Научная статья на тему 'Интерактивная дидактико-коммуникативная среда как технология подготовки бакалавров (студентов педагогического вуза) к межкультурному взаимодействию в евроконтексте'

Интерактивная дидактико-коммуникативная среда как технология подготовки бакалавров (студентов педагогического вуза) к межкультурному взаимодействию в евроконтексте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райсвих Ю.А., Быстрай Е.Б., Штыкова Т.В.

Подготовка будущих учителей к межкультурному взаимодействию с помощью дидактикокоммуникативной среды, под которой мы понимаем целенаправленно созданную технологию организации обучения, представляющую собой равноактивное взаимодействие студентов и преподавателей, инициирующее студентов на самостоятельный поиск знаний, основанное на дидактической коммуникации. Благодаря этой технологиии в процессе совместной деятельности происходит осознание ценности других людей, формируется потребность в общении с ними. Подготовка к межкультурному взаимодействию будущего учителя происходит в процессе его общения с членами учебной группы в ходе совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Райсвих Ю.А., Быстрай Е.Б., Штыкова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивная дидактико-коммуникативная среда как технология подготовки бакалавров (студентов педагогического вуза) к межкультурному взаимодействию в евроконтексте»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

Для понимания новых понятий необходимы знания, но отдельных, отрывочных знаний недостаточно. Мы связываем эти знания так, чтобы учащимся стал понятен смысл целого. Применительно к нашей теме: смысл красивого, эстетичного поведения, в котором проявляется уважение к окружающим людям, желание им нравиться, доставлять им удовольствие своими действиями, словами и обхождением.

В процессе обучения детей правилам этикета и отработки навыков уважительного и красивого поведения, обращенного к людям, мы проводим также работу по эстетическому воспитанию. Школьник должен знать, как можно красиво и правильно вести себя на уроке, во внеурочное время, дарить друзьям и получать от них подарки, принимать гостей, красиво сервировать стол, уступать место в общественном месте. Все это он может почерпнуть из уроков этикета, которые, мы считаем, необходимо проводить в школе, конечно, подключая в этот процесс родителей.

Исходя из вышесказанного, отметим: красота, изящество речи (приветствие, обращение, высказывание и т.п.), поведения в классе на уроке и вне школьной жизни, в ситуации застолья и в других ситуациях, формируются у школьников благодаря культуре поведения, которая в настоящее время тесно связана с владением правилами этикета. Их необходимо соблюдать, чтобы проявлять уважение к людям, делая это красиво. Так мы усиливаем процесс воспитания эстетичности поведения.

Учащиеся познают красоту человеческих отношений, поведенческих манер, речевых этикетных оборотов. Без знаний правил этикета невозможно воспитать в ребенке умение видеть красивое и прекрасное, умение сопереживать и уступать и это необходимо облечь в эстетичную поведенческую форму. Такой формой является этикет, без его знания и соблюдения, личность не может стать красивой, изящной, эстетичной, нравственной и гармоничной в полной мере. Список использованной литературы:

1. Курочкина, И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Экон-информ, 2014. - 240 с.

2. Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. - М.: Экон-информ, 2012. - 147 с.

3. Соломенникова, О.А. Радость творчества. - М.: Мозаика-Синтез,2008. - 201 с.

© Попова Л.О., 2016

УДК 378

Ю.А.Райсвих

к.п.н., доцент Е.Б. Быстрай доктор пед наук, профессор, Т.В. Штыкова

к.п.н., доцент

кафедры немецкого языка и МОНЯ факультета иностранных языков

ФГБОУ ВО "ЮУрГГПУ" г. Челябинск, Российская Федерация

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДИДАКТИКО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА) К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ЕВРОКОНТЕКСТЕ

Аннотация

Подготовка будущих учителей к межкультурному взаимодействию с помощью дидактико-коммуникативной среды, под которой мы понимаем целенаправленно созданную технологию организации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

обучения, представляющую собой равноактивное взаимодействие студентов и преподавателей, инициирующее студентов на самостоятельный поиск знаний, основанное на дидактической коммуникации. Благодаря этой технологиии в процессе совместной деятельности происходит осознание ценности других людей, формируется потребность в общении с ними. Подготовка к межкультурному взаимодействию будущего учителя происходит в процессе его общения с членами учебной группы в ходе совместной деятельности.

