ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
О. В. Шимельфениг
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ САРАТОВА НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
Введение
События последней трети XX столетия стали переломными в истории России. Перестройка, а затем крутой поворот к рыночной экономике отразились на всей духовной и материальной культуре страны, существенные части которой приобрели еще и собственную государственность. Человечество в целом приближается к коллапсу потребительского общества, в котором постоянно возникают очередные глобальные проблемы, обусловленные кризисом базовых мировоззренческих идей, лежащих в основе объективистских парадигм прошлого тысячелетия. Интеллигенция Саратова стала участвовать в трех мощных движениях по обновлению и оздоровлению духовной атмосферы общества: в разработке инновационных игровых форм, способствующих трансформации мировоззрения; в религиозном возрождении и установлении межконфессионального и межнационального согласия; в формировании технологий повышения качества жизнедеятельности.
Автор этого исследования оказался среди инициаторов всех трех движений в своем регионе, предложив в качестве мировоззренческой методологической основы проводимых мероприятий
© Шимельфениг О. В., 2019
Шимельфениг Олег Владимирович — кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры геометрии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. [email protected]
Schimelfenig Oleg Vladimirovich — candidate of physical and mathematical sciences, docent, associate professor of the Department of Geometry, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky.
и разработок — сюжетно-игровую картину мира1, которая обобщает системный подход, избавляя его от опасного крена в сторону объективизма и однобокого материализма; обнажает неочевидный процесс формирования нашей общей совместной жизни через взаимодействие индивидуальных восприятий, чувств, мыслей и поступков каждого участника Вселенской Драмы, в то время как традиционная объективистская картина мира обычно создает иллюзию якобы «независимости» человека и целостного Универсума, сводящегося к механическим «закономерностям», что провоцирует безответственность на всех уровнях социума.
1. Оргкомитет по проблемно-деловым играм
при Поволжском отделении
Российского философского общества
Деятельность Саратовского оргкомитета по проблемно-деловым играм, которая довольно быстро приобрела всесоюзный масштаб, началась с моих научных исследований по теме «Сю-жетно-игровой подход к моделированию сложных систем» на механико-математическом факультете Саратовского госуниверситета в 1969 году. Эти математические конструкции оказались полезными при разработке первых версий искусственного интеллекта. Они осуществлялись в лаборатории Научно-исследовательского центра электронной вычислительной техники (НИЦЭВТ), находящейся при Институте физиологии академика П. К. Анохина, с которым я начал сотрудничать в 1970 году.
В том же 1970 году на механико-математическом факультете СГУ мною был организован постоянный научный семинар «Математические модели поведения». Его работа оказалась настолько продуктивной, что с 1972 года в Саратовском университете начал выходить одноименный периодический межвузовский научный сборник «Математические модели поведения», ответственным редактором которого я и стал. В редколлегию вошли известные специалисты математики и кибернетики: Н. Н. Моисеев — академик, зам. директора ВЦ АН СССР, Н. Н. Воробьёв — профессор, глава российской школы теории игр, Б. Г. Миркин — воспитанник нашей кафедры, ставший специалистом мирового уровня по математическим методам в социологии; сотрудники кафедры В. В. Розен, В. Н. Салий, Б. М. Шайн, а также
В. А. Твердохлебов — соратник будущего ректора СГУ А. М. Богомолова. Почти все участники семинара — авторы сборников впоследствии защитили диссертации и стали известными специалистами; публиковались в нем и ведущие научные сотрудники Института психологии АН СССР, ВЦ АН СССР, коллеги из республиканских академических институтов. С 1973 по 1981 год вышло пять выпусков сборника2.
Далее события развивались так. В Москве на одном из методологических семинаров известного отечественного философа Г. П. Щедровицкого, где мне приходилось бывать с 1970 года и выступать с докладами, я познакомил Георгия Петровича со своей депонированной работой «Сюжетно-игровой подход к моделированию сложных систем»3. Прочитав ее, он пригласил меня принять участие в своих оргдеятельностных играх, трансформирующих мировоззрение огромных коллективов предприятий, учебных заведений и представителей целых отраслей производства и культуры. В 1985 году после моего доклада «Игровое моделирование» в Институте проблем развития агропромышленного комплекса АН СССР (в г. Саратове) его директор — профессор В. Б. Островский предлагает мне сформировать группу специалистов с целью проведения деловой игры с коллективом по разработке программы деятельности института на следующую пятилетку. В процессе этой работы появилась оригинальная форма проблемно-деловой игры и родилась саратовская команда, которая сразу же оказалась востребованной многими организациями в нашей стране.
