Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал студентов и преподавателей российских вузов'

Интеллектуальный потенциал студентов и преподавателей российских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любецкий Николай Петрович, Самыгин Сергей Иванович, Шевченко Александр Михайлович

В настоящей статье рассматриваются особенности формирования и совершенствования интеллектуального потенциала студентов и преподавателей российской высшей школы. Автор выявляет основные факторы формирования интеллектуального потенциала, подчеркивает значимость инновационного подхода к организации образовательной деятельности для повышения интеллектуального потенциала студентов и преподавателей российской высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любецкий Николай Петрович, Самыгин Сергей Иванович, Шевченко Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал студентов и преподавателей российских вузов»

УДК 316

Любецкий Николай Петрович

кандидат социологических наук,

доцент кафедры спортивных дисциплин

Донского государственного технического университета

[email protected]

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук,

профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета [email protected]

Шевченко Александр Михайлович

доктор социологических наук,

профессор кафедры судебной экспертизы и криминалистики Ростовского государственного экономического университета [email protected] Nikolay P. Lyubetsky

candidate of sociological sciences, associate professor of department "Sports disciplines" of the Don state technical university [email protected] Sergey I. Samygin

doctor of sociological sciences, professor of department of personnel management and sociology of the Rostov state economic university [email protected] Alexander M. Shevchenko

doctor of sociological sciences, professor of department of judicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university [email protected]

Интеллектуальный потенциал студентов и преподавателей российских вузов

Intellectual potential of students and teachers of the Russian higher education institutions

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности формирования и совершенствования интеллектуального потенциала студентов и преподавателей российской высшей школы. Автор выявляет основные факторы формирования интеллектуального потенциала, подчеркивает значимость инновационного подхода к организации образовательной деятельности для повышения интеллектуального потенциала студентов и преподавателей российской высшей школы.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, преподаватели, студенты, высшее учебное заведение, система образования.

Summary: in this article authors considered features of forming and enhancement of intellectual potential of students and teachers of the Russian higher school. The author reveals major factors of forming of intellectual potential, emphasizes the importance of innovative approach to the organization of educational activities for increase in intellectual potential of students and teachers of the Russian higher school.

Keywords: intellectual potential, teachers, students, higher educational institution, education system.

В современной России, в условиях динамичных изменений в социально-экономической и социокультурной жизни страны, одной из главных задач общества становится формирование инновационной культуры россиян, что подразумевает и необходимость укрепления и развития интеллектуального потенциала общества. Для любого государства уровень интеллектуального потенциала является одной из определяющих характеристик перспектив ее экономического развития, в первую очередь - в научно-технической сфере.

«Кузницей» интеллектуального потенциала во все времена оставалась высшая школа. Именно университеты и институты заняты воспроизводством интеллектуального потенциала страны, подготовкой будущих кадров интеллектуальной элиты общества. Соответственно, задачи развития интеллектуального потенциала как студентов и аспирантов, так и преподавателей и научных сотрудников высших учебных заведений обладают очень большой актуальностью для любой страны, в том числе, разумеется, и для Российской Федерации.

Высшее образование в современном обществе призвано решать две ключевые задачи - обеспечение условий для получения квалификации по определенной профессии и подготовку кадров для разных областей трудовой деятельности [1]. Решение данных задач подразумевает и необходимость повышения интеллектуального потенциала студентов и преподавателей высших учебных заведений. Именно в высших учебных заведениях процесс развития и повышения уровня интеллектуального потенциала человека приобретает наиболее совершенные черты, поэтому именно к высшей школе должно быть обращено максимальное внимание государства в плоскости развития и совершенствования интеллектуального потенциала общества.

Под интеллектуальным потенциалом мы понимаем комплексную характеристику уровня развития интеллектуальных, креативных, профессиональных, деловых возможностей.

