Научная статья на тему 'Интерактивность в обучении будущих менеджеров основам делового интернет-общения на иностранном языке'

Интерактивность в обучении будущих менеджеров основам делового интернет-общения на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивность / деловое интернет общение / менеджер / итерация 4.0 / иностранный язык / interactivity / Internet business communication / a manager / iteration 4.0 / a foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Ольга Владимировна

Статья посвящена одному из значимых вопросов формирования необходимых навыков у будущих менеджеров на этапе их обучения в вузе. Цель данной статьи – акцентировать внимание на вопросе обучения основам делового интернет общения на иностранном языке. В статье обосновывается актуальность выбора интерактивных методов в обучении основам делового интернет общения, представлены некоторые примеры использования интерактивных методов и приемов на практических занятиях по иностранному языку, указаны дополнительные преимущества их применения. Учитывая характеристики и особенности поколения обучающегося контингента, составлена таблица различий делового и бытового интернет общения, что поможет преподавателям иностранных языков сориентировать себя и своих студентов в эффективной работе над обучением основам делового интернет общения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVITY IN TEACHING FUTURE MANAGERS BASICS OF INTERNET BUSINESS COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE

This article is devoted to one of the significant issues of developing the necessary skills of future managers at the stage of their studies at a university. The purpose of this article is to focus on the issue of teaching the basics of Internet business communication in a foreign language. The article substantiates the relevance of choosing interactive methods in teaching the basics of Internet business communication, presents some examples of the use of interactive methods and techniques in foreign language practical classes, and indicates additional advantages of their usage. Taking into account characteristics of the generation represented by students at a university today, a table of differences between Internet business and everyday communication has been compiled, which will help foreign language teachers channel themselves and students to efficient work on teaching the basics of Internet business communication.

Текст научной работы на тему «Интерактивность в обучении будущих менеджеров основам делового интернет-общения на иностранном языке»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Интерактивность в обучении будущих менеджеров основам делового интернет-общения на иностранном языке

о с

CJ

см о см

Абрамова Ольга Владимировна,

старший преподаватель, кафедра английского языка № 1, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» E-mail: abramovao@yandex.ru

Статья посвящена одному из значимых вопросов формирования необходимых навыков у будущих менеджеров на этапе их обучения в вузе. Цель данной статьи - акцентировать внимание на вопросе обучения основам делового интернет общения на иностранном языке. В статье обосновывается актуальность выбора интерактивных методов в обучении основам делового интернет общения, представлены некоторые примеры использования интерактивных методов и приемов на практических занятиях по иностранному языку, указаны дополнительные преимущества их применения. Учитывая характеристики и особенности поколения обучающегося контингента, составлена таблица различий делового и бытового интернет общения, что поможет преподавателям иностранных языков сориентировать себя и своих студентов в эффективной работе над обучением основам делового интернет общения.

Ключевые слова: интерактивность, деловое интернет общение, менеджер, итерация 4.0, иностранный язык.

Сегодня российский менеджер сталкивается со множеством вызовов во всех аспектах своей деятельности. Профессия менеджера чрезвычайно востребована в современном деловом мире. В связи с этим в России уделяется особое внимание формированию и становлению молодых профессионалов на каждом этапе их подготовки.

Современные социально-экономические и политические условия актуализируют переосмысление требований к обучению будущих менеджеров, диктуют вузам необходимость поиска новых подходов. Рынок труда и потенциальные работодатели рассчитывают на молодых, компетентных, многогранных сотрудников, которые, согласно П. Друкеру, одного из выдающихся теоретиков менеджмента, готовы «своевременно реагировать на изменения производственной среды». [2, с. 20]

Знание иностранных языков относят к дополнительным профессиональным навыкам менеджера [6]. Однако не стоит забывать, что уровень владения иностранными языками напрямую связан с развитием коммуникативных навыков, основных профессиональных навыков менеджера. Функционально, язык - это, прежде всего, средство общения.

