УДК 37.013.73 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-32-38
Интерактивные методы и формы преподавания дисциплины «Философия и методология науки» в вузе
И. А. Дедова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
В статье рассматривается методика преподавания дисциплины «Философия и методология науки», входящей в магистерскую программу вузовского обучения. Выбор данной темы обусловлен сложностью предмета, содержащего большое количество понятий и категорий, различные философские концепции и научные теории, а также спецификой данной категории студентов, многие из которых являются уже состоявшимися специалистами. Целью работы является выявление наиболее эффективных форм преподавания. Материалами и методами исследования стали: авторский опыт преподавательской деятельности и ее системный анализ; опыт проведения занятий в школах, адаптированный для обучения студентов, сравнение и аналогия; теоретическое моделирование учебных ситуаций. Результаты исследования показали эффективность форм интерактивного обучения. Содержание статьи включает в себя: пояснение некоторых методических приемов, позволяющих вовлечь студентов в разнообразные формы познавательной активности; описание организации самостоятельной работы студентов; объяснение основных содержательных моментов учебного предмета, на которые следует обращать внимание при изложении материала на лекциях и семинарах. Интерактивное обучение предполагает не только диалог преподавателя со студентами, но и студентов друг с другом, совместное обсуждение проблем, моделирование конкретных ситуаций. Поскольку содержание курса связано с пониманием сущности и структуры научного познания, то в процессе интерактивного обучения осуществляется двойная рефлексия - анализ познавательной деятельности как таковой и осознание студентами собственной мыслительной активности. В статье показана связь между учебным материалом и способами формирования интереса и самостоятельного мышления у студентов. Дальнейшему обсуждению подлежат вопросы о таких средствах активизации мыслительной деятельности как использование опорных схем и дополнительного материала, дискуссии и игровые формы обучения. Интерактивные формы обучения позволяют эффективно осваивать курс философии и методологии науки и применять знания и умения в дальнейшей научно-исследовательской и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: философия и методология науки, интерактивное обучение, понимание, научное знание, лекция, семинар, самостоятельная работа, опорная схема, дискуссия.
Interactive methods and forms of teaching the discipline "Philosophy and methodology of science" at the university
I. A. Dedova
Mari State University, Yoshkar-Ola
The article deals with the methods of teaching the discipline "Philosophy and methodology of science", which is part of the master's program of higher education. The choice of this topic is due to the complexity of the subject, containing a large number of concepts and categories, various philosophical concepts and scientific theories, as well as the specifics of this category of students, many of whom are already established specialists. The aim of the work is to identify the most effective forms of teaching. Materials and methods of research were: author's experience of teaching and its system analysis; experience of conducting classes in schools, adapted for teaching students; comparison and analogy; theoretical modeling of learning situations. The results of the study showed the effectiveness of forms of interactive learning. The content of the article includes: explanation of some methodological techniques to involve students in various forms of cognitive activity; description of the organization of student independent work; explanation of the main substantive aspects of the academic subject, which should be paid attention to when presenting the material at lectures and seminars. Interactive learning involves not only the teacher's dialogue with students, but also students with each other, joint discussion of problems, modeling of specific situations. Since the course content is associated with the understanding of the nature and structure of scientific knowledge, in the process of interactive learning a double reflection is carried out- the analysis of cognitive activity as it is and the students' awareness of their own mental activity. The article shows the relationship between the educational material and the ways of forming interest and independent thinking in students. Further discussion will be held on such means of enhancing mental activity as the use of reference schemes and additional material, discussions and game forms of training. Interactive forms of training allow you to effectively master the course of philosophy and methodology of science and apply knowledge and skills in further research and professional activities.
Keywords: philosophy and methodology of science, interactive learning, understanding, scientific knowledge, lecture, seminar, independent work, reference scheme, discussion.
© Дедова И. А., 2018
Предмет «Философия и методология науки» относится к общенаучному циклу и является базой для освоения общепрофессиональных дисциплин и магистерских программ. Курс базируется на знаниях философии, концепций современного естествознания, истории, и его изучение подготавливает студентов к написанию научных статей, магистерских диссертаций и дальнейшей профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Курс предполагает последовательное раскрытие основных понятий: сущность науки и особенности научного знания; эволюция науки и типы научной рациональности; уровни, формы и методы научного познания; основные направления философии науки; ценности науки.
