Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ РАБОТЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ РАБОТЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / преподаватель / компетенция / формирование компетентности / высшее учебное заведение МВД России / оперативно-розыскная деятельность / оперуполномоченный уголовного розыска / cadet / teacher / competence / competence formation / higher educational institution of Ministry of Internal Affairs of Russia / operational search activity / criminal investigation officer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Аветисян, Г.Г. Жигалова, A.A. Рясов

В статье рассматриваются отдельные направления компетентностного подхода в организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России для дальнейшей службы выпускников в должности оперуполномоченных уголовного розыска. Для оптимизации обучения при подготовке курсантов и слушателей высших образовательных организаций МВД России с целью их последующей деятельности в оперативно-розыскных подразделениях органов внутренних дел следует в полном объеме использовать компетентностный подход в ходе формирования теоретических знаний и выработки необходимых умений и навыков при принятии решений в оперативно-служебной деятельности. Авторы делают вывод о том, что обучение должно быть направлено на подготовку специалиста, способного оптимально выбирать различные методы оперативной работы, привлекать граждан на конфиденциальной основе для эффективного предотвращения преступлений, их пресечения, раскрытия информации, а также оперативной поддержки уголовного расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Аветисян, Г.Г. Жигалова, A.A. Рясов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH IN TRAINING CADETS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO WORK IN OPERATIONAL SEARCH UNITS

The article considers certain areas of competence-based approach in the organization of the educational process with the participation of cadets in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for their further service as a criminal investigation officer. To optimize the educational process in the training of cadets and students of higher educational institutions of the MIA of Russia for their subsequent activities in operational investigative divisions of bodies of Internal Affairs should make full use of the competence approach in the formation of their theoretical knowledge and develop the necessary skills in decision-making in operational activities. The authors conclude that the training of cadets should be aimed at training a specialist, who would be able to optimally choose various methods of operational work, to attract citizens on a confidential basis to effectively prevent crimes, their suppression, disclosure, as well as prompt support of criminal investigation.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ РАБОТЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ»

Уровни развития формирования знаний о здоровом у младших школьников

Таблица 4 жизни

Уровни развития Результаты обследования

Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 30% 40%

Средний 50% 60%

Низкий 20% (0%

Таким образом, если смотреть на данные приведенной таблицы, то видно, что 4 младших школьника находятся на высоком уровне и 6 - на среднем. На низком уровне никто не выявлено.

Таким образом, проведенная нами опытно-экспериментальная работа показала ее эффективность, что можно увидеть из данных представленных гистограмм и таблиц. Об этом говорит и физическое состояние детей: младшие школьники на уроках окружающего мира стали более активными. На переменах ребята готовятся к следующему уроку, играют в коллективные игры, некоторые

Уровни

■ Уровни

высоким средним низкии

Гистограмма 2. Уровень формирования знаний о здоровом образе жизни младшихшкольников наконтрольном этапе опытно-экспериментальной работы

выполняют физические упражнения. После мониторинга родителей нами выявлено, что младшие школьники начапистаратьсясоблюдатьправильноепитание, не ерлпусьить волстиые иавтраки поутрас.

Полученные нами результаты мы отразили в гистограмме 2.

Итек,из1"ьстнеуаммы 2 лнупо, что писле фо^орующегоэталаопытно-эксе перимеьтальенй раСырл1л40% (4) млеушнх шьольенксвыыянленнысоклПусо-вень формирования знаний о здоровом образе жизни, а средний уровень от-мочет у ае% 2т)лроуших школэеитов.Н а ньккпш уровнетпрьго воокеьалысь. Данные оаонно-ыкспотоленлаллнл й раН5оеынлетвтрп%Рют,ртоп ыЫ рыны сффло-тивные формы и методы работы с младшими школьниками. Учащиеся стали бо-лenррнетстуeьнnпедxoднть кнаоосу зусровью и соблюдать правильное питание итежнмдня.

Проведение результатов сравнительного анализа констатирующего и кон-мрольнего эта пoонемиытобpaнеьo но гпотoгднмспл.

I констатирющии. .

Из приведенной диаграммы можно увидеть, что уровень формирования злани2 oзмесивoа шипни стсл нырн^^[, а ьcанмлaмшнxрполььниеи Гсaьннюлллaп это м тыгрaшосыкьoиpyжaющсгooуpе, гоеуьлщиоэсэкслоноп ментальной группы могли участвовать. Уровни экспериментальной группы млад-

Таким е^иет, есньнерроыоп oфсжaюмлпo с^д"^(^лпшпслро1^н^о ооуы ществлять работу по здоровьесберегающим технологиям, то это приведет к по-е^о^^и^(^ниютнлпп^я ынаний и навыков здорового образа жизни у младших школь-ыикпв.

