village

Марина Владимировна Кутепова,

начальник кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат биологических наук 143100, Московская область, Рузский городской округ,

п. Старотеряево

Для цитирования: Кутепова М.В. Интерактивные методы организации самостоятельной работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 126-131. Научная специальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования.

Abstract. The article discusses the essence and advantages of interactive teaching methods in the organization of extracurricular independent work of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: professional activity, competence approach, activity approach, interactive methods, independent work of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и преимущества интерактивных методов обучения в организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, компетентностный подход, деятельностный подход, интерактивные методы, самостоятельная работа курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

В условиях значительной конкуренции, которая предполагает постоянное совершенствование технологий, быстрое овладение инновационными методами работы, ускоренную адаптацию к условиям профессиональной деятельности возникает необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, способных эффективно выполнять оперативно-служебные задачи. А.П. Панфилов указывает, что в эпоху глобальной информации от руководителей и специалистов требуется использование инновационных технологий взаимодействия, корпоративной организационной культуры, продуктивных моделей партнерского общения, что возможно при организации опережающего обучения, осуществить которое можно при использовании интенсивных технологий, наиболее эффективных1.

К тому же подготовка конкурентоспособного специалиста должна осуществляться в условиях

реализации компетентностного подхода в образовании. Данные требования к обучению отраженыв стандартах высшего образования. Для формирования компетенций важно использовать деятель-ностный и практикоориентированный подходы в подготовке специалистов при освоении всех учебных дисциплин и при организации самостоятельной работы. Реализация компетентностного подхода в обучении является методом представления конечных результатов обучения и выступает как норма качества высшего образования2.

Формирование компетенций будущих сотрудников органов внутренних дел возможно при организации эффективной самостоятельной работы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. При этом увеличивается время самостоятельной работы в учебных планах (до 50 %). Такое преобразование вызывает необходимость применения интерактивных методов

самостоятельной работы, совершенствования технического, программного обеспечения, инновационных методов контроля и самоконтроля знаний курсантов и слушателей. Самостоятельная работа становится значимой формой процесса обучения и требует совершенствования методов ее организации. Основное направление данных преобразований состоит в том, что самостоятельная работа становится основным средством формирования общекультурных и профессиональных компетенций курсантов и слушателей. Получение образования в современных условиях характеризуется увеличением объема поступающей информации, которую необходимо усвоить, в которой необходимо ориентироваться, но каждому специалисту необходимо также развивать умение применять знания на практике, что особенно актуально для сотрудников органов внутренних дел, так как их профессионализм проявляется в способности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Широко исследуется использование инновационных педагогических технологий, интерактивных методов в организации аудиторных занятий, применение которых обусловлено реализацией компетентностного подхода в системе высшего образования. Организационные формы процесса обучения можно разделить на пассивные, активные и интерактивные. В первом случае используются репродуктивные методы обучения, которое строится по принципу взаимоотношений «объект» и «субъект». Преподаватель управляет процессом обучения, а обучаемые подчиняются его указаниям, пассивно воспринимают информацию. Взаимосвязь между участниками процесса строится на основе опроса, выполнения контрольных работ, тестовых заданий. При использовании активных методов обучения «объект» становится «субъектом» процесса обучения и проявляет определенную активность, преподаватель и слушатели действуют на равных. Методы активного обучения составляют основу современных педагогических технологий, данные методы основаны на принципах сотрудничества, индивидуализации, практической направленности обучения.

Интерактивные методы обучения - это более широкое взаимодействие обучаемых с преподавателями, а также между собой, в процессе которого они решают проблемы, моделируют ситуации. Данные методы обеспечивают возможность реа-лизовывать индивидуальные особенности человека, активизировать мыслительную деятельность, усиливать мотивацию к изучению дисциплин, совершенствовать коммуникативные компетенции курсантов и слушателей. В психологии «интерак-

ция» - способность взаимодействовать с кем-либо (с человеком), с чем-либо (с компьютером).

