Научная статья на тему 'Интенсификация – эффективная система обучения инженерных кадров'

Интенсификация – эффективная система обучения инженерных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитаризация технического образования / инженерное образование / интенсификация / математизация / humanitarization of technical education / engineering education / intensification / mathematization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Панюкова Ольга Ивановна

Рассмотрены причины возникновения необходимости подготовки инженерных кадров, обладающих широким профессиональным и мировоззренческим кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций: умением работать в команде, владением приемами эффективной профессиональной коммуникации, пониманием этической ответственности принятия инженерных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, Панюкова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTESIFICATION IS AN EFFECTIVE TRAINING SYSTEM FOR ENGINEERING PERSONNEL

The reasons for the need to train engineering personnel with a broad professional and ideological outlook, as well as a number of humanitarian competencies are considered: the ability to work in a team, mastery of effective professional communication techniques, understanding the ethical responsibility of making engineering decisions.

Текст научной работы на тему «Интенсификация – эффективная система обучения инженерных кадров»

УДК 378.1

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2024-1-86-89

В

Интенсификация - эффективная система обучения инженерных кадров

Мовсумзаде Э.М.1,2, Панюкова О.И.1

1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2224-3293, E-mail: o-panyukova@bk.ru

2 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 117997, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

Резюме: Рассмотрены причины возникновения необходимости подготовки инженерных кадров, обладающих широким профессиональным и мировоззренческим кругозором, а также рядом гуманитарных компетенций: умением работать в команде, владением приемами эффективной профессиональной коммуникации, пониманием этической ответственности принятия инженерных решений.

Ключевые слова: гуманитаризация технического образования, инженерное образование, интенсификация, математизация. Для цитирования: Мовсумзаде Э.М., Панюкова О.И. Интенсификация - эффективная система обучения инженерных кадров // История и педагогика естествознания. 2024. № 1. С. 86-89. D0I:10.24412/2226-2296-2024-1-86-89

INTESIFICATION IS AN EFFECTIVE TRAINING SYSTEM FOR ENGINEERING PERSONNEL Movsumzade E.M.12, Panyukova Olga I.1

1 Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com ORCID: https://orcid.org/0009-0009-2224-3293, E-mail: o-panyukova@bk.ru

2 Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art) 117997, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7267-1351, E-mail: eldarmm@yahoo.com

Abstract: The reasons for the need to train engineering personnel with a broad professional and ideological outlook, as well as a number of humanitarian competencies are considered: the ability to work in a team, mastery of effective professional communication techniques, understanding the ethical responsibility of making engineering decisions.

Keywords: humanitarization of technical education, engineering education, intensification, mathematization.

For citation: Movsumzade E.M., Panyukova O.I. INTESIFICATION IS AN EFFECTIVE TRAINING SYSTEM FOR ENGINEERING PERSONNEL.

History and Pedagogy of Natural Science. 2024, no. 1, pp. 86-89.

DOI:10.24412/2226-2296-2024-1-86-89

Эффективность любых экономических преобразований зависит от инновационных подходов в развитии инженерного образования, поэтому особое внимание к его проблемам и развитию появляется в периоды экономического кризиса. В мировых странах пришли к выводу о том, что преодоление кризиса возможно только при следующих условиях: построение общества знаний, развитие высокотехнологичного производственного сектора, обеспечение развития фундаментальной и прикладной науки. А для этого необходим приход в различные сферы деятельности высококвалифицированных инженерных кадров, готовых к развитию высоких технологий, научных исследований, а следовательно, требуется серьезная государственная поддержка инженерного образования, обеспечение его качества, превращение инженерной профессии в одну из самых престижных в государстве.

Инженерное образование - это педагогическая теория, выступающая в качестве обоснования системы подготовки будущих инженеров и педагогов высших технических школ. На сегодняшний день профессиональная деятельность инженеров является многофункциональной; она наполняется интегрированным научно-техническим и социогуманитар-ным содержанием. Цель инновационной инженерной деятельности состоит не в том, чтобы выполнять конкретные задания, а в том, чтобы решать поставленные проблемы [1].

На основании результатов, полученных посредством метода контент-анализа 78 публикаций экспертов в области инженерного образования, удалось установить, что система технического образования должна быть нацелена на достижение следующих целей при подготовке инженерных кадров:

- формирование готовности к непрерывной самообразовательной деятельности;

- навыки делового общения, умение действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;

- готовность к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессогенного фактора [2].

