Н.Н. Ярош
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В статье освещены основные проблемы экономики городского хозяйства, показано, что инновационный путь развития экономики города возможен только при условии повышения уровня интеллектуальной составляющей человеческих ресурсов. Рассмотрены основные факторы, влияющие на интеллект, структура интеллектуального ресурса предприятия. Намечены пути превращения интеллектуального потенциала в интеллектуальный ресурс городского хозяйства.
Ключевые слова: интеллект, инновация, экономика города, городское хозяйство, интеллектуальный ресурс.
Большую часть общественного продукта создают горожане, которые составляют свыше 75% населения страны. Крупные города концентрируют мощный промышленный и научный потенциал, большую долю трудовых ресурсов, в том числе квалифицированные кадры. Поэтому от состояния экономики городов в значительной степени зависит благосостояние всего общества. Рыночные преобразования оказали негативное влияние на структуру экономики городского хозяйства.
Остро встал вопрос ветхости жилого фонда города (а в городах сосредоточено до 72% жилого фонда). Более 11% жилья нуждается в неотложном капитальном ремонте, 9% - в реконструкции. О буксующей реформе ЖКХ уже и говорить неприлично: концепция его реформирования принята еще в 1997 г.
На первый план выходит проблема реорганизации, реструктуризации производственных территорий в крупных городах. Например, в Москве 16% занимают производственные зоны, 40% их территорий приходится на промышленные предприятия и объекты
© Ярош Н.Н., 2010 110
строительной индустрии, в то время как места под жилье и объекты социально-культурной инфраструктуры города практически нет. Серьезные проблемы с обеспечением экологической безопасности, охраной окружающей среды, совершенствованием транспортной системы города. Увеличение доли услуг и торговли в экономике городского хозяйства привело к сокращению научных организаций и наукоемких производственных предприятий. Москва, которая всегда занимала первое место по научно-промышленному потенциалу, сейчас по этому показателю находится на 7 месте в России.
Рыночные отношения сказались на экономическом развитии малых и средних городов. В городах, имеющих градообразующие предприятия, возникли проблемы, которые поставили жителей на грань выживания.
Экономика города, как и экономика государства, должна прежде всего встать на путь инновационного развития, опираться на научные организации и производственные предприятия с высокой долей интеллектуальной составляющей человеческих ресурсов.
Выдающийся русский ученый, философ и политолог Б.Н. Чичерин в середине XIX в. отметил: «Всякому здравомыслящему человеку совершенно очевидно, что никакая прибавка общественного продукта ниоткуда, кроме как из головы человека, произойти не может». В 1912 г. австрийским ученым Й. Шумпетером предложено понятие инноватора, инновации (нововведения). Как основоположник теории инновации, он считал, что инновации - это «использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения коммерческих задач». Его слова, будучи переведенными на современный экономический язык как внедрение конечного результата интеллектуальной деятельности во все сферы экономики, в который раз подтверждают неразрывную связь между интеллектом и инновациями.
В Послании Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. президент РФ Д.А. Медведев поставил задачу: «...Наш приоритет - это производство знаний, новых технологий и передовой культуры. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики».
Ранее было заявлено, что будущие достижения в экономическом развитии России будут базироваться на концепции четырех «И» - «институты, инвестиции, инфраструктура, инновации», оформленной в виде документа - Концепции развития РФ до 2020 г. Ее реализация в XXI в. невозможна без пятой составляющей - интеллекта. Любые инновационные преобразования, которые осуществляет государство в интересах общества, имеют своей целью
изменение общественно-экономических институтов и отношений с целью улучшения качества жизни граждан. Именно поэтому в процессе реализации этой концепции активным участником является человек как личность, жизненный успех которого зависит от его инициативы, способностей к новаторству и творчеству, т. е. от активной интеллектуальной деятельности.
Сегодня значительно повысилась роль личности в трудовом процессе, изменился и сам характер труда. Для целей прикладных экономических исследований на смену термину «трудовые ресурсы» пришел термин «человеческие ресурсы», который более объективно отражает процесс стирания грани между рабочей силой и личностью человека.
В статье, посвященной эффективности использования трудовых ресурсов1, было отмечено, что понятие « человеческий ресурс» является комплексным. В качестве отдельной его составляющей можно рассматривать интеллектуальный ресурс.
