УДК 378+37.0+316.6
Плющева Наталья Сергеевна
Преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Екатеринбургского института физической культуры, Уральский государственный университет физической культуры, [email protected], Екатеринбург
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена поиску путей совершенствования педагогического общения студента. Авторы видят решение проблемы в эффективном использовании интерактивного обучения педагогическому общению на дисциплинах педагогического цикла. Получены результаты, которые позволяют утверждать, что в ходе формирующего эксперимента существенно выросла доля студентов, обладающих высоким уровнем педагогического общения. Результаты методики показывают, что большинство студентов дают высокую оценку своей деятельности именно в процессе интерактивного обучения, выше оценивают содержательную насыщенность интерактивных занятий, разнообразие форм и методов их реализации.
Ключевые слова: образовательный процесс, интерактивное обучение, педагогическое общение, студенты вуза.
Введение. Современные изменения, происходящие в образовательной политике Российской Федерации, непосредственно отражаются на функционировании образовательной системы. Модернизация профессиональной подготовки бакалавров по физической культуре и спорту должна обеспечить условия, позволяющие развивать студентам в образовательном процессе творческое мышление, осмысливать и осваивать инновационные технологии. Для этого важно рассматривать образовательный процесс в вузе как развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит достигнуть современного качества подготовки специалистов нового типа. В теории и практике профессионального образования осуществляется перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента. Все это требует повышения уровня личной активности обучающихся, применения педагогических технологий, усиливающих
межличностное взаимодействие и общение субъектов образовательного процесса. Эта тенденция способна обеспечить инновационный подход к формированию целей, содержания, а также и личности педагога как человека профессиональной культуры и компетентности [1].
Ключевая идея исследования: интерактивная образовательная среда выступает приоритетным условием развития педагогического общения, которое необходимо более широко использовать в учебном процессе у студентов вуза физической культуры.
Цель данного исследования - поиск путей совершенствования педагогического общения студента вуза физической культуры.
Анализ существующих методологических подходов. Проблемам интерактивного обучения педагогическому общению уделяется значительное внимание в научной литературе. Анализ исследований, связанных с использованием технологии интерактивного обучения, показывает, что большинство из них опираются на основополагающие, общепризнанные в совре-
менной науке идеи, концепции, принципы, подходы.
Исследуемая проблема интерактивного обучения общению является предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии, социологии, политологии и др. Это и объяснимо, так как без культуры общения не может быть серьезного взаимодействия между субъектами.
По мнению П. К. Петрова, формирование педагогического общения - длительный процесс, который не укладывается в один семестр, время, отведенное для изучения одной дисциплины, а происходит в комплексе с остальными профессионально важными качествами будущего бакалавра физической культуры [7].
Интерактивные методы обучения представляют собой очень сложный для организации способ педагогического воздействия на студентов.
Привлекают внимание в рамках проблематики нашего исследования работы А. Я. Найна, в которых говорится, что использование интерактивных методов требует учета целого ряда условий и опоры на психолого-педагогические принципы их организации в образовательном процессе вуза.
Ученый отмечает, что среди них ведущими являются следующие принципы:
- имитационное моделирование содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики отношений в образовательной среде;
- воссоздание проблемных ситуаций, типичных для педагогов физической культуры через систему игровых заданий, содержащих противоречия и затруднения; совместная деятельность обучающихся в условиях взаимодействия имитируемых в процессе обучения педагогических функций будущих бакалавров физической культуры;
- диалогическое общение и взаимодействие субъектов образовательного процесса; двойное вхождение в достижении задач учебно-профессиональной деятельности; рефлексия учебно-профессиональной дея-
тельности [5].
В рассматриваемом отношении особый интерес для нашего исследования имеет позиция Ю. В. Гущина, который отмечает, что обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Согласно точке зрения Ю. В. Гущина, интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности студентов вуза, включающая конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей, достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, развитие творческого потенциала, творческого воображения, способности к самостоятельной поисковой деятельности, эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в педагогической практике [3].
Нам импонирует точка зрения М. А. Петренко, который считает, что в процессе интерактивного обучения происходит осмысление содержания образования в процессе соединения знаний с жизненными реалиями, рассматриваемыми в контексте ценностных ориентиров и отношений, в контексте профессиональной предметной деятельности. А значит, совершается взаимопонимание и коррекция учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения на основе рефлексивного анализа («здесь» и «сейчас») [6].
