Солодовниченко Л.Я.
к.филос.н., президент Фонда научных и культурных инициатив межконфессионального сотрудничества
Шимельфениг О.В.
к.ф.-м.н., доцент Саратовского государственного университета
КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевые слова: Саратовская область, духовное и нравственное просвещение, межконфессиональные отношения, наука и религия, научная картина мира, сюжетно-игровая картина мира.
Вопрос о сеятелях
Саратов 25-26 октября 2014 года посетил с визитом Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл. В своей речи, после чина освящения храма при Саратовской Духовной Семинарии, он обратился с приветствием к владыкам, братьям, сестрам и учащимся семинарии. Патриарх остановился на ключевой проблеме современной России - её духовном просвещении, поставив вопрос о «сеятелях» (из притчи Иисуса Христа в Евангелии от Луки (гл.8:4-8): вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его, а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный).
Как истолковал свою притчу сам Иисус под семенем надо понимать слово Божие, а сеятель - это тот, кто несёт его людям. Могут спросить: зачем же бросать семя куда попало? - Но в притче нет указаний, куда бросать. Сеятель должен широко разбрасывать семена - апостол Павел посетил Филиппы, Салоники, Коринф,..., где была языческая культура. Разве апостол бросал семена на плодородную почву? - Он старался удобрить почву своим проникновенным словом, и создавал местные христианские общины, чтобы не погибли брошенные им семена. Не случайно понятие «культивация земли» имеет корнем «культ», причём нужны не только орудия обработки земли, но почву нужно удобрять и заботиться о ней. Так и людей нужно духовно обогащать, чтобы они стали способны принять слово Божие. Это дело Церкви, в первую очередь тех, кого Господь посылает быть сеятелями. В этих стенах они и готовятся. Сеять же надо везде, где можно, и быть готовым к тому, что многие семена упадут на камни, . Поэтому надо менять жизнь людей к лучшему, почва нашей национальной жизни должна быть удобрена - верой и нравственным началом, чтобы почва не превращалась в камень, чтобы не стала обочиной чужой дороги, чужого скоростного пути.
Все жители Саратова - ваш народ, ваша почва, переносите ваши усилия на весь город. Это огромная работа по культивации народа, вместе с учёными, деятелями искусства. Культура - это то, что возвышает человеческую жизнь, а не «засаживает» терниями и камнями. Сегодня быть священнослужителем - значит преодолевать все эти большие трудности, а не только проводить обряды. Ваше дело - это будущее человечества. Давайте вместе возделывать нашу национальную почву, чтобы даже камни становились плодородными. Обращайтесь ко всем: учёным, деятелям культуры, студентам, бизнесменам... (Речь патриарха Кирилла дана в нашем сокращённом изложении - ЛС, ОШ)
Тематика XV Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения» возникла из насущных социальных, политических, экономических и культурологических проблем. Однако уровень взаимодействия ученых, представителей бизнеса и практиков-управленцев во многом еще не соответствует их остроте. Мы хотим поделиться своим опытом исследования и разработки проблем взаимосвязи науки и духовных традиций, роли межконфессиональных и внутриконфессиональных диалогов, значения высокой политики и подхода к решению этноконфессиональных вопросов, с помощью интерактивных технологий: проблемных семинаров, анализа конкретных ситуаций, проблемно-деловых игр и других.
С начала 90-х годов XX века в Саратове работает Саратовский региональный общественный фонд «Фонд научных и культурных инициатив межконфессионального сотрудничества». Диапазон работы Фонда очень широк: сотрудничество и помощь в возрождении традиционных конфессий и национальных объединений не только на территории Саратовской области, но и за ее пределами; взаимодействие между конфессиями, государственными структурами и общественными организациями; развитие международных связей и контактов; поддержка социально-культурных взаимодействий различных историко-политических систем; лекционная и шире - просветительская работа в этих направлениях, аналитически-консультативная и координационная работа; разработка и реализация проектов «Международного паломнического центра» и другие направления работы. Президентом «Фонда научных и культурных инициатив межконфессионального сотрудничества» является кандидат философских наук Л.Я. Солодовниченко, руководителем аналитической группы Фонда - вице-президент регионального отделения Академии проблем качества РФ, доцент СГУ О.В.Шимельфениг.
