Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИИ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА И СБЕРЕЖЕНИЯ РОСИИ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИИ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА И СБЕРЕЖЕНИЯ РОСИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект нации / национальная цель / жилищная и дорожная проблемы / условия достойной жизни / наилучшие доступные технологии / intelligence of the nation / national goal / housing and road problems / conditions for a dignified life / best available technology
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИИ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА И СБЕРЕЖЕНИЯ РОСИИ»

Залиханов М. Ч.

д.геогр.н., академик РАН, Герой социалистического труда, научный руководитель Высокогорного геофизического института Росгидромета, г. Нальчик infocom. moiseev@pran.ru Степанов С.А.

д.п.н., профессор, Международный независимый эколого-политологический университет opencom404@pran.ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЦИИ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА

И СБЕРЕЖЕНИЯ РОСИИ

Ключевые слова: интеллект нации; национальная цель; жилищная и дорожная проблемы; условия достойной жизни; наилучшие доступные технологии.

Keywords: intelligence of the nation; national goal; housing and road problems; conditions for a dignified life; best available technology.

Внимательное рассмотрение недавно принятого правительством России документа «Сорок два шага навстречу» -42 инициативы социально-экономического развития России до 2030 г. во исполнение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г, утвержденных Президентом страны, показывает необходимость объединения усилий гражданского общества и государства для успешной реализации поставленных целей и задач. В то же время в указанных стратегических документах просматривается недостаточное понимание их разработчиками целей и задач по последовательности их достижения и адекватности предусматриваемых ресурсов. Перечень национальных целей начинается с решения демографической проблемы в стране, хотя решение этой проблемы должно быть следствием достижении всех остальных целей.

По мнению разработчиков, снижение уровня бедности в стране может быть достигнуто преимущественно средствами монетарной политики (денежные субсидии, пенсионная реформа и т.д.) без радикальной реформы кредитно-финансовой политики1 и перестройки экономики и создания на этой основе условий реализации интеллектуального потенциала нации.

Приоритетное жилищное строительство в городах, обозначенное в этих документах, обрекает сельскую местность и провинцию, где проживает более шестидесяти млн. чел., на дальнейшее прозябание и обезлюживание2. Этот процесс, если не предпринять кардинальных мер, будет и дальше усиливаться в связи с глобальными климатическими изменениями, вызывающими природные катаклизмы (наводнения, землетрясения, пожары, опустынивание), возможными техногенными катастрофами3, а также негативным влиянием внешних глобальных угроз для экономики страны и ее государственности.

Цель данной работы - обосновать необходимость научно-технологического рывка на основе интеллектуального потенциала нации для создания условий достойной жизни российских граждан и сохранения государственности в условиях неблагоприятной для России геополитической обстановки4.

В связи с этим необходимо отметить, что в течение всех трех десятилетий существования современной России идет поиск национальной идеи5, которая бы объединила общество, государство, все этносы и кон-

1 Гринспен А. Эпоха потрясений: Проблемы и перспективы мировой финансовой системы: Пер.с англ. - М.: Юнайтед Пресс, 2011.

2 Байден был прав: сельская Россия умирает от бедности и пренебрежения. - http://www.Inosmi.ru/translatin/251413.html/

3 По нашему твердому убеждению денежная государственная компенсация потерянного жилья в результате природных и техногенных катаклизмов только усиливает отток населения в крупные города и приводит к еще большему обезлюживанию провинции, особенно сельских территорий и удаленных поселений.

4 Залиханов М.Ч. Россия и Запад: глобальные вызовы и проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 27 Глобалистика и геополитика. 2019. - № 1. - С. 5-22.

5 Моисеев Н.Н. в связи с этим подчеркивал: «Любому народу для своего развития необходима некоторая национальная идея. Наша современная идея не должна быть похожа на рассуждения отца Фелофея, говорившего о третьем Риме. И тем более не должна напоминать об идеях мировой революции во имя торжества коммунизма. Природой и судьбой нашему народу дана Земля, занимающая Север Евразии. Другой Земли у нас нет и не будет. И нет у нас другой задачи, как обустроить эту Землю, дать народу возможность сносного существования, следуя своим извечным традициям» См.: Моисеев Н.Н. Россия в системе государств ХХ1 века // Россия в системе государств ХХ1 века. Материалы совместного заседания ученых советов Московского энергетического института (Технического университета) и Международного независимого эколого-политологического университета 27 октября 1999 г. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 22 с.; Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. -256с.

фессии1. Бесплодный поиск такой идеи2 авторы предлагают заменить определением главной национальной цели, опираясь на конституционное положение: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Статья 7).

Понятно, что в условиях неопределенности геополитических изменений и повышения угроз национальной безопасности экономические возможности страны весьма ограничены и научно-технологический прорыв в экономике современной России и, в частности, в улучшении условий, обеспечивающих достойную жизнь и снижение уровня бедности населения, будет реален, если государство определит главное звено в цепи накопившихся социально-экономических проблем и с помощью этого звена в союзе с гражданским обществом, в том числе социально ответственным бизнесом, вытянет всю цепь социально-экономических проблем.