В 1986 году формируется тематическая группа (и постоянный оргкомитет) по проблемно-деловым играм при Поволжском отделении Философского общества СССР в Саратове. В ее состав входят: О. В. Шимельфениг, Т. П. Фокина, В. Н. Южаков, С. И. Замогильный, В. А. Орлов, С. М. Пампура, В. В. Хасин, Н. Н. Слонов, В. Н. Давыдов, А. В. Шминке, Е. В. Филиппов, Е. Г. Юрьев, Н. Н. Васильев. В «Информационных материалах» ФО АН СССР (№ 3 за 1987 г.) появляется статья о работе этой группы4.
Проблемно-деловая игра (ПДИ) — это чаще всего трехдневный, а в общем случае от одного до восьми дней, процесс коллективной работы «критического» ядра (в среднем человек 40) некоторой организации, определяющей направление и перспективы
своего развития в изменяющихся условиях. Работа проходит под руководством коллектива организаторов, которые готовят сценарий, образуют «жюри» для оценки выступлений участников. Каждой из групп «игроков» помогает методолог и психолог. Именно в 1986—1991 годы для организаций, в том числе таких крупных, как саратовские СЭПО, «Тантал», Главюгтрансгаз, а также Союз кинематографистов СССР, Адмиралтейство и другие, существовала, с одной стороны, острая потребность «определиться» в новых для себя условиях, а с другой — «заказать» и провести такое сложное и дорогостоящее (в те времена — не столько в финансовом, сколько в кадровом отношении) действо. Подобно проблемному семинару ПДИ проходила на территории пионерлагеря или на базе отдыха с выездом всех организаторов и участников за город — для полного погружения в тему.
ПДИ основательно разработана и как методология, и как социальная технология, и как совокупность техник, она многократно описана — в разных аспектах авторами, большинство которых философы, а также психологи, инженеры, экономисты, ставшие специалистами нового профиля — организаторами коллективной мыследеятельности. Наиболее полно представление авторов о ПДИ выражено в коллективном труде «Проблемно-деловая игра как метод управления общественным развитием»5. Книга вышла под редакцией инициатора и наиболее активных членов творческой группы: О. В. Шимельфенига, В. Н. Южакова, Т. П. Фокиной.
Основным техническим содержанием процесса было чередование групповой работы «игроков», заслушивание и обсуждение групповых докладов на общих собраниях (конференциях), а также оформление письменных материалов (документов) игры; нередко по результатам игры составлялся обстоятельный «итоговый документ» и подписывались приказы о назначениях на ответственные должности6.
Как показывает само название, авторы новой социальной технологии определили ее место в ряду деловых игр. Действительно, многое взято из социальных технологий, известных как организационно-деятельностные игры Г. П. Щедровицкого, инновационные игры В. С. Дудченко, производственные игры М. М. Бирштейн, управленческие имитационные игры В. Ф. Комарова и т. п. Саратовская технология, относясь к классу деловых
игр (business-games), получила характеристику «проблемная» соответственно своей направленности — прежде всего на исследование сложной социальной ситуации, в которой оказалась данная организация на фоне проблем, стоящих перед всей страной. С этим связаны особенности ПДИ: высокий уровень методологической, социологической и культурологической рефлексии (это определялось составом методологов); сложная структура игры (исследование проблемного поля, «идеальная» модель решения, «погружение» этой модели в реальность, наработка конкретных путей реального решения проблем); целенаправленная работа на разрушение традиционных стереотипов мышления («антиконцепция») и психологические техники усиления внимания к проблемным узлам ситуации («провокации» типа «вызываю огонь на себя»), и т. д.
Деятельность творческой группы ПДИ быстро перешла рамки города и региона: нашлись «заказчики» ПДИ в Москве и Ленинграде, Симферополе и Тбилиси, Куйбышеве (Самаре) и Ангарске и других городах. Проблемно-деловые игры в разных формах и объемах — от доброжелательного упоминания до целой газетной полосы — отражались на страницах прессы — от заводской и вузовской многотиражек до «Известий», «Литературной газеты», «Советской России»; этой теме посвящались передачи местного радио и телевидения; саратовская ПДИ стала сюжетом специального выпуска Всесоюзного «Прожектора перестройки». Приведу для примера краткую информацию о результатах ПДИ в трех организациях.
ПДИ «Обновление» в Саратовском электроагрегатном производственном объединении. Цель игры — определить основные направления совершенствования производства, обнаружить узкие места в деятельности рабочего, мастера, бригадира, начальника цеха, директора и наметить пути преодоления имеющихся недостатков.
В результате игры были получены документы: основные направления совершенствования производства; положение о совете начальников цехов и отделов; план мероприятий по переводу объединения на 2-3-сменный режим работы; анкеты для оценки деловых качеств руководителей и специалистов; образцы товаров народного потребления; показатели по переводу
объединения на новые условия хозяйствования. Игра выявила также кадровые резервы руководства (август 1986 г.).