В течение полутора десятков лет Фондом проводилась значительная работа по всем обозначенным направлениям. Была проведена серия «круглых столов» по актуальным проблемам с участием религиозных и национальных лидеров общин Саратовского региона, ведущих ученых и общественных деятелей, молодежи, представителей Правительства Саратовской области и администрации города.
Сотрудники и консультанты Фонда являются инициаторами и соавторами современных интерактивных технологий, которые, в частности, могут быть использованы в решении проблем, указанных в тематике данной конференции; формировании гражданской личности в контексте развития духовно-нравственной культуры и толерантных отношений в межнациональном и межконфессиональном взаимодействии.
Приведем две типовые сценарные схемы по актуальным, на наш взгляд, направлениям деятельности. На основании апробированных методов поиска совместных решений сложных комплексных проблем «Фонд научных и культурных инициатив межконфессионального сотрудничества» может подготовить и провести, например, следующие проблемные семинары.
Проблемный семинар № 1. «Национально-религиозное согласие как гарант социально-
экономической стабильности региона»
1. Анализ конфронтационных сил, карты их расстановки, тенденции их возможной дальнейшей разрушительной деятельности.
2. Выявление конструктивных потенций, их источники и перспективы.
3. Поиск путей трансформации негативных сил и тенденций с помощью нахождения «болевых точек» в национально-религиозной и социально-экономической сферах.
4. Разработка стратегии и тактики (сценариев) воздействия на ключевые причины кризисной ситуации с целью стабилизации положения в регионе.
5. Использование экономического потенциала национальных структур (от государственных до общественных) в восстановлении социально-экономического пространства региона.
Ожидаемые результаты:
Аналитический отчет о соотношении конструктивных и деструктивных факторов в сфере национально-религиозных отношений и форма их отражения в социально-экономической ситуации региона.
Концепция трансформации негативных сил и тенденций как инструмент управления ситуацией.
Рекомендации по выработке сценария воздействия на ситуацию в регионе с целью социально-экономической стабилизации.
Проблемный семинар № 2. «Северный Кавказ»
Тематика.
1. Принцип территориального деления или принцип территории (в разрезе времени):
а) историческая динамика границ;
б) бывшая граница территорий;
в) настоящие границы территории;
г) претензии на изменение границ.
2. Национальный подход. Пересечение границ проживания национальностей с границами государственно-административными.
3. Наложение карт государственно-административных на карты проживания национальностей.
4. Карта распределения религиозных общин на территории Северного Кавказа и примыкающих к нему территорий.
5. Определение территорий и групп населения (религиозных, национальных, административных образований), которые являются и могут быть «щитом России».
6. Определение опасных для России территорий и групп населения (религиозных, национальных, административных образований), которые являются реальными или потенциальными источниками нестабильности (политической, экономической, социальной, криминальной и территориальной).
7. Анализ положения народностей, проживающих на различных административных территориях (русские, курды, армяне и т.д.).
8. Анализ состояния воинских частей (экономический, комплектационный, религиозный, национальный, криминальный), включая федеральные войска и казачьи образования.
9. Возможность объединения различных формирований и комплексная оценка различных боевых единиц. Например, возможных объединений ингуши-чеченцы на основе родоплеменной общности и идеологии - Ислама; курдов из регионов бывшего СССР, из стран Ближнего Востока (Турция, Ирак, Иран, Сирия) и диаспор Европы (например, Германия) как пример комплексного использования различных ресурсов; армян как пример эффективного использовании финансовых ресурсов диаспор.
10. Составление карты криминогенных зон региона и примыкающих территорий: характер правонарушений (похищений людей, экономические преступления и т. д.), возможные связи властных структур с криминальными, их межрегиональные связи. Роль и места активности традиционных мафиозных структур (русской, чеченской, азербайджанской, армянской, польской и других мафий), источники и каналы их политики и поддержки.
11. Карта военных конфликтов с характеристикой их вида и состояния (острый военный конфликт, «затишье» типа перемирия, паузы, «стабильной нестабильности» и др.). Выявление основных участников и мотивов.
12. Анализ миграционной ситуации в регионе и примыкающих территорий, выявление центробежных и центростремительных тенденций миграционных процессов.
13. Проблемы вынужденных переселенцев и беженцев с изучаемых территорий (вынужденные переселенцы со статусом и без него, беженцы разных национальностей; проблема их прописки, жилья и работы; влияние этих процессов на социально-экономическую ситуацию в России. Плюсы и минусы).
14. Проблема структуры власти в Чечне.