Инженерное образование как процесс представляет собой большую многогранную систему, а значит, данный процесс состоит из большого количества кластеров. В настоящее время используются различные методы, средства и знания из любых научных дисциплин - их объединяет лишь общность решаемой сложной инженерной задачи и единство подхода к ее решению. Как следствие, возникла ситуация, требующая изменения инженерного сознания, переориентации с позитивистских позиций на современные критерии мышления и деятельности. Достигнуть результата возможно через изменение гуманитарно ориентированных параметров инженерного образования [3].

щ

История и педагогика естествознания

1 •2024

Сегодня инженерное образование находится в процессе поиска новых методов образовательного процесса, что обусловлено социально-экономическими и политическими изменениями в мире. Различие гуманитарных и технических областей знания состоит в том, что области знания, связанные с техникой, опираются на математические доказательства, которые обусловливают четкость и однозначность их понятийной базы. На современном этапе развития науки выявляют актуальность взаимодействия отдельных ее направлений, формирование новых форм и средств исследования, в том числе математизации познавательного процесса, но-воего математизированного измерения. Современный этап математизации тесно связан с компьютеризацией, информатизацией, с развитием новых технологий, которые определяют уже сейчас и еще в большей мере будут определять развитие общества в ближайшем будущем. Усилившийся ныне процесс математизации современного научного знания, особенно социально-экономического и гуманитарного, следует рассматривать в контексте происходящей интеграции общественных, естественных и технических наук.

Стремительное движение научно-технического прогресса, его масштабный характер предполагают и обусловливают возникновение многокластерных, многоуровневых глобальных проблем в единой системе взаимодействия общества и природы, прямо или косвенно восходящих к проблеме человека, его сущности, развития, его настоящего и социального будущего.

Инновационные процессы предъявляют новые требования к уровню инженерного образования и к культуре личности инженера. Почему так важна культура личности инженера? Потому что современный инженер - это не только специалист с высшим техническим образованием, прежде всего это разработчик новой техники и технологий, которые после их разработки могут быть использованы как для созидания, так и для разрушения. И поэтому личность инженера, его воспитанность и культура определяют, приведут ли его изобретения к уничтожению жизни и природы или к прогрессу и процветанию общества.

Основные направления совершенствования подготовки инженеров органически сочетаются с овладением фундаментальными знаниями и решением практических инженерных задач. В настоящее время инженеру приходится решать профессиональные задачи как социально-технические. Это обусловлено возрастанием социальной ценности деятельности инженеров, повышением роли человеческого фактора в системах «человек - техника - природа». Подготовка инженера должна быть основана на тесной взаимосвязи профессионализма, включающего в себя глубокие теоретические знания и умения по их практическому применению. Возникающие при этом проблемы во многом сходны как для технических вузов, так и для среднего профессионального образования. Из них можно выделить несколько наиболее важных:

- интеграция университетов и индустрии в реализации образовательного процесса. Она предполагает частичную занятость студентов на профильных предприятиях путем комбинирования работы с учебным процессом;

- интеграция научно-исследовательских и образовательных подразделений в научно-образовательные центры, инициирующая более эффективное взаимодействие исследователей, преподавателей и студентов;

- внедрение практико-ориентированных инновационных педагогических технологий. В настоящее время является использование проблемно- и проектно-центрированных подходов к организации учебного процесса;

- внедрение электронного обучения и современных цифровых технологий, в первую очередь - виртуальной и дополненной реальности.

Следовательно, необходимо комплексное решение проблем в рамках системы непрерывного образования, предусматривающей прежде всего преемственность, возможность продвижения по ступеням обучения без дополнительного контроля, но при тщательном учете текущих результатов.

В этих условиях перед инженерным образованием встает задача подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и мобильности, широким кругозором, основу которого составляют знания в смежных с основной специальностью областях; высоким творческим потенциалом, реализуемом в техническом творческом мышлении при решении сложных инженерных задач в постоянно усложняющейся информационной среде.

Возникает необходимость современному инженеру обладать рядом профессионально-квалификационных, социально-гуманитарных и личностных компетенций, которые определяют его способность к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях и достижению результатов, адекватных требованиям научно-технического прогресса.

В современном мире инженерная деятельность имеет творческий характер и предполагает нестандартные, инновационные решения по созданию новой техники, технологии и организации производства; технологических линий, машин и агрегатов (организация и контроль режимов их бесперебойной работы, системное проектирование - придание комплексного характера, общей направленности всему циклу инженерных действий).