ПДИ «Видео» проводилась на одном из крупнейших саратовских производственных объединений — «Тантал». Цели игры: разработка основных направлений формирования структур производства видеотехники; предложения по разработке системы подготовки и отбора руководящих кадров в объединении; выборы инициативной группы «Видео» (июнь 1987 г.).
ПДИ «Трансконтакт» проводилась в объединении «Саратов-югтрансгаз». Цели игры: 1) выработка принципов и алгоритма применения научных разработок в области транспортировки и хранения газа; 2) выявление не закрытых научными разработками технических и технологических проблем, учет не нашедших практического применения разработок и возможностей науки; 3) заключение предварительных договоров и получение ранжированного списка научно-технических разработок, годных к применению (сентябрь 1987 г.).
Некоторые ПДИ саратовцев оказались существенным компонентом значительных событий времен перестройки. Так, о ПДИ «Перспектива» на II пленуме правления Союза кинематографистов председатель Госкино СССР А. Камшалов сказал: «Время, которое мы переживаем после V съезда кинематографистов — очень напряженное и плодотворное... Это время подготовило болшевскую проблемно-деловую игру, когда практически впервые за последние годы представители Союза и Госкино сели за один стол для определения путей развития кинематографа».
Это было время, когда проводилось более десяти крупных мероприятий в году. Наша команда интенсивно готовит себе кадры и расширяется — приходят новые психологи, философы, экономисты, юристы, а также опытные, но не «зацикленные» на старом, руководители предприятий в качестве консультантов и экспертов. ПДИ как социальная технология — эффективный инструмент пробуждения коллективного творчества и достижения социального консенсуса в локальных рамках на наличном уровне осознания реальности. В этом качестве она может быть рано или поздно востребована как принцип, но, возможно, будет принимать разные формы и выступать под разными наименованиями7.
Следует отметить, что во многом именно форма игры дала возможность пробуждаться творческому потенциалу сотрудников и руководителей многочисленных организаций, с которыми мы работали на протяжении этих лет. Дальнейшая судьба участников нашей команды и самой технологии тоже достаточно незаурядна: они стали докторами и кандидатами наук, профессорами, руководителями творческих коллективов и организаций, депутатами, предпринимателями, консультантами высокого класса — разработчиками разнообразных проектов, тренингов, программ стратегического развития и т. д. Сама же технология проблемно-деловой игры послужила основой и дала импульс к созданию новых форм активного обучения и консультирования.
2. Деятельность Межконфессионального Фонда
В Саратове уже с конца 80-х годов сложилась достаточно уникальная ситуация, способствующая духовно-организационной и просветительской работе. Саратовское Епархиальное управление возглавлял с 1965 года, без малого 30 лет, выдающийся духовный деятель архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Д. Е. Хмелевской), родственник А. С. Пушкина и героев Отечественной войны 1812 года. В 80-е же годы в Саратове начал работать молодой мусульманский лидер Мукаддас-хазрат Бибар-сов, родом из знаменитого села Средняя Елюзань Пензенской области, которое считается «русской Меккой» — даже в советские времена там действовали несколько (!) мечетей. Эти два выдающихся представителя православия и ислама, совместно с организующимся уже в те годы Межконфессиональным Фондом, начали продуктивный диалог и сотрудничество по возрождению духовных традиций.
Инициатором создания общественной некоммерческой организации «Фонд научных и культурных инициатив межконфессионального сотрудничества» выступила кандидат философских наук, преподаватель Педагогического института Лилия Яковлевна Солодовниченко, ставшая президентом Фонда, а я — руководителем Аналитической группы; в Совет Фонда вошли лидеры основных религиозных конфессий Саратова и национальных Культурных центров. Наш Фонд оказался сразу востребованным и естественно определилась его миссия: сотрудничество и помощь
в возрождении религиозных общин; развитие общественных международных связей и контактов; поддержка социально-культурных взаимодействий различных историко-политических систем. Фонд осуществляет культурно-просветительскую, научную, издательскую, лекционную, консультативную, информационную, аналитическую, миротворческую, благотворительную деятельность и способствует установлению продуктивного межнационального диалога.
С 1991 года Фонд оказывал помощь в работе Всесоюзного общества советских немцев «Возрождение», собирая материал для многотомника «Российские немцы: жизнь и судьба (неизвестные страницы)»; осуществлял работу по возрождению православных периодических изданий (журнал «Саратовские епархиальные ведомости»); участвовал в создании курдского национально-культурного Центра «Ронаи» в Саратовской области, а президент Фонда стал советником «Ронаи» по делам общественных объединений и религиозных организаций; мы оказывали помощь в возрождении всех традиционных конфессий (православие, старообрядчество, католичество, лютеранство, ислам, иудаизм), а также национально-культурных объединений Саратовской области; участвовали в работе Всероссийских и международных конференций; в 1992 году приняли участие в открытии Национальной (татарской) гимназии, где президент Фонда стал читать спецкурс «История мировых религий».
