Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал в системе базовых элементов регионального научно-инновационного кластера'

Интеллектуальный капитал в системе базовых элементов регионального научно-инновационного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Валерий Николаевич, Чернова Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются проблемы формирования научно-инновационных кластеров, обладающих высоким уровнем интеллектуального капитала как основы функционирования региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал в системе базовых элементов регионального научно-инновационного кластера»

В.Н. ЧЕРНОВ, Т.В. ЧЕРНОВА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

В статье рассматриваются проблемы формирования научно-инновационных кластеров, обладающих высоким уровнем интеллектуального ка-

питала как основы функционирования региональной экономики.

Человеческий капитал, инновационный капитал, кластер, региональная экономика.

Определяющим условием эффективного функционирования рынка труда является соблюдение баланса интересов участников трудовых отношений: работодателей и работников. От каждого индивида на рынке труда требуется высокий уровень профессионально-квалификационной подготовленности, способность к профессиональному переобучению и приобретению новых компетенций, повышению квалификации. Динамизм научно-технических преобразований и их влияние на эффективность производства, усиление конкурентоспособности национальной экономики подтверждают необходимость развития инновационных процессов с учетом особенностей развития рынка труда.

Современные тенденции развития основных видов экономической деятельности на территории страны формируются в зависимости от множества факто -ров (политика и вызовы мировой экономики, отраслевая специализация, природно-климатические характеристики, ресурсная обеспеченность и т.п.). На их стыке важнейшую роль играет эффективность использования факторов производства, и прежде всего интеллектуальных ресурсов, что свидетельствует о переходе к качественно новой стадии в системе общественных отношений. Инновационно ориентированная модель общественного устройства предполагает высокую степень развития трудовой и инновационной компонент, содержащих элементы человеческого, интеллектуального и научного видов капитала.

Обзор и систематизация характеристик, составляющих научный, инновационный, человеческий и интеллектуальный виды капитала, показывают логическую взаимозависимость структурных элементов, лежащих в основе функционирования трудовой и инновационной компонент экономической деятельности.

Рассмотрение различных теоретических положений и методологических подходов к сущности человеческого капитала позволяет определить данную социально-экономическую категорию как сово -купность приобретенных индивидом способностей, знаний и компетенций, включая уровни образования, профессиональный опыт и навыки, трудовую мобильность, здоровье и личные качества. Перечисленные элементы человеческого капитала формируют трудовой капитал, реализуемый работниками на рынке труда. Получается, что индивид, обладающий определенным уровнем человеческого капитала, может реализовать его в системе общественных

отношений в виде трудового капитала. Выполняя свои трудовые функции в рамках профессиональных стандартов, индивид создает для организации интеллектуальный и научный капитал, осуществляя разработку и внедрение инноваций в различные сферы жизнедеятельности общества.

Это влечет за собой диверсификацию спроса и предложения на специфические виды интеллектуального труда, ориентирует компании на формирование интеллектуального капитала, способствует развитию науки как вида экономической деятельности. Используя факторы производства и опираясь на накопленный потенциал имеющихся научных знаний, наука производит новые научные идеи, новые знания, открытия и изобретения, лежащие в основе формирования научного и инновационного капитала компаний и фирм.

В отрасль научных знаний категория интеллектуального капитала была введена Дж. Гэлбрейтом (1969). Характеристики интеллектуального капитала одним из первых исследовал Т. Стюарт, определив его как сумму знаний работников компании, что дает им конкурентное преимущество на рынке, а именно объединенные вместе знания в виде патентов, процессов, управленческих навыков, технологий, опыта и информации о потребителях и поставщиках, составляющие в сумме интеллектуальный капитал [1].

Исследуя проблемы управления ресурсами интеллектуального капитала, Т. Графова предложила рассмотреть его в логической последовательности: структурный капитал (организационный, процессный, инновационный, репутационный и инфраструктурный); потребительский капитал; человеческий (патентованный, стратегический, ординарный) и гудвилл (деловая репутация) [2].

