РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ГАРМОНИИ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Р. Сизова,
Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, г. Челябинск, Российская Федерация, 454091
92
Аннотация. В статье рассматриваются цели, задачи, особенности освоения курса гармонии - одного из самых важных и сложных в структуре профессиональной подготовки будущих музыкантов в высших учебных заведениях. Подчёркивается, что данный курс имеет междисциплинарный характер, так как опирается на знания, полученные при освоении целого ряда социально-гуманитарных, музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин в системе высшего и среднего профессионального образования. Результатом его освоения должны стать сформирование компетенции, предполагающие владение навыками научной организации труда, культурой мышления, способностью к постановке целей и выбору путей их достижения, а также целостное художественное мировоззрение и умение комплексного охвата культурных событий музыкальной истории человечества в их взаимосвязи и взаимозависимости. Даннье компетенции предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения и определяют направленность освоения образовательных программ высшего образования в сфере музыкального искусства. Опираясь на собственный опыт преподавания курса гармонии в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П. И. Чайковского, автор доказывает, что обозначенные результаты достигаются с помощью применения метапредметного подхода, предполагающего актуализацию знаний из смежных научных областей, и использования интерактивных методов обучения, таких как коллективные дискуссии с элементами ролевого и игрового моделирования, эвристические беседы, «мозговой штурм», метод проектов. При этом ориентация на активную самостоятельную деятельность студентов позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить мотивацию к освоению материала курса гармонии и обеспечить более эффективное достижение целей и задач обучения.
Ключевые слова: метапредметный подход, метапредметные компетенции, профессиональная подготовка студентов, высшие учебные за-
ведения музыкального профиля, курс гармонии, интерактивные методы обучения.
REALIZATION OF META-SUBJECT APPROACH IN TEACHING THE COURSE OF HARMONY BASED ON INTERACTIVE METHODS OF TRAINING IN MUSICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Elena R. Sizova,
The South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky, Chelyabinsk, Russian Federation, 454091
Abstract. In the article we consider the purposes, tasks, features of mastering the course of harmony - one of the most important and difficult courses in the structure of professional training of future musicians in musical higher education institutions. It is emphasized that this course has cross-disciplinary character as relies on knowledge gained from a number of various social and human, musical and theoretical and musical and historical disciplines in the system of the higher and secondary vocational education. As the result of mastering the course the students must have formed meta-sub-ject competences which include possession of skills of the scientific organization of work, the culture of thinking, ability to state the purposes and choose the ways of their achievement and also artistic vision and full comprehension of cultural events of musical history of mankind in their interrelation and interdependence. These competences are required by the federal state educational standards of the third generation and establish the trend in mastering the educational programs of higher education in the field of musical art. Based on first-hand experience in teaching the course of harmony in the South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky, the author proves that the results mentioned above are achieved by means of application of the meta-subject approach assuming updating of knowledge from adjacent scientific areas and use of interactive methods of training: collective discussions with elements of role and game modeling, heuristic conversations, "brainstorm", method of projects. At that, orientation on independent activity of students allows to intensify the educational process, increase motivation for mastering the course of harmony and to ensure more effective achievement of the goals and objectives of training.
93
Keywords: meta-subject approach, meta-subject competences, vocational training of students, musical higher education institutions, harmony course, interactive methods of training.
94
Введение
В современной системе высшего профессионального музыкального образования курс гармонии является одной из наиболее важных, значимых и сложных для освоения дисциплин профессионального цикла. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям группы 53.00.00 «Музыкальное искусство» (например, 53.05.05 «Музыковедение» — [1]) цель освоения дисциплины «Гармония» можно определить следующим образом: овладение методологией анализа гармонии в музыке различных исторических эпох и музыкальных стилей, искусством теоретического обобщения, умением использовать усвоенные профессиональные знания и умения в самостоятельной научной и творческой деятельности.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить целый ряд задач: дать студентам ясное и правильное научное понимание системы музыкального языка и места, занимаемого в ней гармонией; изучить её выразительные возможности и средства; освоить теорию и историю развития гармонии как науки и учебной дисциплины; выявить и понять особенности различных гармонических стилей (исторических, национальных, авторских); создать у студентов установки на самостоятельное овладение знаниями в данной области.
