2 Аверина Л. В., Печерская Э. П., Полякова О. В.
3 Интерактивное консультирование: инновационные I подходы и механизмы их совершенствования
к <
J
Аверина Людмила Владимировна
Самарский государственный экономический университет Старший преподаватель
< [email protected] со
^ Печерская Эвелина Павловна
к Самарский государственный экономический университет
< Директор института систем управления ^ Доктор педагогических наук, профессор ^ [email protected]
^ Полякова Ольга Васильевна
Ö Самарский государственный экономический университет Заместитель директора Центра делового образования [email protected]
РЕФЕРАТ
В настоящее время качеству профессионального образования в Российской Федерации стало уделяться повышенное внимание, что, несомненно, является показателем заинтересованности общества в подготовке профессионалов высокого уровня, обладающих всеми необходимыми теоретическими и практическими навыками по выбранному ими направлению подготовки. Самарский государственный экономический университет является одним из флагманов стратегического развития системы бизнес-образования [1], поскольку имеет статус федеральной инновационной площадки, а также активно участвует в международных образовательных проектах и исследовательских программах. На базе вуза разработаны и широко применяются технологии электронного обучения. Данные технологии применяются и в работе федеральной инновационной площадки при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ведомственных нормативных актов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
деловое образование, информационно-образовательная среда, торги и закупки для государственных и муниципальных нужд, система управления обучением, интерактивное консультирование
Averina L. V., Pecherskaya E. P., Polyakova O. V. Interactive Consulting: Innovative Approaches and Qualitative Capabilities
Averina Lyudmila Vladimirovna
Samara State university of Economics (Russian Federation)
Senior lecturer
Pecherskaya Evelina Pavlovna
Samara State university of Economics (Russian Federation) Director of the institute of Control Systems Doctor of Science (Pedagogic), Professor [email protected]
Polyakova Olga Vasilievna
Samara State university of Economics (Russian Federation)
Center of Business Education
deputy director О
ABSTRACT 5
<
Nowadays the quality of educational services has received considerable attention, that is be- i
yond doubt a sign of vested interest of our society in managing educational process at a q
high-level standard in order to train professionals with all necessary skills and in-depth knowl- s
edge of the chosen sphere of activity. Samara State University of Economics became one of <
the leading universities implementing strategic development of business education, because ™
it has the status of federal innovative platform and therefore participates on the regular basis =c
in international educational and scientific projects. The university uses e-learning technologies. ^ These technologies are rather successfully used in professional training programs of business
education for specialists and experts in procurement on the basis of federal innovative platform. ^ This training program is conducted according to the federal law of the Russian Federation on
contract system and procurement 05.04.2013 № 44 and departmental acts and guidelines. <
KEYWORDS ^
Business education. Informational and educational environment. Procurement. Management ^ system of educational process. Interactive consulting
Актуальность подготовки специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возросла с принятием в 2013 г. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — ФЗ «О контрактной системе...»)1.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О контрактной системе.» работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
При этом до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона).
Таким образом, законодателем предоставлено время для разработки профессиональных стандартов по данному виду деятельности, а также для принятия федеральных государственных образовательных стандартов для получения высшего профессионального образования по этому направлению подготовки.
На момент написания данной статьи такие документы не утверждены.
Вместе с тем в связи со значимостью указанных закупок для деятельности государственных и муниципальных структур, а значит и общества в целом, особое внимание стало уделяться качеству подготовки специалистов в этой сфере профессиональной деятельности.
Анализ наиболее распространенных проблем при подготовке специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки позволяет прийти к некоторым выводам о наиболее характерных из них.
1. Недостаточный уровень практической подготовки слушателей курсов.
Данная ситуация вызвана тем, что количество практикующих в сфере закупок
преподавателей является небольшим, а практикующие специалисты, при-
1 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://consultantplus.ru/ (дата обращения: 30.10.2015).
о;
ш
©
g влекаемые к проведению занятий, зачастую не обладают преподавательски-5 ми навыками.
3 2. Отсутствие постпрограммного консультирования или постпрограммной поддержки слушателей по окончании курса повышения квалификации в сфере закупок товаров, работ, услуг.
< В силу того что в ФЗ «О контрактной системе...» № 44-ФЗ постоянно вносят g изменения и дополнения (7 в 2014 г. и 3 — в 2015 г., к моменту написания статьи), х слушатели не всегда владеют актуальной на момент принятия управленческих ре-
< шений информацией. Кроме того, во исполнение положений закона принимается
0 множество ведомственных актов, которые слушатели курсов также не всегда могут
1 отследить. Многие положения таких нормативных актов вызывают разночтения ^ и сложности при их правоприменении и могут повлечь изменение судебной прак-
< тики по данной категории дел, что дополнительно затрудняет процесс усвоения материала и его применения без последующего мониторинга практики.
< ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (СГЭУ) на базе федеральной инновационной площадки успешно решает вышеуказанные проблемы путем применения в своей работе таких методик, как, например, анкетирование слушателей курсов на разных этапах обучения с целью получения обратной связи (система «feed-back»).
При ее применении на начальном этапе уточняется состав аудитории (в целях выявления преобладания представителей заказчиков или участников закупок), а также уточняются пожелания слушателей по каждому тематическому разделу программы, а именно, какому разделу (теме) следует уделить особое внимание при ее изучении.
При применении системы обратной связи в середине образовательного процесса преподаватели получают информацию о том, какие разделы программы курсов требуют особого внимания и какие еще проблемные вопросы не были затронуты до этого момента, по мнению слушателей.
Особо следует отметить, что каждая группа слушателей уникальна по своему составу и специфике деятельности слушателей как контрактных управляющих либо членов комиссий по осуществлению закупок, что отражается и на результатах анкетирования, касающихся запросов слушателей.
В этой связи в конце курса повышения квалификации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд слушателям предлагается выбрать те темы, по которым они хотели бы принять участие в форумах, семинарах и панельных дискуссиях в дальнейшем и указать период, когда им это представляется наиболее удобным. Указанные данные также используются в работе федеральной инновационной площадки как часть системы интерактивного стратегического консультирования и постпрограммной поддержки слушателей.
При итоговом анкетировании слушателей также просят анонимно дать оценку в баллах от 1 до 5 качеству преподавания той или иной темы тем или иным преподавателям для выявления тех преподавателей, которые показались слушателям наиболее интересными и у кого они получили больше навыков.
Отметим, что данная система позволила вузу провести эффективный отбор преподавателей, а также привлечь тех специалистов-практиков, которые наиболее востребованы слушателями. К ним относятся представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Главного управления организации торгов Самарской области, Администрации городского округа Самара и другие.
Промежуточная и итоговая аттестация слушателей проводится методом тестирования с использованием электронных образовательных технологий, интегрированных в систему электронных образовательных технологий вуза.
Кроме того, при итоговой аттестации слушателям предлагается на выбор список 2 тем, по которым каждый из них готовит итоговую квалификационную работу с уче- ^ том специфики своей сферы деятельности (закупки в бюджетных организациях й в системе образования, здравоохранения и так далее). §
Таким образом, система аттестации слушателей курсов в сфере закупок со- ^ четает в себе как тестирование, так и подготовку итоговой квалификационной < работы, что способствует реализации объективного подхода к оценке уровня под- ^ готовленности слушателя с одной стороны, и контроля качества образовательной ^ услуги, с другой. <
В качестве постпрограммного сопровождения слушателей на базе инновацион- о ной площадки организуются форумы и практические семинары по наиболее за- Ее интересовавшей слушателей теме, участие в которых является бесплатным. ^
Вторым значимым моментом в системе дополнительного профессионального < образования является использование интерактивного консультирования как эле- ^ мента эффективно действующей университетской инновационной инфраструктуры, < которая включает в себя действующую информационно-образовательную среду ^ вуза, платформу электронного обучения и виртуальную информационно-коммуни- ^ кационную среду «Электронный кампус бизнес-образования».
В качестве постпрограммной поддержки слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок механизм интерактивного консультирования показывает стабильно положительную динамику (увеличение численности аудитории, рост интереса слушателей к дальнейшему освоению сферы закупок и углублению знаний, расширение полученных ими навыков), в силу чего также повышается качество образовательной услуги.
Третьим важным моментом при подготовке специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг полагаем использование специализированной информационно-образовательной среды. В частности, при ее применении становится возможным моделирование онлайн-процессов при проведении закупок, обучение навыкам работы на электронных площадках и наработки технических навыков слушателей.
С учетом изложенного полагаем, что роль постпрограммного интерактивного консультирования как фактора повышения качества образовательной услуги в сфере дополнительного профессионального образования и использование электронной образовательной среды с моделированием процедуры участия в закупках является ключевой при повышении квалификации и переподготовке специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Литература
1. Печерская Э. П. Основные аспекты стратегического развития системы бизнес-образования экономического университета // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. № 4(54). С. 63-67.
References
1. Pecherskaya E. P. Main aspects of strategic development of system of a business education of economic university [Osnovnye aspekty strategicheskogo razvitiya sistemy biznes-obrazovaniya ekonomicheskogo universiteta] // Messenger of the Samara State university of Economics [Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2009. N 4(54). P. 6367. (rus)