Интеллектуальным потенциалом обладает как отдельно взятая личность, так и страна в целом. Для выпускника высшего учебного заведения одним

из важнейших показателей его интеллектуального потенциала является способность применять научные знания в практической жизни [2, с.20]. Именно практичность развиваемых умений и навыков и обеспечивает реальную востребованность высшего образования по конкретной специальности.

Обращаясь к моделям исследования интеллектуального потенциала студентов вузов (а эти модели могут в равной степени быть транслированы, с определенными дополнениями и корректировками, и на преподавательскую среду), следует выделить факторную модель, о которой пишет Ж.Ю. Данкова [3, с. 11].

Интеллектуальный потенциал студентов высших учебных заведений складывается из совокупности целого ряда детерминант. В первую очередь, это макросоциальные факторы, к которым можем отнести глобальные и региональные социальные связи студентов. Речь идет, в том числе, и об «общем фоне» развития интеллектуального потенциала студентов в конкретном государстве, о тех социально-экономических, политических и социокультурных условиях, в которых происходит становление молодых людей.

Во-вторых, это мезосоциальные факторы. К ним мы относим специфику конкретного образовательного учреждения, для которого могут быть характерны собственные особенности, традиции, определенный уровень развития интеллектуального потенциала учебного заведения в целом. Здесь следует иметь в виду, прежде всего, разделение высших учебных заведений (разумеется, не формальное, отраженное в нормативно-правовых актах, а фактическое) на «элитные» - как правило, столичные, и провинциальные.

Наконец, третья группа факторов, детерминирующих интеллектуальный потенциал студентов, является микросоциальной по своей природе и включает в себя специфику индивидуального окружения конкретного студента, особенности его социальных связей на первичном уровне. Здесь большую роль играет культурный и социальный капитал семьи. Каждая семья обладает собственным уникальным культурным и социальным капиталом, который играет одну из важнейших ролей в формировании личности будущего студента. Если он происходит из семьи с высоким уровнем образования, общей культуры, со значительным социальным статусом, то есть определенные основания предполагать и возможность развития высокого уровня его интеллектуального потенциала. В то же самое время, студенту из семьи с низким уровнем развития социального и культурного капитала будет гораздо сложнее развить и реализовать свой интеллектуальный потенциал, хотя, безусловно, играют свою роль и сугубо индивидуальные, личностные факторы. П. Бурдье относил к ним самооценку студента, уровень его амбиций, выбранную жизненную стратегию [4].

В настоящее время исследователи склонны говорить о наличии трех основных траекторий интеллектуального развития студентов в современном российском обществе. Это траектории образования, благополучия, самореализации и саморазвития. Траектория благополучия в современном российском обществе лидирует среди прочих траекторий, что объясняется как социально-экономическими проблемами страны, так и господствующей системой ценностей. Выдвижение материального благополучия на приоритетные позиции в системе ценностей как студенчества, так и более старших поколений, включая и преподавательский состав, неизбежно оказывает соответствующее влияние на уровень интеллектуального потенциала.

Преодоление негативных тенденций в сфере развития интеллектуального потенциала российского студенчества и преподавательского состава связывается нами с формированием особых социальных технологий, направленных на повышение развития интеллектуального потенциала студентов и преподавателей вузов. Под социальными технологиями повышения уровня развития интеллектуального потенциала следует понимать развитую систему управленческих действий, которые направлены на развитие интеллектуального потенциала вуза в целом. К основным показателям интеллектуальной среды вуза можно отнести: во-первых, социальный запрос на интеллектуально развитую личность, во-вторых, наличие задач развития интеллектуального потенциала преподавателей и студентов вузов, в-третьих, наличие научных школ и традиций, в-четвертых, развитие стремления к самореализации и самовыражению именно в интеллектуальной деятельности.