В педагогике интерактивные методы обучения предполагают сотрудничество участников процесса обучения, равноправное общение их. Интерактивное обучение основано на использовании интернет-ресурсов и применении информационных технологий, дистанционного обучения. Интерактивные методы обучения предполагают такое социальное взаимодействие, которое позволяет интенсифицировать образовательный процесс за счет психологического усиления влияния группы на процесс усвоения опыта - взаимообучения. Ведущим методом познавательной активности и повышения мотивации к учению является организация самостоятельной работы курсантов и слушателей. В связи с этим одна из основных задач преподавателей - формирование у курсантов и слушателей умения учиться. Основными дидактическими принципами применения интерактивных методов является: активная позиция участников образовательного процесса, что предполагает применение игровых технологий, методов проектов, решения конкретных ситуаций; интеллектуальное, творческое развитие личности; смену коммуникативных позиций участников процесса; разнонаправленный обмен информацией, который происходит с меньшей скоростью, но является более точным и полным; проблемность, контекст-ность обучения, мотивацию и инициативность обучаемых.

Интерактивные методы организации самостоятельной работы обучаемых, при этом, изучены недостаточно. Самостоятельная работа представляет собой целенаправленную планируемую деятельность обучаемых, направленную на углубление знаний, формирование мотивации к изучению дисциплины, развитие познавательных способно-стей3.

Самостоятельная работа курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России -это мыслительная и практическая деятельность обучаемых, направленная на решение теоретических и практических задач, цель которой подготовка курсантов и слушателей к решению оперативно-служебных задач в будущей профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа организуется в различных формах учебно-воспитательного процесса, в ходе которого у обучаемых формируется и проявляется самостоятельность, сознательность и активность4. Под самообразованием курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России понимают деятельность, в результате кото-

рой они приобретают профессиональные знания самостоятельно, совершенствуют умения и профессиональные качества5. Деятельность курсантов и слушателей, обеспечивающая самообразование, влияет на формирование компетенции профессионального самосовершенствования, что обеспечивает значительную мобилизацию знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач.

Выделяют два основных вида самостоятельной работы обучаемых: в процессе проведения аудиторных занятий - лекций, семинаров, практических занятий и внеаудиторная самостоятельная работа, которая проводится при подготовке к семинарам, практическим занятиям, написании домашних контрольных работ, рефератов, курсовых работ, выполнении практикумов, чтении и конспектировании литературы, подготовке к зачетам и экзаменам, обработке результатов исследований, написании научно-исследовательских работ, подготовке научных докладов и научных статей, проведении тестирования для текущего контроля степени усвоения содержания учебных дисциплин, тестировании остаточных знаний по предметам.

Наиболее эффективно осуществляется самостоятельная работа с помощью интерактивных методов. Преподавателями кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя накоплен определенный опыт организации самостоятельной работы курсантов и слушателей. Особая роль в использовании интерактивных методов самостоятельной работы принадлежит организации диалога и взаимодействия между преподавателем и курсантами, слушателями, при этом деятельность обучаемых приближена к исследовательской, поисковой.

К интерактивным методам организации самостоятельной работы относится организация работы в группах, например, при подготовке различных заданий. В процессе непосредственного общения формируются коммуникативные навыки, навыки социального поведения и работы в коллективе. Такой вид самостоятельной работы развивает умение работать быстро, принимать конструктивные решения, отвечать за них, общаться между собой и улаживать конфликты. Достижение таких результатов обусловлено тем, что, работая в группе, обучаемые стимулируют друг друга к достижению успеха, благоприятные взаимоотношения обеспечивают условия для творчества. Задача преподавателя при создании группы курсантов и слушателей состоит в том, чтобы четко определить цель задания, проконсультировать членов груп-

пы, обозначить этапы выполнения задания Взаимодействие между участниками группы, между преподавателем и курсантами осуществляется и при непосредственном общении, и в режиме оп-Нпе-технологий.

Организация деятельности в группах используется при подготовке к ролевым, деловым играм, к различным видам семинаров, к работе курсантов и слушателей в «Юридической консультации».