Библиографический список

1. Концепциянациональнойбезопасности РФдо2020г. Availableat:http://www.kremlin.ru/supplement/424

2. Концепция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Москва, 2013. Available at: http://ymoc.my1.ru/2013/koncepcija.pdf

3. ОбобразованиивРоссийскойФедерации.Федеральныйзакон.Москва, 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Федеральныегосударственныеобразовательныестандартыначального обшегообразования. Available at: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. Москва: АРКТИ, 2003.

6. Крицина А.Д.Здоровьесберегающиетехнологиинаурокахокружающегомира. Обучение и воспитание: методики и практика. 2013; № 3: 12 - 15. References

1. Koncepciyanacional'noj bezopasnosti RF do 2020 g. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/424

2. KoncepciyaVserossijskogofizkul'turno-sportivnogo kompleksa.Moskva, 2013. Available at: http://ymoc.my1.ru/2013/koncepcija.pdf

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon. Moskva, 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

5. Smirnov N.K. Zdorov'esberegayuschie tehnologii vrabote uchitelya ishkoly. Moskva: ARKTI, 2003.

6. Kricina A.D. Zdorov'esberegayuschie tehnologii na urokah okruzhayuschego mira. Obuchenie i vospitanie: metodiki ipraktika. 2013; № 3: 12 - 15.

Статья поступила в редакцию 29.11.20

0%

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

ZhigalovaG.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminalistics, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

RyasovAA, Cand.ofSciences(Law),Professor, Departmentof Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs ofthe RussianFederation(Stavropol,Russia), E-mail:identifiks@mail.ru

COMPETENCE APPROACH IN TRAINING CADETS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO WORK IN OPERATIONAL SEARCH UNITS. The article considers certain areas of competence-based approach in the organization of the educational process with the participation of cadets in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for their further service as a criminal investigation officer. To optimize the educational process in the training of cadets and students of higher educational institutions of the MIA of Russia for their subsequent activities in operational investigative divisions of bodies of Internal Affairs should make full use of the competence approach in the formation of their theoretical knowledge and develop the necessary skills in decision-making in operational activities. The authors conclude that the training of cadets should be aimed at training a specialist, who would be able to optimally choose various methods of operational work, to attract citizens on a confidential basis to effectively prevent crimes, their suppression, disclosure, as wellaspromptsupportofcriminalinvestigation.

Key words: cadet, teacher, competence, competence formation, higher educational institution of Ministry of Internal Affairs of Russia, operational search activity, criminal investigation officer.

АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: aleksandr. avetisj an@rambler. ru

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: gigalovagalina@yandex. ru

A.A. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: identifiks@mail.ru

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ

ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ МВД РОССИИ

ДЛЯ РАБОТЫ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ

В статье рассматриваются отдельные направления компетентностного подхода в организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД России для дальнейшей службы выпускников в должности оперуполномоченных уголовного розыска. Для оптимизации обучения при подготовке курсантов и слушателей высших образовательных организаций МВД России с целью их последующей деятельности в оперативно-розыскных подразделениях органов внутренних дел следует в полном объеме использовать компетентностный подход в ходе формирования теоретических знаний и выработки необходимых умений и навыков при принятии решений в оперативно-служебной деятельности. Авторы делают вывод о том, что обучение должно быть направлено на подготовку специалиста, способного оптимально выбирать различные методы оперативной работы, привлекать граждан на конфиденциальной основе для эффективного предотвращения преступлений, их пресечения, раскрытия информации, а также оперативной поддержки уголовного расследования.

Ключевые слова: курсант, преподаватель, компетенция, формирование компетентности, высшее учебное заведение МВД России, оперативно-розыскная деятельность, оперуполномоченный уголовного розыска.

В настоящее время назрела необходимость в оптимизации учебного процесса при подготовке обучаемых в высших учебных заведениях МВД России в подразделениях уголовного розыска органов внутренних дел. Проблемам компе-тентностного подхода в высших учебных заведениях уделяли серьезное внимание такие ученые, как Н.Р. Азизова, Н.А. Савотина, М.И. Бочаров, С.В. Зенкина [1], А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова [2], Л.Х. Гербекова [3], С.П. Кузнецова [4], Т.С. Купавцев [5] и другие [6; 7].

