шдустри гостинност [ Електронний ресурс] / О. Г. Розметова // Ефе-ктивна економша. - 2013. - № 3. - Режим доступу http://www. есопошу.паука.сош.иа/?ор=1&2=1916.
11. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 638 с.
12. Червшська Л. П. Стимулювання шновацшно! дiяльностi персоналу / Л.П. Червшська// Економша Украши. - 2011. - № 6. -С. 59-66.
Надшшла до редакци 01.11.2016р.
Е.К. Добыкина, к.т.н.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ПРИОРИТЕТНЫЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ
В результате введения инноваций в производственную и непроизводственную сферы жизнедеятельности появилось такое понятие, как инновационная стратегия развития предприятия, которое получило признание в качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, рисков инвестиционных проектов. К настоящему времени уже сформулированы различные научные подходы к инновационному стратегическому планированию, например системный, воспроизводственно-эволюционный, функциональный, маркетинговый, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный и т.д. [1]. Названные подходы актуальны, научно обоснованы и имеют практическую реализацию. Однако в рамках этих подходов на таком факторе, как интеллектуальный потенциал, сделан весьма слабый акцент.
При этом анализ стратегии развития всех ведущих мировых компаний показал, что главным приоритетом является ставка на высококвалифицированные, активные, заинтересованные своей работой кадры и на развитие интеллектуального потенциала.
© Е.К. Добыкина, 2016
На протяжении многих лет таким конкурентным преимуществом было обладание технологиями. Весьма характерным для представителей крупного современного бизнеса является высказывание руководителя европейского подразделения General Electric (GE) Клаудио Сантьяго: "Люди - это единственное конкурентное преимущество, которое есть сегодня у компаний". Знания и навыки сотрудников предприятия, их профессиональные качества являются той частью инструментария, посредством которого создается интеллектуальная продукция, формирующая нематериальные активы организации [1].
Основная миссия успешно действующего предприятия - это эффективная реализация сформированного производственного потенциала, увеличение его масштабности в перспективе на основе инновационного развития. Среди многих критериев деятельности особо выделяются уровень конкурентоспособности продукции и показатель прибыльности предприятия. В условиях глобализации всех процессов, в том числе и экономических, с учетом жесткой конкурентной среды объективно формируется необходимость интеллектуального подхода, связанного с решением задач по повышению этих показателей.
Интеллект - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
К настоящему времени уже накоплен такой объем информации. Технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку поднять не ее уровень даже, а просто К.П.Д. интеллекта, то это привело бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения эффективности использования того, что уже накоплено. Однако энциклопедичность далеко не решающий фактор в процессе познания. Решающим фактором является интеллект - способность мозга так мобилизовать на эвристическом уровне свою работу, чтобы использовать собственный массив информации с максимальной эффективностью. Иными словами, интеллект - это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве [2].
Ф.Н. Ильясов определяет интеллект как способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности».
Интеллект - это прежде всего основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели.
Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет.
Одним из основных аспектов реализации интеллектуального механизма человека является его трудовая деятельность.
Основным результатом реализации инновационного потенциала является разработка и воплощение в жизнь различных инновационных проектов.
В современных условиях экономический рост отождествляется только с научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства.
Оценка проблем формирования и наращивания интеллектуального потенциала, а также его влияние на успешность деятельности предприятия представлена в работах известных аналитиков:
A. Damodaran, D. Zeghal, A. Maaloul, R. Strack, U. Villis, J. Stern,
B. Stewart, C. Don, D. Norton, P. Kaplan, N. Bontis, T. Styuart, E. Bru-king, Kh.A. Faskhiev, С.Ю. Богатырев, А. Барков, I.V. Ivashkovskaya, S.L. Grigor'eva, M.S. Kokoreva, Р.А. Фатхутдинов, В.А. Лаврентьев, А.В. Шарина.
