Научная статья на тему 'Интерактивные формы обучения банковскому маркетингу'

Интерактивные формы обучения банковскому маркетингу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / ДЕНЬГИ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / МАРКЕТИНГ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджимурадова Э. Э.

В статье рассмотрены возможности и необходимость применения интерактивных форм и методов обучения в высших учебных заведениях. В данном случае предложена методика проведения деловых игр в преподавании таких дисциплин, как «Деньги.Кредит.Банки», «Банковский маркетинг» и др. Показано, что деловые игры играют важную роль в процессе подготовки специалистов и бакалавров по профилю «Финансы и кредит». Они помогают развивать креативное, поисковое и навигационное мышление. Главное преимущество применения деловых игр интеграция знаний, полученных при изучении различных экономических дисциплин, а также возможности закрепления теоретических знаний практическими навыками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы обучения банковскому маркетингу»

Интерактивные формы обучения банковскому

маркетингу

Аннотация: В статье рассмотрены возможности и необходимость применения интерактивных форм и методов обучения в высших учебных заведениях. В данном случае предложена методика проведения деловых игр в преподавании таких дисциплин, как «Деньги.Кредит.Банки», «Банковский маркетинг» и др. Показано, что деловые игры играют важную роль в процессе подготовки специалистов и бакалавров по профилю «Финансы и кредит». Они помогают развивать креативное, поисковое и навигационное мышление. Главное преимущество применения деловых игр - интеграция знаний, полученных при изучении различных экономических дисциплин, а также возможности закрепления теоретических знаний практическими навыками.

Ключевые слова: банк, деньги, деловая игра, маркетинг, менеджмент, интерактивное обучение, банковский кредит.

Gadzhimuradova E.E. Interactive forms of education to bank marketing

Abstract: This article considers the possibilities and the necessity of using interactive forms and training methods in higher education. In this case, the method of carrying out business games is proposed in teaching disciplines such as "Money. Credit.Banks", "Banking Management" and others. It is shown that business games have a very important role in the training of specialists and bachelors on the profile of the "Finance and credit". Such methods help to develop creative, exploratory thought. The main advantage of business games is the integration of knowledge obtained in the study of various economic disciplines, and fixing them with practical skills.

Key words: bank, money, business game, marketing, management, interactive teaching, credit and banking.

Повышение эффективности подготовки специалистов на основе внедрения новых прогрессивных форм и методов обучения - важная задача, стоящая перед профессорско-преподавательским составом высшей школы. Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.[2, с.2]

Данная разработка включает в себя планирование нескольких интегрированных занятий по таким дисциплинам, как «Маркетинг», «Деньги.Кредит.Банки», «Учет операционной деятельности банков», «Бухгалтерский учет», «Менеджмент» и др.

Основная цель деловой игры - формирование у студентов предпринимательского мышления. У участников игры вырабатываются практические умения быстрого и правильного нахождения и принятия оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.

Деловые игры создавались для оказания помощи руководителям в принятии наиболее рациональных решений в производственной или финансовой области. В игре имитируется рабочая обстановка, приближенная к действительности, при этом ставится проблемная ситуация. В ходе игры среди участников распределяются роли. Различие ролевых целей и наличие общей задачи игрового коллектива помогает создавать атмосферу реальных отношений между коллегами и ту обстановку, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

На данном этапе деловые игры получили очень широкое распространение в преподавании в высших учебных заведениях. Они являются интерактивной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические ситуации и даёт возможность их анализировать, а также вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении деловых игр происходит приближение обучения к реальной действительности, требуя от студентов взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес студентов к содержанию дисциплины, активизирует их самостоятельную деятельность, помогает формировать и закреплять теоретические знания практическими навыками.

Широкое применение в практике преподавания экономических дисциплин деловых игр направлено на решение комплексных задач усвоения и закрепления новогоматериала, развития

Гаджимурадова Э.Э.

Ст. преподаватель Филиал ДГУ г. Кизляр [email protected]

творческих способностей у студентов, дают возможность им понять и изучить фундаментальный материал дисциплин учебного процесса с различных позиций.

Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она помогает осваивать социально-значимые (социально-коммуникативные) способности личности: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в малой группе; способность эффективно разрешать конфликты. Кроме этого, студенты совершенствуются в финансовых расчетах, закрепляют знания в области расчетов, применяемых в операционной деятельности банков.[3, с.12]

Поэтому деловую игру следует выбирать для реализации следующих задач:

- приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

- развитие экономического, теоретического и практического мышления;

- создание познавательной мотивации.

Очень важное значение деловые игры имеют в области банковского маркетинга. В современных условиях, когда в банковской сфере конкуренция постоянно растет, для поддержания своей деятельности коммерческие банки постоянно предлагают новые продукты и услуги. Поэтому важно, чтобы студенты научились разрабатывать новые виды банковских услуг, не противоречащие существующему банковскому законодательству. При этом они занимаются рекламой, разрабатывают дизайн рекламных буклетов, пластиковых карт и других предлагаемых банком услуг.

Применение таких интерактивных методов возможно в различных сферах. Например, в преподавании такой дисциплины, как «Деньги.Кредит.Банки».После нескольких практических занятий, в процессе которых под руководством преподавателя готовятся все необходимые для создания и дальнейшей работы банкадокументы, проводится Итоговая деловая игра, на которой приводится презентация созданного коммерческого банка и его услуг.

Такая презентация должна происходить с использованием мультимедийных средств в виде рекламы банка. Здесь могут участвовать студенты других курсов и различных специальностей, изображая потенциальную клиентуру банка. Задача участников игры - привлечь как можно больше клиентов и провести наибольшее количество операций в течение «рабочего дня». В конце игры выполняются необходимые расчеты и подводятся «Итоги дня банка». Степень подготовки студентов, их умение вести себя в различных ситуациях, которые возникают в работе современных коммерческих банков, правильность финансовых расчетов и другие аспекты оценивает специальная «Экспертная комиссия», в состав которой могут войти руководитель группы(преподаватель данной дисциплины), заведующий кафедрой, приглашенные руководящие работники местных банков и преподаватели других вузов.

Деловые игры - дело вовсе не шуточное. Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей.

Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие важные качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. [4, с.3]

«Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения её соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства». [5, с.372]

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе подготовки банковских специалистов позволяет достичь следующие цели:

- Демонстрация возможностей комплексного подхода в процессе изучения курсов дисциплин «ДКБ», «Банковский маркетинг» и др.

- Формирование целостного восприятия особенностей кредитных и других взаимоотношений банка и клиентов, отработка методики банковских расчетов, определения кредитоспособности предприятий-заемщиков, оформление банковских операций.

- Развитие логического мышления, познавательной активности в ходе закрепления изученного материала, навыков оформления банковской документации.

- Формирование умений работы в команде, выработка навыков делового общения.

- Привитие интереса к будущей профессии, воспитание чувства ответственности за совершаемые банковские операции.

Игры - довольно гибкий инструмент, который можно использовать как полностью, так и частями, приспосабливаясь к возрасту студентов и целям преподавания, а также дополнять и творчески развивать практически любую игру.

В последнее время они достаточно широко применяются. Были изданы -Ю.Н.Корлюгова и др. «Деловые игры по экономике», Ю.А.Гущев «Экспресс-аренда», А.В.Мунтян «Увлекательно об экономике», Ю.В.Геронимус «Игра, модель, экономика»,МОУ «Экономическая школа» г. Бердск, учебно-методическое пособие по организации деловых игр экономической тематики «Поиграем в экономику» и др.

Деловая игра - имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, служат средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений.[1, с.17]

Список использованной литературы

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / Под ред. Шаповаловой Н. Н. - М.: ИНФРА-М, 2010 г.

2. Ромашова И.Б. Финансовый менеджмент: Основные темы: Деловые игры. - М.: КноРус, 2006. - 327с.

3. Слободина Н.Д. Деловые игры. - СПб.: ИВЭСЭП, 2006. - 72с.

4. Трайнев В. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. - М.: Владос, 2005. - 303с.

5. Абдулкабатова Л.Г. Стратегические направления, приоритеты, и перспективные формы развития инфраструктуры образования в Республике Дагестан // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №4, с. 368 - 374

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.