№ 4, 2000
- использовать традиционные и новые информационные технологии обучения на базе современной вычислительной техники;
- использовать ЭВМ для организации учебно-воспитательного процесса, для управления обучением, в административных
целях;
- работать с современными операционными системами и оболочками;
-использовать пакеты прикладных программ для обработки информации;
- использовать и оценивать эффективность готовых педагогических программных средств для ЭВМ;
- проектировать педагогические программные средства для использования их в учебном процессе.
Использование компьютерной технологии может быть эффективным только в том случае, если она «вписана» в учебный процесс. ЭВМ позволяет строить обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления; помогает сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала; расширяет возможности использования больших объемов информации.
Интенсивное развитие компьютерных технологий обучения и широкие сферы их возможного применения делают целесообразным включение курса “Компьютерные технологии обучения” в учебные программы всех специальностей высшего профессионального образования.
ИНТЕНСИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
О.В.Юдина, ст. преподаватель кафедры экономической информатики
Самарской государственной экономической академии
Нет никаких сомнений в том, что ре- товят будущих менеджеров к принятию
шение проблем улучшения качества обу- коллективных и индивидуальных решений,
чения, повышения эффективности и Игры способствуют развитию деловых
обеспечения принципа индивидуализации способностей участников к управленческой
в подготовке будущих выпускников выс- деятельности.
шей школы возможно лишь на основе ком- Эффективность от использования дело-
пьютерного обучения, позволяющего мо- вых игр высока, так как они позволяют
дернизировать старые и внедрять новые выявить закономерности будущей профес-
технологии и формы обучения. сиональной деятельности и закономернос-
Одним из направлений широкого ис- ти усвоения обучаемыми теоретического пользования в учебном процессе новых материала.
методов интенсивного обучения является Применение персональных компьюте-
применение деловых игр, особенно при под- ров, безусловно, значительно увеличива-
готовке менеджеров. Они позволяют фор- ет затраты на разработку и проведение де-
мировать у будущих специалистов совре- ловой игры, но при этом появляется воз-
менное экономическое мышление, разви- можность проводить более глубокие и зна-
вают способности к анализу возникающих чимые поисковые исследования: производ-
специфических ситуаций и решению новых ственные и экономические, организацион-
профессиональных задач в современных ные и психологические. Это обеспечива-
условиях высокой динамичности делового ется варьированием различных перемен-
мира. Деловые игры раскрывают личное- ных моделируемых поведенческих ситуа-
ций. Обычно компьютерные игры относятся к «жестким» операционным моделям, в которые вводятся дополнительные ограни-
тный потенциал студента, так как участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной
деятельности с другими участниками, го- чения и моменты более жесткого принуж-
м и
ш
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
дения, вносятся ограничения на некоторые метной области, к различным по подготов-
действия играющего или внешнего окру- ке и активности группам, интересам само-
го преподавателя.
В зависимости от целей и задач игры,
жения.
Деловая игра всегда коллективная.
Этот принцип не нарушается и при исполь- а также аудитории, на которую она рассчи-
зовании компьютерного варианта деловой тана, к ее созданию необходимо привлекать
игры. При наличии локальной вычисли- специалистов разных профилей: экономис-тельной сети одновременно может играть тов, педагогов, программистов, психологов
группа студентов. В случае, когда студент и др.
один играете компьютером, недостающие
Наибольшего эффекта от использова-
звенья коллективной игры имитируются ния учебных компьютерных игр можно
самой программой и частично преподава- достичь на старших курсах обучения в
телем. Следует отметить, что хорошо про- вузе, когда студенты уже обладают опре-
думанная компьютерная деловая игра спо- деленным уровнем теоретических и прак-
собна адаптироваться к изменению содер- тических знаний и подготовлены к индиви-
жания обучения в рамках заданной пред- дуальной деятельности.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ
Н.Р.Некрасова, доцент кафедры ТОЭ МГУ им. Н.П. Огарева, С.А.Панфилов, зав. кафедрой ТОЭ МГУ им. Н.П.Огарева, профессор
Прогресс в компьютерной технике за го процесса, которые могут стать одновре-
последние десять лет обусловил бурное менно и массовыми, и дифференциально-
развитие информационных технологий. индивидуальными. Благодаря сетевым
Появились мощные компьютеры с огром- технологиям становится возможным осво-
ными быстродействием и ресурсами па- бождение в полной мере преподавателей
мяти, специализированное программное от рутинной деятельности. Студенты по-
обеспечение, сетевые технологии. Внедре- лучают дополнительные возможности для
ние новых компьютерных информационных изучения учебной дисциплины вплоть до
технологии в науку и производство нахо-
интерактивного дистан
дит свое отражение и в учебном процессе, ционного обучения. Компьютерное моде-
Это машинные методы расчета объектов лирование позволяет осуществлять тех-
и явлений, численная обработка результа- нические эксперименты. Разумеется, все
тов измерений, компьютерные тренажеры это достижимо лишь при наличии необхо-
по учебным дисциплинам, автоматизиро- димой компьютерной базы и соответству-
ванный контроль знаний, обучающие ком-
квалифи
пьютерные системы, имитационное мо- в Мордовском госуниверситете отсутству-
делирование лабораторных работ, тестиро- ет внутривузовская компьютерная сеть
вание, учет успеваемости и обработка (Интранет), что тормозит внедрение новых
учебной документации.
Одним из новых направлений развития
сетевых технологий в процесс обучения.
кафедре
информационного обеспечения является компьютерному моделированию лабора-
внедрение в вузах сетей Интернет и Инт- торных работ по курсу «Теоретические
ранет. Появление телекоммуникационных основы электротехники». На компьютерах
сред не только меняет обеспечение тра-
физи
диционного обучения, но и порождает прин- ческие явления, в основном по тем темам, ципиально новые формы образовательно- по которым затруднена или невозможна