Цель работы состоит в том, чтобы акцентировать роль интеллектуального потенциала в повышении конкурентоспособности и прибыльности на примере крупного машиностроительного предприятия ПАО «НКМЗ» и предложить подходы его оценки
The main part. В постиндустриальном обществе материализованное в товарах и услугах знание формирует все большую часть вновь созданной стоимости. По данным статистики американских компаний, входящих в рейтинги ведущих инновационных компаний, инвестиции в интеллектуальный капитал приносят отдачу в 5-6 раз большую, чем в материальное производство. В ведущих инновационных компаниях работники, занимающиеся генерированием, передачей и использованием знаний, составляют доминирующую группу. Согласно экспертным оценкам в США около одной трети занятых в экономике относятся к работникам умственного труда. [3].
В то же время у украинских компаний имеются проблемы при накоплении интеллектуальных ресурсов и управления ими. Экономические реформы 1990-х годов разрушили налаженную систему НИОКР предприятий. Затраты на НИОКР в Украине незначительны и составляют 0,9% от ВВП, тогда как, например, в США этот показатель достигает 2,7%, в Японии, Швеции, Израиле - от 130
3,0 до 4,5% ВВП [3]. Положительной динамики этого показателя возможно достичь при акцентировании влияния человеческого и интеллектуального капитала на рост инновационных компаний, конкурентного имиджа, прибыльности.
В обществе прибавочная стоимость - это приращение национального богатства в виде национального дохода в части прибавочной стоимости, исключая затраты на оплату труда. Источником формирования прибавочной стоимости является интеллект всего общества. Существует тесная взаимосвязь между процессами по управлению знаниями и общими результатами деятельности предприятия. Эти знания проявляются в навыках, умениях и профессиональном уровне сотрудников и закрепляются в виде организационной культуры, брендов, патентов, лицензий, имиджа, то есть в виде интеллектуального капитала [16].
Средства производства совершенствуются за счет интеллектуального труда, вложенного в эти средства. Использование более совершенных средств производства дает рост производительности труда, причем качественными скачками. Таким образом, основной критерий роста интеллектуального потенциала может быть выражен посредством динамики прибавочной стоимости и прибыльности предприятия.
В производстве интеллектуальный труд специалистов, воплощенный в инновациях, и интеллектуальный труд менеджмента являются источником экономической прибыли. Оптимальное использование возможностей интеллектуального потенциала, применение нестандартных подходов позволяют решать многие проблемы. И именно здесь формируется задача эффективного превращения интеллектуального капитала в стратегический потенциал предприятия.
Информация и знания (интеллектуальный капитал) все больше определяют конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и национальных экономик. Способность к созданию, использованию и увеличению интеллектуального капитала - это фундамент, на который опираются экономическая мощь страны, благосостояние и качество жизни ее народа. Конкурентоспособность предприятий зависит от опережающего использования инновационных технологий и материалов. Вместе с тем инновационные технологии без специалистов, способных ими управлять, не могут обеспечить конкурентоспособность ни одной организации.
Интеллектуальный капитал и его главный носитель - человек - становится конкурентным преимуществом компании только в
том случае, если компания придает первостепенное значение своим человеческим ресурсам, формирует целостную совокупность рабочих мест, связанных технологически и организационно в соответствии со стратегическими целями, создает условия для повышения профессионального уровня и мастерства. Появление новых технологий, материалов, оборудования требует постоянного креативного использования знаний, обновления профессиональных навыков.
Интеллектуальный капитал предприятия преимущественно реализуется путем продвижения на рынок новых или усовершенствованных товаров (изделий, услуг), которые полнее отвечают интересам потребителей и других экономических контрагентов; внедрения более эффективных технологий производства продукции; введения более рациональных методов управления на всех стадиях производства и сбыта продукции. В конечном счете все сводится к созданию продукта, который в большей степени удовлетворяет существующие или же потенциальные (скрытые) потребности (нередко их целенаправленно формируют). То есть речь идет об инновационных товарах.