К сожалению, в современных российских вузах сейчас наблюдаются многочисленные проблемы со всеми четырьмя показателями. Традиции научных школ утрачиваются в связи со старением преподавательского состава и отсутствием практики передачи знаний младшему поколению преподавателей - на протяжении 1990-х - 2000-х гг. очень малое количество молодых людей избирали для себя карьеру преподавателя вуза. Социальный запрос на интеллектуально развитую и одаренную личность в России также долгое время отсутствовал, что было связано с утверждением ценностей материального обогащения, личного благополучия, власти, силы, влияния, но никак не интеллектуального развития.

Повышение уровня интеллектуального потенциала студентов и преподавателей вузов очень плотно связано и с уровнем финансового и материального обеспечения системы высшего образования. На протяжении практически всех первых двух пореформенных десятилетий в России наблюдалось крайне невнимательное отношение государства к системе высшего образования, что проявлялось и в недостаточном финансовом

обеспечении высшей школы. Малые зарплаты преподавательского состава, мизерные стипендии студентов и аспирантов, недофинансирование материально-технической базы университетов - все это сказывалось на общем уровне научно-педагогической деятельности вузов.

Серьезным препятствием к развитию интеллектуального потенциала российских вузов стала и постепенная коммерциализация системы высшего образования в Российской Федерации. Качество платного образования, как и мотивации студентов, его получающих, вызывают многочисленные вопросы и не менее многочисленную критику со стороны представителей научно-педагогического сообщества, общественных и политических деятелей. Но в условиях хронического недофинансирования появление коммерческих отделений и факультетов для многих вузов представляло собой одну из очень немногих реальных возможностей улучшения своего материального и финансового положения.

Сложно не согласиться с Ж.Ю. Данковой, которая пишет, что механизм управления развитием интеллектуального потенциала вуза должен являть собой «упорядоченную систему управленческих действий, направленных на формирование интеллектуальной развивающей среды вуза» [3, с. 8].

И.В. Скоблякова и Е.М. Семенова пишут о внедрении инновационного подхода в российское образовательное пространство, который подразумевает, в том числе и переориентацию учебных программ на самостоятельное усвоение знаний студентом [5]. Фигура преподавателя в инновационном подходе к образованию меняет свою роль - теперь преподаватель это в большей степени организатор и консультант, который призван не транслировать студенту некий объем знаний, а развивать у студента компетенции, направленные на самостоятельное усвоение знаний, прежде всего за счет обретения высокоразвитых навыков работы с информацией.

Важность самостоятельной работы для современного студента сложно переоценить. Учитывая уровень развития информационно -коммуникационных технологий, для современного специалиста гораздо важнее не обладать набором выученных знаний по определенной теме, а быстро и безошибочно ориентироваться в масштабных потоках информации, выискивая ее наиболее ценные пласты и максимально оперативно приспосабливая их к использованию в интересах собственной работы или научного поиска. Но развить навыки работы с информационными потоками невозможно без опыта самостоятельной деятельности в процессе обучения, поэтому инновационный подход к обучению и предполагает повышение самостоятельности студента в процессе получения им образования. Равным образом, кстати, меняется и подход к роли преподавателя. От фигуры преподавателя также требуется в

большей степени ориентироваться в информации, уметь работать с ее источниками.

Основы для укрепления интеллектуального потенциала студентов и преподавателей российских вузов создает и переориентация российской высшей школы на гуманистическую образовательную парадигму, предполагающую отказ от авторитарных методов педагогики в деятельности высшей школы. В современном университете педагогика, основанная на авторитарном общении преподавателя и студента, заменяется педагогикой сотрудничества, в основе которой лежит диалог между преподавателем и студентом [6, с.200]. Преподаватель и студент в данной системе координат становятся сотрудниками, партнерами по научно-исследовательскому поиску, что способствует раскрытию их интеллектуального потенциала в более полном объеме, чем прежде, в традиционной схеме организации образования.

В настоящее время произошли достаточно оптимистичные изменения в государственной стратегии развития системы высшего образования в Российской Федерации. В частности, были созданы федеральные университеты, повышается уровень заработной платы преподавателей и научных сотрудников, выделяются средства на научные исследования. Но, вместе с тем, остается достаточно широкое поле для дальнейшего развития технологий повышения интеллектуального потенциала студентов и преподавателей российских вузов [7].