Целью работы является выявление наиболее эффективных форм преподавания курса для студентов, осваивающих магистерскую программу. Сложность дисциплины заключается в ее абстрактном характере, ведь предметом ее изучения является наука как таковая, а не отдельные научные теории. Кроме того, наука здесь рассматривается с позиции философского анализа, с применением специфических философских терминов и категорий, что еще больше повышает степень ее абстракции. Интерактивные формы обучения позволяют вовлечь студентов в материал лекций и семинаров, сделав философские и научные теории более доступными для понимания. Нужно также учесть, что в магистратуре часто проходят обучение не просто студенты, а уже состоявшиеся в собственной профессиональной сфере специалисты, в том числе учителя школ, преподаватели вузов, управляющие.
Актуальность разработки и использования интерактивных форм обучения в данном случае обусловлена несколькими факторами: 1) большим объемом материала, для изучения которого нужна самостоятельная подготовка; 2) наличием знаний и профессионального опыта у студентов, что позволяет привлекать их к совместному обсуждению; 3) занятостью работающих студентов, что вызывает необходимость в условиях экономии времени освоить максимально широкий круг вопросов. Кроме того, методическая литература об интерактивных формах обучения посвящена, в основном, школьному обучению. Очень мало разработок в области вузовского преподавания на уровне бакалавриата. И практически нет на уровне магистратуры. Тогда как практика показывает, что магистрантам также сложно
усваивать большой объем информации без достаточной личной вовлеченности, в том числе и по психологическим причинам: многие знания из школьного или вузовского курса забыты, а осознание себя как уже состоявшегося специалиста не позволяет лишний раз задать вопрос, показать собственную некомпетентность. В то время как интерактивное обучение позволяет не только продемонстрировать собственное знание, но и восполнить его пробелы.
Интерактивная модель обучения предполагает постоянное активное взаимодействие всех обучающихся, равноправие всех участников учебного процесса. Формами интерактивного обучения являются: диалог преподавателя и студентов, моделирование жизненных ситуаций, дискуссии и совместное решение проблем. Такая педагогическая практика исходит из принципов гуманизма и демократичности, и она, на наш взгляд, особенно востребована в системе высшего образования, особенно при освоении магистерских программ - с учетом, того, что студенты, как правило, являются достаточно взрослыми и самостоятельными людьми. В процессе такого обучения студенты находятся в одном смысловом и творческом пространстве, благодаря чему осуществляется согласование в выборе средств решения той или иной задачи, а также совместная рефлексия по поводу выбранных средств. Это позволяет не только осваивать новое знание, но и способствовать личностному развитию: в условиях совместной познавательной деятельности студент осознает себя успешным и интеллектуально состоявшимся.
Материалы и методы, используемые в нашей работе, соответствуют специфике предмета. Многие методики, применяемые в школе, не подходят для обучения магистрантов. Нами разработаны некоторые приемы, эффективные в практике именно вузовского преподавания. При этом некоторые из них опираются на опыт школьных учителей [1; 5; 6; 13]. Часть из них учитывает достижения в преподавании философии [8]. За содержательную основу взят материал дисциплины «Философия и методология науки», а именно такие вопросы, которые дают возможность студентам проявить познавательную активность [2; 3; 4; 7]. Методология нашего исследования содержит эмпирическую базу: практику вузовского преподавания, наблюдение за ходом занятий, диагностику учебных результатов. Теоретическими
методами стали следующие: системный анализ, учитывающий взаимосвязь всех компонентов процесса обучения; сравнение и аналогия при изучении различных методологических подходов и аудиторий; моделирование учебных ситуаций; экстраполяция при прогнозировании результатов обучения.
Результаты исследования содержат следующие методы и формы преподавания курса «Философия и методология науки».
Первое. Во время лекций следует не только давать под запись основные понятия, но и побуждать студентов объяснять их значение, выделять их отличительные черты путем сравнения с другими понятиями и приводить примеры. Понимание терминов дает возможность осознать ту или иную проблему, выработать совместное поле обсуждения и проявить самостоятельность. Например, перечислив особенности научного знания, объяснить смысл таких терминов как «объективность», «истинность (доказательность)», «рациональность», «системность». Как показывает практика, большинство студентов не до конца понимает значение этих терминов. Так, понятие
«объективность» часто подменяется «доказательностью», в то время как оно означает независимость от интересов, оценки и восприятия субъекта. Надо отметить, что далеко не всегда студентам известны точные значения терминов «субъект» и «объект». Поэтому желательно начинать объяснение с рассмотрения общих гносеологических понятий из курса философии: познание как процесс, знание как результат, методы как способ достижения результата, практика как реализация знания, сфера субъективного и объективного. А также обозначить философскую проблематику в связи с понятием объективности: сложность определения объективного и невозможность существования «чисто объективного» знания. Это необходимо в связи с последующими темами, в которых рассматривается развитие научного знания и сменяющие друг друга типы рациональности.