По природе своей профессиональной деятельности менеджер работает с людьми, проводит переговоры, совещания, встречи, разрешает спорные моменты, мотивирует своих подчиненных. Другими словами, умение общаться на родном языке является первоочередным навыком для менеджера, а умение общаться на иностранном языке открывает ему новые горизонты профессионального роста и развития.

В настоящее время все сферы жизнедеятельности общества подвергаются глобальным изменениям в связи с революционным развитием интернет технологий. Общение сегодня, как один из основных видов деятельности человека, является ярким иллюстративным примером.

Учитывая тот факт, что современный деловой мир, находясь в режиме постоянной компрессии времени, требует моментальных решений, быстрых взаимодействий, слаженности и согласованности в работе всех структурных элементов экосистемы, интернет пространство с добавлением итерации 4.0 предоставляет большой ряд преимуществ. Прежде всего это 1) глобальность доступа, обеспечивающая возможность общения с бизнес контактами по всему миру;

2) возможность принимать и обрабатывать большой объем информации и при этом экономить время и ресурсы;

3) удобство интернет среды для функционирования бизнеса, возможность общения в любое время, из любой локации;

4) популярность интернета, что дает широкие возможности для рекламы и продвижения товаров, брендов, услуг и так далее.

Безусловно, Интернет является достаточно специфичной средой общения со своими законами и правилами. Учитывая тенденции и факторы, влияющие и, соответственно, формирующие сценарий общения участников процесса, многие исследователи данного вопроса уже давно заявили

Таблица 1. Различия делового и бытового интернет общения

о появлении нового типа устно-письменного общения со своими особенностями на разных уровнях системы языка [1], [4].

Современное поколение студентов, обучающихся в настоящий момент в вузах, принято называть «цифровыми аборигенами» [5], для которых общение в интернет пространстве является абсолютной составляющей их повседневной жизни. Однако деловое интернет общение имеет свои особенности.

Основные различия делового и бытового интернет общения представлены в таблице 1.

Деловое интернет общение Бытовое интернет общение

Цель Обмен информацией, решение рабочих задач, согласование действий, проведение встреч и конференций в рабочих целях Поддержание личных отношений, общение с друзьями, семьей, обмен фотографиями, видео другими личными материалами

Стиль Формальный Неформальный

Средства Электронная почта, вебинары, видеоконференции, профессиональные чаты и другие инструменты общения Социальные сети, мессенджеры, видео звонки

Конфиденциальность информации Высокий уровень (всегда) Уровень варьируется в зависимости от ситуации общения, тематики, участников процесса

Исходя из вышеприведенной таблицы, основной задачей делового интернет общения является взаимодействие двух и более заинтересованных сторон с целью решения конкретной задачи, достижения общей цели. Особенности личности участников общения, возрастные данные, настроение на момент общения и так далее, безусловно, принимаются во внимание, но не имеют первостепенного значения. Деловое общение осуществляется с определенной целью, и ни один из вышеперечисленных факторов не должен повлиять на положительный итог. Что же касается бытового интернет общения, то задача последнего может быть весьма разнообразна, от передачи важной информации другой стороне процесса общения до взаимного времяпрепровождения. Стиль делового и бытового интернет общения также различны. Деловое общение требует формального тона, избегания сленга, личных тем. Бытовое интернет общение носит неформальный характер, поэтому есть возможность употребления шуток, личных историй, эмодзи. Электронная почта, ве-бинары, видеоконференции, профессиональные чаты - инструменты делового интернет общения, в то время как для осуществления бытового интернет общения люди используют в большей степени возможности социальных сетей, мессендже-ров, чатов. Что касается конфиденциальности информации, то, безусловно, в рамках делового интернет общения уровень защиты данных должен быть значительно выше, чем в бытовом интернет общении.

Студенты, будущие менеджеры, должны иметь четкое понимание того, что деловое интернет общение в значительной мере отличается от бытово-

го. Преподавателям необходимо информировать обучающихся о всех нюансах данных типов общения, формируя навык, который им будет чрезвычайно необходим в профессиональной деятельности.

