Научная статья на тему 'Специфика культурно-ориентированного подхода преподавания философии в системе высшего образования'

Специфика культурно-ориентированного подхода преподавания философии в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
172
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР / ОБУЧЕНИЕ / PHILOSOPHY / CULTURE / HIGHER EDUCATION / COMPETENCES / INTERACTIVE FORMS / VISUAL CONTENT / LECTURE / SEMINAR / TRAINING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Быховец Марина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблем преподавания философии в системе высшего образования, включая направления прикладного бакалавриата. Автор акцентирует внимание на актуальных вопросах, связанных с ролью курса «философия» в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и раскрывает содержание культурно-ориентированного подхода к преподаванию философии. В работе обоснована необходимость рассмотрения философии как феномена культуры, совершенствования традиционных и интерактивных форм обучения с учетом восприятия информации современной молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF CULTURE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING PHILOSOPHY IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The article is devoted to the problems of teaching philosophy in the system of higher education, including the directions of applied bachelor’s degree. The author focuses on the topical issues related to the role of the “Philosophy” course within the requirements of the Federal State Educational Standard, and reveals the content of the culture-oriented approach to teaching philosophy. The paper substantiates the need to consider philosophy as a phenomenon of culture, to improve traditional and introduce interactive forms of education, taking into account the specificity of information perception by modern youth.

Текст научной работы на тему «Специфика культурно-ориентированного подхода преподавания философии в системе высшего образования»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-5.15

Быховец Марина Владимировна

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблем преподавания философии в системе высшего образования, включая направления прикладного бакалавриата. Автор акцентирует внимание на актуальных вопросах, связанных с ролью курса "философия" в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и раскрывает содержание культурно-ориентированного подхода к преподаванию философии. В работе обоснована необходимость рассмотрения философии как феномена культуры, совершенствования традиционных и интерактивных форм обучения с учетом восприятия информации современной молодежью. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2018/5/15.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 5(91) C. 69-72. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 1; 37.013.73 Дата поступления рукописи: 26.04.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-5.15

Статья посвящена рассмотрению проблем преподавания философии в системе высшего образования, включая направления прикладного бакалавриата. Автор акцентирует внимание на актуальных вопросах, связанных с ролью курса «философия» в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и раскрывает содержание культурно-ориентированного подхода к преподаванию философии. В работе обоснована необходимость рассмотрения философии как феномена культуры, совершенствования традиционных и интерактивных форм обучения с учетом восприятия информации современной молодежью.

Ключевые слова и фразы: философия; культура; высшее образование; компетенции; интерактивные формы; визуальный контент; лекция; семинар; обучение.

Быховец Марина Владимировна, к. филос. н.

Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск

еуёешота@шаИ.ги

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Философия является одной из древнейших форм интеллектуальной культуры человечества. История ее развития насчитывает более двух с половиной тысяч лет. За истекший период сформировалось множество философских школ и направлений, в сферу внимания которых входили вопросы, наиболее значимые для человека и общества того или иного периода. В различных формах философия включалась в образовательные программы европейских и отечественных школ и университетов. В советский период марксистско-ленинская философия была одной из ведущих дисциплин для всех специальностей системы высшего образования. Изменение политических ориентаций привело к трансформации понимания сущности и переназначения философии, при этом, однако, сохранило за ней статус одной из базовых дисциплин.

Реформы отечественного образования, направленные на реализацию Болонских соглашений, существенно изменили подходы и требования к современной системе образования. Разделение первой ступени высшего образования на академический и прикладной бакалавриат обострило дискуссии о статусе и необходимости преподавания философии. Подобные дискуссии возникают как в среде преподавателей, так и в студенческом сообществе. Основным аргументом противников курса философии в качестве базового является то, что современное образование все больше носит узкопрофессиональный характер, призванный готовить специалистов-практиков, в то время как философия является предметом социально-гуманитарным, общеобразовательным, якобы не имеющим непосредственного отношения к происходящим в обществе процессам и формированию профессиональных умений и навыков. Следует отметить, что несогласие с подобной оценкой и специфика преподавания философии в вузах уже рассматривались в работах Е. Г. Волковой [2], О. В. Гуторович и В. Н. Гуторович [3] и др.

Но, опираясь на многолетний опыт преподавания философии, мы считаем возможным раскрыть и обосновать ключевые элементы культурно-ориентированного подхода, который актуализирует преподавание философии в рамках учебных программ не только академического, но и прикладного бакалавриата.