Практика показывает, что в развитых странах 70-85% прироста ВВП обеспечивается благодаря инновациям, на Украине -7-10%. Поэтому для экономики Украины, если она намерена на равных правах войти в сообщество цивилизованных стран мира, альтернативы инновационному пути нет.
Интеграция Украины в мировое экономическое пространство, с одной стороны, низкий научно-технический уровень, изношенность материальных активов и дефицит финансовых ресурсов для их модернизации с другой стороны, способствует все большему повышению роли информационно-интеллектуальных факторов функционирования предприятия.
Интеллектуальный потенциал является единственным фактором, который возможно мобилизовать в достаточно короткие сроки для завоевания устойчивого положения на украинском рынке в борьбе с зарубежными фирмами. Следует отметить, что в условиях жесткой конкуренции только уникальный характер интеллектуальных активов фирмы может обеспечить в долгосрочном аспекте достаточно прочные монопольные барьеры для своей зоны получения стабильных доходов на рынке.
Таким образом, логически выстраивается механизм создания экономической прибыли. Креативность разума, направленная на разработку инноваций, то есть интеллектуальный труд, способ-
ствует увеличению объема знаний, реализуемых в разработках нового оборудования и технологий. Используя новое оборудование и новые технологии, предприятие либо снижает затраты на производство, либо переходит на выпуск новой или более качественной продукции, которая имеет большую потребительскую стоимость и цену, что в свою очередь приводит к росту экономической прибыли. Другими словами, основной прирост экономической прибыли обеспечивает интеллектуальный труд, воплощенный в новом оборудовании и технологии.
Сейчас решается, в каком качестве будет участвовать Украина в международном распределении труда через несколько лет -поставщика сырья либо экспортера инноваций и высоких технологий.
Машиностроение, десятилетия вносившее основной вклад в украинский ВВП, имеет право на ведущую роль в экономике нашей страны и в будущем. Но только в том случае, если сумеет найти себя в открытиях, а значит, в новом мировом спросе.
Проблемы постоянного научного и технического обновления производства - это основа устойчивости и рыночной дееспособности для украинских предприятий. Способность предприятий конкурировать в глобальной экономике зависит от наличия преимуществ перед конкурентами, которые достигаются путем использования современной техники и технологий.
Для многих предприятий, столкнувшихся с проблемой конкуренции, выживаемости в жестких условиях рыночной экономики, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием повышения эффективности производства.
В период рыночной экономики научные достижения расширяют технический и производственный потенциал производства, тем самым оказывают значительное воздействие на результаты экономической деятельности предприятий.
Руководствуясь этой концепцией, ПАО «НКМЗ» постоянно наращивает свой интеллектуальный потенциал. Объем и характер инноваций определяются главным образом потребностями предприятия. Необходимо отметить, что научно-технические нововведения требуют значительных капитальных вложений. Так, в 2010 г. на техническое перевооружение ЗАО «НКМЗ» выделено 450 млн грн. Средства направлены на модернизацию сталелитейного производства, приобретение 22 единиц нового станочного оборудования.
Расширение исследований по разработке новых технологий приводит к развитию деятельности на предприятии по созданию нововведений, которые начинаются с возникновения идеи, разработки, проектирования, изготовления новых видов продукции и реализации на рынках сбыта.
С экономической точки зрения нововведение - прибыльное использование научно-технических достижений посредством создания новой потребительской стоимости.
Новые разработки - это один из главных резервов обеспечения экономического роста предприятия, сохранения и усиления его конкурентных позиций на определенном сегменте рынка.
Ускорение процесса создания и реализации новых видов техники и технологии - это важнейший составной элемент всей стратегии как данного предприятия, так и рынка в целом.
Результатом реализации инновационной стратегии предприятия стало то, что на XXII международной выставке «Всероссийская марка. Знак качества XXI века» одиннадцати видам продукции «НКМЗ» присвоены золотые знаки качества.