Сложность освоения дисциплины «Гармония» обусловливается тем, что она базируется на знаниях, полученных в рамках одноимённой дисциплины в системе среднего профессионального образования, а также опирается на сумму знаний, полученных в ре-
зультате освоения в музыкальном колледже и вузе таких дисциплин, как «Элементарная теория музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Полифония», «История музыки» и др. [2]. Гармонию невозможно изучать в отрыве от мелодии, фактуры, метроритма, формообразования, от стилевых особенностей и исторических закономерностей развития музыки [3]. Выполнение гармонического анализа произведения предполагает не только функциональный анализ гармонии, но и анализ музыкальной композиции, фактуры, метроритма, ладовых основ мелодии и т. д. Иными словами, содержание рассматриваемого курса имеет междисциплинарный характер и требует установления межпредметных связей. Наиболее эффективно, по нашему мнению, это осуществляется с использованием мета-предметного подхода.
Сущность метапредметного
подхода к курсу «Гармония»
Понятия «метапредмет», «мета-предметность» в последние годы достаточно прочно вошли в научно-педагогический обиход. В наиболее общем виде они трактуются как деятельность в рамках любого учебного предмета, направленная на актуализацию знаний из разных предметных областей, на обучение общим способам, средствам, операциям мыслительной деятельности [4]. При этом метапредметное содержание, предполагающее органическую взаимосвязь разных учебных дисциплин, находится в корневой связи с ними, а мета-предметность не может быть оторвана от предметности [5].
Учёные признают, что «метапред-метный подход в образовании обеспе-
чивает переход от дробления на части к целостному восприятию мира, метадеятельности» [6, с. 15]. Соответственно, значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он способствует развитию культуры мышления и формированию целостного мировоззрения [7].
Аналогичной трактовки мета-предметности в целом придерживаются и музыканты-педагоги [8; 9]. Опираясь на мнения учёных, мы понимаем «метапредметность в профессиональной подготовке музыкантов как направленность на формирование у студентов комплексных знаний, умений и навыков, преодоление фрагментарности и узкопредметно-сти содержания учебных дисциплин» [9, с. 117]. Подчеркнём, что для курса гармонии, имеющего, как мы отмечали выше, междисциплинарный характер и призванного сформировать у студентов разносторонние музыкально-исторические представления и целостное художественное мировоззрение, такой подход представляется чрезвычайно важным.
Актуализация знаний из разных предметных областей в рамках мета-предметного подхода, на наш взгляд, наиболее эффективно может быть реализована с помощью интерактивных методов обучения.
Метапредметный подход и интерактивные методы обучения в курсе гармонии
Слово «интерактивный» (от лат. inter — между, actio — действие) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие
обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения [10].
В педагогической науке и практике к интерактивным методам обучения традиционно относят следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т. д. Каждый из перечисленных методов может быть использован в процессе освоения дисциплины «Гармония», однако наиболее целесообразными с точки зрения формирования профессиональных компетенций и отвечающими специфике курса гармонии являются такие методы, как дискуссия с элементами ролевого и игрового моделирования, эвристическая беседа, «мозговой штурм», метод проектов. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Наиболее эффективна такая форма организации учебной деятельности студентов при проведении семинаров, которых в курсе гармонии предусмотрено достаточно много.
Тематика семинаров весьма широка и включает, как правило, не только узкоспециальные вопросы гармонии, но и вопросы художественно-эстетического, музыкально-стилевого порядка, например: гармония как философско-
95
эстетическая и музыкально-теоретическая категория; формообразующие средства гармонии; взаимодействие гармонии и метроритма, гармонии и фактуры; гармония в условиях стилевых взаимодействий и пр. При подготовке к таким семинарам студенты должны будут обратиться к знаниям из других предметных областей — анализа музыкальных форм, истории музыки, философии, эстетики, что создаст условия для интеграции предметной области гармонии в метапред-метную сферу широких историко-сти-левых музыкальных знаний.
Наиболее результативно и интересно для студентов, как свидетельствует наша педагогическая практика, проведение семинаров в форме коллективных дискуссий. В ходе семинара все обучающиеся заслушивают докладчиков, а затем происходит обсуждение выступлений в форме дискуссии. Возможно и другое построение учебной дискуссии, при котором все обучающиеся в группе готовят выступления по всем тематическим рубри-п„ кам семинара, а затем происходит об-96 щее обсуждение в форме дискуссии. Самое важное и ответственное в организации дискуссии — постоянный контроль за её реализацией, своевременная коррекция действий студентов, направление их активности в нужное русло. Данные функции, как правило, осуществляются преподавателем.
