Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в организации самостоятельной работы студентов'

Интерактивные методы обучения в организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2960
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОДЕРАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS’ SELF-STUDY / INTERACTIVE TEACHING METHODS / MODERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются сущность и преимущества интерактивных методов обучения в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов будущих менеджеров социально-культурной деятельности, описывается опыт их использования в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TRAINING METHODS IN THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article deals with the nature and benefits of interactive teaching methods in organizing the students’, future managers of socio-cultural activities, self-study and describes the experience of using them in higher education.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в организации самостоятельной работы студентов»

УДК 37

Т. Н. Ивлева

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются сущность и преимущества интерактивных методов обучения в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов - будущих менеджеров социально-культурной деятельности, описывается опыт их использования в вузе.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, модерация, самостоятельная работа студентов.

T. N. Ivleva

INTERACTIVE TRAINING METHODS IN THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article deals with the nature and benefits of interactive teaching methods in organizing the students’, future managers of socio-cultural activities, self-study and describes the experience of using them in higher education.

Keywords: interactive teaching methods, moderation, students’ self-study.

В настоящее время в условиях жесткой конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям потребителей социально- культурных услуг, остро стоит вопрос о повышении конкурентоспособности выпускников менеджеров социально-культурной деятельности (СКД). Профессор А. П. Панфилова справедливо отмечает: «В эпоху глобальной информации современный менеджмент потребует от работающих руководителей и специалистов инновационных технологий взаимодействия, партисипативного стиля, корпоративной организационной культуры и продуктивных моделей партнерского общения, что, несомненно, потребует в ближайшей перспективе от учебных заведений опережающего обучения, обеспечивающего такую подготовку. Осуществить это возможно лишь при широком использовании интенсивных технологий... эффективность которых предсказуема» [4, с. 159].

Формирование и развитие компетенций будущих менеджеров по направлению под-

готовки 071800 «Социально-культурная деятельность», квалификации «Бакалавр», сформулированных в ФГОС ВПО, невозможно без организации высокоэффективной самостоятельной работы студента, удельный вес времени которой постоянно возрастает (от 30 до 50 % времени - очная форма обучения). Это требует внедрения интерактивных педагогических технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков студентов.

Анализ литературных источников и электронных ресурсов свидетельствует, что реализация современной парадигмы высшего профессионального образования через компетентностный подход требует конструктивного использования широкого диапазона интерактивных методов обучения, ориентированных не только и не столько на знания, сколько на практическую направленность формирующих компетенций. Роль и значение этих методов в организации аудиторных занятий достаточно часто исследуются

и описываются в научных и методических публикациях (Громова Л. А., Егорова Е. В., Сазонова Л. А., Шилина Ю. В. и др.). Однако возможности и преимущества интерактивных методов в организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов исследованы не достаточно. Одной из ключевых причин сложившейся ситуации, по мнению автора, является ограниченное использование в процессе организации самостоятельной работы студентов интерактивных образовательных технологий.

Одним из инструментов решения данной проблемы является более активное внедрение интерактивных методов. Технология Е-портфолио как «Программа индивидуально-ориентированного профессионального развития студена» используется на кафедре управления социальной сферы КемГУКИ. В структуру Е-портфолио входит раздел «Самостоятельная работа», наряду с разделами «Диагностический», «Результаты имитационных игр», «Технология планирования профессиональной карьеры». Данная технология позволяет фиксировать результаты анкетирования, тестирования и других диагностических методик по выявлению индивидуальных управленческих качеств студента, видеозаписи интерактивных моделей и результаты анализа поведения будущих менеджеров, позволяет проводить мониторинг формирования и развития компетенций студентов. Раздел «Самостоятельная работа студентов» - отражает результаты занятий студентов с электронными учебниками; обучающими мультимедийными и видео программами, которые позволяют студентам не только получать теоретические знания, но и формировать, закреплять и совершенствовать практические умения и навыки по изучаемой дисциплине [2].

По дисциплине «Основы менеджмента СКД» применяются как традиционные, так и интерактивные виды самостоятельной ра-

боты студентов. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать») - означает взаимодействие. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [3]. В психологии «интеракция» - «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)» [1]. В педагогике термины «интерактивность» и «интерактивные методы обучения» используются при описании процесса обучения как сотрудничество равноправных его участников, как модель общения, основанная на взаимодействии преподавателя и студента, внутригруппового общения. Термин «интерактивное обучение» употребляется в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием интернет-ресурсов.

Одним из интерактивных методов самостоятельной работы студентов является работа с электронными учебниками: «Менеджмент организации» А. В. Тебекина, Б. С. Касаева (Электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2008); «Основы менеджмента» Л. В. Пла-хова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева и др. (Электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2008) и др. Она предполагает изучение таких тем в соответствии с ООП ФГОС ВПО, как «Теоретикометодологические основы современного менеджмента»; «Менеджмент как система управления и специальный вид деятельности»; «Технология подготовки и разработки управленческих решений». Структурно и содержательно учебники построены таким

образом, что кроме текста используются видеоматериалы (видео коллекция), глоссарий, примеры из дополнительной литературы, персоналии, интернет-ресурсы.