Это стальные кованые валки для станов горячей и холодной прокатки, универсальные гидравлические моталки для смотки полосы, дуговая сталеплавильная печь ДСП-50, автоматизированные транспортные системы складирования и подачи сыпучих материалов производительностью до 250 т в час, литейные краны грузоподъемностью до 500 т, перегружатели мостовые грузоподъемностью до 40 т, ковочные краны грузоподъемностью до 500 т, мельницы полусамоизмельчения и самоизмельчения с диаметром барабана до 10 м, стационарные миксеры для хранения жидкого чугуна вместимостью до 2500 т, мелкозубчатые дробилки, кривошипные горячештамповочные прессы усилием до 8 тыс. т.
Во всей широкой номенклатуре выпускаемой продукции важное место занимают и пользуются повышенным спросом экскаваторы нового поколения, соответствующие самым современным стандартам эксплуатационной безопасности и производительности, с задействованными в них системами мониторинга технических режимов и технического состояния оборудования, другими достижениями науки, вплоть до спутниковой ОР8 - навигации.
Лучшими в СНГ признаны мельницы, повышенной надежности и улучшенных технических параметров, с маркой НКМЗ.
Для Лебединского ГОКа - крупнейшего в России предприятия по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного металлургического сырья - на предприятии изго-134
товили самую мощную в СНГ рудоразмольную мельницу с более чем 9-метровым барабаном, обеспечивая повышенный объем переработки недр.
Освоен выпуск сверхкрупных грейдерных мостовых перегружателей грузоподъемностью 32 т, с длиной пролетов 60 и 76 м. Перегружатели разработаны с учетом последних тенденций мирового краностроения, основными критериями которых считаются минимальная металлоемкость и энергопотребление при оптимальной надежности и полном комфорте в обслуживании.
Высокий спрос у горняков СНГ и на наши шахтные подъемные машины, особенно с бицилиндроконической формой барабана. Машины такого типа предназначены для оборудования вертикальных подъемных установок глубоких - километровых и более - шахт и рудников, что особенно актуально в последнее время из-за значительного удорожания и, как следствие, ограничения площадей под новые разработки.
Как видно, рынки СНГ и дальнего зарубежья не просто рынки машиностроительной продукции. Это рынки высокоинтеллектуальных технологий: электроники, систем управления, нанотехнологий.
Научная идея или результат не превратятся в инновацию, если авторы или другие заинтересованные люди не ставят задачи рано или поздно извлечь из реализации этой идеи доход. Это главный мотив, который движет авторами инновационной идеи. Общество в случае состоявшейся инновации получает новый ценный продукт и, что самое важное, новые высококвалифицированные рабочие места [17].
В фокусе кадровой политики предприятия должны находиться два основных аспекта. С одной стороны, современный менеджмент должен реализовывать элементы бенчмаркинга, например посредством привлечения высококлассных креативных специалистов не только конкурирующих предприятий, но и других производств. С другой стороны, решая задачу наращивания интеллектуального потенциала, следует учитывать, что наукоемкие предприятия обладают настолько уникальными технологиями и производственными процессами, что не всегда могут воспользоваться специалистами, подготовленными на других предприятиях. Требования к качеству, особенности технологии производства таковы, что в большинстве подразделений могут работать только специалисты, подготовленные и обученные на данном предприятии. Исходя из этого особую актуальность приобретает внутрипроизводственная система подготовки персонала, которая сформирована и
успешно функционирует на «НКМЗ» и является одним из основных факторов системы управления наукоемким производством. При этом, подготовка персонала сама создает предпосылки для решения новых высокотехнологичных производственных задач на основе того, что персонал овладевает новыми знаниями, умениями и навыками.