Что же касается развития педагогического общения на основе интерактивных методов обучения бакалавров физической культуры в теории и методике профессиональной подготовке специалиста физической культуры, то в психолого-педагогических исследованиях эта проблема рассмотрена все еще недостаточно полно.
Исследовательская часть. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск) и Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 80 студентов первого курса и 26 студентов второго курса, а также 15 преподавателей гуманитарных дисциплин вуза. В качестве предметной области реализации педагогических условий интерактивного обучения избраны дисциплины социально-гуманитарного цикла. В процессе изучения гуманитарных дисциплин происходит установление взаимообусловлива-ющих и взаимодополняющих друг друга связей: между усваиваемой информацией и реальной жизненной практикой обучающихся, между моделируемым процессом педагогических условий интерактивного обучения педагогическому общению и образовательным процессом в целом, между различными предметами гуманитарного цикла, внутри каждого учебного предмета.
Студентам контрольной и экспериментальной групп была предложена авторская анкета «Изучение мнения студентов по проблеме интерактивного обучения педагогическому общению».
Наиболее распространенным ответом на вопрос «Что вы понимаете под интерактивным обучением?» был «взаимодействие между педагогом и студентом» (77 %). Лишь несколько респондентов (14 %) попытались уточнить, что это общение учителя со студентами «в режиме диалога», «творческого взаимодействия». Малая часть респондентов (9 %) совсем не ответили на данный вопрос. На вопрос «Как часто применяют интерактивные методы у вас на занятиях?» большинство студентов (79 %) ответили «крайне редко», «иногда», 21 % студентов - «затрудняюсь ответить». Анализ ответов респондентов, касающихся использования технологии интерактивного
обучения в учебном процессе, дал следующие результаты: большинство студентов имеют правильное представление об интерактивных методах обучения (89 %).
Кроме того, при ответе на вопрос «Какой вид деятельности вам больше всего нравится?» 74 % отметили, что им более импонирует совместно при взаимодействии с педагогом и с другими обучающимися анализировать, рассуждать, выступать с докладами, стараться разрешать поставленные на уроках проблемы, что является одним из основополагающих признаков интерактивных методов обучения.
Студентам было предложено закончить фразу: «Педагогическое общение - это...», что не смогли сделать большинство из них (64 %). Были также даны ответы общего характера: «общение между преподавателем и учеником», «имеет огромное значение» (24 %). В единичных ответах звучало, что педагогическое общение - это «предоставление студентам возможности сориентироваться в ситуации», «собраться с мыслями», что оно «учит ученика общаться», это «общение педагога со студентами в педагогических целях», «поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов» (12 %).
Большинство студентов (92 %) считают, что в вузе физкультурно-спортивного профиля в образовательном процессе нужно формировать компетентность в области педагогического общения. Так как педагогическое общение является важным элементом учебно-воспитательного процесса, будущий бакалавр в сфере физической культуры и спорта должен знать, как правильно организовывать взаимодействие в своей будущей профессиональной деятельности.
Проанализировав ответы студентов, мы пришли к выводу, что многие респонденты положительно относятся к интерактивным формам обучения и перспективе осуществления ими педагогического общения, но имеют низкий уровень представлений о них.
Низкий уровень сформированности педагогического общения будущих бакалавров отмечают и педагоги высшей школы. В анкетировании приняли участие 15 преподавателей университета. Анализ анкетирования преподавателей вуза позволил выявить, что большинство из них (84 % респондентов) указывают на недостаточность или полное отсутствие методических пособий и специальных курсов повышения квалификации по совершенствованию навыков проведения занятий с использованием интерактивных методов обучения. Например, многие педагоги (46 %) отрицательно воспринимают нововведение в учебный процесс.
Одновременно с этим наш опрос и наблюдения выявили, что сами педагоги высшей школы не всегда знают:
- инновации в образовании (65 %);
- способы, которые бы могли «разрядить» возникшую сложную ситуацию на занятии (41 %);
- интерактивные формы проведения занятий (23 %).
Большинство педагогов (76 %) отметили, что тот небольшой объем знаний, который они имеют по интерактивным технологиям обучения, получен в результате самообразования, благодаря овладению опытом других педагогов, чтению научной психолого-педагогической литературы об интерактивных технологиях обучения.
Результаты исследования. На основе полученных результатов анкетирования студентов и преподавателей был проведен SWOT-анализ использования технологий интерактивного обучения в процессе формирования педагогического общения будущих бакалавров в вузе физической культуры. Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 1.