Человека можно представить как систему «психика - организм». Удобнее всего рассматривать отношения человека с миром на личностном уровне организации индивидуальности, поскольку специфика психики данного человека обусловлена социальными факторами. Понимание личности как устойчивой системы психосоциальных свойств индивида, обусловленных биологическими особенностями, общественными отношениями и культурой и характеризующих его как члена общества или общности, не устарело до сих пор. Эти свойства определяют поведение человека, его взаимодействие со средой. Чтобы в дальнейшем оперировать понятием «интеллектуальный ресурс», необходимо определиться с понятием «интеллект» и факторами, которые его определяют.
Интеллект - это психический механизм, который служит для приема, хранения и переработки информации. Иногда под интеллектом понимают лишь набор личностных качеств, которые являются проявлением когнитивных свойств индивидуальной психики. Однако он еще является механизмом регуляции психической активности в целом: позволяет оценивать внешние ситуации, вырабатывать знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению.
Интеллект тесно связан с процессом мышления, поэтому можно говорить о вербальном и невербальном интеллекте. Важными характеристиками интеллекта являются не только способности к тому или иному типу (логическому или образному) мышления, но и способность в той или иной мере детализировать зрительные
образы, способность запоминать и воспроизводить информацию (память), способность поддерживать высокий темп интеллектуальной деятельности и т. д. В целом же уровень интеллекта можно оценить по разнообразию и сложности решаемых задач. В первом случае говорят о широте интеллекта, во втором - о его глубине.
При оценке уровня интеллекта значимой характеристикой является способность к творчеству, деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Помимо высокой активности, направленной на процесс мышления в целом, способность к творчеству связывают с его образной компонентой, проявляющейся в воображении.
Когда речь идет об интеллекте как некотором качестве личности, невозможно отделить от него такие свойства личности, которые представляют собой ее опыт (знания, навыки, умения) и ее направленность (мировоззрение - систему взглядов на мир).
На формирование интеллекта человека, как известно, влияют его генотип (наследственные факторы) и социальная среда. Врожденными, т. е. обусловленными частью генетически, частью условиями пренатального периода, являются задатки - потенциальные возможности благоприятного развития свойств индивида. Задатки служат предпосылкой для развития способностей - устойчивых свойств личности, которые определяют успехи человека в овладении определенными навыками. Способности развиваются в процессе как систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности (воспитания), так и целенаправленного, планомерно и систематически осуществляемого овладения знаниями, умениями и навыками (обучения, результатом которого является соответствующее образование).
Большую роль в формировании интеллекта играет фактор взаимодействия генотип - среда. Так, уровень интеллекта ребенка на 50% зависит от его генотипа, на 30% - от среды, а от их взаимодействия - на 20%2. Дело в том, что люди, обладающие разными врожденными свойствами, по-разному реагируют на те или иные особенности среды, а социальное окружение по-разному реагирует на те или иные личностные качества человека. Если ребенок воспитывается в семье, члены которой имеют общую наследственность, то его способности развиваются, усиливаются. Возможна ситуация, когда влияние среды находится в противоречии с задатками ребенка, способностями подростка. В этом случае формируются личностные черты, которые в первом варианте проявились бы слабо, но при этом врожденные свойства не получают приоритетного развития. Наконец, индивид может сам активно искать среду, формировать свое окружение таким образом, чтобы она соответствова-
ла его врожденным задаткам. Так выбирают друзей и наставников, профессию, учебное заведение.
Вполне правомерно рассматривать интегральную психику социума как аналог психики человека. Совокупность индивидуальных способностей и возможностей отдельных индивидуумов и условия их проявления на разных уровнях общественных отношений представляет собой интеллектуальный ресурс определенного социума-группы, коллектива, народа.
Интеллект человека, когда он используется в определенной трудовой (профессиональной) деятельности, превращается в самостоятельный ресурс - интеллектуальный ресурс индивида, который можно купить и продать. Интеллектуальный ресурс индивида прежде всего используется на предприятии как первичном звене экономической деятельности. Совокупность интеллектов работников этого предприятия (всех, а не только квалифицированных и профессиональных) представляет собой интеллектуальный ресурс предприятия.
Активный жизненный цикл появления нового продукта и его внедрения (инновации) можно представить схематично:
На каждой стадии есть потребность в интеллектуальном ресурсе. На каждой стадии необходим результат интеллектуальной, творческой деятельности.