В 1996 году Фонд помогает Православной Церкви в возвращении зданий бывшего архиерейского комплекса, оформлении документов и открытии там Саратовской Духовной семинарии. В том же году Фонд начинает издание Московской областной лютеранской газеты-журнала «Старосадский вестник» (на русском и немецком языках); президент Фонда назначается пресс-секретарем Духовного Управления мусульман Поволжья и выезжает в «горячие» точки (Ингушетия, Осетия, Чечня, Дагестан).
В 1997 году президент Фонда и руководитель Аналитической группы становятся членами Общественного Консультативного Совета при мэрии г. Саратова. В этом же году Фонд организует и проводит проблемный семинар «Особенности развития национальных культур Поволжья в современных условиях», по результатам которого создается общественный
научно-методический Совет по национальной политике и Координационный Совет по национальной политике при губернаторе Саратовской области.
В 1998 году Фонд принимает участие в возрождении армянской общины в Санкт-Петербурге с Езрасом Нерсесяном, который впоследствии стал главой Армянской Апостольской Церкви России; помогает возобновлению работы буддийского храма (дацана) в Санкт-Петербурге; способствует созданию и выпуску газеты «Матенадаран» армянской общины «Крунк» Саратовской области; публикует статьи в центральных газетах и журналах Татарстана: «Татар иле», «Казан утлары», «Ватаным Татарстан»; участвует в создании национально-культурной автономии татар на территории Саратовской области; организует ЗАО «Илгизер», занимающееся благотворительной туристической деятельностью.
В 1998—2001 годы Фонд способствует подписанию руководителями национально-культурных объединений Саратовской области Договора об общественном согласии и партнерстве; ведет большую целенаправленную работу совместно с Правительством Саратовской области и национально-культурными объединениями по реализации Программы социального и национально-культурного развития народов Саратовской области. В 1999 году Фонд принимает участие в подготовке и проведении Ассамблеи народов Саратовской области, а в 2001 — в подготовке и проведении форума «Мусульманская молодежь против наркотиков»; президент Фонда работает в качестве помощника по наркологической программе главы Духовного Управления мусульман Поволжья М. Бибарсова; в 2003 году участвует как кандидат в депутаты на выборах в Госдуму от политической партии «Справедливость и развитие России», а также является членом Общественной палаты Саратовской области.
В последние годы Фондом осуществляются ряд многоаспектных Программ8.
Первая Программа, посвященная исследованию картин мира, реализовывалась на основе городского проблемного семинара «Беседы о реальности», проходившего на факультете философии и психологии Саратовского госуниверситета на протяжении двух учебных лет (2005/06 и 2006/07) и ставшего, по сути, глубоким мониторингом мировоззренческих позиций широкого круга
интеллигенции города Саратова. Межконфессиональным Фондом и университетом были приглашены около сорока ведущих ученых (физики, математики, философы, психологи и т. д.), религиозные и общественные деятели, писатели и журналисты, студенческая молодежь — для участия в восьми трехчасовых Актах-Беседах под видеозапись по проблеме «Что есть реальность?». Расшифрованный текст этих видеозаписей, вместе с добавленной второй частью «Три года спустя: интерактив в Интернете» легли в основу коллективной монографии9, а также статьи10.
Эта продолжительная коллективная работа, где участники готовили и делали обстоятельные доклады, оппонировали друг другу, показала отсутствие у многих дискутантов осознанности мировоззренческой позиции, приверженность шаблонам уходящей эпохи и декларативность духовных воззрений. Если посмотреть на весь Большой Сюжет («Беседы» и «Интерактив в Интернете»), то его можно осмыслить как конфликт, борьбу двух типов мировоззрений: теистического и материалистического. Эту борьбу можно зафиксировать на как бы «внешней сцене» — между персонажами, которых можно отнести в тот или иной «лагерь»; и на «внутренней сцене» — в психическом мире каждого человека, исследование которого требует особых усилий и методов.
Вторая Программа — «Международный паломнический центр» состоит из 6 проектов: «Святыни Отечества. Возвращение к истокам», «Наследие буддизма. Путь к пробуждению», «Пять сокровищ Пророка. Шаг на пути к Аллаху», научно-исследовательские и просветительские проекты «Евангелическо-лютеранские и римско-католические церкви Поволжья» и историко-культурный проект «Русские евреи». Большая часть проектов уже реализована, результаты отражены в ежегодных Отчетах Фонда в Минюст РФ и в научных публикациях, с которыми можно ознакомиться и на сайте Фонда shimsol.ru.