Ю. Иващенко рассматривает составляющие интеллектуального капитала, основанные на параметрах человеческого капитала, включая право собственности; социально-экономические и организационные параметры; стоимость рабочей силы [3].

Управление интеллектуальным капиталом строится на гипотезе о том, что параметры собственности увеличиваются в результате использования знание-вой компоненты, поэтому Т. Графова считает целесообразным учитывать все составляющие интеллектуального капитала с помощью инструментов бухгалтерского инжиниринга, поскольку человеческий капитал составляет значительную часть активов институциональнойединицы [2].

В любом случае в основе интеллектуального капитала лежат научные знания человечества -результаты изобретений, открытий исследований и опытов, рано или поздно нашедшие свое практическое применение и дающие экономический или социальный эффект. При этом разрыв во времени от получения научного результата до его практического применения может достигать нескольких лет и даже десятилетий. В этой связи важнейшим аспектом является эффективное продвижение инноваций из теоретической плоскости в практическую.

Анализ сложившихся реалий общественного развития показывает значимость науки как самостоятельного вида экономической деятельности в формировании интеллектуального капитала. Цель науки заключается в создании (производстве) и наращивании нового знания об общечеловеческих проблемах мироздания, расширении границ имеющихся научных представлений по всем аспектам общественной жизни, материализации новых научных знаний в виде инновационных продуктов.

Отношение государства к научной деятельности отражено в государственной научно-технической политике [4], являющейся составной частью единой социально-экономической политики страны. К стратегическим целям научно-технической политики относится, во-первых, обеспечение государственной поддержки отечественной науки и стимулирование развития её приоритетных направлений, имеющих общенациональное значение. Во-вторых, формирование благоприятных условий для коммерциализации инноваций и внедрения научных достижений в сферу производства для их эффективного использования. Достижение поставленных целей будет способствовать воспроизводству и развитию человеческого, трудового и интеллектуального видов капитала на качественно новом уровне, что позволит обеспечить экономический рост, конкурентоспособность страны на мировом рынке, повысить благосостояние населения, усилить гарантии экономической безопасности.

Своеобразными маркерами рынка труда стано -вятся запросы работодателей на работников, обладающих высокими характеристиками интеллектуального капитала, занимающих активную позицию в приобретении новых компетенций. Стало очевидным, что показатели концентрации или дифференциации рынка труда могут являться индикаторами сложных процессов, обусловленных усложнением межотраслевого взаимодействия, кумулятой научно-инновационной деятельности, способствующей распространению инноваций, генерации новых рынков, продуцирующей синергетический эффект.

Как известно, формирование научно-производственных объединений, а в новой терминологии -кластеров, является базисом эффективного развития как отдельного региона, так и страны в целом, поскольку в них аккумулируются передовые техно -логии, наиболее прогрессивные компании и фирмы, компетентные работники. Кластеры генерируют входящие финансовые потоки в форме инвестиций и исходящие - через налоги в бюджет, заработную плату и спрос на производительную силу (средства производства и рабочую силу). Такая аккумуляция

выступает формой концентрации ресурсов, усиливает организованность деятельности, интенсифицирует воспроизводство на качественно новых уровнях эффективности. Роль рынка труда в таких процессах первостепенна. Приближение рынка труда к оптимальности с позиций работодателей позволяет им активнее налаживать кооперативные и партнерские связи, с точки зрения работников - повышать результативность использования труда, улучшая качество и уровень жизни населения территории. Не случайно крупнейшие иностранные компании размещают производства в тех регионах, где велик трудовой потенциал (человеческий капитал), имеются перспективы для организации смежных производств, логистических и посреднических структур.

Научно-инновационный кластер представляет собой сложную систему, состоящую из определенной совокупности материальных объектов и видов экономической деятельности, взаимодействующих ме^ду собой посредством обмена потоками интеллектуального капитала, ресурсов, товаров и информации на основе инновационных технологий.