Выделение интеллектуального ресурса в самостоятельный фактор экономической деятельности обусловлено следующими особенностями современного этапа развития экономики:
- высокий уровень разделения и кооперации труда на предприятиях и в экономике города в целом;
- перераспределение значимости человеческих ресурсов в сторону умственного (интеллектуального) труда;
- повышение наукоемкости производства;
- значительное увеличение масштабов производства и его технологической сложности;
- качественное изменение трудовых процессов, форм и мотивов деятельности, трудовых предпочтений работников;
- рост рыночной стоимости интеллектуальной собственности.
Речь идет об обеспечении инновационной составляющей производства, т. е. высокоэффективном взаимодействии участников экономической деятельности данного предприятия с окружающей их производственной средой на основе развитых возможностей активно воспринимать окружающий мир, мыслить логически и образно, обладать большим объемом знаний с целью внедрения новшеств. По опросу ВЦИОМ, 63% россиян считают инновации необходимым условием будущего процветания России.
Интеллектуальный ресурс любого предприятия включает несколько составляющих:
1. Сумма знаний, умений, навыков всего персонала предприятия, организованная таким образом, чтобы ее можно было использовать для решения производственных и научных задач.
2. Совокупность интеллектуальных способностей персонала, которая представляет собой не простую арифметическую сумму способностей каждого из членов коллектива, а некоторое новое качество, поскольку интегральные способности коллектива (предприятия в целом или отдельных его подразделений) во многом зависят от особенностей коммуникативного взаимодействия внутри него.
3. Общая культура взаимоотношений внутри предприятия: согласованность мнений о важности тех или иных сторон деятельности предприятия, степень доверия между участниками производственного процесса, готовность к компромиссу, сходство способов интерпретации информации о взаимодействиях между отдельными работниками, работниками и руководителями, менеджеров друг с другом.
Интеллектуальный ресурс предприятия может формироваться стихийно, из сиюминутных потребностей. Однако если на предприятии существуют устоявшиеся традиции, формальные и неформальные правила и нормы, то большая часть решений принимается на основе прецедентов, уже имевших место.
Наиболее предпочтительным, но не всегда осуществимым способом формирования интеллектуального ресурса предприятия является целенаправленный жесткий подбор кадров, исходя из его целей и задач. Однако это может обеспечить лишь слаженная команда менеджеров, имеющих не только профессиональную производственную, но и психологическую и социологическую подготовку. Дело в том, что присутствие в подразделении предприятия работника с высоким уровнем интеллекта может в некоторых
случаях нарушить психологический комфорт в нем и тем самым свести на нет способность подразделения решать конкретные задачи. Интеллектуальный ресурс данного подразделения не увеличится, а может даже упасть. Отсюда следует простой вывод: личностные качества сотрудника, его характер и мировоззрение, а также способность к психологической совместимости с другими членами коллектива могут оказать, несмотря на его высокий профессионализм, негативное влияние на интеллектуальный ресурс коллектива в целом.
Понятие «инновация» часто смешивают с понятиями «изобретение», «улучшение», «креативность». Однако в научной литературе преобладает мнение, что нововведение не является инновацией до того момента, пока оно успешно не внедрено и не начало приносить пользу. В связи с этим организационная структура предприятия и политика в подборе кадров, носителей интеллектуального ресурса, должны строиться на четком понимании выбора для каждого подразделения (и даже предприятия в целом) полюса в дихотомии «креативность - исполнительность». Любые кажущиеся инновационными идеи могут погибнуть, если они не будут проверены на практике. А для этого нужно беспрекословное исполнение указаний руководителя при максимальном профессионализме исполнителя.
Как это ни парадоксально, базой инновационной экономики должна быть высокая исполнительская культура персонала. Профессиональные знания, умения, навыки исполнителей - залог продвижения инновационных идей. Творчество на этом этапе допустимо лишь на уровне определенных действий, операций. (Российский национальный менталитет противится этому категорически. Это подметил гениальный писатель Николай Семенович Лесков. Его Левша ювелирно подковал аглицкую блоху. Но ведь танцевать она уже не смогла! По сути с поставленной задачей Левша не справился.)
Городское хозяйство отличается от других социально-экономических систем целым рядом особенностей, в том числе чрезвычайной сложностью структуры. Поэтому необходимость в инновационном подходе стоит перед ним гораздо острее, чем перед другими отраслями.
С юридической точки зрения, городское хозяйство отличается от государственного широкими правами в области производственной деятельности, прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности. С экономической точки зрения, городское хозяйство отличается от других социально-экономических систем тем, что это совокупность предприятий
и учреждений, осуществляющих на городской территории хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения города.
