ИНТЕГРИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В.В.Глазков, зав. кафедрой ИВТ МГПИ им. М.Е.Евсевьева, доцент
Вычислительный эксперимент приоб- МО иметь соответствующий предмет (фа-
ретает все большее и большее значение в культатив, раздел) на своем образователь-
современном научном познании. В силу ном маршруте, а современный учитель дол-
своей неразрывной связи с компьютером жен быть готов к осуществлению препо-
он становится одним из наиболее перспективных направлений компьютеризации
обучения. Основная его категория - мо- пьютерного моделирования в учебном про-делирование. Моделированием называет- цессе.
давательскои деятельности по этому предмету либо к использованию метода ком-
ся замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-ооигинала с помошью
С 1995 г. в перечень дисциплин предметной подготовки учителя информатики был включен учебный курс “Компьютер-
объекта-модели. Модель - это мысленно, ноемоделирование”(см.: Дисциплиныспе-представляемая или материально реализо- циальной предметной подготовки учителя
ванная система, которая, отображая или информатики: Сб. программ / Под ред.
воспроизводя объект исследования, спо- В.В.Глазкова, Т.В.Кормилицыной. Саранск,
собна замещать его так, что ее изучение 1999). Данный курс носит ярко выражен-
¿-V
информацию
ный межпредметный характер. По отно-
Модель, построенную в расчете на об- шению к курсу информатики в нем можно
работку
выделить,, два уровня межпредметности:
пьютерной моделью. В ней исходные дан- внешний и внутренний. Внешняя межпред-
ные, результаты и связи между исходны- метность заключается в том, что к реше-
ми данными и результатами представле- нию задачи, возникшей из практики, при-
ны в “понятном” компьютеру виде. Харак- кладывается комплекс знаний из различ-
теризуя этот метод исследования, следу- ных предметов (например, физики, мате-
ет сказать, что с точки зрения теоретиков матики, информатики). Внутренняя меж-
он является экспериментальным, а с точ- предметность представляется использова-
ки зрения экспериментаторов - теорети- нием различных языков программирования
ческим. В широком смысле под экспери- (Турбо Бейсик, Турбо Паскаль, Турбо Си
некоторая
и др.), а также пакетов для редактирова-
организации и наблюдения каких-то явлений, ния рисунков, графиков функций, текстовых
$ условиях, близких редакторов и др., т.е. она предусматрива-
которую осуществляют в условиях, о. к естественным, либо имитируют их.
ет комплексное рассмотрение всех аспек-
В настоящее время уже нельзя назвать тов применения компьютеров для решения
• область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Перед
различных задач.
Целями курса являются формирование у студентов в систематизированной форме
различными учебными заведениями ста- понятия о компьютерном моделировании
вится задача привития обучаемым навы- как методе научного познания и как мето-
ков применения этого метода исследова- де обучения, получение ими практических
ния. Современному школьнику необходи- навыков построения компьютерных моде-
ММШМІ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
лей различных процессов, целостного пред- сальным средством исследования компь-
ставления о решении задач на ЭВМ от по- ютерных моделей служат системы простановки задачи до интерпретации резуль- граммирования. В них компьютерная мо-
татов моделирования, углубление знаний о дель представляется в форме программы.
применении программного обеспечения.
Можно выделить два способа исполь-
В процессе использования компьютер- зования компьютерных моделей в обуче-
ного моделирования для решения задач вы- нии. Первый характеризуется использова-
деляется несколько этапов:
нием готовых моделирующих программ.
1) постановка задачи (описание зада- При этом обучаемый участвует только в чи, цели моделирования, анализ объекта): заключительном этапе компьютерного эк-
2) разработка модели (информационной, знаковой, компьютерной);
сперимента - вся кухня построения модели остается за кадром. Управление ис-
3) компьютерный эксперимент (план следованием происходит с помощью ин-
моделирования. технология моделирова- терфейсных возможностей моделирующих
ния):
программ. Второй способ характеризует-
4) анализ результатов моделирования. ся полным участием обучаемого во всех
Если результаты моделирования не со- этапах построения модели. Он диктует не-
ответствуют цели, то возникает необходи- обходимость использования интегрирован-
мость возвращения на 2-й и 3-й этапы мо- ных подходов. Деятельность обучающих-
ся направлена на создание программ, которые содержат только самые важные эле-
делирования.