Дискуссия может быть организована с элементами игрового и ролевого моделирования, которое в последние годы достаточно широко используется в музыкально-педагогическом процессе [11]. При этом группа студентов делится на подгруппы, выполняющие различные (как правило, противоположные) роли, на-
пример докладчиков и оппонентов, новаторов и ретроградов, защитников и критиков и пр. Для дискуссии избираются заведомо полемичные темы, предполагающие наличие противоположных мнений. Например: «Гармонический стиль К. Мон-теверди — позднее Возрождение или раннее барокко?», «Позднероманти-ческая гармония — распад тональной системы или переход в новое состояние?», «Дж. Гершвин — представитель джазовой культуры или академического искусства? (на примере гармонии)», «Новомодальная гармония в ХХ веке — путь в будущее или возврат к прошлому?» и т. д.
Группы студентов, занимающие в дискуссии противоположные позиции и выполняющие различные роли, должны использовать все имеющиеся знания, умения и навыки, чтобы научно обосновать и отстоять свою профессиональную позицию, аргументировать высказанные мысли с целью переубеждения оппонентов. Для этого им необходимо не только основательно проработать материал по теме выступления из курса гармонии, но и использовать информацию, полученную при изучении других музыкально-теоретических и исторических дисциплин, что способствует обогащению знаний студентов и достижению метапред-метных результатов обучения.
Игровая организация коллективных дискуссий, как показывает практика и подтверждают педагогические исследования [12], не только создаёт условия для реализации метапред-метного подхода, но и существенно активизирует учебную деятельность, мотивирует студентов и усиливает интерес к изучаемому материалу.
Метод эвристической беседы
целесообразно применять на практических занятиях при выполнении стилевого гармонического анализа музыкальных произведений, особенно если новая тема только что пройдена и студентов нужно вовлечь в поисковую деятельность. Суть эвристической беседы состоит в том, что обучаемым ставится конкретная задача, которую нужно решить «здесь и сейчас», в процессе выполнения гармонического анализа. При этом студентам предстоит проявить гибкость мышления, отойти «от поиска единственно правильного решения, учиться видеть некоторый спектр, вариантную множественность подходов как к решению проблемы, так и к её результатам» [13, с. 410].
В курсе гармонии эвристические задачи могут быть поставлены, например, при выполнении следующих видов заданий:
• найти в музыкальном тексте примеры использования риторических фигур и объяснить их семантический смысл;
• найти в музыкальном тексте признаки тональной и модальной организации звуковысотного материала и обосновать причины их применения;
• найти в музыкальном тексте характерные авторские гармонические средства (например, аккорды Рахманинова, Шуберта, лады Шостаковича, Скрябина и др.) и дать им художественную трактовку;
• найти в музыкальном тексте отличительные особенности конкретного гармонического стиля (исторического, национального, авторского) и дать стилевую контекстуальную интерпретацию и т. д.
При выполнении данных видов заданий студенты также не смогут обойтись полученными только в курсе гармонии знаниями. Им необходимо стремиться актуализировать информацию из общей теории и истории музыки, истории искусств, то есть пользоваться метапредметным содержанием смежных областей знаний.
«Мозговой штурм» может применяться в курсе гармонии тогда, когда студентам нужно сообща быстро решить какую-то важную проблему, найти выход из сложной ситуации. Распространённые примеры коллективного решения практических задач: построение оптимальных модуляционных планов, характерных для разных стилей (барокко, классицизма, романтизма и др.), с последующим исполнением модуляции на фортепиано (в технологическом аспекте этот вопрос рассмотрен в статье В. Б. Брайнина [14]); поиск методически верного и художественно оправданного решения в примерах стилевой гармонизации мелодий (предполагающих множество вариантов); расшифровка сложных момен- 97 тов цифрованной нотации с исполнением на фортепиано. Совместно решая данные задачи, студенты обмениваются мнениями, аргументируют предлагаемый вариант деятельности. Все вопросы, касающиеся стилевых аспектов гармонии, требуют расширенной аргументации и актуализации знаний истории музыки и анализа музыкальных форм. Следует отметить, что при коллективной деятельности активность всей группы студентов, как правило, значительно возрастает, проявляется соревновательность (кто сделает лучше, быстрее, качественнее), здоровая конку-
ренция, что способствует эффективному достижению учебных целей.