Третья Программа, посвященная межконфессиональному сотрудничеству, находится в стадии завершения. В соответствии с ней проведены следующие круглые столы: «Воспитание духовности в системе государственного образования. Поиски решения» — прошел в Общественной палате Саратовской области 28—29 мая 2004 года в форме проблемного семинара; «Буддизм на рубеже тысячелетий» — также на базе Общественной палаты
(2005 г.); «Иоанн Павел II. Экуменизм и толерантность» (посвящен его памяти, 2006 г.) — в Кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла г. Саратова; «Благотворительность как проявление духовности» — проведен Межконфессиональным Фондом совместно с Саратовской иудейской общиной; международный «круглый стол» «Светское образование и духовность» на базе Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии в приходе св. Иоанна. В этих мероприятиях принимали активное участие ведущие ученые всех вузов Саратова, депутаты Областной и Городской дум, представители Администрации области и города, религиозные и общественные деятели, гости из других регионов и из-за рубежа; имеются видеозаписи и стенограммы, которые частично вошли в ряд публикаций и легли в основу многих государственных документов.
И, наконец, в качестве еще одного яркого примера неординарного сюжета в нашей межконфессиональной работе упомяну только сотрудничество Фонда с Духовным Управлением мусульман и с Правительством Чеченской Республики. В августе 2009 года мы были приглашены в Грозный на Межрегиональную конференцию «Мусульманская женщина в современном обществе», где выступили с докладом и приняли участие в ведении конференции; также сделали 11 часов видеозаписей и на самой конференции, и в поездках по Чечне: по Шатойскому, Веденскому и другим районам, по святым для чеченцев местам. В итоге на основе нашего сценария и с использованием наших видеоматериалов на киностудии Чеченской Республики был создан часовой документальный фильм «Рай находится у ног наших матерей», который осенью 2009 года с успехом прошел по экранам Республики и был показан на Международном Фестивале документальных фильмов «МедиаФреш в Перми, 2—4 июня 2011 года».
В мае 2010 года мы уже с самого начала помогали в организации и проведении в Грозном III Международного миротворческого форума (ММФ) «Ислам — религия мира и созидания» по теме «Мусульманский мир и Россия». Поскольку Фонд более 20 лет сотрудничает с главами большинства конфессий, с ведущими учеными и деятелями искусства, то нам удалось договориться об участии многих из них в работе Форума.
Четвертая Программа представляет собой создание мно-готомника «Мировые религии». Особенностью данной работы является непосредственное участие в ней глав и представителей духовенства ведущих конфессий России, а также ученых. Увидели свет две книги: «Суфизм — глобальная картина мира»11 и «Ислам — религия мира и созидания»12. Подготовлены к печати «Христианство (Православие, Старообрядчество, Католичество, Протестантизм)» (в соавторстве с участником Ивановских конференций по интеллигентоведению профессором Костромского технологического госуниверситета А. А. Соловьевым) и «Духовная культура евреев»; готовится к изданию «Индуизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство». Нас постоянно приглашают на международные научно-теоретические и практические конференции по комплексной тематике (науки, религии и образование); только с 2004 года нами опубликовано в журналах, в том числе из списка ВАК, более 30 научных статей13. Представляется, что как в публикуемых текстах, так и во всей этой инновационной работе нам удается интегрировать идеи Востока и Запада, науки, искусства и духовных традиций.
3. Саратовское отделение Академии проблем качества
Российской Федерации
Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества» зарегистрирована как юридическое лицо 3 декабря 1993 года. Это общественное объединение граждан имеет своей целью консолидацию потенциала научного сообщества страны в направлении решения актуальных проблем качества жизни как целевой установки развития российского общества. Деятельность Академии направлена на общественную мотивацию, поддержку и стимулирование проведения фундаментальных, теоретических и прикладных исследований по актуальным проблемам качества и их практического внедрения в социально-экономической, производственной, научной, образовательной, потребительской и других сферах деятельности государства.
Высшим органом управления Академии является конференция делегатов отделений. Руководство текущей деятельностью осуществляет президиум организации и его бюро во главе с президентом Академии. За годы деятельности Академией
проблем качества создан большой научно-технический потенциал. В ее составе более 2300 действительных членов и членов-корреспондентов, объединенных в центральный орган организации, 34 региональных и 34 отраслевых и проблемных отделений. Среди членов Академии более тысячи докторов и 800 кандидатов наук, около 200 руководителей ведущих организаций, представляющих российские научно-исследовательские институты и научные центры, высшие учебные заведения и предприятия страны.
С 1994 года я являюсь действительным членом и вице-президентом Саратовского отделения Академии. При моем непосредственном участии наше отделение за время своего существования реализовало много разнообразных проектов в сферах промышленности, управления, образования, в том числе следующие.