Современный этап развития инженерного образования характеризуется интеграцией различных знаний, необходимостью обоснования закономерностей создания различных сложных систем, в которых инженерная деятельность является важнейшим звеном между человеком и создаваемой им техникой. Инженер сам не создает материальный объект, а лишь разрабатывает способ его создания, применяя свои знания и умения. Иными словами, сущностью инженерной деятельности является инженерная инновация. Вот почему такую важную роль в формировании инженера играет гуманитаризация современного образования.

Таким образом, гуманитаризация инженерного образования призвана создать предпосылки к соединению технической и гуманитарной культуры в одной личности, а достичь этого невозможно без овладения историко-техническими и историко-научными знаниями, дающими богатые возможности для формирования гуманистического мировоззрения и творческого стиля мышления. В век глобальных проблем и обострившихся отношений между природой и обществом требуется новый стиль инженерного мышления, учитывающий гуманистические ценности. Последнее требует повышения культурного уровня инженера, сочетания глубоких профессиональных знаний с гуманитарным образованием.

Технократические подходы уже нанесли немало вреда социальной практике. Общая цель инженерного образования заключается в подготовке студентов к инженерной профессии. Обучение выстраивается и осуществляется как целостная работа студента с содержанием, как актуализация активности студента, сосредоточенной на его будущей специальности и позволяющей ему реализовать ее разные стороны. Изучение истории науки и техники, выявление мировоззренческих проблем в любой специальной дисциплине, стойкий интерес к литературе и искусству, формирование гражданской активности и политической культуры - все это слагаемые процесса гуманитаризации инженерного образования. Особенно полезны в учебном процессе примеры из жизни значимых персоналий науки и техники, не замыкающихся на своей специальности. Ярким примером, можно смело, назвать участников содружества «Могучая кучка»:

1 ■2024

История и педагогика естествознания

17

А.П. Бородин - русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик; Ц.А. Кюи - русский композитор и музыкальный критик, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал. Гуманитаризация дает возможность раскрыть интересы студента как личности, а не только как будущего специалиста.

В прорыве в новые современные пространства образовательной среды инженерного образования необходимо использование интенсификации. Возникает вопрос: зачем? Интенсификация обучения - принцип организации системы обучения, максимально использующей внутренние резервы для повышения эффективности образования. Одной из универсальных и достаточно часто встречающихся в соответствующих исследованиях является формулировка понятия «интенсификация», данная С.И. Архангельским. Под интенсификацией учебного процесса он понимает «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Анализируя проблемы обучения в высшей школе Н.Ф. Талызина приходит к выводу: «Таким образом, стоит задача, не увеличивая сроков обучения, одновременно повысить качество обучения и увеличить объем информации, усваиваемой в процессе обучения в вузе». В методике Г.А. Китайгородской, автора метода активизации возможностей личности и коллектива, концепции строятся на раскрытии «резервных возможностей» обучающегося, заложенных в неосознаваемой психической сфере», лежит понятие активизации, которая определяется как «процесс, направленный на достижение состояния активности личности и сохранение этого состояния на протяжении каждого занятия и курса в целом. Именно активность стимулирует потенциальные возможности личности и группы, обычно не востребованные в традиционном обучении.

Обобщение результатов научных исследований и опыта творческих педагогов, учителей-новаторов позволяет выделить следующие основные факторы интенсификации обучения:

- повышение целенаправленности обучения;

- усиление мотивации учения;

- повышение информативной емкости содержания образования;

- применение активных методов и форм обучения;

- ускорение темпа учебных действий;

- развитие навыков учебного труда;

- использование компьютеров и других новых технических средств.

Под интенсификацией процесса обучения понимается система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса. Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности [4].

В связи с активным проникновением информационных технологий в сферу инженерного образования проблема интенсификации процесса обучения весьма актуальна. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать за ограниченноый период времени. К примеру, применение методов компьютерной химии для из-

учения механизма физико-химических процессов, протекающих при добыче и переработке нефти, значительно ускоряет получение результатов по сравнению с экспериментальными исследованиями, часто не уступая им в точности. Это дает возможность сократить время, необходимое для оптимального планирования экспериментов, проверки и подтверждения результатов расчетов, а затем и для принятия решений о направлении совершенствования технологий в нефтегазодобывающий и перерабатывающей промышленности