Прежде чем проанализировать специфику предлагаемого автором подхода и методики преподавания, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов. Во-первых, что вообще представляет собой философия? Во-вторых, зачем современным студентам философия, в том числе обучающимся по направлениям прикладного бакалавриата?

Вопрос о понятии и сущности философии является одним из самых сложных в философском знании. Существует множество вариантов определения и характеристик философии. Этот факт, порой вызывающий недоумение у человека, только начинающего знакомство с философским наследием, в действительности легко объясняется. Каждый философ вкладывает свое понимание и очерчивает проблемную зону философского мышления. Для многих авторов философия - это наука, вырабатывающая систему законов, имеющая свой категориальный аппарат и методологию исследования. Подобный подход был характерен для советского времени с присущим ему доминированием марксистско-ленинской парадигмы, которой придавался статус истинного и объективного научного знания. Отказ от философии марксизма-ленинизма породил дискуссию о сущности философии. Р. Ю. Рахматуллин верно отмечает: «В 1989 году известный отечественный философ А. Л. Никифоров на страницах журнала "Философские науки" инициировал дискуссию своей статьей "Является ли философия наукой?". Сам автор тогда высказал мнение, что философия, скорее всего, не является наукой» [8]. В настоящее время рассмотрение философии как науки имеет своих сторонников, но многие исследователи склонны рассматривать философию как форму культуры, духовной деятельности человека. Что же не позволяет определять философию как науку? По нашему мнению, отсутствие четкой определенности предмета, методов, назначения философского знания и многообразие подходов к решению ключевых проблем. Для нас рабочим определением является следующее: философия - это форма культуры, «вырабатывающая

70

^БЫ 2618-9690. № 5 (91) 2018

систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире» [1, с. 7]. Это сфера общественного сознания, которая стремится дать ответы человеку на вечные вопросы, что есть мир и я в этом мире. Таким образом, философия является формой культуры, в которой генерируются и аккумулируются идеи, являющиеся смыслообразующими для той или иной эпохи и определяющими вектор ее развития.

Теперь попытаемся ответить на вопрос, для чего же современным студентам нужна философия. В чем смысл изучения различных этапов развития философии, заучивания идей тех или иных мыслителей, если они далеки от реалий дня сегодняшнего и получаемой профессии? Действительно, в подобном понимании никакого смысла нет. Культурно-ориентированный подход предполагает рассмотрение философии не столько как самостоятельной дисциплины, сколько как части общекультурного наследия, непосредственно связанного с социальными, политическими, духовными процессами как прошлого, так и настоящего. Подобное понимание на практике предполагает реализацию нескольких образовательных задач.

Во-первых, оно позволяет в ходе лекционно-семинарских занятий проанализировать и выявить логику развития минувших социально-культурных периодов и определяющих их философских концепций, а также генезис определенных аспектов, ценностных установок и мировоззренческих идей современного общества.

Во-вторых, дает возможность воплотить на практике принцип междисциплинарности и непрерывности образовательной системы. Дело в том, что, согласно большинству учебных планов вузов РФ, дисциплина «философия» преподается на 1-2 курсах, при этом преподаватели высших учебных заведений зачастую забывают, что перед ними - вчерашние школьники, порой не готовые к академическому философствованию. В этой ситуации актуализация уже имеющихся школьных знаний из курса истории, литературы, а также точных и естественных наук позволяет выстроить «мостик» в сознании студентов между усвоенной информацией и новым для них типом постижения мира.

В-третьих, мы получаем потенциал для реализации компетентностного подхода, который на протяжении последних лет внедряется в отечественную систему высшего образования. Согласно терминологии Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, задача философии - формирование у студентов общекультурных компетенций. Так, ОК-1 предполагает «способности к формированию собственной мировоззренческой позиции» у выпускников высших учебных заведений. Применяемые методики преподавания философии в рамках рассматриваемого культурно-ориентированного подхода позволяют развить у студентов способность формулировать собственные взгляды, объективно оценивать происходящие процессы в социальной, политической и профессиональной сфере - немаловажные качества для личности и специалиста.