Несмотря на это, каких-либо монографических и диссертационных исследований по формированию компетентностного подхода у обучающихся в учебных заведениях системы МВД практически не проводилось, и данный вопрос требует серьезной проработки.

Прежде всего, следует отметить, что педагогический процесс формирования профессиональных компетенций у курсантов системы МВД России является сложным, комплексным и многогранным, позволяющим развивать способности, необходимые для будущей практической деятельности, личностные качества, направленные на организацию межличностного взаимодействия, помогающего в решении служебных задач; познавательную, мотивационную профессиональную подготовку, являющуюся основным составляющим компонентом быстрого раскрытия, расследования преступлений, а также решения других служебных задач.

Основной целью данного процесса является формирование адекватной системы подготовки кадров, способствующей повышению уровня образования грамотного, профессионально подготовленного и коммуникативного сотрудника ОВД.

Субъектами формирования профессиональных компетенций является педагогический состав вузов системы МВД России. Объектами его выступают курсанты и слушатели очной и заочной форм обучения. Процессом же формирования профессиональных компетенций является постоянное организационно оформленное воздействие его субъектов на курсантов и слушателей.

Особое внимание в группах компетенций следует уделять общекультурным компетенциям, которые развиваются в течение всего периода обучения курсантов и слушателей. Формирование их происходит поэтапно, вместе с другими компетенциями и является важным условием для развития и выработки профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, формирующихся на основе полноценного освоения всех предыдущих групп компетенций. Общекультурные компетенции направлены на выработку знаний, умений, навыков и ценностей, способствующих реализации личностного потенциала и решению обширного спектра как общесоциальных, так и профессиональных задач.

Профессиональные компетенции при подготовке сотрудника МВД России являются «цементом», связывающим общекультурные и профессионально-специализированные компетенции. Они направлены на подготовку высококвалифицированного сотрудника МВД России.

Профессионально-специализированные компетенции представляются ядром, или экстрактом профессиональной деятельности сотрудника МВД России, синтезом его служебных задач и профессиональных свойств личности сотрудника МВД России. Этот вид компетенций формируется при изучении профильных специализированных дисциплин и специальных курсов. Данные дисциплины отличает большая информативность, узкая направленность, комплексный характер и ориентированность на практическое использование.

Важным звеном в раскрытии и расследовании преступлений является деятельность оперуполномоченных уголовного розыска, находящихся на передовой невидимого фронта борьбы с преступностью. От их подготовленности и профессионализма во многом зависит успех расследования каждого из преступлений.

С целью подготовки курсантов для работы в должности оперуполномоченного уголовного розыска преподавателям вузов системы МВД России следует использовать компетентностный подход при организации и проведении различных видов аудиторных занятий и внеаудиторной работы.

Благоприятной основой формирования у курсантов компетенций для последующего осуществления ими оперативно-розыскной деятельности в практической деятельности является использование в учебном процессе инновационных методов обучения, которые позволят в ходе обучения сформировать у обучаемых стабильные знания, сформировать навыки и умения проводить

оперативно-розыскные мероприятия, направленные на раскрытие подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений. Оперативное обеспечение расследования уголовных дел, находящихся в производстве у дознавателей и следователей, создаст благоприятные предпосылки для уголовного преследования лиц, совершивших преступления, и выяснения обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам.

В процессе обучения преподавателям вузов МВД России целесообразно использовать взаимосвязь теории дидактики и технологии обучения для формирования компетенций у обучаемых, которые будут проходить службу в оперативных подразделениях уголовного розыска.

Для формирования у курсанта знаний, навыков и умений в процессе обучения целесообразно при подготовке методических разработок для проведения аудиторных и иных занятий учитывать практическую направленность деятельности сотрудников уголовного розыска для определения модели сотрудника оперативно-розыскного подразделения в процессе закрепления комплекса компетенций у выпускника высшего учебного заведения с конкретной специализацией. В данных методических материалах следует предусмотреть взаимосвязь этапов формирования общекультурных и профессиональных компетенций изучаемых дисциплин.

В ходе занятий преподавателям следует увязывать теорию и практику оперативно-розыскной деятельности оперативных сотрудников с их совместной деятельностью с сотрудниками полиции других подразделений и служб.

При подготовке сотрудника уголовного розыска, способного эффективно выполнять служебные задачи в условиях повышенной нагрузки и стресса, в том числе умеющего создавать и поддерживать комфортную обстановку в служебном коллективе, а не только иметь высокие теоретические знания, а также обладающего умениями и навыками оперативно-розыскной работы, педагогическому составу необходимо стремиться к тому, чтобы максимально привить ему эти профессиональные знания умения и навыки.