Проведению ролевой, деловой игры предшествует подготовительный этап, во время которого курсанты и слушатели знакомятся с проблемой, подлежащей обсуждению, перед ними ставятся цели, задачи, определяются роли каждого участника. На данном этапе подготовки к игре преподавателю необходимо организовать взаимодействие ее участников, которое определяется установленными правилами игры, отражающими особенности профессиональной деятельности. Данный вид организации самостоятельной работы применяется при подготовке к деловым играм по различным дисциплинам, например, по дисциплине «Риторика», к проведению ролевой игры по теме «Предмет и задачи риторики. Из истории риторики». Цель игры - показать «исторические картинки», иллюстрирующие роль риторики в жизни общества разных эпох: Древней Греции, Древнего Рима, России ХУ-Х1Х вв., США XX в. Подготовительная работа курсантов и слушателей заключается в повторении исторической характеристики определенных эпох, в подборе элементов костюма, интерьера, в изучении стиля речевого поведения ораторов того времени. Обучаемым дается задание изучить литературу по истории риторики заданного периода, выбрать наиболее интересного оратора, составить и исполнить монолог о нем от имени современника данного исторического периода. Во время подготовки преподаватель согласовывает выступления курсантов со своим рассказом об истории развития риторики, так как монологи обучаемых иллюстрируют, дополняют повествование преподавателя.

При использовании метода проектов курсанты и слушатели объединяются в группы для аналитической работы по определенной тематике. Данный метод используется нами при подготовке творческих работ по дисциплине «Этническая психология». Такой вид самостоятельной работы обеспечивает развитие творчества курсантов и слушателей на основе формирования положительного отношения к учебной деятельности и выполнения творческих заданий, в которых дается характеристика национально-психологических особенностей различных этносов. Подготовка проектов

осуществляется курсантами по плану: историческая справка о происхождении этнической общности, география распространения этноса, национальные традиции, психологические особенности представителей этноса6. Обучаемые готовятся к защите своих проектов, используя презентации. Смысл подготовки творческих проектов состоит в том, чтобы на протяжении изучения всего курса «Этническая психология» собирать теоретический материал, характеризующий особенности определенной нации, готовить мультимедайные слайды, решать практические задания, в которых рассматриваются ситуации общения с представителями различных этносов, ситуации взаимодействия с различными этносами в процессе выполнения сотрудниками органов внутренних дел оперативно-служебных задач.

Метод проектов позволяет развить навыки логического мышления, наиболее полно раскрыть творческие способности обучаемых, стимулировать их к научно-исследовательской деятельности.

Метод обучения в парах (спарринг-партнерство) - это разновидность парной внеаудиторной самостоятельной работы, в которой курсанты и слушатели выступают в роли соперников, выполняя задания по заранее определенному алгоритму. Каждый курсант самостоятельно готовится к спарринг-занятиям, изучает теоретическое содержание темы, выполняет задания различной сложности, готовит задания для своего партнера. В процессе организации данного вида самостоятельной работы преподаватель первое время сам подбирает партнеров. Подбор может быть различным: выбирают курсантов с одинаковым уровнем подготовки или с различным уровнем знаний. При этом преследуют различные цели: диагностика уровня обученности, стимулирование познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки. При подведении итогов обучения в парах курсанты и слушатели оценивают собственные действия, уровень подготовленности, выявляют недостатки и их причины, намечают план устранения пробелов в знаниях. В процессе спарринг-партнерства воспитывается важное качество - ответственность за результаты обучения по дисциплинам7. Примером использования данного вида самостоятельной работы являетсяподготовка к практическому занятию по дисциплине «Риторика» по теме «Основы полемического мастерства». Курсанты распределяются по парам, каждый из них готовит примеры текстов, в которых используются полемические приемы, уловки в споре и представляют их друг другу. Каждый должен определить эти приемы,

дать им характеристику, подготовиться к обсуждению заданий на практическом занятии.