Впрочем, реализация поставленных целей на практике порой сталкивается с рядом проблем, обусловленных определенными факторами. Речь идет о специфике современных студентов, для многих из которых присущ низкий уровень гуманитарной подготовки, неумение анализировать прочитанное и формулировать собственные мысли. В то же время и преподаватели вузов склонны к использованию исключительно классической лекционно-семинарской системы образования, которая в условиях современного информационного общества нуждается в существенных дополнениях и переосмыслении.

В связи с этим необходимо более подробно остановиться на методике преподавания философии. Структура курса философии остается стандартной: знакомство с предметом, история философии и основные проблемы философии. Посмеем не согласиться с популярной нынче точкой зрения, что отказ от марксистско-ленинской парадигмы последний раздел курса философии сделал неактуальным, так как «верного» варианта ответов на обозначенные вопросы нынче дать невозможно [2].

На наш взгляд, изучение философии только как курса истории философии обедняет философское знание и сводит к трансляции имеющихся философских взглядов и систем. При этом остается открытым вопрос выбора персоналий, на идеях которых необходимо сосредоточить свое внимание. По нашему мнению, одним из критериев является не только глубина и оригинальность мировоззрения того или иного философа, но и его значение для развития не только собственно философии, но и других форм культуры. Рассмотрение же в качестве самостоятельного раздела тем по онтологии, гносеологии, аксиологии, социальной философии позволяет закрепить знания, полученные из историко-философского блока, при этом сосредоточиться на современных проблемах, а также подходах к решению наиболее остро стоящих проблем в современном мире.

Переходя к вопросу методики преподавания философии в рамках культурно-ориентированного подхода, следует подчеркнуть, что традиционные лекционно-семинарские занятия необходимо дополнять современными интерактивными формами обучения, позволяющими учитывать специфику восприятия молодежью информации, взаимодействовать с аудиторией, не пассивно, а активно включать студентов в образовательный процесс. Необходимой составляющей лекционно-семинарского курса является его визуальный контент. Это обусловлено феноменом «клипового сознания», который присущ современным молодым людям и имеет свои положительные и отрицательные черты [4]. Его специфической особенностью является восприятие информации короткими визуально и эмоционально насыщенными блоками. В связи с этим лекции обязательно сопровождаются электронными презентациями в рамках рассматриваемой темы. Но их предназначение нельзя сводить к простому алгоритму «послушал - прочитал - перепиши». Главная задача преподавателя - закрепить в сознании студента определенный эмоционально-ассоциативный ряд. Например, в курсе лекций по разделу «История философии» формируется сначала образ эпохи. От античности до современности - посредством демонстрации наиболее известных, знаковых произведений искусства и достижений того или иного периода. «Радость узнавания», удивление, восхищение позволяют вызвать у студентов эмоциональный отклик и уже далее перейти к рассмотрению ключевых философских идей, отражающих наиболее значимые проблемы и тенденции рассматриваемого в ходе занятия периода. Например, анализируя понимание

философами смысла жизни и предназначение человека в темах «Философия античности» и «Философия средних веков и Возрождения», мы можем наглядно продемонстрировать с помощью произведений искусства различное восприятие личности человека и раскрыть роль гуманизма, оказавшего колоссальное влияние на все стороны жизни европейского общества до настоящего времени.

Немаловажную роль играет и видеоряд, сопровождающий лекционно-семинарские занятия. Не следует увлекаться длительным просмотром видеоматериалов, достаточно 7-10-минутного фильма о философе в качестве закрепления изученного материала. Как пример можно посоветовать «Проект Энциклопедия - Encyclopedia channel» (2006-2008) [7].

Важной частью лекционного образовательного цикла по философии является проблемно-ориентированная лекция с элементами диалога. При этом важна четкая постановка существующих проблем и организация поиска путей их решения, мозгового штурма, к которому и привлекаются студенты. Например, в рамках рассмотрения темы «Гносеология: учение о познании» одним из вопросов является проблема познаваемости мира. Студентам на основе полученных ранее знаний из лекционно-семинарских занятий и обыденного опыта предлагается выделить и обосновать позиции гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма, подобрать аргументацию и привести примеры, поддерживающие ту или иную позицию. Важным моментом здесь является, в зависимости от уровня подготовленности студентов, правильно сформулированные преподавателем наводящие вопросы и умение вовлекать аудиторию в диалог, при этом сохраняя дисциплину и не нарушая логику проведения занятия.