Достижению этой цели способствует использование профессорско-преподавательским составом в своей педагогической деятельности активных и интерактивных средств и методов обучения. Они позволяют не только проверить уровень теоретических знаний курсантов и слушателей, но и активизировать их творческое начало, применить полученные ими знания при решении сложных проблемных задач в условиях, максимально приближенных к реальным.

Одним из эффективных средств для достижения указанной цели является использование такого метода обучения, как деловая игра. Данный метод позволяет смоделировать ситуацию, при которой могут проявиться такие важные для будущего оперуполномоченного уголовного розыска качества, как творческое мышление, целенаправленность, дисциплина, ответственность, коммуникабельность, умение самостоятельно принимать решения, что в конечном итоге способствует закреплению полученных на занятиях знаний и навыков.

Другим немаловажным средством решения вышеуказанной задачи является применение метода анализа конкретных ситуаций. С этой целью могут быть использованы различные проблемные ситуации. Например, ситуация-проблема - это задание, при котором перед обучаемыми ставится конкретная проблемная задача из практики и предлагается найти пути ее решения. Может быть дана ситуация-оценка, когда предлагается задача, выход из которой уже найден, задачей же курсантов является определение правильности и обоснованности принятого решения по данному делу.

Положительным моментом является приглашение на занятие практических работников уголовного розыска для разбора наиболее сложных тем по дисциплине.

В целях реализации данного метода проведения занятия преподавателю следует, прежде всего, учитывать график работы практического сотрудника и привязку его к расписанию, составленному учебным отделом. При наличии возможности желательно это делать на занятиях, завершающих курс обучения. Это связано с тем, что курсанты уже изучили большую часть теоретического материала, что позволит им задавать практическому работнику более конкретные вопросы и понять ту информацию, которую им будет давать практик. Принимая решение о привлечении практического сотрудника на занятие, следует учитывать

уровень его подготовленности, владения культурой речи и умения выступать перед аудиторией.

Как показывает практика проведения занятий с курсантами, обучающимися по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность» узкой специализации «Оперативно-розыскная деятельность», именно практические задания, включающие интерактивные технологии переводят курсанта из разряда пассивно обучаемого в разряд активно познающего материал занятия. Компетентност-ный подход в обучении включает в себя выраженную обратную связь, когда не преподаватель проводит опрос обучающегося, а сам курсант активно использует свои знания, а также преподавателя для поиска решения проблемы. Компетент-ностный подход включает в себя постоянное экспериментирование при анализе обстановки, реализации новых идей, принятие подчас совершенно неожиданных решений.

Компетенция означает не только знание, но и предполагает умение, подкреплённое знанием и возможностью самостоятельного поиска эффективного решения поставленной оперативной задачи.

Реализация компетентностного подхода включает не только коллективную форму обучения, но и групповую, а также индивидуальную. Реализация ком-петентностного подхода в подготовке сотрудников уголовного розыска предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающегося, его эмоциональный настрой. Кооперация с другими участниками учебного процесса позволяет обменяться результатами принятых решений, учиться слышать и слушать партнёров, быстро находить нужную информацию.

Практическая составляющая является обязательным компонентом в формировании компетентностного подхода. При использовании репродуктивных технологий формирование умений возможно только на этапе неоднократного повторения продемонстрированного действия. В то время как такие методические приёмы, как мозговой штурм, дискуссии, ролевые (деловые) игры несут в себе огромный потенциал для формирования не только модели поведения в указанной оперативной ситуации, но и средства получения навыков человеческого общения в заданных стратегиях отношений. Так, например, использование инверсии в проигрывании ситуации позволяет оценить шансы и предвидеть дальнейшие ходы оппонента или другого участника обучения.

Использование компетентностного подхода позволяет стимулировать интуицию участников процесса обучения, формируют систему, когда обучающийся самостоятельно исследует проблему, устанавливает отношения среди разных курсантов, решающих другие задачи.

В процессе реализации компетентностного подхода необходимо выделить характеристики компетентности. Процесс обучения должен содержать достаточно большой объём информации, которым могут оперировать обучающиеся, быть

Библиографический список

структурирован; обучающемуся необходимо чётко просматривать связи между элементами, владеть классификациями. В знаниях должно чётко выделяться главное, они должны постоянно обновляться, быть фундаментальными.

