УДК 378.141:61(09) ББК 54
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСТОКИ ВО ВРЕМЕНА ПИРОГОВА Н.И. И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
ШЛЕПОТИНА Н.М., ПЕШИКОВ О.В., ПЕШИКОВА М.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: grant0408@yandex.ru
Аннотация
Статья содержит информацию о процессе становлении интерактивного обучения в системе высшего образования, в том числе медицинского. Несмотря на то, что данное направление в подготовке профессиональных кадров получило повсеместное распространение сравнительно недавно, предпосылки для формирования принципов интерактивного обучения появились задолго до широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс и были связаны с именами великих ученых и преподавателей, таких как Пирогов Н.И.
Ключевые слова: интерактивное обучение, Николай Иванович Пирогов, медицинское образование.
Актуальность. В настоящее время стратегии развития отечественной системы образования ориентированы на подготовку
высококвалифицированных профессиональных кадров, которые способны обеспечить достижение высоких уровней социального и экономического развития. При этом изменения в данной сфере происходят с учетом национальных интересов страны и перекликаются с общемировыми тенденциями [10]. На сегодняшний день в нашей стране реализация образовательного процесса в высших учебных заведениях происходит с позиций компетентностного подхода и развития активных и интерактивных методов обучения [16]. Термин "интерактивный" происходит от слов "inter" - взаимный, "act" - действовать. Таким образом, "интерактивный" - это находящийся во взаимодействии, в диалоге с кем-то [8]. Термин "interact" может трактоваться как действия, поступки между двумя и более сторонами, взаимовлияние друг на друга. Кроме того, "interactive" может означать "диалоговый режим взаимодействия пользователя с компьютером". Это объясняет двойственность определений понятия "интерактивность" в литературе [14]. При этом интерактивное обучение в отличие от активного направлено на еще более широкое взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой. Интерактивные методы обучения включают в себя лекцию-" пресс-конференцию", дискуссию ("мозговой штурм"), ролевые и деловые игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, метод
ситуационного анализа, эвристическую беседу и другие [8, 16]. Интерактивное обучение преследует цель повысить интерес обучающегося к дисциплине, развить у него желание обучаться, создать условия для реализации творческого потенциала. При этом должны учитываться индивидуальные особенности студента. Важным моментом в интерактивном обучении является приближение учебного процесса к практике, что способствует формированию навыков и умений, повышению стрессоустойчивости, развитию приемов эффективной коммуникации и т.д. Кроме того, в рамках данного методологического подхода студент должен обучиться принципам поиска необходимой информации для формирования нового знания [9].
В настоящее время компетентностная образовательная парадигма реализуется за счет интеграции ориентиров практико-
ориентированного, личностно-
ориентированного обучения на основе интерактивного подхода [16]. Это касается и медицинского образования. При этом в медицинских вузах широко используются различные методы интерактивного обучения. Студенты изучают фундаментальные и клинические дисциплины, закрепляя знания с помощью деловых игр, дискуссии ("мозгового штурма"), технологий case-study и т.д. Обучение студента-медика должно быть направлено на формирование ключевых компетенций, развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Привлечение студентов к
изготовлению учебных тренажеров,
выполнению тренировочных операций на биологическом материале способствует стимуляции интереса к дисциплине, развивает творческие качества и, несомненно, помогает усовершенствовать практические навыки. В учебный процесс медицинских учебных заведений внедрена практика проведения конференций, семинаров, олимпиад, конкурсов, профориентационных мероприятий, став участником которых обучающийся развивает стремление к занятию научной деятельностью, усиливает мотивацию к обучению, совершенствует навыки коммуникации в профессиональной среде, учится вести диалог и давать аргументированные ответы. Проведение таких мероприятий в полной мере соответствует концепциям личностно- и практико-ориентированного обучения, что в дальнейшем способствует формированию специалиста, обладающего должной степенью квалификации и конкурентоспособности на современном рынке труда [2, 7, 13, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23].
