Научная статья на тему 'Интерактивная журналистика как инновационная тенденция развития компетенций государственного служащего'

Интерактивная журналистика как инновационная тенденция развития компетенций государственного служащего Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1119
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / CIVIL SERVANT / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / INTERACTIVE JOURNALISM / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО / COMPETENCE OF THE CIVIL SERVANT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нартокова Залина

В статье рассмотрены вопросы интерактивной журналистики, исследована и раскрыта история происхождения этого жанра, проанализированы понятие и компетенции государственного служащего и влияние на их профессиональную деятельность, дана оценка состояния инновационных тенденций развития компетенций государственного служащего, а также исследована и выявлена роль интерактивной журналистики в управленческой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивная журналистика как инновационная тенденция развития компетенций государственного служащего»

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Автор: НАРТОКОВА З.А.

НАРТОКОВА Залина А., студентка 4 курса Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИГСУ РАНХиГС).

Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. E-mail: nartokova.zalina@mail.ru.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы интерактивной журналистики, исследована и раскрыта история происхождения этого жанра, проанализированы понятие и компетенции государственного служащего и влияние на их профессиональную деятельность, дана оценка состояния инновационных тенденций развития компетенций государственного служащего, а также исследована и выявлена роль интерактивной журналистики в управленческой деятельности.

Ключевые слова: государственный служащий, интерактивность, журналистика, интерактивная журналистика, инновации, компетенции государственного служащего.

Развитие современного мира затрагивает все направления деятельности человека, в том числе и управленческую. Компетенции государственного служащего в наше время важны абсолютно во всех сферах общества, к примеру, государственный служащий должен уметь налаживать коммуникации с гражданами, видеть «пробелы» в экономике, в ходе своего управления не забыть о культурном наследии народа, его образовании и нравственности, и, конечно же, уметь предвидеть политическую проблему, избежать политического «взрыва». Поэтому именно интерактивная журналистика находит отражение в деятельности наших чиновников.

Интерактивная журналистика появилась не так давно, потому что как наука сформировалась в 20-30-е годы XIX века, и уже внесла огромный вклад не только в журналистскую деятельность, но и в деятельность государственных служащих.

Для того, чтобы не испортить свою репутацию, показать свою деятельность, результативность своего профессионализма, умение не только говорить, но и слушать , каждый чиновник должен уметь выступать перед аудиторией, говорить на камеру, и во многих случаях красиво избегать неблагоприятных вопросов. Именно этому может научить интерактивная

журналистика со своими многочисленными жанрами, о которых будет далее говорится в данной работе.

Во многом именно этот раздел журналистики можно совместить с политическими коммуникациями, так как «политическая коммуникация -процесс передачи политической информации, благодаря которому он циркулирует от одной части политической системы к другой и между социальной и политической системой» [1]. В западной литературе выделяется три способа политической коммуникации:

- Коммуникация через средства массовой информации, включающие в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);

- Коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

- Коммуникация через неформальные каналы [2].

Таким образом, политические коммуникации воздействуют всеми своими направлениями на все сферы деятельности человека, что "идет на руку" государственным служащим.

В то же время среди наиболее важных задач политических коммуникаций как воздействий на общество можно выделить следующее:

1. Создание благоприятного имиджа, будь то имидж государства, партии, политической организации или отдельной личность.

2. Предотвращение негативных ситуаций за счёт профилактической работы.

3. Нейтрализация негативных воздействий в социальной среде [3].

На наш взгляд именно эти задачи выполняет интерактивная журналистика, когда воздействует на компетенции чиновников, воспитывает в них политический качества, формирует благоприятный имидж.

Все мы знаем политиков, которые часто общаются с народом, к примеру всеми известные спикер Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергей Железняк и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Либеральной Демократической Партии России Владимир Жириновский, которые являются чиновниками и выступают на всех мероприятиях, на которые бывают приглашены. Они используют жанры интерактивной журналистикой совместно с нейролингвистическим программированием, к примеру, в момент ответов на вопросы интервьюера, когда пытаются обойти те или иные темы, уводят разговор в другое русло, и поэтому всегда блестяще могут выступить перед аудиторией, а иногда даже повлиять на мысли людей в области того или иного вопроса.