Поскольку, как уже отмечалось в нашем исследовании, интерактивное обучение в образовательном процессе помогает сформировать педагогическое общение, нами
были использованы методики, позволяющие оценить динамику развития коммуникативных качеств личности будущих бакалавров по физической культуре. С этой целью нами были использованы методики выявления и оценки коммуникативных и организационных способностей (КОС-1), оценки уровня коммуникативного контроля М. Снайдера.
Анализ литературы, результаты диагностики уровня сформированности педагогического общения у студентов вуза физической культуры на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, приведенные ранее, позволяют высказать предположение, что высокий уровень сформированности педагогического общения не будет массовым без создания педагогических условий, способствующих переходу студентов от одного уровня сфор-мированности к другому. Следовательно, проблема исследования является актуальной, ее решение требует конкретизации, создания и реализации педагогических условий эффективного формирования педагогического общения посредством интерактивного обучения у студентов вуза физической культуры в образовательном процессе, на что была нацелена опытно-экспериментальная работа. В контрольной группе образовательный процесс проходил в рамках традиционного подхода, а для экспериментальной группы организация образовательной деятельности осуществлялась посредством создания и реализации обоснованных в теоретической части исследования педагогических условий формирования педагогического общения через интерактивное обучение студентов.
Таким образом, корректная формулировка цели и задач, комплексное применение вышеперечисленных методов исследования и принципов осуществления опытно-экспериментальной работы позволило объективно получить достоверную фактологию по исследованию проблемы реализации педагогических условий инте-
рактивного обучения процесса формиро- в образовательном процессе вуза физиче-вания педагогического общения студентов ской культуры.
Таблица 1
Результаты SWOT-анализа использования технологий интерактивного обучения в процессе формирования педагогического общения будущих бакалавров в вузе физической культуры
Позитивные тенденции использования технологий интерактивного обучения в процессе формирования педагогического общения Проблемы использования технологий интерактивного обучения в процессе формирования педагогического общения
- большинство преподавателей (78 %) осознают необходимость использования технологий интерактивного обучения; - большинство студентов и преподавателей верно оценивают возможности формирования педагогического общения через интерактивные формы обучения - монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; - большинство преподавателей (56 %) испытывают недостаток методических знаний в области организации интерактивного обучения; - социальные, религиозные, психические и другие барьеры общения; - недостаточное материально-техническое обеспечение в образовательном процессе
Перспективы формирования педагогического общения через интерактивные формы обучения Возможные риски в профессиональной деятельности
- готовность преподавателей к использованию интерактивных технологий в формировании педагогического общения; - развитие профессиональных мотивов и интересов; - активизации познавательной деятельности студентов - информационные (проявляются в неумении сообщить информацию, высказать свое мнение, завершить сообщение и др.); - затруднен процесс вхождения личности в педагогическую профессию
Разрабатывая авторскую методику интерактивного обучения педагогическому общению студентов в образовательном процессе в вузе физкультурно-спортивного профиля, мы использовали накопленный методический опыт других ученых в этой научной области [2; 4; 8], действующие нормативные положения в сфере высшего образования, а также разработанную в ходе нашего исследования структурно-содержательную модель интерактивного обучения педагогическому общению студентов физкультурного вуза.
Анализ результатов экспериментального исследования процесса формирования педагогического общения будущих бакалавров физической культуры средствами
интерактивного обучения проводился на основе данных диагностических методик. Нами были определены критерии (информационный, мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный), уровни (низкий, средний, высокий), показатели, а также оценочная методика выявления уровня сформированности педагогического общения.
При выделении уровней сформиро-ванности педагогического общения у будущих бакалавров физкультурного вуза были определены количественные характеристики по каждому из показателей (табл. 2).
Анализ результатов сформированно-сти педагогического общения у студентов
экспериментальной группы в процессе перимента существенно выросла доля интерактивного обучения позволяет ут- студентов, обладающих высоким уровнем верждать, что в ходе формирующего экс- педагогического общения.
Таблица 2
Уровень сформированности педагогического общения будущих бакалавров вуза физкультурно-спортивного профиля в конце эксперимента, проценты
Уровни сформи-рованности Информационный критерий Мотивационно-ценностный критерий Операционно-деятель-ностный критерий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Низкий 7,5 41,5 25 32 17 26,4
Средний 62,4 52,8 52 55 30 54,7
Высокий 30,1 5,7 23 13 53 18,9
Результаты методики показывают, что большинство студентов дают высокую оценку своей деятельности именно в процессе интерактивного обучения, выше оценивают содержательную насыщенность интерактивных занятий, разнообразие форм и методов их реализации. Данные результаты свидетельствуют о положительном влиянии применения интерактивных методов обучения на дисциплинах гуманитарного цикла, что влечет за собой формирование педагогического общения у студентов, их мотивацию к изучению дисциплин данного цикла. В частности, результаты диагностики, проведенной в начале и конце эксперимента, представленные в таблице 2, позволяют утверждать, что использование технологий интерактивного обучения влияет на формирование педагогического общения.