Семинарские занятия являются не менее важным, а в какой-то степени далее более значимым элементом успешного освоения курса. Ведь философия - это, прежде всего, диалог философов друг с другом, а далее -преподавателя и студентов и, конечно же, самих студентов между собой. Поэтому задача преподавателя -создать на занятии дружелюбную атмосферу, помочь преодолеть вчерашним школьникам страх сказать «не то» и получить плохую отметку. Современные методики образования позволяют на семинарских занятиях применить большой спектр интерактивных форм проведения занятий. Так, на первом семинарском занятии студенты делятся на две команды, их задача - проанализировать небольшие фрагменты работ философов, которые содержатся в разработанной и изданной автором хрестоматии [1]. Первая команда ищет аргументы в пользу утверждения «философия - это наука», вторая команда пытается доказать, что «философия -это не наука». Продолжительность работы занимает, включая обсуждение и заполнение итоговой таблицы, 20-25 минут, но уже на первом занятии студенты получают опыт командной работы, анализа философских текстов и умение структурировать материал в рамках обозначенной проблемы.

На семинаре, посвященном теме «Философия античности», могут быть реализованы несколько вариантов проведения интерактивного занятия. Например, деловая игра «Суд над Сократом» для студентов юридических факультетов. Необходимо заранее проинформировать учащихся о проведении игры и дать задание прочитать диалог Платона «Апология Сократа» [5]. На семинаре выбираются студенты, представляющие судебный аппарат, включая судью, адвоката, прокурора, а также истец и ответчик - Сократ. Причем на роль последнего может быть выбран не один, а 2-3 человека. Занятие проводится при активном участии всех студентов учебной группы, при этом необходимо обращать внимание на соблюдение правил и норм ведения диалога, аргументирование и доказательства своей позиции. Подведение итогов включает оценку лучшей аргументации с обеих сторон с учетом знания оригинального текста.

Второй вариант проведения семинарского занятия по обозначенной теме предполагает организацию занятия по принципу малых групп. Здесь представляется возможным взять за основу проблему смысла жизни и понимания счастья в философских школах поздней античности. Студенты делятся на три-четыре группы, в течение 15 минут их задача - подготовить аргументы в защиту позиции киников, стоиков, эпикурейцев и киренаиков. Возможен вариант проведения семинара с элементами проектной деятельности, когда студенты, опираясь на диалог Платона «Государство» [6], создают вариант своего понимания идеального государства. Подспудно обсуждается вопрос перспектив реализации подобной модели на практике, разница культурного восприятия государства и его граждан в античности и современном мире.

Необходимым элементом как лекционных, так и семинарских занятий является организация групповых дискуссий. Например, в рамках темы «Аксиология» обсуждаем вопросы формирования и выбора ценностей, роль ценностей в жизни человека и общества, возможность жить вне системы духовных ценностей. В рамках вопроса «Этические нормы и ценности» студенты всегда активно участвуют в обсуждении проблем «где граница добра и зла, в чем их сущность?», «что есть долг, совесть, счастье?», «допустимы ли клонирование и эвтаназия с точки зрения морали?». Задача преподавателя - уйти от доминирующей позиции, направить дискуссию, позволить студентам сформулировать свою точку зрения, что является первым шагом к осознанному формированию собственной мировоззренческой позиции.

Большую роль при изучении философии занимает самостоятельная работа студентов. Помимо подготовки к семинарским занятиям, практикуются и такие формы работы, как рецензирование научных статей, конспект-анализ философских источников и участие в итоговой научно-практической конференции. Все эти формы работы не только расширяют кругозор студентов, но и способствуют формированию навыков аналитической и научно-исследовательской работы. Следует отметить, что завершение изучения курса конференцией является важным элементом культурно-ориентированного подхода в изучении философии. Студентам на выбор предлагаются темы, рассматривающие актуальные вопросы культуры постмодерна. Например, специфика потребительского сознания современного общества, мифология и культура (миф и реклама, миф и политика), глобальные и этические проблемы современности. Необходимо учитывать сферы интересов

72

ISSN 2618-9690. № 5 (91) 2018

и пожелания студентов. Подготовка к конференции проводится заблаговременно и включает изучение источников, подготовку доклада и презентации. Хочется подчеркнуть, что мы не берем на конференцию узкофилософские темы (например, по истории философии), так как цель конференции - показать роль и значение философии в современном мире, в том числе при решении наиболее значимых проблем.