Предпосылки для формирования концепции интерактивного обучения появились еще во времена Древней Греции и были связаны с именем Сократа (469-399 гг. до н.э.), который во время своих философских бесед не навязывал ученикам готовое знание, но помогал, задавая вопросы, самостоятельно осмыслить
предлагаемую проблему и найти ее личностно приемлемое решение. Следующие попытки реализации интерактивного обучения относятся к ХУП-ХУШ векам. Ян Амос Коменский в труде "Великая дидактика" писал о том, какой должна быть школа: "Ученики взаимно будут ... друг другу помогать, так как этот возраст имеет свои особые побуждения к соревнованию.. .один ум помогает другому, одна память помогает другой." [12, 14]. Английские педагоги Белл А. и Ланкастер Дж. независимо друг от друга создали систему взаимного обучения, в которой наиболее успевающие ученики старших классов (мониторы) обучают учеников начальной школы, разделенных на небольшие группы, под руководством преподавателя. В конце XIX -начале ХХ века американский философ, педагог и психолог Дьюи Дж. отмечал необходимость создания условий, в которых учащийся по своему желанию объединяется с другими учащимися в группу для решения некоего вопроса, имеющего значения для общества [11, 14]. Французский педагог Кузине Р. также предлагал групповой метод обучения в 1930-х
гг., подчеркивая при этом положительную роль такого обучения в плане активизации любознательности, познавательной мотивации и творчества за счет создания игровой, непринужденной атмосферы. Дальнейшее развитие идей интерактивности связано с такими именами, как Корчак Я., Шацкий С.Т., Макаренко А.С., Тубельский А.Н. В целом, XX век связан с бурным развитием концепции интерактивного обучения: возникают идеи кооперативного обучения, развиваются гарвардская технология "case-study" и метод проектов в США, концепция тьюторства, болонские модульно-рейтинговые технологии в Европе, технология "обучение в сотрудничестве" в России [14].
В СССР возможность получения высшего образования рассматривалась с позиций необходимости обеспечения нужд общества при помощи сил квалифицированных специалистов. При этом в обучении преобладал практико-ориентированный подход. Научные поиски в области социальной педагогики Макаренко А.С. и Шацкого С.Т. связаны с усилением практико-производственного уклона в трудовом воспитании и самоуправлении, где, оперируя современными понятиями, можно найти такие методы обучения, как наблюдение, эксперимент, стажировка, различные формы тренингов и т.д. Вторая половина 1970-х гг. ознаменовалась формированием идей индивидуального подхода к обучению, уклоном на развитие творческих способностей и создание партнерских отношений в обучении. В 1980-х годах были усовершенствованы дидактические наработки по имитационным и деловым играм в работах Вербицкого А.А., Абрамовой И.Г., Бирштейна М.М., Арутюнова Ю.С., Гидрович С.Р. и других.
Говоря о развитии системы образования в нашей стране нельзя не вспомнить имя Пирогова Н.И. Николай Иванович Пирогов -великий ученый, педагог, талантливый организатор здравоохранения - внес важнейший вклад в развитие отечественной системы высшего медицинского образования. Многое из нововведений, внедренных в учебный процесс благодаря Пирогову Н.И., можно отнести к предпосылкам для формирования принципов интерактивного обучения. Он разработал новые методологические подходы к преподаванию анатомии. В то время в некоторых странах Европы сформировался разрыв между практической медициной и ее
фундаментальными основами [5]. Пирогов Н.И. еще во время своего пребывания в Германии, куда он отправился в мае 1833 года, был удивлен тому, что хирурги при достаточно хорошей оперативной технике не обладали должным уровнем теоретической подготовки по анатомии и физиологии. Однако в Геттингенском университете он встретил хирурга-анатома Лангебека К., выполнявшего оперативные вмешательства на очень высоком уровне и с учетом анатомической обоснованности. Николай Иванович во многом перенял хирургическое мастерство немецкого коллеги [3]. Несмотря на то, что в России наблюдалось постоянное развитие основ преподавания анатомии, учебный процесс носил преимущественно описательный характер. Пирогов Н.И. всегда придавал анатомии исключительное значение. Он считал, что изучение анатомии следует проводить на всех курсах обучения, продолжая
совершенствование знаний в период врачебной практики. Благодаря его стараниям студенты стали изучать практическую анатомию в течение всего обучения в Медико-хирургической академии, данная дисциплина была введена в программу выпускного экзамена по окончании вуза. Студенты ГУ-У курсов имели возможность заниматься определенной областью анатомии по своему усмотрению. В Анатомическом институте, организованном стараниями Пирогова Н.И., обучающиеся сами занимались изготовлением препаратов, на которых и проводили самостоятельное изучение основ анатомии. По каждому разделу анатомии студентом изготавливалось не менее 2 препаратов, а 1 препарат - для экзамена. Сам профессор и его помощники проводили регулярную оценку качества выполнения этих препаратов, авторы лучших работ выдвигались для награждения премией. Такой подход Николая Ивановича к изучению анатомии сопровождался развитием у студентов творческих способностей, мотивацией к научной деятельности. Количество
обучающихся, желающих заниматься практической анатомией, постоянно возрастало вплоть до того, что был выпущен приказ, разрешающий студентам заниматься в Анатомическом институте только после окончания основных занятий. Пирогов Н.И. внес большой вклад в развитие наглядности в изучении анатомии. Он первым начал дополнять теоретический материал демонстрацией
операций на животных и трупах [3, 5]. Практические занятия под руководством Николая Ивановича проходили максимально приближенно к постели больного. Пирогов Н.И. активно привлекал студентов к работе у операционного стола, мог поручить обучающимся выполнить некоторые несложные хирургические манипуляции [3]. Под его руководством студенты заполняли истории болезни, выполняли перевязки пациентам. Университетская реформа по Пирогову Н.И. предполагала выборность должности профессора. Кроме того, лекции, которым Николай Иванович придавал большое значение, должны были не повторять книжный материал, который был легко доступен студентам, а раскрывать наиболее трудные и сложные вопросы путем сократовского разговорного способа. К сожалению, намеченные Пироговым Н.И. пути реформирования системы образования представляли собой недостижимый на тот момент идеал. Принципы, которые он стремился внедрить в образовательный процесс, воплощались в жизнь частично и постепенно [6].