Курсанты и слушатели принимают участие в правовом информировании граждан в рамках деятельности «Юридической консультации». Во время подготовки к проведению консультаций обучаемые в период самостоятельной подготовки под руководством преподавателя рассматривают теоретические вопросы по заданной теме, решают практические задания по тем дисциплинам, освоение которых обеспечивает подготовку к составлению документов, общению с гражданами, решению правовых вопросов. Курсанты получают знания по правовым дисциплинам, у них формируются общекультурные и профессиональные компетенции.

Эффективным методом самостоятельной работы является решение тестовых заданий, введенных в электронную базу. Тестовые задания в электронной образовательной среде вуза позволяют осуществлять текущий контроль знаний и уровень развития практических умений (тесты содержат теоретические и практические задания) по разделам и целому курсу изучаемых дисциплин, а также проводить контроль остаточных знаний курсантов и слушателей и отслеживать степень развития компетенций у обучаемых. При организации такого вида самостоятельной работы значительную роль играет создание в вузе единой электронной образовательной среды.

Использование интерактивных методов организации самостоятельной работы обучаемых предъявляет определенные требования к деятельности преподавателя, который должен координировать процесс, обеспечивать его организацию, методическое обеспечение, консультировать курсантов и слушателей, проводить мониторинг деятельности обучаемых во время самостоятельной работы. Преподавателю отводится руководящая роль в организации самостоятельной работы. Преподаватель обеспечивает методическое сопровождение самостоятельной работы, организует эффективную систему самостоятельной работы, обучает курсантов и слушателей различным методам самостоятельной работы, самоконтроля, выявляет индивидуальные возможности обучаемых, использует их при организации самостоятельной работы.

Организация подготовки квалифицированных специалистов требует от преподавателей постоянного совершенствования профессионального мастерства по передаче не только теоретических знаний, но и практического опыта. Сам преподаватель обязан владеть современными методами

организации обучения, умением применять современные педагогические технологии, использовать интерактивные методы, приемы эффективного общения, стимулировать активность обучаемых, в том числе и в организации самостоятельной работы, развивать стремление обучаемых к овладению новой информацией, в качестве фундамента для профессионального совершенствования.

Таким образом, современное образование требует использования интерактивных методов обучения, инновационных педагогических технологий, что позволяет представить содержание изучаемых дисциплин в более доступном для восприятия виде.

Создание системы организации самостоятельной работы в образовательной организации МВД России под руководством преподавателей, использование интерактивных методов в организации самостоятельной работы обеспечивает более высокую продуктивность учебной деятельности курсантов и слушателей, позволяет сделать ее творческой и личностно-ориентированной.

Вместе с тем, не исключены и некоторые трудности в применении интерактивных методов организации самостоятельной работы обучаемых: значительные усилия, направленные на создание электронной образовательной среды, недостаточный уровень мотивации у части обучаемых, что обусловлено использованием принципа добровольности участия в использовании интерактивных методов самостоятельной работы. В результате, на наш взгляд, эффективнее сочетать традиционные и интерактивные методы организации самостоятельной работы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. Сочетание традиционных методов обучения организации самостоятельной работы обучаемых с интерактивными методами обеспечивает более высокий уровень подготовки специалистов.

Библиографический список

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. С. 65.

2. Крепкая Т.Н. Компетентностный подход к проектированию целей и результатов профессионального образования // Реализация компетентност-ного подхода в системе высшего профессионального образования : сб. докладов Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 апр. 2012 г. / под ред. М.А. Акоповой, Н.И. Алмазовой). СПб. : Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. 2012. С. 114-118.

3. Кузнецова И.М. Технология педагогического руководства самообразованием студентов экономического вуза / И. М. Кузнецова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 1 (47). С. 64-68.

4. Купавцев Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России : дис. ... канд. педагог. наук / Т.С. Купавцев. М., 2004.167 с.

5. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Этносы России: антропологический, психологический и педагогический подходы : учебно-практическое пособие / Т.В. Мальцева, Е.Н. Сепиашвили. Руза : МОФ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015.70 с.

6. Панфилова А.П. Образовательная результативность интенсивных технологий, применяемых в учебном процессе // Вестник Балтийской педагогической академии: Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: возможности, перспективы, проблемы риска. 2006. Вып. 72. С. 159.