Основные особенности городского хозяйства как системы:
1. Деятельность всех отраслей городского хозяйства носит комплексный характер: каждая отрасль должна функционировать в строгом соответствии с другими отраслями, чтобы обеспечить требуемые пропорции в предоставлении услуг и выполнении работ.
2. Результат деятельности предприятий городского хозяйства потребляется на месте производства (в городе, районе), т. е. потребитель находится рядом с местом производства.
3. Производимая продукция отраслей городского хозяйства не имеет материально-вещественной формы. Объем и качество работ и услуг определяются основным потребителем - населением данного города.
4. Имеет место ведомственная разобщенность предприятий городского хозяйства, что отражается на его структуре управления.
5. Производство и потребление продукции отраслей городского хозяйства либо полностью совпадают во времени, либо имеют незначительный разрыв, что требует высокой степени оперативности управления в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
6. Оперативность и качество удовлетворения текущих социально-экономических потребностей населения в первую очередь сказывается на его жизнедеятельности и качестве жизни.
7. Население города является основным потребителем (заказчиком). Оно воздействует на развитие отраслей городского хозяйства, поэтому координация в системе «городское хозяйство» проявляется во взаимодействии не только предприятий друг с другом, но и с населением.
В городское хозяйство принято включать жилищное хозяйство, теплоснабжение, водоснабжение и канализацию, электроснабжение, газоснабжение, социальную сферу, сферу услуг, торговлю и общественное питание, образование, здравоохранение, городской пассажирский транспорт, строительство и реконструкцию города, санитарную очистку города, благоустройство и озеленение, дорожное строительство, правоохранительную систему, обеспечение экологической безопасности и охрану окружающей среды. Столь разные направления деятельности объединяет то, что городское хозяйство должно служить удовлетворению конкретных потребностей жителей, которые, с одной стороны, являются инвесторами (налогоплательщиками) и производителями, а с другой - потребителями. Именно жители города являются деятелями, обеспечивающими собственные потребности.
Поскольку жители так или иначе (напрямую или косвенно) включены в перечисленную выше деятельность, их можно рассматривать как человеческий потенциал города, а если рассматривать только его интеллектуальную составляющую, то интеллектуальным потенциалом города является совокупный интеллектуальный потенциал его жителей вне зависимости от места приложения их деятельности. Такое утверждение на первый взгляд парадоксально. Однако именно превращение интеллектуального потенциала городского населения в интеллектуальный ресурс городского хозяйства может стать инновационным стимулом в развитии городского хозяйства. Попробуем обосновать и наметить пути реализации этого процесса.
Современный мир изменил отношения человека со временем, пространством и знаниями. Значительно ускорился процесс распространения тех или иных событий. Инновация - это не только нововведение, а стиль жизни, так как в основе прогресса общества лежат образованность, инициативность, творческая активность его членов.
Требования инновационного пути развития российской экономики (экономики городского хозяйства в том числе) выдвигают на первый план основной мотив - стремление (и понимание необходимости) к повышению уровня образования, квалификации, к расширению профессионального кругозора за счет знания языков, компьютера, психологии и т. д. Именно поэтому министр образования и науки А. Фурсенко отметил, что при формировании государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо поставить акцент на четырех компетенциях: исследователь, проектировщик, предприниматель, коммуникатор. Тогда процесс превращения интеллектуального потенциала в интеллектуальный ресурс можно представить следующим образом:
Интеллектуальный потенциал ^ Мотивация ^ Инновационное поведение ^ Интеллектуальный ресурс нового качества ^ Инновационное развитие.
Чтобы решить перечисленные проблемы, необходимо развивать, совершенствовать интеллектуальный ресурс. Необходимо обратить внимание прежде всего на главные факторы его качества -здоровье, образование, воспитание в семье и школе, бытовые условия жизни и т. д. Президент РФ заявил в общем-то очевидную вещь: «Система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Будущий компонент интеллектуального
ресурса должен быть не только хорошо образован, но и здоров. Образование и здоровье - это базовые составляющие гармонично развитой личности. Поэтому приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в семье и школе, тогда будет проще реорганизовать и систему здравоохранения в целом (о чем также сказал Д.А. Медведев). Проблема здоровья - это не только медицина, но улучшение среды обитания (экологии), социального климата, обеспечение экономической стабильности. Как отметил президент общественной организации «Лига здоровья нации», академик РАМН Лео Бокерия, «причины нашего плохого здоровья шире и глубже: от плохой экологии, некачественной пищи и воды до собственного пренебрежительного отношения к здоровью».
