2 Аверина Л. В., Печерская Э. П., Полякова О. В.
3 Интерактивное консультирование: инновационные I подходы и механизмы их совершенствования
к <
J
Аверина Людмила Владимировна
Самарский государственный экономический университет Старший преподаватель
< alv94@ya.ru со
^ Печерская Эвелина Павловна
к Самарский государственный экономический университет
< Директор института систем управления ^ Доктор педагогических наук, профессор ^ isu-sseu@mail.ru
^ Полякова Ольга Васильевна
Ö Самарский государственный экономический университет Заместитель директора Центра делового образования dpbo@sseu.ru
РЕФЕРАТ
В настоящее время качеству профессионального образования в Российской Федерации стало уделяться повышенное внимание, что, несомненно, является показателем заинтересованности общества в подготовке профессионалов высокого уровня, обладающих всеми необходимыми теоретическими и практическими навыками по выбранному ими направлению подготовки. Самарский государственный экономический университет является одним из флагманов стратегического развития системы бизнес-образования [1], поскольку имеет статус федеральной инновационной площадки, а также активно участвует в международных образовательных проектах и исследовательских программах. На базе вуза разработаны и широко применяются технологии электронного обучения. Данные технологии применяются и в работе федеральной инновационной площадки при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ведомственных нормативных актов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
деловое образование, информационно-образовательная среда, торги и закупки для государственных и муниципальных нужд, система управления обучением, интерактивное консультирование
Averina L. V., Pecherskaya E. P., Polyakova O. V. Interactive Consulting: Innovative Approaches and Qualitative Capabilities
Averina Lyudmila Vladimirovna
Samara State university of Economics (Russian Federation)
Senior lecturer
alv94@ya.ru
Pecherskaya Evelina Pavlovna
Samara State university of Economics (Russian Federation) Director of the institute of Control Systems Doctor of Science (Pedagogic), Professor isu-sseu@mail.ru
Polyakova Olga Vasilievna
Samara State university of Economics (Russian Federation)
Center of Business Education
deputy director О
dpbo@sseu.ru ^
ABSTRACT 5
<
Nowadays the quality of educational services has received considerable attention, that is be- i
yond doubt a sign of vested interest of our society in managing educational process at a q
high-level standard in order to train professionals with all necessary skills and in-depth knowl- s
edge of the chosen sphere of activity. Samara State University of Economics became one of <
the leading universities implementing strategic development of business education, because ™
it has the status of federal innovative platform and therefore participates on the regular basis =c
in international educational and scientific projects. The university uses e-learning technologies. ^ These technologies are rather successfully used in professional training programs of business
education for specialists and experts in procurement on the basis of federal innovative platform. ^ This training program is conducted according to the federal law of the Russian Federation on
contract system and procurement 05.04.2013 № 44 and departmental acts and guidelines. <
KEYWORDS ^
Business education. Informational and educational environment. Procurement. Management ^ system of educational process. Interactive consulting
Актуальность подготовки специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возросла с принятием в 2013 г. Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — ФЗ «О контрактной системе...»)1.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О контрактной системе.» работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
При этом до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона).
Таким образом, законодателем предоставлено время для разработки профессиональных стандартов по данному виду деятельности, а также для принятия федеральных государственных образовательных стандартов для получения высшего профессионального образования по этому направлению подготовки.
На момент написания данной статьи такие документы не утверждены.
Вместе с тем в связи со значимостью указанных закупок для деятельности государственных и муниципальных структур, а значит и общества в целом, особое внимание стало уделяться качеству подготовки специалистов в этой сфере профессиональной деятельности.
Анализ наиболее распространенных проблем при подготовке специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг в рамках курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки позволяет прийти к некоторым выводам о наиболее характерных из них.
1. Недостаточный уровень практической подготовки слушателей курсов.
Данная ситуация вызвана тем, что количество практикующих в сфере закупок
преподавателей является небольшим, а практикующие специалисты, при-
1 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://consultantplus.ru/ (дата обращения: 30.10.2015).
о;
ш
©
g влекаемые к проведению занятий, зачастую не обладают преподавательски-5 ми навыками.
3 2. Отсутствие постпрограммного консультирования или постпрограммной поддержки слушателей по окончании курса повышения квалификации в сфере закупок товаров, работ, услуг.
< В силу того что в ФЗ «О контрактной системе...» № 44-ФЗ постоянно вносят g изменения и дополнения (7 в 2014 г. и 3 — в 2015 г., к моменту написания статьи), х слушатели не всегда владеют актуальной на момент принятия управленческих ре-
< шений информацией. Кроме того, во исполнение положений закона принимается
0 множество ведомственных актов, которые слушатели курсов также не всегда могут
1 отследить. Многие положения таких нормативных актов вызывают разночтения ^ и сложности при их правоприменении и могут повлечь изменение судебной прак-
< тики по данной категории дел, что дополнительно затрудняет процесс усвоения материала и его применения без последующего мониторинга практики.
< ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (СГЭУ) на базе федеральной инновационной площадки успешно решает вышеуказанные проблемы путем применения в своей работе таких методик, как, например, анкетирование слушателей курсов на разных этапах обучения с целью получения обратной связи (система «feed-back»).
При ее применении на начальном этапе уточняется состав аудитории (в целях выявления преобладания представителей заказчиков или участников закупок), а также уточняются пожелания слушателей по каждому тематическому разделу программы, а именно, какому разделу (теме) следует уделить особое внимание при ее изучении.
При применении системы обратной связи в середине образовательного процесса преподаватели получают информацию о том, какие разделы программы курсов требуют особого внимания и какие еще проблемные вопросы не были затронуты до этого момента, по мнению слушателей.
Особо следует отметить, что каждая группа слушателей уникальна по своему составу и специфике деятельности слушателей как контрактных управляющих либо членов комиссий по осуществлению закупок, что отражается и на результатах анкетирования, касающихся запросов слушателей.
В этой связи в конце курса повышения квалификации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд слушателям предлагается выбрать те темы, по которым они хотели бы принять участие в форумах, семинарах и панельных дискуссиях в дальнейшем и указать период, когда им это представляется наиболее удобным. Указанные данные также используются в работе федеральной инновационной площадки как часть системы интерактивного стратегического консультирования и постпрограммной поддержки слушателей.
При итоговом анкетировании слушателей также просят анонимно дать оценку в баллах от 1 до 5 качеству преподавания той или иной темы тем или иным преподавателям для выявления тех преподавателей, которые показались слушателям наиболее интересными и у кого они получили больше навыков.
Отметим, что данная система позволила вузу провести эффективный отбор преподавателей, а также привлечь тех специалистов-практиков, которые наиболее востребованы слушателями. К ним относятся представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, Главного управления организации торгов Самарской области, Администрации городского округа Самара и другие.
Промежуточная и итоговая аттестация слушателей проводится методом тестирования с использованием электронных образовательных технологий, интегрированных в систему электронных образовательных технологий вуза.
Кроме того, при итоговой аттестации слушателям предлагается на выбор список 2 тем, по которым каждый из них готовит итоговую квалификационную работу с уче- ^ том специфики своей сферы деятельности (закупки в бюджетных организациях й в системе образования, здравоохранения и так далее). §
Таким образом, система аттестации слушателей курсов в сфере закупок со- ^ четает в себе как тестирование, так и подготовку итоговой квалификационной < работы, что способствует реализации объективного подхода к оценке уровня под- ^ готовленности слушателя с одной стороны, и контроля качества образовательной ^ услуги, с другой. <
В качестве постпрограммного сопровождения слушателей на базе инновацион- о ной площадки организуются форумы и практические семинары по наиболее за- Ее интересовавшей слушателей теме, участие в которых является бесплатным. ^
Вторым значимым моментом в системе дополнительного профессионального < образования является использование интерактивного консультирования как эле- ^ мента эффективно действующей университетской инновационной инфраструктуры, < которая включает в себя действующую информационно-образовательную среду ^ вуза, платформу электронного обучения и виртуальную информационно-коммуни- ^ кационную среду «Электронный кампус бизнес-образования».
В качестве постпрограммной поддержки слушателей курсов повышения квалификации в сфере закупок механизм интерактивного консультирования показывает стабильно положительную динамику (увеличение численности аудитории, рост интереса слушателей к дальнейшему освоению сферы закупок и углублению знаний, расширение полученных ими навыков), в силу чего также повышается качество образовательной услуги.
Третьим важным моментом при подготовке специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг полагаем использование специализированной информационно-образовательной среды. В частности, при ее применении становится возможным моделирование онлайн-процессов при проведении закупок, обучение навыкам работы на электронных площадках и наработки технических навыков слушателей.
С учетом изложенного полагаем, что роль постпрограммного интерактивного консультирования как фактора повышения качества образовательной услуги в сфере дополнительного профессионального образования и использование электронной образовательной среды с моделированием процедуры участия в закупках является ключевой при повышении квалификации и переподготовке специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Литература
1. Печерская Э. П. Основные аспекты стратегического развития системы бизнес-образования экономического университета // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2009. № 4(54). С. 63-67.
References
1. Pecherskaya E. P. Main aspects of strategic development of system of a business education of economic university [Osnovnye aspekty strategicheskogo razvitiya sistemy biznes-obrazovaniya ekonomicheskogo universiteta] // Messenger of the Samara State university of Economics [Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2009. N 4(54). P. 6367. (rus)