Большим научным и творческим потенциалом обладает метод проектов, который считается одной из инновационных технологий обучения [15]. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определённого отрезка времени. Работа над проектом нацелена на глубокое и всестороннее исследование поставленной проблемы и предполагает получение практического результата — образовательного продукта. Продуктом может быть научная статья, презентация, видеофильм, музыкальное сочинение в заданных условиях и т. д. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу, следовательно, получают 98 более разнообразную информацию и более широкие знания.
В курсе гармонии метод проектов целесообразно применять при подготовке студентами докладов для выступления на научных конференциях, семинарах, научных статей и презентаций, а также при написании курсовых работ. В данных формах работы велика роль самостоятельного научного поиска, требующего актуализации усвоенных знаний, привлечения новой информации, активной работы с разнообразными источниками. В качестве самостоятельных проектов могут выступать и творческие работы обучающихся — музыкальные
сочинения, выполненные по заданным стилевым и композиционным условиям (например, барочный период типа развёртывания, классицистский экспозиционный период, романтическая миниатюра в простой трёхчаст-ной форме с контрастной серединой и т. д.). Основной особенностью исследовательских методов, в том числе и метода проектов, является достижение нового знания, нового творческого результата, новой истины, которую студент постигает самостоятельно, благодаря чему она приобретает для него большую субъективную значимость. Как правило, подобные «новые продукты» исследовательской деятельности имеют интегративную природу и формируются в опоре на мета-предметное содержание смежных учебных дисциплин.
Заключение
Практика показывает, что применение метапредметного подхода в совокупности с интерактивными методами обучения способствует формированию у студентов целостного художественного мировоззрения и комплексного охвата культурных событий музыкальной истории человечества на основе получения широких разнообразных знаний, интегрирующих различные предметные области: специальную музыкальную, гуманитарную, философско-эстетическую. Такой подход способствует более эффективному достижению цели освоения курса гармонии.
Актуализация знаний из курсов эстетики, философии, истории искусства, истории музыки, анализа музыкальных форм позволяет изучать гармонию в культурно-историческом контексте, прослеживать стилевые худо-
жественные параллели в смежных видах искусств, видеть и понимать эволюционные изменения в звуковы-сотной организации музыкального материала во взаимосвязях с другими средствами музыкального языка (мелодией, метроритмом, фактурой, формой). Это позволяет овладеть методологией анализа гармонии в музыке различных исторических эпох и музыкальных стилей, искусством теоретического обобщения. Вовлечение студентов в активную поисково-исследовательскую деятельность посредством коллективных дискуссий, эвристических бесед, «мозгового штурма», ролевого и игрового моделирования, создания учебных проектов усиливает мотивацию к обучению, развивает умение использовать усвоенные профессиональные знания в самостоятельной научной и творческой деятельности. Всё сказанное в совокупности повышает результативность учебной работы студентов и способствует более качественному освоению материала курса гармонии.
Наш собственный многолетний опыт преподавания курса гармонии в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П. И. Чайковского позволяет констатировать, что применение метапредметного подхода и интерактивных методов обучения способствует формированию компетенций, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения.
В их числе: владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения; способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения; способность осмысливать закономерности развития музыкального искусства и науки в историческом контексте и в связи с другими видами искусства; способность учитывать особенности религиозных, философских, эстетических представлений конкретного исторического периода; способность собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим научным проблемам; умение ориентироваться в специальной литературе, выполнять научные исследования как в составе исследовательской группы, так и самостоятельно, осуществлять авторскую деятельность в коллективных сборниках и монографиях [1].
Формирование данных компетенций, которые по своей сути являются метапредметными и опираются на знания различных учебных предметов и научных дисциплин, предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения в качестве главного результата освоения образовательных программ высшего образования в сфере музыкального искусства.
99
Статья выполнена в рамках научного направления «Педагогика искусства и музыкального образования» Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского. Автор выражает благодарность педагогическому коллективу кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чай-
ковского, принимавшему активное участие в апробации представленного в статье подхода и методов обучения.
The article was carried out within the framework of the research area "Pedagogy of Art and Music Education" of the South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky. The author is grateful to the pedagogical staff of the Department of History, Music Theory and Composition of the South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky, who took an active part in testing the approach and methods of teaching presented in the article.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 53.05.05 Музыковедение (уровень специалитета). Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - URL: Ы^://минобрнауки.рф/документы/9318 (дата обращения: 17.05.2018).