Кроме того, в эффективную подготовку кадров значительный вклад вносит система целевой подготовки молодых специалистов, которая действует на предприятии третий год. Эта система направлена на профессиональную ориентацию выпускников школ на машиностроительный бизнес, воспитание у них лидерских качеств. Система ориентирована на привлечение выпускников технических вузов, их материальную поддержку во время учебы и обеспечение рабочим местом по окончании учебы. Выпускник гарантированно будет принят на предприятие при наличии качественного диплома (с оценками «хорошо» и «отлично»)
Объективная необходимость для предприятий машиностроительного комплекса не просто держаться на плаву в кризисные годы, а успешно работать требует активно заниматься инновациями и повышать качество выпускаемой продукции. Постоянная и кропотливая работа по повышению качества и снижению производственных издержек, то есть бережливое производство, может гарантировать стабильность позитивного развития.
Немаловажным аспектом в наращивании интеллектуального потенциала предприятия является выявление имеющихся нематериальных активов, которым отводится доминирующая роль в повышении рыночной стоимости предприятия и формировании гудвилла.
Для более эффективной реализации рекомендуется структурировать имеющийся интеллектуальный потенциал предприятия по подразделениям и для руководящего состава с разработкой критериальных показателей инновационных разработок. Это позволит выявить вклад каждого подразделения в формирование интеллектуального потенциала предприятия в целом и выявить скрытые резервы его повышения.
Кроме того, такой подход позволит реально оценить соответствие интеллектуального уровня предприятия стратегическим целям, стоящим перед ним, то есть позволит ответить на вопрос: располагает ли организация необходимыми кадрами и технологиями для достижения этих целей.
Для стоимостной оценки интеллектуального потенциала можно рекомендовать методы EcRAVE [14], RAVE [6], EVA [7], BSC [8], которые позволяют оценить значение различных компонентов интеллектуального потенциала для реализации стратегии компании и роста ее стоимости.
Выводы. Учитывая перечисленные тенденции, условия жесткой конкурентной среды, стремление максимально эффективно реализовать свою миссию, можно констатировать, что знания становятся сегодня доминирующим фактором, одним из главных источников роста производительности, конкурентных преимуществ, повышения прибыльности предприятия. Результаты станут наиболее очевидны, если выбранное направление управления интеллектуальным капиталом и его развитием будет соответствовать стратегическим целям предприятия.
В связи с этим наиболее актуальными являются задачи, связанные с аспектами дальнейшего наращивания интеллектуального потенциала, его структурирования, разработка методики стоимостной оценки вклада этого нематериального актива в прибыльность предприятия, формирование гудвилла фирмы и твердой конкурентной позиции на существующем рынке и освоение новых сегментов.
Для более объективной оценки влияния интеллектуального потенциала на прибыльность фирмы в перспективе предполагается разработка математической модели, которая позволит рассчитать вклад интеллектуальных разработок в формирование этого показателя. На данном этапе эта модель представляется в виде интегрального показателя, который будет учитывать, с одной стороны, степень креативности инновации, уровень востребованности, возможность практической реализации, период сохранения новизны, а с другой - прогноз денежных потоков и прибыли от реализации продукции, произведенной с использованием оцениваемой инновации
Кроме того, в перспективе для определения уровня и динамики интеллектуального потенциала предприятия предполагается использование комплексной оценки на основе графоаналитического метода.
Литература
1. Ткаченко Е. Роль интеллектуального потенциала в развитии предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://desiatochka.hut2.ru/article_ Menedzhment3. html.
2. Барков А. Интеллект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Режим доступа: http://dasintellekt. narod.ru/.
3. Богатырев С.Ю. Влияние человеческого и интеллектуального капитала на рост инновационных компаний / С.Ю. Богатырев // NB: Экономика, тренды и управление. - 2013. - № 2. - С.133-177.
4. Дамодаран Асват. Оценка. Инструменты и методы оценки любых активов/ А. Дамодаран. - Второе издание: пер. с англ. - М: Альпина Бизнес Букс, 2004.
5. Zeghal D., Maaloul A. (2010). «Analysing value added as an indicator of intellectual capital and its consequences on company performance». Journal of Intellectual Capital, Vol. 11, No. 1. - Р. 39-60.
6. Strack R., Villis U. (2002). «RAVE: integrated value management for customer, human, supplier and invested capital». European Management Journal, Vol. 20, No. 2. - Р. 147-158.