Ключевые слова

Педагогическое общение; интерактивность; дидактическая коммуникация, диалоговые технологии

Подготовка обучающихся к межкультурному взаимодействию осуществляется непосредственно в образовательной среде педагогического вуза, представляющей собой совокупность образовательных факторов, воздействующих на личность в режиме обучения, воспитания и развития. Профессиональное образование студентов-бакалавров педагогического вуза, рассматриваемое нами как целенаправленно организованный педагогический процесс, обладает большими возможностями для подготовки обучающихся к межкультурному взаимодействию, что обеспечит успешное достижение жизненных целей и эффективное осуществление социального предназначения будущего учителя.

В процессе подготовки будущих учителей к межкультурному взаимодействию центральную роль играют эмоционально-смысловая и сознательная сферы личности. Этот процесс связан с осознанием личности себя как члена общества. Необходимым и плодотворным основанием для этого является межличностное общение. Именно в процессе общения складываются механизмы становления сознания, наделения смыслом различных компонентов культуры.

Создание интерактивной дидактико-коммуникативной среды позволяет превратить ценность, существующую независимо от её принятия, в личностно-значимую ценность. В этой среде будет происходить сознательное обоснование личностью своей деятельности, построение личностно-значимой системы ценностей, стремление к межкультурному общению в рамках диалога культур.

Рассмотрим основные составляющие технологии «интерактивная дидактико-коммуникативная среда». Прежде всего, обратимся к более широкому понятию - педагогическому общению.

Педагогическое осмысление понятия «общение» определяется назначением педагогической деятельности, направленной на образование и воспитание всесторонне развитой личности. Под педагогическим общением понимается «многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности» [4]. В педагогическом общении выделяются следующие аспекты: коммуникация, интеракция и социальная перцепция.

Коммуникация представляет собой обмен информацией между субъектами общения и включает обмен представлениями, идеями, интересами, чувствами между людьми в ходе совместной деятельности. В образовательном процессе коммуникация тесно связана с обучением. Дидактические задачи деятельности педагога невозможно решить без эффективного общения между преподавателем и обучаемым.

Коммуникативную сущность и природу обучения выделяют в своих исследованиях многие учёные. Особую значимость коммуникативный аспект педагогического общения приобретает в профессионально-педагогической деятельности учителя иностранного языка. И.Л. Бим [1], Е.И. Пассов [2] и др. акцентируют внимание на том, что уроки иностранного языка - это, прежде всего, уроки общения, на которых обучающиеся овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического и группового общения, учатся решать коммуникативные задачи, возникающие в межкультурном общении. Коммуникация в процессе обучения иностранным языкам носит дидактический характер. При этом её задачами выступают не только решение учебно-познавательных задач и преодоление трудностей в иноязычном обучении. Посредством этого вида коммуникации происходит обмен представлениями, мнениями, чувствами и интересами между участниками образовательного процесса. Следовательно, под дидактической

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

коммуникацией мы понимаем обмен представлениями, идеями, интересами чувствами и ценностями между преподавателем и студентами в процессе обучения, направленный на решение учебно-познавательных, дидактических и профессионально-педагогических задач.

Обратимся к понятию «интерактивность» и рассмотрим его с точки зрения психологии и педагогики. В современной социальной психологии выделилось целое направление, в основе которого лежит понятие «интеракция» - интеракционизм. Для интеракционизма характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. Согласно теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определённой социальной группы в ходе совместной деятельности. В современной педагогике появился новый вид обучения -интерактивное обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой. В интерактивном обучении педагог не даёт готовых знаний, он побуждает участников к самостоятельному поиску. Задачей педагога является создание условий для проявления инициативы обучающихся.

Исследователи, занимающиеся разработкой проблемы интерактивного обучения, подчёркивают, что этот вид обучения является совместным процессом познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог обучающихся между собой и учителем.

Принимая во внимание это замечание, под интерактивной дидактико-коммуникативной средой мы понимаем целенаправленно созданную технологию организации обучения, представляющую собой равноактивное взаимодействие студентов и преподавателя, инициирующее студентов на самостоятельный поиск знаний, основанное на дидактической коммуникации. Интерактивная дидактико-коммуникативная среда предполагает создание атмосферы, погружающей в общение и, таким образом, способствующей более эффективной подготовке обучающихся к межкультурному взаимодействию.