7. Сафонова Л.Ю. Методы интерактивного обучения методические указания Великие Луки 2015 : методические указания для преподавателей по применению интерактивных форм обучения. Великие Луки, 2015.

References

1. Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher school: textbook / comp. T. G. Mukhina. N. Novgorod : NN-GASU, 2013. p. 65.

2. Krepkaya T. N. Competence-based approach to the design of goals and results of professional education // Implementation of the competence approach in the system of higher professional education: collection of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference, April 27-28, 2012 / ed. by M.A. Akopova, N.I. Almazova). Saint-Petersburg : Saint-Petersburg State Polytechnic University. 2012. pp. 114-118.

3. Kuznetsova I.M. Technology of pedagogical management of self-education of students of the economic university / I.M. Kuznetsova / / Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft. 2009. No. 1 (47). pp. 64-68.

4. Kupavtsev T. S. Pedagogical support of independent work of cadets (listeners) of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: dis. ... candidate of Pedagogical Sciences / T.S. Kupavtsev. M., 2004. 167 p.

5. Maltseva T.V., Sepiashvili E.N. Ethnos of Russia: anthropological, psychological and pedagogi-

cal approaches: an educational and practical guide / T.V. Maltseva, E.N. Sepiashvili. Ruza : MOF MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, 2015. 70 p.

6. Panfilova A.P. Educational effectiveness of intensive technologies used in the educational process // Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy: Intensive methods and technologies in training and professional development of the individual: opportunities, prospects, problems of risk. 2006. Issue 72. P. 159.

7. Safonova L.Yu. Methods of interactive learning methodological guidelines Velikiye Luki 2015: methodological guidelines for teachers on the use of interactive forms of learning. Velikiye Luki, 2015.

1 Панфилова А.П. Образовательная результативность интенсивных технологий, применяемых в учебном процессе // Вестник Балтийской педагогической академии: Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: возможности, перспективы, проблемы риска. 2006. Вып. 72. С. 159.

2 Крепкая Т.Н. Компетентностный подход к проектированию целей и результатов профессионального образования // Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования : сб. докладов Всероссий-

ской научно-практической конференции, 27-28 апр. 2012 г. / под ред. М.А. Акоповой, Н.И. Алмазовой). СПб. : Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. 2012. С. 114-118.

3 Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. С. 65.

4 Купавцев Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: дисс. ... канд. пед. наук / Купавцев Т.С. - М., 2004. - 167 с.

5 Кузнецова И.М. Технология педагогического руководства самообразованием студентов экономического вуза / И.М. Кузнецова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 1 (47). С. 64-68.

6 Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Этносы России: антропологический, психологический и педагогический подходы : учебно-практическое пособие / Т.В. Мальцева, Е.Н. Сепиашвили. Руза : МОФ МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2015. 70 с.

7 Сафонова Л.Ю. Методы интерактивного обучения методические указания Великие Луки 2015 : методические указания для преподавателей по применению интерактивных форм обучения. Великие Луки, 2015.

Управление творческой деятельностью : монография / И. П. Калошина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 432 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Предлагается деятельностный подход к творческим способностям, которые понимаются как система определенных, формируемых извне действий. Рассматривается проблема обучения планомерной творческой деятельности - управляемое решение творческих задач, которое осуществляется с помощью методологических знаний о структуре деятельности.

В качестве учебных творческих задач предлагается теоретический материал, взятый из разных областей знаний и разных учебных дисциплин в них, который некогда был результатом изобретений и открытий в этих областях знаний и теперь подлежит изучению. Такой материал дан в учебниках обычно без аргументации его происхождения, т.е. с пропусками "логических" звеньев, что обусловливает трудности в его усвоении и последующем применении к решению предметных задач.

Решение учебных творческих задач на воссоздание указанного материала снимает трудности в его усвоении.

Второе издание книги дополнено новыми примерами творческой деятельности, осуществляемой (управляемой) как с помощью методологических знаний, так и другими путями.

Предназначена для специалистов в разных областях знаний, преподавателей высших учебных заведений, а также аспирантов, студентов и учащихся разных уровней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.