Пирогов Н.И. внес большой вклад и в развитие системы школьного образования, выполняя обязанности попечителя Одесского и Киевского учебных округов. Он настаивал на том, что в учебные заведения необходимо принимать детей, независимо от их принадлежности к определенному сословию и национальности, что было неслыханным свободомыслием на тот момент. В газете "Киевский телеграф" о Николае Ивановиче писали: "Сущность новейшей педагогики, вводимой Пироговым Н.И., заключалась в том, чтобы "преподавание было наглядным, приноровленным к развитию учащихся, а усвоение учениками предмета - сознательным; преподавание находилось бы в ближайшей связи с уважением к человеческому достоинству и нравственной свободе личности". Суждения Николая Ивановича Пирогова поистине перекликаются с принципами интерактивного, практико- и личностно-ориентированного обучения: "Если школе удастся сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, поселить в них любовь к самостоятельным занятиям наукою, то больше ничего и требовать нельзя", "Цель гимназического, и именно классического, образования состоит не только в обогащении учащихся сведениями, но преимущественно в развитии, посредством образовательных наук,
всех высших способностей духа". Пирогов Н.И. выступал категорически против телесных наказаний учеников [1]. Пирогов Н.И. обращал внимание учителей на то, что у учеников необходимо развивать наблюдательность, задавать им наводящие вопросы, держать на уроке класс в постоянном учебном напряжении [4]. Главным он считал воспитание высоконравственного человека с широким кругозором и высоким уровнем общей культуры. Николай Иванович был убежден в том, что обучение должно быть основано на взаимодействии учителя и учеников. Наставнику при этом следует излагать науку таким образом, чтобы она сознательно усваивалась обучающимся [18].
Таким образом, развитие интерактивного обучения происходило поэтапно и было связано
с именами великих ученых и педагогов. Идеи, выдвинутые Пироговым Н.И. в сфере школьного и университетского образования, в большой степени соотносятся с теми принципами, которые используются и на сегодняшний день. Его подход к обучению помогал стимулировать интерес к дисциплине, развивать практические навыки, способствовал реализации творческих способностей у обучающихся. Раннее погружение в профессиональную среду и самостоятельное выполнение работ под контролем преподавателя помогают становлению квалифицированного специалиста. Пирогову Н.И. был чужд формализм в любом деле, в том числе в таком важном, как воспитание и формирование будущих врачей.
Список литературы
1. Абдулхабиров М.А. Нравственные уроки от Николая Пирогова, или вопросы жизни по Пирогову /М.А. Абдулхабиров //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. - 2015. - №2. - С. 128-137.
2. Анатомическая схожесть кадаверных глаз крупного рогатого скота как фактор отработки офтальмохирургических навыков /В.А. Поздеева [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы IX внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2018. - С. 95-98.
3. Белевитин А.Б. Николай Иванович Пирогов: в начале пути (к 200-летию со дня рождения великого хирурга и анатома) /А.Б. Белевитин, А.А. Будко, Ю.В. Ивановский //Военно-медицинский журнал. - 2010. - Т. 331, №10. - С. 8490.
4. Волков А.Н. Н.И. Пирогов - великий педагог-организатор и реформатор народного просвещения (к 200-летию со дня рождения) /А.Н. Волков // Здравоохранение Чувашии. - 2011. - №1. - С. 96-98.