Эта технология организации профессионально-педагогического процесса подготовки будущего учителя сохраняет конечную цель и основное содержание процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передаточных) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии. При этом особое внимание уделяется перцептивному аспекту общения, подразумевающему восприятие друг друга и взаимопонимание обучающегося и преподавателя, поскольку, вступая в общение, человек несёт в себе ценностные ориентации, определяющие его социально-нравственную позицию с целью передачи их партнёру по общению.

Благодаря созданию данной среды в процессе совместной деятельности происходит осознание ценности других людей, формируется потребность в общении с ними. Подготовка к межкультурному взаимодействию будущего учителя происходит в процессе его общения с членами учебной группы в ходе совместной деятельности.

Технологическими средствами создания этой среды в процессе профессионально-педагогической подготовки являются диалоговые технологии, которые представляют собой форму организации и метод обучения, основанные на диалоговом мышлении во взаимодействующих дидактических системах субъект-субъектного уровня. При этом необходимо отметить, что диалоговые технологии рассматриваются учёными-педагогами как совместная деятельность, как сотрудничество. Данные технологии основываются на лучших традициях советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижениях русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс и др.) психолого-педагогической науки и практики.

В центре внимания диалоговых технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия других культур, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Исследователи отмечают, что применение диалоговых технологий позволяет участникам профессионально-педагогического процесса подготовки будущих учителей оставаться «действующими

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070

лицами». Такая диалогическая активность преподавания создаёт новые предпосылки организации и структурирования процесса совместной деятельности.

Диалогическое общение всегда личностно ориентировано на собеседника и персонифицировано, т.е. оно ведётся индивидами от своего собственного имени. При этом истинные чувства и желания субъектов являются открытыми. Общаясь друг с другом как личности, субъекты процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, по замечанию Е.И. Пассова [2] вступают:

а) в личностный контакт, ибо предмет общения становится личностно значимым для обоих, а поведение, следовательно, мотивированным;

б) в эмоциональный контакт, ибо их отношения - это отношения сопереживания, симпатии, искренности и т.п.;

в) в смысловой контакт, ибо оба они приняли ситуацию, поняли её, следовательно, смысловые барьеры сняты.

Такое диалогическое общение позволяет достичь глубокого взаимопонимания между студентами и преподавателем, способствует актуализации личностных функций будущих учителей, создаёт основу для межкультурного взаимодействия.

Говоря об интерактивной дидактико-коммуникативной среде как технологии подготовки бакалавров (студентов педагогического вуза) к межкультурному взаимодействию хотелось бы выделить её специфику, когда целью общения становится целенаправленное изменение психологических характеристик партнёра, а содержанием коммуникативного воздействия выступают взгляды, цели, убеждения, ценности, отношения, принципы и т. д., которые один субъект хотел бы сделать, прямо или косвенно, достоянием другого. Применение диалоговых технологий способствует решению этой задачи.

Таким образом, создание интерактивной дидактико-коммуникативной среды способствует развитию личностной самостоятельности и ответственности обучающихся, формированию их творческого и духовного потенциала, обеспечивает в процессе профессионально-педагогической подготовки создание ситуаций, активизирующих процесс подготовки будущих учителей к межкультурному взаимодействию. Список использованной литературы

1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 254 с.

2. Пассов, Е.И. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова. - М.: Просвещение, 1993. - 159 с.

3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. -512 с.

4. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // под ред. Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. - М.: «Академия», 2000. - 176 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Рос. Энцикл., 2003. -528 с.

References:

Bim, I.L. The theory and practice of training in German at high school: Problems and prospect / I.L. Bim. - M.: Education, 1988. - 254 pages.

2. Passes, E. I. Uchitel of a foreign language. Skill and personality / E.I. Passov, V. P. Kuzovlev, V. B. Tsarkova. -M.: Education, 1993. - 159 pages.

3. Pedagogics: manual for students of pedagogical educational institutions/VA. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishchenko, E. N. Shiyanov. - 3rd prod. - M.: School Press, 2000. -512 pages.

4. Pedagogical dictionary: For student. высш. and Wednesdays. пед. studies. institutions//under the editorship of Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. - M.: "Academy", 2000. - 176 pages.

5. Pedagogical encyclopedic dictionary/hl. edition B. M. Bim-Bud. - M.: Big Grew. Entsikl., 2003. - 528 pages.

© Райсвих Ю.А., Быстрай Е.Б., Штыкова Т.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.