Любой процесс, в том числе и процесс обучения, имеет свои фазы и состоит из этапа получения знаний, которые приобретают на основе собственного опыта или опыта, полученного на занятиях, а также этапа распространения знаний, в рамках которого обучающиеся делятся приобретённым опытом. Наиболее открыто данное направление при реализации интерактивных технологий в обучении. Завершающий этап обучения - ступень использования полученной информации в ходе занятий.

Компетентностный подход позволяет выявить канал обратной связи, так называемую рефлексию обучения. Контроль получения знаний помогает своевременно вносить коррективы в профессионально ориентированное обучение. Для коррекции процесса обучения курсантам можно организовать ступенчатый подход анализа ситуаций, близких к реальной деятельности сотрудника органов внутренних дел, причём с каждой следующей ступенью в решение ситуаций добавлять проблемы, требующие задействования различных уровней знаний, направленные на приобретение опыта.

За основу реализации компетентностного подхода рекомендуем принять следующие педагогические технологии и принципы обучения: принцип системности, фундаментальный подход, научный подход, профессионально ориентированное обучение, принцип интеграции, а также принцип ориентированности на личность и коллектив в целом. Реализация данных подходов обеспечит развитие творческой инициативы курсантов при решении практико-ориентированных задач, а также получение ими умений, которыми они должны в полной мере владеть при выполнении профессиональных задач, стоящих перед оперуполномоченным полиции в рамках его профессиональной деятельности.

Целью применения компетентностного подхода в обучении сотрудников органов внутренних дел является создание рефлексирующей личности, которая имеет навык самостоятельно переходить от теоретических знаний (приобретённых в ходе обучения) до приобретения опыта с использованием интерактивных технологий, а также этапа рефлексии - планирования дальнейших действий, подкреплённых теоретическими выводами. На указанном этапе происходит замыкание циклического процесса от получения знаний к приобретению опыта и вновь обращение к знаниям.

Обучение курсантов должно быть направлено на подготовку специалиста, который способен оптимально выбирать различные методы оперативной работы, привлекать граждан на конфиденциальной основе для эффективного предупреждения преступлений, их пресечения, раскрытия, а также оперативного сопровождения расследований по уголовным делам.

1. Азизова Н.Р, Савотина Н.А., Бочаров М.И., Зенкина С.В. Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2019.

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. Москва: Логос, 2017.

3. Гербекова Л.Х. Профессиональная подготовка студентов юридических вузов на основе компетентностного подхода. Педагогическое мастерство: материалы VIII Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2016: 4 - 8.

4. Кузнецова С.П. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации. Территория науки. 2017; № 3: 30 - 36.

5. Купавцев Т.С. Самосовершенствование сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в системе профессионального образования: монография. Барнаул, 2017.

6. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г Инновационные методы в обучении следователей органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 131 - 133.

7. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова Г.Г О формировании отдельных профессиональных компетенций при подготовке участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 128 - 131.

References

1. Azizova N.R., Savotina N.A., Bocharov M.I., Zenkina S.V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga. Polikul'turnaya i informacionnaya kompetentnost': uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.

2. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj ikompetentnostnyjpodhody v obrazovanii. Problemy integracii. Moskva: Logos, 2017.

3. Gerbekova L.X. Professional'naya podgotovka studentov yuridicheskih vuzov na osnove kompetentnostnogo podhoda. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 4 - 8.

4. Kuznecova S.P. Kompetentnostnyj podhod v prepodavanii yuridicheskih disciplin: opyt i problemy realizacii. Territoriya nauki. 2017; № 3: 30 - 36.

5. Kupavcev T.S. Samosovershenstvovanie sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii v sisteme professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Barnaul, 2017.

6. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Innovacionnye metody v obuchenii sledovatelej organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 131 - 133.

7. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. O formirovanii otdel'nyh professional'nyh kompetencij pri podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii v vysshih uchebnyh zavedeniyah MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 128 - 131.

Статья поступила в редакцию 12.12.20

УДК 37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Akishina E.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. in Art Criticism, Director, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia), E-mail: eka53.170@gmail.com

MODERN TRENDS IN ART EDUCATION AS A RESPONSE TO SOCIO-CULTURAL CHALLENGES. The article provides an overview of artistic and aesthetic educational practices in different countries of the world. The author draws attention to the need to apply modern technologies and methods in the pedagogy of art that correspond to the information age. Based on the examples of the organization of art education and aesthetic education in different countries, the main pedagogical principles on which the education system in the world is built: the balance of the intellectual and emotional development of schoolchildren, sociocultural projects in education, the use of computer technologies in teaching art, the use of mentoring by cultural figures over students. The author concludes that culture becomes the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.