Второе. Раскрытие понятий во время лекций желательно сопровождать схемами. Например, чтобы объяснить суть научной деятельности, можно изобразить соотношение ее структурных элементов.
Практика
А
Рис. 1. Структура деятельн
По этой схеме видно, что объект выделяется в процессе деятельности, направленной на удовлетворение определенных потребностей субъекта (здесь можно привести соответствующие примеры). Деятельность направлена на получение полезного результата (продукта), но для достижения этой цели необходимо знать, по каким законам существует данный объект. Познание законов - системы причинно-следственных связей, в которую включен любой объект, и по которым он функционирует - и есть главная задача науки. Таким образом, наука вырастает из практики и сама становится условием практической
[и / Fig. 1. Activity structure
деятельности. Однако если методы познания выбраны неверно, то эта цель не реализуется. А значит, ученый должен не только изучать объект, но и давать себе отчет в том, какие методы он использует. Далее студенты могут привести соответствующие примеры.
Довольно сложным является понятие типа рациональности. Здесь на помощь может прийти уже знакомые понятия «субъект» и «объект», а именно - представление об их соотношении на определенном историческом этапе развития научного знания и философская рефлексия над этим соотношением [2].
Развитие современной науки Рис. 2. Эволюция соотношения субъекта и объекта / Fig. 2. Evolution of subject-object relation
По этой схеме мы видим, что в классической науке (I) сложился идеал «чисто объективного» знания, согласно которому объект изначально существует до и независимо от субъекта. В неклассической науке (II) признается существование таких сфер реальности (в мире квантовой физики или человеческого бессознательного), где границы между субъективным и объективным стираются. В постнеклассической науке (III) намечается утверждение принципа тождества субъекта и объекта в процессе деятельности, за которую субъект несет ответственность. Студенты могут привести соответствующие примеры из известных им областей науки и сфер профессиональной деятельности. В связи с этим важно отметить и этические проблемы современной науки, глобальные проблемы и тенденции будущего.
Третье. Следует выносить на семинарские занятия такие темы, где возможно достаточное количество конкретных примеров, а именно:
Тема «Место науки в культуре и обществе». Студенты должны найти информацию о том, что общего и чем отличаются наука и вненаучное знание, и другие формы духовной культуры; какое взаимное влияние они оказывают друг на друга; как наука связана общественной жизнью; какие позитивные и негативные последствия имеет эта связь; может ли наука быть свободной от бизнеса или власти [12]. Большинство студентов не понимают различий и связи между философией и наукой, этот вопрос можно обсудить в форме диспута, предложив высказать точки зрения «за» и «против» того, что философия есть наука [3; 9]. Актуален также вопрос о соотношении науки и религии, ведь претензии науки на исчерпывающее объяснение законов материального мира не оправдались [7]. Обсуждение
материала следует сопровождать примерами из истории и современности, обращая внимание на то, что данная информация полезна и для рассмотрения других тем курса - таких как «Этика науки и ответственность ученого» и «Основные черты и тенденции развития современной науки». Данная тема может обсуждаться в форматах и круглого стола, и дискуссии - в сопоставлении противоположных точек зрения относительно свободы научного исследования, моральной ответственности ученого, глобальных проблем и будущего человечества.
Тема «Возникновение науки и основные стадии ее эволюции». Для раскрытия темы дается домашнее задание: подготовить сообщения об основных представителях античной, средневековой, классической, неклассической и пост-неклассической науки. Студентам достаточно найти информацию об ученых и научных достижениях. Преподавателю необходимо делать обобщающие выводы, обращая внимание на мировоззренческие особенности конкретных исторических эпох. Например, рассматривая вопрос об античной науке, следует остановиться на учении Демокрита, поскольку оно демонстрирует способ научного осмысления мира в целом: противопоставление двух сфер реальности - объективной («В мире нет ничего кроме атомов и пустоты») и субъективной, возникающей в момент чувственного восприятия. В самих атомах, по мысли греческого ученого, нет ни цвета, ни запаха, ни вкуса, - все эти качества вещей обусловлены многообразием форм атомов. Значение его теории заключается в том, что она показывает принципиальное недоверие научного мышления к видимой, наблюдаемой реальности и осуществляет попытку выйти за границы этой реальности, «увидеть»
мир таким, «каков он есть на самом деле». Таким образом, через конкретные научные теории раскрывается сущность научного мышления в целом.