В процессе исследования мы пришли
к заключению, что если преподаватель владеет методами интерактивного обучения с учетом специфики конкретной специальности, учебной дисциплины, личностных особенностей студентов учебной группы, то обеспечивается и поддерживается активная позиция студентов в учебном процессе, эффективнее происходит формирование профессионально-значимых умений и качеств будущих специалистов.
Заключение. Предложенная авторская методика интерактивного обучения педагогическому общению студентов в образовательном процессе в вузе физкуль-турно-спортивного профиля способна обеспечить необходимый уровень сфор-мированности педагогического общения будущего бакалавра физической культуры в этом вопросе и соответствует потребностям современной теории и практики высшего образования.
Библиографический список
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. - М.: Велби, 2007. - 58 с.
2. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению: подход и модель. - Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. - 260 с.
3. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. -
№ 2. - С. 1-18.
4. Миронов Д. Ф. Изменение функций преподавателя в современный период // Материалы науч.-метод. конф. Северо-Западного института управления. - 2011. - № 1. - С. 31-41.
5. Найн А. Я. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. - 294 с.
Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2018
136
6. Петренко М. А. Теория педагогической интеракции: монография.- Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 168 с.
7. Петров П. К. Подготовка специалистов на факультетах физической культуры с использованием современных информационных технологий // Современные информационные технологии в ФКиС: Тезисы докладов Международной науч.-практич. конф., посвященной
70-летию образования Удмуртского государственного университета / под общ. ред. проф. П.К. Петрова. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - С. 37-38.
8. Широбакина Е. А. Информационная составляющая деятельности спортивных организаций (по материалам публикаций ТиПФК) // Теория и практика физической культуры. -2015. - № 11. - С. 15-17.
Поступила в редакцию 12.11.2017
Plyushcheva Natalia Sergeevna
Teacher, Ekaterinburg Institute of Physical Culture (branch) of the Ural State University of Physical Culture, [email protected], Ekaterinburg
INTERACTIVE TRAINING FOR PEDAGOGICAL COMMUNICATION OF STUDENTS AS THE FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE
Abstract. The article is devoted to search of ways of improvement of pedagogical communication of the student. The authors see the problem in the effective use of interactive learning pedagogical communication pedagogical subjects. The obtained results allow to assert that during the formative experiment significantly increased the proportion of students with a high level of pedagogical communication. The results of the technique show that most of students give a high evaluation of its activities is in the process of interactive learning, higher rate of meaningful saturation and interactive lessons, a variety of forms and methods of their implementation.
Keywords: educational process, interactive learning, pedagogical communication, the students of the University.
References
1. Verbitsky, A. A., 2007. Active education in higher education. Moscow: Velby Publ., 58 p. (In Russ.)
2. Geikhman, L. K., 2002. Interactive learning communication: the approach and the model. Perm: Perm State University Publ., 260 p. (In Russ.)
3. Gushchin, Yu. V., 2012. Interactive methods of teaching in higher education. Psychological journal of the International University of Nature, Society and Man "Dubna", 2, pp. 1-18. (In Russ.)
4. Mironov, D. F., 2011. Change in the functions of the teacher in the modern period. Materials nauch.-metod. Conf. North-West Institute of Management, 1, pp. 31-41. (In Russ.)
5. Nain, A. Ya., 2006. Modern ways of enhancing learning: Textbook. allowance for students of higher education. training. institutions. Moscow:
Academy Publ., 294 p. (In Russ.)
6. Petrenko, M. A., 2009. Theory of pedagogical interaction: monograph. Rostov on Don: IPO PI SFU Publ., 168 p. (In Russ.)
7. Petrov, P. K., 2001. Training of specialists at the faculties of physical culture with the use of modern information technologies. Modern Information Technologies in FIS: Abstracts of the International Scientific Practical. Conf., dedicated to the 70th anniversary of the Udmurt State University. Izhevsk: Udmurt University Publ., pp. 37-38. (In Russ.)
8. Shirokakina, E. A., 2015. Information component of the activities of sports organizations (based on the publications of the TIPFK). Theory and practice of physical culture, 11, pp. 15-17. (In Russ.)
Submitted 12.11.2017