7. Stern J., Stewart B., Don C. (1995). «The EVA financial management system». Journal of Applied Corporate Finance, Vol. 8, No. 2.
8. Norton D., Kaplan P. Sbalansirovannaya sistema pokazatelei. Ot strategii k deistviyu. - M.: Olimp-Biznes, 2010. - 320 p.
9. Bontis N. (1999). «Managing organizational knowledge by diagnosing intellectual capital: framing and advancing the state of the field». International Journal of Technology Management, Vol. 18 (58). - Р. 433-462.
10. Styuart T. Intellektual'nyi kapital. Novyi istochnik bogatstva organizatsii / Pod red. V.L. Inozemtseva. - M.: Academia, 1999.
11. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Под ред. Л.Н. Ковачин. - СПб.: Питер, 2001. -288 с.
12. Фасхиев Х. А. Модель управления интеллектуальным капиталом предприятия / Х. А. Фасхиев. - М.: Менеджмент инноваций. - 2011. - № 02 (14).
13. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 4-е изд. - 2003. - 400 с.
14. Осколкова М. А. Интеллектуальный капитал в оценке инвестиционной привлекательности компаний / М. А. Осколкова. - // Управление корпоративными финансами. - 2012. - № 06(54).
15. Семенова Е. М. Методологическое обоснование оценки интеллектуального капитала инноваторов / Е. М. Семенова // Менеджмент инноваций. - 2011. - № 01(13).
16. Евенко В.В. Интеллектуальный потенциал промышленного предприятия и способ его измерения [Электронный ресурс] /
В.В. Евенко, Д.В. Ерохин, Я.В. Зайцева. - Режим доступа: 8с1епсе-bsea.narod.ru/2006/ekonom_2006/ evenko_intllekt.htm.
17. Лаврентьев В.А. Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направления его развития [Электронный ресурс] / В.А. Лаврентьев, А.В. Шарина // Креативная экономика. -2009. - № 2 (26). - С. 83-89. - Режим доступа: http://www.creati veconomy.ru/ агйс^/2173/.
Поступила в редакцию 29.11.2016 г.
В.В. Сфременко, к.держ.упр., В. В. Гордieнко
ПРОБЛЕМИ СОЩАЛЬНО-ЕКОНОМШНОГО РОЗВИТКУ ТЕРИТОР1Й ДОНЕЦЬКО1ОБЛАСТ1
Соцiально-економiчний розвиток постконфлштних територш сходу Украши свщчить про юнування проблем, яю перешкоджають швидкому !х вщновленню. У Донецькiй областi суттево знизилися можливосп зайнятостi, пiдвищився рiвень безроботя, зменшився розмiр оплати працi, зросли цши на споживчi товари, поширеними стали невиплати зароб^но! плати, що обумовило скорочення реаль-них доходiв та рiвня життя, поширення бщность На значнiй частинi територп ще! областi мають мiсце пошкодження i руйнування жит-лового фонду та сощально! iнфраструктури, що пiдривае основи прийнятного юнування для багатьох мешканщв репону; областi мають значну кiлькiсть вимушених переселенцiв, для яких нагаль-ними проблемами стали житло, можливосп зайнятостi та отри-мання достатнього для забезпечення життя доходу; особливо складним е становище бiльшостi мешканцiв, яю проживають на не-пiдконтрольнiй Укра!ш територи. Невиплати соцiальних платежiв, труднощi з працевлаштуванням, ризики вiд военних дш спричиня-ють для мирного населення надзвичайно складнi умови юнування.
Питання соцiально-економiчного розвитку територiй Донець-ко! областi та И вщновлення внаслiдок вiйськового конфлiкту роз-глянуто в роботах таких учених, як А. Аслунд, О. Амоша, В. Анто-нюк, О. Беркут, С. Дорош, О. 1щенко, Ю. Жихарева, Ю. Жуков,
© В.В. Сфременко, В.В. Горд1енко, 2016