Постановлением Администрации Саратовской области от 29 апреля 1994 года № 184 была создана рабочая группа, возглавляемая первым заместителем главы администрации области Э. Янкевичем, с целью разработки областной комплексной программы по обеспечению качества продукции и услуг. По инициативе Э. Янкевича, а также членов рабочей группы (Л. Назаров — председатель комитета материальных ресурсов администрации области, И. Якунин — директор Саратовского центра стандартизации, метрологии и сертификации, В. Федоров — заместитель директора по качеству ГНПП «Алмаз», В. Седельников — директор НИЦ «Сертификация» РАН) было предложено применить специальную технологию Проблемно-деловых игр. Руководство разработкой Областной программы было поручено члену рабочей группы О. Шимельфенигу — доценту Саратовского университета, директору консалтингового предприятия «Лила». Процесс реализации этого проекта и его результаты подробно изложены в статье пресс-секретаря СЦСМ Т. Боровской14.
Саратовским отделением Академии осуществлена серия мероприятий по увековечиванию памяти Дубовикова Бориса Александровича (1906—1988; с 1955 по 1957 г. — директор Саратовского авиационного завода) — создателя Саратовской системы бездефектного изготовления продукции, основоположника системного подхода к управлению качеством в СССР. В 2005 году саратовской системе исполнилось 50 лет, и именно в Саратове
10—11 ноября 2005 года проходил «Всемирный день качества в России». Ведущей организацией периодических профессиональных изданий по вопросам контроля и обеспечения качества и безопасности продукции, совершенствования управления, производственных систем и бизнес-процессов — РИА «Стандарты и качество» — был выпущен сборник материалов одноименного журнала, посвященный 50-летию создания Саратовской системы бездефектного изготовления продукции.
Сила Саратовской системы бездефектного труда (СБТ) заключается в признании того факта, что каждый нормальный человек стремится к получению максимального удовлетворения от своего труда; и если человек убежден в том, что делает нужное дело, он сам наметит цель, необходимую для достижения совершенства в работе. Согласно СБТ работников не наказывают за дефекты, зато награждают за их отсутствие, не ругают за плохую работу, зато хвалят за хорошую.
Для того чтобы каждый понял, что брак не пройдет и работать по-старому не получится, понадобилось немало времени. Завод встал! Выпуск самолетов прекратился совсем. Можно представить, что пришлось выдержать директору Б. А. Дубовикову, когда гигантский завод простаивал почти полгода (в 1955 г.). Здесь понадобилась его железная воля.
И директор со своей командой победил. Завод пошел! Во всех цехах была внедрена система бездефектного груда, закрыт цех доводки самолетов. Были ликвидированы дефектные ведомости, а отдел технического контроля завода вместо обнаружения брака стал заниматься его предотвращением. Завод покрыл все убытки, эффективность СБТ оказалась колоссальной!
Система бездефектного труда распространилась по всей стране и за ее пределами. К декабрю 1966 г. она была внедрена на 5 тыс. предприятий, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, а это почти 5 млн рабочих и инженерно-технических работников.
В США аналог Саратовской системы был назван «Zero defects program» (разумеется, без всяких ссылок на ее автора, ведь во всем «самыми первыми» должны быть американцы). Энергичные и практичные, они ухватили самую суть системы — управление качеством продукции путем управления качеством
труда ее создателей — и быстро распространили ее по всем космическим и оборонным предприятиям США (см.: Наставление Министерства обороны США № 4155.12-Н от 1 ноября 1965 г.). Люди старшего поколения помнят то время, когда в СССР на космические орбиты выводили капсулы с подопытными животными, американцы никак не могли запустить в космос спутники тяжелее апельсина. Внедрение системы на предприятиях, работавших на космос, позволило США добиться существенного прогресса и сократить отставание от СССР в этой области.
Работая заместителем главного инженера Подольского механического завода (1940—1942), Дубовиков сумел внедрить конвейерную сборку, ранее считавшуюся неприемлемой для авиационной промышленности. Это позволило увеличить выпуск бронекорпусов для ИЛ-2 в несколько раз. Работая директором Саратовского завода № 306 (СЭПО), Борис Александрович создал в 1954 году первую сервисную сеть по ремонту бытовой техники — холодильников «Саратов». С 1967 по 1971 год он — заместитель председателя Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. В 1970 году Б. А. Дубовиков защитил докторскую диссертацию. В 1975 году он написал книгу по управлению качеством, в которой проанализировал все системы управления качеством, известные в то время. В последние годы Борис Александрович работал профессором в Московском авиационно-технологическом институте (МАТИ), где начал внедрять свою систему и в учебный процесс. Им было опубликовано 3 монографии и более 30 печатных трудов.
В наше время в России началось возрождение Саратовской системы, и опять на Саратовской земле. Заслуга в этом принадлежит, прежде всего, кандидату технических наук В. Г. Федорову — первому вице-президенту Академии проблем качества. По инициативе Саратовского отделения Академии и при активной поддержке губернатора области в Саратове были учреждены премии правительства Саратовской области им. Б. А. Дубовикова «За достижения в области качества». Его имя присвоено Саратовскому Центру стандартизации и метрологии; в честь Бориса Александровича в Ленинском районе Саратова появилась улица Дубовикова.