2. Горемычкин, А. И. Практический ренессанс дисциплин музыкально-теоретического цикла в вузовской подготовке учителя музыки [Текст] / А. И. Горемычкин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. -№ 3 (7). - С. 88-102.
3. Иофис, Б. Р. Содержание дефиниции «гармония» в контексте современного музыкально-теоретического образования [Текст] / Б. Р. Иофис // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. - № 3 (15). - С. 45-58.
4. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика [Текст] : теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства / Ю. В. Громыко. - Минск : Технопринт, 2000. - 376 с.
5. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении [Текст] / А. В. Хуторской. - М. : Эйдос, 2012. - 73 с.
6. Ратикова, И. Н. Метапредметный подход в практике образования [Текст] / И. Н. Ра-тикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. -№ 1. - С. 15-17.
7. Громыко, Н. В. Метапредметный подход в образовании при реализации новых об-
разовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. В. Громыко. - URL: http:// www.ug.ru/archive/36681 (дата обращения: 17.05.2018).
8. Иофис, Б. Р. Категории «музыкальный язык» и «музыкальная речь» в контексте метапредметного содержания общего музыкального образования [Текст] / Б. Р. Ио-фис // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». -2014. - № 4 (8). - С. 11-25.
9. Сизова, Е. Р., Балабан, О. В. Метапред-метный подход в профессиональной подготовке педагога-музыканта [Текст] / Е. Р. Сизова, О. В. Балабан // Мир науки, культуры, образования. - 2017. -№ 6 (67). - С. 117-119.
10. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала [Текст] : учеб. пособие / А. П. Панфилова. -СПб. : Знание, 2003. - 526 с.
11. Надолинская, Т. В. Подготовка педагогов-музыкантов к игровому моделированию интегративных уроков музыки в условиях высшего профессионального образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Т. В. Надолинская ; Московский гос. гуманит. ун-т им. М. А. Шолохова. - М., 2008. - 468 с.
12. Фоминых, М. В. Игровое моделирование как средство подготовки студента профессионально-педагогического учебного заведения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. В. Фоминых; Российский гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 27 с.
13. Диривянкина, О. В. Становление, сущность эвристического обучения в педагогической науке и практике [Текст] /
О. В. Диривянкина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2006. - № 4 (32). - С. 406-413.
14. Брайнин, В. Б. Освоение тонально-модуляционных систем в контексте профессионального музыкально-теоретического образования: метод наглядного представления всех кратчайших модуляционных планов [Текст] / В. Б. Брайнин // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 1 (5). - С. 99-113.
15. Минюк, Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология [Текст] / Ю. Н. Минюк // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф., г. Казань, октябрь 2014 г. - Казань : Бук, 2014. - С. 6-8. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (дата обращения: 17.05.2018).
REFERENCES
1. Federal 'nyj gosudarstvennyj obrazova-tel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 53.05.05 Muzykovedenie (uro-ven' specialiteta) [Federal State Educational Standard of Higher Education on Specialty 53.05.05 Musicology (level of specialty)]. Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF [The official website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Available at: https://mino-bmauki.rf/dokumenty/9318 (accessed: 17 May 2018) (in Russian).
2. Goremychkin A. I. Prakticheskij renessans dis-tsiplin muzykal'no-teoreticheskogo tsikla v vu-zovskoj podgotovke uchitelya muzyki [Practical renaissance of musical-theoretical disciplines in the university training of the teacher of music]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2014, no. 3 (7), pp. 88-102 (in Russian).
3. Iofis B. R. Soderzhanie definitsii "garmoniya" v kontekste sovremennogo muzykal'no-teo-reticheskogo obrazovaniya [The content of the definition of "harmony" in the context of modern musical and theoretical education]. Vestnik kafedry UNESCO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 3 (15), pp. 45-58 (in Russian).
4. Gromyko Yu. V. Mysledeyatel'nostnaya pe-dagogika: teoretiko-prakticheskoe rukovod-stvo po osvoeniyu vysshih obrazcov peda-gogicheskogo iskusstva [Pedagogy of mental activity: a theoretical and practical guide to the development of higher samples of pedagogical art]. Minsk: Tekhnoprint Publ., 2000. 376 p. (in Russian).
5. Khutorskoy A. V. Metapredmetnyj podhod v obuchenii [Meta-projective approach in teaching]. Moscow: Eydos Publ., 2012. 73 p. (in Russian).