Преподавателю следует также проводить сравнительную характеристику исторических форм научного мировоззрения с тем, чтобы продемонстрировать, во-первых, динамику научного знания и, во-вторых, его ограниченность: выясняется, что даже самые авторитетные ученые могут заблуждаться, а любая теория может быть подвергнута сомнению и критике [4]. Так, специфику античного научного мышления ярко демонстрирует физика Аристотеля. Согласно ей, материя сама по себе пассивна: тело приходит в движение благодаря внешнему воздействию, поэтому для объяснения движения в природе необходимо признание внешнего по отношению к ней божественного Перводвигателя. Такое представление о физической реальности в целом сохранялось вплоть до эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что господствующим методом в антично-средневековом естествознании было наблюдение - непосредственное восприятие объекта в естественных условиях. Как стало видно из последующего развития физики, данный метод недостаточно надежен, ведь в естественной среде на любой объект оказывают влияние посторонние факторы, которые наблюдатель может не учитывать. Так, исходя из наблюдения, Аристотель пришел к выводу, что скорость падения тела зависит от его массы, не приняв во внимание такой фактор как плотность вещества и сопротивление воздуха. Этот закон удалось опровергнуть благодаря экспериментам Галилея. Студентов можно заранее попросить найти информацию об этих экспериментах с тем, чтобы показать эволюцию стиля научного мышления и источники первой научной революции. Физика Галилея и Ньютона носит не созерцательный, а экспериментальный характер, и эта новая методология привела к существенным сдвигам в науке: коренным образом изменилось представление о материи и движении, а переосмысление научного знания привело к появлению философских учений, рассматривающих проблему научного метода. Когда студентам объясняется, каким образом возникают те или иные философские учения, гораздо лучше дается понимание сути науки и философии, их различий, взаимосвязи и взаимовлияния.
При рассмотрении вопроса об эволюции научного знания преподавателю следует сделать
акцент на понятии «научная парадигма» и указать на общие принципы различных научных теорий. Например, принципы индивидуализма и механицизма лежат в основе многих теорий классической науки XVИ-XIX веков - и физики Ньютона (представление об атомах как изолированных частицах, сталкивающихся и отталкивающихся друг от друга), и экономической теории Смита (представление об обществе как совокупности изолированных индивидов с эгоистичными интересами, «сталкивающимися» в процессе экономической деятельности), и биологической теории Дарвина (представление о видах, возникающих в процессе естественного отбора во взаимодействии со средой). Таким образом, мы видим, что ученые создают теории не в «пустом пространстве», а в определенных социокультурных условиях, определяющих мировоззренческие особенности эпохи. Далее следует предложить студентам обсудить вопрос об особенностях современного научного мировоззрения с тем, чтобы выявить наиболее актуальные области и методологические принципы научного познания (например, системный подход). В дальнейшем теория может применяться на практике, при выполнении студентами собственных исследований [10].
Тема «Методы научного исследования». При рассмотрении основных методов эмпирического и теоретического исследования следует не только объяснить их особенности, но и привести соответствующие примеры. Так, студентам можно дать задание найти информацию о реальных экспериментах, и на семинарском занятии их обсудить, объясняя при этом, какую гипотезу должен был подтвердить тот или иной эксперимент и к каким результатам он привел. Следует напомнить, чем эксперимент отличается от наблюдения; что бывают не только естественнонаучные, но и социально-психологические эксперименты; что в ходе эксперимента может возникнуть так называемый «побочный эффект» - последствия, не предсказанные в гипотезе, но обнаруживающие новые свойства объекта, в результате чего совершается научное открытие. Примеры экспериментов, во-первых, расширяют кругозор; во-вторых, демонстрируют процесс поиска научной истины; в-третьих, делают науку более близкой и понятной.