Таким образом, в настоящее время раскрытию интеллектуального потенциала преподавателей и студентов российских вузов может способствовать реализация следующего спектра задач и мероприятий: повышение мобильности и динамичности вузовской системы управления, ее дебюрократизация; дальнейшее повышение квалификации, педагогического мастерства и деловых навыков профессорско-преподавательского состава; стимулирование студентов к научной деятельности посредством развития соответствующих мотиваций; улучшение учебно-методического и программного обеспечения вузов, информационной поддержки деятельности высшей школы в российском обществе.

Важной задачей по-прежнему остается улучшение финансового и материально-технического обеспечения российских высших учебных заведений. В частности, самостоятельный научный поиск студентов будет иметь серьезные последствия только в том случае, если высшее учебное заведение будет обладать способностью организовать должное материально-техническое обеспечение исследований, финансово мотивировать студента, чтобы он концентрировал свою творческую энергию на исследовательском процессе, а не искал возможности дополнительного заработка вне образовательного учреждения.

Ряд исследователей говорит и о таком интересном нововведении как необходимость разработки и внедрения системы мониторинга уровня интеллектуального потенциала студентов и преподавателей. Также большое значение будет иметь внедрение единой системы информационно-коммуникационного пространства университетов, установление неразрывной связи обучения с научно-исследовательской и практической деятельностью студентов. Безусловно, что реализация всех этих мер потребует от российского государства значительных усилий по дальнейшей активизации поддержки и стимулирования интеллектуальной деятельности отечественной высшей школы.

Литература

1. Ясин, Е. Модернизация и общество / Е. Ясин // Вопросы экономики. 2007. №5. С.4-29.

2. Тюрина, Л. А. Вузовский учебник сегодня и завтра / Л. А. Тюрина // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 12-24.

3. Данкова Ж.Ю. Управление интеллектуальным потенциалом студентов в высшей школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол. н. Белгород, 2004, 18с.

4. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. Н. А. Шматко. СПб., 2005.

5. Скоблякова И.В., Семенова Е.М. Интеллектуальный потенциал студентов и его формирование в университете // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», 8-9 апреля 2010 г., Минск

6. Гнепа О.В. Некоторые аспекты улучшения профессиональной подготовки будущих учителей // Международная научная конференция "Наук« молодых - интеллектуальный потенциал современности». М., 29-30 апреля 2015. С. 196-205.

7. Верещагина А. В., Самыгин С. И., Имгрунт С. И. Интеллектуальная безопасность России в условиях кризиса научно-образовательной сферы и роста социального неравенства // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 52-65.

Literature

1. Yasin, E. Upgrade and society / E. Yasin//economy Questions. -2007. - No. 5. - Page 4-29.

2. Tyurina, L. A. High school textbook today and tomorrow/L. A. Tyurina//the Higher education in Russia. — 2002. — No. 1. - Page 12-24.

3. Dankova Zh. Yu. Management of intellectual potential of students at the higher school: Belgorod, 2004, 18pages.

4. Bourdieu P. Sociology of social space / Lane with fr. N. A. Shmatko. SPb., 2005.

5. Skoblyakova I. V., Semenova E. M. Intellectual potential of students and its forming at university//Materials IX of the International scientific and

practical conference "Urgent Problems of a Business Education", on April 8-9, 2010, Minsk

6. Gnepa O. V. Some aspects of improvement of professional training of future teachers//the International scientific conference of "Sciences" of young people - intellectual potential of the present". M, on April 29-30, 2015. Page 196-205.

7. Vereshchagina A. V., Samygin S. I., S. I Imgrunt. Intellectual safety of Russia in the conditions of crisis of the scientific and educational sphere and growth of social inequality//the Humanist of the South of Russia. 2016. No. 2. Page 52-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.