6. Ratikova I. N. Metapredmetnyj podkhod v praktike obrazovaniya [Meta-projective approach in the practice of education]. Mu-nitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eks-periment - Municipal education: innovation and experiment, 2015, no. 1, pp. 15-17 (in Russian).
7. Gromyko N. V. Metapredmetnyj podhod v ob-razovanii pri realizacii novyh obrazova-tel'nyh standartov [Meta-projective approach in education in the implementation of new educational standards]. Available at: http://www.ug.ru/archive/36681 (accessed: 17 May 2018) (in Russian).
8. Iofis B. R. Kategorii "muzykal'nyj yazyk" i "muzykal'naya rech'" v kontekste metapred-metnogo soderzhaniya obshchego muzykal'-nogo obrazovaniya [Categories "musical language" and "musical speech" in the context
of the meta-subject content of general music JQJ education]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2014, no. 4 (8), pp. 11-25 (in Russian).
9. Sizova E. R., Balaban O. V. Metapredmetnyj podhod v professional'noj podgotovke peda-goga-muzykanta [Meta-projective approach in vocational training of a music teacher]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture and education, 2017, no. 6 (67), pp. 117-119 (in Russian).
10. Panfilova A. P. Igrotekhnicheskij menedzh-ment. Interaktivnye tekhnologii dlya obu-cheniya i organizacionnogo razvitiya per-sonala: uchebnoe posobie [Game-technical management. Interactive technologies for training and organizational development of personnel]. St. Petersburg: Znanie Publ., 2003. 526 p. (in Russian).
11. Nadolinskaya T. V. Podgotovka pedagogov-muzykantov k igrovomu modelirovaniyu integrativnyh urokov muzyki v usloviyah vys-shego professional 'nogo obrazovaniya [Training of music teachers for game modeling of integrative music lessons in conditions of higher professional education]. Doctoral dissertation (Pedagogics). Moscow, Moscow State Humanities University named after M. A. Sholokhov Publ., 2008. 468 p. (in Russian).
12. Fominyh M. V. Igrovoe modelirovanie kak sredstvopodgotovki studentaprofessional'-no-pedagogicheskogo uchebnogo zavede-niya [Game simulation as a means of preparing a student in a professional pedagogical educational institution]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogics). Yekaterinburg, Russian State Professional and Pedagogical University, 2011. 27 p. (in Russian).
13. Dirivyankina O. V. Stanovlenie, sushch-nost' ehvristicheskogo obucheniya v pe-dagogicheskoj nauke i praktike [Formation, the essence of heuristic learning in pedagogical science and practice]. Vest-nik Sankt-Peterburgskogo universiteta
MVD Rossii, 2006, no. 4 (32), pp. 406-413 (in Russian).
14. Brajnin V. B. Osvoenie tonal'no-modulya-cionnyh sistem v kontekste professional'nogo muzykal'no-teoreticheskogo obrazovaniya: metod naglyadnogo predstavleniya vsekh kratchajshih modulyacionnyh planov [Mastering tone-modulation systems in the context of professional music-theoretical education: a method of visual representation of all the shortest modulation plans]. Vestnik kafed-ry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2014, no. 1 (5), pp. 99-113 (in Russian).
15. Minyuk Yu. N. Metod proektov kak innova-cionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya [Project method as an innovative pedagogical technology]. Innovacionnye pedagogi-cheskie tekhnologii: materialy Mezhduna-rodnoj nauchnoj konferentsii [Innovative pedagogical technologies: proceedings of the International Scientific Conference], Kazan', October, 2014. Kazan', Buk Publ., 2014, pp. 6-8. Available at: https://moluch. ru/conf/ped/archive/143/6151 (accessed: 17 May 2018) (in Russian).
102
Статья поступила в редакцию 18.05.2018. The article was received on 18.05.2018.
Сизова Елена Равильевна, доктор педагогических наук, профессор, ректор, профессор кафедры истории, теории музыки и композиции e-mail: [email protected]
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского",
ул. Плеханова, д. 41, г. Челябинск, Российская Федерация, 454091
Elena R. Sizova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector, Professor of Department of History, Theory of Music and Composition e-mail: [email protected]
The South Ural State Institute of Arts named after P. I. Tchaikovsky, Plekhanov Street, 41, Chelyabinsk, Russian Federation, 454091