В концептуальном плане таким звеном может стать решение жилищной проблемы в стране и прежде всего в провинции и на селе3. Реализация этой задачи позволит остановить негативный демографический процесс и посредством закрепления населения в восточных и южных приграничных территориях, укрепить обороноспособность страны и тем самым сохранить российскую государственность.

Решение жилищной проблемы в краткосрочной перспективе возможно, если использовать традиционный национальный ресурс - русский лес и новейшие доступные отечественные технологии крупнопанельного деревянного

4

домостроения .

Решение этой проблемы несет в себе большой социально-экономический мультипликативный эффект:

- решает в краткосрочной перспективе проблему замены ветхого и аварийного жилья и на этой основе повышает качество жизни населения страны и прежде всего в российской провинции, делает сельскую жизнь привлекательной для молодежи и жителей мегаполисов и крупных городов;

- вырабатывает мощный стимул для создания на новой технологической основе отечественного машиностроения, производства современных строительных материалов и нового экспортного направления деревообрабатывающей продукции с высокой добавленной стоимостью;

- создает новую для села сферу жилищно-коммунального хозяйства, открывает миллионы новых рабочих мест, увеличивает приток: в регионы - трудовых мигрантов из крупных городов и мегаполисов, а в страну - квалифицированных иммигрантов, в т.ч. соотечественников, оставшихся после распада СССР за рубежом5;

- сохраняет русский генофонд и создает основу устойчивого роста народонаселения, что позволит преодолеть демографический провал от огромных потерь в Великой Отечественной войне и усугубившийся с распадом СССР, формирует направление оптимальных вложений в развитие человеческого капитала в нашей стране.

Ретроспективный научный анализ показывает, что если массовое строительство пятиэтажек в разоренных войной городах в 50-60 гг. прошлого века ослабило напряжение в жилищной проблеме и благоустроило жизнь значительной части городского населения нашей страны, то массовое скоростное деревянное домостроение в настоящее время в корне преобразит жизнь в провинции и сделает ее привлекательной для многих миллионов людей. Этот аспект весьма актуален, учитывая эпидемиологический фактор безопасности проживания людей в условиях постоянных угроз распространения вирусов в крупных городах и мегаполисах.

1 Глазьев С.Ю. Как собрать российское общество? // И вновь на перепутье? Постсоветским трансформациям 30 лет / Под ред. М.К. Горшкова, Г.А. Тосуняна. - М.: Новые печатные технологии, 2019. - С. 95-124.

2 См.: Национальная идея России: Программа действий (постановка задачи) / Под ред. С. С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2009. - 45 с.; Национальная идея России: в 6 т. - М.: Научный эксперт, 2012; Степанов С.А., Тарко А.М. Россия в XXI веке: Проблемы идентификации и национальных целей. - М.: Библио-Глобус, 2015.

3 Темпы роста числа аварийных домов опережают темпы переселения людей из аварийных домов, так как фонд ветхого жилья чрезвычайно большой и постоянно растет. Нет четкой статистики ветхого и аварийного жилья на селе, нет полных данных его благоустройства. Но реальность такова, что сельские жители и жители малых городов живут в убогих, антисанитарных условиях. По данным ООН, 2,5 млрд. людей на Земле не имеют доступа к улучшенным санитарно-техническим условиям (например, туалеты в доме). Сюда входят, по нашим расчетам, до 28 млн. российских граждан. См.: Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/selhoz15.pdf; Доклад Генерального секретаря о работе ООН. Генеральная Ассамблея. Организационные отчеты. Шестьдесят девятая сессия. Дополнение 1. - Нью-Йорк, 2014.

4 По некоторым расчетам десять поточно-роботизированных заводов (по принципу сборочного автомобильного конвейера) с производительностью 8 тыс. деревянных домокомплектов в сутки, с налаженной логистикой доставки и возведением их в течение 24-30 часов с учетом подготовительных работ на площадке застройки позволят решить жилищную проблему в провинции за 1012 лет. См.: Залиханов М.Ч., Степанов С.А. Обустройство русской деревни и сохранение лесов // Материалы Пятой Международной конференции «Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем». Самара-Тольятти 11-14 апреля 2018 г. - Тольятти: ИЭВБ РАН, 2018. - С. 93-98; .Залиханов М.Ч., Степанов С.А., Федоров Е.В. Технологический прорыв для решения жилищной проблемы на селе: эколого-политологический акцент // Добродеевские чтения-2018: 11 Международная научно-практическая конференция 18-19 октября 2018 г., г. Москва / Отв. ред. Ю.М. Гришаева; ред.колл.: З.Н.Ткачева и др. - М., 2018. - С. 18-20; Медведев посчитал перспективной идею застроить Россию деревянными домами. -https://rn.lenta.ru/news/2017/08/11/wooddomiki/; Степанов С.А. Обустройство страны через сохранение лесов и деревянное домостроение. К 100-летию со дня рождения академика Н. Н, Моисеева // Правовое регулирование сбалансированного развития территорий: сборник материалов международных научно-практических конференций «Экологическая политика: векторы сбалансированного развития» (МИИГАиК, 14 декабря 2017 г.) и «Правовое обеспечение комплексного развития территорий» (МИИГАиК, ИЗиСП, 15 марта 2018 г.) / Отв. ред. С.А. Боголюбов, Н.Р. Камынина, Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев. - М.: МИИГАиК, 2018. -С. 140-143.