Перед изучением главы студент знакомится с методическими рекомендациями и прослушивает введение по теме. Последовательно изучает текст учебника параграфа главы, обращаясь по гиперссылкам в тексте к другим объектам электронного учебника (видеоматериалам, глоссарию, примерам из дополнительной литературы, персоналиям). После изучения каждого параграфа главы студент может в интерактивном режиме провести самоконтроль с помощью тренировочных тестов. Повторять попытки найти верный ответ в режиме тренировочных тестов можно многократно, даются ссылки к соответствующим разделам текста. Далее студент обращается к глоссарию (словарь терминов), что помогает ему понять и запомнить определения новых категорий. Список персоналий позволяет получить краткие сведения об ученых, которые внесли наибольший вклад в разработку соответствующих разделов теории менеджмента. Завершить работу помогают контрольные тесты. В отличии от тренировочных они не дают студенту информацию о том, какой ответ в каком задании является верным, но выставляют итоговую оценку по заданиям в целом с указанием неверных ответов.

После изучения материалов по соответствующей теме студент прослушивает основные выводы по главе, выполняет контрольные задания, знакомится с индивидуальной программой повторения главы, которая автоматически формируется по результатам выполнения контрольных заданий. Полученные результаты студент фиксирует в Е-портфолио в раздел «Самостоятельная работа». Опыт самостоятельной работы с электронными учебниками показывает, что у студентов появля-

ется повышенный интерес к такой учебной деятельности, в отличие от традиционного выполнения рефератов или контрольных работ, что способствует развитию позитивной мотивации и более качественному усвоению нового материала.

Развитию практических навыков будущих менеджеров способствует выполнение самостоятельной работы с использованием компьютерных обучающих программ с помощью интерактивных средств и устройств. Они обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, дают возможность студенту управлять процессом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п.

Например, обучающая консультационная программа «Мотивация от теории к практике» (автор В. В. Наумов) состоит из шести разделов: теоретические занятия; практические рекомендации, готовые шаблоны документов для организации системы мотивационного менеджмента; тестирование; письменные задания и контрольные вопросы. Энциклопедия - тренинг «Лидер XXI века» (О. В. Смолянский) включает в себя практические упражнения, тесты и техники лидерского поведения, приемы лидерской коммуникации и др.

Широкий тематический диапазон мультимедийных программ позволяет использовать дифференцированный подход к обучению студентов и выстроить программу индивидуально для каждого, с учетом индивидуально-типологических качеств, притязаний, возможностей трудоустройства и карьерного продвижения студентов, как будущих менеджеров. Самостоятельно студенты работают с компьютерными программами по выявлению и развитию организационнолидерского, творческого потенциала личности и определению других индивидуально-

типологических особенностей, необходимых в будущей менеджерской деятельности.

Самостоятельная работа предполагает выполнение адаптивных педагогических тестовых методик, заданий в тестовой форме, разработанных преподавателем которые позволяют контролировать как самому обучающемуся, так и педагогу уровень усвоения теоретических знаний и практических навыков. Систематическая фиксация результатов самостоятельной работы с использованием интерактивного обучения в Е-портфолио позволяет и студенту, и преподавателю проводить мониторинг формирования и развития соответствующих компетенций.

Внедрение интерактивных методов обучения способствует значительному повышению результативности и качества организации самостоятельной работы за счет активизации познавательной деятельности студентов, усиления мотивации всех участников образовательного процесса. По инициативе студентов, обучающихся по направлениям «Социально-культурная деятельность» и «Менеджмент» (бакалавр), был проведен конкурс «Я - МЕНЕДЖЕР» (май 2012). Для участия в заключительном этапе конкурса из 21 представленной презентации было отобрано 10 лучших работ, авторами семи из которых являлись студенты первого курса (инициаторы проведения конкурса). На наш взгляд, это объясняется повышенным уровнем мотивации студентов, которые работают по технологии Е-портфолио и стремятся проявить себя.

Следует отметить разнообразие диапазона представленной тематики, которую студенты формулировали самостоятельно, в соответствии со своими интересами. Это «Управленческие революции: эволюция профессии “менеджер”», «Портрет успешного менеджера XXI века», «Спор-тинг как новая парадигма менеджмента: от

менеджмента результата к менеджменту победы» и др. Участники конкурса пытались раскрыть в своих докладах и презентациях такие вопросы, как: Кто такой менеджер? В чем специфика деятельности менеджера? Какими качествами должен обладать современный менеджер на примере анализа политической деятельности В. В. Путина? Какое значение имеет лидерский потенциал в деятельности менеджера на примере политической карьеры Барака Обамы? Какую роль играет мотивация и самомотивация в деятельности менеджера? Каковы принципы современного менеджмента? Какова специфика Японской модели менеджмента? Все доклады были записаны на видеокамеру, и видеозапись доклада каждого студента была помещена в раздел «Самостоятельная работа» Е-портфолио. Просмотр и анализ видеоматериалов позволил студентам увидеть свои достижения и проблемы, совершенствовать профессионально-коммуникативную компетентность. Результаты анализа проведенного конкурса свидетельствуют, что инициативная самостоятельная работа студентов способствует развитию интереса к будущей профессии и совершенствованию профессиональных компетенций в области менеджмента.

