Научная статья на тему 'Интенсивные информационные образовательные технологии в подготовке специалистов экономического профиля'

Интенсивные информационные образовательные технологии в подготовке специалистов экономического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсивные информационные образовательные технологии в подготовке специалистов экономического профиля»

№ 4, 2000

- использовать традиционные и новые информационные технологии обучения на базе современной вычислительной техники;

- использовать ЭВМ для организации учебно-воспитательного процесса, для управления обучением, в административных

целях;

- работать с современными операционными системами и оболочками;

-использовать пакеты прикладных программ для обработки информации;

- использовать и оценивать эффективность готовых педагогических программных средств для ЭВМ;

- проектировать педагогические программные средства для использования их в учебном процессе.

Использование компьютерной технологии может быть эффективным только в том случае, если она «вписана» в учебный процесс. ЭВМ позволяет строить обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления; помогает сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала; расширяет возможности использования больших объемов информации.

Интенсивное развитие компьютерных технологий обучения и широкие сферы их возможного применения делают целесообразным включение курса “Компьютерные технологии обучения” в учебные программы всех специальностей высшего профессионального образования.

ИНТЕНСИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

О.В.Юдина, ст. преподаватель кафедры экономической информатики

Самарской государственной экономической академии

Нет никаких сомнений в том, что ре- товят будущих менеджеров к принятию

шение проблем улучшения качества обу- коллективных и индивидуальных решений,

чения, повышения эффективности и Игры способствуют развитию деловых

обеспечения принципа индивидуализации способностей участников к управленческой

в подготовке будущих выпускников выс- деятельности.

шей школы возможно лишь на основе ком- Эффективность от использования дело-

пьютерного обучения, позволяющего мо- вых игр высока, так как они позволяют

дернизировать старые и внедрять новые выявить закономерности будущей профес-

технологии и формы обучения. сиональной деятельности и закономернос-

Одним из направлений широкого ис- ти усвоения обучаемыми теоретического пользования в учебном процессе новых материала.

методов интенсивного обучения является Применение персональных компьюте-

применение деловых игр, особенно при под- ров, безусловно, значительно увеличива-

готовке менеджеров. Они позволяют фор- ет затраты на разработку и проведение де-

мировать у будущих специалистов совре- ловой игры, но при этом появляется воз-

менное экономическое мышление, разви- можность проводить более глубокие и зна-

вают способности к анализу возникающих чимые поисковые исследования: производ-

специфических ситуаций и решению новых ственные и экономические, организацион-

профессиональных задач в современных ные и психологические. Это обеспечива-

условиях высокой динамичности делового ется варьированием различных перемен-

мира. Деловые игры раскрывают личное- ных моделируемых поведенческих ситуа-

ций. Обычно компьютерные игры относятся к «жестким» операционным моделям, в которые вводятся дополнительные ограни-

тный потенциал студента, так как участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной

деятельности с другими участниками, го- чения и моменты более жесткого принуж-

м и

ш

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дения, вносятся ограничения на некоторые метной области, к различным по подготов-

действия играющего или внешнего окру- ке и активности группам, интересам само-

го преподавателя.

В зависимости от целей и задач игры,

жения.

Деловая игра всегда коллективная.

Этот принцип не нарушается и при исполь- а также аудитории, на которую она рассчи-

зовании компьютерного варианта деловой тана, к ее созданию необходимо привлекать

игры. При наличии локальной вычисли- специалистов разных профилей: экономис-тельной сети одновременно может играть тов, педагогов, программистов, психологов

группа студентов. В случае, когда студент и др.

один играете компьютером, недостающие

Наибольшего эффекта от использова-

звенья коллективной игры имитируются ния учебных компьютерных игр можно

самой программой и частично преподава- достичь на старших курсах обучения в

телем. Следует отметить, что хорошо про- вузе, когда студенты уже обладают опре-

думанная компьютерная деловая игра спо- деленным уровнем теоретических и прак-

собна адаптироваться к изменению содер- тических знаний и подготовлены к индиви-

жания обучения в рамках заданной пред- дуальной деятельности.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ

Н.Р.Некрасова, доцент кафедры ТОЭ МГУ им. Н.П. Огарева, С.А.Панфилов, зав. кафедрой ТОЭ МГУ им. Н.П.Огарева, профессор

Прогресс в компьютерной технике за го процесса, которые могут стать одновре-

последние десять лет обусловил бурное менно и массовыми, и дифференциально-

развитие информационных технологий. индивидуальными. Благодаря сетевым

Появились мощные компьютеры с огром- технологиям становится возможным осво-

ными быстродействием и ресурсами па- бождение в полной мере преподавателей

мяти, специализированное программное от рутинной деятельности. Студенты по-

обеспечение, сетевые технологии. Внедре- лучают дополнительные возможности для

ние новых компьютерных информационных изучения учебной дисциплины вплоть до

технологии в науку и производство нахо-

интерактивного дистан

дит свое отражение и в учебном процессе, ционного обучения. Компьютерное моде-

Это машинные методы расчета объектов лирование позволяет осуществлять тех-

и явлений, численная обработка результа- нические эксперименты. Разумеется, все

тов измерений, компьютерные тренажеры это достижимо лишь при наличии необхо-

по учебным дисциплинам, автоматизиро- димой компьютерной базы и соответству-

ванный контроль знаний, обучающие ком-

квалифи

пьютерные системы, имитационное мо- в Мордовском госуниверситете отсутству-

делирование лабораторных работ, тестиро- ет внутривузовская компьютерная сеть

вание, учет успеваемости и обработка (Интранет), что тормозит внедрение новых

учебной документации.

Одним из новых направлений развития

сетевых технологий в процесс обучения.

кафедре

информационного обеспечения является компьютерному моделированию лабора-

внедрение в вузах сетей Интернет и Инт- торных работ по курсу «Теоретические

ранет. Появление телекоммуникационных основы электротехники». На компьютерах

сред не только меняет обеспечение тра-

физи

диционного обучения, но и порождает прин- ческие явления, в основном по тем темам, ципиально новые формы образовательно- по которым затруднена или невозможна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.