Одной из главных функций общения является его интерактивность [3, с. 11]. В рамках данной функции участники процесса общения взаимодействуют, организуют общую для всех деятельность и, таким образом, реализуют свои потребности в общении, достигая определенных целей. Дисциплина «Иностранный язык» носит яркий деятель-ностный характер в этой связи. Соответственно, обобщив специфику дисциплины и природу общения, представляется логичным использование методов интерактивности в обучении деловому интернет общению.

Интерактивное обучение подразумевает определенную организацию познавательной деятельности, в которой существуют следующие положения:

- взаимоотношения по типу «субъект-субъект», что дает равенство позиций участников общения, мотивацию к сотрудничеству, желание взаимодействовать;

- диалогическое / полилогическое взаимодействие, что повышает значимость игровых методов и тем самым дает возможность создавать и проигрывать профессионально-ориентированные ситуации;

- наличие огромного творческого потенциала в процессе обучения, что повышает уровень экспериментирования, создавая благоприятные условия для эффективности процесса обучения.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

На практических занятиях по иностранному языку в обучении основам делового интернет общения есть возможность использования разнообразных методов и приемов интерактивного обучения. Рассмотрим некоторые примеры. Так для того, чтобы разнообразить лекционный материал занятия, целесообразно применение метода «мини-лекции» с использованием презентативно-го материала и с дальнейшим его обсуждением в разных форматах. Данный метод позволяет сделать теоретический материал более интересным, доступным и запоминающимся, особенно если над подготовкой материала лекции работает команда студентов. Для этого необходимо прежде всего, обозначить тему и круг основных вопросов, которые они должны пояснить в своей презентации. Например, студентам предлагается тема «Правила проведения видео конференций с деловыми партнерами / Main Rules of Holding Video Conferences with Business Partners». В рамках данной темы им необходимо выделить круг основных вопросов, которые они затронут в своей презентации. Уже на этапе подготовки необходимо продумать формат презентации, то есть будет ли возможность беседы (интерактива) с аудиторией во время презентации, или же все вопросы будут отложены до завершения презентации.

В настоящее время все большую популярность приобретает интерактивный формат проведения «интервью» для обсуждения прослушанной презентации или прочитанного текста или же как вводная беседа в начале определенной темы, блока, модуля. Данный метод позволяет сделать атмосферу более непринужденной и неформальной, что, безусловно, способствует раскрепощению студентов, убирает страхи публичного высказывания и выступления и стимулирует их речевую деятельность. По итогу выполненного задания студенты получают необходимый теоретический материал, актуализированный в дискуссиях. Его дальнейшая отработка и усвоение могут проводиться в ролевых деловых играх или в решении кейсов.

Одним из вариантов кейсов в рамках обучения основам делового интернет общения может служить ситуация «Ведение переговоров в режиме онлайн / Negotiating Online». Студентам предлагается реальный бизнес кейс, поясняются этапы работы с ним. Им необходимо выделить BATNA (Best Alternative of Negotiated Agreement) обеих сторон переговоров, ZOPA (Zone of Possible Agreement), определить тактику и стратегии данных переговоров. Далее студенты разыгрывают проанализированный кейс на иностранном языке с учетом формата ведения переговоров (онлайн) в рамках делового интернет общения. Данный тип задания может выполнять форму промежуточного контро-] ля, поскольку преподаватель имеет возможность с= оценить степень усвоения теоретических знаний ~ и уровень их оперативного применения на практи-§ ке.

~ Решение кейсов помогает будущим менедже-5в рам проигрывать различные роли, выстраивать

траекторию сотрудничества в группе и индивидуально, развивать навыки критического мышления, поскольку большинство кейсов часто не имеют однозначного решения.

Деловое интернет общение подразумевает интенсивное использование потенциала письменной речи, следуя правилам и этикету. При отработке данного навыка, а именно при написании электронных писем, сообщений в рабочих чатах и так далее, также можно применять методы и приемы интерактивного обучения. Например, на разных этапах проведения деловой ролевой игры студенты могут написать отчеты или служебные сообщения в чат с целью информирования коллег, подведения итогов, запроса какой либо информации, обратной связи.