С точки зрения классификации интерактивных методов обучения процесс подготовки и проведения конкурса относится к методу модерации. Moderare - в переводе с латинского - приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология, модерация была впервые разработана в 60-70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивают и применяют модерацию на практике. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа

становится более целенаправленной и структурированной [5].

При использовании технологии мо-дерации в процессе подготовки конкурса «Я - МЕНЕДЖЕР» преподаватель выполняет роль консультанта, наставника, более опытного партнера, играющего в одной команде с обучающимися.

Использование метода модерации в процессе организации самостоятельной работы студентов особенно актуально в контексте обеспечения высокого качества подготовки менеджеров. Это связано с тем, что модера-ция помогает решить вопросы развития группы как коллектива и организации взаимодействия и сотрудничества его участников.

При обсуждении результатов проведения конкурса метод модерации позволил организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников. Функция преподавателя-модератора - помочь студентам «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения. Технология моде-рации направлена именно на то, чтобы вовлечь студентов в процесс самостоятельного выбора темы доклада и презентации, сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов внеаудиторной работы. Как показали результаты подготовки и проведения конкурса, модерация эффективно решает эти сложные задачи.

Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие

исследовательских и коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. С помощью интерактивных методов преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы.

Таким образом, использование интерактивных методов в организации самостоятельной работы студентов делает процесс обучения мотивированным, продуктивным, личностно-ориентированным, что способствует формированию и развитию компетенций будущих менеджеров СКД.

В то же время к числу проблем использования интерактивных методов в организации самостоятельной работы студентов следует отнести:

• большие трудозатраты преподавателя на их разработку и на создание соответствующей образовательной среды;

• низкую мотивацию у некоторых студентов (принцип добровольности является доминантным в реализации интерактивных методов, а отношение к процессу обучения у студентов разное);

• методы интерактивного обучения не всегда вписываются в установленные временные рамки традиционного обучения.

Интерактивное обучение правильней всего рассматривать как один из ключевых компонентов всесторонней превентивной стратегии, сочетающей традиционные и инновационные методы обучения, осуществлять комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов.

Литература

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

2. Ивлева Т. Н. Технология Е-портфолио в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности // Вестник КемГУКИ. - 2012. - № 19, ч. 2. - С. 156-163.

3. Интерактивные методы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sportedu.by/Student/ Student.php?ind=8 (дата обращения: 18.07.2012).

4. Панфилова А. П. Образовательная результативность интенсивных технологий, применяемых в учебном процессе // Вестник Балтийской педагогической академии: Интенсивные методы и технологии в обучении и профессиональном развитии личности: возможности, перспективы, проблемы риска. - 2006. - Вып. 72. - С. 151-160.

5. Технология модерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yspu.org/trn_level_edu/7Z moderaciya.doc (дата обращения: 15.07.2012).

Literatura

1. Bol’shoj psihologicheskij slovar’ / sost. i obw. red. B. Mewerjakov, V. Zinchenko. - SPb.: Prajm-EVROZNAK, 2004. - 672 s.

2. Ivleva T. N. Tehnologija E-portfolio v podgotovke menedzherov social’no - kul’turnoj dejatel’nosti // Vestnik KemGUKI. - 2012. - № 19, ch. 2. - S. 156-163.

3. Interaktivnye metody [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.sportedu.by/Student/Student. php?ind=8 (data obrawenija: 18.07.2012).

4. Panfilova A. P. Obrazovatel’naja rezul’tativnost’ intensivnyh tehnologij, primenjaemyh v uchebnom processe // Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii: Intensivnye metody i tehnologii v obuchenii i

professional’nom razvitii lichnosti: vozmozhnosti, perspektivy, problemy riska. - 2006. - Vyp. 72. -S. 151-160.

5. Tehnologija moderacii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://yspu.org/trn_level_edu/7/ moderaciya.doc (data obrawenija: 15.07.2012).

УДК 37

Н. А. Заруба, Э. Э. Кожевникова

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ, СОХРАНЯЮЩЕЙ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

Актуальность изучения развития оценочной компетентности учителя обусловлена задачами модернизации образования, проблемами преобладания в современной системе образования системы оценивания на основе авторитарной педагогики и ей разрушительным воздействием на здоровье школьников. Предлагается модель организации системы повышения квалификации, ориентированной на развитие оценочной компетентности учителя, которая прошла положительную апробацию и может быть рекомендована к использованию.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, оценочная компетентность, организация внутришкольной системы повышения квалификации, корпоративное повышение квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.