Учить создавать компьютерные модели и осваивать технологию компьютерно- менты решения задач. Такой подход помо-
го моделирования надо на простых явле- гает сосредоточиться на главном и не от-
ниях. По мере освоения технологии нёбб- влекаться на несущественные мелочи. Са-
ходимо переходить к объектам, которые мым главным является отработка перехо-
нельзя (или трудно) исследовать в натур- да от формул (или идей) к программе.
ном эксперименте. При этом стоит заме-
Программы пишутся таким образом,
тить, что использование компьютеров чтобы они могли быть легко переведены
даже при решении задач, позволяющих на другие языки. Для их написания исполь-
получить аналитическое решение, увеличи- зуется достаточно малый набор операто-
вает наглядность, придае+ большую эмо- ров, что позволяет не распыляться натон-
циональность и оживляет решение (см.: кости, связанные с применением языка про-
Глазков В.В. Основы спецкурса «Компь- граммирования. Программы не содержат
ютерное моделирование» // Философия, даже простейших интерфейсных возмож-
физика, информатика. Саранск, 1997. ностей (операторов ввода значений). Все
С. 64 - 68; Глазков В.В. Программа и ла- данные в них вводятся прямо в тексте с
бораторные работы к спецкурсу «Компь- помощью операторов присваивания. Т.е.
ютерное моделирование» (методические все управление моделью осуществляется
указания). Саранск, 1997). Из всех школь- при работе с текстом программы в редак-
ных дисциплин самыми подходящими для торе выбранной системы программирова-
использования компьютерного моделиро- ния. Естественно, дальнейшая разработка
вания и освоения искусства построения этих программ может продолжаться в пла-
компьютерных моделей являются математика и физика.
не разработки их интерфейса. Речь идет о создании программных продуктов, с помо-
В качестве программных средств для щью которых можно проводить исследова-
компьютерного моделирования может быть использован весь арсенал программного обеспечения. Вопрос о конкретном выборе должен решаться исходя из свойств моделируемого объекта и тре-
ния различных особенностей изучаемых явлений (компьютерных лабораторных работ).
Когда моделирующая программа написана и отлажена, возможно изучение закономерностей рассматриваемого явления.
бований к модели. Эффективным и универ- Причем экспериментирование с такой мо-
№ 4, 2000
делью будет сводиться к наблюдению за не интегрируя дифференциальные уравнс-
ее поведением при изменении численных ния, представить все основные особенно-
значений параметров и включению в про- сти поведения их решений.
грамму дополнительных операторов (как правило, небольшого числа).
Приведенные положения целесообразно применять при использовании компыо-
Важнеишее решение, которое принима- терного моделирования в школе (без упо-
ется в самом начале моделирования не-
дифференциальных ура
которого процесса или объекта, касается Следует отметить, что, как правило, урав-
природы его количественных характеристик (математических переменных). По существу, они делятся на два класса. В
нения мог\т быть получены для общего случая и не содержать разного рода допущений. Это означает, что они могут ппел-
один из них входят характеристики, под- ставлять собой самую общую модель рас-
дающиеся (по крайней мере, теоретичес- сматриваемого явления или процесса,
ки) точному измерению и управлению и Применение компьютера для решения
называющиеся детерминированными. В задач резко упрощает используемый ма-
другой класс входят характеристики, кото- тематический аппарат, делает доступны-
рые никогда не могут быть точно измере- ми школьнику задачи, которые рассматри-
ны и имеют случайный характер. Они на- вались без ЭВМ даже не во всех вузах,
зываются стохастическими. Для построе- Упрощение математического аппарата ирония модели чрезвычайно важно, чтобы при- исходит тем заметнее, чем раньше при рерода переменных была правильно установ- шении задачи привлекается компьютер,
лена. Исходя из названных классов мате- Основная причина таких упрощений-при-
матических переменных существует два менение дискретной математики: производ-
наиболее мощных метода компьютерного ные заменяются разностными отношени-
моделирования: детерминированный и сто- ями, дифференциальные уравнения - рекур-
рентными формулами, определенные интег-В качестве примеров детерминирован- ралы - конечными суммами и т.д. Пр ичем
ных моделей могут рассматриваться такие о том, что рекуррентная формула появи-
физические системы и явления, как полет лась из дифференциального уравнения, уча-
тела, брошенного под углом к горизонту, щимся знать совсем необязательно (см.:
колебания маятников, движение частиц Бочкин А.И. Методика преподавания ин-
(разного числа) в различных гравитацион- форматики. Минск, 1998). Достаточно на-
ных полях, рассеяние частиц на различных зывать их выражениями для проекций ус-
центрах и др. Причем их изучение может корения через координаты, скорости и дру-
происходигь однообразно: получение вы- гие параметры движущейся системы.