Интерактивная журналистика в совокупности своей состоит из двух основных слов-терминов "интерактивная" и "журналистика". Само понятие

"интерактивность" происходит от понятия "интерактив". Понятие "интерактивность" произошло от английского слова "interaction", которое переводится как «взаимодействие». Интерактивность - это понятие, которое в своей совокупности раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Очень часто данный термин используется в телекоммуникациях и социологии. В более широком смысле «интерактивность» - это принцип организации системы, при котором цель достигается информационном обменом элементов данной системы [4]. Раскрыв сущность понятия «интерактивность», мы можем перейти к определению и происхождению понятия «журналистика».

Понятие "журналистика" имеет корни во французском языке и происходит от французского слова journaliste, journal, но также находит отражение и в латинском языке в словах diurnails, diurnal - "ежедневное известие". Само слово по своей морфемике относится к русскому языку [5].

Слова журналист и журналистика были образованы от одного (журнал), но происхождение у них разное. Распространенное слово «журнал» заимствовано из французского языка еще в Петровскую эпоху. Французское journal возникло на базе сочетаний papier jornal - «ежедневная газета», где journal -«ежедневный» - восходит к латинскому diurnalis [5].

Лексикологи утверждают, что слово «журналист» впервые используется у М. Ломоносова в произведении «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии», которая была опубликована без подписи во французском переводе в одном из знаменитых на то время журналов "Nouvelle bibliotheque germanique". В массовое употребление понятие «журналистика» в свое время было введено в русский язык Николаем Полевым [6].

У понятия "журналистика" есть масса трактовок, но наиболее уместной, на наш взгляд, является значение в области коммуникаций. Журналистика - это комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудитории, тематике, сфере экономики, области жизни, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.), действующих в национальном и глобальном информационном пространстве [7].

Интерактивность в данном жанре журналистике заложена в технологию web wide world, что заставляет журналистику не на словах, а на деле отказываться от исключительно однонаправленных коммуникаций. Причем, не только веб-журналистику, но и весь институт журналистики в целом. Это новая задача, безусловно, будет вносить существенные изменения в стилевые особенности журналистской деятельности, в организационные аспекты издательской деятельности и т.п. Всемирная сеть дает возможность не только

что-то сообщать обезличенному читателю, но и узнавать его реакцию, и учиться у него кое-чему. Традиционные подходы, которые рассчитаны на традиционного читателя, здесь не подойдут.

Интерактивная журналистика в природе своей образует группу жанров журналистского творчества. Она, как правило, включает в себя блиц-опрос, беседу, круглый стол, интервью и еще несколько различных жанров, о которых я наиболее подробно буду говорить в ходе своей курсовой работы.

Наиболее популярным жанром для нас всех является жанр интервью. Интервью не такой простой жанр, которым кажется. Интервью, в свою очередь, делится на насколько видов: портретное, познавательное и проблемное. И каждое из них выполняет определенную функцию.

Портретное интервью - это метод передачи через разговор с человеком его характера, подробностей жизни, взглядов, принципов - одним словом, создания образа. Такие интервью обычно делаются с известными личностями.

Познавательное интервью - это метод донесения до широкой общественности какого-то узкоспециального знания, которым обладает один человек. Такое интервью логично делать с представителями науки.

А вот проблемное интервью является главным инструментом настоящего журналиста. Я уже упоминала о том, что в основе каждого материала должна быть проблема. Журналист должен искать проблемы в общественной жизни, журналист должен эти проблемы выявлять, обсуждать их, докапываться до сути и добиваться их решения.