Четвертое. Еще один методический прием -проведение самостоятельного научного исследования. Для этого следует дать индивидуальное задание: обнаружить проблему, сформулировать
цель исследования и гипотезу, провести сбор эмпирического материала (например, социальный опрос в группе или социальный эксперимент) и описать результаты исследования, дать объяснение и выявить зависимости и закономерности. Проблема не должна быть слишком сложной, -следует обучить студентов самой последовательности и логике научного исследования. Главная задача преподавателя - вызвать интерес к познавательной деятельности.
В процессе преподавания курса «Философия и методология науки» возможно применение компьютерных технологий: самостоятельная работа студентов в системе электронного обучения Moodle, презентации, просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов. Так, при обсуждении темы «Современная наука» студенты могут организовать презентации коротких видеороликов или слайдов, содержащих информацию о наиболее выдающихся открытиях и изобретениях, после чего можно сделать прогнозы о том, какое влияние окажут передовые области научного знания (генная инженерия, робототехника, освоение космоса, квантовая физика и т. п.) на будущее человечества. Презентациями также
могут сопровождаться доклады студентов о проведении собственных научных исследований.
Дальнейшему обсуждению в ходе исследования проблемы интерактивного обучения подлежат следующие вопросы: Какие опорные схемы по данному предмету позволят более эффективно усваивать материал лекций? Какие формы совместного обсуждения материала курса можно применять в процессе вузовского преподавания? Какой дополнительный материал - видеоролики, фильмы, презентации - можно использовать в преподавании курса? Какие игровые формы обучения подходят для магистрантов?
Таким образом, с помощью разнообразных методических приемов - интерактивных форм проведения лекций и семинаров, поиска и отбора информации в процессе самостоятельной работы, выполнения учебных заданий - достигаются основные задачи курса - понимание сущности и структуры научного познания; формирование интереса к научно-исследовательской деятельности; воспитание экологического сознания, уважительного отношения к научной истине и ответственности за последствия научных открытий.
Литература
1. Белослудцев В. М. Формирование логического мышления учащихся через использование интерактивных опорных схем на уроках математики // Молодой ученый. 2016. № 6.2. С. 12-17. URL: https://moluch.ru/archive/110/27146/ (дата обращения: 06.11.2018).
2. Винник Д. В. Объект-предметная казуистика и другие формы диссертационной схоластики // Философия науки. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2017. № 1. С. 131-149.
3. Караев Э. Ф. Философия и наука // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. Сер. 17. Вып. 4. СПб., 2015. С. 33-40.
4. Кузин И. А. Классическая эволюционная эпистемология свидетельствует против научного реализма // Философия науки. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. № 3. С. 19-31.
5. Кодиров З. З., Имамназаров Э. Д. Применение интерактивного метода обучения для повышения познавательных способностей учащихся // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 583-585. URL: https://moluch.ru/archive/149/42279/ (дата обращения: 06.11.2018).
6. Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичёва И. Б. Интерактивный метод обучения // Молодой ученый. 2015. № 11. С. 1390-1392. URL: https://moluch.ru/archive/91/19537/ (дата обращения: 06.11.2018).
7. Малахов Д. В. Методология междисциплинарных исследований в контексте философской проблем «сознание - мир» // Философия науки. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2018. № 1. С. 3-16.
8. Миненко Е. Ю. Методика проведения интерактивного семинара по курсу «Философия» (на примере Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения) // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 711-714. URL: https://moluch.ru/archive/109/26628/ (дата обращения: 06.11.2018).
9. Ракитов А. И. Наука и философия науки // Философия науки. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2017. № 1. С. 3-17.
10. Резников В. М. Проблема понимания научных теорий на основе их применения // Философия науки. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. № 3. С. 49-60.
11. Сторожук А. Ю. Эволюция понятия причинности: от детерминизма к хаосу // Философия науки. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2018. № 1. С. 58-70.
12. Степин В. С. Научные и вненаучные формы мышления. Симпозиум. М., 1996. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ Philos/nau_anti/index.php (дата обращения: 01.11.2018).
13. Фаритов А. Т. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе // Школьная педагогика. 2017. № 1. С. 87-90. URL https://moluch.ru/th/2/archive/53/2030/ (дата обращения: 06.11.018).
References
1. Belosludtsev V. M. Formirovanie logicheskogo myshleniya uchashchikhsya cherez ispol'zovanie interaktivnykh opornykh skhem na urokakh matematiki [Formation of logical thinking of students through the use of interactive reference circuits in math lessons]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2016, no. 6.2, p 12-17. Available at: https://moluch.ru/archive/110/27146/ (accessed 06.11.2018). (In Russ.).