хастическии.
ражений для ускорения через координаты
В качестве примеров стохастических
скорости частей системы и другие парамет- моделей могут быть предложены задачи
ры(дифференциальныхуравнений) —> при- на изучение с помощью компьютерного
менение численного алгоритма
получе-
ние траектории движения частиц системы и вычисление интересующих характерис-
моделирования ряда стохастических процессов (движение броуновской частицы, диффузия и др.). Возможно рассмотрение
тик. Компьютер уничтожил четкую грань различных генераторов случайных чисел,
между интегрируемым и неинтегрируе- исследование функции распределения ге-
мым дифференциальным уравнением. Поэтому, если студент или школьник может нерирования случайных чисел с произволь-
написать выражение, устанавливающее ной функцией распределения и др.
нераторов случайных чисел, вопросов ге-
связь между ускорениями точек и силами, действующими на них, то он увидит на экране своего компьютера траекторию дви-жения этих точек. Таким образом, можно,
Логика применения компьютерного моделирования в учебном процессе должна соответствовать той системе применения компьютеров, которая сложилась в
>
<
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
научных исследованиях. Цепочке этапов зи с этим появляется возможность изучать
применения компьютерного моделирова- не только модельные системы, но и систе-
ния в научных исследованиях «объект мо- мы, более близкие к реальным (с трением,
делирования —> модель —> компьютерное не линейные и т.д.).
Компьютерный эксперимент часто позволяет получать более детальную информацию о явлении или процессе, чем натурный. Он обладает свойством, позволяю-
моделирование
открытие» можно поста-
вить в соответствие цепочку «учебный
объект исследования
учебная модель
учебное компьютерное моделирование щим вычленять скрытые особенности и
учебное открытие (новые знания)».
детали для более подробного изучения, что
Использование компьютерного модели- в натурном эксперименте непросто.
рования в преподавании является средством
При использовании компьютерного мо-
интенсификации познавательной деятельно- делирования в учебном процессе существу-
сти, открывает возможности для преодоле- ет возможность комплексно использовать
ния описательного характера преподавания ЭВМ как экспериментальную установку
и увеличения доли самостоятельной работы для проведения исследований, как средство
обучаемых, а следовательно, средством пре- создания отчетов о них и презентации реодоления формализма в знаниях. Отправным зул ьтатов.
моментом в этом вопросе служит тезис Построение компьютерных моделей мо-
«Явление может считаться хорошо усвоен- жет являться объектом учебной деятельно-
ным, если построена его модель». Кроме сти при выполнении лабораторных работ по
того, использование компьютерного модели- ку рсу компьютерного моделирования; при
рования видится некоторым выходом из разработке рефератов, курсовых работ, за-
очень остро стоящей в настоящее время про- четных работ по вычислительной практике;
блемы технического оснащения учебного де- при организации кружковой работы и работы
монстрационного эксперимента, что наибо- студенческих исследовательских групп; при
лее актуально для экспериментальных дис- выполнении дипломных работ. Посредством
циплин. Освоив этот метод изучения систем этого в учебный процесс могут быть вклю-
и процессов, обучаемые получают возмож- чены модели новых явлений, что будет при-
ность продвинуться в их изучении дальше водить к обновлению фактического учебно-
рассмотрения уравнений и рассуждений о ка- го материала, а следовательно, к обновле-
чественных особенностях их решений. В свя- нию содержания образования.
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
С.В.Грызлов, ст. преподаватель кафедры МВТ
МГПИ им. М.Е.Евсевьева
Главным компонентом, определяющим
На основе проведенного анализа лите-
применение ЭВМ в процессе обучения ре- ратуры, посвященной вопросам использо-
шению физических задач, является исполь- вания ЭВМ в учебном процессе и иссле-
зуемое для этих целей программное обес- дованиям по разработке методов и средств
печение. При разработке и отборе педаго- компьютерного обучения, было выявлено,
гических программных средств предпоч- что наиболее удачным является использо-
тение, на наш взгляд, следует отдавать тем вание в процессе обучения программных
программам, с помощью которых можно средств, построенных по принципу действия
реализовать различные методические под- экспертно-обучающих систем. Экспертно-
ходы к обучению учащихся. обучающая система (ЭОС) - это програм-
6 6