Современное производство, технологический процесс детерминирует необходимость интенсификации обучения с целью совершенствования профессиональной подготовки инженерно-технических кадров. Интенсификация должна осуществляться на основе научной организации учебного процесса. Одним из современных средств такой организации является оптимизация обучения. Ее методологической основой выступает системно-деятельностный подход к управлению учебно-воспитательным процессом. Сложность этого процесса и современный уровень его познания обусловливают решение задач по оптимизации преимущественно на качественном уровне. Эффективное решение задач оптимизации предполагает четкое выделение этапов и последовательности решения задач. Учебный процесс представляет собой систему, в которой осуществляется совместная деятельность педагогов и студентов. Целостность содержания образования в общей системе подготовки специалистов определяется единством и взаимосвязью содержания учебных предметов. Научная организация учебного процесса предопределяет анализ учебной дисциплины как педагогической системы с позиций системно-деятель-ностного подхода к обучению [5].

Из анализа вышеизложенного, можно сделать вывод, что применение интенсификации будет успешным при следующих условиях:

- предельная напряженность учебного процесса;

- активные методы, формы и средства обучения;

- формирование устойчивой мотивации;

- создание оптимальной педагогической среды, стимулирующей познавательную деятельность, активность и самостоятельность студентов;

- рациональное использование современных информационных технологий;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- преемственность обучения;

- межпредметные связи;

- приоритетное значение деятельности обучения;

- творческий подход к процессу обучения.

Интенсификация процесса обучения студентов инженерных специальностей, позволяет комплексно развивать компетенции, необходимые будущим специалистам. Рассмотрев всесторонне образовательный феномен интенсификации обучения мы приходим к выводу, о том, что интенсификация обеспечивает повышение эффективности обучения, его информативной емкости при снижении временных затрат посредством интеграции образовательного процесса и применения комплекса педагогических воздействий, сформированного в соответствии с поставленными целями обучения.

(88)

История и педагогика естествознания

1 ■2024

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богоудинова Р.З. Теоретико-методологические обоснования проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов // Известия Российской академии образования. 2017. № 3 (43). С. 95-100.

Семенова А.В. Инженерное образование в России: история и проблемы его развития / Матер. V Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость». М.: Российское общество социологов, 2016. С. 93369354.

Мовсумзаде Э.М. Гуманитаризация инженерно-технического образования. М.: Современный университет, 2007. 100 с. Мовсумзаде Э.М., Пахомов С.И. Значение подразделения «интенсификация образовательного процесса» в подготовке специалистов на современном этапе // История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 24 - 26.

Мовсумзаде Э.М. Ступени трансформации профессиональной образовательной системы и современные перспективы инженерного образования. М.: ОБРАКАДЕМНАУКА, 2021. 187 с.

REFERENCES

Bogoudinova R.Z. Theoretical and methodological substantiation of the problem of training competitive specialists. Izvestiya Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2017, no. 3 (43), pp. 95-100 (In Russian).

Semenova A.V. Inzhenernoye obrazovaniye v Rossii: istoriya i problemy ego razvitiya [Engineering education in Russia: history and problems of its development]. Trudy V Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa «Sotsiologiya i obshchestvo: sotsial'noye neravenstvo i sotsial'naya spravedliv-ost'» [Proc. of V All-Russian Sociological Congress "Sociology and Society: Social Inequality and Social Justice"]. Moscow, 2016, pp. 9336-9354. Movsumzade E.M. Gumanitarizatsiya inzhenerno-tekhnicheskogo obrazovaniya [Humanitarianization of engineering and technical education]. Moscow, Sovremenny yuniversitet Publ., 2007. 100 p.

Movsumzade E.M., Pakhomov S.I. The importance of the unit "intensification of the educational process" in the training of specialists at the present stage. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2018, no. 3, pp. 24-26 (In Russian).

Movsumzade E.M. Stupeni transformatsiiprofessional'noy obrazovatel'noy sistemy i sovremennyye perspektivy inzhenernogo obrazovaniya [Stages of transformation of the professional educational system and modern prospects for engineering education]. Moscow, OBRAKADEMNAUKA Publ., 2021. 187 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мовсумзаде Эльдар Мирсамедович, д.х.н., проф., чл.-корр. РАО, советник ректора, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). Панюкова Ольга Ивановна, соискатель, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Movsumzade Eldar M., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Chem.), Prof., Adviser to the Rector, Ufa State Petroleum Technological University, Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art).

Panyukova Olga I., Applicant, Ufa State Petroleum Technological University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.