15. Проблема утечки квалифицированных кадров из региона (например, из Чечни).
16. Получение образования населением региона как инструмент воздействия на политические, социально-экономические и другие процессы (в России, Турции и других странах). Специфика организации образования в разных районах региона (например, Ингушетия: экспериментальный Лицей, Горный кадетский корпус, Медресе. Ставка на образовательные программы).
17. Выявление методов корректировки национальных традиций с целью стабилизации положения в регионе (работа Примирительной Комиссии в Ингушетии).
18. Ислам как образ жизни, образ мыслей и идеология определенной части региона (Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня, Дагестан). Анализ опыта взаимодействия Ислама с другими конфессиями, с государственной властью и общественными организациями, его роль в экономической жизни региона. Глобальность мира Ислама, поиск путей взаимодействия с ним (использование опыта внутрироссийского диалога и сотрудничества с Исламом на примере татар). Опора на Ислам в борьбе с крайними проявлениями религиозного фанатизма - вахабизмом.
19. Составление карты экономической жизни региона (размещение различных производств в регионе - добывающих, перерабатывающих, производящих; структура торговых связей внутри региона и с его окружением).
20. Определение контингента участников семинара, организаторов, экспертов, представителей госаппарата, местной администрации, армии.
21. Поиск психологической мотивации участников на адекватный анализ перечисленных тем.
После серьёзной предварительной работы организаторов с ключевыми фигурами региона, потенциальными участниками и документами - сам семинар потребует не менее двух дней в режиме последовательной проработки следующих заданий командам, сформированных из участников проблемного семинара:
1. Анализ конфронтационных сил, карты их расстановки, тенденции их возможной дальнейшей разрушительной деятельности.
2. Доработка анализа ситуации.
3. Выявление конструктивных потенций в регионе, определение их возможных источников и направлений развития.
4. Нахождение «болевых точек» в национально-религиозных, социально-экономических и других областях (миграционной, военной и т.д.), с помощью которых можно трансформировать негативные силы и тенденции в позитивные.
5. Разработка сценариев воздействия на ключевые причины и «болевые точки» кризисной ситуации с целью стабилизации положения в регионе.
6. Моделирование реализации сценария в конкретных ситуациях (которые могут быть «свои» у каждой группы) с рекомендациями по преодолению возможных препятствий, включая игровые методы.
Описанные сценарные схемы являются не плодом фантазии теоретиков, а результатом долгой и кропотливой работы с представителями религиозных и национальных общин, с поездками в «горячие» точки Северного Кавказа: Ингушетию, Чечню, Дагестан, Северную Осетию.
Неоценимую помощь в работе оказали духовные лидеры - муфтии Северного Кавказа. Особенную глубину в понимании ситуации в целом дала личная многочасовая встреча с Ахмадом-хаджи Кадыровым - впоследствии трагически погибшим президентом новой Чечни.
Сценарии такого типа по различным актуальным направлениям этноконфессионального взаимодействия для любого региона и конкретной территории «Фонд научных и культурных инициатив межконфессионального сотрудничества» готов разрабатывать и реализовывать по мере возникновения социальных потребностей и конкретных заказов.
Сейчас мы работаем над большим проектом «Религии мира»: шаманизм; индуизм; буддизм; даосизм; чань-буддизм; конфуцианство; иудаизм (обзор, пять философско-религиозных новелл и тексты для домашнего чтения); христианство (католичество, старообрядчество, православие, обзорный материал по лютеранству); ислам; суфизм; дискуссионные материалы по некоторым нетрадиционным религиозным объединениям. Первым томом, наверное, не случайно был издан «Суфизм - глобальная картина мира. Философские и практические аспекты» (Руководители проекта, составители и редакторы: Солодовниченко Л.Я., Шимельфениг О.В. - Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2013. - 586 с.). Подготовлены к печати следующие два тома по христианству и исламу.
В работе О.В. Шимельфениг, Л.Я. Солодовниченко «Наука и религиозная философия» в сборнике материалов Международной конференции «Деполггизащя наукового пошуку як основного принципу науково1 взасмоди»: м1жнародна конференщя, м. Кшв, 28 червня 2014 р. Центр наукових публжацш. (с. 31-35) мы наметили подходы к фундаментальной общезначимой проблеме взаимоотношения религии и науки и их связи с жизнью на основе трудов выдающегося религиозного философа С.Л. Франка (1877-1950) и современного турецкого мыслителя Харуна Яхья (Аднана Октара) - известного исламского общественного деятеля, автора множества книг и статей.