Текущее и итоговое оценивание работы и знаний студентов - один из самых животрепещущих вопросов в работе преподавателя. Помимо оценивания уже рассмотренных форм работ, необходимо упомянуть и такие формы текущего контроля, как словарный диктант (цель которого - закрепление в сознании студентов понятийного аппарата философии), а также заполнение сравнительно-аналитических таблиц (например, понимание мира, человека и общества в философии Средних веков и Возрождения).

Одним из дискуссионных вопросов является выполнение тестовых заданий по философии. Прохождение федерального тестирования по изучаемым дисциплинам является одним из аккредитационных показателей вузов. Поэтому мы обязаны подготовить студентов к подобной форме работы, однако эффективность данной формы контроля по философии является относительной. Поэтому, несмотря на условие обязательного прохождения двух тестов в качестве текущего контроля, их итоги не являются для нас определяющими при выставлении итоговой оценки. Обязательно учитываются и другие формы работы в рамках практикуемой рейтинго-балльной системы, когда итоговая оценка определяется суммой набранных баллов и выполнением всех форм работы. Широко используется и проведение классического экзамена. Но здесь согласимся с Е. Г. Волковой, что сдача экзамена по билетам - это своеобразная лотерея, а зачастую и профанация, так как практика списывания студентами ответов на вопросы действительно доведена до совершенства, а «"вычисление" преподавателем списывающих студентов унижает не только их, но и, в большей степени, самого преподавателя» [2]. Поэтому вполне допустимо разрешить студенту пользоваться конспектами при подготовке ответов на вопросы билетов, но при этом обязательным условием становятся ответы на дополнительные вопросы преподавателя (минимум три), то есть проведение собеседования. Зачем тогда билеты? Дань традиции, требованиям образовательной системы, но вполне допустимо проведение экзамена по желанию студентов и сразу в форме непосредственного общения с преподавателем.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что культурно-ориентированный подход позволяет дать более полное представление о сущности и специфике философии как феномене культуры, а также дает возможность «популяризировать» философское знание, показать его роль и значение на протяжении развития человеческого общества. Философия - одна из немногих дисциплин, цель которых - не только дать студентам определенную сумму знаний и практических навыков, но и способствовать развитию мировоззрения студентов, развитию логического мышления, что является важным фактором личностного роста и профессионального становления. Но многое зависит и от преподавателя, его желания сделать свой предмет интересным, актуальным, а не свести к пересказу имеющихся взглядов и теорий, оторванных от современных реалий. Поэтому применение современных образовательных подходов и методик - один из аспектов успешного освоения курса философии и залог эффективного сотрудничества преподавателя и студентов.

Список источников

1. Быховец М. В. Философия: учебник: хрестоматия. Новосибирск: СибУПК, 2014. 264 с.

2. Волкова Е. Г. Основные проблемы преподавания философии в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/ pp/article_14427.html (дата обращения: 20.04.2018).

3. Гуторович О. В., Гуторович В. Н. Философия и специфика её преподавания в вузе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8 (70). C. 55-57.

4. Митягина Е. В., Долгополова Н. С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2009. № 3 (15). С. 53-59.

5. Платон. Апология Сократа. Критон. Протагор. М.: Эксмо, 2015. 128 с.

6. Платон. Государство. М.: Академический проект, 2015. 400 с.

7. Проект Энциклопедия - Encyclopedia channel (2006-2008) [Электронный ресурс]: сериал. URL: http://worldserials.org/ dokumentalnye/encyclopedia-channel.php (дата обращения: 20.04.2018).

8. Рахматуллин Р. Ю. Является ли философия наукой? [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 3. URL: https://moluch.ru/archive/62/9259/ (дата обращения: 20.04.2018).

SPECIFICITY OF CULTURE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING PHILOSOPHY IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

Bykhovets Marina Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk evdemonia@mail. ru

The article is devoted to the problems of teaching philosophy in the system of higher education, including the directions of applied bachelor's degree. The author focuses on the topical issues related to the role of the "Philosophy" course within the requirements of the Federal State Educational Standard, and reveals the content of the culture-oriented approach to teaching philosophy. The paper substantiates the need to consider philosophy as a phenomenon of culture, to improve traditional and introduce interactive forms of education, taking into account the specificity of information perception by modern youth.

Key words and phrases: philosophy; culture; higher education; competences; interactive forms; visual content; lecture; seminar; training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.