5 Степанов С.А. Миграционная политика и модернизация экономики России // Россия в окружающем мире: 2011 (Аналитический ежегодник) / Под ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2011. - С. 183-191.

Таким образом, исторический шанс в решении жилищной проблемы в нашей стране, о котором говорил В.В. Путин, может быть реализован, если грамотно расставить приоритеты и претворить в жизнь предложенное направление социально-экономической политики.

Создание современной транспортной инфраструктуры - это главное условие и средство решения извечной проблемы российских дорог и технологического обеспечения жилищной проблемы.

В современной транспортной инфраструктуре важны все составляющие ее элементы: железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный транспорт. Но массовая автомобилизация населения страны указывает на приоритет развития комплексной сети современных автомобильных дорог; сети, ориентированной на человека и улучшение условий его жизни.

Важно преодолеть политический и психологический нигилизм в автодорожном строительстве, приведший страну к мировому антирекорду по количеству и срокам возведения автомобильных дорог1.

Центральным звеном новой сети автомобильных дорог призвана стать современная скоростная автомагистраль от западных границ с Белоруссией до Владивостока. Это звено в свою очередь может стать:

- мощным транспортно-логистическим и политическим связующим звеном центральных регионов и Дальнего Востока страны;

- важным элементом укрепления обороноспособности страны;

- мощным стимулом дорожного строительства в регионах и сельской местности по всей трансконтинентальной трассе;

- мировым конкурентным преимуществом развития пространственной экономики страны, в том числе за счет значительного увеличения трансконтинентального транзита грузов, развития отечественного и международного природного и курортного туризма;

- выгодным коммерческим элементом увеличения транзитных международных воздушных сообщений, если предусмотреть на этой автотрассе запасные полосы для аварийной посадки воздушных судов.

Перспективным направлением современной транспортной инфраструктуры может стать также создание нового вида транспорта - флота беспилотных, дистанционно управляемых крупнотоннажных дирижаблей. Это позволит доставлять крупногабаритные и сверхтяжелые грузы, в том числе в отдаленные и труднодоступные районы страны; проводить в ускоренном темпе дноуглубительные работы на реках для воссоздания современных водных транспортных артерий страны; использовать в лесоперерабатывающем комплексе для мониторинга лесных массивов и эффективного тушения лесных пожаров.

Другим перспективным направлением также может стать развитие трубопроводного транспорта с использованием труб широкого диаметра для переброски в соседние азиатские республики, а также в КНР и КНДР избыточных стоков сибирских рек в паводковый период, что позволит предотвратить затопление значительного количества жилого фонда, объектов социальной сферы, сельскохозяйственного и промышленного производства; значительно сократить расходы бюджетов разного уровня на профилактические, восстановительные и компенсационные цели; повысить уровень экономических связей страны с приграничными государствами.

Учитывая нынешнюю геополитическую обстановку, осложняющуюся пандемией СОУГО-19, решение этих задач чисто рыночными механизмами без использования отечественного опыта мобилизационного характера нереально. Но перекладывать их решение на плечи будущих поколений - неразумно.

Заключение

Имеющиеся противоречия между конституционным положением о социальности государства и его политике по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитее человека, неоправдывающимися ожиданиями в обществе улучшения реальной жизни - с одной стороны, и увеличивающейся бедностью большинства населения страны, его неустроенности, с другой стороны, - главный внутренний вызов российской государственности, порождающий риски для социального напряжения и подпитывающий разрушительные действия внутренних и внешних сил.

Данный вызов можно преодолеть, признав главной национальной целью - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и реализовав в первоочередном порядке неотложную национальную программу по решению жилищной проблемы в стране и созданию современной транспортной инфраструктуры и прежде всего сети современных автомобильных дорог.

Для этого потребуется повысить социальную ответственность работников государственных и муниципальных органов управления за качество разработки и выполнения программ и стратегических планов по снижению уровня бедности в стране и на этой основе за выполнение конституционной нормы по реализации государственной политики по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все это неизбежно вызовет необходимость мобилизации национального интеллекта, использования лучшего опыта отечественного образования, науки, культуры, а также зарубежных достижений в разработке и реализации отечественных наилучших доступных технологий в решении жилищной проблемы и создании современной транспортной инфраструктуры с использованием национальных лесных ресурсов и природных материалов.

1 Темпы автомобилизации населения в России опережают этот показатель в развитых странах, но из-за отсутствия необходимого количества и качества автомобильных дорог мало влияют на качество жизни россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.