любой точки и в любое удобное время. Рынок электронной коммерции в России является одним из наиболее развивающихся направлений, позволяющий вывести уровень обслуживания клиентов на новый максимально комфортный уровень [1].
Таким образом, доля влияния электронной коммерции на экономическое положение в России будет непрерывно возрастать в ближайшее время и, следовательно, приведет к положительному воздействию на государственную экономику и уровень жизни населения.
Список литературы
1. Юрасов А.В. «Основы электронной коммерции». Горячая линия-Телеком. Москва, 2014. 500 с.
2. Статистические данные исследовательского агентства «J'son & Partners Consulting». [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.json.ru/markets_research/new_research/ (дата обращения: 15.03.2018).
3. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие / под ред. проф. С.В. Пирогова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 674 c.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ - ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ,
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ Семенова Е.Д.
Семенова Елизавета Денисовна - студент магистратуры, направление: стратегическое управление, кафедра менеджмента, Институт бизнес-коммуникаций Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,
г. Санкт-Петербург
Аннотация: актуальность данной темы обоснована тем, что в настоящее время интеллектуальный капитал приобретает все более значимую роль в экономике. В процессе создания, роста и развития интеллектуального капитала участвуют коммерческие организации, государственные и общественные учреждения, т.е. все участники рыночных отношений. Способность предприятий созидать и эффективность использования интеллектуального капитала все в большей степени определяет значимость предприятия и его благосостояние с точки зрения экономики в целом. Данное исследование проводится с целью освещения понятия интеллектуального капитала с различных ракурсов, выделения его элементов, рассмотрения методов оценки интеллектуального капитала. При подготовке данной работы проанализированы различные источники, использованы такие методы научного исследования, как: анализ, сравнение, обобщение.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческие активы, инфраструктурные активы, рыночные активы, интеллектуальная собственность, гудвил, оценка интеллектуального капитала, умственный запас.
УДК 330.1
В силу развития инновационной экономики велика роль управления знаниями и интеллектуального капитала. Анализ проблем повышения роли интеллектуального капитала и развития знаний дает возможность выявить наиболее актуальные и нерешенные вопросы в этих областях и пути их решения.
Понятие интеллектуального капитала (ИК) возникло на Западе во второй половине ХХ столетия, но свою популярность приобрело лишь в прошлом десятилетии. Именно знания и умственные возможности конкретных людей являются одной из движущих сил в
достижении компании конкурентоспособности. Понятие интеллектуального капитала гораздо обширнее, чем интеллектуальная собственность и нематериальные активы компании. В сегодняшнем понимании интеллектуальный капитал - это чёткие, однозначные, передающиеся знания, обладателями которых является компания; знания, которые могут быть преобразованы в стоимость.
Понятие «интеллектуальный капитал» в различных источниках трактуется по-разному, в зависимости от того, с какой стороны его рассматривают. Например, экономисты считают, что ИК - это форма капитализации интеллектуального капитала в деловой среде, под ИК подразумевают патенты, торговые знаки, знаки качества, гудвил и т.д. В деловой практике интеллектуальный капитал часто определяют как нематериальные активы, в совокупности, которые доступны для управления и оценки, хотя формально они не фиксируются.
В условиях постиндустриального, информационного общества ИК признается главным ресурсом, наличие и рациональное использование которого является фундаментом функционирования любого экономического субъекта. Основой развития общества обоснованно признан «умственный запас», в связи с этим вопрос о влиянии интеллектуального капитала на финансовые результаты деятельности экономических субъектов в настоящее время является весьма актуальным.
Основными элементами, определяющими понятие интеллектуального капитала являются: человеческие активы, инфраструктурные активы, рыночные активы и, конечно же, интеллектуальная собственность. В целом, точки зрения практиков и теоретиков на этот счёт весьма разнообразны. Интеллектуальный капитал характеризуют как: совокупность интеллектуальных активов и трудовых ресурсов (И.Д. Егорычев, Л.И. Лукичева); нематериальные активы, усиливающие конкурентные преимущества (Э. Брукинг); научные и обыденный знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы (В.Л. Иноземцев); совокупность человеческого, организационного и клиентского капитала (Л. Эдвиссон) [3].
Интеллектуальный капитал наряду с другими видами капитала существует как фактор производства. Подобно физическому капиталу, ИК тоже образуется в результате ресурсных вложений, он так же может устаревать и обесцениваться. Основным отличием ИК от других видов капитала является его нематериальная сущность. Довольно проблематично найти средства для измерения ИК - нелегко представить единицу измерения, которая могла бы с наибольшей точностью и объективностью измерить такие понятия как умственные способности, опыт, интуицию сотрудников. Кроме того, в отличие от физического капитала, оценка которого осуществляется финансовыми методами, оценивание ИК осуществляется как с помощью финансовой оценки, так и с помощью нефинансовой. Еще одно отличие заключается в том, что ИК не может полностью быть собственностью организации.
К финансовым показателям оценки ИК можно отнести оценку стоимости интеллектуальной собственности. Для такой оценки основным является доходный метод, который основывается на расчёте, приведенном к текущему моменту стоимости прогнозируемых будущих выгод. Рыночный и затратный метод чаще используются как дополнение к доходному методу. Различные методы оценки зависят от характера неосязаемого актива, от устойчивости и природы дохода.
Наряду с оценкой по средствам финансовых показателей, практикуется нефинансовая оценка ИК. Одним из методов нефинансовой оценки является оценка персонала. Она может классифицироваться следующим образом: прогностический; практический; имитационный.
В прогностическом методе используются анкетирование, рекомендации, мнения коллектива и функциональных руководителей. Практический метод основывается на проверке сотрудника на конкретном рабочем месте, это позволяет оценить результативность его деятельности, для такой оценки используются пробные перемещения сотрудника на различные рабочие места. Имитационный метод предполагает экспертную оценку деловых и личных качеств работника по результатам решения им определённых задач, в конкретных ситуациях [5].
Компания, которая заботится о развитии своего ИК, очень много средств и времени затрачивает на различного рода исследования, анализ, разработки, обучение. При этом рыночная капитализация, за счет развитого интеллектуального капитала, такой компании выше, чем бухгалтерская стоимость ее фондов и материальных активов.
Список литературы
1. Андрейчиков А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике: Основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: Учебное пособие / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. М.: КД Либроком, 2013. 248 с.
2. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. М.: Проспект, 2016. 320 с.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Вильямс, 2016. 672 с.
4. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. М.: Дашков и К, 2015. 272 с.
5. Солоненко А.А., Петровская Г.А. Понятие, виды, методы оценки и учет деловой репутации // Вестник АГТУ. Серия Экономика, 2014. № 2. С. 110-120.