5. Гайворонский И.В. Н.И. Пирогов - гениальный анатом и педагог высшей школы (к 200-летию со дня рождения) /И.В. Гайворонский //Морфология. - 2011. - Т. 140, №4. - С. 67-72.
6. Глазко В.И. Врач, хирург, мыслитель, педагог - Николай Иванович Пирогов /В.И. Глазко // Вестник РАЕН. - 2011. -Т. 11, №1. - С. 51-59.
7. Григорьян Я.Г. Некоторые аспекты преподавания истории медицины: метод "кейс-стади" / Я.Г. Григорьян // История медицины. - 2017. - Т. 4, №3. - С. 272-279.
8. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская //Наука и образование: научное изданиеМГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2011. - №4. - С. 13.
9. Добрынина Д.В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения /Д.В. Добрынина //Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - №5. - С. 172-176.
10. Живых Т.Н. Ретроспективный анализ проблемы интерактивных методов обучения в педагогике / Т.Н. Живых // Язык и культура (Новосибирск). - 2012. - №3. - С. 103-107.
11. Корнетов Г.Б. Развитие педагогики на Западе вХХстолетии /Г.Б. Корнетов. -М.: АСОУ, 2011. - с. 36.
12. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский / Д.О. Лордкипанидзе. - М.: Педагогика, 1970. - с. 280.
13. Медведева М.А. Методика отработки операции Кимура в условиях операционной кафедры анатомии и оперативной хирургии / М.А. Медведева, О.В. Пешиков // Инновации в образовании и медицине. Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Махачкала, 2018. - С. 80-82.
14. Ноздрякова Е.В. Принцип интерактивности в образовании: ретроспективный обзор педагогической теории и практики / Е.В. Ноздрякова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, №3. - С. 17-21.
15. Обучение студентов технике выполнения операции Бриккера /А.С. Шуляковская [и др.] //Инновации в образовании и медицине. Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Махачкала, 2018. - С. 119-121.
16. Павленкович О.Б. Исторические аспекты становления концепции активного обучения в отечественной педагогике / О.Б. Павленкович, А.П. Бутина //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2017. - Т. 28, №1. - С. 38-43.
17. Практические навыки, доступные для освоения в СНК кафедр хирургического профиля, для будущих хирургов /Ю.А. Фортыгина [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы IX внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2018. - С. 129-133.
18. Смирнова Л.В. Николай Иванович Пирогов (к 205-летию со дня рождения) / Л.В. Смирнова // Историко-педагогический журнал. - 2016. - №1. - С. 25-31.
19. Студенческий научный кружок - важное звено в подготовке врачебных, научных и педагогических кадров / О.А. Гизингер [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы IX внутривузовской научно-практической конференции. - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета, 2018. - С. 19-22.
20. Третьякова О.С. Использование интерактивных методов в обучении студентов медицинского вуза / О.С. Третьякова, Т.Н. Голубова, З.Р. Махкамова // Таврический медико-биологический вестник. - 2017. - Т. 20, № 2-1. - С. 196-201.
21. Участие обучающихся медицинского вуза в профориентационных мероприятиях - один из этапов становления будущих специалистов /Н.М. Шлепотина [и др.] // Инновации в образовании и медицине. - Махачкала: Издательство Дагестанского государственного медицинского университета, 2017. - С. 228-231.
22. Участие студентов-волонтеров во II спортивном конкурсе "Первая медицинская помощь в условиях чрезвычайных ситуаций ", проведенном в Южно-Уральском государственном медицинском университете /И.В. Красильникова [и др.] // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 1, №2 (17). - С. 24-26.
23. Участие студентов ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России в конкурсе социальной рекламы "Взгляд молодых" /Л.А. Резина [и др.] //Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 2, №1 (16). - С. 95100.
INTERACTIVE LEARNING: ORIGINS IN TIMES OF N. PIROGOV AND MODERN
CONDITION OF THE QUESTION
SHLEPOTINA N.M., PESHIKOV O.V., PESHIKOVA M.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: grant0408@yandex.ru
Abstract
The article contains information about the process of the formation of interactive education in the system of higher education, including medical one. Despite the fact that this direction in the training of specialists became widespread relatively recently, the prerequisites for the formation of principles of interactive learning appeared long before the widespread introduction of information technologies into the educational process and were associated with the names of great scientists and teachers, such as N. Pirogov.
Keywords: interactive learning, Nikolay Pirogov, medical education.