С. Л. Франк в работе «Религия и наука» (см. Интернет) пишет: «Мы утверждаем, в противоположность господствующему мнению, что религия и наука не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой при-
чине, что они говорят о совершенно разных вещах, противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете».
Автор считает, что наука изучает мир, а религия познает Бога. Поэтому истины одной так же мало могут противоречить истинам другой, как мало, например, астрономические истины о строении солнечной системы могут противоречить, скажем, экономическому учению о законах денежного обращения.
«С последствиями недостатка гибкости мышления мы встречаемся повсюду, в каждой стране, в любой культуре, и подобное отсутствие гибкости более всего угрожает существованию человечества».
С. Л. Франк, продолжая развивать эту мысль, говорит, что вся бесконечная Вселенная для таких людей просто отсутствует. И в этом смысле религиозное сознание - вопреки ходячему суждению - есть подлинно здоровое сознание, совпадает с настоящим здравым смыслом; как бы часто религиозное сознание ни отвлекало человека от интереса к частностям, к эмпирическим мелочам жизни, в принципе оно обладает той широтой умственного кругозора, которая одна только гарантирует способность к правильной оценке явлений. И наоборот, неверующий, как бы часто он ни оказывался в ограниченном кругу умелым практиком и ловким дельцом, в принципе страдает ограниченностью умственного кругозора и лишен подлинного «здравого» смысла, ибо за пределами некоторого узкого круга он уже ничего не видит; расценить жизнь в целом он не в состоянии, поэтому он легко теряется в исключительных условиях, выведенный из привычной будничной обстановки. Он обладает большим самомнением и наглостью, преувеличивая свое значение и свои силы, и это часто его «вывозит», но ведь и сумасшедший тоже всегда думает только о себе, о своем значении и о своих планах и часто так же обнаруживает изумительную хитрость и ловкость - и все-таки, в конце концов, в силу узости своего кругозора пасует перед нормальным человеком, которому удается поймать его и посадить в сумасшедший дом. Неверующий, подобно глупому и сумасшедшему, вопреки тому, что он сам о себе думает, есть всегда не хозяин, а раб жизни - может быть, хитрый раб, иногда надувающий своего господина, но все же раб; он не властвует над жизнью, а жизнь властвует над ним.
Автор предлагает посмотреть на «высшие образцы подлинных "практиков" - на великих государственных людей; все они обладали широтой жизненного кругозора, даруемой религиозным пониманием жизни, и вся тайна их успеха заключалась в здравой оценке и своих собственных сил, и сил внешних, в умении сочетать великое дерзновение с великим смирением, с покорностью перед высшими, непобедимыми силами - умении, которое тоже непосредственно вытекает из религиозного сознания и соответствующей ему широты и глубины понимания человеческой жизни. Напротив, сознание неверующее есть сознание, обнаглевшее и потому потерявшее правильные перспективы и обреченное на гибель.
Таким образом, религия не только не противоречит науке, не только совместима с последней, но и родственна ей и проистекает из одного общего духа с ней; и этот дух в свою очередь не только не противоречит так называемому "здравому смыслу", то есть, здоровому и практически плодотворному отношению к жизни, но при внимательном отношении к делу обнаруживается как единственное условие подлинно здорового отношения к жизни, спасающее человека от всяческой ограниченности и слабости, от обывательского скудоумия и рабского бессилия».
Теперь имеет смысл обратиться к работе Харуна Яхья «Для людей размышляющих» (имеются несколько изданий книги на русском языке и в Интернете).
В Коране в 52-м аяте суры «Ибрахим» говорится: «Это - сообщение для людей, и пусть увещевают им и пусть знают, что Он - Бог, единый, и пусть опомнятся, обладающие разумом!» Во многих подобных аятах подчеркивается, что главное предназначение Корана состоит в призыве людей к размышлению.
Автор пишет: «В Коране Аллах призывает людей отойти от слепого следования за всяческими домыслами и ценностями, порожденными обществом, и размышлять. Размышлять свободно, избавившись от предубеждений, табу и давлений, оказываемых на рассудки людей.
Человек должен задумываться о том, как он возник, что является целью его жизни, почему он умрет и что его ждет после смерти. Он должен вопрошать себя о том, как появились и существуют, будь то он сам или же вся вселенная, в пределах которой он живет. При этом он должен избавиться от всех условностей и предрассудков.