Сегодня Россия - набирающий былую силу геополитический центр, претендующий на свое далеко не последнее место в нынешнем мировом порядке. Поэтому, на наш взгляд, против России и была развернута беспрецедентная по своим масштабам медийная атака, в которой приняло участие большинство средств массовой информации европейских стран и США. Вот только некоторые вполне красноречивые заголовки некоторых статей, увидевших свет в последнее время: «Почему рычит русский медведь» [8], «Угроза, которую представляет российская энергетическая мощь» [9], «Путин возвращается к холодной воине» [10], «Газовое оружие России» [11], «Свобода или газ. Газовый шантаж Путина принес свои плоды» [12]. Как видим, это уже не отблески, не всполохи, а вполне конкретные и угрожающие раскаты новой холодной воины. Только в основе ее не прежний военно-атомный, а нынешний ярко выраженный энергетический аспект. Россия настойчиво пытается стряхнуть пепел десятилетней разрухи. И при этом делает ставку на единственный оставшийся в ее распоряжении эффективный инструмент - топливно-энергетический комплекс [13].

Стремительно растущая энергетическая мощь России уже не соответствует заранее отведенной ей роли простого сырьевого придатка развитых стран. Это вызывает раздражение у Запада. А тут еще Россия, став председателем в «Большой восьмерке», обозначила главной темой июльской встречи в верхах

энергетическую безопасность. То есть дала понять, что значение энергоносителей в мировых делах будет год от года лишь возрастать. И странам-потребителям придется считаться с интересами стран-поставщиков. Поэтому и пытаются нашу страну дискредитировать, представить ее в мировом общественном мнении в новом образе - ужасного энергетического агрессора, диктующего свою волю всему остальному свободному миру. В прочем, среди дружного звучавшего хора поношении и хулы в адрес России раздавались и редкие трезвые и разумные голоса. Так, английская газета «The Independent» по поводу газового конфликта писала: «Возможно, Киев имеет все основания говорить о том, что Россия давит на свою бывшую союзницу. Но в этом споре есть и другая сторона - Москва. И к ее мнению никто прислушиваться не желает. Со времен распада СССР прошло уже 15 лет. Вполне достаточно для перехода на коммерческие рельсы в области поставок российских энергоносителей на Украину. Если же спор идет о соблюдении контрактных обязательств, как утверждают некоторые киевские чиновники, то такие вопросы решаются судом, а не новой холодной войной» [13].

Российские власти предвидели массированную медийную атаку со стороны западных СМИ. А затем последовали ответные информационные акции. Во французской газете «Le Sentinel» было изложено российское видение газового конфликта с подробным приведением доводов о необходимости повышения цены углеводородов для Украины и других бывших советских республик. Помимо этого, в газете «The Wall Street Journal» была опубликована статья Президента РФ В.В. Путина "Энергетический эгоизм - это путь в тупик», в которой заявлены три приоритета повестки дня российского председательства в «Большой восьмерке»: формирование стратегии глобальной энергетической безопасности, борьба с инфекционными заболеваниями и решение проблем в сфере образования. Статья вызвала большой резонанс. Ее перепечатали как российские, так и западные газеты [13].

Российские власти всерьез озаботились информационным сопровождением июльского саммита. В английских, американских, в германских СМИ представители высших властных структур страны, руководители газовой монополии пытались разъяснить российскую политику в сфере энергетической безопасности, стратегию совместного достижения глобального энергетического порядка. Но уж очень целенаправленной, четко спланированной оказалась информационная воина, развязанная против России, слишком велико количество медиаресурсов, вовлеченных в нее западной стороной. Вся их мощь была направлена на повседневное создание негативного имиджа России.

Чтобы понять важность и значимость интерактивной журналистики для государственных служащих необходимо, безусловно, понять, что такое инновация и как инновационные тенденции отражаются в современном мире.

Термин инновация произошел от английского слова innovation. Терминологическая сторона этого феномена заключается в том, что инновация

- это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком [14]. Является конечным результатом интерактивной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Таким образом, инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [15].

Развитие технологии привело к появлению новой эры бизнеса. Ее характеризуют по-разному: «информационная экономика», «экономика знании», «новая экономика» и т.д. В результате на сегодняшнем рынке стали доминировать абсолютно новые фирмы, которые совсем недавно еще даже не существовали, а из старых мировых лидеров- гигантов выжили только те, которые сумел приспособиться к новым «правилам игры». Эта новая экономическая и деловая среда также характеризуется целым рядом признаком, ставших квинтэссенцией процесса глобализации относительно бизнес-процессов современности. Рассмотрим их.