Инфраструктура научно-инновационного кластера с точки зрения системного анализа представляет собой взаимодействие элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей субъектов и объектов данной системы и обслуживающих процесс экономического оборота ресурсов, в основе которого находятся разработка научных идей, открытий и изобретений, внедрение их в процесс производства товаров и услуг. Среди основных свойств инфраструктуры научно-инновационного кластера можно выделить: комплексность, иерархичность, историко-географическую обусловленность, технико-экономическую обоснованность, качественную совместимость элементов инфраструктуры, способность к кооперации и диверсификации.

Целевая функция инфраструктуры кластера состоит в обслуживании всех его участников и включает задачи обеспечения, регулирования и интеграции их деятельности. Функциональный состав инфраструктуры кластера определяется совокупностью связанных ме^ду собой институтов, выполняющих задачи по обеспечению эффективного режима его функцио -нирования. Во-первых, обеспечение и формирование человеческого капитала, обладающего высоким научным и интеллектуальным потенциалом, осуществляется институтами, функции которых направлены на подготовку специалистов в сфере науки и высоких технологий. Во-вторых, институты, обеспечивающие условия для осуществления производства и оказания услуг хозяйствующими субъектами различных отраслей и видов экономической деятельности (начиная с научных организаций и заканчивая компаниями -производителями инновационной продукции). Далее включаются институты, обеспечивающие экологическую и экономическую безопасность личности, общества и государства, регулирующие соблюдение норм, правил, стандартов при использовании интеллектуального капитала, например, инновационных технологий, защиту интересов потребителей и собственников патентов и лицензий. Кроме того, в состав инфраструктуры кластера включается совокупность

институтов, обслуживающих функционирование рынков инновационных товаров и организации информационного обслуживания предприятий кластера (получение и обработка информации, производство программного обеспечения, услуги по созданию и использованию баз данных). Локомотивом развития экономики страны на современном этапе являются IT-технологии, обладающие высокими темпам роста капиталовложений, прибыли и объемов производства.

Именно наличие соответствующей инфраструктуры отличает кластер от аналитически выделяемого конгломерата территориально близких предприятий и организаций, поскольку обеспечивает выполнение организационно-коммуникативных задач, направленных на реализацию управленческих функций, и формирует инновационное сообщество как субъект развития территории, действующий в партнерстве с бизнесом, центральными и местными властями.

Кластеры активно используются в практических целях, являясь «объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность труда, конкурентоспособность, прибыльность и занятость в находящихся в данномрегионе фирмах» [5].

Научно-инновационный кластер представляет собой логическое объединение интеллектуального и трудового капитала в рамках экономических процессов и явлений на принципе целевой направленности развития, что позволяет хозяйствующим субъектам данного локального территориального образования добиваться целого ряда преимуществ:

- снижения барьеров выхода на рынок за счет унификации требований в рамках кластера;

- достижения эффекта при организованной подготовке кадров высшей квалификации, особенно на стыке научных направлений;

- эффективности использования технических средств и программных продуктов информационных технологий;

- получения доступа к заказам как на результаты научных исследований и разработок, так и на инновационную продукцию;

- адаптации систем профессионального образования региона к потребностям предприятий и организаций кластера, обслуживающих функционирование производственной сферы;

- учёта интересов кластера при реализации регио -нальных инновационных и иных программ [6; 7]. Для региональной экономики развитие научно-

инновационных кластеров позволит обеспечить занятость населения и снизить трудовую миграцию, когда научные кадры вынуждены уезжать в ведущие научные центры страны, привлечь квалифицированных специалистов, развить смежные секторы в экономике территории. Грамотное регулирование процессов функционирования кластера способствует диверсификации и развитию регионального рынка труда и экономики территории в целом. Представляется, что научно-инновационные кластеры должны быть созданы в каждом федеральном округе в рамках

федеральной целевой программы. Причем должна быть четко выраженная научная специализация и соответствующая производственно-технологическая кооперация институциональных образований инфраструктуры кластера, иначе будет происходить дублирование в научных разработках, ненужная конкуренция между учеными и разработчиками, приводящая к распылению финансовых и материальных ресурсов. Основополагающим элементом научно-инновационного кластера могут стать федеральные университеты и опорные вузы, обладающие высоким интеллектуальным капиталом и производящие соответствующий человеческий капитал. Однако для этого необходимо решить некоторые ключевые моменты, поскольку заведомо определенным полагают наличие первичного интеллектуального капитала, который может появиться на уровне среднего специального, высшего или продолженного (аспирантура) образования.