Таким образом, изолировав свой разум ото всех социальных, идеологических и психологических давлений, здравомыслящий человек с легкостью осознает, что и вселенная, и он сам, созданы единой высшей силой. Даже при изучении собственного организма или какого-либо составного элемента природы, он станет очевидцем полнейшей гармонии, грандиозного плана и бесподобного проекта - красноречивых свидетельств существования Высшего Разума».
Автор полагает, что в основе материалистической философии лежат две гипотезы: абсолютность и вечность материи и времени, из которых следуют теория эволюции и постоянство «трёхмерного пространства». Но, как он продемонстрировал, это лишь предубеждения, исходящие только от восприятий, в то время как вся жизнь протекает в «беспространственности».
Фундаментальная причина трудности передачи глубоких духовных знаний обусловлена тем, что люди находятся на очень разных ступенях духовного развития и потому по-разному воспринимают даже, казалось бы, вразумительно написанные религиозные и научные тексты, как и жизнь в целом.
С суфийской позиции, близкой, на наш взгляд, к сюжетно-игровой картине мира (см. Шимельфениг О.В. Живая Вселенная; сайт shimsol.ru), Харун Яхья блестяще реализует проповедническо-просветительскую миссию, востребованную достаточно широким кругом лиц. В результате чего человек, ставший на путь духовного развития, может прийти к осознанию своего «Я», что является наивысшим постижением, которому учат великие учителя человечества.
А какое «своё я» - наивысшее? - Конечно же, как говорится в Библии и в Коране: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы
Им живем и движемся и существуем » (Деян. 17: 26); «Вы храм Божий» (1 Кор. 3:16); «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6:19); «...Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Сура 50, «Каф»; 16).
В своих работах1 мы проблематизируем традиционную философскую дихотомию «субъект-объект»; показываем, что её тотальное, нерефлексируемое употребление влечёт «омашинивание» природы и человека, чревато глобальными катастрофическими последствиями; порождает массовое употребление производных понятий - «объективной» и «субъективной» реальностей, которые, по существу, являются абстрактными химерами для большинства пользователей, так как для них пропадает первая половина «субъект-объектной» дихотомии. Так, «объективная реальность» обычно воспринимается как «мир сам по себе» без какого-либо субъекта, что для истинного философа - бессмысленно, а на практике приводит к безответственным решениям во всех сферах жизни: экологии, образовании, управлении и др.
Предлагается другая базовая дихотомия для описания Универсума как межиндивидуальной реальности: «субъект-субъектная». Очевидно, что объект, в общем случае, можно рассматривать как частный, более простой, вариант понятия субъекта. Поэтому все достижения «субъект-объектной культуры» никуда не пропадают. Однако, такая, вроде бы лишь терминологическая, замена может сделать решающий переворот в обществе, определив новую (или хорошо забытую старую) стратегию индивидуальной и групповой ответственности за всё происходящее.
Очевидно, что с возрастанием технической мощи человечества, его судьба и вообще жизнь на планете все больше определяется не механическими «объективными факторами» и «законами», действующими якобы независимо от нас, а нашими представлениями о мире в целом, воплощающимися в проектах взаимодействия людей друг с другом и с природой. Поэтому в наших работах решается актуальнейшая проблема построения эскиза панорамы разнообразных картин мира в истории человечества, как бы «картины картин». Эта «метакартина» строится на основе трёх фундаментальных дихотомий, позволяющих приблизительно поместить каждое, даже не рефлексируемое, но как-то проявляемое, представление о мире в условном «координатном пространстве», определяемом «осями» между тремя парами дихотомических «полюсов»: «материалистическое - духовное», «раздробленное - целостное» и «неосознанно-шаблонное - осознанно-творчески-игровое».
Язык сюжетно-игровых категорий даёт возможность построить «метакартину», и на основе этого понять в каком направлении стоит осознанно действовать в настоящем и каким образом ответственно проектировать будущее -как для отдельной личности, так и для общества в целом. Сюжетно-игровой подход, как и всякое фундаментальное представление об Универсуме, имеет практические реализации (помимо очевидных «внутренних» - индивидуально-психологических, но которые, конечно, существенно отражаются на жизни человека, да и его окружения). Группа саратовских специалистов много лет успешно применяет сюжетно-игровую методологию в работе с крупными объединениями авиационной и атомной промышленности, органами управления субъектов Российской Федерации. Например, по вопросам местного самоуправления (Краснодар), по разработке программ развития региона (Нижневартовск).