Разрабатываемая мной сюжетно-игровая парадигма, в силу своей универсальности, успешно применяется и в сфере качества
не только при разработке и внедрении различных социально-экономических и производственных инноваций, но и в научных исследованиях, и в обучении. Так, совместно с самарским специалистом по управлению профессором Б. Н. Герасимовым была выполнена работа, опубликованная недавно в журнале «Качество и жизнь» из списка ВАК15. Когда Саратовский университет стал готовить студентов по специальности «юрист-информатик», я взялся разработать цикл из 5 курсов лекций с 3-го по 7-й семестры на основе общей мировоззренческой парадигмы — Сюжет-но-игровой картины мира, так как юридическая деятельность испокон веков возникает из разбора конфликтов и оформляется как соревновательный диспут сторон.
Первая дисциплина цикла — это читаемый во всех вузах курс «Концепции современного естествознания». Однако я ввожу естествознание в более широкий, действительно концептуальный, контекст, начиная с обсуждения понятий: картина мира, концепция, теория, модель и их роли в жизни человека и общества. Раздел 1 «Системный кризис цивилизации» (экологические и военные катастрофы, геноцид, рост полярности в условиях жизни, экстремизм и терроризм, конфликт гуманитарных и религиозных образов мироздания с естественно-научными концептами). Раздел 2 посвящен донаучным и «постнаучным» картинам мира (включая религиозные и постмодернистские представления о мире). Раздел 3 «Эволюция естественно-научной картины мира» содержит обязательный набор сведений от античной науки к Копернику, Кеплеру, Ньютону, Фарадею... Эйнштейну, Бору до синергетики, учения о ноосфере, антропного принципа и становления глобальной науки, связанной с тем самым кризисом европейской цивилизации. Завершает всё раздел 4 «Целостная картина мира» (учитывающая наличие и приоритет психических и духовных аспектов человека и Вселенной), строящаяся на основе сюжетно-игровой парадигмы.
Следующая дисциплина цикла — «Модели поведения». Будущим специалистам — практически в любой области — полезно знать способы организации индивидуального и коллективного поведения, его модели, в том числе и математические, освоить принципы и методы работы с персоналом, диагностики и тестирования, активного обучения и деловых игр.
Третьим идет курс «Конфликтология и менеджмент», в котором изучается конфликтология как теория и практика разрешения и «разыгрывания» конфликтов; представлена технология общения в конфликте и методы разрешения конфликтов; технология переговорного процесса; даны модели рыночного поведения, вскрывающие сущность и характерные черты современного менеджмента — его цели, задачи, функции, системообразующие принципы управления, методы анализа внешней и внутренней среды; характеристика стратегического управления. Изучаются механизмы конкуренции и проблемы создания конкурентной среды в Российской Федерации; рассматривается сю-жетно-игровое моделирование поведения на основе базовых понятий: сюжет, сценарий, игра и его приложения в тренингах и в практике управления; рассмотрены международные, государственные и местные законы как правила регулирования поведения в обществе и процедура принятия законов.
Четвертый блок цикла — это «Теория катастроф», где рассмотрены принципы возникновения катастроф, примеры катастроф и способы их предсказания; математические модели Уитни, машина катастроф Зимана, «мягкое» и «жесткое» моделирование, эволюционная игра, исследуются проблемы социологического моделирования и дается анализ ситуации в России на основе языка и методов теории катастроф; рассматриваются глобальные риски и признаки глобальных катастроф.
Завершает цикл курс «Правовые и управленческие аспекты качества». В нем показывается, что качество является всемирным полем конкуренции в XXI веке; рассматривается эволюция понятия качества и управления им, интегрирующиеся в понятия «качество жизни» и «всеобщее управление качеством» (TQM); дается информация о Международной организации по стандартизации и качеству (ISO), о семействе стандартов ISO 9000, о сертификации и Федеральных законах, связанных с вопросами качества.
Во всех пяти курсах Цикла используются методы активного обучения: деловые и имитационные игры, анализ конкретных ситуаций, разрабатываются в режиме тренинга собственные проекты обучающихся. Составлено около 400 контрольных вопросов и 150 тестовых заданий. В связи с нарастающими проявлениями системного кризиса цивилизации — мировоззренческого,
экологического, социально-экономического — возникает острая необходимость в целостной духовно-психо-физической картине мира, основанной на трансдисциплинарной интеграции гуманитарных наук и естествознания, и разработке комплексов взаимосвязанных учебных программ. Полагаю, что такой цикл из пяти дисциплин может послужить одним из вариантов ответа на этот вызов времени.