Таким образом, государство и руководители города прежде всего должны озаботиться тем, чтобы интеллектуальный ресурс заработал, чтобы произошло его увеличение. Необходимы мощные финансовые вложения в человеческие ресурсы, в социальные институты и технологии. К сожалению, расходы на здравоохранение составляют примерно 120 долл. на душу населения, что в 40 раз меньше, чем в США, в 20 раз меньше, чем в странах Западной Европы. В государственном бюджете РФ в 2008 г. расходы на образование были увеличены на 20% (а собственные государственные расходы - на 40%). В проекте концепции долгосрочного развития России до 2020 года практически не увеличены расходы на образование и здравоохранение. С одной стороны, государство заявляет приоритеты, а с другой - ничего не делает для их реализации. По оценкам Всероссийского центра уровня жизни, к среднему классу, в котором сосредоточена основная масса интеллекта, можно отнести примерно 10% населения; 1% из них - интеллектуальный ресурс, инновационная его часть. А ведь именно средний класс -опора государства, движущая сила инновационного развития.
О творческой составляющей интеллектуального ресурса на любом уровне надо сказать следующее. Генетические ресурсы населения России в силу ее многонациональности находятся на хорошем уровне. Правополушарное (образное) мышление - основа творческой деятельности в генотипе нашего многонационального этноса преобладает, довольно высок его образовательный уровень. Некоторый период растерянности, связанный с переходом к другой экономической формации, уже проходит. Определенная (хоть и очень небольшая) часть молодежи без страха смотрит на мир. По нашему мнению, именно развитие способностей молодежи к осознанному ориентированию на решение возникающих задач, творческому их решению и адекватным современности поступкам является главной задачей подготовки интеллектуального ресурса России будущего.
Приходя к пониманию этого факта, президент РФ провозгласил «настоящую охоту за головами», поиск молодых талантов в России и за рубежом. В конце 2008 г. с подачи президента была запущена программа формирования и подготовки резерва управленческих кадров, который формируется на трех уровнях - муниципальном, региональном и федеральном. Наиболее успешные руководители составят так называемую президентскую тысячу. А у московского правительства уже насколько лет работает дублер - молодые специалисты и студенты вузов. Они учатся самостоятельно принимать и реализовывать решения.
Очевидно, что решающую роль в подготовке профессиональных интеллектуальных кадров должно сыграть возрождение российского образования. Инновационное развитие невозможно без интеллектуального потенциала, а качественный интеллектуальный потенциал, в свою очередь, невозможно создать без инновационного подхода. Это должен быть не замкнутый круг, а спираль развития.
Примечания
1 Ярош Н.Н. Выгода или убытки? // Вестник РГГУ. 2009. № 3. С. 267.
2 Когнитивная психология: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 54.
Совершенствование форм и методов хозяйствования: современные тенденции, перспективы и ретроспективы
В.С. Аксенов, А.А. Тараруева
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
В статье рассмотрены сущность и структура финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого бизнеса. Проанализированы формы и методы региональной поддержки малого предпринимательства в г. Москве, определено место в этом механизме МДЦМП «Марьино». На основе проведенного анализа и изучения зарубежного опыта сформулированы направления совершенствования финансово-кредитного механизма региональной поддержки малого бизнеса в России.
Ключевые слова: малый бизнес, финансово-кредитный механизм поддержки малого бизнеса, микрокредитование, система гарантий банковского кредитования, гарантийный фонд, частичное возмещение налоговых платежей, государственная поддержка малых предприятий.
Современный кризис обострил проблему роста малого предпринимательства в России. Являясь одним из приоритетных направлений дальнейшего развития хозяйственной жизни, малое предпринимательство не в полной мере соответствует возлагаемым на него ожиданиям. Так, общее число малых предприятий в России в 2,4 раза меньше, чем во Франции, в 7,7 раза - чем в Японии, в 23 раза меньше, чем в США. Доля малых предприятий в производстве ВВП в России в 5 раз ниже, чем в США и Японии, в 6 раз - чем в странах Европейского союза. На 1000 россиян приходится в 14 раз меньше малых предприятий, чем в США1. Одной из причин этого, по нашему мнению, является несовершенство действующего в стране финансово-кредитного механизма поддержки малого бизнеса, в том числе на региональном уровне.
Система поддержки малого бизнеса в России в своих основополагающих чертах сложилась к концу 1990-х гг., затем продолжала
© Аксенов В.С., Тараруева А.А., 2010