Возвращаясь же к теме полноценного описания Универсума, заметим, что «научная картина мира» - это попытка механиков и рабочих сцены осмыслить поведение и переживания Гамлета на языке «шестеренок» и «построить» Вселенскую Драму и человеческие отношения лишь по законам машины, а не Божественной Игры в целом.
Плоды этого замысла и его реализации мы и пожинаем ныне в образе жизни европейской цивилизации. Тем не менее, для поддержания Космической Сцены и облика «действующих лиц» - неизбежна машинно-ритуальная компонента деятельности каждого существа - подобно дыханию, кровообращению, питанию, очищению, движению, «тренировке» и т.п., т.е. - воспроизводство набора квазициклических сюжетов, поддерживающих все формы Универсума. Но все же вершиной искусства Космического Спектакля, безусловно, является импровизация, гармонично вписывающаяся в общий сюжетный поток, опирающийся на рутинно-ритуальные сюжеты. Образцы такого органичного сочетания соблюдения правил и свободы творчества на протяжении многих столетий дают духовные Учителя, а также Мастера в науке, технике и искусстве. Сюжетно-игровая картина мира наиболее соответствует, на наш взгляд, такому «мастерскому», уравновешенному отношению к жизни в целом, являясь одновременно образом и способом Бытия.
Невйдение, непонимание целостности, тотальной взаимосвязанности в «Паутине Вселенской Жизни» приводит к стратегии создания для себя и своей «команды» «земного рая» и выдавливания остальных в «гетто» и «резервации» с «адскими» условиями жизни, превращения их в «рабочий скот», что неизбежно приводит к нарушению гармонии целостности Бытия, уничтожению Природы, к конфликтам и «терроризму».
Поэтому следует ставить задачу организации - прежде всего на планете - высококачественной жизни для всех ее обитателей - от растений, животных до человека, направляя на это все знания и силы общества, способствуя воспроизводству и творчеству гармоничного Вселенского Действа. Надо, чтобы каждый человек почувствовал себя ответственным за все - стал настоящим хозяином своего Дома - планеты в целом.
1 Шимельфениг О.В. Живая Вселенная. Сюжетно-игровая картина мира. XXI век: «САМОЗАВЕТ» или «САМОАПОКАЛИПСИС». - Саратов: Научная книга, 2005. - 688 с.; Шимельфениг О.В., Солодовниченко Л.Я. Беседы о реальности в восьми актах: интеллигенция Саратова в «Intellect game session» // Интеллигенция и мир: Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. 2009. - № 3. - С. 50-74; Что есть реальность? Беседы о реальности: Саратовская интеллигенция в «INTELLECT GAME SESSION»: Руководители проекта, составители и редакторы Шимельфениг О.В., Солодовниченко Л.Я. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 2009. — 680 с.; Шимельфениг О.В., Солодовниченко Л.Я. Роль мировоззренческих парадигм интеллигенции в ситуации глобального кризиса // Интеллигенция и мир: Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. 2012. - № 2. - С. 62-78; Суфизм - глобальная картина мира. Философские и практические аспекты: Руководители проекта, составители и редакторы: Солодовниченко Л.Я., Шимельфениг О.В. - Саратов: Научная книга, 2013. - 357 с.; Шимельфениг О.В. Игра и реальность. Мировоззренческие и прикладные аспекты сюжетно-игровой парадигмы (монография). - LAP LAMBERT Academic Publishing. Saarbrucken. 2013. - 359 c.
То есть, - в противовес общепринятому представлению о том, что мир творится якобы «объективно», без нашего существенного участия, - целью воспитания и образования должно стать понимание зависимости всего происходящего (прежде всего с самим собой) от каждого из нас, знание о хрупкости, мимолетности, эфемерности Бытия, откуда следует необходимость развития внимательного, чуткого, бережного и сострадательного отношения к его проявлениям; формирование высокого стандарта «качества жизни» на Земле на основе картины мира, типа сюжетно-игровой, согласно которой мы все совместно, планируя наше общее будущее, интерпретируем прошлое и «разыгрываем» настоящее. Такова, на наш взгляд, оптимальная стратегия выхода из глобального системного кризиса современной цивилизации.