Можно определить основные «параметры» интеллектуального капитала, формирующегося на этапе обучения, которые должны способствовать их самостоятельному и эффективному участию в кластере:

1) высокие требования к уровню компетентности. Набор компетенций по более чем 60 дисциплинам разных образовательных программ даже одного направления подготовки включает не менее 40 позиций;

2) перечень умений в практической, теоретической и организационной деятельности, начиная от умения выполнять обзоры по современному состоянию науки и техники и заканчивая умением управлять коллективом разработчиков, конструкторов и технологов, может содержать не менее 20 позиций;

3) способность формулировать с элементами новизны задачу или конечную цель разработки с обязательной практической реализуемостью в реальные объекты приобретается обучающимися в достаточно плотном взаимодействии с ведущими учеными и практиками, но распределение на все виды практик (в т.ч. и научно-исследовательской у магистрантов и аспирантов) сопряжено с очень большим сопротивлением со стороны принимающих организаций;

4) умение ориентироваться в современной элементной базе и особенностях машинного моделирования, для чего требуется соответствующая материально-техническая оснащенность учебных заведений;

5) простые составляющие личности как умение читать, писать и говорить, устный счет и другие общекультурные знания, ответственность за выполняемую работу.

Как показывает практика высшего образования, результативность подготовки специалистов (бакалавров, магистров) в настоящее время (опыт Южного федерального университета) сталкивается с недостаточной базовой подготовкой абитуриентов. Все последующие усилия получить положительный отклик не дают должного результата и приводят к весьма формальным показателям качества специалистов. Надежда на то, что высшая школа сможет сформи-

ровать у специалиста системное мышление, не дает результата из-за отсутствия таких психологических качеств, как восприятие, осмысленность, целостность, память, мыслительные операции и творческое мышление.

Очень заметно качество обучения в средней шко -ле зависит от региона проживания. Можно объяснить возможности кластеров Московского или Санкт-Петербургского регионов отбором абитуриентов на всероссийской базе. Известна также практика ведущих зарубежных университетов, выполняющих качественный отбор 3-5% от выпускников школ текущего года.

В настоящее время мотивация получения хорошего образования резко уменьшилась, т.к. традиционно вся система подготовки была ориентирована на обязательное трудоустройство и при этом у специалиста формировался единственный навык -копирование или компиляция.

В этой связи возрастает ответственность регио -нальной власти за обеспечение условий эффективной подготовки специалистов (бакалавров, магистров, аспирантов) и участие в экономической, социальной и научной составляющих обучения в целом, особенно в части организации мест практики, помощи в заключении договоров с инновационными предприятиями и организациями. При этом образовательные учреждения, входящие в научно-инновационный кластер, должны очень обоснованно формировать состав предметов образовательных программ, изменяя структуру дисциплин в сторону прикладных, экс-

периментально насыщенных предметов, которые, с одной стороны, являются источником инновационных идей, а с другой - позволяют выстроить экономически эффективную технологию их использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Милънер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями /под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА, 2009.

2. Графова Т.О. Система ресурсного управления интеллектуальным капиталом. Ростов н/Д: ЮФУ, 2010.

3. Иващенко Ю.И. Систематизация и аналитический обзор классификационных характеристик категорий научно-инновационной сферы // Учет и статистика. РГЭУ (РИНХ). 2012. №3(27).

4. Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.base.garant.ru/135919

5. Таушанков В.Д., Ивашина О.М. Роль кластера в экономике // Формирование и развитие агропро -мышленных кластеров в региональном АПК: материалы науч.-практ. конф. Саратов, 2012. С. 31-39.

6. Мигранян A.A. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krsu. edu.kg/vestnik/v3/a15 .html

7. Фомина A.C. Оптимизация регионального рынка труда как фактор формирования экономических кластеров - полюсов конкурентоспособности // Экономика и социум. 2013. №3(8).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.