Виртуальная экономика. В середине 1990-ых годов интернет стал средством коммуникации, которое интегрировало мир, изменив природу бизнеса и конкуренции. Однако до начала XXI века основной функцией интернета был преимущественно обмен информацией. Сеть Интернет дала компаниям и людям возможность доступа к различным источникам информации, что позволяло получать знания. А, как известно, знание - есть власть. Отслеживание тенденции и оперативное реагирование на изменения стали конкурентным преимуществом фирм на заре информационной эпохи.

Потребительская свобода. Власть покупателя резко усилилась. Этому есть несколько причин. Во-первых, недостаток продуктов и услуг сменился их избытком. Более того, однородность продуктов сменилась их разнообразием. Основной причиной этого явилось непрерывное появление новых технологии, которые позволили значительно повысить производительность труда предприятии и таким образом снизили стоимость выхода на рынок и расширения во многих отраслях.

Во-вторых, глобализация привела к тому, что гораздо больше компании, чем в эпоху «массового потребления» стали пытаться завоевать покупателей.

Быстрые технологические изменения резко сократили цикл жизни товаров и услуг. В результате на рынке появляется много схожих предложении, и становится очень сложно дифференцироваться от конкурентов в глазах покупателей. Стоит только взглянуть на рынок сотовых телефонов или производителей компьютеров, чтобы убедится в этом.

В-третьих, потребители стали более информированными. Способность получения доступа к самым разнообразным источникам информации в течение нескольких минут и все более дешевая передача информации на огромные дистанции стали иметь решающее значение. Информационные технологии дали покупателям возможность находить и анализировать конкурирующие продукты и делать хорошо обоснованный выбор. Покупатели обнаружили, что у них есть выбор и власть, чтобы им воспользоваться. Сегодня потребители ищут альтернативные варианты, сравнивают предложения и выбирают наиболее подходящие их индивидуальным предпочтениям. В совокупности, все эти явления превратили экономику, в которой доминировали производителями, в экономику, движимую покупателем.

Знания как главный источник ценности бизнеса. Знания, компетенции, непрерывное самосовершенствование и обучение стали сегодня критическими важными компонентами успеха. В новой экономике значение знании в производстве новых продуктов и услуг резко возросла. Именно знания, а не финансы и капитал, стали главными составляющими в процессе создания потребительской ценности. Лидерами новой экономики стали компании, которые научились эффективно управлять знаниями: создавать, находить и интегрировать их в новые продукты и услуги быстрее, чем их конкуренты.

А теперь перейдем к самому основному в нашем вопросе - к понятию "государственный служащий". Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации [16].

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом [17]. Государственная служба - важнейший инструмент государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована специалистами высшей квалификации.

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности. Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права, и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

Таким образом, объединяя понятия "интерактивная журналистика" и "государственный служащий" и используя упомянутые нами выше инновационные тенденции, мы отчетливо видим, что навыки интерактивной журналистики выступают в роли новейших тенденций развития компетенций чиновников.

Ведь именно интерактивная журналистика объединяет в себе интервью (чиновники зачастую, а бывает и ежедневно дают интервью), беседа (они обычно беседует по поводу своей деятельности, или, к примеру, принятых новых законопроектов, что в основном освещается по телевезионной ленте, в новостной ленте Интернета, даже на мониторах в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации для того, чтобы журналисты это могли опубликовать), блиц-опросы и многое другое, с чем ежедневно государственный служащий связывает свою жизнь.

Так же интерактивная журналистика выступает как ярый пример того, что время не стоит на месте и что каждый, будь то ученый, чиновник, да или просто обычный человек должен меняться, и кем бы ты не работал, ты должен идти в ногу со временем.

Список литературы

1. Кретов Б.Е. Средства массовой коммуникации - элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. C. 101.

2. ШварценбергР.-Ж. Политическая социология. M., 1992. С. 175.