В заключении необходимо отметить, что поскольку в настоящее время все большее распространение получает формат дистанционного выполнения должностных обязанностей, корректное использование мессенджеров, интернет платформ, электронной почты и других инструментов делового интернет общения требуют от потенциальных участников процесса необходимых знаний и навыков. Поэтому следует осуществлять обучение основам делового интернет общения на практических занятиях по иностранному языку, обеспечивая будущих менеджеров необходимым навыком для их дальнейшей профессиональной деятельности. Методы интерактивного обучения являются наиболее эффективными для достижения выше поставленной задачи. В рамках интерактивного обучения происходит также отработка и таких «мягких» навыков, как командная работа, критическое мышление, творческие навыки и навык активного слушания. Все это в будущем поможет молодым специалистам стать востребованными на рынке труда и успешными в своей карьере.

Литература

1. Дедова О.В. О языке интернета / О.В. Дедова // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология - 2010. - № 3. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/o-yazyke-interneta (дата обращения: 26.05.2024)

2. Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. / П.Ф. Друкер. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.

3. Зельдович Б.З. Деловое общение: учебное пособие / Б.З. Зельдович. - М.: Издательство «Альфа Пресс», 2007. - 456 с.

4. Иванов Л.Ю. Язык интернета: заметки лингвиста. / Л.Ю. Иванов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://faq-www.ru/lingv.htm (дата обращения: 23.05.2024)

5. Федорова Е.Е. «Цифровые аборигены» в новом коммуникативном пространстве / Е.Е. Федорова // Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - № 5. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/

tsifrovye-aborigeny-v-novom-kommunikativnom-prostranstve/ (дата обращения: 26.05.2024) 6. Шульгина Ю.В. Профессиональные навыки менеджера / Ю.В. Шульгина // Образовательный портал «Справочник» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://spravoch-nick.ru/menedzhment/professionalnye_navyki_ menedzhera/ (дата обращения: 26.05.2024)

INTERACTIVITY IN TEACHING FUTURE MANAGERS BASICS OF INTERNET BUSINESS COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE

Abramova O.V.

St. Petersburg State University of Economics

This article is devoted to one of the significant issues of developing the necessary skills of future managers at the stage of their studies at a university. The purpose of this article is to focus on the issue of teaching the basics of Internet business communication in a foreign language. The article substantiates the relevance of choosing interactive methods in teaching the basics of Internet business communication, presents some examples of the use of interactive methods and techniques in foreign language practical classes, and indicates additional advantages of their usage. Taking into account characteristics of the generation represented by students at a university today, a table of differences between Internet business and every-

day communication has been compiled, which will help foreign language teachers channel themselves and students to efficient work on teaching the basics of Internet business communication.

Keywords: interactivity, Internet business communication, a manager, iteration 4.0, a foreign language.

References

1. Dedova O.V. About the language of Internet / O.V. Dedova // Bulletin of Moscow State Univeristy. Part 9. Philology - 2010. -№ 3. - [Electronic resource] / Access mode: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/o-yazyke-interneta (access date: 26.05.2024)

2. Druker, Peter, F. The essential Druker.: transl. from Engl. / P.F. Druker. - M.: Publishing House «Vilyame», 2004. - 432 p.

3. Zeldovich B.Z. Business communication: textbook / B.Z. Zeldo-vich. - M.: Publishing House «Alfa Press», 2007. - 456 p.

4. Ivanov LY. Language of Internet: notes of a linguist. / L.Y. Iva-nov. [Electornic resource] / Access mode: http://faq-www.ru/ lingv.htm (access date: 23.05.2024)

5. Feodorova E.E. «Digital aborigines» in a new communicative space / E.E. Feodorova // Humanitarian and social sciences. - 2020. - № 5. - [Electronic resource] / Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-aborigeny-v-novom-kommunikativnom-prostranstve/ (access date: 26.05.2024)

6. Shulgina Y.V. Professional skills of a manager / Y.V. Shulgina // Educational portal «Spravochnik» [Electronic resource] / Access mode: https://spravochnick.ru/menedzhment/professionalnye_ navyki_menedzhera/ (access date: 26.05.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.