2. Vinnik D. V. Ob"ekt-predmetnaya kazuistika i drugie formy dissertatsionnoi skholastiki [Object-subject casuistry and other forms of dissertation scholasticism]. Filosofiya nauki = Philosophy of science, Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2017, no. 1, pp. 131-149. (In Russ.).
3. Karaev E. F. Filosofiya i nauka [Philosophy and science]. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Filosofiya i konfliktologiya = Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict studies, vol. 17, no. 4, Saint Petersburg, 2015, pp. 33-40. (In Russ.).
4. Kuzin I. A. Klassicheskaya evolyutsionnaya epistemologiya svidetel'stvuet protiv nauchnogo realizma [Classical evolutionary epis-temology testifies against scientific realism]. Filosofiya nauki = Philosophy of science, Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2016, no. 3, pp. 19-31. (In Russ.).
5. Kodirov Z. Z., Imamnazarov E. D. Primenenie interaktivnogo metoda obucheniya dlya povysheniya poznavatel'nykh sposobnostei uchashchikhsya [Application of an interactive method of training to improve the cognitive abilities of students]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2017, no. 15, pp. 583-585. Available at: https://moluch.ru/archive/149/42279/ (accessed 06.11.2018). (In Russ.).
6. Litvinova O. V., Shenberger I. A., Fomicheva I. B. Interaktivnyi metod obucheniya [Interactive teaching method]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2015, no 11, pp. 1390-1392. Available at: https://moluch.ru/archive/91/19537/ (accessed 06.11.2018). (In Russ.).
7. Malakhov D. V. Metodologiya mezhdistsiplinarnykh issledovanii v kontekste filosofskoi problemy «soznanie - mir» [Methodology of interdisciplinary research in the context of philosophical problem «consciousness-world»]. Filosofiya nauki = Philosophy of science, Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2018, no. 1, pp. 3-16. (In Russ.).
8. Minenko E. Yu. Metodika provedeniya interaktivnogo seminara po kursu «Filosofiya» (na primere Penzenskogo filiala Voennoi aka-demii material'no-tekhnicheskogo obespecheniya) [Technique of interactive seminar on the course «Philosophy» (on the example of the Penza branch of the Military Academy of Logistics)]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2016, no. 5, pp. 711-714. Available at: https://moluch.ru/archive/109/26628/ (accessed 06.11.2018). (In Russ.).
9. Rakitov A. I. Nauka i filosofiya nauki [Science and philosophy of science]. Filosofiya nauki = Philosophy of science, Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2017, no. 1, pp. 3-17. (In Russ.).
10. Reznikov V. M. Problema ponimaniya nauchnykh teorii na osnove ikh primeneniya [The problem of understanding scientific theories on the basis of their application]. Filosofiya nauki = Philosophy of science, Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2016, no. 3, pp. 49-60. (In Russ.).
11. Storozhuk A. Yu. Evolyutsiya ponyatiya prichinnosti: ot determinizma k khaosu [Evolution of the concept of causality: from determinism to chaos]. Filosofiya nauki = Philosophy of science, Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2018, no. 1, pp. 58-70. (In Russ.).
12. Stepin V. S. Nauchnye i vnenauchnye formy myshleniya. Simpozium [Scientific and non-scientific forms of thinking. Symposium]. Moscow, 1996. Available at: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/nau_an1i/index.php (accessed 01.11.2018). (In Russ.).
13. Faritov A. T. Igry intellektual'nogo sotrudnichestva kak metod obucheniya v shkole [The game of intellectual cooperation as a method of learning in school]. Shkol'naya pedagogika = School pedagogy, 2017, no. 1. pp. 87-90. Available at: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2030/ (accessed 06.11.018). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 20.11.2018 г.; принята к публикации 10.12.2018 г.
Submitted20.11.2018; revised 10.12.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article :
Дедова И. А. Интерактивные методы и формы преподавания дисциплины «Философия и методология науки» в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 32-38. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-32-38
Dedova I. A. Interactive methods and forms of teaching the discipline "Philosophy and methodology of science" at the university. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 32-38. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-32-38 (In Russ.).
Об авторе
About the author
Irina A. Dedova, Ph. D. (Philosophy), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola,
Дедова Ирина Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
iraira0906@m ail. ru