3. Маркетинг и маркетинговые исследования. М.: «Гребенников», 2007.

4. Интерактивная революция: М2М технологии пришли в рекламу. URL: www. m2mnews. ru.

5. Этимологический словарь русского языка / под ред. акад. Н. М. Шанского, вып. 5. М.: Московский университет, 1973. Т. 1. 304 с.

6. Проскурин О.А. Литературные скандалы пушкинской эпохи. М., ОГИ, 2000.

7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2003. 367 с.

8. The Wall Street Journal, 01.03.06. URL: http://inosmi.ru/inrussia/20060301/225849.html.

9. The Times, 16.03.06. URL: http://inosmi.ru/world/20060316/226153.html.

10. Savaitrastist Panorama, 17.11.06. URL: http://inosmi.ru/world/20061117/231127.html.

11. The International Herald Tribune, 10.01.07. URL: http://inosmi.ru/world/20070110/232079.html.

12. Le Monde, 12.10.07. URL: http://inosmi.ru/world/20081001/244357.html

13. Короченский А.П. Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Белгород: Издательство БелГУ, 2006.

14. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике"» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года.

15. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с.

16. Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций: Таганрог, 2008.

17. Федеральный закон N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года.

INTERACTIVE JOURNALISM AS AN INNOVATIVE TREND IN THE DEVELOPMENT OF COMPETENCES CIVIL SERVANT

Author: NARTOKOVA Z.A.

NARTOKOVA Zalina A., student of Institute of Public Administration and Management of Russian Academy of National Economic and Public Administration under President of Russian Federation.

Address: 119571, Vernadsky Avenue, 84, Moscow, Russia. E-mail: nartokova.zalina@mail.ru.

Abstract

The article discusses the interactive journalism, studied and revealed the history of origin of this genre, and analyzes the concept of the competence of the civil servant and the impact on their professional activity, an assessment of the state of innovation trends in the development of competences of civil servant, as well as researched and identified the role of online journalism in management.

Keywords: civil servant, interactivity, journalism, interactive journalism, innovation, competence of the civil servant.

References

1. Kretov B.E. Sredstva massovoj kommunikacii - jelement politicheskoj sistemy obshhestva // Social'no-gumanitarnye znanija. 2000. № 1. C. 101.

2. ShvarcenbergR.-Zh. Politicheskaja sociologija. M., 1992. S. 175.

3. Marketing i marketingovye issledovanija. M.: «Grebennikov», 2007.

4. Interaktivnaja revoljucija: M2M tehnologii prishli v reklamu. URL: www.m2mnews.ru.

5. Jetimologicheskij slovar' russkogo jazyka / pod red. akad. N. M. Shanskogo, vyp. 5. M.: Moskovskij universitet, 1973. T. 1. 304 s.

6. Proskurin O.A. Literaturnye skandaly pushkinskoj jepohi. M., OGI, 2000.

7. Prohorov E.P. Vvedenie v teoriju zhurnalistiki. M.: Aspekt Press, 2003. 367 s.

8. The Wall Street Journal, 01.03.06. URL: http://inosmi.ru/inrussia/20060301/225849.html.

9. The Times, 16.03.06. URL: http://inosmi.ru/world/20060316/226153.html.

10. Savaitrastist Panorama, 17.11.06. URL: http://inosmi.ru/world/20061117/231127.html.

11. The International Herald Tribune, 10.01.07. URL: http://inosmi.ru/world/20070110/232079.html.

12. Le Monde, 12.10.07. URL: http://inosmi.ru/world/20081001/244357.html

13. Korochenskij A.P. Zhurnalistika i mediaobrazovanie v XXI veke: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorod: Izdatel'stvo BelGU, 2006.

14. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon „O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike"» N 254-FZ ot 21 ijulja 2011 goda.

15. Druker P. Biznes i innovacii. M.: Vil'jams, 2007. 432 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Batychko V.T. Administrativnoe pravo. Konspekt lekcij: Taganrog, 2008.

17. Federal'nyj zakon N 119-FZ "Ob osnovah gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii" 31.07.1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.