Таким образом, всё вышеизложенное дает определенное представление о роли саратовской интеллигенции в решении актуальных задач, стоящих перед обществом в новом тысячелетии: возрождение и развитие духовной культуры, усовершенствование образования; достижение межконфессионального и межнационального согласия и повышение качества жизни.
Примечания
1 Шимельфениг О. В. Живая Вселенная. Сюжетно-игровая картина мира. XXI век: «САМОЗАВЕТ» или «САМОАПОКАЛИПСИС». Саратов, 2005.
2 Математические модели поведения: межвуз. науч. сб. / отв. ред. О. В. Шимельфениг. Саратов, 1973—1981. Вып. 1—5.
3 Шимельфениг О. В. Сюжетно-игровой подход к моделированию сложных систем. Саратов, 1983. Деп. в ВИНИТИ № 4333-83.
4 Шимельфениг О. В. и др. О работе группы по проблемно-деловым играм // Информационные материалы АН СССР, ФО СССР. М., 1987. № 3.
5 Проблемно-деловая игра как метод управления общественным развитием: коллектив. моногр. / под ред. О. В. Шимельфенига, Т. П. Фокиной, В. Н. Южакова. Саратов, 1989.
6 Шимельфениг О. В., Майорова А. С. Документация проблемно-деловых игр и вопросы ее хранения // Советские архивы. 1990. № 5.
7 Шимельфениг О. В. Проблемно-деловые игры в обучении управлению социально-экономическими процессами // Игровая имитация в развитии интеллекта. Новосибирск, 1988; Шимельфениг О. В. Проблемно-деловая игра в обучении руководителей // Frnivizujici problemove di-dakticke metody, simulace a hry v priprave a zdokonalovani pracovniku. Institut rizeni Praha, 1990; Шимельфениг О. В., Фокина Т. П. Сюжетно-игровой подход к глобальным проблемам современности // Социально-философские аспекты глобальных проблем. Саратов, 1990; Shimelfenig O. Problematizing imitation «XXI centiry: selfstatment or sel-fapocalypse» // Abstracts and Papers of the 37th Annual Conference of
the International Simulation and Gaming Association (ISAGA). StP., 2006; Шимельфениг О. В., Семёнычева Л. П. Методологическое обобщение применения интенсивных технологий в обучении юристов // Вестник Балтийской педагогической академии. СПб., 2007. Вып. 72; и др.
8 См.: Шимельфениг О. В., Солодовниченко Л. Я. Церковь и наука. Эволюция отношений // Интеллигенция и церковь: прошлое, настоящее, будущее: материалы XV междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 2004; Шимельфениг О. В., Солодовниченко Л. Я. Воспитание общечеловеческих императивов через проекты «Международного паломнического центра» // Общечеловеческие императивы и этнонациональ-ные ценности интеллигенции: материалы XVI междунар. науч.-практ. конф. Иваново, 2005; Шимельфениг О. В., Солодовниченко Л. Я. Духовное развитие личности — основа трансформации России в современный мир // Человек и социум в трансформирующемся мире: сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2005; и др.
9 Что есть реальность? Беседы о реальности: Саратовская интеллигенция в «INTELLECT GAME SESSION» / рук. проекта, сост. и ред. О. В. Шимельфениг, Л. Я. Солодовниченко. Саратов, 2009.
10 Шимельфениг О. В., Солодовниченко Л. Я. «Беседы о реальности» в восьми актах: интеллигенция Саратова в «Intellect game session» // Интеллигенция и мир. 2009. № 3.
11 Суфизм — глобальная картина мира. Философские и практические аспекты / рук. проекта, сост. и ред.: Л. Я. Солодовниченко, О. В. Шимельфениг. Саратов, 2013.
12 Ислам — религия мира и созидания: материалы исследований, курсы лекций, статьи, эссе / сост., ред. и авт.: Л. Я. Солодовниченко, О. В. Шимельфениг. Саратов, 2017.
13 Шимельфениг О. В., Солодовниченко Л. Я. Полисинтез искусств и наук // AKTUÂLNÎ VYMOZENOSTI VÈDY — 2014: MATERIÂLY X MEZINÂRODNÎ VËDECKO-PRAKTICKÂ KONFERENCE. Praha, 2014; Шимельфениг О. В., Солодовниченко Л. Я. Культура духа и рыночная цивилизация // Известия Саратовского государственного университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 1; Шимельфениг О. В. О личностном опыте постижения религиозно-философских текстов // Религиоведение. 2018. № 3; и др.
14 Боровская Т. Областная комплексная программа по обеспечению качества продукции и услуг // Саратовские вести. 1994. 20 июля.
15 Герасимов Б. Н., Шимельфениг О. В. Сюжетно-игровой подход в управлении качеством // Качество и жизнь. 2018. № 4.